Профессиональная этика врача

Понятие о врачебном долге: моральные и юридические аспекты

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А.ВАГНЕРА» МИНЕСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

Кафедра пропедевтики внутренних болезней №1

Зав.кафедрой — доктор медицинских наук

В.Ю. Мишланов

Реферат на тему

«Понятие о врачебном долге — моральные и юридические аспекты»

Выполнила студентка 111 группы

Лечебного факультета

Кириллова Анастасия Михайловна

Ведущий преподаватель

Сыромятникова Людмила Илариевна

Пермь 2015

Введение

Моральные аспекты

Педиатрическая деонтология

Юридические аспекты

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

Главной особенностью врачебной деятельности является ее объект — это человек, его здоровье и жизнь. И это накладывает отпечаток и огромную ответственность, ведь человеческая жизнь — это и есть самое важное. И говоря о влиянии в этой профессии медицинской этики и деонтологии, вспоминаются слова Святителя Луки: «Доверие или недоверие к врачу определяет исход болезни».

Говоря о врачебном, долге хотелось бы ввести пару основных понятий.

Этика — учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности.

Деонтология — раздел общей этики, изучающий специфические критерии долга и моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей.

Принципы поведения врача и медицинского персонала в практической и научной деятельности рассматриваются медицинской деонтологией.

Профессия врача обусловлена чрезвычайной сложностью и многообразием процессов жизнедеятельности организма человека, вариабельностью течения заболеваний при индивидуальном их проявлении у каждого отдельного человека, а также все нарастающим потоком научной медицинской информации, проявлением все новых диагностических и лечебных приемов и средств.

Это требует повседневного, в течение всей врачебной деятельности, самообучения и самосовершенствования.

Особенность врачебной деятельности обуславливает необходимость высоких морально-этических качеств для любого медицинского работника и прежде всего врача. Деятельность врача регламентирована не только моральными, но и правовыми нормами — необходимость соблюдения законодательства о здравоохранении, ведомственных приказов и инструкций. Следует отметить, что все правовые нормы, регулирующие деятельность врача, имеют глубокую нравственную основу. И наоборот, некоторые моральные нормы, как, например, обязанность соблюдать врачебную тайну, стали законом.

Моральные аспекты

Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношение врача к больному, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным.

Определяя понятия врачебной этики, как одной из разновидности этики профессиональной, философ Геннадий Иванович Царегородцев (Современная гуманитарная академия РФ) считает, что она представляет собой совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных их практической деятельностью и положением в обществе.

Основополагающими принципами медицинской этики и деонтологии являются:

· Отношения врача и больного.

· Врач и родственники больного.

· Врачебная тайна.

· Взаимоотношения медицинских работников.

· Несоблюдение деонтологических правил часто является поводом для конфликтов между больными, их родственниками и медицинским персоналом, особенно при неблагоприятных исходах лечения.

Реализация этических начал в медицине включает:

· информирование пациента о его правах;

· информирование пациента о состоянии его здоровья;

· гуманное отношение к пациенту;

· уважение человеческого достоинства пациента;

· недопущение морального и физического ущерба пациенту;

· уважение прав пациента на проведение медицинских вмешательств или отказа от них;

· уважение автономии (самостоятельности) пациента;

· проявление бережного отношения к умирающему больному;

· хранение профессиональной тайны;

· поддержка на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

· поддержание уважительного отношения к своей профессии;

· уважительное отношение к своим коллегам;

· участие в медико-санитарном просвещении населения.

Ответственность за больного и его здоровье — главная моральная задача врача. В основе всей деятельности врача должен лежать знаменитый гиппократовский принцип: «Не навреди». Только опираясь на этот принцип, врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного — это также чрезвычайно важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса.

В тоже время неосторожное слово врача, его безразличное или безответственное отношение к больному могут оказаться этиологическим фактором ятрогенного заболевания, усугубить течение заболевания и его исход.

Вопрос о взаимоотношении врача и родственников больного — один из наиболее тяжелых разделов медицинской деонтологии.

Если у больного в процессе лечения наметились сдвиги к лучшему, взаимоотношения врача с родственниками все время самые хорошие и доброжелательные.

При неблагоприятном исходе лечения имеющиеся деонтологические ошибки нередко учитываются родственниками в первую очередь, порождая жалобы и требования о привлечении врача, допустившего эту ошибку, к уголовной ответственности. Напротив, известны случаи, когда при неблагоприятном исходе лечения, но соблюдении врачом правил медицинской деонтологии, родственники умершего становились защитниками врача, поскольку видели, что врач сделал все, что было в его силах, и сам тяжело переживает происходящее.

Если не соблюдаются правила медицинской этики и деонтологии, конфликты между врачом и родственниками больного часто возникают даже при правильном лечении.

Работа врача с родственниками больного должна быть индивидуальной. При этом следует учитывать взаимоотношения больного с его родственниками и степень их влияния на него, способность помочь врачу в психотерапевтическом воздействии на больного.

Одно из важнейших требований медицинской деонтологии — сохранение тайны больного, раскрытие которой (умышленно или по небрежности) может нанести моральные мучения или даже убить его.

Необходимость сохранения в тайне сведений о больном отмечена в законодательстве. Исключение касается только заболеваний, которые могут представлять угрозу обществу, например распространение инфекционных

заболеваний. Врачебная тайна может быть нарушена так же по соглашению с больным или по требованию суда.

Взаимоотношения между врачами и другими медицинскими работниками являются важной частью медицинской деонтологии. От того, насколько правильно и тактично строятся эти взаимоотношения, какой психологический климат в лечебном учреждении, зависит и качество его работы. Основой для правильных взаимоотношений в медицинском коллективе являются взаимоуважение, взаимодоверие, готовность помочь друг другу, а в конечном счете больному.

Недопустимы резкие критические замечания одного врача в адрес других в присутствии больных, средних медицинских работников.

В создании оптимальной обстановки в лечебном учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность — основные качества, необходимые медсестре. Медсестра должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувство меры и такта, прикладывать максимум усилий для обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медработниками должны быть безупречными и основываться на абсолютном взаимном доверии. долг врачебная этика моральный

При этом работа медицинского персонала должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация.

