Порядок проведения внутреннего контроля качества медицинской помощи

Новые обязательные требования Минздрава к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности

16 сентября 2019 года вступили в силу Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённые Приказом Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2019 № 381н (далее по тексту – Требования, Приказ № 381н).

С текстом документа можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации.

Напомним, что ранее конкретные вопросы осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее по тексту – внутренний контроль) были отнесены к самостоятельному ведению медицинских организаций, которые могли по своему усмотрению определять, в каком порядке осуществлять внутренний контроль. Поскольку законодателем на федеральном уровне не были утверждены единые требования к организации и проведению внутреннего контроля, медицинские организации при разработке собственных локальных актов основывались на соответствующих региональных нормативных правовых актах, Рекомендациях по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, разработанных органами здравоохранения соответствующего субъекта РФ, а также рекомендациях Росздравнадзора.

Теперь же, в силу прямого указания ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), при организации и проведении внутреннего контроля медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения обязаны руководствоваться утверждёнными Минздравом Требованиями.

В связи с изложенным, медицинским организациям всех форм собственности необходимо внимательно ознакомиться с вступившим в силу Приказом № 381н.

Данным нормативным актом, в частности:

  • определены цель и задачи внутреннего контроля;
  • установлены субъекты его осуществления;
  • указаны конкретные мероприятия, которые следует проводить медицинским организациям;
  • сформулированы конкретные показатели, которые организации должны будут оценивать при проведении проверок;
  • установлены основания, предельные сроки, а также периодичность проведения проверок;
  • конкретизировано содержание положения о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которое необходимо разработать в каждой медицинской организации;
  • сформулированы общие полномочия лиц, осуществляющих внутренний контроль;
  • описан порядок оформления результатов внутреннего контроля.

Итак, представляем Вашему вниманию аналитический обзор данного документа.

Цели и задачи внутреннего контроля

В п. 1 рассматриваемых Требований определена цель проведения внутреннего контроля, а именно – обеспечение получения гражданами медицинской помощи надлежащего качества и в необходимом объёме в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учётом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к качеству и безопасности медицинской деятельности.

Как видим история с клиническими рекомендациями нашла зеркальное отражение и в Приказе № 381н.

В развитие этой цели в п. 10 Требований отражены задачи, на решение которых направлены мероприятия по внутреннему контролю. Это:

  1. Обеспечение и оценка:
    • соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;
    • применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медпомощи;
    • соблюдения порядков проведения медицинских осмотров, освидетельствований, экспертиз, диспансеризации;
    • соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых в соответствии с ФЗ № 323;
    • соответствия оказываемой медицинской помощи критериям оценки её качества, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям.
  2. Совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления;
  3. Выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
  4. Совершенствование медицинской деятельности для того, чтобы выявлять и предотвращать риски, создающие угрозу жизни и здоровью граждан, а также минимизировать последствия их наступления.
  5. Предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, которые стали результатом:
    • несоответствия оказанной медпомощи состоянию здоровья пациента с учётом степени поражения органов (систем организма) либо нарушений их функций;
    • невыполнения (а равно – несвоевременного, ненадлежащего выполнения) требуемых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учётом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
    • несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки ожидания в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;
  6. Принятие мер по пресечению (устранению) последствий и причин тех нарушений, которые были выявлены в рамках государственного, ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями;
  7. Принятие управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности.

Разумеется, специфика проведения внутреннего контроля будет варьироваться в зависимости от вида медицинской организации, а также от видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель (п. 4).

Подготовка к проведению внутреннего контроля

Руководитель медицинской организации должен самостоятельно решить, кто именно будет организовывать и проводить внутренний контроль: Комиссия (Служба) по внутреннему контролю, в состав которой нужно будет включить работников данной медицинской организации, и/или специально уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности (п. 5). Варианты решения данного вопроса будут зависеть от вида медицинской организации. Кроме того, при необходимости по решению руководителя организации для осуществления мероприятий внутреннего контроля могут привлекаться научные и иные организации, учёные и специалисты.

Примечательно, что новые Требования не называют в качестве субъекта осуществления внутреннего контроля врачебную комиссию, и никак не описывают её правовой статус в этой системе. Вместе с тем, до вступления в силу рассматриваемых Требований, в подавляющем большинстве медицинских организаций именно врачебная комиссия в силу Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н играла одну из ключевых ролей во внутренней системе качества и безопасности медицинской деятельности.

В связи с изложенным, медицинским организациям следует обратить особое внимание, во-первых, на необходимость внесения соответствующих изменений в локальные нормативные акты (если имеют место какие-либо несоответствия), а во-вторых, на важность чёткой организации совместной работы и распределения полномочий вышеназванных субъектов в рамках построения внутренней системы качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с установленной компетенцией.

