Проблемы России в ВТО

Содержание

Проблемы и перспективы вступления России в ВТО

Размещено на http://allbest.ru

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Псковский юридический институт

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих

Курсовая работа

Дисциплина: Мировая экономика

Тема: Проблемы и перспективы вступления России в ВТО

Выполнил студент 2 курса

очного отделения Человекова Татьяна

Кирилловна

Преподаватель: Дятлов Ю.Н.

Псков

2012

  • Введение
  • Глава 1. Особенности функционирования ВТО
  • 1.1 Структура, краткая история и механизм функционирования ВТО
  • 1.2 Особенности ВТО как международной организации
  • 1.3 Преимущества торговой системы ВТО
  • Глава 2. Основные этапы и последствия вступления России в ВТО
  • 2.1 Перспективы и проблемы вступления России в ВТО
  • 2.2 Последствия и преимущества присоединения России к ВТО
  • 2.3 Влияние присоединения России к ВТО на российскую экономику
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
  • Введение
  • На протяжении столетий внешняя торговля была основой международных экономических отношений, так как рост мировых хозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.
  • Это свидетельствует тому, что интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства.
  • Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
  • По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
  • Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
  • Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки.
  • Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.
  • Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями.
  • В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время Россия вступила в одну из самых представительных — Всемирную торговую организацию.
  • ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.
  • Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении большой прибыли, либерализации торговли товарами и услугами.
  • Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.
  • Результатом вступления России в ВТО, должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
  • Целью данной курсовой работы является изучить общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, изучить характеристику проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ВТО.
  • Из данной темы вытекает ряд задач:
  • 1) рассмотреть сущность ВТО, его основные механизмы, структуру, тенденции, проблемы, особенности, преимущества и перспективы;
  • 2) рассмотреть перспективы вступления России в ВТО;
  • 3) рассмотреть цели и задачи присоединения России к ВТО;
  • 4) изучить экономические последствия и последствия присоединения России к ВТО;
  • 5) рассмотреть практику вступления и дать полноценную оценку последствий присоединения России к ВТО.
  • Данная курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной и литературы и приложения.

1.1 Структура, краткая история и механизм функционирования ВТО

ВТО — международная организация, которая была создана в 1995 году с целью регулирования торгово-политических отношений государств-членов и либерализации международной торговли. ВТО является наследницей Генерального соглашения по тарифам и торговле Абрамов Г.С. Вступление в ВТО и рынок труда. Учебник. — М.: ЮНИТИ. 2011. — 355с., заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. В настоящее время ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется контроль за соблюдением правовых норм ВТО странами-членами.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 157 государств. Ежедневная деловая газета «РБК daily».Дата публикации 24.08.2012. РИА Новости, Около тридцати государств имеют статус наблюдателей в ВТО. Кроме этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО.

Основополагающими функциями ВТО являются:

1)проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами, разрешение торговых споров и конфликтных ситуаций на межправительственном уровне;

2)организация исполнения соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, предшествующих созданию ВТО;

3)периодический мониторинг национальной торговой политики стран-членов, техническое содействие развивающимся государствам и странам-кандидатам на вступление в ВТО по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

4)сотрудничество с международными специализированными организациями.

Развитие ВТО показало, что круг ее компетенции и деятельности расширяется, и очевидно, в ближайшее время пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей, внешняя торговля и международное перемещение капиталов, внешняя торговля и обмен передовыми технологиями, внешняя торговля и конкурентная политика.

Важными принципами ВТО являются:

1)торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

2)отказ от использования количественных и иных нетарифных ограничений;

3)открытость торговой политики;

4)разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином “Многосторонние торговые соглашения”. Авдеев М.К. Международные экономические отношения. -М.: Дело. 2009. — 245с. В связи с этим главными задачами ВТО являются:

1)обеспечить выполнение правовых документов, входящих в ее сферу деятельности, и контролировать их выполнение. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров, решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

2)либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается 157, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии и конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда. Артёмина Н.Н. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России. -М.: Весь мир. 2008. -321c.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 года в Сингапуре, на которой, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий.

Вторая состоялась в мае 1998 года в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров.

Третья Министерская конференция состоялась с 30 ноября по 3 декабря 1999 года в Сиэтле и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда многосторонних торговых переговоров.

Планировалось начать переговоры прежде всего по сельскому хозяйству и по торговле услугами, а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в том числе возможному включению в будущие переговоры новых сфер.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами.

Также имелись значительные разногласия между ведущими членами ВТО — группы “квадро”, в которую входят ЕС, США, Япония и Канада, включая несовпадение их стратегических интересов по проведению нового раунда.

В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда.

13 ноября 2001 года в городе Доха состоялась четвертая Министерская конференция, на которой в итоге было принято решение начать переговоры по промышленным тарифам, сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам и техническим ограничениям в торговле, текстилю, антидемпингу Антидемпинг — меры, принимаемые государством в целях защиты внутреннего рынка от демпинга, антидемпинговые меры заключаются в повышении импортных пошлин на те товары страны-экспортера, которые ввозятся по демпинговым ценам. Демпинг-продажа товаров на внешнем или внутреннем рынке по искусственно заниженным ценам., субсидиям, компенсационным мерам, региональным торговым соглашениям и по урегулированию торговых споров.

Пятая Министерская конференция состоялась с 10 по 14 сентября 2003 года в городе Канкун, где предполагалось подвести промежуточные итоги многосторонних торговых переговоров и определить формат их дальнейшего продолжения. всемирный торговый спор россия

В целом этот раунд предполагается завершить к началу 2005 года, хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика Доха раунда. С учётом остающихся противоречий между различными группами стран ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.

По подсчетам Мирового банка, в случае принятия в полном объеме всего пакета договоренностей, предложенных на обсуждение в Канкуне, доходы от внешней торговли вывели бы из нищеты 144 миллиона человек по всему миру.

Основные противоречия были вызваны нежеланием развитых стран, в первую очередь США, Японии, а также ЕС, отказаться от субсидий на производство сельскохозяйственной продукции и нежеланием менее развитых стран унифицировать права иностранных инвесторов, патентные законы и правила финансирования государственных заказов.

В настоящее время исполнительным органом организации является Секретариат ВТО, во главе с Генеральным директором Паскалем Лами, размещающийся в Женеве, в структурных подразделениях которого занято около 650 человек. Интернет ресурс: www.wto.org — Сайт Всемирной Торговой Организации Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены.

Секретариат ВТО несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической поддержки различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснение положений ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Генеральный директор избирается Конференцией министров. Ряд государств имеют специальные дипломатические представительства при штаб-квартире ВТО. Действующие языки ВТО — французский, испанский и английский.

