Предупреждение экономических преступлений

Предупреждение преступности в сфере экономики

Меры предупреждения (профилактики) преступлений в сфере экономики принято дифференцировать на общие, т. е. нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные факторы данного рода преступности, и специ­альные, т. е. целенаправленно воздействующие на такие фак­торы.

Экономические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

Общие:

1. преодоление последствий экономического кризиса и из­держек быстрого экономического роста;

2.снижение уровня реальной инфляции до 2% в год;

3.снижение степени «поляризации» населения по уровню доходов;

4.ресурсное обеспечение прожиточного минимума населе­ния;

5.снижение уровня реальной безработицы до 5—6%.

Специальные:

1. адекватное ресурсное обеспечение подразделений право­охранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

2. создание экономической основы государственных вне­бюджетных фондов, предусматривающих обособленное финан­сирование программ компенсации ущерба жертвам преступле­ний в сфере экономики.

Политические меры борьбы с преступлениями в сфере эконо­мики.

Общие:

— обеспечение стабильности ограниченного государственно­го управления имуществом и экономической деятельностью;

— поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;

— снижение уровня коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой, до величины, не препятствующей экономическому росту.

Специальные:

— разработка государственной стратегии борьбы с теневой экономикой;

— включение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программные документы ведущих политических партий и движений;

— обеспечение государственной поддержки развитию инсти­тутов гражданского общества, ставящих перед собой цели борь­бы с преступлениями в сфере экономики и отдельными ее ви­дами.

Правовые меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

Общие:

— устранение противоречий в правовом регулировании соб­ственности, экономической деятельности и службы в коммер­ческих и иных организациях;

— совершенствование правового регулирования отдельных видов экономических отношений (например, отношений соб­ственности на землю, на предприятие).

Специальные:

— внесение изменений и дополнений в уголовное законода­тельство (например, установление нормативных определений крупного ущерба и крупного размера применительно к тем пре­ступлениям в сфере экономической деятельности, для которых количественное содержание этих признаков не установлено);

— устранение терминологической несогласованности граж­данского, административного, таможенного, налогового, ва­лютного и уголовного законодательства;

— совершенствование судебной практики толкования норм об ответственности за преступления в сфере экономики;

— совершенствование правового регулирования деятельно­сти подразделений правоохранительных органов, осуществляю­щих борьбу с отдельными видами преступления в сфере эконо­мики;

— нормативное урегулирование механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам преступлений в сфере эконо­мики.

Психологические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

Общие:

1. воспитание критического отношения к стереотипам по­требительского образа жизни;

2. воспитание уважения к собственности и легальному пред­принимательству;

3. формирование доверия населения к государственной эко­номической политике;

4. воспитание негативного отношения к уклонению от упла­ты налогов.

Специальные:

1. информирование населения о состоянии правового регули­рования ответственности за преступления в сфере экономики;

2. воспитание солидарности населения с уголовно-правовы- ми запретами в отношении общественно опасного экономиче­ского поведения

3. информирование о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов в сфере экономики;

4. информирование о мерах профилактики отдельных видов преступлений в сфере экономики;

5. информирование о способах легальной защиты прав, на­рушенных в результате совершения преступлений в сфере эко­номики;

6. демонстрация положительных результатов предупрежде­ния и пресечения отдельных видов преступлений в сфере эко­номики.

Организационные меры борьбы с преступностью в сфере эко­номики.

Общие: разработка и внедрение новых социальных техноло­гий, объективно препятствующих совершению преступлений в сфере экономики (обеспечение «прозрачности» бюджета всех уровней, объявление рейтингов свободных от коррупции сфер государственного управления отдельными секторами экономи­ки; отраслевая паспортизация субъектов экономической дея­тельности и др.).

Специальные:

1.криминологическая экспертиза экономического законо­дательства;

2.создание системы криминологического мониторинга всех отраслей экономики1;

3.разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ (планов) борьбы с отдельными вида­ми преступлений в сфере экономики;

4. оптимизация системы подразделений правоохранитель­ных органов, осуществляющих борьбу с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

5. совершенствование механизма взаимодействия отечест­венных и зарубежных правоохранительных органов, осуществ­ляющих борьбу с преступлениями в сфере экономики трансна­ционального характера.

Технические меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

Общие:

1. разработка и внедрение технических средств, обеспечи­вающих персонифицированный доступ к имуществу, производству, распределению и потреблению товаров (в том числе ус­луг);

2. использование в промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания технологий, объективно препятствующих незаконному завладению, изъятию или использованию имуще­ства

Специальные:

1. создание компьютерного программного обеспечения под­держки и принятия управленческих решений в сфере борьбы с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

2. разработка и внедрение организационно-технического обеспечения быстрого и эффективного фиксирования следов неочевидных преступлений в сфере экономики;

3. совершенствование автоматизированных информаци- онно-поисковых систем применительно к решению задач ква­лификации отдельных видов преступлений в сфере экономики.

Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность. При этом, как справедливо отмечает А.И. Алексеев, необходимо обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частно-предпринимательские структуры; стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей; установить жесткие меры ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.

Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется не часто.

Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии — говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

— федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

— органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Контрольное управление при Администрации Президента РФ, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

— органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

— правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

— общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Так, Государственная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей. Государственные налоговые инспекции контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода и иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.

Органы Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет) осуществляют государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и принимают меры по предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Органы Федерального казначейства проводят проверки денежных документов, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета в министерствах, ведомствах, на предприятиях и учреждениях, в организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, наряду с органами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), принимают меры к предупреждению выпуска и продажи товаров, опасных для жизни и здоровья граждан и их реализации на потребительском рынке.

Аудиторы по поручению государственных органов или по инициативе самих хозяйствующих субъектов проверяют отчетность, платежно-расчетную документацию, налоговые декларации и другие финансовые обязательства и требования экономических субъектов.

Предупреждением преступлений в сфере экономической деятельности занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений.

Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономической деятельности.

Деятельность этих подразделений направлена на: выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.

Главное в профилактике — своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

— выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

— установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

— обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами — важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.

Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в Российской Федерации. Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учетом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.

Среди основных направлений такой программы, на наш взгляд, необходимо выделить: совершенствование законодательного регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление.

К правовым мерам относятся: существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность; введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственности за криминальную экономическую деятельность.

Необходимость мобилизации правоохранительных органов связана с требованием повышения эффективности работы правоохранительных органов в области предупреждения экономических преступлений. Речь идет не только о совершенствовании имеющихся методов данной деятельности и критериях оценки ее результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.

  • Вместе с тем изучение эффективности системы предупреждения экономической преступности показывает, что, несмотря на достаточно большое количество ее субъектов, их деятельность существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывает. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля за развитием экономических отношений в целом.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности

Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности — система скоординированных международных, межгосударственных, национальных государственных и корпоративных мер. направленных на предотвращение проникновения доходов от преступной деятельности в финансовую систему и экономику страны через соответствующие институты.

Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах; она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на индивидуальном (отдельном предприятии, учреждении, организации или в отношении отдельного индивида). Различают общие (общесоциальные) и специальные меры такой профилактики.

К числу общесоциальных профилактических мер в сфере экономической деятельности следует отнести комплексные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в государстве, — оздоровление экономики, упорядочивание отношений между субъектами хозяйственных отношений, функционирующих в сфере экономической деятельности, обеспечение экономической и правовой защищенности граждан, организаций и эффективного функционирования всех механизмов рынка.

Данные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля за преступностью в целом, и в частности за преступностью в сфере экономической деятельности.

Специально-криминологическая профилактика охватывает комплекс социально-экономических, политических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и других мер, направленных на профилактику преступлений в сфере экономической деятельности. Специфика специальных мероприятий по профилактике преступлений состоит в том, что они порождены наличием самих преступных действий и существованием конкретных причин и условий, способствующих их совершению, и предназначаются специально для устранения или нейтрализации этих причин и условий.

В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности существует несколько основных групп субъектов, способных оказать профилактическое воздействие на криминальную ситуацию, складывающуюся в данном секторе экономических отношений. Среди данного круга субъектов можно выделить в самостоятельные группы: органы государственной власти, банковские структуры, правоохранительные органы, контрольные органы, различные коммерческие структуры. К данным субъектам отнесем: Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (являются субъектами общесоциальных мер). Министерство по налогам и сборам. Министерство по антимонопольной политике, Министерство внутренних дел, соответствующие подразделения органов внутренних дел. Государственный таможенный комитет. Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Центральный банк Российской Федерации, банковские и иные кредитные организации, государственные налоговые инспекции, органы валютного и экспортного контроля, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (являются субъектами специально-криминологической профилактики) и другие субъекты профилактики.

1. Меры социально-экономического характера.

  • Оздоровление экономики и повышение эффективности использования ее ресурсного потенциала.
  • Повышение инвестиционной активности, связанной с предпринимательской деятельностью.
  • Обеспечение социальной, экономической и правовой защищенности российских граждан и организаций.
  • Обеспечение функционирования важнейших рыночных составляющих: свобода предпринимательства, честная, добросовестная конкуренция, защита частной собственности, согласование частных и публичных экономических интересов, соответствующее регулирование денежного и кредитного обращения, жесткий контроль за соблюдением валютного, налогового законодательства.

2. Меры правового характера.

