Пилотные проекты в здравоохранении

Проект «Бережливая поликлиника»: что это такое и почему его внедряют в ЛПУ?

Длинные очереди в регистратуру, а затем в кабинет врача – первая причина негатива пациентов и испорченной репутации медучреждения. С 2016 года в России реализуют проект «Бережливая поликлиника». С его помощью власти планируют повысить эффективность работы поликлиник и улучшить качество предоставляемой медицинской помощи. А, главное, сделать приём больного максимально комфортным и быстрым.

Проект «Бережливая поликлиника» – относительно новый. Ниже вы сможете прочесть: что он собой представляет, в каких регионах его начали тестировать, а также узнать плюсы и минусы.

О проекте «Бережливая поликлиника»

Проект реализуют Министерство здравоохранения РФ и госкорпорация «Росатом». Он направлен на повышение эффективности работы лечебно-профилактических учреждений и общей доступности медицинской помощи в 39 регионах страны.

Пилотный проект «Бережливая поликлиника» запустили в Ярославле, Севастополе и Калининграде. Его цель – оптимизировать деятельность лечебного учреждения на различных уровнях.

Суть проекта – перестройка ряда процессов: изменение принципа работы регистратуры, установка современного оборудования, организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В основе проекта лежит японский метод Кайдзен. Японская философия фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработке вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

В основе этого метода лежат 5S:

  • Seiri — аккуратность;
  • Seiton — порядок;
  • Seiso — чистота;
  • Seiketsu — стандартизирование;
  • Shitsuke — дисциплина.

Планируется, что систему внедрят во всех поликлиниках страны к 2023 году. Основная цель новшества – повысить уровень удовлетворённости пациентов качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 60 % к 2020 году и до 70 % к 2022 году. Всего к 2022 году в проекте примут участие около 2 тысяч медицинских учреждений.

Чем завершилась пилотная серия проекта?

После подведения итогов выяснилось, что ожидание своей очереди в регистратуре сократилось в 4 раза, а время у кабинета врача – в 8 раз. Также в поликлиники, где начали реализовывать пилотный проект, россияне стали быстрее дозваниваться, а врач стал уделять пациенту больше времени. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время проект «Бережливая поликлиника» работает в 40 регионах России в 301 медицинском учреждении.

Пациентам стало удобнее находиться в поликлиниках, за медицинской помощью чаще обращаются люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в инвалидных колясках. Люди стали быстрее проходить профилактические осмотры и диспансеризацию.

На основе опыта пилотных регионов федеральный центр планирует выпустить методические рекомендации по внедрению проекта «Бережливая поликлиника».

На сайте Министерства здравоохранения РФ есть несколько полезных презентаций, где изложена суть проекта «Бережливая поликлиника».

Также на сайте доступны методические рекомендации по проекту «Бережливая поликлиника». Ознакомиться с ними можно

Как проходит внедрение проекта в поликлинике

Самыми главными предпосылками к внедрению проекта «Бережливая поликлиника» являются огромные очереди в регистратуру, низкое качество медпомощи, частые жалобы пациентов на недоброжелательное отношение медперсонала.

В первую очередь в ЛПУ выявляются самые слабые и болезненные места, в соответствии с этим предлагаются пути решения:

  • распределяется нагрузка между врачами и средним медицинским персоналом;
  • оптимизируется внутренняя логистика поликлиники, потоки пациентов распределяются;
  • сокращается количество бумажной документации, учреждение переходит на электронный документооборот;
  • соблюдаются нормативы времени приёма пациента, организуется диспансеризация и профосмотр на принципе непрерывного потока пациентов.

Плюсы и минусы проекта

У проекта «Бережливая поликлиника» есть как положительные, так и отрицательные моменты. Так, к плюсам после внедрения проекта в ЛПУ можно отнести:

  • снижение себестоимости и точки безубыточности, устранение скрытых потерь;
  • увеличение оборачиваемости средств и запасов;
  • сокращение партий запасов и незавершенных услуг (замороженных средств);
  • уменьшение времени операций и повышение производительности труда, в том числе высвобождение ставок в штатном расписании (высвободившихся работников не увольняют, а переводить на другие направления);
  • уменьшение жалоб и претензий, повышение качества и удовлетворенности потребителей;
  • уменьшение простоев и поломок медицинского оборудования;
  • вовлечение персонала в усовершенствование;
  • повышение гибкости производства и расширение линейки медицинских услуг (на том же оборудовании);
  • высвобождение пространства, оптимизация использования производственных площадей и площадей складов;
  • дисциплина и чистота на рабочих местах (в кабинетах и в офисах);
  • уменьшение «времени цикла», т.е. от начала до конца медицинская услуга выполняется быстрее или пациент обслуживается быстрее.