Бюджет организации, формируемый за счет взносов стран-членов, в 2011 году составил 354 млн. швейцарских франков. Доля каждой страны в бюджете ВТО соответствует ее доле в международной торговле.

Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях — отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом. Полноправное членство в ВТО позволяет: Андреев С.Н. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО. Учебник. — СПб.: Питер. Маркетинг. 2009. -289с.

1)выгодно использовать многосторонние права государства в этой организации посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;

2)отстаивать и защищать свои интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике основах;

3)уменьшить риск быть подверженным дискриминационным ограничениям со стороны других стран-членов ВТО, т.е. создать более предсказуемую и безопасную торговую среду для национальных экспортеров;

4)иметь доступ к рынкам более 146 государств на условиях открытости и предсказуемости торгово-экономических отношений;

5)получить режим наибольшего благоприятствования, позволяющий пользоваться постоянно снижающимися таможенными тарифами стран-участниц этой организации на условиях недискриминации, взаимной выгоды и общей заинтересованности;

6)участвовать в многосторонних соглашениях, связанных с торговлей аспектов прав интеллектуальной собственности и с торговлей инвестиционных мер, а также в Генеральном соглашении по торговле услугами;

7)получить доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических интересов страны в случае, если они будут ущемлены торговыми партнерами.

Кроме того, регламентация действий правительства в области регулирования внешнеэкономических связей, основанная на принципах международной торговли ВТО, и связанное с ней уменьшение вероятности частых изменений в торговой политике создают более благоприятные условия для инвестиционной деятельности, а значит, и укрепляют репутацию страны как стабильного и надежного торгового партнера.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Система ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего выигрывают потребители, дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции, развивает новые технологии.

Первоначальной предпосылкой, на которой строится система Всемирной торговой организации, является стремление государств-членов этой организации развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие каждой из стран путем взаимной либерализации доступа на рынки и создания режима свободной конкуренции товаров и услуг на их территории.

Однако наряду с приоритетом свободной торговли в странах-членах ВТО используются различные средства торговой защиты от импорта товаров, несправедливо разрушающих конкурентную ситуацию на национальных рынках. Любая страна может предпринимать меры протекционистского характера в каждом конкретном случае нарушения правил честной конкуренции, наносящего ущерб национальной экономике. Однако действие протекционистских мер допускается только в тех случаях, если они ограничены во времени, диапазоне и интенсивности. Правила этой международной организации отчетливо определяют границы этой защиты и её формы.

Механизм принятия решений в органах ВТО основан на консенсусе Консенсус — способ принятия решений на основе общего согласия при отсутствии принципиальных возражений у большинства.. Однако, в тех случаях, когда на основе консенсуса решение достигнуть не удается, оно принимается путем голосования. По вопросам любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ ГААТ — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации, сегодня ГААТ — это Всемирная торговая организация. многогранна и состоит из нескольких этапов. Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована.

В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, и самые продолжительные о присоединении Китая, продолжавшееся почти 15 лет. Как показывает опыт, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер.

Таким образом, ВТО является ведущей международной организацией в области регулирования мировой торговли, сфера деятельности которой охватывает 94% объема товарных потоков.

1.2 Особенности ВТО как международной организации

ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство — член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. — Воронеж.: Международные отношения.2007. — 288с Кроме того ВТО, в отличие от ГАТТ, осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений, например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, а также имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров.

ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли, она создает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в приложения к настоящему Соглашению.

Основной функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, которые можно посмотреть в приложении 1, обязательных для членов ВТО. Другими словами, ВТО — это форум для переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.

Указанные особенности позволяют характеризовать ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объемов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.

ВТО не предполагает создание наднациональных международных органов. В этом ее принципиальное отличие от организаций интеграционного типа, таких, например, как Европейский Союз. Все государства-участники, основываясь на своем суверенитете, разрабатывают и принимают нормы правового регулирования внешнеэкономических отношений, действующие на территории этих государств. Нормы соглашений ВТО вводятся в действие на территории этих государств в том же порядке, в каком вводятся нормы международных договоров.

Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. 11 Бакунина И.А, Дмитриев С.С. ВТО и национальные экономические интересы. — М.: Экономика. 2003. -326с. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет один голос. В отличие от МВФ и других организаций, ВТО не использует систему взвешенного голосования, которая разрешает отдельным странам иметь больше голосов, чем другим.

По общему признанию, принцип консенсуса защищает от “тирании большинства”, особенно тогда, когда значительная часть голосующих резко выступает против принятия решения.

1.3 Преимущества торговой системы ВТО

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Также существуют и экономические выгоды для страны и её экономики, которые выражаются в повышении доходов.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

1)создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;

3)возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах при выработке новых правил международной торговли.

В противоположность односторонней либерализации любое многостороннее соглашение — глобальное или региональное — предполагает существенное ограничение национального суверенитета во внешнеэкономической сфере.

Другие поводы усомниться в бесспорности упомянутых преимуществ членства в ВТО вытекают из рассмотрения ее как политического рынка.

Это проявляется как в содержании вопросов, обсуждаемых в ВТО, так и в определении правил глобального экономического режима. По сути, на повестке дня в переговорах ВТО — постоянное обсуждение взаимных уступок в отношении доступа к рынкам.

Глава 2. Основные этапы и последствия вступления России в ВТО

Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары, которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

1)общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны;

Представляется, что нерешенность этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.

2.2 Последствия и преимущества присоединения России к ВТО

Россия подала заявку на вступление в ГААТ в июне 1993 года. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию, Россия подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. Черновский В.С. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГААТ/ВТО. Сборник научных трудов. -М.: Экономика. 2012. -393с. В настоящее время Россия вступила во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года и стала её сто пятьдесят шестым членом.

Из членства во Всемирной торговой организации Россия может извлечь ряд преимуществ Андреев С.Н. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО. Учебник. — СПб.: Питер. Маркетинг. 2009. -289с.:

1)получение лучших, в сравнении с существующими, условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

2)доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

3)создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствии с нормами ВТО;

4)расширение возможностей для российских инвесторов в странах членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

5)создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

6)участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

7)улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

1)либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Так как это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. Помимо этого Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия;

1)вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию;

2)страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру;

3)наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Таким образом можно подвести итог и сказать, что присоединение России к ВТО должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Харламов С. Г. Вступление России в ВТО продолжается. — М.: «Има-пресс», 2002. -223с.

