Приказ МВД 683

Приказ » 11 » января 2009 г. №7 Москва Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе мвд россии

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

«11» января 2009 г. № 7

Москва

Об утверждении Наставления по организации

экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

В целях совершенствования организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими функции по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности —

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации экспертно-
    криминалистической деятельности в системе Министерства внутренних дел
    Российской Федерации.

  2. Заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации –
    начальнику Следственного комитета при МВД России, начальникам
    департаментов МВД России, подразделений, непосредственно
    подчиненных МВД России, министрам внутренних дел, начальникам
    главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской
    Федерации, начальникам управлений внутренних дел на железнодорожном,
    водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в
    закрытых административно-территориальных образованиях, на особо
    важных и режимных объектах организовать изучение утвержденного
    настоящим приказом Наставления руководителями и сотрудниками
    экспертно-криминалистических подразделений, органов предварительного
    следствия, подразделений дознания, криминальной милиции, милиции
    общественной безопасности и обеспечить выполнение его требований.

  3. Считать утратившими силу пункты 1-4, 6 приказа МВД России от 1 июня 1993 г. № 261 и приложения № 1, 3-6 к данному приказу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр

генерал армии Р. Нургалиев

Приложение
к приказу МВД России
от 11.01.2009 № 7
НАСТАВЛЕНИЕ

по организации экспертно-криминалистической деятельности

в системе МВД России

г. Москва

2009 г.

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление определяет содержание, порядок организации и обеспечения экспертно-криминалистической деятельности в подразделениях центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях непосредственно подчиненных МВД России1, а также в министерствах, главных управлениях, управлениях внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах2.

2. Правовую основу экспертно-криминалистической деятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации3 и межведомственные нормативные правовые акты, а также настоящее Наставление.

3. Экспертно-криминалистическая деятельность4 заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями) органов внутренних дел (подразделений) системы МВД России5 государственной судебно-экспертной деятельности, а также в применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц6:

3.1. Судов, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей.

3.2. Органов и должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3.3. Подразделений государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

3.4. Нотариусов.

3.5. Избирательных комиссий.

4. К основным функциям экспертно-криминалистических подразделений относятся:

4.1. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

4.2. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний при производстве по делам об административных правонарушениях.

4.3. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

4.4. Применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности.

4.5. Участие в осуществлении государственной геномной регистрации.

4.6. Участие в осуществлении государственной дактилоскопической регистрации.

4.7. Проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств1.

4.8. Участие в деятельности по предупреждению преступлений.

4.9. Оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.

5. Экспертно-криминалистическая деятельность в уголовном судопроизводстве осуществляется при наличии оснований, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации2, и предусматривает:

5.1. Производство судебных экспертиз.

5.2. Участие в осмотрах мест происшествий3 и других процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

6. Экспертно-криминалистическая деятельность в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется в формах и при наличии оснований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях4, и предусматривает:

6.1. Производство судебных экспертиз.

6.2. Оказание содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

7. Экспертно-криминалистическая деятельность в гражданском судопроизводстве осуществляется в формах и при наличии оснований, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации1, и предусматривает:

7.1. Производство судебных экспертиз.

7.2. Дачу консультаций, пояснений и оказание непосредственной технической помощи суду.

8. Экспертно-криминалистическая деятельность в арбитражном судопроизводстве предусматривает производство судебных экспертиз при наличии оснований, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации2.

9. Организация производства судебных экспертиз в ЭКП по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, гражданским или арбитражным делам осуществляется в порядке, установленном МВД России3.

10. Экспертно-криминалистическая деятельность в оперативно-розыскной деятельности осуществляется в формах и при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»4, нормативными правовыми актами МВД России, регулирующими порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также настоящим Наставлением.

11. При участии в осуществлении государственной геномной регистрации экспертно-криминалистическая деятельность осуществляется в формах и при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»5, другими нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами МВД России.

12. Экспертно-криминалистическая деятельность при участии в осуществлении государственной дактилоскопической регистрации осуществляется в формах и при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»6, другими нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами МВД России.

13. Экспертно-криминалистическая деятельность по предупреждению преступлений осуществляется в формах:

13.1. Разработки и утверждения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии, нормативными правовыми актами МВД России криминалистических требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к оружию и к патронам к оружию.

13.2. Проведения исследований и экспертной оценки степени защищенности бланков ценных бумаг в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации1 и МВД России.

14. Экспертно-криминалистическая деятельность при реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах Российской Федерации, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации о проведении выборов и включает в себя участие сотрудников ЭКП по запросам избирательных комиссий в качестве специалистов в деятельности рабочих групп по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях или участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.

15. Результаты проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей оформляются в форме заключения, которое подписывается сотрудником ЭКП, проводившим исследование предоставленных в его распоряжение материалов.

16. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения2.

17. Лица, виновные в нарушении требований законодательства при осуществлении экспертно-криминалистической деятельности, несут уголовную, административную и иную установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

18. Обеспечение функций Министерства по организации ЭКД осуществляется головным экспертным подразделением системы МВД России3.

19. В органах внутренних дел непосредственную организацию экспертно-криминалистической деятельности осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальники управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах1; руководители ЭКП во взаимодействии с руководителями подразделений, в деятельности которых используются экспертно-криминалистические средства и методы2.

20. Руководитель органа внутренних дел в целях организации ЭКД:

20.1. Осуществляет общее руководство экспертно-криминалистическим подразделением.

20.2. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности ЭКП.

20.3. Определяет полномочия руководителя ЭКП, делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему полномочий в сфере экспертно-криминалистической деятельности.

20.4. Утверждает положение об ЭКП, а также его штатное расписание.

20.5. Организует круглосуточную постовую охрану служебных помещений ЭКП.

20.6. Обеспечивает представление статистической отчетности о деятельности ЭКП в порядке, установленном МВД России.

20.7. Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

21. Руководитель ЭКП в целях организации экспертно-криминалистической деятельности в пределах компетенции:

21.1. Осуществляет непосредственное руководство ЭКП и его структурных подразделений, организует планирование деятельности ЭКП в порядке, установленном МВД России.

21.2. Распределяет обязанности между своими заместителями, делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему полномочий по организации экспертно-криминалистической деятельности руководителям структурных подразделений ЭКП.

21.3. Утверждает положения о структурных подразделениях ЭКП, а также должностные инструкции своих заместителей, руководителей структурных подразделений, сотрудников и работников ЭКП3.

21.4. Проводит учет и анализ результатов деятельности ЭКП по основным направлениям и формам экспертно-криминалистической деятельности.

21.5. Разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на совершенствование экспертно-криминалистической деятельности.

21.6. Вносит руководителю органа внутренних дел предложения о внесении изменений в штатное расписание ЭКП, в том числе предусматривающие установление дополнительной штатной численности сотрудников соответствующего экспертно-криминалистического подразделения.

21.7. В установленном порядке вносит представления руководителю органа внутренних дел о назначении на должность, перемещении, временном отстранении и увольнении своих заместителей, руководителей структурных подразделений, а также сотрудников ЭКП.

21.8. Обеспечивает соблюдение в ЭКП внутреннего распорядка и служебной дисциплины.

21.9. Осуществляет взаимодействие с руководителями структурных подразделений органа внутренних дел по вопросам организации и осуществления ЭКД.

