Приказ минприроды 554

Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554
(ред. от 27.09.2016)
Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 декабря 2015 г. N 554

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЗАЯВКИ

О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ, СОДЕРЖАЩЕЙ

СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ,

ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,

В ТОМ ЧИСЛЕ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДПИСАННЫХ

УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

1. Утвердить прилагаемую форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 26 октября 2011 г. N 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2012 г., регистрационный N 23071);

приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2011 г., регистрационный N 19753);

приказ Минприроды России от 18 июля 2013 г. N 249 «О внесении изменений в Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 579» (зарегистрирован в Минюсте России 6 августа 2013 г., регистрационный N 29281).

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о порядке создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктом 10 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Исполняющий обязанности Министра

С.Ю.РАДЧЕНКО

Приложение

к приказу Минприроды России

от 23.12.2015 N 554

ФОРМА ЗАЯВКИ

О ПОСТАНОВКЕ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ, СОДЕРЖАЩЕЙ

СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ,

ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,

В ТОМ ЧИСЛЕ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДПИСАННЫХ

УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Регистрационный N ____ <1> от ____________________ г. ЗАЯВКА о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Заявитель _________________________________________________________________ (наименование для юридического лица/фамилия, имя, отчество (при наличии) для индивидуального предпринимателя) __________________________________________________________________________, находящийся _______________________________________________________________ (для юридического лица — адрес (место нахождения), для индивидуального предпринимателя — место жительства), контактный телефон __________________, дата государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя ________________________________ N ________________________ идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе от __________________________ N ________________________ код причины постановки на учет в налоговом органе _________________________ основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от ____________________________ N ________________________ код в соответствии с общероссийским классификатором предприятий и организаций ______________________________________________________________; в лице ____________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность руководителя или его полномочного представителя) просит поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект). ——————————— <1> Присваивается автоматически при подаче заявки в уполномоченный орган. I. Сведения об объекте 1. Общие сведения об объекте: место нахождения объекта (адрес места нахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, координаты угловых точек объекта) ___________________________; дата ввода объекта в эксплуатацию ____________________________________; тип объекта (точечный, линейный, площадной) __________________________; виды экономической деятельности основных и вспомогательных видов деятельности (с кодами общероссийского классификатора видов экономической деятельности) ____________________________________________________________; наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги (с кодами общероссийского классификатора единиц измерения, общероссийского классификатора продукции, общероссийского классификатора услуг населению) __________________________________________; применение оборотного водоснабжения __________________________________; проектная мощность по производству продукции, реализации товара, оказанию услуги __________________________________________________________; 2. Декларируемая категория объекта (I, II, III и IV категории) и обоснование ее присвоения в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации <1>: вид хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте _______________. 3. Сведения о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям (отдельно по каждой применяемой технологии) <2>: ——————————— <1> Категория объекта определяется в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 40, ст. 5566). <2> Сведения представляются в соответствии с информационно-техническими (отраслевыми) справочниками по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, после их разработки и опубликования ответственными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 2178-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст. 6379). наименование технологии ______________________________________________; сроки применения _____________________________________________________; соответствие наилучшим доступным технологиям _________________________. 4. Уровень государственного экологического надзора <1> _______________. ——————————— <1> Уровень государственного экологического надзора определяется в соответствии с критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5043). II. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду 1. Сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта): тип стационарного источника выбросов (организованный, неорганизованный; точечный, линейный, площадной) ___________________________________________; порядковый номер источника выбросов и индивидуальный составной кодовый идентификатор (если имеется) _____________________________________________; наименование технологических процессов, применяемых технологий, в результате которых осуществляются выбросы ________________________________; географические координаты места нахождения источника выбросов _________________________________________________________________; геометрические параметры источника выбросов (высота источника выбросов (м), диаметр точечного источника или длина и ширина источника с прямоугольным устьем (см)) _______________________________________________; термодинамические характеристики газовоздушной смеси (далее — ГВС), в составе которой загрязняющие вещества выбрасываются из источника выбросов (температура, скорость выхода ГВС (м/с), расход (объем) ГВС (м3/с)) __________________________________________________________________________. 2. Сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника): фактическая масса или объем выбросов вредного (загрязняющего) вещества (с указанием кода и наименования вредного (загрязняющего) вещества), т/год, __________________________________________________________________________; мощность выброса вредного (загрязняющего) вещества, г/с, _____________; доля сжигаемого попутного нефтяного газа, %/год, _____________________; фактическая масса выбросов парникового газа в пересчете на углекислый газ (CO2- эквивалент) <2>, т/год, ________________________________________; ——————————— <2> В соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июня 2015 г. N 300 (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 г., регистрационный N 40098), фактическая масса выбросов парникового газа определяется в пересчете на углекислый газ. 3. Сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта): порядковый номер источника сброса ____________________________________; географические координаты выпуска, описание расположения (бассейн) __________________________________________________________________________; характеристика водного объекта (использование в черте населенных пунктов водного объекта, цели в вид водопользования, осуществляемых на водном объекте, реквизиты решения о предоставлении водного объекта в пользование, категория рыбохозяйственного значения) ______________________; фактическая масса сбросов загрязняющих веществ (по каждому загрязняющему веществу в рамках выпуска/сброса с указанием наименования загрязняющего вещества), т/год, __________________________________________; фактический объем сброшенных сточных вод (с превышением нормативов, в пределах нормативов), куб. м/год _______________________________________. 4. Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов): наименование объекта размещения отходов ______________________________; сведения о фактической массе размещенных отходов производства и потребления по каждому виду отхода с указанием его класса опасности и кода в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) <1> _____________________________________________; географические координаты объекта размещения отходов; номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) <2> (если имеется) ____________________________. ——————————— <1> ФККО формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (Зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313). <2> ГРОРО формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (Зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313). III. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды 1. Наличие заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях (дата, номер заключения, орган выдавший) _________________________________. 2. Сведения о разрешениях о воздействии на окружающую среду: разрешение на выбросы (реквизиты документов, орган выдавший, срок действия) ________________________________________________________________; разрешение на сбросы (реквизиты документов, орган выдавший, срок действия) ________________________________________________________________; утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия) _________________________________________________. IV. Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды: 1. Наличие на объекте программы производственного экологического контроля _________________________________________________________________. 2. Сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду (наименование программы/плана мероприятий, плановые сроки реализации мероприятий, капитальные затраты, направление мероприятий (снижение выбросов/сбросов/образования отходов)) _________________________. 3. Сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ: наименование, мощность, тип, фактическая эффективность работы установок очистки газа _____________________________________________________________; наименование, тип, год установки автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ _____________________. 4. Сведения о технических средствах по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ: наименование, мощность, тип, фактическая эффективность работы очистных сооружений _______________________________________________________________; наименование, тип, год установки автоматических средств измерения и учета объема сбросов загрязняющих веществ ________________________________. 5. Сведения о технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов I — V класса опасности: наименование, мощность, тип, фактическая эффективность работы установок по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов __________________________ __________________________________________________________________________; информация о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду ______________________________________________________. Достоверность сведений, указанных в настоящей заявке, подтверждаю. Руководитель (уполномоченный представитель руководителя на основании доверенности от _______________ N ______) _________ ____________________________________ (подпись) фамилия, имя, отчество (при наличии) место печати (при наличии)

Приказ Ростехнадзора от 18.05.2017 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики»

49. Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 г. N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

<Письмо> Росприроднадзора от 13.12.2016 N АС-03-04-36/25233 «Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» (вместе с «Разъяснениями по вопросам ведения федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и постановкой их на государственный учет»)

12. Заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554, может быть оформлена Заявителем с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/otchetnost.ru.

Ответ-Вопрос Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет»

приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

Приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 N 756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572» (вместе с «Методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554, с использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов»)

опубликовать на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в сети «Интернет» электронное средство формирования заявки о постановке объекта на учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554, в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению согласно приложению;

<Письмо> Росприроднадзора от 05.07.2016 N АА-03-04-36/13116 «О постановке объектов на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

Согласно статье 69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — Заявка), форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554, и вступает в силу одновременно с Правилами.