Педиатрическая деонтология

Особый характер взаимоотношения детского врача и персонала с детьми и их родителями способствовал выделению такого раздела медицинской этики, как педиатрическая деонтология.

Деонтологические принципы в отношении к ребенку получили отражение в Декларации прав ребенка (1959 г.), в Конвенции о правах ребенка (1979 г.), во Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Медицинская деонтология предъявляет особые требования к врачу-педиатру, медицинским сестрам педиатрического профиля, прежде всего потому, что их деятельность основана не только на прямом контакте врача и ребенка, но и на контакте с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья ребенка и с их характериологическими особенностями. Второе принципиальное отличие педиатрической деонтологии состоит в необходимости использования специальных навыков общения с детьми, которые основаны на знании их возрастных особенностей. В-третьих, требуются глубокие знания не только возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни.

При организации и оказании медицинской помощи детям выделяют следующие этико-правовые проблемы:

— патерналистский (отцовский) принцип действий врача, который всю ответственность за лечение и исход заболевания ребенка берет на себя и, обязуясь действовать во благо пациента, сам определяет, в чем это благо заключается.

Юридические аспекты

Занимаясь медицинской деятельностью, врач руководствуется:

· Этическим кодексом российского врача (Кодекс врачебной этики РФ, утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994; одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.)

· этическими требованиями ассоциации, в которой состоит врач

· международными нормами профессиональной этики, исключая, не признаваемое Ассоциацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии

· «Международным кодексом медицинской этики»

· «Всеобщей Декларацией о биоэтике и правах человека» ЮНЕСКО( 2005г.)

Медицинская этика исследует понятия о врачебном долге (Деонтология), о заболеваниях и их осложнениях, связанных с действиями медицинского персонала (ятрогениями).

В обязанностях врача состоит хранить врачебную тайну — обусловленное юридическими нормами и этическими мотивами требование к представителям врачебной профессии не оглашать сведений, касающихся состояния здоровья, личной или семейной жизни больных, сведений, ставших известными мед. работникам в силу их профессии, в силу особого доверия, оказываемого обычно лицам врачебной профессии со стороны пациентов в расчете, что всё доверяемое не найдет дальнейшей огласки. Конституция России формулирует врачебную тайну, как «информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении».

Заключение

Медицинская этика требует от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Врач должен уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Слово врача исцеляет не меньше, чем скальпель.

Академик В.М. Бехтерев утверждал: » Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание медиков на принципах профессиональной чести, гуманизма, человеческой порядочности, ответственности.

Учитывая специфику самой профессии медика, медицинская этика является необходимой и неотъемлемой стороной профессиональной деятельности. Отсутствие качеств, которых требует от врача медицинская этика, является свидетельством его профессиональной непригодности. Аморальным, порочным людям должен быть закрыт доступ к этой совсем особой сфере человеческого бытия, которой нужны люди честные, мудрые, самоотверженные. Сохранение благородных этических традиций медицины является одной из главных задач медицинской деонтологии.

Список использованной литературы

«Юридические аспекты врачебной этики»

«Юридические аспекты врачебной этики»

Совершенствование работы системы здравоохранения в Российской Федерации, повышение качества медицинской помощи невозможно без такой составляющей, как профессиональная этика медицинских работников. Традиция врачебной этики существует, не прерываясь, около 2400 лет. Свод книг Гиппократа (470-380 гг. до н. э.) содержит этические предписания, обязательные для врача как представителя светской профессии (уже окончательно оформившейся в те времена в Древней Греции наряду с врачевателями-жрецами).

Профессиональная этика включает в себя правила поведения, определяющие нравственное отношение медицинских работников к своему профессиональному долгу.

В рамках медицинской этики выделяют такой раздел, как биоэтика, которая изучает неформальную регуляцию отношений в области медицинского обслуживания. Биоэтика находится на стыке наук — этики, медицины и права.

Основополагающие деонтологические нормы содержатся в Принципах медицинской этики, принятых на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и утвержденных Резолюцией N 37/194. Внимание обращает указание в Принципах на то, что относятся они к работникам здравоохранения, в особенности к врачам.

Среди принципов профессиональной этики медицинских работников, содержащихся в клятве Гиппократа, выделяют следующие: принцип непричинения вреда; принцип милосердия, принцип доминанты интересов больного, принцип уважения жизни и отрицательного отношения к эвтаназии, принцип неразглашения врачебной тайны, принцип корректного отношения к коллегам, разоблачение лжеврачей.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 01.01.2001 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

Таким образом, информированное добровольное согласие следует рассматривать как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него.

Подзаконными нормативными актами в этой сфере являются:

    Приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.2001 N 390н

«Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи»;

    Приказ Минздрава России от 01.01.2001 N 1177н

«Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства».

Следовательно, можно говорить о существовании такого принципа, как автономия воли пациента. В биоэтической литературе прежде всего подвергается критике патерналистская модель взаимоотношений медицинских работников с пациентом. Такой подход означает, что врач, принимая решения, сам определяет, в чем будет вытекающее из данной клинической ситуации благо больного. Очевидно, что проявлением врачебного патернализма является предписание этики Гиппократа — ограничивать информирование некоторых пациентов, следуя этической заповеди: «Не навреди!» Основанием критики традиционного медицинского патернализма является принцип биоэтики — уважение автономии личности (пациента). В данном случае врач меняет роль отца на роль консультанта, советчика или компетентного эксперта-профессионала. Это означает, что даже при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими данными врач должен отдать предпочтение мнению и решению пациента.

Вместе с тем принцип автономии воли пациента в нашей стране не получил широкого распространения в силу того, что врачи не всегда берут на себя смелость раскрывать подробности лечения и варианты оказания медицинской помощи. И это зачастую оправданно. Описание подробностей медицинского вмешательства, возможных осложнений после него без учета психологического состояния пациентов, их способности перенести информационный удар могут затруднить принятие пациентом объективного решения.

В соответствии с Законом РФ от 01.01.01 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее — Закон о трансплантации) трансплантация органов и тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан. Она должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в строгом соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом. Положения Закона дополняют принципы медицинской этики еще одним – превалирование интересов человека над интересами общества или науки.