Последствия и перспективы вступления России в ВТО

Как известно, протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступил в силу 22 августа 2012 года. Таким образом, Россия стала 156-м членом ВТО. Вступление России во Всемирную торговую организацию — один из наиболее актуальных вопросов экономической политики сегодняшнего дня. Перспективы и последствия вступления в ВТО волнуют бизнес, властные институты и общество в целом.

Итак, актуальность данной работы состоит в выявлении последствий и перспектив вступления России в ВТО.

Рассмотрим основные сильные и слабые стороны экономики, с которыми Россия подошла к вступлению в ВТО, а также основные выгоды и возможные потери от реализации этого решения. Для этого следует выяснить, для кого в первую очередь выгодно вступление России в ВТО. Ответ на этот вопрос напрямую вытекает из списка основных преимуществ. Выход на новые рынки действительно актуален, но только для тех отраслей российской промышленности, которые способны успешно конкурировать с мировыми игроками и победить в «большой игре на чужом поле». Снижение квот на экспорт откроет новые возможности для предприятий нефтегазовой отрасли, обрабатывающей промышленности, в том числе черной металлургии. В этих же отраслях, как наиболее рентабельных, будут наращивать свое присутствие иностранные инвесторы. Именно сырьевой сектор получит преимущества в новых экономических условиях. Что касается остальных отраслей экономики, для них ВТО, это скорее шаг назад. Развития производства и существенного притока иностранных инвестиций в них ждать не стоит.

Многие ведущие специалисты считают, что ВТО сделает Россию более привлекательной для инвестиций, и что вступление в ВТО Китая привело к значительному росту инвестиций в эту страну. Однако следует отметить, что в основе роста китайской экономики лежит, прежде всего, дешевая рабочая сила и заниженный курс национальной валюты, а вступление в ВТО в совокупности с перечисленными факторами лишь придало дополнительный импульс развитию экономики КНР.

Вопрос о стоимости энергоресурсов требует особого внимания. Одним из требований ВТО являлись равные условия для всех потребителей: внешних и внутренних, т.е. как иностранные, так и отечественные предприятия и домашние хозяйства должны закупать энергоресурсы по справедливым рыночным ценам. Реализация такого сценария грозит ростом тарифов и удорожанием себестоимости отечественной продукции, что в результате приведет к снижению конкурентоспособности российских товаров и сокращению платежеспособного спроса населения, вследствие раскручивания инфляционной спирали.

Условие рыночной стоимости энергоресурсов для внутреннего потребителя было одним из ключевых в ходе переговоров и, по предварительным данным, цены на энергоресурсы для внутренних потребителей удалось отстоять, таким образом, у российских предприятий появился временной лаг для устойчивого развития путем сдерживания энергозатрат в себестоимости своей продукции. Правительством РФ сделан ряд заявлений о сохранении мер по защите отечественных производителей при вступлении в ВТО, таких как высокие таможенные пошлины, налоговые льготы и субсидии наиболее уязвимым отраслям и производствам, таким как автопром, предприятия гражданской авиации, сельское хозяйство и некоторые стратегические предприятия. Пошлины, предположительно, будут снижаться незначительно, предусмотрен переходный период в течение 3-7 лет в зависимости от конкретной отрасли или товара. Тем не менее, угроза стагнации в этих отраслях с вступлением в ВТО остается. Наиболее болезненно нововведения отразятся на неэффективных градообразующих предприятиях, после вступления России в ВТО обострится проблема моногородов, которых в России по некоторым оценкам насчитывается около 400. Российский банковский сектор далеко не самый эффективный, кредиты среднему и малому бизнесу обходятся намного дороже, чем например в Европе. Высокие процентные ставки и завышенные требования по залогам неблагоприятно отражаются на конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Много говорится о том, что для конкуренции с иностранными банками банкам отечественным неизбежно придется объединяться, укрупняться и снижать стоимость своих услуг, в то время как иностранные банки, точнее их дочки на начальном этапе будут готовы работать с отрицательной рентабельностью, так как главной их целью станет завоевание нового российского рынка. Таким образом, у предприятий появится доступ к более дешевым финансовым ресурсам. Однако существенного снижения процентных ставок ждать не стоит, условия входа иностранных банков на российский рынок ограничены 50% присутствием в капитале и невозможностью открытия филиалов на территории РФ. Доступ на внешние рынки для российских товаров и услуг будет существенно упрощен. Действующие сейчас ограничения негативно сказываются на тех отечественных предприятиях, которые имеют запас производственных мощностей для увеличения экспорта. В частности, предполагается снижение квот на поставку в Европу природного газа и продукции металлургической отрасли. Кроме того, конгрессом США активно обсуждается отмена поправки Джексона-Вэника в отношении России, в противном случае нормы ВТО между Россией и США применяться не будут.

Анализируя сильные стороны экономики России перед лицом ВТО, выясняются следующие факторы:

  • наличие природных ресурсов
  • развитость обрабатывающей промышленности, в том числе черной металлургии
  • высокий уровень образования и фундаментальной науки
  • значительный объем производства фуражного зерна

Из слабых сторон выделяются следующие характеристики:

  • Коррупция
  • несовершенная правовая среда в части защиты прав кредиторов и инвесторов
  • нестабильность политической системы
  • природно-климатические условия
  • высокий износ основных фондов
  • неразвитая транспортная инфраструктура
  • кадровый дисбаланс

Возможности:

  • выход на новые рынки сбыта
  • снижение/снятие квот на экспорт
  • доступ к дешевым финансовым ресурсам
  • доступ к дешевым товарам и комплектующим

Исходя из данных, приведенных выше, рассмотрим плюсы вступления России в ВТО:

  1. Снижение пошлин. Как результат — импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.
  2. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат — российские товары также станут дешевле.
  3. Вступление в ВТО — серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.

Присоединение к ВТО позитивно для российской экономики, поскольку предполагает улучшение в стране инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий. Объем увеличения иностранных инвестиций в результате вступления России в ВТО может составить как минимум несколько процентов от ВВП, в то время как снижение предусмотренных соглашениями пошлин (импортных и экспортных) составит всего лишь 430 млрд руб., или 0,8% от ВВП. Позитивно вступление в ВТО и для российского бюджета – во многом благодаря членству в организации, по нашим прогнозам, темпы внешнеторгового оборота будут расти в ближайшие годы на уровне около 10% ежегодно, таким образом, можно достаточно оптимистично смотреть на перспективы федерального бюджета и роста доходов госказны». Эксперт считает, что основными выгодополучателями от вступления России в ВТО станут металлургический (черная и цветная металлургия), химический и потребительский сектора, а также транспортная отрасль и др.