<Письмо> Росприроднадзора от 28.04.2016 N АС-03-04-36/7884 «О направлении разъяснений по вопросам учета объектов негативного воздействия на окружающую среду и подготовки к ведению федерального государственного реестра» (вместе с «Разъяснениями по вопросам государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»)

Форма заявки о постановке на государственный учет утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 декабря 2015 г. N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 23 декабря 2015 г. N 554
«Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»

С изменениями и дополнениями от:

27 сентября 2016 г.

1. Утвердить прилагаемую форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 26 октября 2011 г. N 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, a также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2012 г., регистрационный N 23071);

приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2011 г., регистрационный N 19753);

приказ Минприроды России от 18 июля 2013 г. N 249 «О внесении изменений в Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 579» (зарегистрирован в Минюсте России 6 августа 2013 г., регистрационный N 29281).

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о порядке создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктом 10 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Государственный учет природных ресурсов и объектов

Осуществляется по единой системе органами государственной статистики и является базой для составления государственных кадастров природных ресурсов и объектов. Объектом учета является количество, качество природных ресурсов по видам.

Государственные кадастры — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природных ресурсов.

По кадастрам определяется экономическая оценка природного ресурса, размер и виды платежей, система мер по восстановлению.

По характеру и содержанию кадастр — это совокупность достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного ресурса, его составных частях, видах разрешенного использования, субъектах, видах прав и ограничения прав.

Принципы кадастрового учета:

1. Единство системы;

2. Непрерывность;

3. Постоянное уточнение и внесение изменений;

4. Сопоставимость с другими кадастрами.

Вся территория РФ разделена на кадастровые округа, которые совпадают с административно-территориальным делением.

Виды кадастров:

1. Государственный кадастр недвижимости. В соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведется учет недвижимого имущества: земельных участков, водных объектов и лесов в пределах земельных участков, иного недвижимого имущества. NB! ГКН представляет собой интеграцию двух существовавших ранее самостоятельных систем учета: ГКН объединил «старый» государственный земельный кадастр и реестр объектов недвижимого имущества, который находился в ведении бюро технической инвентаризации (БТИ), и все это передано специально созданному органу – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);

2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в соответствии со ст. 30 и 32 Закона «О недрах»;

3. Государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ);

4. Государственный водный реестр (ст. 31 ВК РФ). В водном реестре содержаться сведения не только о водных объектах, но и о гидротехнических сооружениях;

5. Государственный кадастр объектов животного мира (ст. 14 ФЗ «О животном мире»);

6. Красная книга субъектов РФ и РФ;

7. Государственный кадастр ООПТ;

8. Государственный кадастр отходов (ст. 20 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

9. Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Ведется в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

10. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. Это способ государственной регистрации таких веществ по номенклатуре, качеству, способу производства, поведению в окружающей среде, способу нейтрализации их вредного воздействия. Регистрируются все, как российские, так и импортные. Этот регистр нужен для того, чтобы знать перечень потенциально опасных веществ и для того, чтобы в одном месте аккумулировать информацию об их поведении в окружающей среде и способах нейтрализации их вредного воздействия.

Значение государственных кадастров состоит в том, что они являются:

1. Информационным ресурсом;

2. Кадастровый учет является единственным способом признания юридического статуса природного объекта как недвижимого имущества и способом закрепления видов разрешенного использования (преимущественно это относится к земельным участкам);

3. Кадастровый учет земельных участков является необходимым условием и этапом государственной регистрации права или перехода права на земельный участок.

УЧЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Эффективное управление природопользованием в условиях перехода к рыночным отношениям возможно только при исчерпывающей и комплексной информации о природных ресурсах России. Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах.

Кадастр — систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений под соответствующим объектом (например о природных ресурсах).

В Российской Федерации в качестве основной формы реализации учетной функции управления природопользованием действуют государственные кадастры: земельный, лесной, водный, запасы полезных ископаемых. Указанные кадастры вводятся для учета количественных характеристик природных ресурсов и их качества.

Государственный земельный кадастр (ГЗК). Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Современная структура сведений земельного кадастра представлена следующим образом. Сведения о природном положении земель включают учет качества и количества (состояние и изменение) земель. Сведения о хозяйственном положении земель включают бонитировку почв и экономическую оценку земель, а также технологические возможности угодий. В сведения о правовом положении земель входят учет и количество земель, регистрация землепользования и правового режима земель. Организационная структура ГЗК определяется структурой соответствующего органа исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству, которая связана, в свою очередь, с иерархией исполнительных органов власти: федеральных, региональных и местных.

Государственный лесной кадастр ( ГЛК). Объектами лесных отношений являются лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся: определение порядка и организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.

Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра.

ГЛ К ведется по всем лесам государственного лесного фонда по единой системе на основе материалов лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов.

Сведения об изменениях, произошедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства.

ГЛК входит в состав ЕГСЭМ через подсистему лесного мониторинга.

Состав документации ГЛК устанавливается дифференцированно по уровням управления лесным хозяйством.

Государственный водный кадастр (ГВК). К полномочиям Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся: установление порядка ведения государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

Водный кадастр, также как и земельный, формируется на базе действующей системы государственного учета поверхностных и подземных вод, предусматривающего определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Данные ГВК являются основой для принятия решений при управлении в области использования и охраны водных объектов. Ведение ГВК осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водам). В частности, водные ресурсы оцениваются по еледующим показателям: ресурсы речного стока — общие и местные, годовые объемы среднемноголетние, обеспеченностью 75, 90 и 95%; подземные воды — эксплуатационные прогнозные ресурсы и разведанные запасы. В оценку ресурсов подземных вод целесообразно включать высокоминерализованные солоноватые (3—10 г/л) и соленые (10—35 г/л) подземные воды как резерв водообеспечения населения и народного хозяйства, которые могут быть использованы после их искусственного опреснения.

Государственный кадастр месторождений (ГКМ). К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых составляется и ведется федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом правительством РФ.

Каждый отдельный кадастр природного ресурса должен быть составной частью всей системы природных кадастров. Состав кадастров природных ресурсов в соотношении с основными компонентами природной среды приведен в табл. 1.5.

Система кадастров природных ресурсов — качественно новая ступень обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Базируясь на принципах системного подхода, кадастровая информация должна предусматривать: комплексное и рациональное использование природных ресурсов; согласование общих и отраслевых задач на разных уровнях управления; согласование критериев и показателей учета природных ресурсов, их качественной характеристики и экономической оценки и др.

Таблица 1.5

Состав кадастров природных ресурсов в соотношении с основными компонентами природной среды

Компонент

природной

среды

Основной вид ресурсов

Основное

хозяйственное

назначение

Вид кадастров природных ресурсов

Литосфера

Земельные

Главное средство производства в сельском хозяйстве, базис размещения производительных сил

Полезные

ископаемые

Минеральное и топливно-энергетическое сырье

Полезные

ископаемые

Биосфера

Естественная растительность и животный мир

Лесное хозяйство, деревообрабатывающая, химическая промышленность, пищевое сырье, охотничье-промыс- ловое хозяйство

Лесной,специализированные виды охотничье- промыслового, рекреационного и другого назначения

Гидросфера

Водные

Промышленное сельскохозяйственное и бытовое водопотребление

Водный

Компонент природной среды

Основной вид ресурсов

Основное

хозяйственное

назначение

Вид кадастров природных ресурсов

Атмосфера

Климатические

Агроклиматические данные, данные о климатических условиях работы, промышленности, транспорта, жизни населения

Специальные виды климатических

Вместе с тем кадастры имеют ряд недостатков:

  • • кадастры охватывают не все природные ресурсы и объекты;
  • • информация о природных ресурсах в основном носит ведомственный характер;
  • • не определен порядок пользования ведомственной информацией, составляющей основу кадастров, многие данные являются закрытыми даже для использования их органами государственной власти и управления в регионах, не установлен также единый порядок оплаты или бесплатного доступа к этой информации для заинтересованных организаций;
  • • показатели отдельных кадастров трудно сопоставимы или со всем несопоставимы друг с другом по содержанию;
  • • в большинстве отраслевых кадастров отсутствуют показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования ресурса на данной территории;
  • • в существующих кадастрах практически не предусмотрена возможность переоценки природных ресурсов при изменении социально-экономических условий производства и потребления; при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор.

