Режиссер массовых мероприятий

История проведения уличных праздников довольно велика, они существовали много лет назад во всех странах мира. Еще в древней Руси отмечали дни зимнего и летнего солнцестояния, Новолетие, Масленицу, День Сварога и много других праздников. В эти дни славяне собирались вместе, готовили друг другу угощения, пели песни, танцевали, прыгали через костры, запускали венки в воду и загадывали желания. Многие праздники прошли испытание временем и популярны даже в наши дни. Но время не стоит на месте и каждый год появляется все больше и больше новых событий, которые уже становятся традиционными для нового поколения.

Каждое массовое мероприятие, будь то календарный или городской праздник, рекламная акция или музыкальный фестиваль, имеет главную составляющую — программу. А там, где есть программа, всегда есть работа для режиссера. В основе любого сценария мероприятия лежит главная идея, массовость и интерактив. Со временем меняются формы диалога со зрителем, появляются новые возможности коммуникаций, множество технических средств и спецэффектов, поэтому крайне важно, чтобы режиссер вашего мероприятия был человеком современным, двигался в ногу со временим, был в курсе событий и технологий, новинок рынка и трендов, обладал широким кругозором, так как современный зритель довольно избалованный в плане развлечений и его постоянно нужно чем-то удивлять.

Быть режиссером массовых мероприятий – дело непростое. Главным требованием к специалисту станет повышенное чувство ответственности, ведь именно он отвечает за весь конечный результат. Он должен иметь четкую жизненную позицию и житейский опыт, так как именно он ведет диалог с аудиторией. Важно умение уделять внимание деталям и мелочам, ведь каждое, сказанное артистами со сцены слово услышат тысячи зрителей, покажут в телеэфире, снимут на видео. Каждое мероприятие имеет своего заказчика. Это может быть администрация города, министерство культуры или спорта, коммерческая или благотворительная организация, которая через данное мероприятие продвигает свой бренд. Режиссеру важно правильно расшифровать цели и задачи масштабного мероприятия, чтобы он смог грамотно составить программу, которая будет транслировать аудитории нужный месседж.

В последнее время организаторы все чаще отказываются от чисто концертных форм, отдавая приоритет интерактивным программам. Действие на сцене является всего лишь частью большого фестиваля, где выставке, ярмарке, мастер-классам, квестам, флешмобам и прочим активностям уделяется не меньше внимания. Целостность программы обеспечивает общая идея праздника, ее главный смысловой стержень, а он в свою очередь определяется из вкусов и потребностей аудитории. У каждого мероприятия она разная, и режиссер должен понимать и учитывать это, ведь то, что идеально для молодежи, совсем не подходит для старшего поколения. В этом и проявляется опыт и профессионализм режиссера, который сможет правильно построить программу для любого зрителя.

Привалова Маргарита

Менеджер проектов компании STYLE PROJECT

О РЕЖИССУРЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

М. ТУМАНОВ

РЕЖИССУРА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА

Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства культуры РСФСР

в качестве учебного пособия для институтов культуры

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1976

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

В основе данного пособия — лекции, прочитанные народным артистом, СССР, профессором И. М. Тумановым в Ленинград­ском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской. Они освещают некоторые важнейшие вопросы режиссуры мас­совых форм искусства. В пособии обобщается большой практи­ческий опыт автора, впервые выводятся основные положения режиссуры массового праздника и его компонентов — массо­вых представлений и театрализованных концертов, определя­ются формы и методы их подготовки и проведения. Осмысление всего этого материала — важнейшая задача для всех, кто посвятит себя созданию массовых праздников, которые зани­мают все большее место в жизни народов нашей страны.

Пособие адресуется в первую очередь студентам институ­тов культуры, будущим, режиссерам массовых праздников и представлений, а также практикам, уже начавшим свою само­стоятельную деятельность в клубных учреждениях.

Автор анализирует массовые праздники большого масштаба. Но режиссерскую деятельность в этом жанре искусства, вне зависимости от его размеров, объединяют общие закономерно­сти. Поэтому выводы и рекомендации, сделанные на примерах масштабных праздников, могут быть использованы создателя­ми подобного типа зрелищ и тогда, когда размах их будет меньше, условия постановки более скромными и возможности организационного и творческого характера уже.

Приложения включают сценарии массовых праздников и театрализованных концертов, созданные И. М. Тумановым в содружестве с группой режиссеров и художников.