Помимо очевидных плюсов у проекта есть и минусы. Чаще всего в ЛПУ существует дефицит кадров, на который оптимизация не всегда в состоянии повлиять. Также могут возникнуть трудности с обучением сотрудников поликлиники, поскольку в основном в ЛПУ работают люди в предпенсионном возрасте. Молодые специалисты не спешат идти работать в поликлиники из-за маленькой, по их мнению, зарплаты.

Однако и в этом случае можно найти выход. Персонал поликлиники можно заинтересовать во внедрении проекта «Бережливая поликлиника», например, финансово. Выпускников медицинских вузов также можно привлечь с помощью федеральных и муниципальных программ.

Если ваши сотрудники больше времени тратят на заполнение бумаг, а не на работу с пациентом, если к вам регулярно поступают жалобы от пациентов на огромные очереди и невозможность попасть к какому-либо врачу, ЛПУ поможет внедрение проекта «Бережливая поликлиника».

Подробнее: https://academy-prof.ru/event/berezhlivoe-proizvodstvo-v-zdravoohranenii

Комментарий эксперта:

Доктор медицинских наук, профессор Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, главный специалист отдела мониторинга и экспертизы ЦМИКЭЭ Росздравнадзора, действительный член Академии проблем качества Надежда Феофановна Князюк:

– Способность медицинской организации к своевременному и гибкому реагированию на запросы потребителей, к постоянному снижению непроизводственных издержек и устранению потерь в потоке создания ценности, становится необходимым условием их деятельности, – отметила Надежда Князюк. – Внедряя концепцию бережливого производства, медицинские организации могут получить заметную экономию по всем статьям расходов и улучшить доступность и качество оказываемой медицинской помощи. Уже результативно функционирующая система менеджмента качества позволяет применять концепцию бережливого производства без каких-либо сложностей. Применение таких методов позволяет оперативно решать возникающие проблемы, предупреждать их появление, а иногда и опережать требования потребителей, тем самым быстро реагируя на какие-либо нововведения. Главное, что улучшения становятся непрерывными, постоянными.

Приглашаем вас принять участие в Международной конференции для частных клиник «Инновационные подходы к удовлетворению ожиданий современных пациентов», где вы получите инструменты для создания положительного имиджа вашей клиники, что повысит спрос на медицинские услуги и увеличит прибыль. Сделайте первый шаг на пути развития вашей клиники.

Пилотный проект: повышаем доступность лабораторной диагностики

О подробностях проекта рассказывает заместитель главного врача по лечебной работе БУЗОО «КДЦ» Анна Брейль.

Централизация лабораторных исследований существует уже три года, жители Омска и Омской области, в особенности отдаленных районов, уже почувствовали ее преимущества. Пилотный проект с поликлиниками — это новый этап развития?

— Централизация лабораторных исследований за три года показала очень хорошие результаты, главный из которых – повышение доступности лабораторной медицины самого высокого уровня всем жителям Омска и Омской области. В рамках Централизации лечебные учреждения самостоятельно определяют, какие виды исследования они будут выполнять самостоятельно, а какие – в лаборатории Диагностического центра. Ряд учреждений выразил готовность еще больше оптимизировать свою работу и отдать в рамки централизации полный спектр лабораторных исследований, включая рутинные методики, такие как общий анализ крови, базовые показатели биохимического анализа и т.п. Больше всех в новом формате работы «выигрывает» пациент, ведь теперь спектр исследований, который ему могут выполнить – практически неограничен, а очередь на них минимизирована.

Сколько поликлиник входит в пилотный проект?

— На сегодняшний день в пилотный проект полной централизации лабораторных исследований вошло 9 поликлиник города. Этот проект развивается эволюционным путем, поликлиники присоединяются постепенно, поэтапно, по мере их готовности. Мы проводим с ними активную работу. Все поликлиники обеспечены пробирками, необходимыми для забора крови, в соответствии с их заявками. Диагностический центр работает в ежедневном режиме, включая выходные дни, большинство исследований выполняется в течение 24 часов.

В чем заключается суть пилотного проекта?