Все это требует создания более совершенной информационной базы для принятия управленческих решений в сфере охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов. По нашему мнению, система информационного обеспечения должна формироваться и развиваться в рамках комплексного территориального кадастра природных ресурсов (КТКПР). КТКПР представляет собой государственный свод данных о природных ресурсах и природных объектах в территориальном разрезе, необходимых для принятия управленческих решений в сфере социально-экономического развития территорий, налогообложения и обеспечения рационального природопользования.

Создание такой системы должно происходить на основе единого организационного, методического, метрологического, нормативного и программного подхода к формированию базы данных, взаимодействию и координации всех ведомственных и региональных служб, причем на первом этапе без разрушения сложившихся федеральных, территориальных и административных ведомственных структур в этой области.

Структура КТКПР состоит из нескольких блоков:

. блок адресно-правовой содержит информацию о пространственном размещении ресурсов, их имущественном статусе и о субъектах владения, распоряжения и пользования природными ресурсами (объектами);

  • • экологический блок содержит данные о состоянии окружающей природной среды, экологические ограничения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды антропогенных воздействий, квоты на изъятие отдельных видов природных ресурсов, условия, при которых допускается использование (эксплуатация) природных ресурсов;
  • • блок количественной и качественной оценок объединяет базы данных о количестве и качестве природных ресурсов;
  • • блок экономической оценки отдельных видов природных ресурсов;

. сводный блок экономической оценки природно-ресурсного потенциала территории;

• блок прогнозирования состояния и оценки природно-ресурсного потенциала территории.

Учету и оценке в комплексных кадастрах природных ресурсов объектов подлежат:

. ресурсы земель, используемых в хозяйственной деятельности и социальной сфере, резервные и неиспользуемые земельные площади;

  • • ресурсы недр — полезные ископаемые минерального и органического происхождения;
  • • поверхностные и подземные воды; естественные и искусственные водные объекты;
  • • ресурсы растительного и животного миров (в том числе лесные ресурсы и лесные массивы, охото-хозяйственные ресурсы и охотничьи угодья, промысловые ресурсы внутренних водоемов, промысловые ресурсы морей и шельфа);
  • • ресурсы (природные объекты) рекреационного и социально-культурного назначения;
  • • особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы), геологические образования и биологические объекты (редкие и исчезающие виды животных и растений);
  • • природные ресурсы (природные объекты) населенных пунктов и на их территориях предприятий и организаций;

. вторичные ресурсы и места захоронения отходов производства и потребления;

  • • климатические ресурсы территорий;
  • • ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.

Учет природных ресурсов ведется по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Перечень обязательных кадастровых показателей по характеристикам каждого вида природного ресурса разрабатывается Министерством природных ресурсов РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей природной среды и утверждается МПР России. Перечень дополнительных кадастровых показателей, необходимых для территориального управления, устанавливают органы государственного управления субъектов РФ в зависимости от природно-ресурсной и хозяйственной специфики конкретной территории.

Система программного обеспечения кадастрового управления природопользованием реализуется с использованием программных продуктов, позволяющих:

• дифференцировать и накапливать любую ресурсную информацию;

. воспроизводить количественные и качественные изображения на экране монитора;

  • • редактировать ресурсные блоки, накладывать их в привязке к экосистеме;
  • • оперировать разнообразной информацией, привязанной к территории картографически;

. передавать кадастровую информацию.

Государственный учет природных ресурсов.

Понятие:Государственный учет природных ресурсов и источников негативного воздействия на окружающую среду – деятельность, направленная на получение сведений о количественных и качественных показателях, природных ресурсах, объектах и источниках воздействия на окружающую среду.

Виды учетаопределяются по природным ресурсам, объектам и источникам воздействия и выражаются в ведении соответствующих кадастров и реестров.

Выделяются три основных вида кадастров: государственные кадастры природных ресурсов, государственный кадастр ООПТ и государственный кадастр отходов.

а) государственный лесной реестрпредставляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 ЛК РФ). В государственном лесном реестре содержится документированная информация о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов и т.д.

б) государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

в) государственный кадастр недвижимости — это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсам и ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

г) государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 14 Закона о животном мире). Особое место в системе документов государственного учета объектов животного мира занимают Красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащие сведения об объектах растительного и животного мира, полностью изъятых из хозяйственного обращения.

д) государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (ст. 20 Закона об отходах).

Государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.