21.10. Несет персональную ответственность за соблюдение сотрудниками ЭКП правил техники безопасности.

21.11. Реализует другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

22. Ведение организационной (учетной, статистической и отчетной) документации ЭКП осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Наставлением.

23. Учет и анализ эффективности деятельности по применению ЭКСМ проводится с учетом основных функций, возложенных на ЭКП.

24. Учет работы ЭКП осуществляется в журналах, форма и порядок ведения которых устанавливаются нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Наставлением.

25. Планирование работы ЭКП.

25.1. Работа экспертно-криминалистических подразделений планируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Наставлением.

25.2. Планы работы экспертно-криминалистических подразделений должны предусматривать основные направления деятельности в соответствии с возложенными на ЭКП функциями. С учетом особенностей оперативной обстановки и других условий в планах работы ЭКП могут быть предусмотрены и другие направления деятельности.

25.3. При разработке проектов планов работы ЭКП учитываются:

25.3.1. Требования нормативных правовых актов МВД России и соответствующих органов внутренних дел.

25.3.2. Уровень, структура и динамика преступности в регионе, результаты работы по раскрытию и расследованию отдельных видов преступлений, недостатки в применении ЭКСМ.

25.3.3. Состояние организационного обеспечения использования ЭКСМ в борьбе с преступностью.

25.3.4. Результаты выполнения мероприятий, предусмотренных предыдущими планами работы ЭКП.

26. Основные формы взаимодействия ЭКП с другими подразделениями:

26.1. Разработка совместных организационных мер по эффективному использованию криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью.

26.2. Участие сотрудников экспертно-криминалистического подразделения в выдвижении и проверке версий с использованием криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.

26.3. Выявление при осуществлении экспертно-криминалистической деятельности причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Информация о выявленных причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, приобщается к документам о результатах осуществления ЭКД.

26.4. Принятие мер к целенаправленному и активному использованию в раскрытии преступлений изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений следов и других вещественных доказательств на основании изучения материалов уголовных дел.

II. Права и обязанности руководителей и сотрудников ЭКП по организации экспертно-криминалистической деятельности по применению экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками ЭКП в качестве специалистов

27. При применении сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений ЭКСМ по заданиям уполномоченных органов (должностных лиц) руководитель ЭКП обязан:

27.1. При получении задания уполномоченного органа (должностного лица) поручить его исполнение конкретному сотруднику (сотрудникам) ЭКП, которые обладают специальными знаниями в объеме, необходимом для его выполнения.

27.2. По поручению уполномоченного органа (должностного лица) предупредить сотрудника (сотрудников) о соответствующем виде ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении ЭКД.

27.3. Определить срок выполнения задания и обеспечить контроль за его соблюдением, полнотой и качеством применения технических средств и специальных познаний соответствующего сотрудника ЭКП.

27.4. После выполнения соответствующего задания обеспечить направление результатов осуществления ЭКД и объектов исследований в адрес уполномоченного органа (должностного лица).

27.5. Не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и осуществлением ЭКД, в том числе информацию конфиденциального характера, распространение которой может ограничить права граждан.

27.6. Обеспечить соответствующего сотрудника ЭКП необходимым оборудованием, расходными материалами и средствами информационного обеспечения,

27.7. Обеспечить явку сотрудника ЭКП по вызову уполномоченного органа (должностного лица).

28. Руководитель ЭКП вправе возвратить без исполнения задание уполномоченного органа (должностного лица) и представленные вместе с ним материалы в случаях, если в соответствующем ЭКП нет сотрудника конкретной экспертной специальности, отсутствуют материально-техническая база либо другие специальные условия, необходимые для выполнения задания, с обязательным указанием причин, по которым производится возврат.

29. Объекты после проведения исследований направляются в адрес уполномоченного органа (должностного лица) либо выдаются нарочным вместе с результатами ЭКД, кроме случаев постановки их на учет в порядке, установленном МВД России.

30. При осуществлении ЭКД руководитель ЭКП не вправе:

30.1. Истребовать без соответствующего задания уполномоченного органа (должностного лица) объекты исследований и материалы дела, необходимые для осуществления ЭКД.

30.2. Самостоятельно без согласования с уполномоченным органом (должностным лицом) привлекать к выполнению заданий по осуществлению ЭКД лиц, не состоящих в штате органа внутренних дел.

31. При осуществлении ЭКД сотрудник ЭКП обязан:

31.1. Принять к исполнению порученное ему руководителем ЭКП задание по осуществлению ЭКД.

31.2. Обеспечить сохранность представленных объектов.

31.3. Применить имеющиеся в его распоряжении технические средства и специальные познания в соответствии с экспертной методикой и оформить полученные результаты.

31.4. Составить мотивированное письменное сообщение о невозможности выполнить задание по осуществлению ЭКД для направления данного сообщения в адрес уполномоченного органа (должностного лица) в случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных познаний специалиста, объекты исследований непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и в их дополнительном предоставлении отказано.

31.5. Не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением ЭКД, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

32. Для проведения необходимого объема исследований сотрудник ЭКП вправе ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных объектов (материалов) и знакомиться с ними после их получения.

33. При осуществлении ЭКД сотрудник ЭКП не вправе:

33.1. Принимать задания по осуществлению ЭКД непосредственно от каких-либо лиц, за исключением руководителя ЭКП или лица, исполняющего его обязанности в установленном порядке.

В ЭКП, дислоцированных в отделах (управлениях) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, отделах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, линейных отделах внутренних дел на транспорте1, задания по осуществлению ЭКД могут приниматься сотрудниками ЭКП в случае делегирования им соответствующих полномочий руководителями ЭКП.

33.2. Разглашать информацию, содержащую персональные данные.

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации, содержащей персональные данные, сотрудник ЭКП несет ответственность в соответствии со статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Документооборот в ОВД

Размещено на http://www.allbest.ru/

Документооборот в ОВД

Введение

Организация движения документов в структуре ОВД несёт в себе важную функцию — осуществление информационного обмена. Участниками этого информационного обмена являются работники служб и подразделений, руководители этих структур, вышестоящие и нижестоящие звенья ОВД, органы власти и государственного управления, негосударственные структуры, учреждения, а так же граждане. Все участники информационного обмена используют различные документы, которые образуют в деятельности ОВД документопотоки.

Осуществление правильного, рационального движения документов возложено на службы ДОУ — секретариаты и канцелярии ОВД. В этой деятельности сотрудников служб ДОУ проявляются ведущие принципы делопроизводства — стандартизация и унификация. На этих принципах построена система нормативных и методических актов, которыми регламентируется деятельность служб ДОУ. В том числе все органы осуществления делопроизводства выполняют стандартные правила работы по организации документооборота. Участвующие в осуществлении документооборота сотрудники ОВД, обязаны знать и неукоснительно выполнять правила работы с документами.

Существенную роль в документообороте играют обращения граждан. Рассмотрение обращений граждан и организация их исполнения являются важным участком деятельности органов внутренних дел. В работе с письмами должны соблюдаться высокая культура, уважительное отношение к запросам и мнениям граждан. Информацию, содержащуюся в письменных и устных обращениях граждан, необходимо использовать для дальнейшего укрепления правопорядка и законности, совершенствования деятельности органов внутренних дел.

Процесс документооборота в органах внутренних дел.