— Суть проекта заключается в том, что для пациентов поликлиники на базе Омского диагностического центра выполняется абсолютно весь спектр лабораторных исследований, от рутинных (общий анализ крови и мочи) до сложных, редких и эксклюзивных. При этом забор крови осуществляется в поликлиниках, и результаты сразу же по мере готовности по защищенному каналу связи передаются в поликлинику. Таким образом, терапевт видит результаты анализов в тот момент, как только они готовы. То есть обеспечена максимальная оперативность, которая очень важна, когда нужно принять решение о тактике лечения пациента.

В чем преимущества пилотного проекта для пациентов?

— Во-первых, возможности лаборатории БУЗОО «КДЦ» по объективным причинам отличаются от возможностей лабораторий поликлиник, поэтому главное преимущество для пациента – значительное расширение спектра лабораторных исследований, которые ему могут провести при необходимости. Таким образом, пациентам стали доступны практически все лабораторные исследования. Во-вторых, централизация исключает очередность пациентов на лабораторные исследования, поскольку мощность лаборатории Диагностического центра позволяет выполнять огромное количество исследований, к тому же мы работаем без выходных. Теперь исследование может быть проведено пациенту даже в день его назначения.

Зачем пилотный проект нужен поликлиникам?

— Для поликлиник весомое преимущество – это экономия, им не нужно приобретать дорогостоящее оборудование и реактивы, также они имеют возможность перераспределить кадровый состав. И главное – врачи поликлиник могут не ограничиваться какими-либо рамками при лечении пациента, у них есть возможность получить весь спектр исследований, чтобы выполнить стандарт лечения и привести пациента к выздоровлению. Также стоит отметить, что все результаты исследований сохраняются в электронной базе данных, к которой лечащий врач может в любой момент обратиться, чтобы посмотреть предыдущие анализы пациента и отследить динамику.

В таком формате как-то меняется маршрут пациента?

— Абсолютно нет. Пациент, как обычно, обращается к терапевту за направлением на исследования. Затем он сдает биоматериал (кровь, моча) в привычном ему процедурном кабинете своей поликлиники. И после этого за результатами анализов он опять же приходит к своему терапевту. Формат централизации не требует дополнительного визита пациентов в Диагностический центр. Таким образом, пациент не ограничен возможностями маленьких лабораторий, теперь в поликлинике по месту жительства ему доступна лабораторная диагностика самого высокого уровня. Лаборатория Диагностического центра единственная в области сертифицирована по всем международным стандартам качества, а это значит, что результатам исследований можно доверять.

Национальный проект «Здоровье». Справка

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных; дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей; дополнительная диспансеризация работающего населения; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В 2008 году в нацпроект «Здоровье» были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:

Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).

Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.

В 2009 году в национальный проект «Здоровье» были включены дополнительно следующие направления:

Формирование у россиян здорового образа жизни. В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.

Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.

В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд рублей средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта.

В 2007 году на реализацию мероприятий проекта в 2007 году выделялись денежные средства в объеме 131,3 млрд рублей.

В 2008 году расходы по проекту составили 145,8 млрд рублей.

Реализация национального проекта «Здоровье» в 2009-2012 годах предусматривает финансирование в размере 676,8 млрд рублей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Приоритетом нацпроекта «Здоровье» в 2008-2009 годах станет развитие специализированной медицинской помощи

«В 2008-2009 годах акцент будет сделан на развитии специализированных медицинских учреждений, — добавила она. — В течение этих двух лет финансирование нацпроекта, предположительно, составит порядка 194,7 миллиардов рублей». Как рассказала руководитель департамента, среди новых направлений нацпроекта — совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожных авариях — на эти цели планируется выделить до 5,8 миллиардов рублей. 7,6 миллиардов рублей планируется выделить на развитие новых медицинских технологий. Особым направлением станет развитие помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. Запланировано оснащение региональных больниц ангиографами (приборами, позволяющими получать трехмерное изображение сосудов и оперировать их) и подготовка кадров для создания в регионах центров малоинвазивной хирургии. Кроме того, в 2008 году начнется оснащение токсикологических отделений специальным оборудованием для оказания помощи при отравлениях. Улучшить демографическую ситуацию в России поможет строительство 20 современных перинатальных центров (роддомов) в рамках нацпроекта. «Благодаря строительству новых перинатальных центров, с 2008 года новорожденным будет считаться плод весом в 500 г», рассказала Махакова. Она уточнила, что в 2008 году будет введено в эксплуатацию 4 таких центра, а в 2009 — еще 9. Как ранее сообщал министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, в результате реформы здравоохранения гарантированное финансирование стационаров составит только 25-30 % расходов лечебного учреждения. «Остальные средства, — уточнил он, — должны быть заработаны. В ближайшие годы акцент будет сделан на подготовке к тому, чтобы перейти на финансирование медицинской помощи по факту и перестать оплачивать койки». Однако при этом, считает министр, «должны быть предусмотрены минимальные финансовые гарантии государства лечебным учреждениям независимо от того, как они отработали». «Перепады в загрузке стационаров случаются регулярно – в зависимости от сезона, от эпидемических подъемов, от колебаний заболеваемости, — отметил Зурабов. – Поэтому важно предусмотреть гарантированное финансирование, покрывающее, скажем, 25-30 % расходов лечебного учреждения». В результате, по мнению министра, удастся и увеличить зарплату сотрудников, и оптимизировать работу больниц.