Действия медицинских работников, основанные на отказе от соблюдения вышеуказанных принципов, следует считать аморальными проступками, особое значение которым придается в тех случаях, когда это касается трудовых отношений специальных субъектов, наделенных особыми полномочиями, в том числе медицинских работников.

Медицинскими работниками являются лица, осуществляющие деятельность в области здравоохранения и занимающие по трудовому договору должности, которые требуют наличия специального медицинского образования, подтвержденного соответствующими документами.

Этический кодекс российского врача был принят Ассоциацией врачей России на основе положений Всемирной медицинской ассоциации по этике и действующего законодательства Российской Федерации.

Несмотря на то что действует Этический кодекс российского врача, нормы права, регулирующие труд медицинских работников, не предусматривают возможности прекращения трудовых правоотношений за совершение аморальных проступков, в отличие, скажем, от судей, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников милиции и педагогических работников.

Вместе с тем совершение аморального проступка медицинскими работниками может являться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора.

Аморальным проступком следует считать распространение информации, составляющей врачебную тайну (о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья гражданина, о диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, и другие сведения). Привлечение к дисциплинарной ответственности за разглашение врачебной тайны возможно в виде замечания и выговора, а увольнение за данное правонарушение трудовым законодательством не предусмотрено.

При привлечении медицинского работника к дисциплинарной ответственности за разглашение врачебной тайны правоприменители сталкиваются с некоторыми проблемами. Понятие врачебной тайны содержится в ст. 13 упомянутого Закона . Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом.

В целях обеспечения права граждан на конфиденциальность информации, составляющей врачебную тайну, территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) организуют свою работу в соответствии с подготовленными Федеральным фондом ОМС подготовил Методические рекомендации по обеспечению права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.

Возникает вопрос: можно ли привлечь медицинского работника к ответственности за разглашение врачебной тайны, если ни в трудовом договоре, ни в локальных нормативных актах не установлена обязанность не разглашать врачебную тайну?

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. N 2 на работодателя возлагается обязанность доказать помимо прочих фактов и то, что работник обязывался не разглашать такие сведения.

Распространение сведений, составляющих врачебную тайну, может исходить как от врачей, так и от медицинских сестер, фельдшеров и других работников медицинских учреждений. Но лишь врачи, т. е. работники, окончившие высшие образовательные медицинские учреждения, дают клятву врача, где помимо прочих моральных обязательств перед пациентами есть обязательство хранить врачебную тайну. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Таким образом, получение диплома может являться фактом доведения до сведений врача обязательств по нераспространению врачебной тайны. Следовательно, за нарушение Клятвы врача, в том числе и в отношении распространения сведений, составляющих врачебную тайну, врачи несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, независимо от того, содержат ли локальные нормативные акты обязательства по недопустимости распространения врачебной тайны.

Что касается среднего медицинского персонала и других сотрудников медицинских учреждений, то информацию, составляющую врачебную тайну, необходимо довести до сведения работников медицинских учреждений в соответствующей форме, только в этом случае у работодателя возникает право привлекать к дисциплинарной ответственности за разглашение врачебной тайны. Вместе с тем разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается всеми лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

В целях избежание распространения информации, составляющей врачебную тайну, помимо обязательных условий трудового договора, перечисленных в ст. 57 Трудового кодекса РФ, в содержание трудового договора с медицинскими работниками рекомендовано включать условие о соблюдении конфиденциальности сведений, которые стали известны медицинскому работнику в процессе его работы.

Помимо дисциплинарной ответственности за разглашение врачебной тайны установлена и административная ответственность: в ст. 13.14. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрена ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Субъектами ответственности за разглашение информации ограниченного доступа являются граждане и должностные лица. Субъективная сторона правонарушения предполагает умышленное разглашение конфиденциальной информации.

Дискуссионным в науке остается вопрос о врачебной ошибке. Врачебная ошибка рассматривается в литературе как «ненаказуемое добросовестное заблуждение при отсутствии небрежности и халатности» или как «обстоятельство, смягчающее ответственность врача». Зачастую учеными отождествляются понятия «правонарушения, совершенные медицинскими работниками» и «врачебная ошибка».

Разграничение понятий «дефект медицинской помощи» и «врачебная ошибка» приводится в научной литературе. Под врачебной ошибкой понимается прежде всего невиновное причинение вреда здоровью пациента. Чаще всего в качестве таковых выступает недостаточная квалификация медицинского работника или сочетание недостаточной квалификации с дефицитом времени, сил и средств организации применительно к конкретному клиническому случаю (организационно-хозяйственные причины). «Дефекты медицинской помощи» — понятие большее широкое, включающее в себя и понятие «врачебная ошибка».

Отдельные попытки законодательного закрепления данного понятия предпринимаются, но они носят сугубо целевой характер, что приводит к различному толкованию правоприменителями.

К врачебным ошибкам принято относить ошибки, которые способствовали или могли способствовать нарушению медицинских технологий, увеличению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса неоптимального использования ресурсов медицины и неудовлетворенности пациента, а именно невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых, обусловленных состоянием пациента, диагностических или лечебных мероприятий, а также выполнение непоказанных мероприятий, неблагоприятно повлиявших на сроки или стоимость лечения или состояние пациента.

Вместе с тем определение данного понятия имеет целью совершенствование информационно-аналитической базы по организации защиты прав граждан и контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, а, следовательно, оно грешит узконаправленным содержанием.

Думается, что правильнее употреблять термин «медицинская ошибка» вместо «врачебная», так как оказание медицинской помощи осуществляется не только врачами, но и медицинскими сестрами, другими сотрудниками лечебного учреждения.

Согласимся с тем, что врачебные ошибки неизбежны. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вместе с тем ужесточение ответственности за совершение врачебных ошибок может привести к ухудшению качества оказания медицинской помощи, поскольку медицинские работники начнут панически бояться ошибок. Действительно, на практике очень трудно отличить легкомыслие от добросовестного заблуждения, и представляется, что принять такой нормативный правовой акт, который бы окончательно урегулировал отношения, возникающие по этому поводу, невозможно.

