Проведение разбирательства в отношении военнослужащих

Содержание

Противодействие коррупции

Главная Противодействие коррупции Методические материалы Подробнее 09/21/2017 09:54:02 10/29/2015 16:40:05

Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьями 27.1, 28.1 – 28.10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 и определяют порядок проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими.
2. К дисциплинарным проступкам коррупционной направленности относятся:
1) непредставление военнослужащим сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6, пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») ;
2) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
3) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (пункт 2 статья 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
4) невыполнение военнослужащим, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
5) несоблюдение военнослужащим запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:
оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) несоблюдение военнослужащим запретов и ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:
участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе военного управления (военной организации), в котором он замещает воинскую должность, если иное не предусмотрено федеральными законами;
принимать без письменного разрешения командования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
заниматься без письменного разрешения командования оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
7) совершение административных правонарушений:
мелкое хищение чужого имущества путем присвоения или растраты с использованием служебного положения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) ;
незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в незаконной передаче от имени или в интересах военной организации должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данной военной организации должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением;
незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выразившееся в приеме на работу в военную организацию бывшего государственного служащего (военнослужащего), в должностные (служебные) обязанности которого в период прохождения службы входили отдельные функции государственного управления данной организацией, если на это не получено согласие аттестационной комиссии и со времени увольнения со службы не прошло двух лет.
3. Разбирательство по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка коррупционной направленности проводится в обязательной письменной форме и включает следующие стадии:
а) назначение разбирательства;
б) собирание и оценка собранных доказательств;
в) составление заключения по результатам разбирательства;
г) принятие решения;
д) исполнение решения;
е) обжалование и пересмотр решения (в случае подачи жалобы военнослужащим, в отношении которого проводилось разбирательство, или иными заинтересованными лицами).

2. Назначение разбирательства

4. Поводами к назначению разбирательства могут быть:
непосредственное обнаружение командирами (начальниками), иными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от инспектирующих лиц, проверочных комиссий материалов, содержащих данные о наличии признаков дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
рапорт военнослужащего о совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
уведомление военнослужащего о факте обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Информация анонимного характера не может служить основанием для назначения разбирательства.
5. Разбирательство назначается решением командира воинской части и оформляется приказом по воинской части или резолюцией на документе, послужившем поводом для назначения разбирательства.
6. Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок коррупционной направленности, либо одним их членов аттестационной комиссии, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций.
При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, в отношении которого проводится разбирательство.
7. Разбирательство по фактам недостоверности и неполноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых военнослужащими в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и несоблюдения военнослужащими запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, назначается и проводится в форме проверки в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

3. Проведение разбирательства

8. Срок проведения разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка коррупционной направленности (за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящих Методических рекомендаций).
При необходимости срок проведения разбирательства может быть продлен командиром (начальником), принявшим решение о его проведении, до одного месяца.
9. Проверка, предусмотренная пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней должностным лицом, принявшим решение о ее проведении.
10. В ходе разбирательства устанавливаются:
событие дисциплинарного проступка коррупционной направленности (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок коррупционной направленности;
вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности, форма вины и мотивы его совершения;
данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок коррупционной направленности;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельств, отягчающих дисциплинарную ответственность военнослужащего;
характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка коррупционной направленности несколькими лицами;
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка коррупционной направленности;
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
11. При проведении разбирательства лицо, назначенное для его проведения, вправе:
а) проводить беседу с военнослужащим;
б) изучать представленные военнослужащим документы и иные материалы, приобщать их к материалам разбирательства;
в) получать от военнослужащего пояснения по представленным им материалам;
г) наводить справки у других военнослужащих и лиц гражданского персонала воинской части и получать от них информацию с их согласия.
12. Военнослужащий, в отношении которого проводится разбирательство, вправе:
давать пояснения в устной и письменной форме в ходе разбирательства и по его результатам;
представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной и устной форме;
знакомиться с итоговым документом по результатам разбирательства.
Письменные пояснения военнослужащего и представленные им документы приобщаются к материалам разбирательства.
13. Если в ходе разбирательства выяснится, что коррупционный дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством Российской Федерации возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.

4. Оформление результатов разбирательства,
принятие и исполнение решения по материалам разбирательства

14. По результатам разбирательства лицо, которому поручено его проведение, составляет заключение в форме рапорта, в котором должно быть указано:
1) на основании чего и по какому факту проводилось разбирательство, кто, где и когда его проводил;
2) обстоятельства дисциплинарного проступка коррупционной направленности с указанием: какое именно нарушение имело место, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом нормы законов, иных нормативных правовых актов нарушены;
3) причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения; характеристика личности виновного; отношение виновного лица к совершенному проступку;
4) выводы о виновности (невиновности) военнослужащего; предложения о мере его ответственности; меры по устранению причин и условий, способствовавших правонарушению.
15. Заключение (рапорт) с прилагаемыми материалами рассматривается на заседании аттестационной комиссии воинской части в сроки, указанные в пунктах 8-9 настоящих Методических рекомендаций, по результатам рассмотрения которых, в случае установлении вины военнослужащего, аттестационной комиссией вырабатываются рекомендации командиру воинской части о применении конкретной меры дисциплинарной ответственности.
16. Командир воинской части вправе учесть в пределах своей компетенции рекомендации аттестационной комиссии и обязан принять решение по материалам разбирательства в порядке и сроки, установленные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
17. Материалы разбирательства о дисциплинарном проступке коррупционной направленности хранятся в воинской части в течение трех лет, после чего сдаются в архив.