Приложение 5. Пилотные проекты

(предложения для апробации в территориях)

ПРОЕКТ 1

Формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи

В настоящее время схема медицинского обслуживания населения РФ представлена двумя основными уровнями помощи: амбулаторно-поликлиническим и стационарным. С учетом того, что госпитальное обслуживание потребляет основную часть ресурсов здравоохранения, главной целью структурной перестройки отрасли в последние годы было внедрение в первичную сеть «стационарозамещающих технологий» и перераспределение туда части лечебных функций стационара. Концепция реструктуризации здравоохранения РФ предусматривала создание новых форм стационарного и амбулаторного обслуживания (врачи общей практики, дневные стационары, отделения медико-социальной помощи и пр.).

Между тем, в передовых странах Запада лечебно-оздоровительная помощь более диверсифицирована и распределена на три — четыре уровня обслуживания. Есть такой опыт и в России. Речь идет о существенной модернизации службы скорой помощи и развитии на базе многопрофильных стационаров системы патронажного обслуживания. Это создает основу для нового парагоспитального уровня медицинской помощи, который становится главным преемником экстенсивных функций стационара. Упрощенно трехуровневую схему медицинского обслуживания населения можно представить следующим образом.

  • Врачи первичного звена сосредотачиваются на профилактической и оздоровительной деятельности, а также на лечении несложных простудных заболеваний и обострений хронических заболеваний, которые не требуют активного патронажа и сложных диагностических и лечебных процедур.
  • Все больные, нуждающиеся в скорой и неотложной помощи, направляются в специальные отделения коррекции неотложных состояний («скорой помощи»), развернутые при крупных многопрофильных стационарах и работающие круглосуточно. Служба скорой помощи занимается в основном доставкой пациентов в отделения КНС, которые, в отличие от врачей первичного звена и бригад скорой помощи, опираются на мощный технологический и кадровый потенциал многопрофильных медицинских центров. Там в течение нескольких часов осуществляются мероприятия по коррекции неотложного состояния, а также проводятся необходимые диагностические процедуры и консультации специалистов. Под наблюдение участкового врача (общей практики) пациенты возвращаются уже с результатами первичного обследования и необходимыми рекомендациями.
  • Больные, поступившие в стационар по направлению врача поликлиники или через отделение КНС, находятся там только для установки диагноза, коррекции жизненно важных функций и проведения лечебно-диагностических процедур стационарного уровня. (25% — 50% традиционного срока госпитализации). Затем они направляются в «стационар на дому», где попадают под наблюдение патронажной службы стационара.
  • Патронажные бригады (специалисты) осуществляют активную (посещения на дому) и пассивную (больной сам приходит к консультанту) курацию пациентов, для чего оснащены мобильным диагностическим оборудованием (переносные биохимические и клинические экспресс-анализаторы крови и мочи, портативные УЗИ-сканеры и т.п.), операционным и перевязочным инвентарем. Это позволяет переводить пациентов в режим стационара на дому уже через несколько суток пребывания в интенсивном стационаре и осуществлять необходимые процедуры (контроль биохимических показателей, пункции, биопсии, дренаж раны, снятие швов, в/в инфузии, электролечение и пр.) на домашней койке.