Основной плюс вступления в ВТО почувствуют на себе экспортеры, так как им станет проще действовать, поскольку членство в организации исключает возможность введения заградительных пошлин на экспортируемую российскую продукцию. Это сделает выгодным развитие экспортноориентированных производств с высокой добавленной стоимостью, что позволит улучшить структуру российской экономики и снижать зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов».

Минусы вступления России в ВТО

  1. Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат — потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.
  2. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в «тепличных» условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010г.
  3. России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.
  4. Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

Усиление конкуренции российских производителей с зарубежными – это основной минус присоединения России к ВТО. Особенно сильно давление иностранных производителей будет сказываться в автомобилестроении, производстве бытовой техники и некоторых отраслях сельского хозяйства. В сельском хозяйстве наиболее уязвимы мясное и молочное животноводство. Минусы от вступления есть только для некоторых отраслей, но для наиболее уязвимых из них, в частности сельского хозяйства, производства автомобилей, машиностроения, легкой промышленности удалось получить длительные переходные периоды на уровне 5-7 лет. Это позволит компания сектором более успешно подготовиться к вступлению в ВТО. Пострадают эти отрасли от того, что появится большое количество более интересных по цене и качеству товаров для покупателей, соответственно некоторые отечественные компании указанных секторов из-за возросшей конкуренции будут терять большие объем продаж, выручку и прибыль. Кроме положительных и отрицательных моментов вступления России в ВТО есть еще и спорные. К ним относится постепенное исчезновение моногородов. Еще одним неоднозначным фактом можно назвать следующее: ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии. В силу этого Россия может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться продукты генномодифицированные, т.к. соглашения между странами-участниками не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, учитывая, что торговые отношения между членами-участницами ВТО строятся в основном на доверии. Поэтому подобные факты могут создать непреодолимые проблемы для обеспечения продовольственной безопасности населения страны, а это очень существенный минус.

Таким образом, наиболее вероятным последствием вступления России в ВТО станет усиление сырьевой зависимости экономики, что как минимум противоречит Концепции социально-экономического развития станы в части перевода российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Хочется добавить еще одну очень важную вещь. Обращаясь к опыту Украины и опросив население данной страны, практически все в один голос сказали, что в сущности они практически ничего не почувствовали, особенно после вступления в ВТО, а значит нужно было ли это нашей стране. Я считаю, что поддаваться столь модному тренду на критику ВТО было необязательным. Нужно продолжать заниматься своими делами, грамотно анализируя экономическую ситуацию.

Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации

Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции в Дохе, который был посвящен нуждам и интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем и вопросов, касающихся осуществления соглашений Уругвайского раунда. Некоторые из этих вопросов вынесены в отдельный протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры.

Развивающиеся страны должны были получить некоторые «уступки» за согласие реализовать обязательства, принятые во время Уругвайского раунда. Но положения, имеющие эффект немедленного действия, хотя и не несущественны, но и не являются главными уступками.

В настоящее время участники многосторонних переговоров по линии ВТО считают наиболее актуальными проблемами, требующими своего решения, следующие:

1. Проведение кардинальных реформ в области сельского хозяйства

2. Эффективное содействие развитию. США и ЕС негативно оценивают концепцию предоставления широких льгот государствам с низкими доходами на душу населения, признавая в то же время необходимость помощи эти странам.

3. Совершенствование системы урегулирования споров.

4. Обеспечение доступа слаборазвитых стран к дешевым лекарствам

5. Либерализация в секторе услуг.

Всемирная Торговая Организация ставит перед собой цель увеличения объема международной торговли путем снижения тарифов и устранения торговых ограничений. ВТО служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. ВТО имеет четкие принципы действий. Во-первых, мировая торговая система не должна поддерживать дискриминационную практику, т.е. различную торговую политику по отношению к разным странам. Во-вторых, торговая система должна быть максимально свободной и открытой, с минимальным присутствием как тарифных, так и нетарифных торговых ограничений. В-третьих, торговая система должна быть конкурентной. В-четвертых, система должна быть более гибкой для развивающихся стран с целью их приспособления к новому режиму. Развивающимся странам должны предоставляться более длинные периоды адаптации и больше льгот.

В ВТО, в отличие от абсолютно всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, решения принимаются на основе консенсуса. С одной стороны, это позволяет избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой — приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно. Это явная проблема, так как, вероятно страны с сильной экономикой не всегда согласны принять решения, выгодные странам со слабой экономикой.

Кризис организации порожден объективными переменами, охватившими мировые рынки. В период глобального экономического подъема всем кажется, что свобода торговли открывает новые возможности. На практике это далеко не всегда так, но, по крайней мере, у некоторых стран есть шанс выиграть от всеобщего расширения спроса. Однако в периоды мирового спада, когда спрос повсеместно сокращается, большинство стран неминуемо начинает защищать свои рынки, закрывать их для иностранцев, поддерживать собственное производство. Соглашения, достигнутые в рамках ВТО, становятся проблематичными не только для России, но и для большинства других стран.

Всемирная торговая организация проходит в настоящее время достаточно сложный этап достройки и развития. Переговоры 1995-2005 годов показали, что между участниками ВТО имеются серьезные растущие разногласия, меняется соотношение экономических и политических сил, определяющих основные параметры организации.

Критика целей. ВТО была призвана максимально либерализовать и упростить систему международной торговли. Главные задачи ВТО — устранение тарифных и сокращение нетарифных ограничений — зиждятся на постулатах классической политэкономии, а в частности на «теории сравнительных преимуществ», согласно которой свободная торговля является оптимальной системой для всех стран без исключения. Тем не менее, некоторые современные теории экономического развития подвергают сомнению эффективность принципа laisser faire (можно перевести, как принцип невмешательства, честной игры и т.п.) для стран со слабыми экономиками. Сторонники этих взглядов считают, что свободная торговля приносит пользу лишь богатым странам, обладающим сильной экономикой. Из этого вытекает, что ВТО не является независимым и непредвзятым органом, а де-факто защищает интересы развитых стран.

Кроме теоретико-философских противоречий, ВТО также сталкивается с критикой со стороны защитников окружающей среды. Они утверждают, что свободная торговля и дерегулирование отрицательно влияют на экологическую обстановку. Некоторые защитники окружающей среды считают, что само определение понятия «благо» в интерпретации ВТО состоит в увеличении валового внутреннего продукта, росте прибылей и пр., что автоматически приводит к пренебрежению экологией. Таким образом, задача повышения эффективности экономик кардинально противоречит охране окружающей среды.