В идеале все нормы права должны основываться на нормах морали, воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда. Не всегда и не во всем нравственные и правовые требования согласуются, нередко они противостоят друг другу.

Так, принцип медицинской этики непричинения вреда вступает в противоречие с правовым закреплением права женщины на аборт, несмотря на возможные осложнения от аборта – от бесплодия до смертных случаев, включая уничтожение уже генетически сформировавшейся человеческой жизни. В православии аборт — это осознанное детоубийство, которое рассматривается как самое тяжкое из всех возможных человеческих преступлений. Вместе с тем п. 2 ст. 17 Конституции гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», т. е. Конституция РФ закрепляет право на жизнь и его охрану лишь после рождения, несмотря на то что жизни человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Отсутствие правового установления обязанности врачей бороться за жизнь эмбриона, а не человека фактически узаконивает аборты.

В свою очередь, с правовым положением о запрете эвтаназии вступает в противоречие такой принцип медицинской этики, как принцип оказания помощи больному (принцип милосердия). При наличии определенных обстоятельств (испытание пациентом нестерпимых страданий, выражение просьбы пациента о прекращении его жизни, отсутствие альтернативного способа облегчения страданий пациента, неизбежность наступления скорой смерти), что, несмотря не многочисленные дискуссии, является для нашей страны неприемлемым.

Аморальными действиями в медицинской практике можно признать также и суррогатное материнство, медицинскую стерилизацию, трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Так, ст. 8 Закона о трансплантации закрепляет презумпцию согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Это означает, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

В отличие от Закона о трансплантации Закон о погребении устанавливает принцип несогласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Так, в соответствии со ст. 5 Закона о погребении волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее – волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела.

В общей теории права выработано следующие обоснованное предложение: в случае совпадения нескольких видов коллизий приоритет прежде всего отдается правовой норме, имеющей более высокую юридическую силу, затем исключающим и специальным правовым нормам и, наконец, правовым нормам, принятым в более позднее время.

Правоприменителям в данном случае следует применять правила темпоральной — новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее изданному). Следовательно, применению в этой части подлежит Закон о погребении, как закон, принятый позднее.

Вместе с тем следует согласиться с выводами ученых о том, что при наличии презумпции несогласия реципиенты останутся без трансплантатов. В такой ситуации вполне вероятно, что многие состоятельные люди, желая сохранить жизнь свою или своих близких, согласятся на проведение операции с использованием незаконно полученных органов и тканей. Это повлечет огромный всплеск совершения преступлений с целью изъятия органов и тканей для трансплантации. Кроме того, криминальные операции по пересадке могут угрожать и здоровью реципиента.

Эти несоответствия между моральными и правовыми нормами свидетельствуют о необходимости уточнения смысла и значений принципов профессиональной этики, границ и меры их применения в практической медицине.

Этические нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента

Взаимоотношения врача и пациента представляют центральную проблему классической медицинской этики. И в прошлом, и сегодня эти взаимоотношения остаются непростыми и не всегда бесконфликтными. Сложности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач не всегда пытается понять больного как личность со всеми ее переживаниями и страхами.
Он недостаточно учитывает психическую составляющую соматического заболевания, рассматривая пациента как очередной случай в своей медицинской практике. В свою очередь, пациент часто переоценивает возможности медицины, доверяя ей свою жизнь и здоровье, требует к себе повышенного внимания.
Кроме того, врач и пациент могут исповедовать различные ценности, относиться к различным социальным слоям общества, этническим группам, религиозным конфессиям. Свои особенности накладывает и форма собственности учреждения, в котором пациент получает помощь. Например, в случае оказания медицинской помощи в коммерческой медицинской организации возникает конфликт интересов, когда врач заинтересован в уменьшении расходов и увеличении доходов, а пациент стремится получить большее число медицинских услуг с минимальными затратами.
Другая проблема во взаимоотношениях врача и пациента связана с постарением населения, с увеличением доли хронических больных, когда люди к старости становятся излишне раздражительны, обидчивы, сверхтребовательны, забывчивы. Особенно с учетом этих обстоятельств врач должен стремиться к установлению доверительных отношений с больным, способствующих психологическому спокойствию и его физическому излечению.
К настоящему времени выработаны определенные этические принципы сбора анамнеза, осмотра пациента, сообщения диагноза и прогноза заболевания, назначения лечения. Основой этих принципов должно быть триединство: профессионализм, доброжелательность и индивидуальный подход.
При беседе с пациентом врач должен уделить достаточное внимание проблемам, с которыми к нему обращается пациент, и выделить необходимое для консультации время. Рекомендуется обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребенку — по имени. Необходимо терпеливо и внимательно слушать рассказ пациента, его родственников и деликатно задавать вопросы.
Особо следует соблюдать этические правила при проведении инвазивных методов диагностики и лечения, которые все шире внедряются в медицинскую практику, так как их эффективность и безопасность зависят от профессионализма и соблюдения врачом деонтологических норм. Необходимость особо внимательного отношения к инвазивным методам диагностики и лечения диктуется тем, что каждый из них несет в себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить его перфорацию, а также причинить пациенту боль или нанести психическую травму.
Длительные и многократно повторяющиеся инвазивные манипуляции невротизируют пациента и формируют негативное отношение к ним. Врач должен сочувственно относиться к психологическим слабостям больного, быть с ним в доверительном контакте, уметь успокоить его, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры.
Интимные манипуляции на «закрытых зонах» человеческого организма желательно выполнять не в палате, на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.). Ведь и для окружающих больных вид обнаженного соседа, дополнительные запахи, сама манипуляция служат источником отрицательных эмоций. Выполняя манипуляцию, не следует без особой необходимости обнажать тело больного, особенно его «закрытые юны».
Для их прикрытия рекомендуется пользоваться специальными простынями с разрезом, пеленками и др. Если манипуляция все же выполняется в палате (подача судна, мочеприемника, клизма), больного лучше отгородить ширмой. Следует учитывать особенности работы с женщинами и мужчинами, подростками и больными пожилого возраста, проявляя индивидуальный подход.
Тактика общения с пациентом зависит и от того, каких этикоправовых принципов придерживается врач. Если прежде информирование пациента было необязательным, то сегодня получение информации становится правом пациента. Право граждан на информацию о состоянии здоровья закреплено в ст. 31 Основ, где сказано, что каждый обращающийся за медицинской помощью имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе, возможных осложнениях, различных имеющихся методах лечения и связанном с ними риске, если таковой имеется.
В то же время эта информация не предоставляется пациенту помимо его воли. Право на полную и правдивую информацию иногда входит в противоречие с принципом классической медицинской этики Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит, и особенно, что угрожает». Необходимо учитывать психическое состояние пациента, давать информацию в тактичной и доступной форме, чтобы избежать так называемой информационной или психогенной ятрогении.
Статьей 32 Основ предусмотрен принцип информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство. То есть это добровольное осознанное согласие пациента на проведение обследования и лечения, которое врач должен получить от него перед началом лечения. При анализе этой важной проблемы следует исходить из ее особенностей: наличия двух составляющих — информированность и согласителыюсть. Информированность предполагает объективное раскрытие информации и адекватное понимание пациентами ситуации. Согласительный компонент делает упор на добровольность принятия решения.
Информированное согласие предполагает, что каждый человек считается хозяином своего тела и может, если он в здравом уме, разрешить или запретить любое медицинское вмешательство и даже спасающую жизнь хирургическую операцию. В традиционной медицинской этике считалось, что врач обязан сохранить жизнь и тем самым обеспечить благо пациента. Сегодня же с созданием эффективных жизнеподдерживающих методов и аппаратов положение изменилось: сохранение жизни и обеспечение блага пациента могут вступать в противоречие друг с другом.
Возникла проблема, одна из самых острых в медицинской этике, имеющая не только медицинское, этическое, юридическое, но и мировоззренческое, общефилософское содержание. В ст. 33 Основ предусматривается право гражданина или его законного представителя отказаться от медицинского вмешательства или требовать его прекращения.