О РЕЖИССУРЕ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Праздник! Он стал неотъемлемой частью нашей жизни, за­кономерным социальным явлением. Всенародные торжества, посвященные годовщинам Великой Октябрьской социалистиче­ской революции, 1 Мая, дню рождения В. И. Ленина, Дню Победы… В селах широко отмечают дни первой борозды и урожая, начало учебного года и многие другие события. В праздничные вечера на главные магистрали наших городов выходят тысячи и тысячи людей для того, чтобы влиться в об­щий поток ликования, почувствовать себя частицей того огром­ного и величественного, имя которому,— народ!

Массовый театр улиц, площадей, больших сценических пло­щадок успешно развивался с первых лет Советской власти.

Великие основатели Художественного театра К. С. Стани­славский и В. И. Немирович-Данченко не раз говорили, что новая эпоха требует монументальных форм, увеличения мас­штабности празднеств. Неотъемлемой их частью стали массо­вые представления и театрализованные тематические концер­ты. Не случайно первая годовщина Октября была отмечена постановкой «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского, созданной под руководством В. Э. Мейерхольда, которую поэт и режиссер понимали как зрелище для самой широкой аудитории.

В 20-е годы известный советский режиссер Н. В. Петров стал одним из постановщиков волнующих массовых представ­лений «К мировой коммуне», «Десятилетие Октября», которые Ромен Роллан назвал «изумительным цветением Революции». Замечательный сценарий театрализованного действия на Крас­ной площади в честь III конгресса Коминтерна дошел до нас в творческом наследии известного деятеля советского театра К. Марджанова. С постановки агитационного представления в Иркутске в самый разгар боев гражданской войны начинал свой путь другой талантливый режиссер — Н. П. Охлопков.

Незабываемы дни Московского Всемирного фестиваля мо­лодежи и студентов. Парки, площади, улицы, стадионы, Моск­ва-река, территория ВДНХ стали тогда «сценическими площад­ками» массового театра. Политический, страстный митинг «За мир — против атомной войны» на Манежной площади в Моск­ве привлек несколько сотен тысяч участников. О большом талан­те деятелей искусств и широком участии общественности в организации празднеств ярко свидетельствовали интересные представления, концерты, праздничные шествия на площадях Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Вильнюса, Казани, Ульяновска, Рязани, Брянска, во многих других городах в честь 50-летия Октября и образования СССР, 100-летия со дня рож­дения В. И. Ленина.

У нас в стране заметно стремление к праздничному оформ­лению труда. Эта черта органически присуща социалистиче­скому обществу. В грандиозной битве за хлеб, которую вели труженики сел в 1973 году, родилась на Алтае и в Ставрополье, а потом была подхвачена повсеместно традиция торжественно­го выезда механизаторов на поля. Складывается своеобразный праздник начала летней страды. По инициативе комсомольцев Ленинграда вот уже несколько лет проводится День молодого рабочего. Примечательна тяга к праздничному оформлению коммунистических субботников.

В Москве — на ВДНХ, в Измайловском и Центральном им. М. Горького парках — привились праздники, воспевающие труд и советский патриотизм. А в Одессе 1 апреля по улицам шествовала «Юморина» — веселый праздник в день сатиры и смеха. Словом, по стране ежегодно проводятся тысячи различ­ного рода массовых постановок.

Основную часть забот в сфере массового театра берут на себя культурно-просветительные учреждения. Они делают, бе­зусловно, очень много нужного и интересного, особенно по внедрению в жизнь новых обрядов и превращению их в театра­лизованное действие.

Всероссийское театральное общество, его совет по массо­вым представлениям и театрализованным праздникам уже ряд лет ведет работу по объединению кадров массового театра — режиссеров, художников, сценаристов, работников парков и стадионов. Совместно с Министерствами культуры СССР и РСФСР проводятся конкурсы и фестивали праздничных пред­ставлений, ежегодные семинары и творческие конференции ре­жиссеров и сценографов. Следует отметить, что подготовке квалифицированных кадров мешает отсутствие учебной литера­туры по теории и практике массовых представлений и театра­лизованных концертов. Надеемся, что предлагаемое учебное пособие поможет в подготовке будущих режиссеров, а также в практической деятельности работников культурно-просвети­тельных учреждений.