Экономисты Майкл Вайнстайн и Стив Чарновиц, опубликовавшие исследование на эту тему (называется «Озеленение ВТО» утверждают, что эта структура пытается найти необходимый баланс между обеспечением необходимых торговых условий и охраной окружающей среды, поскольку любые изменения в политике ВТО должны получить одобрение со стороны всех стран-членов. Вместе с этим, многие развивающиеся страны выступают против внедрения дорогостоящих технологий и стандартов по охране окружающей среды, так как это может подорвать их конкурентоспособность.11

Критика структуры и деятельности ВТО. Противники ВТО часто обвиняют ее в недемократичности. Сторонники этой точки зрения уверены, что недемократичность ВТО позволяет индустриально развитым и «богатым» странам доминировать над «бедными» и развивающимися. Другим объектом критики является неэффективность деятельности ВТО. Критики утверждают, что основные требования по снижению торговых ограничений предъявляются лишь «бедным» странам, тогда как развитые страны продолжают использовать полный арсенал протекционистских мер.

Экономисты Сьюзан Эссерман и Роберт Хоус в своей статье «ВТО под судом» подвергают деятельность ВТО скрупулезному анализу. Так, по мнению авторов, еще ни в какой международной структуре споры и несогласия между странами не решались таким бесцеремонным и насильственным образом, как в ВТО. Авторы пытаются выяснить, каким образом ВТО использовала беспрецедентную, по своим масштабам, власть. Еще в 1995 году юридические нормы по решению и урегулированию международных торговых споров были предметом особой гордости основателей ВТО. Однако сегодня даже сами архитекторы международного торгового законодательства сознаются, что процесс стал неконтролируемым. Юридическая система ВТО все больше подвергается критике из-за своей неадекватности и несоответствии реальным нуждам стран-членов. Развивающиеся страны, в свою очередь, протестуют против нынешнего законодательства, так как, по мнению последних, не все страны-члены ВТО могут использовать положения законов ВТО с целью защиты своих интересов.

2.1. Правовая система ВТО.

В рамках ВТО действует большое количество норм и правил. В их числе нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и другие вопросы функционирования органов ВТО; нормы решений/резолюций ВТО (и органов ВТО), принимаемых для обеспечения целей Организации в рамках ее правосубъектности; международные документы, составляющие «право ВТО». Они регламентируют широкую сферу отношений — международную торговлю товарами, услугами, операции с инвестициями и интеллектуальной собственностью и другие отношения, многие из которых выходят за рамки чисто экономических. Так, в сферу «права ВТО» подпадают международные процедурные вопросы (например, функционирование институтов ВТО), международные процессуальные вопросы (рассмотрение споров государств-участников в Органе ВТО), внутригосударственные действия административного характера (лицензирование, антидемпинговое расследование, фитосанитарные меры и т.д.) и другие. Таким образом, нормы и правила ВТО выходят за пределы международного экономического права.

Объем, характер и качество регулирования указанных отношений свидетельствуют о том, что в рамках международного права возникла особая юридическая формация — «правовая система Всемирной торговой организации».

В рамках ВТО идет острая борьба за корректировку того, что было достигнуто в итоге Уругвайского раунда, то есть так называемой «Правовой системы ВТО». В эту систему был собран довольно пестрый набор принципов и правил международной торговли. Многие из этих документов были созданы еще в 40-50 годы прошлого века (ГАТТ 1947). Другие появились в конце 70-х годов и получили свое развитие позже в правовых документах ВТО или родились уже в период деятельности организации.

Даже правовые положения 1995 года уже существенно отстали от реальной жизни, где резко проявилась несбалансированность этих документов между Севером (развитыми странами) и Югом (развивающимися странами). //По терминологии, установившейся в международных организациях//12

Баланс прав и обязательств соглашений ВТО основательно сдвинут в сторону интересов Севера. Развивающиеся страны не смогли включить в них в полном объеме так называемый дифференцированный и более благоприятный режим, то есть право их брать на себя такие обязательства, которые соизмеримы с их экономическими возможностями. Это не дало возможности многим развивающимся странам (по меньшей мере 60) реально включиться в правовую систему ВТО, реформировать свое законодательство. Во многих развивающихся странах отсутствовали квалифицированные кадры, финансовые и материальные ресурсы, необходимые для перевода национального административно-правового механизма на нормы ВТО.

2.2. Система разрешения торговых споров.

Еще одна проблема ВТО — система разрешения торговых споров. В целях обеспечения соблюдения обязательств государств-членов ВТО по многосторонним соглашениям была создана система разрешения международных споров, которая позволяет государству-члену ВТО, пострадавшему от нарушений обязательств по праву ВТО другим государством, инициировать квазисудебное разбирательство и восстановить status quo. Приложением к Соглашению об учреждении ВТО является «Договоренность («Understanding») о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров» 1994 года (далее – «ДРС»). В российской научной литературе наибольшее употребление нашел перевод этого документа как Договоренность, хотя, можно встретить и другие трактовки, например, меморандум и проч., однако в настоящей работе используется наиболее частый перевод – Договоренность. В статье 3 ДРС прямо указывается, что «система ВТО по разрешению споров есть центральный элемент обеспечения надежности и предсказуемости всей многосторонней торговой системы»13. Для рассмотрения споров существует особое подразделение — Совет по Разрешению Диспутов\Dispute Settlement Body — особое совещание, в котором принимают участие представители всех государств, входящих в ВТО. Однако механизм проведения в жизнь подобных решений весьма аморфен, а наказаний для стран, не выполняющих подобных резолюций, не предусмотрено.

Конечно, можно привести случаи и успешной работы Совета — Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные законы. Так ЕС запрещал одно время ввоз на свою территорию ГМО, после чего США (в интересах концернов США) подали на ЕС в суд ВТО. Суд ВТО присудил ЕС к крупным штрафам. Вскоре Евросоюз сдался, разрешив ввоз ГМО, но предписав их маркировку. Предусмотрено, что страны, нарушившие правила ВТО, будут выполнять решения Совета на добровольной основе. Сроки исправления ситуации также не предусмотрены. В результате, ВТО оказалось не в состоянии эффективно останавливать периодически вспыхивающие «торговые войны».

Интересные предложения по усовершенствованию этой системы были предложены Григорян С. А., среди них:

1. Развитие консультационных услуг в ВТО как для менее развитых стран, так и для стран – новичков

2. Строгий приоритет в применении системы для принципа «правонормативной ориентированности» преимущественно перед всякого рода экономически силовыми и т.п. факторами,

3. Обеспечение беспристрастности при вынесении решений.

Определенно, орган разрешения споров, по существу, является органом политического характера. Идеальным представлялось бы отделение строго юридической процедуры урегулирования споров, основывающейся на нормах права, от всяких политических и дипломатических факторов. Было бы, также оправданным, чтобы Орган разрешения споров мог бы отказывать в использовании процедуры урегулирования споров ВТО жалобщику-государству, которое не выполняет ранее принятых в его адрес решений в рамках этой процедуры. Можно также высказать пожелание использовать богатый опыт ВТО в рассматриваемой области в системе урегулирования споров в рамках экономического сотрудничества стран СНГ14.