В деятельности любого ОВД возникает, обычно, большое число документации, которая циркулирует по службам и подразделениям, образуя документооборот. В делопроизводстве документооборот рассматривается как обязательный компонент (функция) коммуникационной деятельности служб ДОУ. Документооборот обеспечивает информационный обмен в структуре аппарата управления, одновременно он служит общим целям делопроизводства — документированию управленческой деятельности, систематизации и хранения управленческой информации.

Современные нормативно-методические документы установили единство применяемых в делопроизводстве терминов и определений: ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

Организация документооборота — это правила, в соответствие с которыми происходит движение документов в учреждении.

Объем документооборота — выражается общим количеством документов, поступающих в организацию и созданных в ней за определенный период.

Таким образом, одна из важнейших задач делопроизводства — это организация документооборота и контроль за ним. Отчеты по объему документооборота в ОВД составляются ежеквартально. Подсчитывается объем на основе учтенных (зарегистрированных) входящих, исходящих и внутренних документов по всем подразделениям МВД России. Для подсчёта учитывают только оригиналы документов, без учёта копий и дубликатов документов. документ информационный диспропорция

Отчеты по объему документооборота содержат информацию, которая позволяет совершенствовать управление:

Выявлять закономерности в колебаниях объема документооборота и диспропорции между основными документопотоками и функциями отдельных структур ОВД.

Выявлять организационные просчеты в работе с отдельными группами документов.

Совершенствовать маршруты движения документов.

Совершенствовать делопроизводство и его отдельные технологические участки, структуру служб ДОУ и функции его персонала.

Рассчитывать штаты отдельных организационных структур ОВД, непосредственно обслуживающих документопотоки.

В органах внутренних дел документооборот организуется в строгом соответствии с требованиями приказа МВД России №150-99г. Большую роль так же имеет ряд документов, утверждаемых на основании данного приказа, в частности, разрабатываемые в каждом ОВД Инструкции по делопроизводству, Табель документов и Номенклатура дел.

Табель документов — это перечень форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач ОВД. В организации деятельности ОВД запрещается создавать документы, не утвержденные Табелем, кроме того, Табелем утверждаются отдельные этапы прохождения документов в ОВД.

Номенклатура дел — это систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в ОВД, с указанием сроков их хранения. Номенклатура дел используется при построении информационно-справочной системы для документов ОВД, т.к. содержит исчерпывающий перечень наименований дел, в которых должен найти место любой документ ОВД.

Перечисленные нормативно-методические документы помогают организовать документооборот. Однако усложнение задач ОВД на современном этапе и повышение роли правоохранительной деятельности вызывает естественный рост объема документооборота. Крайне низкая производительность большинства документационных операций, выполняемых без средств автоматизации, ставит наиболее важной задачей служб ДОУ — сокращение объемов документооборота на строгой научной основе его организации.

В делопроизводстве выработан единый научный подход для сокращения документооборота. Его основными правилами являются:

Оперативность и прямоточность движения документов, исключающие потери времени на возвратные движения — основой выполнения является обязательная разработка схем прохождения документов в аппарате ОВД. См. п.37.7 Инструкции по делопроизводству в подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России №150-99г.

Ритмичность движения документов, которое сокращает любые простои — обеспечивается в ОВД обязательным контролем этапов движения любого документа. Там же. См. раздел VII Инструкции.

Единый порядок движения однотипных документов — обеспечивается в ОВД применением Табеля документов и Номенклатуры дел. Там же. См. п.58 Инструкции.

Максимальное сокращение инстанций на маршруте движения документов — обеспечивается целым рядом положений Инструкции.

Выполнение стандартных документационных операций над всеми документационными потоками — обеспечивается строгим соответствием положений ведомственной Инструкции и Типовой инструкции для министерств и ведомств. См. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. — М.: Росархив, 1994.

Основные документопотоки — входящие, исходящие и внутренние документы, — имеют в ОВД, как правило, стабильные маршруты движения. Сложнее регламентировать схемы движения внутренних документов и, например, информационно-справочные, составляющие значительный объем документооборота, обычно не имеют постоянных маршрутов движения.

Стадии и этапы документооборота

Однотипность операций, производимых службами ДОУ над документами, позволяет рассматривать документооборот как последовательность этапов делопроизводства — этапы движения документов от момента поступления, создания до списания в архив, отправления. Этапы объединяются в более укрупненные стадии делопроизводства. Принято выделять три основные стадии: поступление документов в учреждение; исполнение документов; систематизацию (хранение) документов.

На стадии поступления документов выделяют следующие этапы делопроизводства:

Прием документов может производиться службой ДОУ через почту, через специальную фельдъегерскую службу, от сотрудников ОВД, от посетителей ОВД, по телетайпу, по факсу, по электронной почте. После проверки правильности их доставки работники службы ДОУ производят вскрытие конвертов; конверты приобщаются к полученному документу, так как содержат адрес отправителя.

Сортировка — это чисто техническая операция, которая заключается в сортировке всех вновь полученных документов на регистрируемые и нерегистрируемые. Перечень нерегистрируемых документов в ОВД утверждается Инструкцией по делопроизводству, к числу не регистрируемых относятся: периодические издания, научные труды, рекламные объявления, приглашения, рапорты о командировках и отпусках и прочее. Регистрируемые документы сортируются на две группы: 1.- регистрируемые и передаваемые по структурным звеньям ОВД; 2.- требующие наложения резолюции руководителя ОВД, либо предварительного рассмотрения.

Предварительное рассмотрение документов разгружает руководителя ОВД от ознакомления со всем массивом вновь поступивших документов: квалифицированные помощники руководителя, ответственные за предварительное рассмотрение (начальник канцелярии, секретарь-референт), изучают содержание документов и отбирают документы, которые могут быть разрешены заместителями руководителя ОВД, начальником структурного подразделения, либо требуют предварительного согласования. Таким образом, лично руководитель рассматривает и ставит резолюцию на наиболее важных документах.

Этап регистрация заключаются в переносе информации с реквизитов документа (дата, регистрационный номер, наименование, название документа и прочее) в учетную базу данных о документах: поступивших в текущее делопроизводство (входящих), отправляемых документов (исходящих) и регистрируемых для внутреннего исполнения.

Необходимо разделять форму регистрации документов и вид регистрации. Формами регистрации устанавливается Инструкцией по делопроизводству, в ОВД находят применение журнальная, картотечная и автоматизированная формы регистрации:

Журнальная — наиболее простая, регистрация ведется в хронологическом порядке поступающих документов. Недостаток — трудоемкость, а так же сложность поиска документа, если не известна дата его регистрации.

Картотечная — ведется на специальных карточках для формирования нескольких картотек: сроковая картотека (по дате регистрации); номинальная картотека (по наименованию документов); справочная картотека (формируется из карточек исполненных документов). Достоинство — легкость поиска документов; недостаток — высокая трудоемкость заполнения карточек.

Автоматизированная — ведется с помощью компьютерных технологий, которые позволяют связывать в систему управления базами данных (СУБД) регистрационные электронные карточки и соответствующие им документы. Достоинства — быстродействие и оперативность связей; недостатки — возможность утраты базы данных.

Вид регистрации — это совокупность документов, которые регистрируются в одном журнале по некоторому общему признаку. Например: журнал регистрации обращений граждан; журнал регистрации приказов по личному составу; журнал регистрации входящей документации и прочие.

Регистрация выполняет в делопроизводстве три задачи: 1.- учёт документов (присвоение регистрационного номера); 2.- контроль документов (отслеживание всех этапов движения документа); 3.- справочная работа по регистрационной базе данных и предоставление информации о документах ОВД.

