Простой автотранспорта

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Если организация примет решение не исчислять НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это, скорее всего, приведет к ­претензиям со стороны налоговых органов.

При этом имеющаяся арбитражная практика по данному вопросу складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков.

Пункт 1 ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Часть 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает, что за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном в том числе договором ­перевозки груза.

В настоящее время по вопросу исчисления НДС с суммы штрафа, взимаемого за простой транспортных средств, имеются две позиции.

Указанная позиция основана на положениях подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который устанавливает, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Судебная практика СвернутьПоказать

В свою очередь, судьи (см., например, постановления Арбитражного суд Поволжского округа от 10.12.2014 № Ф06-18058/13 по делу № А12-7799/2014, от 01.12.2014 № Ф06-17838/13 по делу № А12-7380/2014, ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/13 по делу № А40-82044/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 № 11АП-13047/14, Двенадцатого арбитражного ­апелляционного суда от 20.08.2014 № 12АП-6871/14, от 20.08.2014 № 12АП-6797/14), исходя из положений ст. 329, 330 ГК РФ, ст. 154, 162 НК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ (постановление от 05.02.2008 № 11144/07), приходят к выводу, что суммы штрафа (неустойки), полученного от контрагента по договору за простой транспорта, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС. Данные суммы являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по ­договору.

Из обстоятельств приведенных выше дел следует, что в представленных суду для изучения документах было конкретизировано, что сумма, уплачиваемая за простой транспорта, является штрафом, который заказчик обязан уплатить исполнителю. При этом сумма штрафа была ­установлена условиями договора в твердом размере.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод: если из условий договора следует, что за простой транспорта с грузоотправителя (грузополучателя) взимается именно штраф, сумма которого установлена в твердом размере и не зависит от времени простоя, то в этом случае сумма штрафа в налоговую базу по НДС не включается. Дополнительным аргументом могут быть, например, претензионные письма организации-перевозчика (по вопросу документального оформления смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 № 20-12/025119).

Если же плата клиента за простой квалифицирована в договоре как плата за сверхнормативное использование вагонов и указанная плата отражается в акте оказанных услуг, то в таком случае плата за простой транспорта может рассматриваться в качестве элемента ценообразования, увеличивающего стоимость оказываемых услуг, и, следовательно, включаться в налоговую базу по НДС.

Сказанное соответствует разъяснениям, данным в письме Минфина России от 04.03.2013 № 03-07-15/6333, в котором работники финансового ведомства отметили, что в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07. Вместе с тем если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на ­основании ст. 162 НК РФ.

Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что если организация не исчислит НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами.

Полистать демо-версию печатного журнала

Часто задаваемые вопросы.

В этом разделе мы ответим на вопросы, касающиеся перевозки грузов. Если вы не нашли ответа на свой вопрос — можете задать его либо нам по телефону, либо отправив письмо с вопросом на наш электронный адрес. Мы постараемся ответить на все ваши вопросы, касающиеся грузовых перевозок автотранспортом. Имейте ввиду, что мы не перевозим опасные и негабаритные грузы, поэтому мы не сможем дать квалифицированный и точный ответ на вопросы, касающиеся таких перевозок.

Какие документы нужны для перевозки груза автомобильным транспортом?

В большинстве случаев, для провоза груза по территории России достаточно транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная и товарная накладная не являются необходимыми документами для провоза грузов. Для сельскохозяйственных грузов карантинный сертификат необходим, если продукция едет из подкарантинного региона или же если товар ввезён из-за границы. Как показывает практика, на постах ДПС сотрудники ГИБДД требуют карантинный сертификат в любом случае при перевозке любого сельскохозяйственного груза; проследить наличие эпидемий в конкретном регионе довольно-таки сложно, а у водителя, находящегося за рулём автомобиля эта возможность практически отсутствует.

Какие нормативные документы регулируют автомобильные перевозки грузов?

В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие грузоперевозки:

Вы можете скачать интересующий вас документ в формате Microsoft Word, щёлкнув на названии.

Какие сроки доставки груза?

Сроки доставки грузов автомобильным транспортом определяются условиями договора перевозки. Если сроки не установлены в договоре перевозки, то они исчисляются из расчёта 300 километров в сутки в междугороднем сообщении (глава V, ст. 63, часть «б» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года). В городском и пригородном сообщении доставка осуществляется в течение суток (глава V, ст. 63, часть «а» Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года).

Кем осуществляется упаковка груза?

Согласно Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, погрузка и разгрузка осуществляются грузоотправителем и грузополучателем соответственно, если иное не предусмотрено договором перевозки. Также, грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место, если оно упаковано, следовательно, упаковка груза ложится на плечи грузоотправителя.