2.3. Компетенция ВТО.

Главной проблемой является выбор новых направлений компетенции ВТО, расширения полномочий.

Развивающиеся страны стоят за то, чтобы круг ведения ВТО был ограничен вопросами торговли товарами и услугами в том виде, в котором они включены в деятельность ВТО. Развитые страны настаивают на включение в сферу интересов ВТО таких вопросов, как торговля и инвестиции, торговля и конкурентная среда, торговля и экология, торговля и трудовые стандарты и другие. Эти вопросы получили название «Сингапурские вопросы», по месту проведения Первой конференции министров стран-членов ВТО, где они и были подняты.

Проблемы присоединения России к ВТО

Современное состояния присоединения России к ВТО

Рассмотрение вопроса о вступлении России в ВТО представляет обоюдный интерес Правительства РФ и Государственной Думы РФ в силу того, что важно понимать отношение и позицию депутатов и парламента в целом к этому достаточно серьезному вопросу.

С какой угрозой сегодня может столкнуться Россия в этой сфере? Эту угрозу, наверное, нужно назвать одним словом: глобализация. Каким может быть наш ответ, наше адекватное поведение в период глобализации? В первую очередь, я остановлюсь на происходящих экономических и торговых процессах в мире.

Происходит несколько сложных процессов, если говорить о международной экономике, международной торговле и мировом разделении труда: процесс глобализации, специализаций и процесс регионализации товарного производства и рынка услуг. Все больше намечается тенденция концентрации производства услуг в развитых странах и перенос товарного производства в страны, где это производство наиболее оптимально с точки зрения требований законодательства этих стран, стоимости рабочей силы и других, благоприятных для товарного производства факторов. Как итог — происходит глобализация правил мировой торговли.

На сегодняшний день воплощением этих правил и воплощением клуба стран, которые активно участвуют в формировании этих правил, стала Всемирная торговая организация. В ее составе на сегодняшний день — 144 страны, на долю которых приходится свыше 96 процентов мирового торгового оборота. Таким образом, можно сказать, что правила международной мировой торговли охватывают все, за исключением 4 процентов мировой торговли, из которых 1,5 процента приходится на Российскую Федерацию. То есть 1,5 процента нашей и еще 2,5 процента мировой торговли на земном шаре не регулируется правилами ВТО.

Какие возможности, какие альтернативные варианты есть сегодня у нашей страны для того, чтобы адекватно отреагировать на складывающуюся в мировой экономике и в мировой торговле ситуацию?

Безусловно, есть первый альтернативный вариант. Можно не вступать в ВТО и можно попытаться выстроить свою российскую торговую систему и российскую экономику в качестве некоего изолированного острова в этих мировых глобальных процессах, которые происходят сегодня. Можно попытаться выстроить свой региональный рынок со странами — не членами ВТО, допустим со странами ЕврАзЭС, хотя и там уже есть раскол: Киргизия уже стала членом ВТО. Тем не менее, можно попытаться построить такой рынок. На сегодняшний день во всем российском товарообороте доля стран — членов ВТО составляет свыше 85 процентов. То есть, если вычесть фактически страны СНГ — не члены ВТО, кроме Молдавии, которая стала в этом году членом ВТО, и Киргизии, то, собственно говоря, на их долю приходится 15 процентов. 85 процентов нашего торгового оборота — это торговый оборот со странами — членами ВТО.

Мы можем обсуждать еще одну тему — это сроки вступления в ВТО. Если мы понимаем, что не в состоянии выдержать первый из предложенных мною альтернативных вариантов, выстроить свой локальный или региональный торговый рынок, — думаю, большинство депутатов меня поддержат в том, что это на сегодняшнем этапе невозможно, — тогда мы стоим перед выбором либо вступать во Всемирную торговую организацию, либо играть на чужом поле по чужим правилам (а фактически на 86 процентов мы играем на чужом рынке и по чужим правилам) и не участвовать в создании правил этой торговли, не участвовать в регулировании этого рынка. Либо мы пытаемся попасть в состав клуба, который устанавливает правила мировой торговли, и пытаемся донести до наших партнеров особенности российской экономики, сложившуюся структуру и отстаиваем наши национальные интересы при установлении правил мировой торговли. Если мы делаем для себя вывод, что играть на чужом поле и по чужим правилам для нашей страны неприемлемо, нужно говорить о вступлении в ВТО, чтобы помогать формировать эти правила и сделать это поле, в том числе, своим.

Возникает вопрос: в какие сроки и на каких условиях? Это действительно серьезный вопрос, который является дебатируемым, в том числе и на заседаниях Правительства РФ, на которых достаточно часто рассматривается эта проблема, и в ходе переговорного процесса о вступлении России в ВТО. На какой стадии переговорного процесса мы находимся сегодня? На сегодняшний день мы ведем переговоры одновременно с более чем восьмьюдесятью странами.

Собственно говоря, весь процесс глобализации или регулирования рынков принято делить на четыре основные сферы: перемещение рабочей силы, так называемый рынок труда; перемещение капитала; предоставление и перемещение услуг; перемещение товаров. Но выделяется еще пятое направление, пятый сектор, — это системные вопросы, которые затрагивают правила регулирования, условия доступа, условия субсидий со стороны государства и т. д.

Какие, если говорить об этих четырех секторах, меры или угрозы мы видим при присоединении России к ВТО, и каковы действия Правительства РФ в связи с этим?

Открытие рынка труда не является предметом переговоров в рамках ВТО. Это, в основном, предмет переговоров при создании локальных межстрановых союзов, таких, как ЕЭС, Панамериканская группа и так далее. В рамках этих союзов так или иначе, если мы будем формировать для себя в качестве целей вступление в такого рода союзы, эта тема будет, конечно, дискутироваться.

В рамках ВТО сейчас является дискуссионной проблема в отношении так называемого социального демпинга. Это новый вопрос, который появился в повестке дня нового раунда переговоров по ВТО. Что имеется в виду? Имеется в виду, что в качестве расчета при антидемпинговых процедурах могла бы быть заложена в качестве социальной субсидии разница в оплате труда в разных странах. Понятно, что для нас это очень болезненная мера, если будут сравнивать уровень заработной платы в России с ее уровнем в развитых европейских странах или Соединенных Штатах — безусловно, это очень тяжелая позиция для нас. Поэтому мы заинтересованы участвовать в новом раунде переговоров в качестве членов ВТО, чтобы отстоять наши интересы.