Также следует обратить внимание на то, что Приказ № 381н конкретных требований (квалификация, стаж и опыт работы и т.п.) к ученым и специалистам не устанавливает. Таким образом, медицинская организация вправе самостоятельно решать каких именно специалистов привлекать к мероприятиям по внутреннему контролю.

О положении по внутреннему контролю

Медицинская организация обязана самостоятельно разработать положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п. 6). Между тем, подобный документ в том или ином виде, как правило, уже имеется в каждой медицинской организации. Однако начиная с 16 сентября 2019 года оно должно быть приведено в полное соответствие с рассматриваемыми Требованиями.

Положение должно регламентировать, в том числе, следующие вопросы:

  • цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля;
  • основания для проведения внутреннего контроля;
  • функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и/или Уполномоченного лица, руководителей и/или уполномоченных работников структурных подразделений, а также врачебной комиссии медицинской организации;
  • права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля;
  • порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля;
  • порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.

Наряду с этим, согласно п. 7 Требований, медицинской организации следует разработать и иные локальные акты в рамках внутреннего контроля, как-то: алгоритмы действий работников, стандартные операционные процедуры и прочее. Заметим, что Требования не содержат конкретики по поводу того, что это должны быть за локальные акты и какие именно сведения они должны в себя включать. Регулятор лишь намекает, что они разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации медицинской деятельности, в том числе порядками оказания медицинской помощи, а также с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций. Таким образом, данный вопрос руководителю придётся решать по своему усмотрению, опираясь на требования действующих нормативных правовых актов в области здравоохранения.

Мероприятия по внутреннему контролю

В п. 9 Требований названы конкретные мероприятия по внутреннему контролю. В их числе:

  1. оценка путём проведения плановых и внеплановых (целевых) проверок;
  2. сбор и последующий анализ статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности;

    Что это за статистические данные, которые характеризуют качество и безопасность медицинской деятельности, остается лишь гадать, поскольку на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта (нормативных правовых актов), который бы четко устанавливал какие конкретно статистические данные характеризуют качество и безопасность медицинской деятельности.

  3. учёт нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности, т.е. фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлёкших за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан и/или медицинских работников, удлинение сроков оказания медицинской помощи;
  4. мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учётом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
  5. анализ информации о побочных действиях, нежелательных (в том числе серьёзных и непредвиденных) реакциях при применении лекарственных препаратов, об их индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека выявленных на всех этапах их обращения и при применении;
  6. анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при их применении и эксплуатации.

Относительно последних двух мероприятий отметим, что в настоящее время анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях и пр. как составляющих элементах мониторинга ЛС и МИ является компетенцией Росздравнадзора (п. 3 Порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий …., утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 757н, и п. 4 Порядка осуществления мониторинга безопасности медицинских изделий, утвержденного Приказом Минздрава России от 14.09.2012 № 175н). Таким образом, миссия по мониторингу в рамках внутреннего контроля ляжет на плечи медицинских организаций.

Следует обратить внимание, что в отношении трёх последних мероприятий установлена конкретная периодичность их проведения – не реже 1 раза в квартал. Между тем, организация вправе установить и более частую периодичность проведения данных мероприятий (например, ежемесячно). В отношении остальных мероприятий медицинская организация может самостоятельно устанавливать периодичность их проведения, в том числе более редкую (тем не менее, рекомендуем придерживаться аналогичных сроков).

Порядок проведения проверок качества и безопасности медицинской деятельности

Как уже было сказано, оценка качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путём проведения плановых и внеплановых (целевых) проверок.

Прежде чем проводить плановые проверки руководителю медицинской организации необходимо утвердить ежегодный план, в котором следует установить в том числе и конкретную периодичность таких проверок, но не реже 1 раза в квартал (п. 10).

Задачи, на решение которых могут быть направлены плановые и внеплановые (целевые) проверки, аналогичны тем, что закреплены в п. 2 Требований, и были рассмотрены нами в начале статьи.

В п. 11 Требований перечислены случаи, при наступлении которых в обязательном порядке необходимо проведение внеплановых (целевых) проверок:

  • во всех случаях летальных исходов, а также внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством;
  • при поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской помощи, а также жалоб по иным вопросам осуществления медицинской деятельности, содержащим информацию об угрозе причинения и (или) причинении вреда жизни и здоровью граждан;
  • при наличии отрицательной динамики статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности (ps. и снова загадочные статистические данные) (в том числе, если это было установлено в результате проведения плановой проверки).

Заметим, что медицинская организация вправе самостоятельно расширить перечень оснований для проведения внеплановых проверок.

Важно!

Медицинским организациям следует обратить особое внимание на п. 17 Требований. В нём содержится обширный перечень из 38 (!) показателей, которые необходимо будет оценивать при проведении проверок в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Именно на выполнение этих показателей в первую очередь при проведении проверок медицинских организаций в рамках осуществления государственного надзора будет обращать внимание Росздравнадзор (его территориальные органы).

