Потоварный налог на производителя

ВВЕДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОТОВАРНЫХ НАЛОГОВ

Государство может устанавливать потоварные налоги сле­дующими способами:

1. Устанавливается ставка налога от цены товара в про­центах.

Например, ставка налога на товар составляет 15% от цены товара. Цена товара за единицу равна 100 тыс. руб. Сумма уп­лачиваемого налога за единицу товара будет равна 100 х 0,15 = =15 тыс. руб.

Поскольку потоварные налоги представляют собой свое­образную надбавку к цене, то цена на рассматриваемый товар после введения налога составит 100 + 15 = 115 тыс. руб. за еди­ницу товара. Такую сумму денег уплатит за товар покупатель, из них 100 тыс. руб. получит продавец за свой товар, а 15 тыс. руб. поступит в бюджет государства.

Государственный бюджет— это денежные сред­ства, которые поступают государству от уплаты нало­гов населением и организациями. Эти средства расхо­дуются на обеспечение жизнедеятельности государства и его граждан.

2. Ставка потоварного налога устанавливается в абсолют­ной величине (сумме денег) с каждой единицы товара.

Например, цена товара равна 3 тыс. руб. Ставка потовар­ного налога составляет 1 тыс. руб. за единицу товара. В этом случае цена товара за единицу после введения налога составит 3 + 1=4 тыс. руб. за единицу. Из них 3 тыс. руб. получит прода­вец товара, а 1 тыс. руб. поступит в бюджет государства.

Из этих примеров видно, что плательщиком потоварного налога является конечный потребитель товара (тот, кто купил товар последним). Это могут быть и покупатели в магазинах, и предприятия, приобретающие сырье и материалы для своего производства.

В большинстве случаев механизм уплаты потоварного на­лога следующий: покупатель уплачивает продавцу за товар сумму денег с учетом потоварного налога, а продавец пере­числяет в бюджет государства часть этой суммы, равную сум­ме налога.

Другое распространенное название потоварных налогов — косвенные налоги.

В Российской Федерации к косвенным налогам относятся прежде всего:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— акцизы на некоторые виды товаров (например, алкоголь­ную продукцию, табак, шоколад, бензин, некоторые предметы роскоши);

— таможенные пошлины, — ими облагаются товары, пе­ревозимые через границу государства (экспортируемые и им­портируемые товары).

Рис.10. Введение правительством потоварного налога.

а — налог уплачивается продавцом;

б— налог уплачивается покупателем.

Проанализировать последствия, которые вызовет введение государством потоварного налога можно с помощью следую­щего примера (рис. 10).

Представим, что до введения государством налога линия спроса на какой-либо товар занимала положение D1. Линия предложения— S1. Е1 — точка равновесия. Равновесная цена была равна РЕ1. Равновесный объем — QЕ1

Представим, что правительство ввело потоварный налог на рассматриваемый товар в сумме Т условных денеж­ных единиц за единицу товара. В нашем примере мы рассмат­риваем ситуацию, когда налог перечисляется в бюджет госу­дарства продавцом.

Введение налога приведет к тому, что про­давцы включат сумму налога в цену своей продукции, т.е. бу­дут предлагать на рынке то же количество товара, но уже по более высокой цене.

Например, если раньше производители были готовы про­дать Q единиц товара по цене Р денежных единиц за единицу товара, то теперь они продадут то же количество товара толь­ко по цене, равной (Р + Т) денежных единиц за единицу товара. Это приведет к тому, что линия предложения сместится парал­лельно вверх на величину Т, и после введения налога линия предложения займет положение S2.

Новую ситуацию на рынке будет характеризовать точка Равновесия Е2 (точка пересечения линий S2 и D1). Равновесная цена составит РЕ2 денежных единиц. Равновесный объем про­даж — QЕ2 единиц товара. Как видно из рисунка 10 новая рав­новесная цена будет выше предыдущей (РЕ2 > РE1), а равновес­ный объем продаж сократится (QЕ2 < QЕ1). Покупатели купят у продавцов количество товара, равное QЕ2 единиц по цене РЕ2 за единицу товара. Из этой цены, Т денежных единиц с каждой единицы товара продавец уплатит в бюджет государства, а сам получит цену Р3 = РЕ2 — Т.