В жизни каждой страны, каждого народа есть особые даты, которые заставляют задуматься, вспомнить прошлое, которые связаны с планами и мечтами о будущем.

С глубоким волнением отмечает наша страна годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Вошел в нашу жизнь и стал всенародным праздник День Победы. Радостно отмечают все народы годовщины Великого Октября —день рождения Страны Советов.

Значительность этих событий вызывает у каждого человека естественное желание выразить свое отношение к ним, присое­диниться ко всеобщему торжеству. Не случайно стали тради­ционными праздничные первомайские и ноябрьские демонстра­ции трудящихся. По велению души и сердца в День Победы москвичи выходят из домов и но центральной улице им. А. М. Горького идут на Красную площадь. В Ленинграде традиционным местом сбора стали Набережные Невы. Люди приходят сюда, чтобы в торжественные дни соприкоснуться с тем большим и дорогим, что составляет суть их праздничного настроения; чтобы дать простор переполняющим их чувствам радости. И чем больше каждый встречает сочувствующих, со­звучных своему эмоциональному настроению людей, тем счаст­ливей и праздничней становится он сам.

Вспомним, как проявились чувства радости, ликования, счастья, когда закончилась Великая Отечественная война или когда страна узнала о первом полете человека в космос: опус­тели все дома, люди вышли .на улицы, и возник стихийный массовый праздник.

Особое, праздничное настроение охватило советских людей в дни празднования 50-летия Великого Октября, когда трудя­щиеся подвели итоги пройденного Родиной пути, осмыслили ее успехи и величие, а собравшись на праздник, умножили ощу­щение каждого в тысячи раз.

Но эмоционального порыва недостаточно, мало одного же­лания соприкоснуться с тем, что очень дорого и радостно; есть и другое стремление — к художественному оформлению праздника, к созданию яркой образной его формы. В этом так­же выражается состояние людей, проявление того настроения, которое приводит их на плоц\ади и улицы в праздничные дни. Вот здесь и возникает необходимость в режиссере, в худож­нике, которые сумели бы объединить все эти действия людей, их эстетические потребности в большие и яркие массовые праздники, высокохудожественно оформить их.

Человечество всегда стремилось в различных формах искус­ства выражать свои чувства, откликаться на события, проис­ходящие в мире. Сначала это были гимны явлениям природы, непонятным еще человеческому разуму. Тогда-то и появились пляски вокруг огня, жертвоприношения, ритуалы и традиции, которые дошли до нас в наскальных изображениях, устных сказаниях и легендах.

Пришла другая эпоха, а вместе с ней родились праздники Древней Греции, слава которых распространилась по всему миру.

Совсем по-новому предстают перед нами празднества фран­цузской буржуазной революции, Парижской коммуны, когда были созданы интереснейшие массовые представления и рево­люционные шествия.

В первые годы Великой Октябрьской социалистической ре­волюции на берегах Невы замечательные художники и режис­серы С. Радлов, К. Марджанов, Н. Петров и другие создавали праздники, которые сыграли огромную роль в формировании эстетических понятий нового искусства, перестраивали, обновляли привычные формы, оставшиеся от буржуазной культуры. Таким образом, история искусств свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым зрелищам, представлениям и праздникам. Но особенно большой опыт в области массовых форм искусства накоплен советской режиссурой.

Только в социалистическом обществе, где массовый празд­ник достиг небывалого расцвета и стал воистину всенародным выражением эмоционального настроя, встал вопрос о специаль­ной подготовке режиссеров массовых праздников.

Массовые формы искусства становятся у нас все более по­пулярными. Только в РСФСР в дни празднования 50-летия Со­ветской власти прошло несколько тысяч, массовых городских и сельских праздников. Тысячи! Можно себе представить, какое количество людей приняло участие в великом празднестве!

Невозможно переоценить значение массовых форм искусст­ва в воспитании у трудящихся коммунистического сознания и высоких гражданских, идеалов. Именно поэтому так велика от­ветственность режиссера массового праздника перед общест­вом. Эти постановки так значительны и несут такой заряд воз­действия на зрителей, что любой просчет — это брак в воспи­тательной работе. Недостаточно тщательный отбор материала, неточность художественного образа, отсутствие требовательно­сти к исполнителям, непродуманность развития логики празд­нества — каждое из этих обстоятельств снижает эффект воз­действия на тысячи участников и зрителей, пришедших на мас­совое представление или театрализованный концерт. Опас­ность этого возникает и там, где ремесленничество и штамп подменяют искусство.