Загрузить файлы: Методические рекомендации по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

Служебное разбирательство и нюансы его проведения

В современной России нередко возникают конфликтные ситуации во взаимоотношениях работодателя и сотрудника. Многим не удается выйти из них без ущерба для благополучия и финансового состояния из-за недостатка юридических знаний.

Служебное разбирательство — неотъемлемый аспект любого гражданина, работающего достаточно долго на одном месте. Некоторые работодатели стремятся извлечь выгоду для себя из конфликтных ситуаций, пользуясь всевозможными лазейками и недоработками законодательства.

Сегодняшняя статья позволит избежать неправомерных действий со стороны руководителя и свести ущерб от них к минимуму.

Понятие служебного разбирательства

Что такое служебного разбирательство?

Любая организация, включающая штат сотрудников от двух или трех человек, может столкнуться с ситуацией, в которой необходимо осуществить служебное расследование.

Сторонам необходимо действовать законно во время данного процесса. Необходимость в его проведении возникает при обнаружении проступка одного из штатных сотрудников.

Расследование является некой совокупностью способов сбора, проверок и аналитики информационных данных о рассматриваемом действии. Представленные сведения и материалы о неправомерном действии обязательны, так как только с их помощью удастся выяснить подлинные подробности его осуществления.

В Трудовом Кодексе отсутствует точное определение термина служебное расследование. На практике словосочетание подразумевает сформированный законодательством метод привлечения провинившегося лица к дисциплинарной ответственности.

Наказание за отказ от выполнения установленного порядка может отсутствовать, если руководитель примет такое решение.

Согласно 189 статье Трудового Кодекса Российской Федерации, дисциплиной труда называется точное следование установленным нормам поведения, которые устанавливаются законодательной базой или трудовыми соглашениями. Также регулировать деятельность рабочего штата могут локальные договоры.

Проступком является отклонение или пренебрежение установленными правилами без существенных на то причин.

Заключение трудового договора подразумевает приобретение действующими сторонами прав и обязанностей, регламентированных в 21 и 22 статье Трудового Кодекса. Руководитель и подчиненный обязаны действовать в оговоренных ранее нормах.

Следовательно, первый обладает правом применить дисциплинарное наказание ко второму, если будет установлен факт нарушения документального соглашения.

Для его осуществления следует осветить факт совершения деяния, предъявив полную доказательную базу. Служебное расследование заключается в её поиске.

С чего начинается служебное расследование

Без причины расследование не проводят.

Служебное разбирательство целесообразно начинать в том случае, если с сотрудника необходимо взыскать денежные средства в счет погашения причиненного ущерба. Превалирующей целью процедуры является определение причин его образования.

Выяснив факторы, ставшие причиной проступка, административный персонал сможет провести широкий спектр профилактических мер по их устранению. Также будет скорректирована политика организации, что поможет избежать повторного нарушения трудовых договоренностей.

Служебное расследование является трудозатратной мерой, следовательно, его проведение оправдано в случае выявления значительных правонарушений.

Нередко начальство ограничивается профилактической беседой с нарушителем, что является действенной мерой. Строгие пути пресечения используются, если выявлен весомый материальный ущерб предприятию или установлен факт использования статуса сотрудника из личных корыстных побуждений.

Собранная комиссия осуществляет проверку всех отклонений от дисциплинарных договоренностей. Они имеют следующую формулировку:

  1. Уклонение от проверки знаний по охране трудовой деятельности и технике безопасности;
  2. Уклонение от медицинского обследования;
  3. Уклонение от осуществления специализированного обучения во время рабочего дня;
  4. Отказ от заключения соглашения по материальной ответственности. Проверяется если он входит в список основных рабочих обязанностей лица.

Членам действующей комиссии разрешается опрашивать виновных и лиц, ставших непосредственными свидетелями правонарушения. Данная процедура имеет добровольный характер, и принуждение со стороны руководителя не является законным.

Прохождение полиграфа и обыск рабочего места не допускается проводить без получения согласия на то сотрудника.

Кто участвует в служебном разбирательстве

В большинстве случаев основными действующими лицами служебного разбирательства выступает служба безопасности и внутренний отдел аудита.

Если организация предусматривает небольшой штат сотрудников, то процедура может ограничиться привлечением кадрового агента. Также допускается привлекать прочие специальности для проведения правомерного расследования. Например, юристов и бухгалтеров.

Непосредственный руководитель работника, ставшего субъектом разбирательства, обязан принимать участие в расследовании. Однако, получение объективной доказательной базы не требует его непосредственного участия в проверяющей коллегии.

В комиссию могут включаться члены профессионального комитета, службы по управлению персоналом и безопасности.

Минимальная численность проверяющего органа — три сотрудника. Начальник службы безопасности должен возглавлять его.

Сроки проведения

Дисциплинарный проступок имеет срок действия.

Согласно действующему законодательству расследование правонарушений должностными лицами осуществляется в течение тридцати дней. За это время должно быть принято итоговое решение или выпущен документ, подтверждающий осуществление служебной проверки.

В некоторых случаях инициатором разбирательства является сотрудник, предоставляющий служебную записку. Тогда расследование необходимо завершить не позднее одного месяца со дня поступления документов.

В этот срок не допускается включать период нахождения сотрудника в обязательном отпуске или на больничном. Время для учета данных от представительного подразделения также исключается.

Максимальный объем подготовительных процедур — полгода. Дисциплинарный проступок не может рассматриваться через шесть месяцев после его фактического совершения и теряет свою юридическую силу.