Общая сумма денег, которую покупатели уплатят за QЕ2 еди­ниц товара равна (QЕ2хРЕ2) денежных единиц.

На графике эта сумма денег равна площади прямоугольника 0РЕ2Е2QЕ2.

Сумма денег, которую получит продавец товара равна (QЕ2хР3) денежных единиц. На графике это площадь прямоу­гольника ОР3АQЕ2.

Сумма денег, которая поступит в бюджет государства рав­на ((РЕ2 — Р3) х QЕ2) денежных единиц или (ТхОЕ2) денежных еди­ниц. На графике общая сумма налога равна площади прямоу­гольника Р3РE2Е2А.

На рисунке 10 .а была изображена ситуация, когда потоварный налог вносится в бюджет государства продавцом товара.

В некоторых случаях потоварный налог может уплачивать­ся государству непосредственно покупателем. Эту ситуацию от­ражает рис. 10 б.

Первоначальную ситуацию на рынке отражает линия спро­са D1, и линия предложения S1

Точка равновесия — точка Е1

QЕ1 — равновесный объем продаж.

РЕ1 — равновесная цена.

Теперь представим, что государство ввело потоварный на­лог в размере Т денежных единиц за единицу товара. В нашем случае налог уплачивается в госбюджет покупателем.

Если до введения потоварного налога покупатели были го­товы купить Q единиц товара по цене Р денежных единиц за еди­ницу товара, то после введения налога они согласятся купить то же количество товара, но уже по цене (Р-Т) денежных единиц за единицу товара, т.е. по цене, которая будет ниже предыдущей на величину, равную ставке налога. Поэтому в данном случае про­исходит сдвиг линии спроса параллельно вниз на величину Т

Новая линия спроса – D2

E 2 –новая точка равновесия.

Установятся новые равновесные цена и объём.

Цена которую получает продавец — РЕ2

На графике выручка продавца = площади прямоугольника 0 РЕ2 E2 QЕ2

Цена которую уплатит покупатель – Р3 = РЕ2 +Т

Общая сумма денег, уплаченная покупателем = Р3 х QЕ2

Или площади прямоугольника 0 Р3 АQЕ2

Общая сумма денег, которая поступит в бюджет гос-ва = Т х QЕ2

На графике эта сумма = площади прямоугольника РЕ2 Р3 А Е2

Если сравнить обе ситуации то видно, что в обоих случаях новый равновесный объем продаж, цены с учётом потоварного налога одинаковы. Следовательно одинаковы результаты вмешательства гос-ва в экономику в обоих случаях.

Введение государством потоварного налога приводит к сокращению равновесного объема продаж; к повышению цены, которую уплачивает покупатель, и снижению цены, которую получает продавец.

Лекция: налогообложение

Лекция: налогообложение

ЛЕКЦИЯ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В результате введения налогов и субсидий появляются стимулы для увеличения (уменьшения) производства и /или потребления.

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие.

Аккордный (паушальный) — налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=соnst). Пример — плата за лицензию.

Количественный — налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

Потоварный — налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = tQ. Пример — специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили в России).

Стоимостной — налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога.

Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = t∙. Однако данное выражение может быть записано в другом виде: Тх=∙Q. В этом_случае налоговую ставку (t) можно интерпретировать как долю цены реализации, которая должна быть уплачена государству виде налога с каждой проданной единицы товара.

Внутри данной группы налога также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Рd) или производителя (Рs) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго — НДС и налог с продаж.

Рассмотрим более подробно последствия применения потоварного налога, НДС и адвалорного акциза. Прежде всего, остановимся на общих положениях, касающихся всех видов рассматриваемых налогов.

