Повышение НДС закон

Закон об увеличении ставки НДС одобрен Президентом РФ

Sepy / .com

Президент РФ подписал закон о повышении основной ставки НДС с 18% до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»). При этом сохраняются действующие льготы по НДС в виде освобождения от этого налога, а также пониженная ставка НДС в размере 10%, которые применяются в отношении товаров (услуг) социального назначения, некоторых продовольственных товаров, детских товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Отметим, что новая ставка НДС будет применяться в отношении товаров (услуг, работ), имущественных прав, отгруженных (оказанных, выполненных), переданных с 1 января 2019 года.

Кроме того, с этой даты согласно вышеуказанному закону действующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% – в пределах установленной предельной величины базы для расчета страховых взносов, и 10% – свыше установленной базы будут действовать бессрочно. Такие поправки будут внесены в ст. 425 Налогового кодекса, а ст. 426 НК РФ утратит силу.

Путин подписал закон о повышении ставки НДС до 20%

Владимир Путин подписал законопроект о повышении налога на добавленную стоимость до 20%. Соответствующий документ об изменениях в Налоговом кодексе опубликован на официальном портале правовой информации.

Закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

Предложение о повышении НДС до 20% правительство официально выдвинуло в июне. По оценке профильных ведомств, мера должна обеспечить поступление более 600 млрд рублей в бюджет ежегодно.

Реклама

В экономическом обосновании к документу указывалась сумма в 620 млрд рублей в год, начиная с 2019 года.

«В настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставкам в размере 18, 10 или 0 процентов», — говорилось в пояснительной записке.

Льготные и нулевые ставки власти не планируют менять.

В законопроекте также говорится об установлении нулевой ставки НДС до 2025 года для пассажирских перевозок на территорию Дальневосточного федерального округа, а также продлении действия нулевой ставки для авиаперевозок в Крым и Калининград.

Еще одна принятая поправка касается возможности принятия к вычету суммы НДС по товарам, приобретенным за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года. Эта мера важна для сельскохозяйственных производителей и организаций, реализующих проекты по строительству и реконструкции автомобильных дорог.

Вырученные средства правительство обещает потратить на решение проблем инфраструктуры, образования и медицины (суммарные расходы по «майскому указу» президента оцениваются правительством в 8 трлн руб.).

Кроме того, законопроект регулирует новые ставки тарифов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Они устанавливаются в размере 22% в пределах установленной предельной величины и 10% — свыше установленной предельной величины.

Повышение ставки НДС коснется как бизнеса, так и граждан. Это неминуемо повлечет за собой рост цен на товары, прежде всего на продовольственные и лекарственные.

Рост цен может составить от одного до нескольких процентов.

Увеличение налоговой нагрузки на бизнес скажется на снижении предпринимательской активности, темпах экономического роста, малый и средний бизнес будет вытеснен крупными компаниями, имеющими свое производство, логистику, сбыт, считает Давид Абрамян, руководителя юридической практики компании «Прифинанс».

Как говорил «Газете.Ru» сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, в наибольшей степени поправки затронут отрасли с высокой добавленной стоимостью и сложные производства.

«Чтобы компенсировать снизившуюся маржинальность, скорее всего, производители заложат эти издержки в финальную стоимость, в то же время выросшие цены повлекут умеренное снижение спроса. И если каждый контрагент заложит свои издержки в стоимость услуг, то повышение цен может достичь 15-20%. Налоговая нагрузка также ударит по строительному сектору, автопрому, машиностроению. А фору получат импортные товары», — сказал он.

По подсчетам Департамента исследований и прогнозирования ЦБ, эффект повышения НДС на инфляцию может составить в 0,8-1,25 процентного пункта. Аналитики ждут «с большой вероятностью» в следующем году «временного ускорения инфляции немного выше» целевого уровня в 4% из-за повышения НДС.

В России инфляционные ожидания не заякорены, и существует высокая вероятность появления вторичных эффектов, отмечал финансовый регулятор в июльском бюллетене «О чем говорят тренды». Повышение НДС было учтено на последнем заседании Банка России: регулятор оставил ключевую ставку в 7,25% без изменений.

Кроме того, в Центробанке предупредил, что прямой негативный эффект от роста налоговой нагрузки может составить около 0,5 процентного пункта от ВВП.

Правда, аналитики надеются, что с учетом компенсирующего увеличения расходов совокупный эффект на ВВП может оказаться положительным.

Эксперты предупреждают, что с ростом НДС мы увидим повышение потребительских цен и, как следствие, снижение реальных доходов населения.