Специалист обязан предоставить письменную объяснительную записку. Она составляется в течение двух суток с момента поступления уведомительного сообщения. Если объяснение не будет получено комиссией в установленный срок, то она вправе оформить акт об отказе в содействии.

После выявления правонарушения выпускается акт, подтверждающий осуществление внутреннего расследования. Он подтверждается автографом начальника и издается в течение суток.

В это же время рекомендуется определиться с итоговым составом комиссии.

Она должна состоять из профессиональных работников, которые не заинтересованы в разбирательстве и будут непредвзято относиться к его участникам.

Во время заключительного этапа проверочных мероприятий начальнику рапортуются полученные результаты. Указываются следующие аспекты:

  • совокупность условий и причин, приведших к совершению правонарушения;
  • перечень виновных лиц и характер причиненного ущерба;
  • возможные меры пресечения аналогичных случаев в будущем и штрафные санкции для провинившихся сотрудников.

Процедура проведения

От работника требуют объяснительную.

Служебное расследование рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • сбор проверяющей комиссии, состав которой указывается в издаваемом приказном акте. В неё запрещается включать руководителя, который выносит итоговое решение расследования;
  • действие комиссии. Работа заключается в установке конкретного лица, нарушившего трудовое соглашение, сути и объема нанесенного ущерба, списка факторов, приведших к конфликту, наказании виновных сотрудников и создании профилактических процедур, которые пресекают подобные действия в дальнейшем;
  • лицо, непосредственно совершившее правонарушение, предоставляет объяснительную записку. Она также взыскивается с сотрудников, подозреваемых в пособничестве или участии;
  • сбор необходимой для достоверного расследования документации. Объяснительная записка будет единственным документом, если проступок прост;
  • формулировка итогов о проведенном расследовании и внесение их в акт. Документ должен включать описание факта правонарушения, затраченного времени и причин осуществления рассматриваемого деяния.

В резолютивной составляющей указываются виновные лица и сопутствующие обстоятельства.

Комиссия и руководство предприятия подписывает составленный документ, подтверждая достоверность представленной в нем информации.

Оформление результатов расследования

Акт содержит определенные сведения.

Акт, составляемый по результатам процедуры должен включать следующие пункты, подкрепленные собранной информацией:

  1. Вводная часть. Включает факт правонарушения, дату и время совершения, длительность проверочных работ и перечень сотрудников, входящих в состав комиссии;
  2. Описание. Состоит из собранных доказательств;
  3. Резюме. Включает список сотрудников, чья вина была установлена, факт осуществления ими правонарушения и перечень взысканий, которые не были сняты до начала разбирательства.

В качестве приложения к акту выступает пакет документов, применяемых в расследовании. К нему выдается соответствующий порядковый номер, включающий дату принятия окончательного решения.

Все задействованные материальные доказательства вносятся и подшиваются в соответствующую папку. Во избежание подмены результатов проведенной экспертизы проводится опись бумаг.

Получив полный результат, руководитель обязан принять решение в отношении правонарушителя. Дисциплинарное взыскание избирается в соответствии с нормативами Трудового Кодекса.

В зависимости от тяжести содеянного выбирается замечание, строгий выговор или увольнение из организации, осуществляемое на основе полученных доказательств.

После завершения проверки издается приказ, в котором указывается итоговое решение руководящего персонала о применении штрафных санкций. Также в нем перечисляются лица, чья виновность была установлена, основания расследования и назначаемые наказания. За одно дисциплинарное правонарушение предусмотрено одно взыскание.

Служебное разбирательство является неотъемлемым аспектом деятельности крупных предприятий. Оно позволяет избежать уклонения от дисциплинарной ответственности.

Также с его помощью можно установить полный список лиц, принимавших непосредственное и косвенное участие в правонарушении. Рассчитывается ущерб, который взыскивается с виновных, что позволяет исключить его покрытие средствами из бюджета организации.

Процедура требует соблюдения большого числа законодательных норм и присутствия экспертов.

Из этого видео вы узнаете о дисциплине труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Что такое выговор в армии

Поддержание порядка важно в любой структуре, в армии же дисциплина является неотъемлемой, можно сказать, базовой основой службы в числе мер, направленных на укрепление организации и несения обязанностей, предусмотренных штатным расписанием. Четкая и эффективная управляющая вертикаль армии зиждется на безоговорочном выполнении приказов и безупречном поведении каждого военнослужащего. Любое отклонение, будь то незначительный проступок или уголовно наказуемое преступление, нашедшее подтверждение в процессе его расследования, имеет свой отклик в системе наказаний солдат и офицеров вне зависимости от звания, которое они носят, и заслуг, имевшихся ранее. Соответствующие дисциплинарные меры закреплены в действующем законодательстве – административном и уголовном.

Дисциплинарные взыскания в армии

Вооруженные силы РФ предусматривают ряд взысканий для лиц, проходящих срочную и контрактную службу, а также призванных на армейские сборы, проходящих обучение в образовательных учреждениях военной специализацию. Вопрос профилактики и предотвращения правонарушений особо актуален с учетом того, что эти категории граждан наделяются доступом к важным объектам, обеспечивающим обороноспособность и национальную безопасность государства, а также получают боевое оружие. Именно поэтому мер воздействия на нарушителей воинской дисциплины предусмотрено гораздо больше, чем для совершивших нечто подобное в статусе гражданского лица. Более того, некоторые проступки, которые не считаются таковыми «на гражданке» влекут за собой вполне ощутимые меры для военнослужащих, поскольку противоправные действия входят в число нарушений, предусмотренных законодательными актами, относящимися к несению воинской службы, либо противоречат уставным нормам несения службы.