Во-первых, все они приводят к тому, что после налогообложения цена, уплачиваемая за товар потребителем, оказывается выше цены, которую получает производитель. Действительно, если налог платит производитель, то после расчета с покупателем он должен часть цены товара перечислить в виде налога государству, то есть продавец получит меньше, чем заплатил потребитель.

Если же налог оплачивает покупатель, то после расчета с продавцом, он обязан еще некоторую сумму перечислить в виде налога, в итоге заплатив больше, чем получил производитель. Различия же трех видов налогов касаются только того, на сколько отличаются указанные величины.

Последствия применения потоварного налога

Пусть первоначально рынок товара находится в равновесии. Если первоначальная кривая спроса имела вид: , а кривая предложения: , то в таком случае равновесие до применения налога соответствовало решению следующей системы уравнений:

. (1)

На графике равновесие установится в точке пересечения кривых спроса и предложения —. Равновесный объем составит единиц товара, а равновесная цена —.

Пусть правительство установило налог (per unit tax) в виде фиксированной суммы t (ден. ед.), отчисляемой с каждой единицы товара. Введение потоварного налога приводит к одинаковому результату независимо от того, кто непосредственно платит налог в государственный бюджет — потребители или производители товара.

Если потоварный налог уплачивают производители, то издержки производства каждой единицы продукции возрастут на величину потоварного налога. Предложение товара уменьшится, кривая предложения сдвинется из положения в положение (рис.1). Расстояние по вертикали между кривыми предложения и равно потоварному налогу t при любом объеме выпуска.

Рис.1

Потребители покупают товар по цене =(цена потребителя), из которой производители уплачивают налог t за каждую единицу проданного товара. Фактическая цена, которую получают производители (фирмы) за каждую единицу товара, равна Рs = Рd – t. По цене Рs производители поставят на рынок товар в объеме единиц .

После применения налога (независимо от того, на продавца или потребителя он был наложен) возникает другая система уравнений:

(2)

Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем , получим:

(3)

Приравняв уравнения системы, получим: a-b или ;

Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога , а вычитая из налог t, получим «цену производителя»- Ps.

Упражнение 1.

Предложение авторучек в селе Замараево задается функцией, а спрос на них

( количество, штук, P — цена, рублей). Государство вводит налог, уплачиваемый продавцами, в размере 10 рублей на каждую проданную авторучку.

Определите:

    объем продаж и цену авторучки до и после введения налога; чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами; как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога; чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =70; Q1=150.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид:

=3(Р-10)-60=3Р-90.

5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

360-3Р = 3P -= 6P. = 75 (д. е.).Q2 = 135(шт.). =Pd- это «цена потребителя», производитель, после уплаты налога получит цену

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q2∙t=1350 д. е.

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(75-70)∙135=5∙135=675.

8. Налоговое бремя на производителей TР==675.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

Рассмотрим вариант, соответствующий введению потоварного налога на потребителей. В этом случае потребители снизят свой спрос на товар, и кривая спроса сдвинется вниз вдоль оси Р на величину налога t. Иными словами, потребители будут готовы приобрести такое же, как и прежде, количество товара только по цене на t ден. ед. ниже первоначальной.

Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем получим

a-b()=.Определим цену, которую получит производитель после уплаты налога на производителя: .

«Цена потребителя» .

Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2) или «цену производителя» в уравнение 2 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога.

Упражнение 2.

Функции спроса и предложения на рынке товара Х описываются уравнениями , . Государство вводит фиксированный сбор, взимаемый с покупателя в 5 ден. ед.

Определите:

    объем продаж и цену товара Х до и после введения налога; чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами; как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога; чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

. =7; Q1=23.

2. Излишки потребителей до введения налога составляли: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога составляли: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид:

=30-(Рs+5)=25-Ps.

5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

, =Ps = 6 (ден. ед.). Q2 = 19 ед. Новая равновесная цена =Ps- это «цена производителя», потребитель, после уплаты налога получит цену

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q2∙t=19∙5=95 ден. ед.