Либерализация рынка перемещения капиталов. На наш взгляд, здесь проблема для России не критичная, не очень острая, так же, как и проблема открытия рынка услуг. Что имеется в виду? В первую очередь, это сектор банковских услуг, сектор услуг в области телекоммуникаций, связи и сектор страховых услуг. Вопрос является дискуссионным — насколько мы можем открыть эти сектора? На мой взгляд, мы можем пойти на достаточную степень либерализации правил торговли и доступа на наш рынок в секторах услуг, хотя в российской переговорной концепции пока сформулирована очень жесткая позиция для наших партнеров. Мы предлагаем от себя такие ограничения для иностранцев, которых нет сегодня и никогда не было в российском законодательстве. Допустим, ограничение участия в уставном капитале финансовых организаций финансовых консультантов: не более 15 процентов; через пять лет — не более 30 процентов. Рынок страховых услуг, рынок банковских услуг — это тяжелые переговорные позиции, и здесь нам нужно пойти значительно вперед, потому что тут реального риска для нашей страны по большинству секторов не существует.

И последний сектор, который, на наш взгляд, является очень важным для нас, — это сектор перемещения товаров и товарного производства. Безусловно, эта часть наиболее нас волнует и вызывает дискуссии в обществе, мы должны все усилия предпринять, чтобы в процессе вступления России в ВТО максимально учитывалась сложившаяся структура промышленного и товарного производства в стране.

Какие изначальные подходы сформулировало Правительство РФ для переговорщиков при формировании нашего предложения странам — членам ВТО? Один из первых принципов — это не ухудшение той ситуации, которая сложилась сегодня. Практически по всем позициям российского оффера защитные меры нашего предложения странам — членам ВТО соответствуют либо выше тех уровней импортных таможенных тарифов, которые мы имеем на сегодняшний день. Сохраняются экспортные таможенные тарифы, что является на самом деле нонсенсом для стран — членов ВТО, потому что во многих странах экспорт субсидируется. В нашей стране есть более двухсот позиций, по которым мы взимаем экспортные пошлины. И если по ряду позиций это объяснимо той же сложившейся структурой экономики, в первую очередь это углеводородное сырье, то по ряду позиций нет. Позиция, которая была сформулирована Думой, нам близка, В.Г. Драганов ее регулярно озвучивает — мы постепенно уходим от экспортных тарифов на все товарные позиции, в особенности на позиции товарного производства с высокой степенью добавленной стоимости. Но, в принципе, экспортная составляющая не регулируется правилами ВТО, хотя целый ряд стран, с которыми мы сейчас ведем переговоры, заявляют нам о необходимости отмены экспортных пошлин, в первую очередь на энергоносители и выравнивание внутреннего и внешнего тарифа, это мы сразу же выводим за рамки переговорного процесса и говорим, что нам это неприемлемо в силу сложившейся структуры товарного производства. Потребуется не менее 10-15 лет, чтобы российская экономика могла постепенно адаптироваться.

Теперь о нашем переговорном процессе. Очевидно, что по ряду позиций нам придется уступать. В рамках ВТО есть так называемые имплементационные, то есть переходные, сроки. Они составляют период до восьми лет. Страны, которые долго вели переговорный процесс (например, Китай), на такие условия пошли по целому ряду чувствительных для себя позиций. Мы берем на себя обязательства по первоначальному уровню связывания после вступления в ВТО, то есть уровню тарифов, и окончательному уровню связывания, то есть тому, к чему должны привести свой уровень тарифной зашиты после окончания имплементационного срока. И сроки, и первоначальный и конечный уровни связывания тарифов являются предметом очень жарких дебатов в ходе переговоров по ВТО.

Важные позиции вырисовываются по целому ряду секторов. В рамках ВТО существует правило присоединения к так называемым необязательным соглашениям. Мы называем это правилом «ВТО плюс», то есть когда к Российской Федерации предъявляются требования, которые не предъявлялись раньше к другим странам. В том числе это соглашения по авиации, по телекоммуникациям. Мы говорим, что эти отрасли чрезвычайно чувствительны для развития российской экономики, и мы к ним сейчас присоединяться не будем.

В то же самое время Правительство РФ разработало целый ряд мер по авиации, вы это почувствовали в бюджете текущего года. В течение 2002 года впервые проинвестировано будет в эту отрасль только государственных средств свыше 6 миллиардов рублей. Будут созданы механизмы лизинга, проведена реструктуризация и т.д. Это же касается принятия некоторых программ структурных реформ по ряду других важных отраслей. В прошлом году была утверждена программа реструктуризации ОПК, реструктуризации сельскохозяйственного сектора, в том числе проведения реструктуризации налоговой задолженности и оздоровления этого сектора. В этом году Правительство РФ рассмотрит целый ряд мер по оздоровлению таких секторов, как автомобильная промышленность, лесная промышленность, перерабатывающая промышленность в лесном секторе. Собственно говоря, это зачастую будет связано не только со структурными и институциональными реформами в этих секторах, но и с мерами протекционистской защиты и создания механизмов кредитования, субсидирования кредитных ставок для того, чтобы максимально быстро подготовить эти чувствительные отрасли для адаптации их вступления в этап международной конкуренции.

Еще несколько слов о ВТО. На сегодняшний день против Российской Федерации в мире применяется свыше 120 антидемпинговых процедур, которые оцениваются нами как ежегодный ущерб свыше 4 миллиардов долларов США. Только для примера хочу сказать, что пять лет назад такого рода процедур против нас было применено меньше 30. Каждый год отсрочки, каждый год не вступления в ВТО будет приводить к тому, что этот поток будет нарастать.

Конечно, после вступления в ВТО антидемпинговые процедуры не устранятся, и в рамках ВТО существует такая практика. Но мы будем включены в общую систему правил международной торговли в рамках ВТО и сможем адекватно защищать каждое российское предприятие, потому что на сегодняшний день к нам применяются правила как к странам с нерыночной экономикой и общие нормы субсидирования как к странам с так называемой суррогатной экономикой, зачастую чрезвычайно несправедливые и не учитывающие, что у нас конкретные предприятия имеют совершенно рыночный характер и не получают никаких дотаций из бюджетов всех уровней.

На сегодняшний день у нас есть неплохая перспектива, в первую очередь в сложившейся доброжелательной политической ситуации вокруг России, когда мы с использованием целого ряда механизмов согласования со странами — нашими торговыми партнерами можем отстоять на достаточно высоком уровне защиту интересов наших отечественных товаропроизводителей. Я скажу, что вступление в ВТО — не самоцель. И Президент РФ, и Правительство РФ ставят перед нами цель вступления в ВТО на приемлемых для России условиях. Если эти условия не приемлемы, значит, о вступлении в ВТО на таких условиях речи быть не может. ВТО — это средство для вписания России в международную систему разделения труда, в международную интеграцию. Это наш ответ на глобализацию мировой торговли и мировой экономической системы разделения труда.

