Постановление 789 пп

Об утверждении правил установления степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Правительство: Постановление № 789 от 16.10.2000 (с изм. от 16.04.2012)

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3803) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Установить, что критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392 «Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст.101).

Председатель Правительства Российской Федерации

М.Касьянов

Москва

16 октября 2000 г.

N 789

1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются — пострадавшие).

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется — учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — страховщик), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:

  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • заключение государственного инспектора по охране труда либо других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Учреждение медико-социальной экспертизы в течение 2 рабочих дней со дня обращения страховщика, работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия у Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальных органов страховщика имеющуюся в их распоряжении информацию о факте несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Межведомственный запрос направляется учреждением медико-социальной экспертизы в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Запрашиваемая информация предоставляется указанными органами в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса учреждения медико-социальной экспертизы в той же форме, в какой был направлен запрос, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Учреждение медико-социальной экспертизы не вправе требовать от пострадавшего (его представителя) и работодателя (страхователя) представления указанных в абзацах третьем и пятом настоящего пункта актов и заключения о причинах повреждения здоровья. Эти лица вправе представить их по собственной инициативе по своему выбору в форме документа на бумажном носителе либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

Указанное заключение представляется работодателем (страхователем) (либо страховщиком — в случае ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) при его обращении в учреждение медико-социальной экспертизы о проведении освидетельствования пострадавшего либо запрашивается этим учреждением, если освидетельствование проводится по обращению иных лиц или по определению судьи (суда).

Межведомственный запрос направляется учреждением медико-социальной экспертизы в орган государственной экспертизы условий труда в течение 2 рабочих дней со дня обращения в это учреждение в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, представляется по запросу учреждения медико-социальной экспертизы в той же форме, в какой был направлен запрос.

9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет и выдает пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

Направление в течение 3 рабочих дней со дня его оформления представляется учреждением здравоохранения в учреждение медико-социальной экспертизы в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

12. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

13. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

14. В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100%.

15. В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%.

16. В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%.

17. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30%.

18. Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

19. При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

21. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

22. Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение.

Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

24. Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю), выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по обращению пострадавшего (его представителя), а также направляются страховщику, в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

26. Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27. Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

28. В случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

29. Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производится в случае:

  • изменения состояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учреждения здравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя в учреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменение медицинских документов;
  • выявления фактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам) или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщиком решения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

30. Учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

31. Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

33. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

ПостановлениеПравительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789

Обутверждении Правил установления степени утраты профессиональнойтрудоспособности в результате несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний

В соответствиис Федеральнымзаконом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаевна производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1998, N 31, ст.3803) Правительство Российской Федерациипостановляет:

1. Утвердитьприлагаемые Правила установления степени утраты профессиональнойтрудоспособности в результате несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.

ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Установить,что критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности врезультате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иформа программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая напроизводстве и профессионального заболевания определяются Министерствомздравоохранения и социального развития Российской Федерации.

ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 в пункт 3 внесены изменения

3.Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерствуздравоохранения Российской Федерации давать необходимые разъяснения повопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящимпостановлением.

4. Признатьутратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля1994 г. N 392 «Об утверждении Положения о порядке установленияврачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональнойтрудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональноезаболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением имитрудовых обязанностей» (Собрание законодательства Российской Федерации,1994, N 2, ст.101).

Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов

Москва

16 октября 2000 г.

N 789

Правила установлениястепени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний

I. Общиеположения

1. НастоящиеПравила определяют порядок установления учреждениями медико-социальнойэкспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившимиповреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний (далее именуются — пострадавшие).

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от8 апреля 2003 г. N КАС 03-132 пункт 2 настоящих Правил признан недействующим ине подлежащим применению в части, ограничивающей возможность установлениястепени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий днюосвидетельствования

ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 в пункт 2 внесены изменения

2. Степеньутраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на моментосвидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способностиосуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая напроизводстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериямиопределения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемымиМинистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3.Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособностиучреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяетнуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональнойреабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4.Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальнойэкспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления кгосударственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждениюздравоохранения (далее именуется — учреждение здравоохранения).

В случае еслив соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший посостоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы,освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, гдепострадавший находится на лечении.

5. Учреждениемедико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной длянего форме с настоящими Правилами.

6. Гражданам,получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утратыпрофессиональной трудоспособности устанавливается учреждениямисудебно-медицинской экспертизы.

II. Освидетельствование пострадавших

7.Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизыпроводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, поопределению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего илиего представителя при представлении акта о несчастном случае на производствеили акта о профессиональном заболевании.