7. Налоговое бремя на потребителей (площадь прямоугольника ) составит Tc= =(11-7)∙19=4∙19=76 ден. ед.

8. Налоговое бремя на производителей (площадь прямоугольника ) составит

TР=95-76=19 ден. ед.

9. Излишки потребителей после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителей после введения налога: PS2=.

11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

В результате введения потоварного налога:

· сократится равновесный объем товара, реализуемого на рынке,

· повысится рыночная цена товара, Рd > Р1;

· потребители получат меньше товара и по более высокой цене;

· производители смогут реализовать меньший объем товара и по более низкой цене.

Общая сумма налога Т, поступающего в бюджет, равна Т=t∙. Хотя налог непосредственно платят продавцы, фактически он распределяется между покупателями и продавцами: потребители платят налог =, производители – налог . Распределение общей суммы налога Т между покупателями и продавцами зависит от эластичности спроса и предложения.

Чем более эластичен спрос, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают потребители и большую часть – производители. Чем более эластично предложение, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают производители и большую часть потребители.

От введения потоварного налога проиграют и потребители, и производители. На рынке данного товара проиграет общество в целом, так как излишки потребителей и производителей уменьшатся не только на величину налоговых поступлений в бюджет, но и на величину безвозвратных потерь DWL. Из производства данного товара ресурсы перераспределяются в другие отрасли, что вызовет в них искажения цен и объемов.

Последствия применения НДС

Пусть ставка налога устанавливается в виде определенной надбавки (t %) к первоначальной цене товара. В этом случае, если ранее производители согласны были предложить данное количество товара по цене Ps, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если новая цена — будет на t % больше старой цены: = Ps(1+t), следовательно, Рs=, где =Pd.

Примером такого налога служит НДС, который можно рассматривать как процентную надбавку к цене производителя. В таком случае равновесие после применения налога, независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

(4)

Рассмотрим вариант, когда введен налог на производителя.

Новая функция предложения примет вид: . По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Определим новые параметры равновесия. Для этого решим уравнение . Пересечение «нового предложения» и спроса определит в данном случае значение Pd, а для нахождения значения Ps необходимо вычесть из Pd величину (t∙Ps)

Упражнение 3.

Определите:

    объем продаж и цену товара до и после введения налога; чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами; как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога; чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =5; Q1=3.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 8-Pd=. Pd= =Pd — это «цена потребителя». Производитель, после уплаты налога получит цену Равновесный объем Q2=8-5,23=2,77.

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,23-5)∙2,77=0.232,77=0,637.

8. Налоговое бремя на производителей TР=1,32-0,637=0.683.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

11. Чистые потери общества от введения налога:

DWL=

Рассмотрим вариант решения, соответствующий введению подобного налога на потребителя.

В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps — «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Ps).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде

(5)

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Упражнение 4.

Функции спроса и предложения на рынке товара В описываются уравнениями и

. Государство ввело потоварный налог, взимаемый с покупателей в виде 10% надбавки к цене товара. На сколько единиц увеличилась равновесная цена в результате введения налога?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =10; Q1=30.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: .

6. PS= =Ps — это «цена производителя». Потребитель, после уплаты налога получит цену ден. ед. Равновесный объем .

7. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т=0,5∙(Ps∙Q2)=0,5∙9,1∙26,35≈119,9 ден. ед.

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(13,65-10)∙26,35≈96,2.ден. ед.

8. Налоговое бремя на производителей TР=119,9-96,2≈23,7.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

11. Чистые потери общества от введения налога:

DWL=

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДВАЛОРНОГО АКЦИЗА

Допустим, государство установило налоговую ставку в размере t % от цены товара. Фразу «налог составляет t % от цены товара» следует понимать в действительности как «налог составляет t % от новой (после введения налога) цены товара. Так, если ранее производители были готовы предложить определенное количество товара Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить это же количество товара только если старая цена будет на t % ниже новой цены (с учетом налога). Примером такого налога могут служить адвалорные акцизы. Адвалорный налог можно рассматривать как процентное изъятие из цены потребителя.