При обсуждении вопроса об информированном согласии большое внимание обращается на компетентность больного, дающего согласие, и на способы ее оценки. Компетентным признается больной, способный сознательно выбрать способ лечения. К ним нельзя относить детей, лиц, находящихся в коматозном состоянии, под действием лекарств и др.
При сообщении прогноза, особенно неблагоприятного, врач должен быть предельно осторожным и тактичным. Решение в каждом случае должно приниматься индивидуально, исходя из психологического и физического состояния больного, характера заболевания, его тяжести, наличия у больного близких и их отношения к нему. Здесь на первый план выступает такой принцип медицинской этики, как правдивость.
Существует правило, что взрослому компетентному пациенту при его желании в деликатной форме можно сообщить диагноз и прогноз. Детям диагноз тяжелого заболевания и неблагоприятного прогноза не сообщают, но родители при этом должны получить полную информацию. При неизлечимых болезнях опытные врачи советуют давать «дозированные» сообщения о прогнозе, делать их в предельно корректной форме, не обещая чуда, но и не отнимая надежду.
Среди этических требований важным считается умение врача успокоить и ободрить больного и его родственников, мобилизовать их на активную помощь, Важно вселить в больного уверенность в возвращение к активной жизни, способность преодолеть свои недуги.
В процессе взаимоотношений врача и пациента может возникнуть конфликт интересов. Согласно данным социологических опросов, среди причин конфликтов преобладают нарушения больными врачебных предписаний, их неудовлетворенность профессиональными и человеческими качествами врача, а также неэффективность и длительность лечения.
С позиций медицинской этики единственный приемлемый способ разрешения конфликтов — честное открытое обсуждение заинтересованными сторонами (врачом и пациентом) ситуации, поиск разум-пых аргументов в защиту собственной позиции, стремление понять оппонента и найти устраивающее все стороны решение. Безусловно, медицинские работники должны стремиться избегать конфликтов, чему в первую очередь будет способствовать неукоснительное следование принципам медицинской этики.
Особой проблемой в клинической деятельности врача является ятрогения — болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинского персонала, а также их действиями (последствиями диагностических, оперативных вмешательств, лекарственной болезнью и др.). В практике врача причинами ятрогений могут быть излишне откровенная беседа с пациентом или ею родственниками, содержащая ненужное описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная сани гарно-просветительная беседа.
Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.
Введение в медицинскую практику средств интенсивной лекарственной терапии, появление инвазивных методов диагностики, сложнейших методик хирургического вмешательства приведи не только к успехам медицины, но и к новым проблемам. Понятие ятрогении расширилось и включило в себя все заболевания и патологические процессы, возникновение которых связано с действием медицинских работников: последствия диагностических, оперативных вмешательств, лекарственная болезнь и др. Безусловно, в возникновении психогенной ятрогении виноваты, прежде всего, сами медицинские работники. Психогенных ятрогении будет тем меньше, чем более неукоснительно врач будет соблюдать принципы медицинской этики.
Соблюдение принципов медицинской этики во многом связано с врачебной тайной, ответственность за разглашение которой предусмотрена ст. 61 Основ.
Принцип конфиденциальности, или сохранения врачебной тайны, возник в глубокой древности и до сих пор он один из актуальных в системе этического и правового регулирования медицинской деятельности. Соблюдение тайны сегодня — не только исполнение профессионального долга и нравственная обязанность медицинского работника, но и его правовой долг.
Предоставление сведений, содержащих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в следующих случаях, оговоренных в законодательстве:
• в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
• при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
• по запросу органов дознания, следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
• в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до I5 лет для информирования его родителей или законных представителей;
• при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
• в целях проведения военно-врачебной экспертизы.
Исходя из традиционного понимания врачебной тайны, сохранять ее надо от посторонних лиц, знакомых, соседей по палате, а иногда и родственников больного. Право больного определить круг лиц, которым врач может сообщить данные о состоянии его здоровья.
Одним из важных условий, влияющих на успешную деятельность медицинского учреждения, служит психологический климат в коллективе, который зависит от многих факторов: социальных, организационных, личностных и др.
Медицинский коллектив в психологическом отношении представляет собой одну из сложнейших социальных групп. Это связано с большой физической и психологической напряженностью работы медицинских работников, высокой ответственностью за жизнь человека.
Один из показателей взаимоотношений в медицинском коллективе — наличие конфликтов между коллегами. В зависимости от причин возникновения их условно можно разделить на профессиональные, этические, личностные и др. В медицинской среде профессиональные споры неизбежны, но они не должны переходить в конфликты.
О.П. Щепин, В.А. Медик

Опубликовал Константин Моканов

7.3. Согласование сказуемого с подлежащим

ВВЕДЕНИЕ

Подлежащее — главный член предложения, который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда род/число подлежащего трудно определить. Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот раздел «Справки».

