Рекомендации по обучению

В рамках выработки системного подхода к обеспечению конституционного права на получение образования детьми, находящимися на лечении в стационаре медицинских организаций, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, Минобрнауки России направляет разъяснения, разработанные совместно с Минздравом России, по указанному вопросу для использования в работе.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

В.Ш. Каганов

Разъяснения
по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно.

Согласно российскому законодательству в сфере образования каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо обстоятельств получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования соответствующих социально-экономических условий для его получения (части 2, 3 и 4 статьи 5; пункты 3, 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).

В рамках межведомственного взаимодействия по вопросу выработки системного подхода к обеспечению конституционного права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, Минздрав России разработало разъяснения терминов:

«длительное лечение» — стационарное лечение в течение более 21 дня;

«обучающийся, нуждающийся в длительном лечении» — обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар).

Согласно части 5 статьи 41 Закона обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано, в том числе, в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и обращения в письменной форме родителей (законных представителей) обучающегося.

Согласно разъяснениям Рособрнадзора в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, об организации государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) обучающихся, переехавших в период ГИА из одного субъекта Российской Федерации в другой, в том числе для прохождения длительного лечения в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление, (письмо от 13 мая 2014 г. № 02-377) обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, имеют право на прохождение ГИА и получение аттестата об основном общем или среднем общем образовании в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление.

Порядок и условия перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в том числе в случае прохождения длительного лечения, регламентируется Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 (зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2014 г., регистрационный № 32215).

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, нуждающихся в длительном лечении и получающих общее образование в медицинских организациях, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, в указанных организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования (статья 79 Закона).

Реализация права на общее образование обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Вопрос о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, должен быть урегулирован нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Для организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, прохождения ГИД в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление, необходимо:

заключение медицинской организации о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар);

заявление в письменной форме родителей (законных представителей) на имя руководителя медицинской организации, в которой будет находиться на длительном лечении их ребенок, с просьбой организовать его обучение.

Законодательством в сфере образования предусмотрены два варианта организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении:

1) обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения организации, осуществляющей лечение, оздоровление.

В соответствии с нормами статьи 31 Закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся, в том числе, организации, осуществляющие лечение, оздоровление.

Указанные организации вправе осуществлять образовательную деятельность, в том числе по основным общеобразовательным программам, создав в своей структуре специализированое структурное образовательное подразделение (части 3, 6 статьи 31 Закона).

При этом одним из предметов уставной деятельности организации, осуществляющей лечение, оздоровление, становится осуществление образовательной деятельности с обязательным получением соответствующей лицензии согласно законодательству Российской Федерации, регулирующему вопросы лицензирования образовательной деятельности (статья 91 Закона, Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положение о лицензировании Образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966).

Создавать специализированые структурные образовательные подразделения в медицинских организациях, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, и организовывать в них образовательный процесс рекомендуется на уровне федеральных, республиканских, краевых, областных; организаций, осуществляющих лечение, оздоровление.

2) обучение в медицинской организации организацией, осуществляющей образовательную деятельность, н расположенной территориально наиболее близко к медицинской организации.

В этом случае отношения между медицинской организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, регулируются договором. При этом лицензию на осуществление образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимо переоформить в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы лицензирования образовательной деятельности, включив в нее адрес осуществления образовательной деятельности (адрес медицинской организации).

Реализация образовательных программ при любом из вышеназванных вариантов получения образования, обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, возможна в различных формах: очной, очно-заочной, сетевой, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных программ.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования регламентируется приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2013 г., регистрационный № 30067).

Рекомендуем до 1 сентября 2015 г. приняв исчерпывающие меры по организации взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и проработке алгоритма организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении.

Директор Департамента
в сфере защиты прав детей
Е.А. Сильянов

Минздрав планирует выдавать жизненно необходимые лекарства не только льготникам, но и нуждающимся в длительном лечении

УТВЕРЖДЕНО
Решением Совета Фонда
Благотворительного фонда
помощи социально-незащищенным гражданам
«Нужна помощь» от 2016 г. Публичная оферта
о заключении договора пожертвования

(Протокол № 3 от 01.12.2016 г.)