В таком случае равновесие после применения налога независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

(6)

Рассмотрим сначала вариант решения, соответствующий введению налога, например, на производителя (Рис. ). Так как налог на производителя повышает издержки фирм, то предложение снижается. Пересечение новой функции предложения S2 и функции спроса определит цену, по которой будут приобретать товар потребители (цену потребителя — Pd), а система уравнений (6) примет вид:

(7)

Второе уравнение системы (7) определяет новую функцию предложения, которая по отношению к первоначальной выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Чтобы определить цену, которую получит производитель за товар («цену производителя» — Ps) – необходимо вычесть из Pd величину t∙Pd.

Предположим государство ввело адвалорный акциз на потребителя. В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps — «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Pd).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде:

(5)

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.

Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Сравнивая последствия применения НДС и адвалорного акциза, можно заметить, что они достаточно похожи. Однако необходимо отметить некоторые различия:

    налоговая ставка для НДС может превышать (хотя бы теоретически) 100%, а для акциза это невозможно; при одинаковой процентной ставке налога адвалорный акциз оказывает более сильное воздействие на объем продаж и цены (Рd и Рs), чем НДС.

Упражнение 5.

Функции спроса и предложения на рынке товара Альфа имеют вид Qd=25- P и Qs= 5P-5 (P — цена, тыс. рублей; Q- количество, тыс. штук). Стремясь ограничить производство товара Альфа, правительство планирует ввести:

а) акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

б) акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители;

Определите:

    объем продаж и цену товара до и после введения налога; чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами; как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога; чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

а) Предположим, введен акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

25-P=5P-5. . .

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. После введения налога система уравнений примет вид:

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: 25-Pd=. Pd=

Новая равновесная цена =Pd — это «цена потребителя».

Производитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

6. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

8. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: PS2=.

11. Чистые потери общества от введения налога:

DWL=

б) Пусть введен акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители.

12. После введения налога система уравнений примет вид:

13. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: . Ps=4,8.

Новая равновесная цена =PS — это «цена производителя».

Потребитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

14. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

15. Налоговое бремя на потребителей Tc= =(5,8-5)∙19,2=15,36.

16. Налоговое бремя на производителей TР=22,27-15,36=6,91.

17. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

18. Чистые потери общества от введения налога:

Изменение излишков потребителя и производителя в результате введения правительством потоварного налога

В главе 5 был рассмотрен вопрос о том, как изменятся рав­новесные цена и объем продаж на рынке после введения госу­дарством потоварного налога. А как скажется введение такого налога на излишках потребителя и производителя? Эта ситуа­ция представлена на рисунке 10.

После введения налога линия предложения сместилась па­раллельно вверх и заняла положение S2. Равновесный объем продаж сократился с QE1 до QE2. Цена, которую уплачивает по­купатель после введения налога, равна новой равновесной цене РE2. Цена, которую фактически получает продавец за свой то­вар, снизилась с РЕ1 до Р3. Сумма денег, поступившая в бюджет государства от сбора налога, равна площади прямоугольника P3РE2E2С.

Рисунок 10. Изменение излишков потребителя и производителя после введения государством потоварного налога

Рассмотрим, что произошло с излишками производителя и потребителя после введения потоварного налога.

До введения налога излишек потребителя был равен площа­ди треугольника АРЕ1Е1. После введения налога излишек потре­бителя будет равен площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса D1, и снизу линией новой рыночной цены (PE2E2), т.е. площади треугольника A PE2E2. Как видим, после введения налога сумма чистой выгоды всех покупателей сокра­тилась на величину, равную площади фигуры РE2 Е2 Е1 РЕ1.

Рассмотрим, что произошло с излишком производителя.