Этот процесс происходит вне зависимости от нашей воли. В последние годы страны тратят колоссальные усилия для того, чтобы попасть (и закрепиться) на международные рынки. Ведь китайцы недаром потратили столько усилий за последние годы, чтобы вступить в ВТО. В Китае сейчас занимаются процессом регулирования внешнеторговых отношений полторы тысячи человек, в Соединенных Штатах Америки — 3 тысячи человек, в Российской Федерации (в Министерстве экономического развития и торговли РФ — Департамент многосторонних переговоров) — 46 человек. Переговорным процессом занимаются в Министерстве буквально десять человек.

Последний момент. Переговорный процесс ведет не Министерство экономического развития. Это так называемый секторальный процесс. Если ведутся переговоры по доступу на рынок сельскохозяйственной продукции, то главными в переговорном процессе являются Министерство сельского хозяйства и отраслевые союзы. Во всех переговорах участвуют Масложировой союз, Зерновой союз и т. д. Если это касается переговоров, допустим, по доступу на рынок стали, то это обязательно Металлургический союз. Они являются участниками всех переговоров по ВТО, полноправными определяющими участниками, потому что их позиция определяет нашу позицию, которая может меняться только в соответствии с постановлением Правительства РФ. У представителей, ведущих переговоры, нет возможности вольно определять ставки, позиции, уровень субсидий. Это каждый раз утверждает Правительство РФ Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединеня России к ВТО. — М.: Экономика, 2002..

Тема Всемирной торговой организации (ВТО) очень оживленно обсуждается после вступления в неё России 22 августа 2012 года. Члены правительства и лидеры страны расценивают ВТО как колоссальный успех, так как подобного рода положение добивалось переговорами на протяжении 18 лет. Несмотря на это, на данный момент появляется целый ряд обстоятельств, показывающих, что при вступлении в ВТО не было оговорено, продумано и зафиксировано множество чрезвычайно важных аспектов, являющихся жизненно необходимыми для развития российской экономики в дальнейшем.

Преимущества вступления в ВТО

Страна, вступившая во Всемирную торговую организацию, получает преимущества за счет снятия различного рода санкций, таможенных барьеров со стороны других стран по отношению к своим основным товарам экспорта. А ВТО стимулирует конкурентоспособность страны в мире.

Конкурентоспособность РФ определяется превалирующим количеством сырья. При рассмотрении структуры российского экспорта можно отметить, что 90% приходится на газ, нефть, металлы, алмазы, древесина, химическое (довольно грубое) сырье. Но при этом оставшиеся 5% отводятся на машиностроение, и ко всему прочему доля данной отрасли за последние годы заметно сокращается.

Благодаря тому, что ВТО поддерживает конкурентоспособность страны, этой организации открывается свободный вход для наших конкурентоспособных товаров. В представленной ситуации сырьё получает дополнительные преимущества, а машиностроение остается «в стороне». Снимаются таможенные барьеры, и промышленность оказывается под влиянием более совершенных западных технологий машиностроения.

Проблемы присоединения России к ВТО

Сопротивление России в этой области сейчас минимально, потому что сырьевая модель, действовавшая в России последние 20 лет, теряет свою «силу». Во время кризиса увеличился удельный вес сырьевого сектора, и сократилась доля инновационных отраслей и машиностроения. В результате этой неравноценной конкуренции в отношении к уже сложившимся секторам мощнейших транснациональных компаний сейчас может пострадать промышленность.

При упоминании о повышении конкурентоспособности российского сырьевого сектора, подразумевается, что Россия играет роль энергетического «поставщика» (металлургического, лесного) для всего мира. И за последние несколько лет эта монополия претерпевает разрушения. США являются лидером в области производства газа по сравнению с Россией. Производится огромное количество сжиженного газа. Цель Европы к 2020 году: эффективно использовать ветровую и солнечную энергию и энергию приливов и отливов.

Получается, что в импорте российской нефти не будет прежней необходимости к тому времени, учитывая наши цены на мировом рынке на сегодняшний день. Получается, что «борьба» с таможенными барьерами и открытие больших возможностей для экономики не являются основными целями Всемирной торговой организации.

Существует вероятность, что российский энергетический рынок повысит свою конкурентоспособность в результате вступления страны в ВТО. После чего рынок продавца станет рынком покупателя, где последний руководствуется следующими вопросами: у кого покупать и по каким ценам.

Появление новых конкурентов и подрыв энергетической монополии меняют общее положение российской экономики на сегодняшний день. Из-за этого экономика России снова претерпевает изменения не в самую лучшую сторону: происходит разрушение монополии, а сырьевая модель не оправдывает ожидаемых результатов.

Проблема экологических издержек

К тому же возникает еще одна неприятная угроза, связанная с учетом компонентов экологических издержек в цене. С формальной точки зрения, в цене продукции не полностью учтены экологические издержки. Классическим примером выступает наша страна. Россия сжигает четверть мирового выброса попутных нефтяных газов. В связи с этим для европейцев происходит изменение климата, идет непосредственное воздействие на биосферу.

Еще несколько лет назад правительство нашей страны приняло решение, что данный показатель должен уменьшиться, достигнув 5%. Но, не смотря на это, никаких изменений мы не получили в конечном счете: энергетические компании России продолжают сжигать то же самое количество нефтяных газов. Представленная ситуация приводит к абсолютному разрушению климатической системы: огромные разливы нефти, газа и отсутствие рекультивации земель.

Чтобы избежать конкуренции, необходимо прекратить снижать цены за счет уменьшения экологических издержек. Нужно утилизировать попутный нефтяной газ и рекультивировать разливы. Надо взять во внимание и тот факт, что загрязнитель атмосферы обязан полностью включить в собственную цену все экологические издержки, иначе он занимается нечестной конкуренцией. Таким образом, у экспорта и бюджета нашей страны, который базируется на российских энергоресурсах, имеется угроза.

ВТО создает своего рода стимулы в экономике для экологически более дружелюбного поведения. Имеется целый ряд экологических стандартов, в частности, стандарт ISO 14001, показывающий, что компания формально принимает экологические установки. Большинство наших экспорто-ориентированных компаний имеет этот экологический сертификат качества, который обязывает выполнять определенные стандарты и нормативы, что способствует разрешению экологических проблем внутри страны.

Сохраните ссылку на статью, чтобы использовать в спорах!