Как оплачивается простой автомобиля?

Обычно, ставка простоя оговаривается заранее. Грузоотправитель зачастую знает о существовании проблем на выгрузке у каждого конкретного грузополучателя и предупреждает перевозчика о возможности простоя. На этом же этапе оговаривается и компенсация перевозчику за простой его транспорта. Суммы и порядок исчисления закрепляются в договоре перевозки груза.
В случае если сумма не оговорена в договоре перевозки, она рассчитывается согласно ст. 35, п. 4. Устава автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта и она составляет 5% от ставки фрахта за каждый полный час простоя при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (расчёт срока доставки — см. ответ выше).
Время начала простоя автотранспортного средства определяется либо из договора перевозки, в котором указывается нормативное время погрузочных и разгрузочных операций, либо из Приложения №6 Постановления Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, согласно этого Постановления, нормативное время выгрузки 20 тонн из фуры составляет 72 минуты.

Как производится оплата перевозки груза?

Оплата перевозки грузов по России может осуществляться как авансовым платежом, так и основываясь на кредитной форме расчёта. Разумеется, кредитная форма оплаты перевозки допускается с зарекомендовавшими себя клиентами. Отсрочка платежа определяется индивидуально, в зависимости от цен перевозки. Если коротко описать алгоритм принятия решения о предоставлении отсрочки платежа, то получится примерно следующее: небольшие суммы фрахта — небольшая отсрочка, средние — большая или средняя отсрочка платежа, большие суммы — небольшая отсрочка. Но в любом случае, окончательное решение принимается после анализа клиента и его истории.

Как рассчитываются тарифы на доставку груза?

Тарифы на грузоперевозки нашей компании весьма демократичны. С одной стороны, мы довольно крупная транспортная компания и поставщики запчастей дают нам скидки большие, чем могут позволить себе частники. Топливные компании также дают на скидки за счёт большого потребления дизельного топлива. С другой стороны, мы — мобильная и не отягощённая излишним административным аппаратом компания, следовательно, издержки на содержание офиса у нас не самые большие.
Тарифы рассчитываются исходя из направления перевозки и расстояния перевозки. За последние 12 лет сложилась ситуация, когда нет чёткой ставки за километр, как, например, в такси. Сейчас действующие тарифы определяются состоянием рынка.
Для постоянных клиентов, которые работают с нами давно и не используют нас в качестве «скорой помощи», наши тарифы постоянны и не меняются из-за сезонных рыночных явлений. На изменение тарифов постоянных клиентов влияет цена дизельного топлива и показатель инфляции в стране, что, в общем-то, логично. Заметим, что ни один диспетчер не может удерживать цены в период сезонных колебаний по простой причине — отсутствие собственного транспорта.

Действительно ли страховка груза необходима?

Принимать решение о страховании груза должен тот, кто платит за перевозку. Постараемся максимально подробно ответить на этот вопрос и разберём 3 типа страховок.

  1. Страхование ответственности экспедитора. Разумеется, многие диспетчеры хвастаются наличием полиса страхования ответственности. Но мы ни разу не видели, чтобы они рассказывали, чем может помочь им эта страховка. Для страховых компаний эти страховки — золотое дно, т. к. договоры страхования строги и любое, даже самое лёгкое отклонение от пунктов договора, автоматически лишает выгодоприобретателя права на получение страховой суммы. Например, пункт договора о том, что водитель не должен управлять автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии практически не выполним хотя бы по ряду объективных причин — нет абсолютно здоровых людей (в медицине применяется понятие «практически здоров»), нет абсолютно отдохнувших людей. Кроме того, само доказательство «отдохнутости» и «здоровости» водителя в момент совершения событий, предусмотренных страховым договором, как можно понять, невыполнимо практически. Кроме того, от диспетчера требуют целый ворох различных документов (договор перевозки в оригинале с оригинальными «мокрыми» печатями на момент заключения договора перевозки, например, что невыполнимо при привлечении нового перевозчика), а это только затрудняет поиск автомобилей.
  2. Страхование ответственности перевозчика. Примерно та же история, что и со страхованием ответственности экспедитора. Те же пункты об «здоровости» и «неутомлённости». Основная разница — отсутствуют пункты об оригинальных договорах (они заменяются пунктами о трудовых договорах, но трудовые договоры обычно оформлены по ТК РФ).
  3. Страхование груза от порчи и утраты. Оформляется грузоотправителем. Самая действенная, но и самая дорогая страховка. Кроме того, для получения максимального шанса на выплату страховой суммы, необходимо страховать каждую партию груза (одна перевозка — одна страховка). Эта страховка является разновидностью страхования имущества, следовательно, пунктов об усталости и абсолютном здоровье водителя в договоре страхования не может быть.