До введения налога величина излишка производителя была равна площади треугольника ВРЕ1Е1. Величина излишка про­изводителя после введения налога будет равна площади треуголь­ника, ограниченного снизу линией предложения S1 и сверху линией цены, которую фактически получит продавец после вве­дения потоварного налога, т.е. линией Р3С (площадь треуголь­ника ВР3С). Как видно из рисунка 10, в результате введения правительством потоварного налога, суммарная выгода всех производителей от реализации своего товара по рыночной цене уменьшилась на величину, равную площади фигуры РЕ1Е1СР3.

Потери всего общества (всех производителей и потребите­лей) равны площади фигуры, на которую уменьшился обще­ственный выигрыш (площадь фигуры РЕ2Е2Е1СР3, рисунок 10). Од­нако, часть этих потерь может быть компенсирована из госбюд­жета, — в том случае, если денежные поступления от уплаты налога будут использованы в интересах потребителей и произ­водителей. Сумма денежных поступлений в бюджет государства от введенного налога равна Т х QE2, или площади прямоуголь­ника Р3РЕ2Е2С.

Из рисунка 10 видно, что часть потерь общества от введе­ния налога не может быть компенсирована за счет средств гос­бюджета. Эти потери составляют чистые потери общества от введения налога и равны площади треугольника E2E1C.

Введение правительством потоварного налога при­водит к сокращению излишков потребителя и произ­водителя, а также к чистым потерям общества, кото­рые не могут быть компенсированы за счет денежных поступлений от уплаты налога.

Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2459;

Государство вводит потоварный налог

Государственное регулирование цен

Мерой общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами от конкурентного равновесия, являются излишек потребителя и излишек производителя.

Излишек потребителя (CSe) – разница между ценой потребителя и количеством денег, которое потребители действительно отдали за данный товар при сложившейся цене равновесия.

Излишек производителя (PSe) – разница между рыночной ценой, которую производители получили за свой товар и теми ценами, по которым они были готовы продать свой товар.

Сумма излишек потребителя и производителя составляет общественную выгоду (общественный выигрыш) от рыночного равновесия.

OSe=CSe+PSe

Методы, с помощью которых правительство воздействует на цены, составляют государственную политику регулирования цен.

Подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относится введение фиксированной цены (правительство непосредственно устанавливает цену).

К косвенным методам – введение потоварных налогов и дотаций.

Государство устанавливает верхнюю границу цен

При введении границы цен, цена устанавливается ниже уровня равновесия.

В результате введения верхней границы цен нарушается рыночное саморегулирование, возникает устойчивый дефицит товаров, государство вынуждено распределять дефицитную продукцию – карточное распределение.

DWL – чистая потеря общества.

Государство устанавливает нижнюю границу цен

При введении нижней границы цен, нарушается рыночное саморегулирование, возникает устойчивый избыток товаров, государство вынуждено ограничивать производство либо выкупать избыток, но тогда возникает проблем хранения, использования или уничтожение избытка.

Государство вводит потоварный налог

Налоги обязательные платежи, взыскаемые государством с физических и юридических лиц в порядке, установленном законом.

Широкое распространение получила практика введения потоварного налога (НДС, акцизы).

Непосредственным плательщиком потоварных налогов в бюджет как правило является продавец продукции. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо абсолютной сумме в расчете на каждую товарную единицу.

T – налог (денежная единица)

t – налог (%)

QS2=d+c(p-T) QS1=d+cp

Правительство ввело налог в размере Т рублей на каждую товарную единицу.

В результате линия предложения сместится из положения S1 в положение S2 (S1 || S2).

Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P2.


При данной цене Qd2<Qs2 (Qd2<Qe1) на рынке возникает избыток продукции, вследствие которого производители несколько снизят цены и сократят объем производства.

При более низкой цене Qd на данный товар увеличится. Новое равновесие – точа Е2.

Итогом перехода рынка в новое равновесное состояние станет фактическое перераспределение потоварного налога. При том, что формально налог в бюджет будет вносить продавец продукции.