Напомним, что спад реальных доходов населения продолжался последние четыре года. По данным Росстата, в 2014 году речь шла о снижении на 0,7%, в 2015 — на 3,2%, в 2016 — на 5,8%, а в 2017 — на 1,7%. Темпы роста доходов россиян уже второй месяц колеблются около нуля — в мае они выросли лишь на 0,3% в годовом выражении, а в июне — на 0,2%, сообщил Росстат. По прогнозам экспертов, в следующем году реальные доходы, как и предыдущие четыре года, скорее всего, вновь будут снижаться.

Госдума в третьем чтении приняла закон о повышении НДС до 20%

Законопроект о повышении НДС правительство внесло в Госдуму 16 июня вместе с документом о повышении пенсионного возраста. Ранее глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов указывал, что увеличение НДС приведет к росту инфляции на 1–1,5%. По его словам, подобное повышение цен не отразится на благосостоянии россиян.

Но повышение налога повлечет негативные последствия для экономики, отмечали власти и эксперты. На фоне роста НДС Минэкономразвития ухудшило свой макроэкономический прогноз на следующий год. Рост ВВП в 2019 году должен составить лишь 1,4% вместо ранее ожидавшихся 2,2% (в 2020 году он ускорится и достигнет 2%, считает министерство). Заведующий лабораторией макроэкономического моделирования Института Гайдара Андрей Полбин в своей работе писал, что повышение НДС может привести к замедлению роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 году на 0,2–0,35%, инвестиций — на 0,4–0,7%, импорта — на 0,35–0,45%.

Впрочем, такая мера является наименее болезненной по сравнению с повышением подоходного налога или страховых взносов, указал эксперт. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин также называл решение повысить НДС «наименьшим злом из всех вариантов целевого финансирования программ, связанных с реализацией майского указа».

​Свою альтернативу повышению налогов предлагал председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, в мае возглавивший Счетную палату. Он призывал финансировать выполнения майского указа Владимира Путина за счет смягчения бюджетного правила — механизма по закупке валюты в резервы на сверхдоходы от нефти дороже $40 за барр. Цену отсечения Кудрин предлагал установить на уровне $45 — таким образом, дополнительные $5 с каждого барреля нефти шли бы в экономику, а не в резервы. Повышение НДС неизбежно, но за счет смягчения правила его можно было бы отложить на шесть лет, указывал он.

Однако Минфин традиционно выступает за жесткое бюджетное правило, которое снижает зависимость рубля от цен на нефть, тем самым обеспечивая макроэкономическую стабильность.

С 1 января запланировано вступление в силу масштабных изменений налогового законодательства. Часть федеральных законов, предусматривающих указанные изменения, уже опубликована и вступила в силу. Рассмотрим некоторые из положений, вступающих в действие в 2020 году.

Информирование о задолженности посредством СМС

Налоговые органы с 1 апреля 2020 года смогут информировать налогоплательщиков о наличии у них недоимки посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Упрощение взыскания небольшой суммы задолженности

Статья 46 НК РФ дополнена новым правилом для взыскания небольшой суммы задолженности, а именно: если общая сумма долга, пеней, штрафов за 3 года не превысит 3 тыс. рублей, решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев с момента истечения трехлетнего срока, в остальных случаях сохраняет действие общее правило. Указанные положения вступают в силу с 01 апреля 2020 года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). 📌 Реклама Отключить

Упрощение зачета налога

С 1 октября 2020 года предусматривается возможность осуществлять зачет вне зависимости от вида налогов и сборов, поскольку с указанной даты утратит силу норма, предусматривающая, что зачесть между собой можно налоги только одного вида (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Публикация сведений об обеспечительных мерах

С 1 апреля 2020 года на официальном сайте ФНС России будут размещать сведения о принятых налоговыми органами обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов с указанием имущества, в отношении которого вынесено такое решение. Указанная мера направлена на пресечение возможных неправомерных действий с имуществом, в том числе его отчуждения (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). 📌 Реклама Отключить

Новые обязанности организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

С 1 января 2021 года для указанных налогоплательщиков вводится дополнительная обязанность по направлению в налоговый орган сообщения о наличии у них транспортных средств и земельных участков в случае неполучения от налогового органа сообщения о начислении подлежащего уплате налога за период владения данными объектами. За неисполнение этой обязанности установлена ответственность. Другими словами, налогоплательщики будут обязаны сами напоминать налоговым органам о необходимости начисления налога (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по НДФЛ

Сокращение срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: с 01 января 2020 года новый срок сдачи указанных форм — до 1 марта (в настоящее время срок сдачи — до 1 апреля, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Сокращение численности для обязательной сдачи отчетов в электронном виде: с 01 января 2020 года подавать электронные 2-НДФЛ и 6-НДФЛ должны будут работодатели, которые выплатили доходы 10 или более физическим лицам, в настоящее время электронная отчетность обязательна только для тех налоговых агентов, которые выплатили доходы 25 и более лицам. 📌 Реклама Отключить