Интересно! Отметим и тот факт, что существует весомый перечень мер, направленных на поощрение военнослужащих, четко и добросовестно выполняющих свои обязанности.

Какие взыскания налагаются на военнослужащих и что такое выговор в армии

Поскольку служба в армии Российской Федерации предусматривает как призыв, так и заключение контракта, рассмотрим возможные меры, применительно к различным категориям военнослужащих. Согласно действующему законодательству к призывникам срочной службы могут применяться следующие дисциплинарные меры воздействия:

  1. Небезызвестный и «на гражданке» выговор или строгий выговор. Что такое выговор в армии, пожалуй, знает каждый военный. Как правило, он не влечет за собой каких-либо последствий в правовом поле, да и на службу влияет лишь опосредованно, снижая вероятность получения наград и поощрений от командования. Фактически, большой разницы между обычным выговором и «строгачом» нет, тем не менее, каждое наказание налагается в зависимости от тяжести проступка на усмотрение начальника подразделения.
  2. Лишение увольнительной. Такой запрет может действовать на срок не более недели, в течение которой провинившийся солдат обязан оставаться на территории воинской части.
  3. Дисциплинарный арест. Применяется для злостных нарушителей дисциплины и лиц, совершивших грубые проступки. В соответствии с Уставом срок помещения на гауптвахту – 30 дней может назначаться как за один случай, так и за несколько одновременно, но не более вышеозначенного периода. Еще 15 суток могут добавить за нарушения, совершенные в процессе отбывания наказания. Еще один момент, который следует учесть срочникам, попавшим «на губу» – этот месяц будет добавлен к общему сроку несения службы.
  4. Лишение награды «Отличник воинской службы». Кроме того, что командир составляет представление на отзыв знака, процедура предусматривает снятие его перед общим строем.
  5. Понижение в должности. Касается тех срочников, которые в процессе службы получили звание ефрейтора, сержанта или старшего матроса на флоте.

Важно! Процедура снятия или снижения звания не предполагает публичного срывания или срезания отличительных знаков. Военнослужащему, после оглашения решения, предоставляется время для замены погон и прочих знаков отличия. Любые другие действия в отношении наказуемого запрещены.

Дисциплинарные наказания для контрактников

По большому счету список методов воздействия на нарушителей, служащих по контракту, не сильно отличается от предыдущего, но есть ряд принципиально важных моментов. Например, выговор в отношении лиц, имеющих звания мичман, прапорщик, офицеров любого ранга, выносится в процессе совещания офицерского состава, либо лично нарушителю его командиром. Офицеры и военнослужащие женщины не могут подвергаться такой форме дисциплинарных мер воздействия, как арест.

Понижение в должности применимо ко всем контрактникам, офицеры не могут быть понижены в звании. Специфичным наказанием для служащих по контракту является предупреждение лица о неполном соответствии. Выносится оно не более одного раза в год и снимается по его окончании, а военнослужащий, находящийся под взысканием и совершивший очередной проступок, может быть уволен из армейских рядов.

Важно! С нарушителями дисциплины, лицами, недобросовестно выполняющими свои обязанности, армия может досрочно распрощаться, расторгнув контракт в соответствии с действующими нормами и законными актами.

Субъектами наложения всех приведенных мер могут быть ученики военных училищ. Исключение составляет лишь применение ареста к лицам, не достигшим совершеннолетия, а под увольнением со службы подразумевается исключение из учебного заведения. Под дисциплинаркой могут оказаться граждане, призванные на плановые армейские сборы, которые могут быть отстранены от службы в случае нарушений с соответствующей негативной отметкой о незачете.

Порядок применения выговоров и других наказаний к нарушителям дисциплины

Процедура применения наказаний имеет строгие рамки и осуществляется непосредственным командиром военнослужащего:

  • по срокам давности: не позднее 12 месяцев с момента совершения проступка;
  • сведения о наложенной мере воздействия фиксируются в личном деле, даже если оно не было исполнено;
  • при обнаружении проблемы командир обязан предпринять методы реагирования, оценив ситуацию, не позднее 10 дней с момента нарушения;
  • меры принимаются только после завершения боевого дежурства или наряда, в случае алкогольного опьянения служащего – после его полного отрезвления;
  • дисциплинарный арест назначается судебным решением;
  • публичное наказание допускается только в кругу равных или вышестоящих командиров;
  • данные по вынесенным наказаниям фиксируются в личной карточке солдата или офицера;
  • при отсутствии полномочий командир подразделения вправе обратиться к вышестоящему офицеру;
  • факт повышения в звании является поводом для уничтожения старой карточки со всеми мерами, в новую вносятся только сведения о поощрениях;
  • игнорирование нарушений подчиненных может привести к наложению взысканий на командира.

Более подробно процедура наложения взысканий определяется в Федеральном законе №76 и Указе президента №1495 соответственно от 27.05.1997 г. и 10.11.2007 г.

Дисциплинарные взыскания военнослужащих

Воинская дисциплина – одна из основ боеготовности Вооруженных Сил государства. Беспрекословное подчинение приказам, и соблюдение уставных требований в мирное время, обеспечивают слаженность действий подразделения в боевых условиях.

Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим, регламентированы одним из четырех нормативно-правовых воинских документов – Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил (ВС) РФ. Законодательным фундаментом использования системы поощрений и наказаний является Закон «О статусе военнослужащих».