  1. Значение настоящей публичной оферты
    1. Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в п. 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на уставные цели Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
    2. Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте Фонда в сети Интернет по адресу: nuzhnapomosh.ru.
    4. Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
    5. В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
    6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
    7. Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
  2. Существенные условия Договора
    1. Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором, В случаях, предусмотренных п. 4.3 Оферты, устанавливается минимальный размер пожертвования.
    2. Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
  3. Порядок заключения Договора
    1. Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
    2. Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в п. 5 Оферты, с указанием «пожертвование на уставную деятельность» либо «пожертвование на реализацию Благотворительной программы «Нужна помощь.ру», в строке: «назначение платежа», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
      2. путем направления Донором короткого сообщения (SMS) cо следующими словами (регистр и транслитерация значения не имеют):
        — sos (сумма по-умолчанию 25)
        — dzhaz (сумма по-умолчанию 50) — для сбора пожертвований на фестивалях «Усадьба Джаз»
        — afisha (сумма по-умолчанию 200) — для сбора на фестивалях «Пикник-Афиша»
        — novaya (сумма по-умолчанию 50) — для публикации в издании «Новая» на короткий номер 3443, используемый в целях сбора пожертвований на реализацию Благотворительной программы «Нужна помощь.ру»;
      3. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
    3. Особенности порядка заключения Договора для реализации проекта «Пользуясь случаем» («Проект»), осуществляемого в рамках благотворительной программы Фонда, предусмотрены п. 4 Оферты.
    4. Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    5. Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае, предусмотренном п. 3.2.3 — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
  4. Проект «Пользуясь случаем»
    1. Условия о порядке заключения Договора, предусмотренный п. 3 Оферты, применяются к Договору для реализации Проекта, если иное прямо не предусмотрено настоящим п. 4 Оферты.
    2. Оферта Проекта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
      1. путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в п. 5 Оферты, с указанием «пожертвование на проект » либо «пожертвование на реализацию благотворительного проекта „Пользуясь случаем“ «, в строке: «назначение платежа», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем, мобильного платежа и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
      2. путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или организаторами мероприятий, осуществляемых в рамках Проекта, от имени и в интересах Фонда с указанием «на реализацию благотворительного проекта «Пользуясь случаем» в общественных и иных местах.
    3. В случае проведения акции или мероприятия, вход на которое осуществляется по предварительно полученным Донором в соответствии с п. 4.5 Оферты билетам («Событие»), организатор События вправе установить минимальный размер пожертвования для участия в Событии.
    4. В случае проведения События при акцепте Оферты Проекта способами, предусмотренными п. п. 4.2.1 и 4.2.2 Донор, помимо прочего, указывает адрес электронной почты в строке «назначение платежа» или в тексте короткого сообщения соответственно.
    5. В случае проведения События после акцепта Оферты Проекта в порядке, предусмотренном п. п. 4.2 и 4.4 Оферты, на указанный Донором адрес электронной почты будет выслан электронный билет для участии в Событии.
  5. Прочие условия
    1. Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, целями деятельности Фонда и Положением о благотворительной программе «Нужна помощь.ру», осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты
    2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. Реквизиты Фонда
    Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
    125009, г. Москва, Столешников пер., д.6, стр.3
    ИНН: 9710001171
    КПП: 771001001
    ОГРН: 1157700014053
    Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
    Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
    Наименование банка получателя платежа: ОАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
    БИК: 044525225
    nuzhnapomosh.ru

Директор Семёнова А. А.

Содержание обучения пациентов

Содержание и тематика материалов по обучению населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого медицинской организацией.

Для участковых медицинских работников это могут быть:

• правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях,

• профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания,

• просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики и др.

Для Школ здоровья – информированность пациентов о заболевании и его факторах риска; занятия по формированию умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья.

Для Центров медицинской профилактики – это проведение различных акций или декад в медицинской организации. Например, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельский центр медицинской профилактики» проводит различные профилактические акции и мероприятия на различных площадках города, освещает на своем сайте (http:// zdorovie29.ru/) такие темы, как: «Онкомаркеры: зачем они нужны в диагностике», «Как предупредить меланому. Советы онколога», «Аортокоронарное шунтирование. Жизнь после операции», проводит занятия, а также организует выездную форму профилактической работы «Городок здоровья».

Формы, методы и средства обучение населения в Школах здоровья и Медицинских центрах профилактики

Обучение пациентов осуществляется с использованием различных форм, методов и средств обучения, которые должны соответствовать основным принципам обучения и быть обучающими, наглядными, актуальными, доступными, оптимистичными и нести воспитательную функцию.

Формы обучения пациентов

Обучение населения в Школах здоровья и Медицинских центрах профилактики определяется как:

• индивидуальное – обучение, проводимое с отдельными индивидуумами;

• групповое – обучение, проводимое с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы, группы высокого риска);

• массовое – обучение, охватывающее большие группы населения (популяцию) или все население в целом.

В Школах здоровья обучение пациентов осуществляется преимущественно на индивидуальном и групповом уровне. Групповое обучение имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения. На популяционном уровне работают Центры медицинской профилактики и др. медицинские организации.

Лекция является массовой формой обучения, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый, большой материал. Обычно для чтения лекций предполагается большая аудитория. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Для обучения пациентов и населения могут быть использованы следующие виды лекций: лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения пациентов в обучающий процесс; проблемная лекция – сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы; бинарная лекция – учебный материал проблемного содержания дается слушателям в живом диалогическом общении двух лекторов между собой (например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения).

Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ве дущего беседу заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор. Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5–7 человек (групповая).

Круглый стол – это групповая форма работы, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации.

Памятка (брошюра) дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья. Она рассчитана на конкретного человека, например, памятка больному, страдающему сахарным диабетом, памятка по контрацепции и др.