8.Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальнойэкспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда охарактере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаюна производстве и профессиональному заболеванию.

9. Учреждениездравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные иреабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшемунаправление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствованиедля установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

В направленииуказываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степеньнарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей егоорганизма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельныхслучаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособностиу пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальнойэкспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. Принеобходимости обследования с использованием специальных методик илиоборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальнойэкспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование вмедицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимыесведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, егосоциально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случаеотказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение остепени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основанииимеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в актеосвидетельствования пострадавшего.

12. На основеполученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяетсястепень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценкиимеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологическихвозможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжатьвыполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю напроизводстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том жеобъеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемойработы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственныхусловиях.

Под специальносозданными производственными условиями понимается организация работы, прикоторой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальныенормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующиесанитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальнымитехническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение идругие мероприятия.

13. Экспертноерешение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается вприсутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов,проводивших освидетельствование.

14. В случаеесли у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособностивследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютныхпротивопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, дажев специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональнойтрудоспособности 100%.

15. В случаеесли пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма можетвыполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степеньутраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%.

16. В случаеесли пострадавший вследствие несчастного случая на производстве ипрофессионального заболевания может в обычных производственных условияхпродолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификациилибо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способностьпродолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушенияфункций организма, но может в обычных производственных условиях выполнятьпрофессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливаетсястепень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%.

17. В случаеесли пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умереннымили незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объемавыполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижениезаработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требуетбольшего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утратыпрофессиональной трудоспособности от 10 до 30%.

18. Степеньутраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях напроизводстве и профессиональных заболеваниях определяется на моментосвидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели ониместо в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетомпрофессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100процентов.

19. Приповторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационныхмероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы приустановлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитываютповреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве ипрофессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии,полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшеговыполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю напроизводстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у негопрофессиональных знаний и умений.

В случаеуклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационныхмероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособностирассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. Приустановлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшегоопределяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной ипрофессиональной реабилитации.

ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 в пункт 21 внесены изменения

21. Заключениеучреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальнойи профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальныхвозможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную,бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитациипострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессиональногозаболевания.

В программереабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемынеобходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программареабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятияэкспертного решения по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения исоциального развития Российской Федерации.

22. Данныеосвидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протоколзаседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываютсяруководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами,проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и совсеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результатыосвидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него формеруководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствииспециалистов, принимавших экспертное решение.

Специалисты,принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или егопредставителю.

24. Справкаучреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степениутраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программареабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка изакта освидетельствования с указанием результатов установления степени утратыпрофессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) илистраховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование былопроведено по его обращению.

III. Переосвидетельствование пострадавших

26.Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном дляопределения степени утраты профессиональной трудоспособности в результатенесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

27. Срокпереосвидетельствования пострадавшего при определении степени утратыпрофессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один годили два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогнозаразвития его компенсаторных и адаптационных возможностей.

Степень утратыпрофессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно вслучае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастногослучая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушениемпрофессиональных способностей и возможностей выполнения производственнойдеятельности.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от8 апреля 2003 г. N КАС 03-132 пункт 28 настоящих Правил признан недействующим ине подлежащим применению в части, ограничивающей право пострадавшего в случаепропуска срока очередного переосвидетельствования на установление степениутраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период на основании егообращения

28. В случаепропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утратыпрофессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается приналичии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановлениясуда (судьи).

29.Переосвидетельствование пострадавшего ранее сроков, указанных в пункте 27настоящих Правил, производится в случае:

изменениясостояния здоровья пострадавшего при наличии направления из учрежденияздравоохранения или личного обращения пострадавшего либо его представителя вучреждение медико-социальной экспертизы и подтверждающих это изменениемедицинских документов;

выявленияфактов необоснованно вынесенного решения (в том числе по подложным документам)или обжалования пострадавшим, работодателем (страхователем), страховщикомрешения учреждения медико-социальной экспертизы в установленном порядке.

30. Учреждениемедико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамическогонаблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки ихэффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего.

IV. Обжалование решения учреждения медико-социальнойэкспертизы

31.Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик вслучае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы можетобжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившееосвидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальнойэкспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта РоссийскойФедерации.

Бюромедико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всемидокументами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главноебюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявленияпроводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученныхрезультатов выносит решение.

Решение главногобюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органсоциальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который можетпоручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составуспециалистов необходимого профиля указанного учреждения.

33. Решениеучреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N 789 (ред. от 24.04.2015, с изм. от 02.08.2017) «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы»

Документ утратил силу в части, касающейся сотрудников ОВД и ГПС МЧС России, вещевое обеспечение которых осуществляется в порядке, установленном Постановлениями Правительства РФ от 13.10.2011 N 835, от 02.08.2017 N 928.

  • Постановление
  • Приложение N 1. Форма одежды сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной Противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы
    • Форма одежды для мужчин
    • Форма одежды для женщин
    • Особенности формы одежды и знаков различия сотрудников
  • Приложение N 2. Знаки различия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной Противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы
  • Приложение N 3. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной Противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы
  • Приложение N 4. Нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной Противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы
    • Норма N 1 снабжения вещевым имуществом лиц высшего начальствующего состава внутренней службы
    • Норма N 2 снабжения вещевым имуществом лиц среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы
    • Норма N 3 снабжения вещевым имуществом лиц рядового и младшего начальствующего состава внутренней службы
    • Норма N 4 снабжения вещевым имуществом женщин рядового и начальствующего состава внутренней службы
    • Норма N 5 снабжения вещевым имуществом курсантов или слушателей образовательных организаций
    • Норма N 6 снабжения теплыми вещами, снаряжением и защитной одеждой лиц рядового и начальствующего состава внутренней службы (инвентарное имущество)
      • I. Теплые вещи
        • В местностях с особо холодным климатом
        • В местностях с холодным климатом
        • В местностях с умеренным климатом
      • II. Снаряжение
      • III. Защитная одежда
    • Норма N 7 снабжения постовой одеждой лиц рядового и начальствующего состава внутренней службы (инвентарное имущество)
    • Норма N 8 снабжения постельными бельем и принадлежностями лиц рядового и начальствующего состава внутренней службы (инвентарное имущество)
    • Норма N 9 снабжения лиц рядового и начальствующего состава внутренней службы мылом и расходными материалами
      • I. Мыло
        • 1. Основная норма
        • 2. Дополнительная норма
      • II. Расходные материалы
    • Норма N 10 снабжения боевой одеждой лиц рядового и начальствующего состава внутренней службы (инвентарное имущество)
  • Приложение N 5. Перечень местностей Российской Федерации с особо холодным, холодным, жарким и умеренным климатом, прохождение службы в которых дает право на получение отдельных предметов вещевого имущества по нормам снабжения, утвержденным для таких местностей
    • I. Местности с особо холодным климатом
    • II. Местности с холодным климатом
    • III. Высокогорные местности Российской Федерации, расположенные на высоте 1500 метров и выше над уровнем моря
    • IV. Местности с жарким климатом
    • V. Местности с умеренным климатом
  • Изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 445 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции»

Открыть полный текст документа

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789

Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3803) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Установить, что критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 в пункт 3 внесены изменения

3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации давать необходимые разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 392 «Об утверждении Положения о порядке установления врачебно-трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст.101).

Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов

Москва

16 октября 2000 г.

N 789

Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Настоящие Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуются — пострадавшие).

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N КАС 03-132 пункт 2 настоящих Правил признан недействующим и не подлежащим применению в части, ограничивающей возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий дню освидетельствования

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 в пункт 2 внесены изменения

2. Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

4. Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения (далее именуется — учреждение здравоохранения).

В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.

5. Учреждение медико-социальной экспертизы обязано ознакомить пострадавшего в доступной для него форме с настоящими Правилами.

6. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы.

7. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании обращения работодателя (страхователя), страховщика, по определению суда (судьи) либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

8. Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

9. Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.

В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.

10. При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.

11. В случае отказа пострадавшего от дополнительного обследования экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.

12. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия.

13. Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.

14. В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100%.

15. В случае если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%.

16. В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%.

17. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30%.

18. Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.

19. При повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.

20. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 в пункт 21 внесены изменения

21. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.

Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

22. Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.

23. Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение.

Специалисты, принимавшие экспертное решение, дают разъяснения пострадавшему или его представителю.

24. Справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при необходимости и программа реабилитации выдаются пострадавшему на руки под расписку.

25. Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) или страховщику, а также выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.

31. Пострадавший, его представитель, работодатель (страхователь) или страховщик в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование пострадавшего, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми документами в главное бюро медико-социальной экспертизы.

32. Главное бюро медико-социальной экспертизы в месячный срок со дня поступления заявления проводит переосвидетельствование пострадавшего и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, который может поручить проведение переосвидетельствования пострадавшего другому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения.

33. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.