Об обязанностях и дисциплинарной власти

Наказания, которым может подвергаться военнослужащий, необязательно должны иметь административное или уголовное основание. Большинство взысканий, применяемых к личному составу, касаются нарушения воинской дисциплины и неисполнения воинских обязанностей.

К основным обязательствам человека в погонах относятся:

  • верность Церемониальной клятве (присяге) и основному Закону Государства (Конституции);
  • четкое исполнение приказов;
  • следование уставным правилам;
  • уважение к командирам и военачальникам;
  • строгая сохранность информации, касающейся государственной тайны;
  • укрепление боевого товарищества;
  • достойное поведение;
  • безупречный вид обмундирования.

Дисциплинарной властью, то есть правом принятия решения о наказании и поощрении, наделены командиры подразделений. Правами, предоставленными нижестоящим начальникам, всегда обладает и вышестоящее командование. Взыскания, налагаемые на подчиненных, являются методом воспитательной работы.

Его основные функции заключаются в следующем:

  • осознание проступка;
  • несение наказания, соответствующего провинности;
  • профилактика нарушений воинской дисциплины.
  • развитие одного из ключевых качеств воина – самодисциплины.

Взыскания в армии подразделяются на несколько видов, и накладываются по принципу: одно нарушение – одно наказание. То есть, к бойцу не может быть применено несколько видов взысканий за одну и ту же провинность. Применение конкретного вида дисциплинарного взыскания военнослужащих зависит от степени тяжести совершенного проступка.

Анализ поощрений и взысканий ведется в каждом подразделении в виде картотеки. Ознакомиться со сведениями, занесенными в служебную карточку, можно раз в полгода, под роспись. При повышении в звании, данные о наложенных взысканиях аннулируются, вместе со старой служебной карточкой. В новую карточку заносится информация о вынесенных поощрениях.

Образец Служебной карточки военнослужащего

Спектр возможных наказаний в армии

В отношении рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву, могут быть вынесены следующие дисциплинарные санкции:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в карточку, без занесения);
  • наряд вне очереди (максимум может быть назначено пять нарядов);
  • лишение увольнительной на недельный срок, включая посещение праздничных мероприятий, организованных на территории воинской части;
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • понижение воинского звания (для сержантов и старшин);
  • запрет на ношение нагрудного знака;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.

Разжалование в звании может быть сопряжено с переводом на нижестоящую должность. К прапорщикам и офицерам, а также личному составу, проходящему военную службу на контрактной основе, применяются:

  • выговор (простой, строгий, с занесением в личное дело, либо без занесения);
  • снятие с должности (перевод на нижестоящую должность);
  • разжалование в звании (для сержантов и старшин), офицерский состав под данное наказание не попадает;
  • реквизиция нагрудного знака;
  • предупреждение о служебном несоответствии занимаемой должности;
  • лишение части денежного довольствия (тринадцатой зарплаты, ежемесячной или ежеквартальной премии);
  • увольнение по дискредитации;
  • дисциплинарный арест по решению гарнизонного суда с отбыванием срока наказания на гауптвахте.

В случае, когда проступок связан с административным нарушением или уголовным деянием, командир части обязан сообщить в военную прокуратуру. Это относится как к бойцам срочной службы, так и к военнослужащим по контракту.

Справка! В перечень дисциплинарных наказаний и оснований для служебного расследования не входит замечание командира, сделанное в устной форме. Устное порицание не заносится в личное дело или карточку военнослужащего.

Неполный перечень проступков, за которые налагается взыскание

Дисциплинарные проступки могут носить умышленный и неумышленный характер совершения. По степени тяжести их квалифицируют, как:

  • незначительные или мелкие;
  • значительные;
  • грубые.

Незначительными считаются провинности, вследствие которых не последовало причинение ущерба или вреда. К примеру, неуставная форма одежды военнослужащего, опоздание в строй или из увольнения бойца, проходящего военную службу по призыву.

Грубыми проступками, которые неизбежно влекут наложение взыскания, являются:

  • Неуставные взаимоотношения, проявляющиеся в дедовщине (дискриминация по продолжительности срока службы), либо землячестве (организация групп по территориальному принципу проживания на гражданке).
  • Состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  • Манкирование служебными обязанностями и самовольное покидание места службы.
  • Нарушение сроков предоставленного отпуска (задержка либо неявка).
  • Пренебрежение правилами порядка суточного наряда или боевого дежурства.
  • Действия, повлекшие неисправность или уничтожение материально-технической базы и имущества воинской части.
  • Некорректное обращение со стрелковым оружием, предметами вооружения и метаемым снаряжением (боеприпасами), в результате чего был причинен материальный ущерб или вред здоровью людей.

Внеочередной наряд по кухне, как один из видов наказания за незначительное нарушение воинской дисциплины

Для военнослужащих в должности водителей, значительным проступком является нарушение Правил дорожного движения.

Правила наложения наказаний в армии

В Уставе ВС строго определен порядок применения дисциплинарных взысканий военнослужащих. Совершение проступка влечет назначение расследования, с целью сбора доказательств вины, на основе которых и будут наложены санкции.

Примерная последовательность действий при выявлении нарушения:

  • командир подразделения пишет рапорт на имя командира части (в случае грубой провинности составляют протокол);
  • обвиняемого знакомят с приведенными доказательствами;
  • военнослужащий, совершивший проступок, дает письменное объяснение своим действиям;
  • командир подразделения предоставляет материалы расследования командованию воинской части;
  • командование части обязано ознакомиться с документами, и вынести распоряжение о виде налагаемого взыскания.

