Правила рекламной акции

Содержание

Реклама стимулирующих мероприятий

Один из способов активизации сбыта товаров — проведение стимулирующих мероприятий (например, стимулирующих лотерей, конкурсов, игр). Если условием участия в таком мероприятии является приобретение определенного товара, тогда к рекламе стимулирующего мероприятия предъявляются дополнительные требования, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). О применении этой нормы мы и поговорим в статье.

Требования к порядку проведения рекламных кампаний стимулирующих мероприятий содержатся сразу в нескольких статьях Закона о рекламе. Так, согласно пп. 15 п. 3 ст. 5 «Общие требования к рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии, признается недостоверной.

В ст. 9 «Реклама о проведении стимулирующих мероприятий» требования к названному виду рекламы более конкретизированы. В частности, в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

К сведению. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 4 до 20 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. руб. (ст. 14.3 КоАП РФ).

И наконец, в п. 5 ст. 21 «Реклама алкогольной продукции» содержится специальная норма, регламентирующая порядок проведения рекламных кампаний, предметом которых является алкоголь. Так, согласно названному положению не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

Обо всех указанных выше положениях поговорим подробнее.

Когда реклама может быть признана недостоверной?

Примером нарушения пп. 15 п. 3 ст. 5 Закона о рекламе служит дело, рассмотренное в Постановлении ФАС УО от 21.05.2008 N Ф09-3517/08-С1. В частности, организация, являющаяся фигурантом по делу, на рекламной конструкции разместила рекламный щит с текстом: «Приезжай и выиграй! Призовой фонд 33 500 литров топлива TL TRANSOIL». (Согласно материалам дела обществом проводилась стимулирующая лотерея. Этот факт подтверждался документами, в частности направленным финансово-казначейским комитетом в адрес организации извещением о регистрации стимулирующей лотереи в реестре муниципальных лотерей, отчетом о ее проведении, приказом о назначении тиражной комиссии организации.) По мнению ФАС УО, указанная реклама не содержала существенной для потребителя информации: сроков и правил проведения стимулирующего мероприятия, сроков, места и порядка получения призов и выигрышей. На этом основании организация была привлечена к административной ответственности в виде штрафа.

Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

В данном разделе будем анализировать положения ст. 9 Закона о рекламе. Итак, как уже указывалось, в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Обратите внимание: нормы упомянутой статьи Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Сведения об источнике информации

Пункт 2 ст. 9 Закона о рекламе обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и т.д., а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию) <1>. Соответственно, требование об указании сведений об источнике информации может быть соблюдено, если в рекламе указаны, например:

  • наименование организации — источника информации и ее телефон (см. Постановление ФАС СЗО от 23.11.2012 N А21-3005/2012);
  • ссылка на интернет-сайт компании, на котором в полном объеме размещена информация об организаторе, порядке и сроках проведения акции, об условиях получения призов по результатам проведенной акции, а также сроках, месте и порядке их получения (см. Постановление ФАС ЗСО от 05.07.2012 N А27-15269/2011).

<1> Такие разъяснения, в частности, даны в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58.

Во избежание споров в рекламе имеет смысл уточнить, что указанная в ней организация и ее телефон (или сайт) являются источниками сведений о стимулирующем мероприятии. Иными словами, в рекламе стимулирующих мероприятий целесообразно указывать не только источник информации, но и сообщать о том, какого рода сведения может получить потребитель рекламы, обратившись к данному источнику (информацию об организаторе мероприятия, правилах его проведения, количестве призов и выигрышей по результатам мероприятия, сроке, месте и порядке их получения) <2>.

<2> См. постатейный комментарий к Закону о рекламе (размещен на официальном сайте ФАС в разделе «Разъяснения»).

Антимонопольная служба, а позднее и суд пришли к выводу, что данная реклама привлекает внимание потребителей к стимулирующей лотерее, условием участия в которой является покупка автомобиля определенной марки у конкретного продавца. Поскольку из текста рекламы невозможно определить источник информации об организаторе такого мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, контролирующие органы сделали вывод, что указанная реклама не позволяет ее потребителю надлежаще ознакомиться со всеми условиями лотереи. После установления факта нарушения требований Закона о рекламе организация была привлечена к административной ответственности.