На стадии исполнения документов выделяют следующие этапы:

Получение документа исполнителем заключается в передаче зарегистрированного документа из службы ДОУ на руки исполнителю. Это чисто техническая операция, при этом срок исполнения документа рассчитывается от даты регистрации документа (не от даты получения).

Контроль за сроком исполнения документа осуществляется службой ДОУ. Срок исполнения конкретного документа может определяться законодательством (например: трое суток по заявлению о преступлении — ст. 109 УПК РФ), указание срока исполнения может содержаться в самом документе (как правило — в организационно-распорядительных), либо срок исполнения назначает руководитель ОВД в своей резолюции. Отдельные резолюции указывают конкретный срок исполнения: «Срочно» — не более 3-х суток; «В кратчайшие сроки» либо «Оперативно» — до 10-ти дней. См. п.53 Инструкции по делопроизводству в подразделениях МВД России.

Задача службы ДОУ на этом этапе заключается в переносе даты контроля в соответствующие регистрационные формы и осуществление контроля. По виду контроль делится на текущий, предупредительный и итоговый. Текущий заключается в ежедневной постановке поступающих документов на контроль и снятии с контроля исполненных документов. Предупредительный контроль заключается в уведомлении исполнителя о подходе срока контроля (не позднее, чем за 3 дня). Итоговый контроль — это сводный отчет о состоянии исполнительской дисциплины в ОВД, в т.ч. количество фактов нарушения срока по группам документов.

Этап возврата исполненных документов — это техническая операция, которая заключается в передаче исполненного документа в службу ДОУ для приобщения к соответствующему делу, либо для отправки после исполнения в другое учреждение. При этом служба ДОУ обязана контролировать правильность оформления исполненных документов, наличие всех необходимых реквизитов.

Третья стадия систематизации (хранения) документов включает:

Этап формирования дел заключается в распределении полученных для хранения документов по делам текущего делопроизводства. Дела текущего делопроизводства формируются в службах ДОУ на основе утвержденной в ОВД Номенклатуры дел. Для нового дела в начале года заводится папка, ее заголовок в краткой форме отражает основное признаки документов, обобщенных в одном деле (см. тему №2). Документ может быть подшит в папку только при наличии реквизита о направлении в дело. Толщина дела не должна превышать 250 листов, большее количество документов распределяется по томам дела. Внутри дела (тома) документы подшиваются в хронологическом порядке инициативных документов. Каждое дело и том начинается с описи документов с указанием числа листов каждого подшитого документа. Законченные тома прошиваются и заверяются на последнем (заверительном) листе подписью работника службы ДОУ.

Этап организации хранения документов в текущем делопроизводстве обладает двойным содержанием, т.к. кроме хранения включает информационно-справочную работу с документами. Собственно хранение заключается в обеспечении сохранности дел и документов, для этого дела должны храниться в металлических шкафах, доступ к ним имеют только ответственные за хранение лица. Хранение документов, дел, а также бланков документов, печатей и штампов устанавливается Инструкцией по делопроизводству ОВД.

Текущее хранение дел предусматривает возможность пользования документами как информационно-справочными материалами. До завершения дела (в период его формирования), имеющиеся в нем документы могут выниматься для пользования ответственным за хранение работником (на тоже место вставляется лист-заместитель). После завершения дела (подшивки документов) необходимый документ выдается вместе с делом (на место дела ставится карта-заместитель).

Этап подготовке дел к сдаче в архив является заключительным в цикле движения документов. Деятельность самих архивов устанавливается соответствующим Положением о ведомственном архиве. Подготовка к сдаче дел в архив проводится с помощью сотрудников архивов и включает в себя:

проведение экспертизы научной и практической ценности документов, которую проводит специальная экспертная комиссия ОВД;

оформление дел в соответствии с требованиями архива.

На оформленные к сдаче в ведомственный архив дела составляются описи, которые служат основным учётным и справочным средством в архивном делопроизводстве.

Одна из задач, которая решается на этом этапе — это выделение дел, срок хранения которых истек по состоянию на 01 января очередного года. Изъятые дела подлежат уничтожению, уничтожение производится при участии экспертной комиссии и оформляется актом об уничтожении документов.

Работа с обращениями граждан

Особую роль в деятельности ОВД занимают обращения граждан, т.к. эти документы составляют значительную часть документооборота ОВД. Соответственно работе с обращениями граждан посвящен целый ряд приказов МВД России.

В письменной либо устной форме, обращаясь в структуры управления, граждане, прежде всего, реализуют свое право на участие в делах общества и государства. Для структур управления обращения граждан это так же средство для изучения мнения населения об эффективности деятельности своих структур. Исходя из этого, обращения граждан являются:

средством реализации своих прав и свобод;

средством выявления недостатков и совершенствования органов управления;

средством для изучения общественного мнения о деятельности министерств, ведомств, организаций, предприятий.

Право граждан на обращения в органы управления закреплено в Конституции Российской Федерации, эти положения Конституции непосредственно вытекают из Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах — эти международные акты для российского законодательства являются приоритетными. В Конституции РФ данные права граждан непосредственно выражены в п.1 ст.32 (право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей) и в ст.33 (право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления).

Отраслевое законодательство развивает нормы конституционного права в отношении обращений граждан в органы власти и управления. В частности, законом Российской Федерации «О полиции», предусмотрено, что деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Одной из форм деятельности органов внутренних дел (полиции) по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является рассмотрение обращений граждан, принятие по ним своевременных, исчерпываемых, предусмотренных законом мер. Эта форма деятельности, наряду с другими, такими как оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная, позволяет органам внутренних дел столь же эффективно и надежно защищать честь, личное достоинство человека и гражданина, его конституционные права и свободы от противоправных и иных посягательств на них.

Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа обращения в ОВД также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, в которых не казана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства, признаются анонимными. Как правило, анонимные обращения не регистрируются и подлежат уничтожению, в случае содержащихся в них конкретных сведений о готовящихся или совершенных правонарушений — направляются в соответствующие подразделения для использования в оперативных целях. См.: п.71.2 Инструкции по делопроизводству в подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России №150-99г. с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МВД России №790-2000г.

Любые обращения граждан должны быть зарегистрированы в секретариатах и канцеляриях ОВД в день их поступления. Сущность вопросов, с которыми обращаются граждане в ОВД, наиболее точно передают три вида обращений: предложения, жалобы и заявления.

Предложения — это обращения граждан не связанные с нарушением прав и законных интересов граждан, содержащаяся в них информация направлена на улучшение деятельности государственных органов. Для предложений характерно указание на меры, которые, по мнению автора, способствуют разрешению проблемных вопросов.

Жалобы — это обращения граждан, в которых содержаться требования о восстановлении законных интересов, нарушенных действиями сотрудников ОВД. В жалобах обычно излагаются претензии, либо несогласие с действиями и решениями должностных лиц, которые, по мнению автора, ущемляют, либо нарушают интересы граждан, охраняемые законом.

Заявления — это обращения граждан в целях реализации своих прав и законных интересов. В зависимости от содержащейся в заявлении информации, их можно разделить на две группы:

1. Направляемые в целях реализации права и законных интересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов (например, заявление о недостатках в работе ОВД) — эта группа заявлений регистрируется в общем делопроизводстве, сроки и порядок из проверки аналогичен предложениям и жалобам.