→В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

→Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

→В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению

→В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением типа БОЛЬШИНСТВО/РЯД

→В роли подлежащего выступает сочетание числительного и существительного

→Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

→Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

→Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены

→Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно

→Координация с аббревиатурами, условными наименованиями.

→Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

→Координация сказуемого с подлежащим, при котором находится приложение

→Подлежащее выражено однородными членами

→Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

7.3.1. В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

Если в предложении ( и не обязательно в СПП !) в роли подлежащего используется местоимение, то нужно знать ряд правил, предписывающих, как правильно согласовать с ним сказуемое.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЛИ), .

ПРИМЕР 2 .

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЁЛ, .

ПРИМЕР 2 .

Б) Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа.Например: .

Это предложение построено по такой модели:

. И это — самая распространённая модель, в которой предлагается найти ошибку. Проанализируем строение сложного предложения: в главном предложении местоимение «те» — является подлежащим, мн. ч; «имеют»—сказуемым, мн.ч. Это соответствует правилу Б.

Теперь внимание на придаточное предложение: «кто»—подлежащее, «закончил»— сказуемое а единственном числе. Это соответствует правилу А.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 .

ПРИМЕР 2. .

ПРИМЕР 3. .

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 .

ПРИМЕР 2. .

В примерах 1 и 2 ошибку легко увидеть: достаточно выбросить придаточное предложение. В следующем примере ошибка часто остаётся незамеченной.

ПРИМЕР 3. .

В) Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ.., КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: .

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 .

ПРИМЕР 5 .

ПРИМЕР 6 .

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 .

ПРИМЕР 5 .

ПРИМЕР 6 .

Г) Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ.., сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться?

Данный оборот можно рассматривать как уточняющий, см. другие примеры в пункте 7.3.3, часть Б.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должнЫ беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподал тебе образец выносливости и жизнелюбия?

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должЕн беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподаЛ тебе образец выносливости и жизнелюбия?

НАВЕРХ

7.3.2 Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.

А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: ЛИСТВА, ДУБНЯК, ОСИННИК, ДЕТВОРА, СТУДЕНЧЕСТВО, УЧИТЕЛЬСТВО, ПРОФЕССУРА, КРЕСТЬЯНСТВО.Они имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными и со словами, обозначающими единицы меры, но могут сочетаться со словами много/мало или сколько: МАЛО РОДНИ, НЕМНОГО ЛИСТВЫ, МНОГО МОШКАРЫ.

Близким к ним по значению собирательности можно отнести и слова НАРОД, СТАЯ, ВОЙСКО, ГРУППА, ТОЛПА; ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, СОТНЯ; ТРОЙКА, ПАРА; ТЬМА, БЕЗДНА, УЙМА И ДРУГИЕ

Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.

Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебетали на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделИ на лавочке.

Приведём исправленные варианты: 

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращалОсь с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебеталА на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделА на лавочке.

Б) В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением

Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?

Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :

а) от собирательного существительного нет зависимых слов

Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь

б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа

Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.

При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:

Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.

Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока

Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.

Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.

Сказуемое ставят
в единственном числе, если во множественном числе, если
Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:

Большинство авторов согласилось с замечаниями.

Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении

Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.

Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.

Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.

Ряд работников привлечён к ответственности.

Часть произведений была опубликована.

Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.

Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.

Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями. .

Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённое

Большинство предметов лежало в беспорядке

Ряд мастерских изготавливает детали для нашего цеха.

На активность также указывает ряд однородных членов:

Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.

Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых.

Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. Ошибкой в заданиях ЕГЭ будет необоснованная постановка сказуемого во множественное число.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий былИ выполненЫ недостаточно грамотно.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдУт в Ельце, Воронеже, Орле.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданЫ в серии «Детская библиотека»

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвященЫ истории нашего города

Приведём исправленные варианты: 

ПРИМЕР 4 Большинство заданий были выполнены недостаточно грамотно.Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдЁт в Ельце, Воронеже, Орле. Мероприятия не могут сами действовать, поэтому сказуемое нужно употребить во единственном числе.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданы в серии «Детская библиотека». Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвящеН истории нашего города.Сказуемое — краткое причастие.

НАВЕРХ

В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына. Л. Толстой предпочёл такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства — добра и зла.

Примечание: В заданиях ЕГЭ подобные случаи не встречаются, так как велика возможность неверной классификации типа ошибки — подобные случаи можно отнести к ошибке на употребление имени числительного. Поэтому ограничимся замечаниями общего характера и отметим наиболее грубые ошибки, допускаемые в письменных работах.

При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:

Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт

Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом.

Сказуемое ставят обычно в единственное число, если

• в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один»:

Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять…) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу

• если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер:

ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.

• сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:

Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север

Ошибочно: Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север

• единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:

На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор

Ошибочно: На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.

• при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.

Ошибочно: полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса

НАВЕРХ

7.3.3 Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

Между подлежащим и сказуемым могут находиться второстепенные обособленные члены предложения, уточняющие члены, придаточные предложения. В этих случаях нужно чётко соблюдать общее правило: сказуемое и подлежащее должны быть согласованы.

Рассмотрим частные случаи.

А) Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

Примечание для учителя: такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии «Как получить 100 баллов ЕГЭ» (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении.

Именная часть сказуемого в предложении, построенном по модели сущ+сущ., должна стоять в именительном падеже.

Например: .

Грамматическая основа главного предложения состоит из подлежащего первое и сказуемого выделение. Оба слова стоят в именительном падеже.

А вот так выглядит предложение с ошибкой: . Под влиянием придаточного сказуемое получило родительный падеж, что и является ошибкой.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2

ПРИМЕР 3

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 1Главное, (чему необходимо уделить внимание),— это идейнАЯ сторонА произведения]

ПРИМЕР 2

ПРИМЕР 3

НАВЕРХ

Б). Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены.