Отмена декларации 4-НДФЛ: с 01 января 2020 года налогоплательщики не обязаны подавать декларацию 4-НДФЛ, авансовые платежи по НДФЛ они будут рассчитывать самостоятельно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок уплаты НДФЛ, начисленного при проверке: если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физического лица, но не сделал этого, то организации обязаны будут за счет собственных средств перечислить в бюджет НДФЛ, который им начислили при проверке (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). При этом, уплаченный налоговым агентом за счет своих средств НДФЛ не будет признаваться доходом физического лица. Данное положение вступит в силу с 01 января 2020 года.

Упрощение отчетности для организаций с обособленными подразделениями: если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, то она сможет выбрать одно подразделение, которое будет платить НДФЛ и отчитываться за все подразделения в этом муниципальном образовании. Для реализации данного механизма организация должна не позднее 01 января представить уведомление в налоговый орган и указать, какое подразделение будет отчитываться (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Изменения по земельному налогу

Отмена подачи деклараций: с 2020 года организации освобождаются от подачи деклараций, налоговый орган будет присылать сообщение об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новый порядок получения льготы: с 2020 года организация сможет получить льготу по земельному налогу, если представит в налоговый орган заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ и приложит к нему документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения по транспортному налогу

Отмена подачи деклараций: по аналогии с земельным налогом организации также освобождаются от подачи деклараций, вместо чего налоговый орган сам будет присылать сообщения об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). 📌 Реклама Отключить

Новый порядок для получения льготы: с 2020 года для получения льготы по транспортному налогу организации необходимо подать заявление в налоговый орган (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@) и приложить документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новые объекты налогообложения: с 2020 года установлена обязанность оплаты транспортного налога в отношении моторных лодок с двигателем мощностью до 5 л. с. включительно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по налогу на имущество

Введена централизованная подача деклараций: с 01 января 2020 года организации, имеющие несколько объектов недвижимости, расположенных на территории разных налоговых органов, смогут подавать единую декларацию по всем объектам недвижимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ), по действующим правилам представлять декларацию необходимо было в каждую налоговую по месту нахождения объекта недвижимого имущества. 📌 Реклама Отключить

Отмена авансовых расчетов: с 2020 года организации не будут подавать авансовые расчеты по налогу на имущество (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение порядка расчета авансовых платежей: при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, авансовые платежи по налогу на имущество будут определяться исходя из новой кадастровой стоимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения ПСН

С 2020 года можно будет получить патент на любое количество дней в течение календарного года, при этом, действие купленного патента не может продлеваться на следующий календарный год.

С 1 января 2020 года патентную систему невозможно будет применять при продаже некоторых товаров, подлежащих обязательной маркировке. К ним относятся лекарства, обувь, одежда, шубы и прочие изделия из натурального меха. При этом, даже одна единственная продажа такого товара приведет к автоматической утрате права применять ПСН.

📌 Реклама Отключить

Расширяются полномочия местных органов законодательной власти в части права ограничивать применение ПСН в зависимости от объектов торговли, используемой площади, работающих транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Ставки сделаны: Госдума приняла закон о повышении НДС до 20%

Во вторник, 24 июля, Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении закон о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%.

Также по теме «Наладка налоговой системы»: как повышение НДС отразится на жизни россиян Госдума в первом чтении одобрила законопроект о повышении ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. Согласно расчётам…

Напомним, законопроект был предложен правительством ещё в середине июня, а позже поддержан комитетом Госдумы по бюджету и принят депутатами нижней палаты парламента в первых двух чтениях. Теперь документ должен быть одобрен Советом Федерации и подписан президентом России. Окончательно изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.

Как ранее заявлял первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, повышение НДС будет приносить бюджету дополнительные 620 млрд рублей в год. Предполагается, что полученные средства будут направлены на развитие социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, соцобеспечение и культуру.

По словам главы Минфина, в соответствии с целями майского указа президента деньги пойдут на формирование человеческого капитала и в конечном счёте вернутся более высоким качеством оказываемых государством услуг.

«Для выполнения поручений президента из майского указа и из обращения к Федеральному собранию, по оценочным мнениям, требуется 8 трлн рублей. Глава государства поручил решить поставленные задачи где-то к середине 2020-х годов, а повышение НДС будет приносить в среднем порядка 620—650 млрд рублей в год. Это главная цель увеличения ставки налога.