Кстати, возможен вариант указания в рекламе не источника информации, а непосредственно всех необходимых сведений (наименование организатора мероприятия, правила его проведения, количество призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроки, место и порядок их получения). Но если организация забудет отразить что-либо из вышеназванного списка и при этом не укажет ссылку на источник информации, она также рискует быть привлеченной к ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Признание мероприятия стимулирующим

Как такового определения стимулирующего мероприятия в Законе о рекламе нет. В ст. 9 дано лишь обобщающее понятие: стимулирующая лотерея, конкурс, игра и иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

К сведению. Под стимулирующей лотереей понимается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления), направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи и указанный орган после получения такого уведомления не запретил проведение лотереи по законодательно установленным основаниям (пп. 2 п. 3 ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях»).

Ниже рассмотрим случаи, когда положения ст. 9 Закона о рекламе применяться не должны.

Не соблюдается условие о приобретении определенного товара. Установление скидок на товары при выполнении условия, не связанного с приобретением определенного товара, не подпадает под определение стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются ст. 9 Закона о рекламе. Такой вывод, в частности, сделан в п. 2 разд. III Обзора практики применения антимонопольного законодательства в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа <3>.

<3> Опубликован в Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, 2012, N 2 (8).

То есть, если организация сообщает каким-либо образом о снижении цены на определенные товары и если данная акция распространяется на всех потенциальных покупателей без условия о предварительном приобретении какого-либо товара, без установления правил, которые однозначно свидетельствовали бы об обязанности покупателя приобрести товар для участия в соответствующей акции, она не признается стимулирующим мероприятием в целях применения ст. 9 Закона о рекламе.

Данный вывод не дает, впрочем, 100%-ной уверенности, что предприятие, распространившее подобную рекламу, не будет привлечено к ответственности. Приведем пример. Организация, рекламирующая проводимую ею акцию, разместила рекламный щит следующего содержания: «Аптека «Будь здоров!» Акция — 10%. «Strepsils» — 76 руб., «TheraFlu» — 193 руб., «Но-шпа» — 80 руб.». Названная организация была привлечена антимонопольной службой к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Несмотря на отсутствие в рекламе условия о покупке товара, суд посчитал, что данное мероприятие является стимулирующим, поскольку направлено на активизацию продаж медицинских препаратов (Постановление ФАС СКО от 14.03.2012 N А63-4283/2011).

Подарки (призы) для всех участников мероприятия одинаковы. Как мы указывали выше, ст. 9 Закона о рекламе применяется, если стимулирующее мероприятие проводится на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей. В Письме ФАС России от 02.12.2011 N АК/44977 разъяснено, что мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия для целей Закона о рекламе. На рекламу такого мероприятия не распространяются требования ст. 9, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, и такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Стимулирующее мероприятие, направленное на увеличение объема продаж алкогольной продукции

«Ищи деньги под крышкой» (реклама стимулирующего характера одного из производителей пива), «Найди под защитным слоем на этикетке изображение одного из выигрышей (изображение части выигрыша)» <4> (реклама производителя водки). Эти и другие подобные стимулирующие к покупке алкоголя (в том числе пива) мероприятия ушли в прошлое.

<4> В случае если изображение выигрыша разделено на части, участнику предлагалось найти на этикетках других аналогичных товаров все составляющие изображения выигрыша для его получения.

Согласно п. 5 ст. 21 Закона о рекламе не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции <5>. О чем эта норма?

<5> Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ данная норма вступила в силу с 23.07.2012.

  1. Запрещена реклама любого стимулирующего мероприятия, если в перечне товаров, приобретаемых для участия в нем, приведена алкогольная продукция.
  2. Пункт 5 ст. 21 Закона о рекламе содержит исключение. Согласно ему в целях увеличения объема продаж алкогольной продукции возможно проведение специализированных стимулирующих мероприятий.