Для того, чтобы уточнить подлежащее, иногда употребляют уточняющие (поясняющие обороты), присоединительные члены предложения, обособленные дополнения. Так, в предложении Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя выделенный оборот является присоединительным ( в других пособиях он называется уточняющим).

Наличие в предложении любого члена, уточняющего значение подлежащего, не оказывает влияния на число сказуемого. Такие обороты прикрепляются словами: ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР; КРОМЕ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ и подобными. Например: Редакция журнала, в том числе и редакторы интернет-портала, выступаЕт за проведение реорганизации.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4. Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалИсь за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5. Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалИ приезда дедушки.

ПРИМЕР 6. Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилИ за проведение расширенного родительского собрания.

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 4 Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалСЯ за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5 Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалА приезда дедушки. 

ПРИМЕР 6 Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилА за проведение расширенного родительского собрания.

НАВЕРХ

7.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно.

Для правильной связи подлежащего со сказуемым очень важно знать род имени существительного.

А) Определённые разряды или группы существительные имеют сложности в определении рода или числа.

Род и число несклоняемых существительных, аббревиатур, слов-условных наименований и ряда других слов определяются особыми правилами. Для правильного согласования таких слов со сказуемым нужно знать их морфологические признаки.

Незнание этих правил вызывают ошибки: Сочи стали столицей Олимпиады; какао остыЛ; шампунь закончилАсь; вуз объявило набор студентов, МИД сообщило

Нужно : Сочи стаЛ столицей Олимпиады; какао остылО; шампунь закончилСЯ, вуз объявил набор студентов, МИД сообщил

Имена существительные, род/число которых трудно определяется, рассматриваются в разделе «Морфологические нормы. Имя существительное». Изучив приведённый материал, вы сможете успешно выполнить не только задание 6, но и 7.

Рассмотрим предложения с ошибками

ПРИМЕР 1. Бандероль был отправлен в начале недели.

В предложении слово «бандероль» является подлежащим, женского рода. Сказуемое «был отправлен» стоит в мужском. Это ошибка. Исправляем: Бандероль былА отправленА в начале недели

ПРИМЕР 2. Тюль прекрасно гармонировала с цветом мягкой мебели.

В предложении слово «тюль» является подлежащим, мужского рода. Сказуемое «подошла» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: Тюль прекрасно гармонироваЛ с цветом мягкой мебели.

ПРИМЕР 3. ООН собралось на очередное заседание.

В предложении слово «ООН» является подлежащим, женского рода (организация). Сказуемое «собралось» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: ООН собралАсь на очередное заседание.

ПРИМЕР 4. МИД сообщило об участии в заседании

В предложении слово «МИД» является подлежащим, оно не изменяется. При расшифровке получаем «Министерство

иностранных дел». При этом вспоминаем, что данное слово относится к мужскому роду. Сказуемое «сообщило» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: МИД сообщиЛ об участии в заседании.

ПРИМЕР 5. «Московский комсомолец» напечатала рейтинг лучших вузов страны.

В предложении словосочетание «Московский комсомолец» является подлежащим, это условное русское наименование, слово мужского рода, как слово «комсомолец». Сказуемое «напечатала» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: «Московский комсомолец» напечатаЛ рейтинг лучших вузов страны.

ПРИМЕР 6. Тбилиси привлекают туристов.

В предложении слово «Тбилиси» является подлежащим, это неизменяемое условное наименование. Это слово мужского рода, как слово «город». Сказуемое «привлекают» стоит во множественном числе. Это ошибка. Исправляем: Тбилиси привлекаЕт туристов . 

Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь. Например: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника

С ошибкой будут предложения, в которых педагог сделала доклад, директор вызвала к себе сотрудника .

Обратите внимание: при наличии собственного имени лица, особенно фамилии, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию. Подробнее об этом пункт ниже, 7.3.5

НАВЕРХ

7.3.5 При подлежащем находится приложение

По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование

Например: Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже быЛ кораблем неслыханных размеров Ошибочным будет предложение Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже былА кораблём неслыханных размеров.

Если при подлежащем есть приложение, то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином роде.

Таблица 1. Приложение и подлежащие написаны раздельно. При сочетании родового наименования и видового или видового и индивидуального подлежащим считается слово, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с ним. Приведём примеры:

Приложение —имя нарицательное:

цветок роза изумительно пах; дерево дуб разрослось; суп харчо сварен

Приложение — имя собственное

река Днепр разлилась; газета «Московский комсомолец» вышла; собака Барбос залаяла

Исключение: фамилии людей. В парах инженер Светлова сообщила, доктор наук Званцева вышла, завуч Марина Сергеевна отметила имена собственные являются подлежащим.

Таблица 2. Подлежащим является сложное существительное, образует термины, в которых одна часть по функции напоминает приложение. В этих случаях ведущим (определяемым) словом является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет.

Сказуемое согласуется с первым словом, оба слова изменяются

кресло-кровать стоялО в углу; завод-лаборатория выполниЛ заказ; счет-фактура выписаН своевременно; театр-студия воспитаЛ немало актеров; внимание привлекалА таблица-плакат; песня­-романс сталА весьма популярной

Сказуемое согласуется со вторым словом, первое слово не изменяется:

кафе-столовая открыта (столовая- более широкое понятие); автомат-закусочная открыта (в этом сочетании носителем конкретного значения выступает часть закусочная); плащ-палатка лежала (палатка в виде плаща, а не плащ в виде палатки); «Роман-газета» вышла большим тиражом (газета более широкое название).

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Торт-мороженое разрезано на равные части.

Сложное существительное «торт-мороженое» по главному, более общему слову «торт» мужского рода, поэтому: Торт-мороженое разрезаН на равные части

ПРИМЕР 2 Повесть «Дети подземелья» написаны В.Г. Короленко..

Условное наименование является приложением, поэтому согласовывать сказуемое нужно со словом «повесть»: Повесть «Дети подземелья» написанА В.Г. Короленко.

ПРИМЕР 3 Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаял..

Подлежащим является слово «собачка», оно женского рода, поэтому: Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаяла.