С учётом затрат на социальную сферу, вложения в человеческий капитал и инфраструктурные проекты такой манёвр имеет смысл», — прокомментировал RT директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Вместе с тем, по словам Остапковича, фискальная мера может спровоцировать и появление определённых негативных эффектов. Так, увеличение ставки НДС скажется на предпринимателях и приведёт к увеличению их издержек. С целью оптимизации затрат в теории бизнесмены могли бы наращивать производительность труда и внедрять инновационные схемы работы. В то же время на практике существует высокая вероятность, что компании начнут переносить издержки на конечного потребителя. В первую очередь это спровоцирует рост цен в секторах со слабой конкуренцией, добавил Остапкович.

Также по теме«Отложенный эффект»: в Минфине рассказали о влиянии роста НДС и пенсионной реформы на экономику России Повышение НДС и изменения в пенсионной системе могут стать ключевыми преобразованиями в российской экономике в ближайшие годы. По…

Как отметила в беседе с RT заведующая лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Корниенко, повышение цен в любом случае станет неизбежным следствием увеличения НДС.

«Безусловно, повышение ставки ключевого, основного налога повлечёт за собой рост цен на товары и услуги. Как правило, рынок достаточно предсказуемо реагирует на такие нововведения. Тем не менее заранее рассчитать темпы инфляции не представляется возможным — слишком много факторов влияют на её динамику. Могу сказать, что рост цен не будет пропорциональным повышению НДС и, скорее всего, превысит 2%», — отметила Корниенко.

В то же время рост потребительских цен обойдёт стороной продовольственные, медицинские и детские товары, заверили ранее в правительстве России. По прогнозу Центробанка, инфляция по итогам 2018 года может ускориться до 3,5—4,5% (с ожидаемых 2,4—2,6% в июле). При этом, как отмечают в Минфине, в 2019 году на фоне повышения НДС показатель увеличится до 4—4,5%.

Примечательно, что прибегнуть к повышению цен смогут далеко не все российские производители. Ранее в разговоре с RT экономист Владислав Гинько отмечал, что компаниям будет сложно повысить стоимость своих товаров и услуг из-за высокого уровня конкуренции.

«Каждый производитель находится в жёсткой конкурентной борьбе. У нас зарплаты восстанавливаются после спада в 2015—2016 годах, население привыкло быть экономным, оно стремится сохранять и повышать свой уровень жизни и в то же время не разбрасываться деньгами. В такой ситуации потребителю сложно предложить на тот же товар более высокую цену», — пояснил аналитик.

Время на адаптацию

Влияние фискальной меры на экономический рост страны будет иметь разовый негативный характер, но в перспективе ситуация улучшится. Об этом в беседе с RT рассказала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

«Повышение НДС — это разовый шок. И после него бизнес подстроится под новые налоговые условия, а потребители подстроятся под новые финансовые условия. Поэтому мы ожидаем, что ухудшение темпов экономического развития коснётся первого полугодия 2019 года. Это, в свою очередь, ускорит годовую инфляцию до уровня 4,5—5% к середине следующего года. Далее цифры войдут в свою нормальную траекторию», — прокомментировала RT Наталья Орлова.

По прогнозу Минэкономразвития, темпы экономического роста России действительно могут замедлиться в 2019 году до 1,4%. Вместе с тем в 2020 году этот показатель вырастет до 2%, а к 2024 году достигнет отметки 3,3%.

Перед правительством стоял выбор: повышать НДФЛ с нынешних 13% или повышать НДС, отмечал Владислав Гинько. По словам эксперта, в результате было принято решение, выгодное для большей части населения.

«Эта мера продуманная и принимается осознанно. Мы проводим наладку и настройку нашей налоговой системы, чтобы сделать экономический рывок. Это важно сделать быстрее остальных стран. Был выбран вариант, когда повышается НДС. То есть на самом деле получается, что это более выгодный вариант для большинства россиян, потому что НДФЛ остаётся на рекордно низком для многих стран уровне — 13%. Это большое достижение», — отметил Гинько.

Нефтяная страховка

Наряду с повышением ставки НДС Госдума 24 июля приняла в третьем чтении законы о налоговом манёвре в нефтегазовой отрасли. В частности, нововведения подразумевают постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля в течение шести лет. Как пояснила Наталья Корниенко, фактически речь идёт о завершении налогового манёвра. В данном случае в совокупности с увеличением НДС такой шаг может дать позитивные изменения.

«Дело в том, что сейчас реальные мировые цены на нефть выше ожидаемых, которые легли в основу государственного бюджета на плановый трёхлетний период. Однако котировки могут измениться в любой момент. Следовательно, рост НДС — наша страховка, чтобы обязательства государства в области соцобеспечения, здравоохранения, образования и науки сохранялись», — заключила эксперт.