В свое время была найдена очень удачная форма театрали­зованного пролога массового праздника на стадионе. Пролог включал костюмированные выходы литературных, театральных и киногероев; все впечатляло яркостью красок, образностью картин той эпохи, обстановки, в которых действовали и жили герои. Но затем прологи начали механически копироваться, повторяться, превратились в обычный прием, штамп и не вы­зывали уже прежнего интереса зрителей. В то же время точно найденный образ, удачно помещенный в драматургическую ткань представления, вызывает энтузиазм тысяч зрителей, за­ставляет их плакать или смеяться.

Искусство массовых праздников — это огромная сила, и от­носиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массо­вых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.

Каждый режиссер понимает, что если в театре после премье­ры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то мас­совое действие живет лишь однажды, и при этом должно оста­вить глубокое и эмоционально яркое впечатление.

Если в спектакле театра или в художественном фильме ре­жиссер, создавая образы героев и наделяя их индивидуальны­ми качествами, разрабатывает характеры, пользуясь тон­чайшими психологическими нюансами, мотивирует их поступки, прослеживает взаимоотношения персонажей, последовательно выстраивает ход событий, то в любом массовом действии столь же глубокую и значительную тему он раскрывает через отдель­ные эпизоды, разножанровые номера, объединяя их одной иде­ей, одной целью, к которой они направлены. Здесь режиссер действует на сознание и воображение участников и зрителей общими понятиями, крупными сценическими символами. В этом и заключена главная сложность режиссуры массовых форм искусства, имеющей дело с особым родом драматургии. При всех специфических особенностях массового праздника самый важный и решающий фактор в нем, как и в любом дру­гом виде искусства,— гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в празднике не только факты и свое отношение к ним, но и свое мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность. Лишь с этих позиций можно размышлять и говорить о тех многообразных способах решения темы, о тех выразительных средствах, которыми мы пользуемся при постановке массового действия и из которых нам нужно отобрать самое важное, са­мое интересное и живое, чтобы придать ему черты подлинной

художественности.

Мне посчастливилось работать с К. С. Станиславским и под его руководством совместно с режиссером М. А. Мельтцер ста­вить оперу композитора Л. Степанова «Дарвазское ущелье». Одна из основных задач режиссуры заключалась в том, чтобы в музыку органически вписать все внутренние и внешние дей­ствия и поступки актеров. Станиславский требовал, чтобы мы добивались от артистов соразмерения их поведения с музыкой, чтобы отыгрыши и проигрыши между репликами заполнялись той логикой мысли, действия и поступков, которая была бы ха­рактерна именно для данной музыкальной темы, фразы, ритма.

Спектакль, сделанный с такой скрупулезностью был выпу­щен после смерти К. С. Станиславского. Понятно, какое уди­вительное, трепетное отношение вызывал у нас этот спектакль и как бережно мы относились к тем находкам, к тому интим­ному и дорогому, что было заложено в него великим мастером.

Константин Сергеевич умер. Главным режиссером театра стал В. Э. Мейерхольд. Однажды он предложил перенести «Дарвазское ущелье» на сцену Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Это предложение показалось невероятным: спектакль, который создавался в студии с такой доверительной интонацией, вдруг перенести на сцену Зеленого театра!

…В парке стоял совершенно невообразимый шум. Здесь со­брали огромное количество людей, машин, животных. Действие оперы происходит в Таджикистане; и все, кто учился в студии, институтах и школах из среднеазиатских республик, были при­влечены к участию в массовых сценах. Броневики, грузовики, мотоциклы, кавалерия, ослы и верблюды скапливались за ку­лисами Зеленого театра. Все это кричало, шумело и пело. Ка­залось, что организовать все это невозможно. И вдруг узнаем, что В. Э. Мейерхольда на репетиции не будет и что проводить ее придется мне. Неумолимость театральной дисциплины и от­ветственность за выполнение обязательств, взятых на себя те­атром, были так велики, что репетиция началась. Когда же через некоторое время в спектакль стали входить те новые ком­поненты, которые раздвигали привычные рамки оперного спек­такля, тогда стало понятно, что это «вавилонское столпотворе­ние» организовать трудно, но… можно. Присутствующие на репетиции поняли, что спектакль, приобретя необычную мас­штабность, может «заиграть» неизвестными гранями, получить новое звучание и особую значительность. Опера прошла не­сколько раз с большим успехом.