В любом случае, принимать решение о необходимости страхования — это прерогатива того, кто оплачивает грузоперевозки и вообще логистическую составляющую бизнеса.

В какой срок вы можете предоставить машину под погрузку?

Наша транспортная компания исходит из принципа плановости и ритмичности. Мы стараемся распределять автомобили между нашими клиентами заранее. Поэтому предоставление автомобиля «день в день» не всегда возможно. Впрочем, расположение наших автомобилей по регионам меняется ежечасно, а благодаря установленной у нас системе GPS-мониторинга транспорта, мы можем давать ответ о наличии транспорта в интересующем Вас регионе практически мгновенно.
Тем не менее, просим заказывать машины заранее — за 48 часов до погрузки.

  • Преимущества автоперевозок грузов
  • Основные участники рынка перевозок грузов в России
  • Как отличить диспетчера от перевозчика
  • Мошенничество в грузоперевозках
  • Экспедиторы — кто это?
  • Коррупция в грузоперевозках
  • Выбор транспортной компании
  • Самые частые заблуждения в грузоперевозках
  • Документооборот в грузоперевозках
  • Претензии и акты в грузоперевозках
  • Пломбирование грузов
  • Получение груза по доверенности грузополучателя
  • Взаимоотношения «грузовладелец — посредник — перевозчик»
  • Сдача груза на склад временного хранения
  • Удержание груза перевозчиком
  • Неоплаты в грузовых автоперевозках

Акт простоя автомобиля

Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В процессе исполнения договора перевозки возможна задержка транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку, по вине грузоотправителя или грузополучателя. Иначе говоря, простой.

За простой транспортных средств виновная сторона уплачивают штраф за каждый полный час задержки. Размер штрафа обычно устанавливается договором. Если договором размер штрафа не определен, его величина составляет (ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Если договором перевозки отдельно предусмотрен штраф за непредъявление для перевозок грузов, то штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от от указанного штрафа (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). А как составить акт о вынужденном простое автомобиля для дальнейшего предъявления претензии?

Составляем акт простоя машины

Устав автомобильного транспорта предусматривает, что основанием для начисления штрафа за простой транспортных средств являются отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Иными словами, составление дополнительных документов, подтверждающих факт простоя не требуется.

Тем не менее, в порядке, установленном договором перевозки, или самим перевозчиком (если в договоре нет на это указание), может предусматриваться составление акта простоя транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку.

Такой акт составляется в произвольной форме. Если договором предусмотрена специальная форма, использовать необходимо утвержденный сторонами бланк.

В акте приводятся сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе по конкретному договору перевозки, а также обстоятельства, при которых простой возник. В акте может быть указана стоимость, подлежащая взысканию с грузоотправителя или грузополучателя. Акт подписывается уполномоченными лицами от перевозчика, грузоотправителя (грузополучателя).

Приведем для акта простоя транспортных средств образец его заполнения.

Пред. / След. Скачать бланк акта на простой автомобиля можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Обращаем внимание, что стороны могут быть освобождены от ответственности за простой, если он возник вследствие (ст. 36 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • непреодолимой силы;
  • временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных по не зависящим от сторон причинам;
  • иных не зависящих от сторон причин.

Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках



Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.

А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

Приложение N 3
к Правилам централизованного завоза
(вывоза) грузов автотранспортом
общего пользования на станции
железных дорог, расположенные
на территории РСФСР
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ ИЛИ РАЗГРУЗКУ
АВТОМОБИЛЕЙ (АВТОПОЕЗДОВ)

1. Нормы времени на выполнение погрузочно — разгрузочных работ, выполняемых средствами железных дорог при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог автомобильным транспортом общего пользования, приведены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА МЕХАНИЗИРОВАННУЮ ПОГРУЗКУ — РАЗГРУЗКУ
АВТОМОБИЛЕЙ
(в минутах)
+—————————————————————-+ | Грузоподъемность | Погрузка | Разгрузка | | автомобиля (тонн) |——————————————-| | |грузы, пе-|грузы, пе-|грузы, пе-|грузы, пе-| | |ревозимые |ревозимые |ревозимые |ревозимые | | |со счетом |без счета |со счетом |без счета | | |мест (шт.)|мест |мест (шт.)|мест | | | |(навалом) | |(навалом) | |—————————————————————-| |До 1,5 включительно | 9 | 4 | 9 | 4 | |Свыше 1,5 до 2,5| 10 | 5 | 10 | 5 | |включительно | | | | | |» 2,5 до 4 » | 12 | 6 | 12 | 6 | |» 4 до 7 » | 15 | 7 | 15 | 7 | |» 7 до 10 » | 20 | 8 | 20 | 8 | |» 10 до 15 » | 25 | 10 | 25 | 10 | |» 15 до 20 » | 30 | 15 | 30 | 15 | +—————————————————————-+

Примечание. Механизированной погрузкой или разгрузкой считается, когда укладка груза в кузов автомобиля или снятие его из кузова автомобиля производится подъемно — транспортными машинами.