2. Направляемые в целях реализации права и защиты интересов, содержащие информацию о совершенном или готовящемся преступлении — эта группа заявлений проверяется в процессуально установленном порядке, регистрируется в дежурной части ОВД и относится к специальному делопроизводству.

Ответственность за организацию работы с обращениями граждан возлагается на начальника ОВД. По каждому обращению (кроме сообщений о преступлениях) в 5-дневный срок должно быть принято одно из следующих решений:

о принятии к производству в своем ОВД;

о передаче в другое ОВД или ведомство;

о приобщении к ранее поступившему и уже исполненному письму.

О направлении письма в другой орган внутренних дел или другое ведомство заявителю сообщается письменно. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Обращения граждан (кроме сообщений о преступлениях) разрешаются в срок до одного месяца со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно. Заявления и жалобы военнослужащих, а также членов их семей разрешаются в МВД РФ в срок до 15 дней, а во всех других органах внутренних дел — безотлагательно. В случае необходимости проведения дополнительной проверки, сроки разрешения могут быть продлены не более, чем на один месяц.

Обращение считается разрешенным (исполненным), если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и заявителю дан письменный ответ. Ответы на обращения подписывает руководитель ОВД или другие уполномоченные на то должностные лица.

В деятельности ОВД выделяется понятие «информация о преступлениях и происшествиях» — это заявления, сообщения и другая информация:

Заявления и сообщения о преступлениях проверяются в порядке, установленном УПК РФ, их запрещается учитывать в общем делопроизводстве — заявления и сообщения о преступлениях регистрируются в Книге № 1 дежурной части ОВД.

Другая информация о происшествиях — это сообщения, которые не являются поводом для возбуждения уголовного дела, но требуют проверочных действий для установления признаков преступления (например, сообщение медицинского учреждения о полученном телесном повреждении). Другая информация регистрируется в Журнале №2 дежурной части ОВД.

Информация о преступлениях и происшествиях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками в дежурных частях ОВД. Там же принимается и регистрируется информация по телефону и непосредственно от граждан. Книга № 1 и Журнал № 2 являются документами строгой отчетности и относятся к специальному делопроизводству. Они хранятся в дежурной части и заполняются дежурным по ОВД (его помощником).

Выделение в ведомственной Инструкции по делопроизводству специального раздела работы с обращениями граждан является обязательным для каждого ОВД в связи с тем, что:

прием обращений граждан в ОВД осуществляется так же непосредственно руководителями — личный прием граждан по специальному графику, принятые обращения регистрируются и исполняются в установленном порядке;

об отдельных этапах работы с обращением начальник ОВД обязан информировать заявителя (об отправке в другой орган, о продлении срока);

работа с обращениями граждан является самостоятельным участком делопроизводства — обращения регистрируются и контролируются отдельно от прочих документов;

для обращений граждан в делопроизводстве ОВД заводятся самостоятельные дела, срок хранения в соответствии с номенклатурой, как правило, 5 лет;

объем документооборота для обращений граждан учитывается по данной группе документов отдельно;

общий контроль за сроками и полнотой рассмотрения обращений граждан, обоснованностью принятых решений осуществляет специальная комиссия из числа руководящего состава ОВД.

Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан в связи с подачей ими в ОВД обращений влекут в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством.

Те же деяния должностных лиц, причинившие существенный вред государственным или общественным интересам или правам и охраняемым законом интересам граждан, влекут уголовную ответственность по соответствующим статьям уголовного кодекса о должностных преступлениях.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. См.: Закон РФ от 27.04.93 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 года)

В Российской Федерации действует большой ряд законов, которые устанавливают правила работы с отдельными видами обращений граждан: при исполнении законодательства о выборах, в гражданско-правовой сфере, в сфере защиты прав потребителей, при лицензировании отдельных видов деятельности, в области здравоохранения, социального обеспечения, деятельности правоохранительных органов, осуществлении правосудия и прочие случаи реализации прав и свобод человека и гражданина. При этом отраслевые законы указывают, в некоторых случаях, вид документа, с которым граждане могут обращаться для реализации своих прав.

Процессу стандартизации и унификации обращений граждан способствовал нормативно-правовой акт, изданный в 1968г. для единой государственной системы органов управления в СССР — Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Указ ПВС СССР от 12.04.68 № 2534 -VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа ПВС СССР от 04.03.80 №1662 -X, с изменениями на 2 февраля 1988 года) Для современного делопроизводства этот документ является руководящим, его положения остаются актуальными, хотя законодательная основа российской единой государственной системы документационного обеспечения управления стала принципиально иной.

Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 (ред. от 27.06.2019) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2005 N 6931)

  • Приказ
  • Приложение N 1. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации
    • I. Общие положения
    • II. Порядок приема материалов экспертизы
    • III. Организация производства экспертиз
    • IV. Особенности организации производства дополнительных и повторных экспертиз
    • V. Порядок направления (выдачи) материалов экспертиз органу (лицу), назначившему экспертизу
    • VI. Хранение объектов, поступивших на экспертизу
    • VII. Контроль и учет производства экспертиз
    • VIII. Порядок приема, хранения, учета, выдачи оружия и патронов, поступающих для производства экспертиз
    • Приложение N 1. Журнал учета материалов, поступивших на экспертизу
    • Приложение N 2. Книга выдачи и приема оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (Рекомендуемый образец)
      • Первая страница разворота
      • Вторая страница разворота
    • Приложение N 3. Журнал учета оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (Рекомендуемый образец)
      • Первая страница разворота
      • Вторая страница разворота
    • Приложение N 4. Книга проверки наличия, учета и условий хранения оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (Рекомендуемый образец)
  • Приложение N 2. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации

Открыть полный текст документа

Постановление Правительства РФ от 8 мая 2015 г. N 449″Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам»

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1, подпунктом «а» пункта 4.1 части второй и частью третьей статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам.
2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией полномочий органов, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам, органов прокуратуры, судов по хранению, учету и передаче вещественных доказательств, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам, осуществляющим предварительное расследование по уголовным делам, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год на исполнение действующих расходных обязательств.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

Правила
хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 мая 2015 г. N 449)