Приказ о наказании оглашается перед строем, если это касается военнослужащих из числа рядового и сержантского состава. В отношении офицеров и прапорщиков взыскание объявляется среди равных по званию или вышестоящих офицеров.

Коротко о сроках

Для расследования нарушения командиру подразделения дается десять дней. Вынести решение о виде наказания командование должно в течение двух дней. Ответственность вступает в силу после подписания командиром части приказа о наказании. При отсутствии возможности наказать военнослужащего немедленно (ранение, болезнь), срок исполнения составляет 30 дней.

За нарушение, содеянное во время несения боевого дежурства или суточного наряда, ответственность наступает после сдачи полномочий (дежурного, дневального и т.д.). Исполнение наказания за пьянство осуществляется после обретения военнослужащим адекватного состояния.

Служебное несоответствие объявляется не чаще, чем 1 раз в 12 месяцев. Мелкие и значительные взыскания подлежат автоматическому снятию спустя год (если за этот промежуток времени наказание не было исполнено, решение аннулируется). Оспорить распоряжение можно в течение 10 суток.

Досрочное снятие взыскания возможно по ходатайству командира подразделения перед командованием части за своего бойца. Снятие наложенного взыскания в Вооруженных Силах является одним из видов поощрения.

Обжалование распоряжения о дисциплинарном взыскании

Право обжаловать решение о наложении дисциплинарного взыскания предоставляется в случае:

  • недостаточного количества доказательств;
  • ложного обвинения;
  • несоответствия тяжести проступка объявленному наказанию, когда за незначительную провинность применяются слишком жесткие меры.

Жалоба подается на имя вышестоящего командира. В более серьезных случаях — в военный суд. Теоретически, право оспорить решение о наказании есть у каждого военнослужащего. Практически это работает крайне редко и только среди офицерского состава.

Итоги

Дисциплинарные взыскания, применяемые в армии – это мера воспитательного воздействия на подчиненных, закрепленная законодательно в Федеральном Законе, регламентирующем статус военнослужащих и Дисциплинарном уставе ВС РФ. Нормативно-правовой документ определяет:

  • перечень проступков и нарушений воинской дисциплины;
  • виды и степени наказаний;
  • порядок наложения;
  • правила доведения до провинившегося (обвиняемого);
  • сроки исполнения;
  • возможности обжалования.

Наложение взыскания – обязанность командира подразделения. В случае сокрытия нарушения или пренебрежения к создавшейся ситуации, наказанию будет подвержен сам командир подразделения со стороны вышестоящего начальства. Все взыскания, равно как и поощрения, заносятся в служебную карточку военнослужащего. Исключение составляет устное порицание командира.

Порядок назначения и проведения разбирательства по фактам нарушений воинской дисциплины

Трофимов Е.Н., помощник начальника Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища военного института по правовой работе — начальник юридической службы, подполковник юстиции.

Среди различных способов средств укрепления воинской дисциплины важное место занимают меры государственного принуждения, разновидностью которых является дисциплинарная ответственность. В связи с этим большое значение имеет законное и правомерное применение дисциплинарных взысканий за нарушение воинской дисциплины (совершение дисциплинарного проступка). Воинский дисциплинарный проступок — это противоправное и виновное нарушение (невыполнение или ненадлежащее выполнение) военнослужащим установленных законами, воинскими уставами и другими нормативными актами возложенных на него обязанностей по службе, если содеянное не образует преступления либо административного правонарушения. Совершение воинского дисциплинарного проступка влечет привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности, которая реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. Принятию решения о наложении взыскания должно предшествовать разбирательство, которое проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению проступка. В ст. 86 Дисциплинарного устава определены форма выяснения обстоятельств дисциплинарного проступка — разбирательство, цели проведения разбирательства и обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе его проведения.

Иногда в правовых актах не делается различий между разбирательством и административным расследованием.

Для того чтобы разобраться в общих чертах и в отличиях этих двух понятий, необходимо разобраться в их содержании, которое отражено в определениях. Определение административного расследования дано в пункте 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2001 года N 10). В соответствии с указанным пунктом административное расследование — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащим, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения. Определение разбирательства в нормативных документах не дано. Однако исходя из целей и задач разбирательства, основываясь на определении административного расследования, приведенном выше, разбирательство можно определить как деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения дисциплинарного проступка военнослужащим либо гражданским персоналом воинской части (учреждения) в целях принятия законного и обоснованного решения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В юридической литературе часто предлагается вместо «разбирательства» применять термин «служебное расследование». (В частности, Ю.Н. Туганов, кандидат юридических наук, судья Восточно-Сибирского окружного военного суда. Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 5. С. 22 — 24.) Однако в нормативных правовых документах, в том числе и в Дисциплинарном уставе, применено понятие «разбирательство». Разбирательство применимо как к дисциплинарным проступкам военнослужащих, так и к дисциплинарным проступкам лиц гражданского персонала воинских частей (учреждений). Так, порядок применения дисциплинарных взысканий, определенный статьей 193 Трудового кодекса РФ есть не что иное, как порядок проведения разбирательства с целью всестороннего выяснения обстоятельств и причин правонарушения, установления степени вины работника. Указанной статьей Трудового кодекса установлена и форма такого разбирательства: истребование от работника объяснения в письменной форме. Важно иметь в виду, что установленные статьей 193 Трудового кодекса РФ правила применения дисциплинарных взысканий являются безусловно обязательными для работодателя. Несоблюдение требований по получению от работника объяснения в письменной форме либо несоставление соответствующего акта в случае отказа работника от дачи письменного объяснения при обжаловании решения о применении дисциплинарного взыскания может повлечь отмену такого взыскания.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий, определенный статьей 86 Дисциплинарного устава, также обязателен для командира (начальника), принимающего решение о наложении дисциплинарного взыскания. Но в отличие от статьи 193 Трудового кодекса РФ форма проведения разбирательства в этом случае Уставом не определена. Такое разбирательство может быть как в письменной, так и в устной форме. При определении формы разбирательства подлежат учету прежде всего объем и сложность задач по установлению обстоятельств проступка.