Рис 1. Основные варианты оказания медицинской помощи больным, требующим госпитализации

Лечение в «стационаре на дому» под контролем специалистов многопрофильного учреждения госпитального типа, несмотря на относительную простоту, обычно более эффективно, чем в обычном стационаре за счет лучших бытовых условий и отсутствия «синдрома публичного проживания». Больной находится в привычной для себя домашней обстановке (телевизор, домашнее питание, покой, уход, туалет), как правило, лучше отдыхает и высыпается. По мере необходимости к нему приезжает патронажная сестра или врач, делают все необходимые процедуры, инъекции, перевязки, анализы и т.п. И при этом нет дополнительных расходов на питание, водо- и электроснабжение, отопление, постельное белье, капремонты и пр. Не надо содержать санитарок, тратить средства на санобработку палат, мест общественного пользования, пищеблоков, борьбу с госпитальными и респираторными инфекциями и т.п.

Цели

Развернуть в зоне сопряжения поликлиники и стационара новый патронажный уровень обслуживания и обеспечить интеграцию его работы с другими уровнями. Создать условия для самопроизвольного перераспределения кадров и ресурсов в наиболее эффективные сектора системы здравоохранения на основе межуровневой конкуренции.

Задачи

Пересмотреть алгоритм работы врачей первичного звена, скорой помощи и стационара с учетом перехода от двухуровневой к трех-, а в перспективе — четырехуровневой системе медико-профилактической и оздоровительной помощи. По мере перераспределения лечебной нагрузки на патронажный (парагоспитальный) уровень обслуживания все больше ориентировать работу:

  • первичного звена — в направлении профилактических мероприятий и диспансеризации с одновременным уменьшением лечебной нагрузки;
  • скорой помощи – на доставку пациентов в отделения коррекции неотложных состояний;
  • стационаров – на интенсивное лечение больных, нуждающихся в круглосуточном наблюдении, сложных лечебно-диагностических мероприятиях, а также постоянном контроле и коррекции жизненно важных функций организма.

Социально-экономическая эффективность

Фрагменты системы патронажного обслуживания апробированы в 500-коечной многопрофильной больнице (Больница №1 им. Н.А.Семашко г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.), где создание одной мобильной патронажной бригады и укомплектование автомобиля УАЗ необходимым оснащением позволило сократить сроки госпитализации в среднем на 4 дня и общие госпитальные расходы у курируемых больных на 20%.

Еще более обнадеживающие результаты получены в ходе апробации системы двухуровневого стационарного лечения (интенсивный стационар – стационар на дому) в больнице на 1200 коек (Больница №34 г. Новосибирск). Пилотный проект исполнялся под патронажем эксперта ВОЗ и специалистов Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН им. Н.А. Семашко.

Уже за первые 6 месяцев сокращение сроков стационарного лечения составило 17 478 койко-дней (54,6%), что при функции койки 325 привело к освобождению 53,8 коек (107,6 коек в год). Осложнений у больных на двухуровневом стационарном лечении отмечено не было. Повторная госпитализация (регоспитализация) была у 12 из 1937 больных (0,62%).

Направление на освободившиеся койки нуждающихся в интенсивном лечении позволило дополнительно пролечить более 3 тысяч больных. При нормативной стоимости койко-дня 126 рублей, реальные расходы больницы на лечение этих больных были меньше в 4,9 раза. Экономический эффект от внедрения двухуровневого стационарного лечения составил 19,3 млн. рублей в год.

Медицинская эффективность проявилась в следующем:

  • общая средняя длительность лечения больного (на стационарном и внегоспитальном этапах) уменьшилась на 1,6 дня;
  • средняя длительность лечения на стационарном этапе сократилась на 9,0 дней, а по сравнению со средней длительностью лечения по медико-экономическому стандарту уменьшилась в 1,8 раза;
  • лечебно-диагностические мероприятия выполнены у всех больных в полном объеме;
  • жалобы у больных на новую систему медицинского обслуживания практически отсутствовали, причем 72% респондентов охарактеризовали такую форму лечения как более удобную и эффективную по сравнению с традиционной.

 

ПРОЕКТ 2

Управление лечебным учреждением на основе принципов корпоративной ответственности

В основе механизма управления лечебным учреждением по схеме корпоративной ответственности, лежат следующие принципы:

  • коллективное самоуправление;
  • свобода врача в выборе метода лечения при доказанных основаниях;
  • система персональных и групповых допусков специалистов на основе рейтинговой оценки предыдущих результатов;
  • «квазирыночный» механизм работы коллектива;
  • пакетное ценообразование;
  • корпоративный метод контроля качества;
  • взаимодействие с органами управления по принципу «черного ящика».

При этом ЛПУ остается под прямым государственным управлением. Финансирование осуществляется по согласованным плановым параметрам бюджета.