ПРИМЕР 4 Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. .

Подлежащим является фамилия «Петрова», оно женского рода, поэтому: Вчера прочиталА первую лекцию молодой преподаватель Петрова.

НАВЕРХ

А) В предложении однородные подлежащие и одно сказуемое

Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединённым союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы координации:

• Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе:

Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.

• Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них:

В деревне послышался топот и крики

• Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.

Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделал своё дело..

Два подлежащих, сказуемое стоит после ряда однородных членов, поэтому должно стоять во множественном числе: Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделалИ своё дело.

ПРИМЕР 2 Не разум, а страх вдруг овладели мной..

Два подлежащих, с союзом а, сказуемое поэтому должно стоять в единственном числе: Не разум, а страх вдруг овладеЛ мной.

ПРИМЕР 3 Вдали раздавалИсь привычный шум и громкие голоса. .

Два подлежащих, сказуемое стоит перед рядом однородных членов, поэтому должно стоять в единственном числе: Вдали раздавалСЯ привычный шум и громкие голоса.

НАВЕРХ 

Б) Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

Постановка сказуемого во множественное или единственное число зависит от того, какое значение придаётся словосочетанию: совместного действия или раздельного.

При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:

• во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);

Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались.

• в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. Николай с младшей сестрой пришёл позже всех.

Только в единственном числе при наличии слов ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО:

Отец вместе с матерью уехал за город.

Только в единственном числе при подлежащем, выраженном местоимением Я, ТЫ

я с другом приду; ты с мамой поссорился

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Брат вместе с друзьями отправились на пляж..

При слове «вместе» сказуемое не может стоять во множественном числе: Брат вместе с друзьями отправиЛся на пляж.

ПРИМЕР 2 Я с Русланом придём сегодня на занятие..

При подлежащем я (+кто-то ещё ) сказуемое не может стоять во множественном числе: Я с Русланом придУ сегодня на занятие. Или: Мы с Русланом придём сегодня на занятие.

ПРИМЕР 3 Ты с сестрой будете жить в этой комнате..

При подлежащем ты (+ кто-то ещё) сказуемое не может стоять во множественном числе: Ты с сестрой будеШЬ жить в этой комнате.Или: Вы с сестрой будете жить в этой комнате.

НАВЕРХ

26 Основные задачи мед.Деонтологии.Этические принципы медицинской деятельности.

Деонтология медицинская (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) — совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.Проблема долга — одна из основных проблем медицинской этики;Одной из основных проблем медицинской деонтологии, так же как и медицинской этики, является долг. Медицинская деонтология определяет должное в поведении не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей медицинского работника. Важно отметить, что медицинская деонтология имеет отношение и к работникам не медицинских профессий (рабочие, служащие и др.), так как они обязаны вести себя соответственно требованиям медицинского учреждения. Медицинская деонтология не может не заменить медицинскую этику, не слиться с ней.

Основными задачами медицинской деонтологии являются:

1. Изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

2. Исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

3. Изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным;

1.Основные этические принципы в практике медицинского работника.Этика — это наука о морали, являющаяся частью философии. Вместе с тем под этикой также принято понимать систему поведения человека относительно других людей. Мораль и этика достаточно часто используются как синонимы в самых различных сферах нашей жизни, но особенно они важны в медицинской профессии. Поэтому в практике медицинской деятельности сформировался целый научный раздел деонтология, изучающий правила поведения медицинского работника по отношению к другим людям и дающий ряд основополагающих рекомендаций врачам.

1Первые попытки сформировать основные этические принципы медицинской профессии предпринимались еще в древности. Наиболее ярким примером является так называемая клятва Гиппократа. Она содержит девять этических принципов: уважение к наставнику, коллегам и ученикам, непричинение вреда больному, принцип милосердия, то есть обязательное предоставление медицинской помощи всем людям без исключения, принцип приоритета интересов пациента, уважения к жизни, негативное отношение к абортам и эвтаназии, отказ от интимных отношений с пациентом, принцип хранения врачебной тайны и личного самосовершенствования.

2.Выстраивание отношений медицинского работника с пациентом:

Выполнение этого принципа начинается с того, что врач имеет право (за исключением экстренных ситуаций) отправить пациента к своему коллеге, если чувствует, что он недостаточно компетентен, или не сможет установить психологический контакт с больным. Приступая к выполнению обязанностей, врач получает согласие пациента лечиться именно у него, информирует о всех условиях лечения, включая диагностику. Требовать от пациента проходить диагностические процедуры без его желания также нельзя (за исключением случаев угрозы для жизни). Если речь идет о ребенке или недееспособном пациента, всю информацию врач предоставляет его родителям или опекунам. Даже имя дело со взрослым недееспособным пациентом (психические, ментальные нарушения) врач должен постараться установить с ним контакт, насколько это возможно и объяснить суть и необходимость лечения.Если речь идет о лечении психического заболевания, то должен выполняться принцип добровольности. Лечение без согласия больного, а также согласия его родственников и опекунов, возможно лишь при вызове экстренной медицинской помощи (особенно если больной представляет угрозу для других людей), а также по решению судебных органов. В своей работе врач-психиатр должен всячески противостоять антипсихиатрическим ксенофобским взгляда общества, строя свои отношения с пациентом таким образом, чтобы он не ощущал себя изолированным. Для этого врач должен общаться с больным на равных и информировать его о своих действиях, также как делал бы это всякий другой медицинский работник. Родственникам, а при необходимости друзьям и коллегам, врач должен объяснить истинную природу заболевания, избегая некорректных выражений и фраз, способных привести к стигматизации больного (приписывание ему несуществующих качеств).

3.Поддержание взаимоотношений с коллегами, как часть этики медицинской профессии.Взаимоотношения медицинского работника с коллегами строятся на принципе коллегиальности, то есть в условиях доброжелательности, взаимной поддержки и совместного принятия решений, когда это необходимо. Первым коллегиальным обществом для медика являются его учителя и сокурсники. К учителям медицинский работник должен относиться с особым уважением, ведь в клятве Гиппократа учитель медицины приравнивался к родителю. В дальнейшем врач или другой медицинский работник должен делать все возможное для повышения авторитете свой профессии в обществе.