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам в органах предварительного расследования, органах прокуратуры, судах (далее соответственно — вещественные доказательства, уполномоченные органы).
Условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств должны исключать их подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату их индивидуальных признаков и свойств, а также обеспечивать их безопасность.
2. Возврат вещественных доказательств в виде денег и ценностей их законному владельцу осуществляется на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя или решения (определения, постановления, приговора) суда (судьи), о чем составляется акт приема-передачи вещественных доказательств по форме согласно приложению N 1 (далее — акт приема-передачи).
Вещественные доказательства в виде денег, хранящихся на счетах в банке или иной кредитной организации либо в финансовом подразделении уполномоченного органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, перечисляются в безналичной форме или передаются в наличной форме с учетом заявления заинтересованных лиц.
Вещественные доказательства в виде предметов, в том числе больших партий товаров, которые в силу громоздкости или иных причин, в частности в связи с необходимостью обеспечения специальных условий их хранения, не могут храниться при уголовном деле или в камере хранения вещественных доказательств, передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения, заключенного уполномоченным органом и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при условии, что издержки по обеспечению специальных условий хранения этих вещественных доказательств соизмеримы с их стоимостью.
3. Вещественные доказательства в виде гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, радиоактивных материалов передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения. Предметы, имеющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, являющиеся вещественными доказательствами, по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации или его территориальными органами передаются на хранение в подведомственные учреждения Министерства культуры Российской Федерации.
4. Камера хранения вещественных доказательств оборудуется стеллажами, металлическими шкафами, охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями), а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами. На окна помещения при их наличии устанавливаются решетки.
При невозможности выделения такого помещения для хранения вещественных доказательств оборудуется специальное хранилище — опечатываемый ответственным лицом металлический шкаф или сейф достаточных размеров, обеспечивающие в соответствии с настоящими Правилами сохранность и надлежащие условия хранения вещественных доказательств (далее — специальное хранилище).
5. Начальник (руководитель) уполномоченного органа назначает лицо, ответственное за хранение вещественных доказательств в камере хранения вещественных доказательств (специальном хранилище), правильность ведения их учета, обоснованность их выдачи и передачи (далее — ответственное лицо), из числа сотрудников (работников), в должностные обязанности которых не входит осуществление оперативно-разыскной или процессуальной деятельности и прокурорского надзора, и определяет порядок его замещения на случай отсутствия.
6. Дверь в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) опечатывается личной печатью ответственного лица. Порядок хранения ключей от камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) и их дубликатов определяется начальником (руководителем) уполномоченного органа.
Доступ в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) осуществляется только в присутствии ответственного лица или лица, его замещающего.
В случае если в отсутствие ответственного лица или лица, его замещающего, возникла необходимость поместить на хранение либо получить вещественные доказательства, доступ должностных лиц уполномоченного органа в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) осуществляется только в присутствии комиссии, состоящей не менее чем из 3 человек, состав которой определяется начальником (руководителем) уполномоченного органа.
При этом комиссией составляется акт приема-передачи, в котором перечисляются изъятые или помещенные на хранение предметы и указываются основания их изъятия или перемещения. Акт приема-передачи передается ответственному лицу для внесения соответствующих записей в книгу учета вещественных доказательств, принятых на хранение, по форме согласно приложению N 2 (далее — книга учета) и приобщения в дело (наряд).
7. Ответственное лицо при приеме на хранение вещественных доказательств обязано проверить целостность упаковки (если она имеется), соответствие оттисков штампов и печатей описанию в сопроводительных документах (копиях постановления о признании предметов вещественными доказательствами и приобщении их к уголовному делу, заключениях эксперта или иных процессуальных документах, в которых отражены сведения об упаковке).
Выдача вещественных доказательств из камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) производится по запросу следователя (дознавателя), осуществляющего предварительное расследование по уголовному делу, либо по решению (запросу) суда (судьи), рассматривающего уголовное дело, а также прокурора, рассматривающего уголовное дело, поступившее с обвинительным актом или с обвинительным заключением.
8. При приеме на хранение (или возврате) вещественных доказательств в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) ответственное лицо оформляет и выдает лицу, представившему вещественные доказательства, квитанцию (расписку) по форме согласно приложению N 3 (далее — квитанция (расписка).
Прием на хранение большого количества вещественных доказательств, их выдача и возврат производятся по акту приема-передачи.
Квитанция (расписка) и акт приема-передачи составляются в 2 экземплярах, один из которых приобщается к материалам уголовного дела, другой — в дело (наряд).
9. Вещественные доказательства по каждому уголовному делу хранятся отдельно.
10. Передача вещественных доказательств на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на основании договора хранения осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и оформляется актом приема-передачи, составленным в 3 экземплярах, один из которых приобщается к материалам уголовного дела, другой — передается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю, третий — в дело (наряд).
В случае если хранение вещественных доказательств осуществляется юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем на основании договора хранения и при этом меняется орган предварительного расследования в связи с направлением уголовного дела по подследственности, орган, принявший уголовное дело к своему производству, обязан перезаключить с указанным юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем договор хранения вещественных доказательств, или заключить с другим юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем договор хранения вещественных доказательств, или определить иное место их хранения путем перемещения.
11. Если при передаче уголовного дела органом дознания следователю или от одного органа дознания другому либо от одного следователя другому, а также при направлении уголовного дела прокурору либо в суд или из одного суда в другой имеются вещественные доказательства, которые не передаются и (или) не могут быть переданы вместе с уголовным делом, то в сопроводительном письме о передаче уголовного дела указывается место хранения вещественных доказательств. О передаче уголовного дела передающим его должностным лицом направляется соответствующее уведомление по месту хранения вещественных доказательств.
12. В случае если в уполномоченный орган поступило уголовное дело с вещественными доказательствами, при их приеме сотрудник (работник) уполномоченного органа проверяет целостность упаковки, наличие оттисков штампа и печати.
13. Суд (судья), прокурор, следователь (дознаватель) направляют в уполномоченный орган, осуществляющий хранение вещественных доказательств, заверенную копию вступившего в законную силу решения (определения, постановления, приговора) суда, постановления прокурора, следователя (дознавателя) по вопросу о вещественных доказательствах.
При поступлении заверенной копии вступившего в законную силу решения суда или постановления прокурора, следователя (дознавателя) ответственное лицо принимает меры к исполнению указанного решения (определения, постановления, приговора) суда, постановления прокурора, следователя (дознавателя) в части, касающейся вещественных доказательств, и о его исполнении уведомляет соответствующий уполномоченный орган.
14. Учет вещественных доказательств, переданных для хранения в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), ведется ответственным лицом в книге учета.
Книга учета брошюруется, нумеруется и скрепляется оттиском гербовой печати уполномоченного органа.
Количество листов в книге учета заверяется на последней странице подписью начальника (руководителя) или ответственного должностного лица подразделения уполномоченного органа.
15. В дополнение к ведению учета вещественных доказательств путем внесения соответствующих записей в книгу учета также может вестись учет в электронном виде.
16. В книгу учета вносятся записи о приеме на хранение, выдаче, возврате или передаче вещественных доказательств и иные необходимые сведения об их движении.
Вещественные доказательства, поступившие на хранение в уполномоченный орган, регистрируются в книге учета в день их поступления.
Каждый предмет (документ) в книге учета указывается отдельно в хронологическом порядке, ему присваивается порядковый номер.
17. После регистрации вещественного доказательства на его упаковке или бирке (при отсутствии упаковки) проставляется номер уголовного дела и порядковый номер вещественного доказательства, отраженный в книге учета.
18. В уполномоченных органах ответственное лицо наряду с книгой учета ведет дело (наряд), в котором хранятся заверенные копии решений (приговоров, определений, постановлений) суда, постановлений следователя (дознавателя), выписок из них, а также иных документов, на основании которых производились прием, выдача, возврат и передача вещественных доказательств.

По организации экспертно-криминалистической деятельности

ПРИКАЗ

«11» января 2009 г. № 7

Москва

Об утверждении Наставления по организации

экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

В целях совершенствования организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими функции по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности —

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации экспертно-
криминалистической деятельности в системе Министерства внутренних дел
Российской Федерации.

2. Заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации –
начальнику Следственного комитета при МВД России, начальникам
департаментов МВД России, подразделений, непосредственно
подчиненных МВД России, министрам внутренних дел, начальникам
главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской
Федерации, начальникам управлений внутренних дел на железнодорожном,
водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в
закрытых административно-территориальных образованиях, на особо
важных и режимных объектах организовать изучение утвержденного
настоящим приказом Наставления руководителями и сотрудниками
экспертно-криминалистических подразделений, органов предварительного
следствия, подразделений дознания, криминальной милиции, милиции
общественной безопасности и обеспечить выполнение его требований.