Цели

Развить систему коллективного самоуправления и перевести деятельность врачей на принципы корпоративной ответственности. Упростить систему государственного контроля и администрирования лечебных учреждений, передать ряд неэффективных полномочий от органов государственного управления врачебной автономии. Повысить солидарную ответственность врачей за качество лечения и раскрепостить творческий потенциал врачебных коллективов в поиске рациональных форм работы с больными.

Задачи

  • Отменить «сметный» принцип формирования и исполнения бюджета больничных учреждений и гонорарный метод оплаты «за пролеченного больного». Приступить к финансированию работы ЛПУ по правилам корпоративной ответственности.
  • Внедрить систему сертификации специалистов на основе индивидуальных допусков к работе и организовать внутреннее распределение фонда оплаты труда и средств обеспечения на основе квазирыночных отношений.
  • Внедрить систему стандартизации медицинской деятельности и принципы «пакетного ценообразования»

Предполагаемая социально-экономическая эффективность

Эффективность основывается на результатах эксперимента, осуществленного на региональном уровне (областная больница на 300 коек и 6 межрайонных отделений мощностью от 35 до 60 коек). Эксперимент проводился под патронажем Минздрава РСФСР ещё в 1987-91 г.г.

Первый в СССР опыт использования принципов коллективного самоуправления и корпоративной ответственности привел к впечатляющим результатам. Однако по решению комиссии ЦК КПСС он не получил широкой огласки и не был тиражирован. Основным аргументом было то, что врачебная автономия стимулирует чуждые для идеологии социализма частнопредпринимательские настроения. Был также сделан вывод о том, что возможности самоорганизации коллектива позволяют резко сократить штаты и многократно повысить личные доходы врачей за счет оптимизации хозяйственных расходов. Положительный эффект на уровне одного ЛПУ может привести к недопустимым последствиям при массовом внедрении. Развитие коллективного самоуправления создаст предпосылки для формирования самостоятельных профессиональных ассоциаций врачей (по типу польской «Солидарности»), появлению безработицы и неприемлемому разрыву в доходах членов врачебных автономий и представителей других бюджетных профессий.

В настоящее время опыт данного эксперимента, по мнению экспертов, имеет особую актуальность.

Уже в первый год работы областного центра по правилам корпоративной ответственности с использованием пакетного ценообразования и квазирыночного экономического механизма, количество осложнений снизилось в 3 раза (с 1,1% до 0,34%), число пролеченных больных при том же объёме финансирования увеличилось на 72% (с 6 301 до 10 836). При этом заработная плата возросла более чем в 2 раза (у ведущих специалистов в несколько раз).

С помощью экономических стимулов удалось добиться формирования значительно более рациональной и экономичной территориальной модели медицинской помощи на всех уровнях и этапах обслуживания пациентов. Для этого при расчете прогрессивной шкалы стоимости курации больных были подобраны такие соотношения баллов и поправочных коэффициентов, которые, с одной стороны, обеспечивали полную загрузку мощностей областного Центра наиболее сложными видами помощи, а с другой — делали более выгодной организацию обслуживания больных с относительно простыми заболеваниями в поликлиниках и филиалах на местах.

Врачи областной больницы получили экономический стимул принимать больных из территорий с максимально возможным уровнем предварительной консультативной, диагностической и терапевтической подготовки, так как это резко сокращало сроки пребывания пациентов в областном учреждении и общую себестоимость их лечения. А при формировании зарплаты гарантировало не только премиальные баллы, но и дополнительный доход от использования высвобождающегося коечного фонда. Итоги первого года работы по данной схеме показали, что 1 рубль дополнительных расходов на экономическое стимулирование работников сквозных бригад к более активному использованию внегоспитальных и парагоспитальных форм обслуживания дал около 2,3 рублей экономии на содержании лечебной сети.

Особой оценки заслуживает то обстоятельство, что работа больницы и её филиалов по новой схеме значительно ослабила роль административных методов управления. Практически все основные вопросы подбора кадров, повышения квалификации, сертификации специалистов, распределения ресурсов, развития новых технологий, начисления заработной платы, оценки качества, защиты прав врачей и пациентов и пр. эффективно и сравнительно просто решались на основе принципов коллективного самоуправления. Не менее важным было и то, что эффективность службы удалось повысить не за счет механического увеличения заработной платы и дополнительных инвестиций в сложившуюся систему медицинской помощи, а путем стимулирования врачей к поиску рациональных форм работы с больными.