Сегодня массовые представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты и зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого советского праздника, всегда предусматривающего разнообразный комп­лекс политических, культурных и художественных действий.

«Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

Контрольно-оценочные материалы

Раздел МДК

«Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

Специальность

«Социально-культурная деятельность»

Специализация (вид)

«Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

Курс

Текущий контроль

Сроки проведения: 2014-2015 уч. год

Форма контроля: контрольная работа

Темы контрольных работ:

Вариант 1.

Театрализация как творческий метод режиссера. Идейно-тематический анализ инсценировки.

Методические указания

Раскройте сущность понятия «театрализация». Театрализация как метод режиссуры досуговых программ органически объединяет две важные линии: художественно-образную организацию материала и активизацию самой массы – это метод художественного осмысления реальных событий и организации действия масс участников. Оформление и выражение содержания досуговой программы, ее идея и темы в художественно-образном действии. Принцип тематического отбора и использования готовых художественных образов в досуговой программе. Театрализация действий реальных героев. Использование в досуговой программе различных видов искусств: поэтическое слово, музыки, песни, танца, кино и др. Построение театрализованного действия по принципам: иллюстрации событий, формирование сюжета на основе событий, ассоциативных сочетаний в построении действия. Активизация массы участников программы и способы включения ее в действие. Игра как средство включения участников программы в действие. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 2.

Режиссерский замысел. Идейно-тематический анализ инсценировки.

Методические указания

Понятие «режиссерский замысел» является характерным как для драматического театра, так и для театра массовых представлений и праздников. Как и на основе чего рождается режиссерский замысел в этих видах искусства? Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 3.

Основные этапы работы по подготовке досуговых программ. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

1.Дайте характеристику основных этапов работы по подготовке культурно-досуговых программ. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 4.

Основные формы концертных программ. Идейно-тематический анализ инсценировки.

Методические указания:

Укажите отличительные черты различных форм концертных программ и выделите в них единый общий элемент. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц

Вариант 5.

Номер – основа концертной программы.

2. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Напишите, как из отдельных номеров складывается концертная программа, какие требования должен предъявлять режиссер к подбору номеров. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 6.

Театрализованный концерт ка вид театрализованного представления. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Подчеркните, что для такого вида искусства как театрализованный концерт, необходим поиск яркого образного решения не только отдельных номеров, но и всей программы в целом. Обратите внимание на органичный синтез видов и жанров искусств, входящих в структуру концерта. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 7.

Работа режиссера с художником по созданию художественно-образного решения досуговой программы. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Художник – соавтор режиссера. Главная цель художника в создании сценографии досуговой программы, ее зримого образа. Роль детали в оформлении. Использование световых эффектов. Создание эскиза, макета. Особенности и принципы художественного оформления досуговых программ. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 8.

Литературно-музыкальная композиция как вид поэтического театрализованного представления. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Ответьте, что такое литературно-музыкальная композиция, немного из истории жанра. Какое место занимает в этом жанре литература и музыка. Использование документа в композиции. Мизансценирование. Выразительные средства использования в литературно-музыкальной композиции. Конфликт в литературно-музыкальной композиции. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 9.

Массовый праздник как комплексная досуговая форма. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Сущность и функции массового праздника. Типы массового праздника, отличие этих типов в различной целенаправленности композиционной организации компонентов целостной программы. Особенности организации действия в празднике. Способы активизации участников праздника. Вступительные средства в празднике. Виды «героев» массового праздника. Организационные постановочные проблемы режиссуры массового праздника. Влияние особенностей «игровых» площадок на жанровое решение праздника и планировку действий: на улице, в парке, на площади, на стадионе и т. д. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 10.

Режиссерско-постановочный план досуговой программы. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Режиссерско-постановочный план – основной документ режиссера. Объясните, почему без тщательно разработанного плана нельзя приступать к репетиции и добиться успешного воплощения на сцене будущей постановки. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

    Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 11.