Потребитель заплатит производителю цену Pe2, Pe2>Pe1, следовательно (Pe2-Pe1)– доля покупателя в потоварном налоге (TC) на единицу товара, а суммарная доля — TΣC=TcQe2.

Производитель, получив цену Pe2, заплатит из нее налог Т рублей на каждую товарную единицу и его доля в налоге составляет TP=Pe1-P-=T-(Pe2-Pe1).

OST=CS+PST+TΣ -общественный выигрыш.

При относительном S2 || S1 QS2=d+c(1-t)p

Раздел 1. Исходные основы микроэкономики

Тема 3. Регулирование рынка

Цель: раскрыть роль государства в регулировании рынка.

Задачи:

  • понять воздействие потоварных налогов и потоварных дотаций на рыночное равновесие;
  • уметь объяснить, как распределяется налоговое бремя при эластичном и неэластичном спросе и предложении;
  • знать инструменты государственного регулирования и их последствия.

3.1. Установление фиксированных цен, последствия
3.1.1. Введение «поддерживающих» цен
3.1.2. Установление «потолочных» цен
3.2. Введение налогов и дотаций
3.3. Значение эластичности спроса и предложения для экономической политики правительства
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

3.1. Установление фиксированных цен, последствия

Необходимость государственного регулирования возникает в связи с несовершенством отдельных рынков (нестабильность равновесия, неполный учет затрат и результатов и т. д.), а также в связи с важностью решения крупных народнохозяйственных проблем (инфляция, безработица, экономическая безопасность страны, конкурентоспособность на мировом рынке и др.).

Государственное регулирование может осуществляться разными путями: установлением фиксированных цен, введением потоварных налогов или потоварных дотаций.

3.1.1. Введение «поддерживающих» цен

Поддерживающая цена psup (support – поддержка) – это минимальная цена, устанавливаемая законом обычно на те товары, которые имеются в избытке или существует тенденция к их перепроизводству. В таком случае возникает избыток предложения и государство должно скупать лишнюю продукцию за счет бюджета, истратив на это сумму, равную psup•(Qs1 – Qd1) или площади Qd1ABQs1.

Рис. 1. Государственное регулирование цен

3.1.2. Установление «потолочных» цен

Потолочные цены pc (ceiling – потолок) – это максимальные цены, устанавливаемые законом обычно на дефицитные товары, чтобы продавцы не могли наживаться на высоких ценах. Однако в таком случае возникает дефицит, очереди, спекуляция, снижение качества, черный рынок.

В итоге можно сделать следующие выводы.

  • В любом случае объем продаж меньше равновесного (в первом – Qd1<Qe; во втором – Qs2<Qe).
  • Ложные сигналы о ценах искажают практику размещения ресурсов. Если pc<pe, производители сократят производство и дефицит вырастет; если pc>pe, производители расширят производство и перепроизводство увеличивается.
  • В большинстве случаев низкие цены (pc) себя не оправдывают, поскольку возникает черный рынок с высокими ценами. Люди с высокими доходами выигрывают, остальные – проигрывают, а поскольку производство сокращается, то в конечном итоге проигрывают все.
  • Нарушается важнейшая функция цены – рационирование потребления ресурсов. Равновесные цены сдерживают чрезмерные аппетиты покупателей, давая возможность приобрести дефицитные ресурсы тем, для кого они представляют наибольшую ценность (к примеру, при низкой квартплате люди желают приобрести больше квадратных метров, даже если это не является острой необходимостью).

3.2. Введение налогов и дотаций

Государство может устанавливать потоварный налог на продажу (акциз).

Непосредственными плательщиками в госбюджет являются продавцы. Однако в таком случае линия предложения s1 сдвигается на величину налога влево-вниз.

Рис. 2. Результаты введения потоварного налога на продажу

Точка равновесия смещается в e2, pe1 – в pe2, Q1 – в Q2. Но при таком объеме производства цена предложения без налога составляет pa, т. е. ae2 – величина налога на единицу товара. При этом, поскольку равновесная цена повысилась на величину be2, то эту часть налога продавцам компенсируют покупатели.