Существующая судебная практика по вопросам применения дисциплинарных взысканий показывает, что в случаях, когда дисциплинарные взыскания влекут существенные для военнослужащего последствия (лишение каких-либо дополнительных выплат, представление к досрочному увольнению и т.д.), целесообразно проводить разбирательство в письменной форме с соблюдением порядка и правил, характерных для административного расследования. Это упрощает процесс доказывания вины военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка в случае обжалования решения о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Разбирательство и административное расследование отличаются друг от друга по ряду признаков, в том числе по кругу субъектов, имеющих право проводить разбирательство и проводить административное расследование, а также по срокам их проведения. В частности, круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование, уже, чем круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, предусмотренное Уставом. Назначать административное расследование имеют право не все командиры (начальники). Такое право предоставлено командирам (начальникам), занимающим должности не ниже командиров отдельных батальонов, в том числе командирам отдельных батальонов и командирам полков (кораблей 1 и 2 ранга) (ст. ст. 91, 124 УВС ВС РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц назначает командир (начальник) воинской части, т.е. право назначать административное расследование имеют командиры воинских частей.

Право назначения административного расследования предоставлено также начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам и вышестоящим командирам (начальникам).

В число должностных лиц, которые имеют право назначать административное расследование, входит начальник гарнизона. Он вправе назначать административное расследование проступков военнослужащих, не проходящих службу в воинских частях данного гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ). В данном случае необходимо под проступками понимать как дисциплинарные проступки, так и иные правонарушения, не содержащие признаков преступления.

Для проведения административного расследования законодательством установлен более длительный срок, чем для проведения разбирательства. По общему правилу на проведение административного расследования отводится срок до одного месяца. В отличие от разбирательства законодательством допускается продление срока административного расследования (ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ, ст. 107 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 31 января 2001 года N 10).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания обязательно должно предшествовать выяснение обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. По смыслу Дисциплинарного устава ВС РФ не допускается наложение дисциплинарного взыскания без выяснения указанных обстоятельств (ст. ст. 48, 86 Устава). Из ст. ст. 48 и 86 Устава следует, что проведение разбирательства в целях установления обстоятельств дисциплинарного проступка является не только правом, но и обязанностью командира (начальника). Разбирательство может не проводиться лишь в том случае, если лица, виновные в совершении дисциплинарного проступка, а также причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены компетентными государственными органами в ходе иной предусмотренной законодательством деятельности процессуального характера: судом либо в результате ревизии, проверки, дознания, следствия или административного расследования. Следовательно, круг командиров (начальников), имеющих право проводить разбирательство, шире, нежели круг командиров (начальников), имеющих право назначать административное расследование.

Из смысла ст. 86 Дисциплинарного устава можно сделать вывод, что разбирательство обязан проводить лично командир (начальник). Однако личное проведение разбирательства командиром (начальником) не исключает возможности привлечения им подчиненных к участию в осуществлении деятельности по разбирательству.

В Дисциплинарном уставе не определен прямо срок проведения разбирательства. Вывод о его продолжительности можно сделать путем толкования норм Устава в их взаимосвязи. Так, в соответствии со ст. 88 Устава наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, разбирательство должно быть закончено не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на данного военнослужащего, стало известно о совершенном им проступке. Возможность продления срока разбирательства Уставом не предусмотрена.

В ходе разбирательства в соответствии со статьей 86 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ устанавливается:

  • действительно ли имел место проступок;
  • где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
  • в чем он выразился;
  • наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
  • каковы последствия проступка;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
  • причины и условия, способствовавшие совершению проступка. Установление того, в чем выразился проступок, и наличие причинно-следственной связи представляет собой выявление признаков объективной стороны дисциплинарного проступка. Установление внешнего проявления проступка предполагает решение вопроса о его противоправности. Действия (бездействие) военнослужащего могут быть признаны противоправными в том случае, если ими нарушены нормы права. При этом важно точно установить, какие конкретно нормы правовых актов нарушены. В этой связи важно четко указать какие статьи, пункты, положения того или иного нормативного документа были нарушены действиями (бездействием) военнослужащего. При изучении дисциплинарной практики часто встречаются случаи, когда дисциплинарное взыскание накладывается за совершение проступка без указания конкретного нарушения, а с общей формулировкой. Например, «за халатное исполнение служебных обязанностей», «за халатность», «за низкую дисциплинированность». Такие формулировки допустимы при производстве записей в служебных карточках. Однако в этом случае целесообразно иметь материалы разбирательства в письменной форме с указанием в них нарушений конкретных норм, установленных нормативными документами.

Существенным при проведении разбирательства является установление вины в действиях (бездействии) военнослужащего и степени вины. Вина — это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и его последствиям. Она может быть в форме умысла или неосторожности. При определении формы вины целесообразно обратиться к правовым актам, содержащим определения форм вины, в том числе к Уголовному кодексу РФ (ст. ст. 25 и 26) или Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (ст. 2.2). Форма вины подлежит учету при принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания.