К сожалению, законодательство РФ не содержит понятия «специализированное стимулирующее мероприятие, проводимое в целях реализации алкогольной продукции». Для устранения этого пробела ФАС выпустила несколько разъясняющих Писем (см., например, Письма от 13.09.2012 N АК/29977, от 02.12.2011 N АК/44977). По мнению антимонопольщиков, данная норма допускает рекламу стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает также исключительно алкогольная продукция.

Подводные камни при размещении в рекламе существенной информации

Закон о рекламе не устанавливает порядок отражения в рекламе существенной информации: места ее размещения, размера шрифта, прочих условий. Этим иногда пользуются недобросовестные рекламодатели, искажая восприятие рекламной информации потребителями и, по сути, не доводя до них важных сведений, которые бы позволили объективно оценить рекламную информацию о стимулирующем мероприятии.

По мнению судей, формальное присутствие в рекламе существенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать такие сведения, и это может рассматриваться как отсутствие в рекламе существенных условий. При оценке рекламы следует учитывать совокупность таких особенностей ее размещения, как месторасположение, ограничивающее время считывания информации (например, возле проезжей части дороги), размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги, по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации об этой услуге, высота расположения текста. На возможность восприятия информации могут также влиять иные факторы: изменение освещенности, цветовая гамма надписи и фона, снижающая контрастность. Рассмотрим ряд судебных решений.

Ключевой вывод. То обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым (Письмо ФАС России от 11.09.2012 N АК/29603).

ФАС МО в Постановлении от 01.03.2013 N А40-89532/12-147-848 при анализе рекламы стимулирующего мероприятия, размещенного на щите, обратил внимание на следующие негативные моменты:

  • общая площадь рекламного макета на бумажном носителе формата A4 составила 406,08 кв. см, а площадь сноски, в которой приводится вся обязательная в соответствии с законодательством о рекламе информация, — 7,7 кв. см. Таким образом, площадь сноски составила всего 1,9% от общей площади указанного рекламного макета;
  • информация, указанная в сноске, была размещена в несколько рядов, что дополнительно усложняло возможность ее прочтения;
  • реклама размещалась на специальных рекламных конструкциях (щиты наружной рекламы форматом 3 x 6 м), технические характеристики которых давали возможность демонстрировать объект на значительном визуальном расстоянии. Следовательно, информация, доведенная до потребителя на щитах наружной рекламы форматом 3 x 6 м мелким, сложно читаемым шрифтом в виде сноски, была недоступной;
  • на щите «призматрон» размещалось три рекламных материала одновременно, смена картинки происходила через определенный промежуток времени, в связи с чем рекламный материал потребителем воспринимался в ограниченном промежутке времени.

На основании вышеперечисленного суд сделал вывод, что способ доведения необходимой в соответствии с рекламным законодательством информации в виде сноски мелким шрифтом является ненадлежащим. Таким образом, по мнению арбитров, в рекламе отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, а также данные об источнике информации, об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, что вводило в заблуждение потребителей рекламы.

К аналогичному выводу пришел ФАС СКО в Постановлении от 16.12.2010 N А63-6513/2010, обратив внимание на то, что на рекламных щитах часть букв мелкого текста рекламы вообще отсутствовала, поскольку попадала на разрезы движущихся элементов рекламной конструкции. То есть условия, являющиеся существенной информацией, в рекламе присутствовали, однако форма их представления была такова, что они не воспринимались потребителями.

ФАС ВВО в Постановлении от 12.07.2011 N А38-3621/2010 установил, что крупным шрифтом были выделены наиболее привлекательные для потребителя условия рекламы: «50% покупки бесплатно!» и «Половина покупки в подарок» (на сертификатах номиналом 100 и 300 руб.). Иные существенные условия проведения акции, размещенные в рекламе под знаком «*», выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, расположены внизу баннера на красном фоне, что не позволяло потребителю воспринимать данные сведения. Такая реклама также была признана судом ненадлежащей.