Построение правовых основ организации противодействия указанным преступлениям заключается в:

  • обновлении правовой базы правоохранительной деятельности;
  • устранении пробелов, коллизий и противоречий;
  • согласовании с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • создании юридических механизмов исполнения правовых решений;
  • приоритете закона при сведении до минимума ведомственных нормативных предписаний;
  • формировании правовых предписаний в соответствии с международными стандартами и международными обязательствами России.

Среди данного круга мер мы особо выделяем меры уголовно-правового характера. Уголовно-правовое регулирование отношений в сфере экономической деятельности должно включать следующие направления:

  • минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от проявления монополизма, недобросовестной конкуренции и т.д.;
  • противодействие криминальным проявлениям в сфере экономической деятельности.

В рамках данных направлений должны решаться следующие задачи:

  • найти наиболее приемлемые варианты уголовно-правовых решений о квалификации преступлений;
  • решить вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, с учетом обстоятельств, исключающих общественную опасность и противоправность деяния, и другие важные вопросы, возникающие в процессе реализации уголовно-правового закона;
  • обеспечить минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечить реализацию гарантий экономической деятельности, в том числе защиту всех участников экономической деятельности от монополизма, конкуренции;
  • повысить охрану субъектов экономических отношений административно-правовыми средствами независимо от формы собственности;
  • решить вопрос о регулировании отдельных экономических отношений посредством гражданского законодательства;
  • обеспечить неотвратимость ответственности.

Но возможность реализации указанных целей уголовной политики зависит в первую очередь от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Особенности воздействия уголовно-правовых мер обусловлены характером преступлений в сфере экономической деятельности, их структурой и динамикой, степенью общественной опасности, поскольку в результате проводимых государством реформ они претерпевают существенные изменения. Именно в такой ситуации правоприменителем на основе анализа должна быть сделана оценка сложившейся уголовно-правовой ситуации, приняты правовые меры для защиты экономических отношений от преступных посягательств.

Оценка уголовно-правовой ситуации в сфере экономической деятельности является задачей первостепенной важности, так как от ее решения зависит правовое, ресурсное и иное обеспечение противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Она складывается из анализа правовых, информационных и ресурсных сведений, а также сведений о кадровом обеспечении такой деятельности. От того, насколько правильно проведен мониторинг динамических изменений в правоприменительной практике, будет зависеть полнота и своевременность воздействия на экономическую преступность.

3. Меры организационного характера.

  • Совершенствование общей стратегии и тактики противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности.
  • Необходимость хорошо отработанной координации и взаимодействия подразделений правоохранительных органов.
  • Обеспечение высокопрофессионального решения задач через продуманную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.
  • Организация взаимодействия государственных органов с целью координации деятельности по противодействию.
  • Конструктивное взаимодействие и сотрудничество с правоохранительными и контролирующими органами государств — участников СНГ и других стран.
  • Разработка и реализация специальных федеральных программ.

61 . Предупреждение преступлений в сфере экономики.

В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Специальные меры – это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.

Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

а) организационно-технические;

б) административно-правовые и криминологические;

в) информационно-воспитательные и виктимологические.

К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:

– внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

– техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

– оборудование подъездов кодовыми запорами;

– совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

– организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

– организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

– надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

– своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

– систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

– своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

– выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

– проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

– выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

– выявление и пресечение формирования преступных групп;

– организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

– трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения сво-боды;

– установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

– выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

– пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

– выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

– своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

– информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

– разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

– информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

– проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

– оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

– предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

– активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

– совершенствование системы управления экономикой;

– техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

– увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

– реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

К воспитательным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– создание системы экономического обучения, направленного на возвышение в общественном сознании и в сознании каждого субъекта экономических отношений идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу;

– формирование у субъектов экономических отношений мышления, проповедующего умеренность и воздержание, сознательное согласие на ограничение, когда это представляется целесообразным для достижения общего блага;

– пропаганда среди населения, особенно среди лиц, занимающихся коммерческой и иной экономической деятельностью, правовых знаний, необходимых для добросовестного и правомерного поведения в сфере экономических отношений;

– пропаганда успехов предпринимателей, предприятий, трудовых коллективов и других субъектов экономических отношений, добившихся их правомерным путем;

– пропаганда зарубежного опыта деловой этики в осуществлении экономических отношений;

– опубликование или показ в средствах массовой информации материалов о разоблаченных лицах или группах, совершивших преступления в сфере экономики.

Выделяются два комплекса проблем, связанных с борьбой с экономической преступностью. С одной стороны, бизнес сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой стороны, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются в защите от бизнеса как неэффективного, так и от криминализированного. Затягивание в решение этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности Казахстана.

В общем комплексе этих мер ведущая роль принадлежит разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, поскольку без решения этой проблемы невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.