При решении вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности и определении тяжести налагаемого взыскания важно установить обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. В Дисциплинарном уставе прямо не определено, какие обстоятельства могут рассматриваться в качестве смягчающих и отягчающих ответственность, в отличие от иных правовых актов, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 61 и 63) и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ст. ст. 4.2 и 4.3). Поэтому решение о признании обстоятельств дисциплинарного проступка смягчающим или отягчающим ответственность вправе принимать в каждом конкретном случае командир (начальник), налагающий дисциплинарное взыскание. При этом необходимо учитывать соответствующие положения ст. 87 Дисциплинарного устава, Перечня грубых дисциплинарных проступков военнослужащих (приложение 5 к ст. ст. 83, 100 Устава), в части определения грубых дисциплинарных проступков, а также правовых актов, в которых приводятся обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Так, в соответствии со ст. 81 Наставления по правовой работе в ВС РФ, применяя поощрение или налагая дисциплинарное взыскание, командиры и начальники должны учитывать данные, характеризующие личность военнослужащего: общий уровень развития и подготовки, психические качества, продолжительность военной службы и т.п. Указанный перечень не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае могут быть иные заслуживающие внимания обстоятельства. Вывод о прежнем поведении виновного может быть сделан путем ознакомления с его служебной карточкой, в которую согласно ст. 106 Устава заносятся все поощрения и дисциплинарные взыскания. Однако ограничиваться сведениями о прежнем поведении виновного, полученными из его служебной карточки, не следует, иначе подход к выяснению прежнего поведения виновного приобретает формальный характер, тем более что в служебной карточке отражаются не все правовые средства, используемые для обеспечения воинской дисциплины, которые применялись к военнослужащему.

Целесообразно в максимально возможной степени расширить представление о прежнем поведении виновного, в частности, путем проведения бесед с его непосредственным начальником и сослуживцами, иными лицами, которые могут непредвзято охарактеризовать виновного.

К отягчающим ответственность обстоятельствам относятся совершение дисциплинарного проступка повторно, участие в групповом нарушении воинской дисциплины и общественного порядка, совершение дисциплинарного проступка при исполнении обязанностей военной службы, в нетрезвом состоянии, существенное нарушение установленного порядка (абзац 2 ст. 87 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Обстоятельства, которые принимаются во внимание при определении вины и меры дисциплинарного взыскания, устанавливаются в ходе разбирательства.

Данные обстоятельства по своему содержанию могут быть объединены в следующие группы:

1)обстоятельства, относящиеся непосредственно к проступку;

2)обстоятельства, относящиеся к его последствиям;

3)обстоятельства, характеризующие виновного.

Характер проступка обуславливается, прежде всего, степенью его общественной опасности, причиненным им вредом общественным отношениям, которые регулируются правилами воинской дисциплины, или отношениям в сфере общественного порядка.

В ст. 87 Дисциплинарного устава указывается на то, что при определении вины и меры дисциплинарного взыскания за проступок принимаются во внимание именно его последствия. При этом принимаются во внимание лишь те последствия, причинно-следственная связь которых с проступком установлена разбирательством.

Согласно абзаца 2 ст. 87 Дисциплинарного устава существенное нарушение порядка в результате проступка также является обстоятельством, увеличивающим строгость дисциплинарного взыскания. Данное обстоятельство относится к последствиям проступка. В отличие от рассмотренных ранее обстоятельств, увеличивающих строгость дисциплинарного взыскания, оно имеет оценочный характер. Следовательно, для обоснования вывода о том, что проступок повлек существенное нарушение порядка или не повлек его, необходимо не только достоверно установить последствия конкретного проступка, но и оценить с применением определенных критериев эти последствия как существенно нарушившие порядок или не являющиеся таковыми. В каждом конкретном случае такая оценка входит в компетенцию командира (начальника), налагающего дисциплинарное взыскание.

При применении дисциплинарных взысканий необходимо, как правило, соблюдать последовательность (постепенность). Например, за впервые совершенный незначительный дисциплинарный проступок на военнослужащего не следует налагать строгое дисциплинарное взыскание.

Содержание и последовательность действий при разбирательстве определяются командиром (начальником), проводящим его. Путем анализа законодательства и практики можно выделить следующие стадии разбирательства дисциплинарных проступков:

  • назначение разбирательства;
  • установление фактических обстоятельств проступка;
  • рассмотрение собранных доказательств и принятие решения;

После принятия решения непосредственно разбирательство можно считать завершенным и наступают стадии:

  • исполнения решения;
  • обжалования и пересмотра решения.

При проведении разбирательства необходимо учитывать, что в целях выполнения задач разбирательства не могут проводиться следственные действия (например, допрос) и составляться процессуальные документы (например, протокол осмотра). Необходимые сведения при проведении разбирательства получаются иным способом: получением объяснений, тем же осмотром места происшествия, но без составления процессуального документа в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. При этом могут составляться схемы, может быть применено фотографирование и так далее.

В ходе разбирательства не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни военнослужащего без его согласия. Такое требование следует из положения п. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации.

Право возбуждения уголовного дела в случае, если проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, имеет командир воинской части, являющийся органом дознания (ст. 40 УПК РФ; ст. ст. 76, 91 Устава внутренней службы ВС РФ).

При необходимости возбуждения уголовного дела, назначения дознания и при его производстве командиру воинской части следует руководствоваться нормами УК РФ, УПК РФ и Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.