Воображение. Развитие фантазии. Воображение в реальной и воображаемой плоскостях. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

1.Раскройте значение творческого активного воображения в сценическом искусстве. о роли воображения в творчестве. Взаимосвязь «если бы», предлагаемых обстоятельств и «воображения». Дайте характеристику свойствам воображения, а именно: воспроизводить образы ранее пережитые, и комбинировать эти образы в новом порядке, создавая новое. Привести примеры из собственного опыта.

2.Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 12.

Сценическое внимание. Объекты и круги внимания. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Раскройте значение внимания в сценическом творчестве и его виды: непроизвольное и произвольное. Дайте характеристику основным чертам сценического внимания: целенаправленности, активности и устойчивости; объектом внимания (зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное и обонятельное). Круги внимания. Внимание как необходимое условие развития творческой фантазии и воображения. Приведите примеры из собственного опыта.

2.Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 13.

Мизансцена — язык режиссера. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания

Раскройте суть понятия «мизансцена», ее элементы: «положение», «движение». Виды мизансцен. Мизансцена как пластический образ сущности события — действия. Обратите внимание на иносказательную образность в мизансценах КММ (символическое, аллегорическое, метафорическое и др.) Приведите примеры из собственного опыта. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 14.

Атмосфера. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания.

Раскройте историю возникновения понятия «сценическая атмосфера». Что порождает сценическую атмосферу? Как связана атмосфера со сценическим событием и со сквозным действием? Актер как выразитель атмосферы. Атмосфера и система художественных образов. Атмосфера как выразитель идеи представления и его темпоритма. Привести примеры из собственного опыта. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 15.

Общение. Материал для общения. Объекты и приемы общения. Приспособления. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические рекомендации

Раскройте значение учения о сценическом общении. Объекты общения. Дайте характеристику основным моментам общения: воздействие, оценка, отклик; способам и приемам сценического общения. Раскройте условия, необходимые для общения, а именно: подлинное восприятие окружающей жизни, видоизменения своего поведения в зависимости от действий партнера. Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Вариант 16.

Основные положения метода действенного анализа пьесы и роли. Идейно-тематический анализ сценария.

Методические указания.

Раскрыть значение учения об органической связи метода «действенного анализа пьесы и роли» со всей системой . Выявить причины, побудившие перейти к другому методу репетиционной работы, а именно методу действенного анализа. Раскрыть суть этого метода — как проверки действием. Привести примеры из собственной практики. Идейно-тематический анализ сценария.

Составление постановочного плана-необходимый этап в процессе создания сценического искусства. Разделы постановочного плана: режиссерский анализ сценария и режиссерский замысел постановки.

Вопросы идейно-тематического анализа инсценировки:

Инсценированное произведение (прилагается отдельно);

Тема (о чем произведение); Идея (ради чего); Событийный ряд (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Сквозное действие; Конфликт; Сверхзадача (ради чего ставлю); Музыкальное оформление инсценировки; Характеристика действующих лиц;

Литература:

Чечётин, драматургии театрализованных представлений:учебник.-СПб.:Планета музыки,2013. Горюнова, И. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии/ И. Горюнова.-СПб.: «Композитор»,2009. Черняк, праздников и зрелищ:уч. пособие/ .-Минск:ТетраСистеме,2004. Борисов, драматургии театрализованного действа: уч. пособие/.-Челябинск,2011.
Захава актера и режиссера. – М.: ГИТИС 2008г
О действенном анализе пьесы и роли. — М.: Искусство,1982г

Критерии оценивания:

«5» — обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильную формулировку понятий. Обнаруживает понимание материала, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит необходимые примеры, опираясь на свой практический опыт. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения языковых норм.

«4» — те же требования, что и на оценку «5», но допускаются 1-2 ошибки, или

1-2 недочета в последовательности и конкретизации излагаемого материала.

«3» — обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в изложении темы; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры из своего практического опыта; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в логичности изложения материала.

«2» — обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, беспорядочно излагая его. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием в выполнении практического задания.

Режиссер
массовых представлений

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Заведующий отделом (сектором) дома (дворца) культуры и отдыха, научно-методического центра и других аналогичных организаций

Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций; структуру культурно-досуговой организации; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; современную и классическую драматургию; современные достижения отечественного и зарубежного искусства; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Режиссер массовых представлений высшей категории — высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

Режиссер массовых представлений I категории — высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.

Режиссер массовых представлений II категории — высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.

Режиссер массовых представлений — высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Режиссер массовых представлений» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция режиссера массовых представлений, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).