* * *

Если организация беспечно подойдет к содержанию рекламной информации, ей это может дорого обойтись (последуют штрафные санкции). В то же время отметим, что в некоторых случаях привлечение организаций к административной ответственности за нарушение положений ст. 9 Закона о рекламе со стороны антимонопольных органов бывает необоснованным ввиду неправильной квалификации как самого мероприятия, так и рекламной информации (см., например, Постановление ФАС ЦО от 21.04.2010 N А36-5675/2009).

В.В.Никитин

Эксперт журнала

«Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

ФАС России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков о рекламе стимулирующего мероприятия и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом согласно статье 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

По мнению специалистов ФАС России, при оценке рекламы стимулирующей лотереи, содержащей информацию, указанную мелким шрифтом, следует учитывать то, что исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом, то обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

При этом при оценке рекламы следует учитывать совокупность таких особенностей размещения рекламы, как: месторасположение возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги по сравнению со шрифтом основной привлекательной информации об услуге, высоту расположения текста. На возможность восприятия информации могут также влиять иные факторы, ухудшающие восприятие объектов зрения: изменение освещенности, цвета надписи или фона, снижающих контраст, угла зрения.

А.Б. Кашеваров

Стимулирующие мероприятия и их правовое регулирование в рекламе

Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.

Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.

Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Конкурс, игра — это соревновательные процессы, целью которых является определение победителя, в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса, т.е. не каждый участник такого мероприятия становится его победителем и получает приз.

Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:

  • подарок получает не каждый принявший участие в мероприятии;
  • наличие соревновательного процесса;
  • для участия в мероприятии необходимо приобрести определенный товар.

Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».

Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.

Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:

  • договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом на которых обязательно должна присутствовать лотерейная комбинация;
  • организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.
  • призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.

В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок может определяться календарной датой, периодом времени, либо событием, которое неизбежно наступит. Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в своём Постановлении от 6 марта 2014 г. по делу N А36-4974/2013 установил, что определение срока акции путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить, является правомерным и допустимым действием в рекламном материале следующего содержания: «Внимание! Внимание! Отправляющимся на море за 500 рублей обращаться в торгово-развлекательный центр «Москва». Купил в ТЦ «Москва» на 500 рублей — участвуй в акции до 3 августа и выиграй путевку на море на двоих. Торгово-развлекательный центр «Москва», Титова, 10. Подробности акции на сайте moskvacenter.ru. Едем на море за 500 рублей? Организатор акции ООО «Караван»».

Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.

Так в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2013 N А63-512/2012 суд отметил , что отсутствие в рекламе указания на сроки проведения акции (не назван год) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе мероприятия, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге, данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемой услуги.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.

Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.

На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».

*Если у Вас возникнет вопрос по данной статье или смежным вопросам правового регулирования рекламы, то Вы можете написать мне на grigorev.dm@icloud.com .

Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».

Реклама акций, скидок, распродаж и других стимулирующих мероприятий. Требования Закона «О рекламе»

Скоро Новый год. Подобные праздники всегда сопровождаются большим количеством распродаж. А, следовательно, значительно увеличится и объем рекламы акций, скидок и конкурсов, с помощью которой нам сообщается обо всех мероприятиях рекламодателя.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ, вступившим в силу с 30.01.2014, из нормы, регулирующей проведение стимулирующих мероприятий и их рекламы, исключено понятие «стимулирующая лотерея».

Это связано с тем, что с 01.07.2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи.

Надеемся, что наша публикация о требованиях закона к рекламе стимулирующих мероприятий позволит вам избежать ошибок.

Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность получить какое-нибудь материальное благо, поощрение при приобретении определенного товара. Объединяет эти мероприятия признак стимулирования.

К стимулирующим мероприятиям в смысле Закона «О рекламе» можно отнести:

  • конкурсы;
  • игры;
  • пари;
  • вручение подарков или призов;
  • получение дисконтных карт;
  • акции — снижение цен на товары, распродажи, скидки.

Необходимо учитывать, что нормы Закона «О рекламе» распространяются только на те ситуации, когда мероприятие связано с приобретением какого-либо товара или услуги.

Пример. Общество распространяло рекламу следующего содержания: «ЮгНоутбук — это ЛУЧШЕЕ! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль «ЮгНоутбук — это лучшее» предоставляется суперскидка на все ноутбуки».