3. Считать утратившими силу пункты 1-4, 6 приказа МВД России от 1 июня 1993 г. № 261 и приложения № 1, 3-6 к данному приказу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр

генерал армии Р. Нургалиев

Приложение

К приказу МВД России

От 11.01.2009 № 7

НАСТАВЛЕНИЕ

По организации экспертно-криминалистической деятельности

В системе МВД России

г. Москва

2009 г.

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление определяет содержание, порядок организации и обеспечения экспертно-криминалистической деятельности в подразделениях центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях непосредственно подчиненных МВД России, а также в министерствах, главных управлениях, управлениях внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.


2. Правовую основу экспертно-криминалистической деятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и межведомственные нормативные правовые акты, а также настоящее Наставление.

3. Экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями) органов внутренних дел (подразделений) системы МВД России государственной судебно-экспертной деятельности, а также в применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц:

3.1. Судов, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей.

3.2. Органов и должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3.3. Подразделений государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

3.4. Нотариусов.

3.5. Избирательных комиссий.

4. К основным функциям экспертно-криминалистических подразделений относятся:

4.1. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

4.2. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний при производстве по делам об административных правонарушениях.

4.3. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в гражданском и арбитражном судопроизводстве.


4.4. Применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности.

4.5. Участие в осуществлении государственной геномной регистрации.

4.6. Участие в осуществлении государственной дактилоскопической регистрации.

4.7. Проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств.

4.8. Участие в деятельности по предупреждению преступлений.

4.9. Оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.

5. Экспертно-криминалистическая деятельность в уголовном судопроизводстве осуществляется при наличии оснований, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и предусматривает:

II. Права и обязанности руководителей и сотрудников ЭКП по организации экспертно-криминалистической деятельности по применению экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками ЭКП в качестве специалистов

27. При применении сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений ЭКСМ по заданиям уполномоченных органов (должностных лиц) руководитель ЭКП обязан:

27.1. При получении задания уполномоченного органа (должностного лица) поручить его исполнение конкретному сотруднику (сотрудникам) ЭКП, которые обладают специальными знаниями в объеме, необходимом для его выполнения.

27.2. По поручению уполномоченного органа (должностного лица) предупредить сотрудника (сотрудников) о соответствующем виде ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении ЭКД.

27.3. Определить срок выполнения задания и обеспечить контроль за его соблюдением, полнотой и качеством применения технических средств и специальных познаний соответствующего сотрудника ЭКП.

27.4. После выполнения соответствующего задания обеспечить направление результатов осуществления ЭКД и объектов исследований в адрес уполномоченного органа (должностного лица).

27.5. Не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и осуществлением ЭКД, в том числе информацию конфиденциального характера, распространение которой может ограничить права граждан.

27.6. Обеспечить соответствующего сотрудника ЭКП необходимым оборудованием, расходными материалами и средствами информационного обеспечения,

27.7. Обеспечить явку сотрудника ЭКП по вызову уполномоченного органа (должностного лица).

28. Руководитель ЭКП вправе возвратить без исполнения задание уполномоченного органа (должностного лица) и представленные вместе с ним материалы в случаях, если в соответствующем ЭКП нет сотрудника конкретной экспертной специальности, отсутствуют материально-техническая база либо другие специальные условия, необходимые для выполнения задания, с обязательным указанием причин, по которым производится возврат.

29. Объекты после проведения исследованийнаправляются в адрес уполномоченного органа (должностного лица) либо выдаются нарочным вместе с результатами ЭКД, кроме случаев постановки их на учет в порядке, установленном МВД России.

30. При осуществлении ЭКД руководитель ЭКП не вправе:

30.1. Истребовать без соответствующего задания уполномоченного органа (должностного лица) объекты исследований и материалы дела, необходимые для осуществления ЭКД.

30.2. Самостоятельно без согласования с уполномоченным органом (должностным лицом) привлекать к выполнению заданий по осуществлению ЭКД лиц, не состоящих в штате органа внутренних дел.

31. При осуществлении ЭКД сотрудник ЭКП обязан:

31.1. Принять к исполнению порученное ему руководителем ЭКП задание по осуществлению ЭКД.

31.2. Обеспечить сохранность представленных объектов.

31.3. Применить имеющиеся в его распоряжении технические средства и специальные познания в соответствии с экспертной методикой и оформить полученные результаты.

31.4. Составить мотивированное письменное сообщение о невозможности выполнить задание по осуществлению ЭКД для направления данного сообщения в адрес уполномоченного органа (должностного лица) в случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных познаний специалиста, объекты исследований непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и в их дополнительном предоставлении отказано.

31.5. Не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением ЭКД, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

32. Для проведения необходимого объема исследований сотрудник ЭКП вправе ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных объектов (материалов) и знакомиться с ними после их получения.

33. При осуществлении ЭКД сотрудник ЭКП не вправе:

33.1. Принимать задания по осуществлению ЭКД непосредственно от каких-либо лиц, за исключением руководителя ЭКП или лица, исполняющего его обязанности в установленном порядке.

В ЭКП, дислоцированных в отделах (управлениях) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, отделах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, линейных отделах внутренних дел на транспорте, задания по осуществлению ЭКД могут приниматься сотрудниками ЭКП в случае делегирования им соответствующих полномочий руководителями ЭКП.

33.2. Разглашать информацию, содержащую персональные данные.

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации, содержащей персональные данные, сотрудник ЭКП несет ответственность в соответствии со статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ЖУРНАЛ

регистрации материалов, поступивших в ЭКП на исследования

(левая сторона)

№ п/п Дата поступления поручения о проведении исследования Сведения об инициаторе исследования № уголовного дела (материала проверки), вид преступления (правонарушения) Дата и адрес совершения преступления (правонарушения)

(правая сторона)

Вид и характер исследования Фамилия и подпись сотрудника ЭКП, принявшего материалы исследования к исполнению Материалы, поступившие на исследование (их количество и краткое описание) Краткие выводы по результатам исследований Дата выдачи результатов исследования и других материалов, должности, ФИО и подписи сотрудников, выдавшего и получившего результаты и материалы исследования

Приложение № 2

к Наставлению по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

ЖУРНАЛ

регистрации участия сотрудников ЭКП в осмотрах мест происшествий

(левая сторона)

№ п/п Дата и время произ- водства ОМП Вид преступления, обстоятельства дела (кратко), дата и время его совершения Орган внутренних дел, на обслуживаемой территории которого производился ОМП Адрес места происшествия ФИО, должность дознавателя, следователя, должностного лица органа дознания, специалиста

(правая сторона)

Изъяты вещ. доказательства, в том числе : Фото-, видеосъемка Рег. № в книге учета сообщений о происшествиях № уг. дела (при наличии) Дата выдачи (направления), материалов исх. №, должности, ФИО и подписи сотрудников, выдавшего и получившего фототаблицы. Результаты контрольных выездов руководителя ЭКП
следы рук следы обуви следы орудий взлома следы АМТС следы биологического происхождения запаховые следы микрочастицы оружие и следы его применения прочие следы и объекты вид пленки, носителя кол-во негативов, кадров кол-во снимков размер снимков дата изготов. фототаблицы № видеокассеты, CD- DVD- диска, иного носителя, продолжительность записи
-8 -9 -10 -11 -12 -13 -14 -15 -16 -17 -18 -20 -22 -23