Ввиду ограниченности объёма настоящей статьи привести этот перечень не представляется возможным по объективным причинам. Отметим лишь, что в каждом конкретном случае количество этих показателей будет различным в зависимости от вида медицинской организации, перечня работ (услуг), указанных в лицензии, а также видов, условий и форм оказания медицинской помощи.

Отдельное внимание в Требованиях (п. п. 12 – 14) уделено особенностям анализа случаев оказания медицинской помощи. Такой анализ осуществляется для того, чтобы оценить характер, частоту и причины возможных нарушений при оказании медицинской помощи пациенту, которые привели к ухудшению состояния его здоровья, создали риск прогрессирования имеющегося или возникновения нового заболевания, привели к инвалидизации, летальному исходу, неэффективному использованию ресурсов организации, а также неудовлетворенности пациента оказанной медицинской помощью. Такие случаи следует отбирать либо методом случайной выборки, либо по тематически однородной совокупности случаев, либо совместно. Выбор тематики для проведения проверки осуществляется путём анализа статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности организации и её структурных подразделений.

В п. 16 Требований перечислены полномочия Комиссии (Службы) и /или Уполномоченного лица при проведении проверок. Они вправе:

  • иметь доступ в здания, строения, сооружения, помещения, структурные подразделения медицинской организации, а также к используемому оборудованию и транспортным средствам;
  • получать, собирать и анализировать сведения о деятельности структурных подразделений организации;
  • организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз, анализов и оценок;
  • знакомиться с необходимыми документами, включая медицинскую документацию, снимать копии с таких документов, а также при необходимости производить фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра (обследования);
  • знакомиться с результатами анкетирования и устных опросов пациентов (их законных представителей), членов семьи пациента, работников медицинской организации, а также с результатами анализа жалоб и обращений граждан.

Медицинская организация в локальном акте вправе расширить, дополнить и конкретизировать вышеуказанные полномочия по своему усмотрению.

Конкретный срок (период) проведения плановых и внеплановых (целевых) проверок устанавливается по решению руководителя медицинской организации либо уполномоченного им заместителя и зависит от предмета проверки и особенностей медицинской организации, однако, в любом случае он не должен превышать 10 рабочих дней.

Оформление результатов внутреннего контроля

По результатам плановых и внеплановых (целевых) проверок Комиссия (Служба) и/или Уполномоченное лицо должны составить отчёт. Помимо прочих сведений такой отчёт обязательно должен содержать конкретные мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений и улучшение деятельности медицинской организации и медработников (п. 20).

В соответствии с п. 21 Требований по итогам проведённого внутреннего контроля необходимо:

  1. разработать и практически реализовать конкретные предложения по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  2. внимательно проанализировать результаты внутреннего контроля и использовать их для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности;
  3. обеспечить реализацию мер, принятых по итогам внутреннего контроля;
  4. сформировать систему оценки деятельности медицинских работников.

Комиссия (Служба) и/или Уполномоченное лицо не реже 1 раза в полугодие (более короткий срок может быть установлен по решению руководителя организации), а также по итогам календарного года должна сформировать сводный отчёт. Такой отчёт должен содержать информацию о состоянии системы качества и безопасности медицинской деятельности в организации. На основании этого отчёта руководитель медицинской организации при необходимости может утвердить перечень корректирующих мер (п. 22).

Наконец, в п. 23 Требований определены способы, с помощью которых сведения, сформированные по итогам проведённых мероприятий внутреннего контроля, могут доводиться до сотрудников организации. Это: рабочие совещания, конференции, клинико-анатомические, клинические разборы, а также иные организационные мероприятия.

Ответственность за неисполнение Требований

Следует отметить, что рассматриваемые Требования не содержат в себе даже отсылочной нормы общего характера, которая устанавливала бы ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) положений данного документа. Однако медицинским организациям важно помнить, что наличие внутреннего контроля качества является одним из ключевых лицензионных требований для соискателей лицензии, а соблюдение порядка проведения такого контроля – для лицензиатов. Такие требования установлены подп. «и» п. 4; подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности …., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее по тексту – Положение).

В силу п. 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и подп. «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, а также нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

Таким образом, в случае несоблюдения установленных Приказом № 381н требований к порядку осуществления внутреннего контроля, медицинская организация и её руководитель (либо уполномоченное им должностное лицо) могут быть привлечены к административной ответственности в следующем порядке:

  1. если деяние будет признано грубым нарушением лицензионных требований – по ч. 4 ст. 14.1 либо по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (в зависимости от вида медицинской организации);
  2. если деяние не будет признано грубым нарушением лицензионных требований – по ч. 3 ст. 14.1 либо по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (в зависимости от вида медицинской организации).

В заключение

В результате проведённого правового анализа Приказа № 381н можно вполне обоснованно говорить о том, что медицинским организациям всех форм собственности в ближайшее время предстоит обстоятельная работа по внесению изменений в действующие локальные нормативные акты, регламентирующие порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в целях их приведения в соответствие с утверждёнными Требованиями. А соответственно следует с особой внимательностью пересмотреть все положения, инструкции, алгоритмы, проверочные чек-листы и пр. в этой сфере, устранив имеющиеся противоречия и несогласования.

Кроме того, представляется, что вступление в силу Требований повлечёт за собой необходимость внесения изменений (признания утратившими силу отдельных положений, не соответствующих новым требованиям) в нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ в сфере внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Приказ ДЗМ от 16.08.2013 № 820 и др).

Тем не менее, такие региональные ведомственные нормативные акты, равно как и разработанные в 2017 г. Росздравнадзором Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (для поликлиники и стационара), в части, не противоречащей Приказу № 381н, по-прежнему могут применяться при разработке локальных нормативных актов в сфере внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Утверждены

Приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 октября 2017 года № 882н

1. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 157н «Об утверждении предельно допустимого количества наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсора, содержащегося в препаратах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2010 г., регистрационный № 17376) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 369н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2013 г., регистрационный № 29064) и от 26 июня 2015 г. № 381н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2015 г., регистрационный № 38161), после строки:

Мидазолам

0,5 мг

дополнить строкой следующего содержания:

Модафинил

50 мг

2. Пункт 6 Порядка возложения на фельдшера, акушерку, руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. № 252н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 г., регистрационный № 23971), изложить в следующей редакции:

«6. Функции лечащего врача по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, осуществляются фельдшером, акушеркой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и о наркотических средствах и психотропных веществах, в том числе Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 2013 г., регистрационный № 28883) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный № 30714), от 30 июня 2015 г. № 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа 2015 г., регистрационный № 38379), от 21 апреля 2016 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2016 г., регистрационный № 42887).».

3. Пункт 10 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 562н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2012 г., регистрационный № 24438), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 369н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2013 г., регистрационный № 29064), от 21 августа 2014 г. № 465н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2014 г., регистрационный № 34024), от 10 сентября 2015 г. № 634н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2015 г., регистрационный № 39063), изложить в следующей редакции:

«10. По истечении срока хранения рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-88, подлежат уничтожению.».

4. В Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2012 г. № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2012 г., регистрационный номер 25190) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 385н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 г., регистрационный № 39868), от 21 апреля 2016 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2016 г., регистрационный № 42887):

1) пункт 1 Правил оформления формы № 107/у-НП «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество», утвержденных указанным Приказом, после слов «за исключением лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем» дополнить словами «, а также лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов»;

2) в пункте 11 Порядка изготовления и распределения специальных рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества, утвержденного указанным Приказом, слова «100 000 рецептурных бланков» заменить словами «150 000 рецептурных бланков».

5. В Порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 2013 г., регистрационный № 28883), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный № 30714), от 30 июня 2015 г. № 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа 2015 г., регистрационный № 38379), от 21 апреля 2016 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2016 г., регистрационный № 42887) (далее – Порядок):

1) в абзаце пятом пункта 6.1 слова «в качестве лекарственных препаратов для лечения наркомании» заменить словами «в качестве лекарственных препаратов, в целях применения для лечения наркомании»;

2) пункт 8 после слов «в виде трансдермальных терапевтических систем» дополнить словами «и лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов»;

3) подпункт 1 пункта 9 после слов «трансдермальных терапевтических систем,» дополнить словами «наркотических лекарственных препаратов списка II Перечня, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов,»;

4) пункт 39 после слов «трансдермальных терапевтических систем» дополнить словами «, а также лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов»;

5) пункт 40 после слов «трансдермальных терапевтических систем,» дополнить словами «наркотические лекарственные препараты списка II Перечня, содержащие наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов,»;

6) приложение № 1 к Порядку изложить в следующей редакции:

«Приложение № 1
к Порядку назначения и выписывания
лекарственных препаратов,
утвержденному Приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 декабря 2012 года № 1175н

Предельно допустимое количество отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт

№ п/п

Международное непатентованное
наименование наркотического
и психотропного лекарственного
средства

Форма выпуска и дозировка

Количество

Бупренорфин+Налоксон

Таблетки сублингвальные
0,2 мг + 0,2 мг

60 таблеток
(упаковка, кратная № 20)

Бупренорфин

Раствор для инъекций,
0,3 мг/мл 1 мл

30 ампул
(шприц-тюбиков)

Бупренорфин

Трансдермальный пластырь

35 мкг/час

20 пластырей

52,5 мкг/час

10 пластырей

70 мкг/час

5 пластырей

Дигидрокодеин

Таблетки пролонгированного
действия

60 мг

40 таблеток

90 мг

30 таблеток

120 мг

20 таблеток

Морфин

Раствор для инъекций,
раствор для подкожного
введения
10 мг/мл 1 мл

20 ампул
(шприц-тюбиков)

Омнопон
Кодеин + Морфин + Носкапин + Папаверин + Тебаин

Раствор для подкожного введения

0,72 + 5,75 + 2,7 + 0,36 + 0,05 мг/мл 1 мл

20 ампул

1,44 + 11,5 + 5,4 + 0,72 + 0,1 мг/мл 1 мл

Тримеперидин

Таблетки 25 мг

50 таблеток

Тримеперидин

Раствор для инъекций

20 ампул
(шприц-тюбиков)

10 мг/мл 1 мл

20 мг/мл 1 мл

Морфин

Таблетки (капсулы) пролонгированного действия

10 мг

180 табл. (капс.)

30 мг

60 табл. (капс.)

60 мг

40 табл. (капс.)

100 мг

20 табл. (капс.)

200 мг

20 табл. (капс.)

Оксикодон + Налоксон

Таблетки пролонгированного
действия

5 мг + 2,5 мг

100 таблеток

10 мг + 5 мг

60 таблеток

20 мг + 10 мг

40 таблеток

40 мг + 20 мг

20 таблеток

Просидол
Пропионилфенилэтоксиэтилпиперидин

Таблетки защечные 20 мг

50 таблеток

Фентанил

Трансдермальная терапевтическая система

12,5 мкг/час

20 пластырей

25 мкг/час

20 пластырей

50 мкг/час

10 пластырей

75 мкг/час

10 пластырей

100 мкг/час

10 пластырей

Фентанил

Таблетки подъязычные

0,1 мг, 0,2 мг, 0,3 мг, 0,4 мг, 0,6 мг, 0,8 мг

50 таблеток

Буторфанол

Раствор для инъекций

20 ампул

2 мг/мл 1 мл

Налбуфин

Раствор для инъекций

10 мг/мл 1 мл

50 ампул

20 мг/мл 1 мл

25 ампул

Фенобарбитал

Таблетки

50 таблеток

5 мг, 50 мг, 100 мг

«.

6. В приложении № 3 к Правилам регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 июня 2013 г. № 378н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2013 г., регистрационный № 29404):

1) в графе 8 слово «больного» заменить словом «больного*»;

2) дополнить сноской * следующего содержания:

«* Указывается в случае индивидуального назначения и выписывания лекарственного средства конкретному больному.».

7. Раздел I перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 183н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный № 33210), с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. № 634н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2015 г., регистрационный № 39063), после позиции «Бупренорфин» дополнить позицией «Бупренорфин + налоксон (лекарственные препараты)», после позиции «Оксикодон» дополнить позицией «Оксикодон + налоксон (лекарственные препараты)».

Приказ Минздрава РФ от 29.01.2016 N 38н
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»

В действующей последней редакции от 20.12.2019
(В редакции приказа Минздрава РФ от 20.12.2019 N 1067н)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.03.2016 N 41405
Начало действия редакции: 11.01.2020
21 страница А4
Со всеми Приложениями (Нормативы, Правила, Рекомендации, Стандарты)

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждается прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «гериатрия».

Настоящий Порядок устанавливает правила организации и оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия». Медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по гериатрии (медорганизации).

Медпомощь по профилю «гериатрия» представляет собой систему мер по оказанию медпомощи пациентам пожилого (60-74 года) и старческого (75 лет и старше) возраста при наличии старческой астении с целью сохранения или восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, автономности (независимости от посторонней помощи в повседневной жизни). Медицинская помощь по профилю «гериатрия» также оказывается пациентам иного возраста при наличии старческой астении.

Медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается в виде первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи. Первичная специализированная медико-санитарная помощь по профилю «гериатрия» оказывается в следующих условиях:

  • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • в условиях дневного стационара (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

Специализированная, за исключением высокотехнологичной, медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается в следующих условиях:

  • в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  • стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Паллиативная медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается в следующих условиях:

  • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Медпомощь по профилю «гериатрия» оказывается в следующих формах:

  • плановая (оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медпомощи, и отсрочка оказания которой на определённое время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью);
  • неотложная (оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента, не требующих экстренной медпомощи).

Медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается при взаимодействии врача-гериатра с:

  • врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами по медицинской реабилитации, врачами по лечебной физкультуре, врачами-физиотерапевтами, иными врачами-специалистами в целях оказания медпомощи по соответствующему профилю, включая своевременную диагностику и оценку риска развития осложнений, связанных с основным и сопутствующими заболеваниями, а также проводимыми реабилитационными мероприятиями;
  • работниками, имеющими высшее немедицинское образование (логопедами, медицинскими психологами, инструкторами-методистами по лечебной физкультуре), в целях оценки и коррекции психоэмоционального состояния, нарушений коммуникативной сферы, ограничения физической активности, коррекции нарушений бытовых и профессиональных навыков.

Врач-терапевт участковый, врач общей практики (семейный врач):

  • выявляет старческую астению при самостоятельном обращении пациентов;
  • направляет пациентов со старческой астенией на консультацию к врачу-гериатру;
  • составляет и выполняет индивидуальный план лечения пациентов со старческой астенией с учетом рекомендаций врача-гериатра и выявленных гериатрических синдромов;

  • наблюдает пациентов со старческой астенией, включая осмотр пациента на дому (не реже 1 посещения в 3 месяца для медицинской сестры участковой и 1 посещения в 6 месяцев для врача);
  • при необходимости организует консультацию врача-гериатра на дому.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь по профилю «гериатрия» оказывается врачом-гериатром во взаимодействии со специалистами, в том числе на дому, и включает консультацию врача-гериатра, а также при наличии медицинских показаний — комплексную гериатрическую оценку пациента с формированием долгосрочного индивидуального плана проведения профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, а также плана социальной и психологической адаптации.

Специализированная медпомощь по профилю «гериатрия» оказывается врачом-гериатром во взаимодействии со специалистами, в гериатрических отделениях медорганизаций, оказывающих медпомощь в стационарных условиях, и в гериатрических центрах и включает диагностику и лечение заболеваний и гериатрических синдромов у пациентов со старческой астенией, комплексное применение лекарственной и немедикаментозной терапии, а также разработку плана по использованию средств и методов, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента и (или) функциональные возможности пациента к окружающей среде, в том числе посредством использования средств передвижения, протезирования и ортезирования, коррекции сенсорных дефицитов, а также медицинскую реабилитацию.

Направление пациентов в медорганизации, оказывающие паллиативную медпомощь, осуществляется в соответствии с положением об организации оказания паллиативной медпомощи, включая порядок взаимодействия медорганизаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Медпомощь по профилю «гериатрия» оказывается на основе стандартов медпомощи и с учётом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. При санаторно-курортном лечении медпомощь по профилю «гериатрия» оказывается в санаторно-курортных организациях врачами-гериатрами с целью разработки комплекса реабилитационных мероприятий для пациентов со старческой астенией.

При оказании медпомощи по профилю «гериатрия» в целях преемственности и взаимосвязи с организациями социального обслуживания, оказания социальной помощи и социальной адаптации пациентов со старческой астенией осуществляется взаимодействие врачей-гериатров, врачей-терапевтов участковых со специалистами по социальной работе и социальными работниками.

Медицинская помощь по профилю «гериатрия» оказывается медицинскими организациями и структурными подразделениями медицинских организаций в соответствии с приложениями N 1-9 к настоящему Порядку:

  1. Правила организации деятельности гериатрического отделения (кабинета) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях
  2. Рекомендуемые штатные нормативы гериатрического отделения (кабинета) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях
  3. Стандарт оснащения гериатрического отделения (кабинета) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях
  4. Правила организации деятельности гериатрического отделения медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях
  5. Рекомендуемые штатные нормативы гериатрического отделения медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях
  6. Стандарт оснащения гериатрического отделения медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях
  7. Правила организации деятельности гериатрического центра
  8. Рекомендуемые штатные нормативы гериатрического центра
  9. Стандарт оснащения гериатрического центра

С 16 сентября 2019 г. вступает в силу Приказ Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»

  • Министерство
    • Положение
    • Министр
    • Структура
      • Информация о структурных подразделениях
      • Персональный состав главных внештатных специалистов
    • Учетная политика
    • Контакты
    • Приемная
    • Обращения
      • Задачи и функции
      • Структура
      • Нормативные документы, регламентирующие деятельность по работе с обращениями граждан и организаций
      • Порядок записи на прием
      • График приема
      • Контактная информация уполномоченных лиц, осуществляющих работу с обращениями граждан и организаций
      • Аналитическая информация по работе с обращениями граждан и организаций
      • Вопрос-ответ
      • Управление по работе с обращениями граждан и организаций Губернатора и Правительства края в социальной сети facebook.com
      • Электронная приемная
    • Общественный контроль
      • Общественный совет
        • Состав
        • Новости
        • Отчеты о деятельности
        • Нормативные документы
        • Ежегодные планы работы
        • Протоколы заседаний
      • Написать письмо в общественный совет
      • Независимая оценка качества
        • Нормативные документы
      • Общественный совет по независимой оценке качества условий оказания услуг медицинскими организациями
        • Протоколы заседаний
        • План работы
        • План проверок
        • Протоколы проверок
        • Нормативные документы
        • Состав совета
        • План по совершенствованию деятельности медицинских организаций
    • Работа с СОНКО
      • Нормативные документы
      • Взаимодействие с СОНКО
    • Противодействие коррупции
      • Нормативные правовые и иные акты
      • Антикоррупционная экспертиза
      • Методические материалы
      • Формы документов для заполнения
      • Информация о среднемесячной заработной плате
      • Сведения о доходах
      • Аттестационная комиссия
      • Обратная связь
  • Деятельность
    • Лицензирование
      • Оценка качества предоставления государственных услуг
        • Результаты оценки
        • Анкета для опроса заявителей-получателей государственных услуг
      • Отдел лицензирования
      • Новости и объявления
      • Подать заявление в электронном виде
      • Образцы заявлений и документов
      • Реквизиты для уплаты государственной пошлины
      • Памятка соискателю лицензии/лицензиату
      • Информационно-методические материалы
      • Материалы семинаров-совещаний
      • Лицензионный контроль
      • Доклады по лицензированию
      • Нормативные документы
      • Выписки из распоряжений о предоставлении, переоформлении, прекращении лицензий
        • Список (по месяцам)
      • Реестр лицензий
      • Вопрос-ответ
    • Территориальная программа государственных гарантий
      • Решения Комиссии по разработке территориальной программы ОМС
    • Лекарственное обеспечение
      • Маркировка лекарственных препаратов
      • Льготное лекарственное обеспечение
      • Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения
      • Реестр цен на лекарственные препараты
    • ДРОНД
    • Аттестация
    • Коллегия
      • Положение
      • Состав
      • Планы
      • Решения
      • Доклады
    • Диспансеризация
    • Донорство
    • Открытое Правительство
    • Бюджет
      • Отчет об исполнении бюджета
    • Реализация Федерального Закона 83-ФЗ
      • Заседания Комиссии
    • Реализация Посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ
    • Реализация Указов Президента от 07 мая 2012 г.
    • Передача в государственную собственность края муниципальных учреждений здравоохранения и их имущества
    • Ревизии (проверки)
    • Взаимодействие с Еврейской автономной областью
    • Инвестиции. Поддержка малого и среднего предпринимательства
    • Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере охраны здоровья граждан на территории Хабаровского кая
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Профилактика гриппа, ОРВИ, коронавируса
    • Анонсы мероприятий
    • Обратите внимание
    • Информация для медицинских работников
      • Непрерывное образование
    • Мультимедиа
    • Горячая линия
    • Спасибо, доктор!
    • Организация системы обязательного медицинского страхования
    • Бесплатная юридическая помощь
  • Программы
    • Государственная программа Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края»
      • Отчеты о реализации государственной программы Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края»
    • Национальные проекты
    • Региональные проекты
      • Реализация региональных проектов в Хабаровском крае
    • Архив
      • Национальный проект «Здоровье»
      • Краевые программы
      • Программа модернизации здравоохранения Хабаровского края
  • Административная реформа
    • Перечень услуг, оказываемых министерством здравоохранения Хабаровского края
    • Информирование населения
    • Анкета «Удовлетворенность пользователей качеством электронной услуги»
    • Оценка качества предоставления государственных услуг
  • Документы
    • Стандарты медицинской помощи
    • Порядки оказания медицинской помощи
    • Правила организации медицинской помощи
    • Материнство и детство
      • Экстракорпоральное оплодотворение
      • Клинические рекомендации по акушерству и гинекологии
      • Клинические рекомендации по неонатологии
      • Программа развития детского здравоохранения
      • Распоряжения министерства здравоохранения Хабаровского края по внедрению клинических протоколов (рекомендаций)
    • Национальные клинические рекомендации (протоколы лечения)
    • Кохлеарная имплантация
    • Антидопинговое обеспечение
      • Международные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность по борьбе с допингом
      • Российские нормативно-правовые акты, регламентирующие ответственность за нарушение антидопинговых правил
      • Информационно-справочные ресурсы по вопросам антидопингового обеспечения для работников сферы здравоохранения
      • Профессиональный стандарт «Специалист по антидопинговому обеспечению»
  • Учреждения
    • Сеть учреждений
    • Виды медицинской деятельности
    • Вакансии в учреждениях здравоохранения края
    • Рейтинг учреждений
    • Телефоны горячих линий

Региональный союз «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов»

  • Визитка
    • Устав
    • Основные направления работы
    • История
      • 110 летие начала профсоюзного движения в Ивановской области
    • Председатель
      • Полномочия
      • Биография
    • Состав Президиума
    • Членские организации
    • Контакты
  • Документы
    • Постановления Конференций ИОООП
      • VIII отчетно-выборная конференция
      • VII отчетно-выборная конференция
      • VI (внеочередная) конференция
      • V(XXII) отчетно-выборная конференция
    • Постановления Президиума ИОООП
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • 2014 год
      • 2013 год
      • 2012 год
    • Постановления Совета ИОООП
      • Постановления Совета ИОООП — 2019 год
      • Постановления Совета ИОООП — 2018 год
      • Постановления Совета ИОООП — 2017 год
      • Постановления Совета ИОООП — 2016 год
      • Постановления Совета ИОООП — 2015 год
    • План практических действий ИОООП по реализации решений IX съезда ФНПР и VII отчетно-выборной конференции ИОООП
    • Планы работы
    • Архив (банеры)
  • Комиссии Совета ИОООП
  • Координационные советы
    • 3-х сторонняя комиссия города Иваново
    • Новости в координационных советах
    • Контакты
  • Новости членских организаций
  • Социальное партнерство
    • Российская трехсторонняя комиссия
    • Трехсторонняя комиссия ЦФО
    • Областная трехсторонняя комиссия
      • Информация (новости, протоколы)
      • Правовая база
      • Состав
      • Планы работ
    • Соглашения
      • Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ивановской области на 2020–2022 годы.
      • Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018-2020 годы.
      • Соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах ЦФО, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ЦФО, Координационным Советом РСПП ЦФО на 2019-2021 годы
      • Областное трёхстороннее соглашение на 2019-2021 годы
      • Областное трёхстороннее соглашение на 2015-2017 годы в редакции от 20.12.2017
      • Ивановское городское трехстороннее соглашение
    • Коллективный договор
    • Урегулирование КТС
    • Отраслевые соглашения
  • Экономика и уровень жизни
    • Социально-экономическое положение Ивановской области
    • Социально-экономическое положение среди субъектов ЦФО
    • Информация, статьи
    • Прожиточный минимум в Ивановской области
  • Охрана труда и экология
    • ВИЧ/СПИД
    • Техническая инспекция труда
      • Новости ТИТ
      • Об инспекции
      • Отчеты
      • Рекомендации
        • Охрана труда при работе на компьютере
        • Высота ошибок не прощает!
        • Труд несовершеннолетних под особой защитой
        • Охрана труда водителей автотранспорта, работающих по найму
        • Участие профсоюзов в расследовании несчастных случаев с работниками
        • СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
    • Волга в опасности
  • Правозащитная деятельность
    • Новое в законодательстве
    • Отчёты о правозащитной работе ИОООП
    • Положение о правовой инспекции труда
  • Он-лайн приемная
  • Профсоюзному активу
    • Чего добилась ФНПР за последнее время и над чем работает в 2017 году.
    • Информационная листовка
    • Как вступить в профсоюз
    • Как создать профсоюз
    • Профсоюзные награды
    • Программа действий по усилению мотивации профсоюзного членства ИОООП на 2016-2020 годы
    • Макет Соглашения о социальном партнерстве и взаимодействии между работодателем и первичной профсоюзной организацией
    • Что делать профорганизации, если против нее начали информационную войну.
    • Заседание «круглого стола» по мотивации профсоюзного членства — 20.04.2016 г.
    • Формы статистической отчетности
    • Перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
  • Молодежная политика
    • Профсоюзный форум ИОООП «СТРАТЕГИЯ — 2019»
    • Новости МС
    • Положение о Молодежном Совете
    • Состав молодежного совета
    • Планы работы
    • Отчёты о работе Молодёжного совета.
    • Выписка из 3-х стороннего Соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений (Молодежная политика)
  • Обращения. Заявления. Комментарии. Интервью.
    • Обращения, заявления ИОООП
    • Обращения, заявления ФНПР
    • Комментарии, интервью
  • Коллективные действия
    • Коллективные действия 2019 год.
    • Коллективные действия 2018 год
    • Коллективные действия 2017 год.
    • Коллективные действия 2016 год.
    • Коллективные действия 2015 год.
      • Акция «Всемирный день действий профсоюзов за Достойный труд» 7 октября 2015г.
      • Первомай 2015!
    • Коллективные действия 2014 год.
      • «За достойный труд!» — 2014
      • Все – на Первомай! 2014
  • Смотры конкурсы
  • Учебный центр
    • Новости учебного центра
    • Уставные документы
    • Учебные программы, планы работы
    • Итоговое занятие в Школе профактива
  • Информационная политика
    • Информационные ресурсы ФНПР
    • Концепция информационной политики ФНПР
    • Минимальный стандарт информационного обеспечения для территориальных объединений организаций профсоюзов
    • Основы информационной политики ИОООП
    • Программа развития информационной работы ИОООП до 2021 г.
    • Резолюция V(XXII) отчетно-выборной конференции профобъединения
    • Газета «Профсоюзная защита»
    • Информационная листовка
    • Информационные бюллетени
  • СМИ о профсоюзах
    • TV о профсоюзах
    • Пресса о профсоюзах
  • Фотогалерея
    • День молодого работника в ОАО «Автокран»
    • 1 Мая 2013 года.
    • Совет посвященный 95 летию Ивановскго профобъединения
    • Васильевский детский дом в Кинешме И Станко.
  • Видеогалерея
  • Профсоюзные здравницы
  • Совершенствование пенсионной системы.
    • Новости
    • Информация Пенсионного фонда Российской Федерации.
      • Новая пенсионная формула.