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Видеодемострация – массовая форма работы, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная кампания, проведение её приближено к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Уроки и часы здоровья – групповая форма, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.

Наряду с традиционными формами и методами работы, применяются современные формы: конференции, тренинги. В медицинских организациях могут проводиться социологические исследования, внедряться профилактические и оздоровительные программы.

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, кото рые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.

Выбор метода обучения зависит от:

• особенностей информации (учебного материала), его направленности на личность обучающегося;

• целей, задач педагогически направленной беседы в условиях лечебной тактики;

• особенностей изложения материала с учетом личности больного или родственника;

• возрастной и индивидуальной специфики слушателя;

• уровня образованности, развития и воспитания слушателя;

• материально-технической оснащенности предлагаемого для восприятия материала;

• способностей и возможностей педагога, его мастерства, личностных качеств;

• времени на решение дидактических задач.

Сферы обучения пациента

Сестринская педагогика как основа обучения пациента

Сестринская педагогика– это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Это деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний. Медсестра должна владеть методами и приёмами обучения.

Метод(по-гречески – «путь к чему-либо) – способ достижения цели, способ приобретения знания. В сестринской педагогике используются в основном методы традиционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения.

Выбор методов зависит от следующих условий: содержания обучения, задач обучения, времени, которым располагает медсестра и пациент, особенностей пациента, наличия средств обучения. Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.

К методам обучения относятся:

1) словесный (устное изложение, рассказ, беседа);

2) наглядный (иллюстрация – медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и т.д.);

3) практический – отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и т.д.).

Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать. Существует три сферы обучения.

1. Познавательная – человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей знания.

2. Эмоциональная – человек, получив информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально.

3. Психомоторная сфера – человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

Обучение может быть формальным и неформальным. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приёмам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приёма пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), представляет информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.

Мотив– побудительный эффект.

Мотивы делят на три группы:

1) социальные (пациент и общество);

2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес;

3) мотивы, связанные с творчеством (например: пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальная. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1) соответствующим подбором содержания обучения: содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения;

2) разнообразием формы обучения: лекция, деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры), проблемный метод, беседа и т.д.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть мотивированным и эмоционально окрашенным.

Организация обучения в Школах здоровья

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОСНОВАМ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные цели

После изучения этой части учебного пособия Вы будете:

• знать современные формы, методы, средства обучения пациентов в школах здоровья, центрах медицинской профилактики и в условиях лечебного учреждения;

• уметь отбирать содержание, формы, методы и средства обучения пациентов;

• уметь проектировать, проводить и анализировать учебнопросветительские занятия для населения (пациентов); • владеть Teachback методом в работе с пациентом.

Ключевые слова:

Обучение

Метод обучения

Teach-back метод

Формы обучения

Средства обучения

Центры медицинской профилактики

Школы здоровья

Где проходит обучение пациентов и населения самосохранительной деятельности

Центры медицинской профилактики

Городской центр медицинской профилактики – это самостоятельное специализированное учреждение здравоохранения особого типа.

Функции центра медицинской профилактики:

• организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;

• организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• участие в проведении подготовки специалистов других ведомств по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;

• оказание населению профилактической и консультативнооздоровительной помощи.

Основные направления работы:

• Организационно-методическая работа

– подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;

– разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;

– создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов; – методические консультации.

• Социологические исследования

– изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. среди молодежи;

– изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.

• Издательская деятельность

– материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно центром медицинской профилактики;

– пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;

– газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

• Реализация программ и проектов

– реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;

– участие в реализации международных проектов.

• Массовая работа

– участие в передачах по телевидению/радиопередачах;

– публикации в прессе;

– организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин;

– работа «телефонов доверия».

• Консультативно-оздоровительная деятельность

– проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

– оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.

Центры медицинской профилактики оказывают методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляют контроль за их деятельностью.

Школы здоровья

Школа здоровья для пациентов и лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования.

Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения. Руководителем назначается врач или медицинская сестра.

Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

• в доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;

• формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.);

• создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

• повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства.

На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность несколько школ здоровья: «Артериальная гипертония», «Бронхиальная астма», «Сахарный диабет», «Инсульт», «ХОБЛ», «Остеопороз», «Здоровое питание», «Коррекция веса», Школы беременных, Школы молодой матери, Школы для пациентов, принимающих антикоагулянты (варфарин), а также Кабинеты здорового ребенка, Кабинеты по отказу от курения, Кабинеты и отделения медицинской профилактики. (ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики» http://zdorovie29.ru/).

Организация обучения в Школах здоровья

Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

В Школу здоровья направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8–10 человек.

Занятия в Школе здоровья носят цикличный характер и проводят-

ся в интерактивной форме. Полный цикл обучения состоит из 6–8 занятий, продолжительность занятий 1–1,5 часа.

Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1–2 месяца; периодичность занятий – 1–2 раза в неделю;