Таким образом, общая сумма налога, поступающая в бюджет на всю продукцию, равна площади pape2e2a, доля покупателя в этой сумме равна площади pe1pe2e2b, доля продавца – pape1ba.

Введение потоварного налога на продажу имеет следующие последствия:

  • уменьшается равновесный объем товаров;
  • бремя налога распределяется между производителями и потребителями;
  • искажается информация рынка.

Похожая ситуация возникает тогда, когда вводится потоварный налог на покупку. Непосредственно в бюджет налог выплачивают покупатели. Однако при этом происходит сдвиг линии спроса, что снижает равновесную цену, и бремя налога распределяется между покупателями и продавцами. Это можно проиллюстрировать графиком.

Рис. 3. Результаты введения потоварного налога на покупку

Аналогичные процессы, но с противоположной направленностью, происходят при установлении потоварных дотаций либо производителям (что сдвигает линию предложения), либо потребителям (что сдвигает линию спроса). Эти процессы можно также иллюстрировать графиками.

Большой интерес представляет вопрос о том, какая же доля налога или дотаций приходится на покупателей, а какая – на производителей.

3.3. Значение эластичности спроса и предложения для экономической политики правительства

Потоварный налог на продажу:

Рис. 4. В случае эластичного спроса (а)
большая часть налога падает на производителей;

в случае неэластичного (б) – на потребителей

Рис. 5. Эластичное (в) и неэластичное (г) предложение
и распределение налога с продаж.
В случае эластичного предложения (в)
большая часть налога приходится на потребителей,
в случае неэластичного (г) – на производителей

Далее можно рассмотреть влияние эластичности спроса и предложения на распределение доли налога на покупку между покупателями и производителями, а также на распределение дотаций покупателям или производителям.

Общий вывод от этого не меняется: большая доля потоварного налога или потоварных дотаций, устанавливаются ли они производителям или покупателям, приходится на потребителей, если спрос неэластичный, и на производителей – если неэластичное предложение.

Это и надо учитывать в экономической политике правительства.

Выводы

  • Поддерживающая цена – это минимальная цена, устанавливаемая законом обычно на те товары, которые имеются в избытке или существует тенденция к их перепроизводству. В таком случае возникает избыток предложения и государство должно скупать лишнюю продукцию за счет бюджета.
  • Потолочные цены – это максимальные цены, устанавливаемые законом обычно на дефицитные товары, чтобы продавцы не могли наживаться на высоких ценах. Однако в таком случае возникает дефицит, очереди, спекуляция, снижение качества, черный рынок.
  • В результате установления государством фиксированных цен: объем продаж становится меньше равновесного; ложные сигналы о ценах искажают практику размещения ресурсов; в большинстве случаев низкие цены себя не оправдывают, поскольку возникает черный рынок с высокими ценами; нарушается важнейшая функция цены – рационирование потребления ресурсов.
  • Большая доля потоварного налога или потоварных дотаций, устанавливаются ли они государством производителям или покупателям, приходится на потребителей, если спрос неэластичный, и на производителей – если неэластичное предложение.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие виды фиксированных цен может устанавливать государство и для чего?
  2. Каковы последствия введения «потолочных» цен?
  3. Каковы последствия введения «поддерживающих» цен?
  4. Должно ли государство регулировать цены?
  5. Каковы последствия введения государством потоварного налога на продажу? А на покупку?
  6. Каковы последствия дотаций государства производителям? А покупателям?
  7. Почему доля налога и величина дотаций распределяется между покупателями и производителями?
  8. От чего зависит доля налога или дотаций, приходящаяся на покупателей и производителей?
  9. Стоит ли государству вводить потоварный налог на продажу, если предложение неэластично?
  10. Стоит ли государству вводить потоварный налог на продажу, если спрос неэластичен?

Литература

Основная

Дополнительная

Версия для печати

Перейти к версии для печати