Антимонопольный орган посчитал такую рекламу ненадлежащей, так как в рекламе о проведении стимулирующего мероприятия не указаны сроки проведения данной акции.

Однако суд не согласился с доводами антимонопольной службы: установление скидок на товары при выполнении иного условия (не связанного с приобретением определенного товара) не подпадает под понятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона N 38-ФЗ.

В приведенном выше случае приобретение товара со скидкой в результате сообщения потребителем (потенциальным покупателем) определенного пароля являлось благоприятным для него последствием участия в акции, а не условием участия в ней.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2011 г. по делу N А63-7452/2010).

Что должно быть указано в рекламе акций, скидок, распродаж или другого стимулирующего мероприятия

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны (статья 9 Закона «О рекламе»):

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Несмотря на кажущуюся простоту требований, необходимо более подробно остановиться на втором пункте статьи 9.

Данная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации, то есть сведения о том, где можно получить указанные данные (например, название соответствующего средства массовой информации, адрес офиса рекламодателя, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

1. Источник получения информации

Судебная практика неоднозначно отвечает на вопрос, что считается источником получения информации.

В одном случае суды считают, что указание контактных данных без указания на то, что это они являются источником для получения информации о правилах проведения, а также о сроках, месте и порядке получения выигрышей и подарков в результате стимулирующего мероприятия, является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе» (Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7118/14, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5735/11, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9121/14).

В других же случаях суды считают указание в рекламе фразы «подробности на сайте», «подробности по телефону»надлежащим способом указания источника информации, предусмотренной пунктом статьи 9 Закона «О рекламе» (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2014 г. N Ф07-5938/14 по делу N А21-6610/2013, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-735/14).

Совет:при указании источника информации не стесняйтесь расширенных формулировок. Тем более, что это не повлияет негативным образом на восприятие потребителем рекламы, а лишь наоборот – повысит уровень доверия к ней.

Помните, что рекламодатель обязан сообщить полный перечень сведений, с которыми потребитель может ознакомиться при помощи соответствующего источника информации.

2. Информация об организаторе стимулирующего мероприятия

Поскольку Закон прямо не регламентирует, какую именно информацию об организаторе следует указать, то будет достаточно той информации, которая позволит его идентифицировать. То есть не обязательно указывать ИНН или ОГРН, а также организационно-правовую форму рекламодателя. Достаточным будет указать — «организатор акции — сеть магазинов «Скидочка».

3. Информация о правилах проведения стимулирующего мероприятия

Поскольку требуется информация о правилах, то потребуются и сами правила. Стоит отнестись к этому внимательно, поскольку если в источнике информации, например, на сайте, потребитель не найдет самих правил, то он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу РФ на нарушение Закона «О рекламе».

Часто в рекламе указывают фразу «подробности по телефону». Если вы так пишете, то будьте готовы озвучить все правила проведения мероприятий по телефону — проинструктируйте менеджеров, отвечающих на звонки.

4. Информация о количестве призов или выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия

Часто пишут — количество призов ограничено. Такая формулировка соответствует требованиям закона, поскольку речь идет исключительно об информации о количестве.

5. Информация о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей

Будет правильным указать эту информацию в правилах проведения акции. Сроком может являться как конкретная дата, так и количество дней с момента окончания акции. Местом получения является конкретный адрес, если же речь идет о сетевых магазинах, то достаточно будет указания на пункты выдачи призов. Например, «все магазины нашей сети».

Кто несет ответственность за рекламу стимулирующих мероприятий

Рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность во всех случаях нарушений Закона «О рекламе», связанных со стимулирующими мероприятиями — от 100 000 до 500 000 руб.
Рекламопроизводитель — в случае, если нарушение законодательства произошло по его вине, и вина будет доказана.

Соблюдение простых правил, указанных в нашей публикации, позволит вам избежать ответственности за нарушение Закона «О рекламе» и получить довольного покупателя.

Если вы сомневаетесь, нет ли нарушений Закона «О рекламе» в ваших рекламных модулях — Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. на юридическую экспертизу.