Таблица 2
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА НЕМЕХАНИЗИРОВАННУЮ ПОГРУЗКУ
И РАЗГРУЗКУ АВТОМОБИЛЕЙ
(в минутах)
+—————————————————————-+ | Грузоподъемность | Погрузка | Разгрузка | | автомобиля (тонн) |——————————————-| | |грузы, пе-|грузы, пе-|грузы, пе-|грузы, пе-| | |ревозимые |ревозимые |ревозимые |ревозимые | | |со счетом |без счета |со счетом |без счета | | |мест (шт.)|мест |мест (шт.)|мест | | | |(навалом) | |(навалом) | |—————————————————————-| |До 1,5 включительно | 19 | 14 | 13 | 8 | |Свыше 1,5 до 2,5| 20 | 15 | 15 | 10 | |включительно | | | | | |» 2,5 до 4 » | 24 | 18 | 18 | 12 | |» 4 до 7 » | 29 | 21 | 22 | 14 | |» 7 до 10 » | 37 | 25 | 28 | 16 | |» 10 до 15 » | 45 | 30 | 34 | 19 | |» 15 до 20 » | 52 | 37 | 40 | 25 | +—————————————————————-+

Примечание. Немеханизированной погрузкой (разгрузкой) считается, когда укладка груза в кузов автомобиля или снятие его с кузова автомобиля производится вручную.

Таблица 3
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ПОГРУЗКУ (РАЗГРУЗКУ) КОНТЕЙНЕРОВ
НА АВТОМОБИЛИ
(в минутах)
+—————————————————————-+ |Масса брутто|Механизированная |Масса брутто|Механизированная | |контейнера |погрузка одного |контейнера |погрузка одного | |(тонн) |контейнера на ав- |(тонн) |контейнера на авто-| | |томобиль или раз- | |мобиль или разгруз-| | |грузка его с авто-| |ка его с автомобиля| | |мобиля | | | |—————————————————————-| | 2,5 — 3,0 | 7 | 20,0 | 10 | | 5,0 | 7 | 25,0 | 12 | | 10,0 | 10 | 30,0 | 12 | +—————————————————————-+

2. Нормы времени, указанные в табл. 1 и 2, увеличиваются:

а) при взвешивании груза на автомобильных весах или пересчете грузовых мест — на 4 минуты на каждое определение веса груза или на пересчет в каждом автомобиле или прицепе независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля и прицепа;

б) при взвешивании и перевешивании груза на десятичных, сотенных весах на автомобиль (автопоезд) грузоподъемностью до 4 тонн включительно — на 9 минут, грузоподъемностью свыше 4 до 7 тонн — на 13 минут и для автомобилей (автопоездов) грузоподъемностью свыше 7 тонн — на 18 минут;

в) на 10%, если погрузка или разгрузка грузов производится из автомобилей типа фургон;

г) на 25% — при погрузке и разгрузке промышленных и продовольственных грузов, требующих особой осторожности (стекло, фарфоровые и фаянсовые изделия, жидкость разная в стеклянной таре, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы, мебель), а также мелко штучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке и требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, трикотаж, ткани разные, писчебумажные принадлежности, книги, игрушки, мясо и мясопродукты, молочные продукты).

3. На погрузку и разгрузку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления, нормы времени устанавливаются в зависимости от конкретных условий по соглашению сторон.

4. При подаче автомобилей к нескольким секциям складов или отдельным складским помещениям по взаимному согласию сторон, подписывающих договор на централизованный завоз (вывоз) грузов, могут быть установлены средние комплексные нормы простоя автомобиля (автопоезда) под погрузкой или разгрузкой и выполнением дополнительных операций, с учетом установленных норм и фактического количества выполняемых дополнительных операций.

5. Время простоя автомобиля (автопоезда) под погрузкой или разгрузкой исчисляется с момента подачи автомобиля (автопоезда) к месту погрузки или разгрузки и вручения шофером транспортных документов на перевозку грузов до момента окончания погрузки или разгрузки и вручения шоферу надлежаще оформленных транспортных документов.

6. В нормы времени, указанные в табл. 1, 2, 3, включено время, необходимое на погрузку (разгрузку) груза с подноской или отноской груза, на маневрирование автомобиля (автопоезда), увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов (дверей) автомобиля и прицепов, а также оформление документов на завоз (вывоз) грузов.