Приложение № 3

к Наставлению по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

ЖУРНАЛ

регистрации участия сотрудников ЭКП в процессуальных действиях

(левая сторона)

№ п/п Дата и время производства процессуального действия Вид преступления (статья и часть УК РФ), № уголовного дела, ФИО подозреваемого (обвиняемого) Адрес (место) производства процессуального действия Сведения о должностном лице, проводившем процессуальное действие; должность и ФИО специалиста Вид процессуального действия

(правая сторона)

Применение технических средств (название, модель) Фото-, видеосъемка Дата выдачи (направления) материала исх. №, должности, ФИО и подписи лиц, выдавших, получивших материалы
вид пленки, носителя кол-во негативов, кадров кол-во снимков размер снимков дата изготовления фототаблицы № видео-, аудиокассеты, CD-, DVD- диска, другого мат. носителя, продолжи- тельность записи

Приложение № 4

к Наставлению по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

ЖУРНАЛ

регистрации участия сотрудников ЭКП в оперативно-розыскных мероприятиях

(левая сторона)

№ п/п Дата и время проведения ОРМ Вид преступления (правонарушения) Орган-инициатор проведения ОРМ; адрес (место) проведения ОРМ Должность и ФИО специалиста Вид ОРМ

(правая сторона)

Применение технических средств (название, модель) Фото-, видеосъемка Дата выдачи (направления) материалов исх. №, должности ФИО и подписи сотрудников, выдавших, получивших материалы
вид пленки, носителя кол-во негативов, кадров кол-во снимков размер снимков дата изготовления фототаблицы № видео-, аудиокассеты, CD-, DVD-диска

Приложение № 5

к Наставлению по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

УТВЕРЖДАЮ Председатель экспертно- квалификационной комиссии __________________________

(наименование органа внутренних дел)

_____________ ________ _____________

(звание, должность) (подпись) (ФИО)

» » _______________ 20 __ г.

ПРОТОКОЛ № ____

заседания экспертно-квалификационной комиссии

_________________ » » ___________ 20___г.

(место проведения заседания)

Экспертно-квалификационная комиссия в составе:

председателя комиссии –

заместителя председателя комиссии –

членов комиссии:

1. _________________________________________________,

2. _________________________________________________,

3._________________________________________________,

секретаря комиссии __________________________________

рассмотрела представленные материалы и провела собеседование с

(звание, ФИО, должность сотрудника)

При этом пришла к выводу о том, что ______________________________________прошел (не прошел)

(ФИО сотрудника)

следующие испытания:

№ п/п Перечень испытаний Результаты (прошел, не прошел)
Проверка знаний уголовно-процессуального законодательства и нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих экспертно-криминалистическую деятельность
Проверка теоретических знаний и практических навыков по применению экспертно-криминалистических средств и методов на местах происшествий
Непосредственное участие в осмотрах мест происшествий и иных процессуальных действиях

заключение:

На основании результатов испытаний

(звание, ФИО, должность сотрудника)

допускается (не допускается) к самостоятельному участию в качестве специалиста в осмотрах мест происшествий, других процессуальных действиях.

Председатель комиссии: ________________________

Заместитель председателя

комиссии:

Члены комиссии:

Секретарь комиссии

Далее – «подразделения».

Далее – «органы внутренних дел».

Далее – «МВД России» или «Министерство».

Далее – «ЭКД».

Далее – «экспертно-криминалистические подразделения» или «ЭКП».

Далее – «уполномоченные органы (должностные лица)».

Статья 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357); часть третья статьи 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291).

Далее – «ОМП».

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012.

Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 23 августа 2005 г., № 6931).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349.

Российская газета, 2008, № 4808.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3806.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 78 «О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 5, ст. 425; постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4590).

Часть вторая статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Далее – «головное экспертное подразделение».

Далее – «руководители органа внутренних дел».

Далее – «ЭКСМ».

Далее – «сотрудники ЭКП».

Далее – «горрайлинорганы».

Далее – «ОРМ».

Приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (письмом Минюста России от 14 апреля 2006 г. № 01/2913-ЕЗ признан не нуждающимся в государственной регистрации).

Далее – «предварительное исследование».

Далее – «инициатор исследования».

Далее – «исследование».

Приказ МВД России от 14 января 2005 г. № 21 «Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки» (зарегистрировано в Минюсте России 1 марта 2005 г., № 6368).

Приказ МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 4 декабря 2006 г., № 8557).

Далее – «эксперты-стажеры».

Часть 1 статьи 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; часть вторая статьи 11 и часть третья статьи 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (зарегистрировано в Минюсте России 30 сентября 2008 г., регистрационный № 12366).

Далее – «НИР».

Далее – «экспертные методики».

Приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (письмом Минюста России от 14 апреля 2006 г. № 01/2913-ЕЗ признан не нуждающимся в государственной регистрации).

Часть первая статьи 39 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Указывается вид экспертного исследования и его характер (диагностическое, идентификационное, комиссионное и т.п.).

ПРИКАЗ

«11» января 2009 г. № 7

Москва

Об утверждении Наставления по организации

экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России

В целях совершенствования организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими функции по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности —

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации экспертно-
криминалистической деятельности в системе Министерства внутренних дел
Российской Федерации.

2. Заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации –
начальнику Следственного комитета при МВД России, начальникам
департаментов МВД России, подразделений, непосредственно
подчиненных МВД России, министрам внутренних дел, начальникам
главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской
Федерации, начальникам управлений внутренних дел на железнодорожном,
водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в
закрытых административно-территориальных образованиях, на особо
важных и режимных объектах организовать изучение утвержденного
настоящим приказом Наставления руководителями и сотрудниками
экспертно-криминалистических подразделений, органов предварительного
следствия, подразделений дознания, криминальной милиции, милиции
общественной безопасности и обеспечить выполнение его требований.

3. Считать утратившими силу пункты 1-4, 6 приказа МВД России от 1 июня 1993 г. № 261 и приложения № 1, 3-6 к данному приказу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр

генерал армии Р. Нургалиев

Приложение

К приказу МВД России

От 11.01.2009 № 7

НАСТАВЛЕНИЕ

по организации экспертно-криминалистической деятельности

В системе МВД России

г. Москва

2009 г.

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление определяет содержание, порядок организации и обеспечения экспертно-криминалистической деятельности в подразделениях центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях непосредственно подчиненных МВД России, а также в министерствах, главных управлениях, управлениях внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

2. Правовую основу экспертно-криминалистической деятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и межведомственные нормативные правовые акты, а также настоящее Наставление.

3. Экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими центрами, отделами (отделениями) органов внутренних дел (подразделений) системы МВД России государственной судебно-экспертной деятельности, а также в применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской Федерации государственных органов и должностных лиц:

3.1. Судов, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей.

3.2. Органов и должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3.3. Подразделений государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

3.4. Нотариусов.

3.5. Избирательных комиссий.

4. К основным функциям экспертно-криминалистических подразделений относятся:

4.1. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

4.2. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний при производстве по делам об административных правонарушениях.

4.3. Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

4.4. Применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности.

4.5. Участие в осуществлении государственной геномной регистрации.

4.6. Участие в осуществлении государственной дактилоскопической регистрации.

4.7. Проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств.

4.8. Участие в деятельности по предупреждению преступлений.

4.9. Оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.

5. Экспертно-криминалистическая деятельность в уголовном судопроизводстве осуществляется при наличии оснований, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и предусматривает: