Штраф за просроченную карту водителя для тахографа

Содержание

Штраф за езду без тахографа и карты водителя в 2020 году

Что представляет собой тахограф и на каких автомобилях он должен быть установлен? Тахограф — это специальное устройство, при помощи которого работодатель получает информацию о движении автомобиля (скоростном режиме, интервалах движения и продолжительности остановок, следовании по заданному маршруту и других, не менее значимых характеристиках).

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 110-35-79 Москва; +7 (812) 426-14-07 доб. 863 Санкт-Петербург; +7 (800) 500-27-29 доб. 228 Бесплатный звонок для всей России.

Кто должен ездить с тахографом в 2020 году?

В 2020 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами. Перечень автомобилей, подлежащих обязательному оснащению данным прибором регламентирует Приказ Минтранса №36, изданный 13 февраля 2013г.

Согласно Приказу Минтранса №36, тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:

  • М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
  • М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
  • N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
  • N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.

Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2020 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.

Кому можно не устанавливать тахограф?

До 26 июля 2017г в Приложении №2 к Приказу Минтранса РФ №36 существовал ряд транспортных средств коммерческого назначения, которые не попали в перечень для обязательной установки тахографа. К таким автомобилям относились:


  • Специальная техника, используемая для проведения сельскохозяйственных работ. Например, скотовоз или трактор.
  • ТС, на которых установлены заводские системы контроля. Важно отметить, что транспортные средства должны получить специальные лицензии и выполнять международные перевозки пассажиров.
  • Специальная техника, используемая на строительстве объектов различного назначения (бетономешалки и т.д.);
  • Автомобили, оборудованные для учебной езды, включая большегрузные фуры и автобусы для перевозки пассажиров.
  • Транспортные средства, чей возраст составляет 30 и более лет.
  • Автомобили, используемые в военных целях.
  • Авто, используемые сотрудниками МВД или ФСБ России для проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных поставленных задач в рамках служебного расследования.

Но уже 26 июля 2017г Приказ Министерства Транспорта РФ №277 признал абзацы, в которых были приведены данные категории ТС недействительными. Поэтому в 2020 году отказаться от установки тахографа могут только владельцы небольших грузовых авто, масса которых не достигает 3,5т (N1). А также легковые авто (M1), количество мест в которых не превышает восьми.

Законодательная база РФ не приводит штрафных санкций на установку тахографа в личных автомобилях. Но следует помнить, что данный прибор облегчает контроль за техническим состоянием авто, а также позволяет оптимизировать режим работы водителя и помогает контролировать скоростной режим.

В 2020 году отказаться от установки тахографа могут и владельцы пассажирского транспорта категорий М2 и М3, которые осуществляют регулярные внутригородские рейсы по перевозке людей. А также городской наземный электротранспорт. Но только до 1 июня 2020г. После этой даты на них также должен быть установлен тахограф стандартного образца. (Приказ Минтранспорта от 26 июля 2017г №277).

Можно ли ездить без карты тахографа в личных целях?

Законодательная база РФ обязывает всех собственников, занимающихся коммерческой деятельностью, устанавливать тахографы на транспортных средствах и автобусах, которые попадают под действие соответствующих законов и правил. Многие водители считают, что если ТС используется в личных целях после окончания рабочего дня, то вставлять карту не обязательно.


Эксперты утверждают, что в случае остановки инспектором ГИБДД водитель вряд ли сможет доказать, что поездка совершалась в личных, а не в коммерческих целях. Поэтому сотрудник ДПС в обязательном порядке выпишет штраф за езду без тахографа. Следовательно, передвижение без карты тахографа в 2020 году на транспортных средствах с данным устройством — нецелесообразно.

Наказание за езду без тахографа и карты водителя

Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:

Нарушение Лицо, в отношении которого выносится взыскание Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием водитель, должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа Водитель должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Фальсификация данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Самовольная модификация аппарата Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Корректировка данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Нарушение режима труда и отдыха Водитель 1000-3000 КоАП 11.23 Ч2
Отсутствие тахографа Юридическое лицо 10000-30000

При этом, наказание будет вынесено не только за отсутствие прибора в кабине транспортного средства, но и за его неисправность, внесение изменений, корректировку данных, нарушение режима работы и отдыха и т.д.

Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2020 году

Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:

Нарушение Физическое лицо ИП
Отсутствие оборудования 1000-3000 5000-10000
Тахограф в нерабочем состоянии 1000-3000 5000-10000
Нарушен режим работы и отдыха 1000-3000 5000-10000
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС 1000-3000 5000-10000

Штрафные санкции для организации

Следует понимать, что инспектор ГИБДД может вынести наказание не только самому водителю за нарушение правил эксплуатации транспорта без тахографа установленного образца. Размер взыскания составит от 1000 до 3000р. Также наложение штрафных санкций в 2020 году грозит и юридическому лицу, которое не обеспечило установку прибора и выпустило автомобиль на маршрут. Размер взыскания в данном случае колеблется в интервале от 10 000 до 30 000р.

Следует понимать, что пострадать может и должностное лицо, которое ответственно за эксплуатацию данного транспортного средства. Для него размер штрафа составит от 5000 до 10 000р.

Штраф за езду с чужой картой в тахографе

В транспортных средствах, которые используются для международных перевозок или в грузовых автомобилях нередко присутствуют два водителя. Это позволяет передвигаться без остановки для отдыха и регулярная смена водителей обеспечивает необходимый уровень безопасности грузов и пассажиров.

Каждый водитель обязан при себе иметь собственную карту для тахографа. Ряд транспортных средств оборудован новейшей системой защиты, которая блокирует работу двигателя в результате длительного нахождения за рулем одного человека. При смене водителя необходимо осуществить замену карты тахографа.

Отсутствие собственной карты тахографа или использование чужой при перемещении за рулем ТС в 2020 год грозит частному лицу штрафом в размере от 1000 до 3000р. Для должностного лица размер наказания составит от 5000 до 10000, а для юридического лица штраф составит от 10 000 до 30 000р.

Если просроченная карта в тахографе

Законодательная база РФ регламентирует также наказание за эксплуатацию транспортного средства водителем, обладающим просроченной картой тахографа. В 2020 году размер штрафных санкций идентичен отсутствию карты или использованию чужого документа и составляет:

  • для физического лица от 1000 до 3000р;
  • для должностного — от 5000 до 10000р;
  • для юридического лица от 10 000 до 30 000р.

Размер штрафных санкций имеет определенный коридор между минимальным и максимальным значением. Конкретная сумма будет установлена на месте инспектором. Сумма штрафа зависит от многих факторов. Сотрудник ДПС принимает во внимание как смягчающие обстоятельства, так и отягчающие факторы. При повторном нарушении сумма штрафа за езду с просроченной картой в тахографе будет максимально высокой.

Кто оплачивает штраф за езду без тахографа в 2020 году?

Оплачивать штраф за допущенное правонарушение должно лицо, на которое был выписан протокол сотрудником ГИБДД. Чем раньше водитель погасит задолженность перед государством, тем меньше неприятных последствий для него будет в дальнейшем. Погасить задолженность по штрафу за езду без тахографа можно несколькими способами:

  • Воспользовавшись услугами банковских или иных коммерческих организаций. Достаточно предоставить квитанцию с указанием реквизитов. В зависимости от условий коммерческой организации оплату можно внести как наличными, так и безналичным способом.
  • Через сервис «Сбербанк онлайн». Единственным условием является наличие реквизитов для оплаты.
  • При наличии личного кабинета на сайте Госуслуги. В 2020г оплатить штраф можно в любом удобном для нарушителя месте.

Единственным условием оплаты штрафа за езду без тахографа является наличие выхода в интернет и доступ к сайту Госуслуг. Каков алгоритм для совершения оплаты? Необходимо выполнить несколько несложных действий, строго соблюдая их последовательность:

  • Зайти на сайт Госуслуги.

  • Обязательным условием является регистрация на данном сервисе. Чтобы процесс регистрации прошел успешно необходимо выбрать функцию «зарегистрироваться». Она размещена в правом верхнем углу.
  • В открывшейся форме ввести фамилию, имя и номер телефона. Также необходимо указать адрес действующей электронной почты.
  • Следующим шагом станет выбор раздела «Услуги», расположенный в верхнем меню.
  • Затем следует выбрать подраздел «Органы власти » и в нем пункт «МВД РФ»;
  • Пролистав открывшуюся страницу вниз, найти категорию «Штрафы ГИБДД»;
  • После выбора данного раздела открывается страница, на которой необходимо ввести в активное поле номер и серию водительского удостоверения. После загрузки перед пользователем открывается информация, необходимая для оплаты онлайн имеющихся штрафов ГИБДД за эксплуатацию транспортных средств без тахографа, с просроченной или чужой картой и т.д.

Простота навигации по сайту делает работу с сервисом Госуслуги доступной и комфортной для пользователей разных возрастных групп.

Если взыскание выписано на юридическое лицо, то оплата задолженности осуществляется путем перевода с расчетного счета организации на счет, указанный в квитанции. В бухгалтерской отчетности этот перевод отражается в графе «прочие текущие расходы».

Действует ли скидка?

Да, законодательная база РФ предусматривает возможность оплаты в течение первых 20 суток лишь 50% от стоимости выписанного штрафа. Единственное исключение составляет штрафные санкции, назначенные за отсутствие оборудования или за его преднамеренное выведение из строя. В этом случае сэкономить на своевременной оплате не удастся.

Обжалование штрафа за езду без карты тахографа

Водители или должностные лица, получившие штраф за езду без тахографа, могут обжаловать его в ряде случаев. Речь идет о ситуациях, когда прибор пришел в негодность в ходе выполняемого рейса. Чтобы избежать наказания от сотрудника Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения эксперты рекомендуют сразу после выявления поломки вручную заносить данные о скоростном режиме, а также об остановках и промежутках непрерывного нахождения за рулем каждого из водителей. Производить записи рекомендовано на обратной стороне бумаги для тахографа. Такое решение позволит избежать взыскания и обеспечит необходимый контроль за передвижением транспортного средства.

Если же инспектор ГИБДД все-таки выносит штраф за езду без тахографа, то в 2020 году его можно обжаловать. В случае наложения взыскания на физическое (водителя) или должностное лицо, обращаться следует к вышестоящему должностному лицу руководителю подразделения ГИБДД (КоАП ст 30.1). Необходимо:

  • Подготовить ходатайство об отмене взыскания.
  • Приложить документы, подтверждающие исправность прибора при выезде на линию.
  • Записи тахографа до момента поломки.
  • Записи режима движения, отдыха и работы после неисправности аппарата (выполненные вручную).
  • Дождаться ответа руководителя ГИБДД. При положительном решение взыскание будет отменено. При отказе следует получить письменный ответ на основании которого оформить заявление в Прокуратуру и приложить вышеуказанный пакет документов.
  • Дождаться ответа от сотрудника Прокуратуры. Срок рассмотрения составляет 30 суток. (ФЗ №59 от 02.05.2006г Статья 12). Если по результатам рассмотрения обращения заявителю будет отказано в обжаловании взыскания, то эксперты советуют запросить письменный отказ. И уже с тем же пакетом документов и письменным ответом из Прокуратуры обращаться в суд.

Заявление в прокуратуру (образец)

Не лишним станет и помощь квалифицированного юриста. Она позволит грамотно составить заявление на обжалование штрафа за езду без тахографа и подкрепить его выдержками из соответствующих статей законодательства.

Штраф за езду без тахографа в ЕС

Попытка передвижения по странам ЕС без тахографа чревата для водителя крупными штрафами. Следует помнить, что в данных странах к транспортным средствам выдвигаются определенные требования.

К числу наиболее распространенных относятся:

  • Максимальная продолжительность нахождения водителя за рулем в течение суток не может превышать 8 часов.
  • В исключительных случаях допускается нахождение водителя за рулем до 9-10 в течение суток. Но для этого нужны весомые основания, но и периодичность такого явления не должна превышать 2 раза в неделю.
  • Через каждые 4 часа нахождения за рулем водитель должен делать перерыв. Его продолжительность не может быть менее 45 минут и это время отдыха не включается в общий отдых в течение суток.
  • Минимальная продолжительность отдыха для водителя в течение суток не может составлять менее 11 часов.
  • Обязательное наличие выходного дня. В течение рабочей недели, продолжительность которой составляет от 36 до 45 часов водителю положен оплачиваемый выходной день.
  • Ответственность за работоспособность и наличие тахографа в кабине транспортного средства полностью лежит на водителе или водителях (в случае, если ТС находится по управлением нескольких человек).

В ЕС крайне редки случаи эксплуатации ТС без тахографа или с неработающим оборудованием. Сотрудник полиции, остановивший автомобиль с легкостью проверяет исправность прибора и вправе назначить штраф.

Штрафы за эксплуатацию транспортного средства без тахографа или с неисправным оборудованием в разных странах ЕС в 2020 году в Евро:

Нарушение Польша Литва Нидерланды Великобритания
Отсутствие тахографа 800 30-60 2200 До 6000
Отсутствие карты или просроченная карта 113 30-60 550 3000
Нарушение дневного режима нахождения за рулем От 40 30-60 110-1320 До 3000
Превышение допустимой недельной нормы рабочих часов за рулем От 27 30-60 О110-1100 До 3000
Самовольное внесение изменений в работу тахографа 800-2700 30-60 1760 6000

Именно поэтому водители, специализирующиеся на международных перевозках, тщательно следят за состоянием оборудования, установленного на транспортных средствах.

Особенности

Важно помнить, что в 2020 году необходимо не только оборудовать транспортное средство тахографом. Но и своевременно проводить поверку прибора. Он должен отвечать определенным параметрам, чтобы полученные данные можно было использовать для контроля за работой водителя:

  • Тахограф должен быть оснащен прибором, который позволяет контролировать показатели скоростного режима;
  • Наличие устройства для чип-карты, который принадлежит водителю.
  • Наличие навигатора, который подключен к системам GPS и ГЛОНАСС.
  • Пломба не должна содержать царапин и иных следов физического воздействия.
  • Внешний вид прибора также не должен содержать видимых повреждений, вмятин, царапин и иных дефектов, которые могут свидетельствовать о возможности применения физического воздействия с целью изменения показаний или модификации оборудования.
  • Внешняя целостность корпуса не нарушена.

Только в этом случае можно говорить о том, что показания данного прибора соответствуют действительности и не проводилось никаких попыток внести изменения в модификацию аппарата или откорректировать показания.

Вопрос Ответ
Можно ли эксплуатировать транспортное средство без тахографа или с неисправным аппаратом в 2020 году? Нет. За такое правонарушение установлено административное наказание по статье 11.23 КоАП.
Кто подлежит взысканию? Водитель, должностное лицо, юридическое лицо.
Каков размер штрафных санкций за езду без тахографа в 2020 году?
  • Водитель 1000-3000р.
  • Должностное лицо 5000-10000р.
  • Юридическое лицо 10000-30000р.
Можно ли обжаловать назначенный сотрудником ГИБДД штраф? Да. Если поломка тахографа произошла уже после выхода на линию. Необходимо предоставить заявление вышестоящему должностному лицу. К нему приложить распечатанные данные и данные, которые водитель записывал вручную после выявления поломки оборудования.
Одинаков ли размер штрафных санкций в разных странах ЕС? Нет. Размер штрафа напрямую зависит от законодательной базы страны, в которой было выявлено правонарушение. Наиболее жесткие требования выдвигаются к Германии, Австрии и Великобритании. А в Прибалтийских странах штраф минимален и составляет от 30 до 690 евро.


Штрафы за тахограф для юридических лиц: где проверять, как обжаловать

С ноября 2019 года владелец автопарка (150 машин) стал получать штрафы за тахографы по 20 000 — 50 000 рублей, которые раньше не получал. Оказалось, что с 1 ноября, для юридических лиц — владельцев ТС ввели новые штрафы:

  1. за выпуск авто на линию без тахографа;
  2. за нарушение требований к эксплуатации тахографов;
  3. за нарушение режима труда и отдыха водителей.

Изменения закреплены в ФЗ N 216 от 26.07.2019

Какие суммы у новых штрафов? Где их проверять и можно ли обжаловать? Мы собрали ответы на эти и др. вопросы в этой статье.

  • Что такое тахограф
  • Для чего нужен тахограф
  • Кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили
  • Где и как получить карту водителя для тахографа
  • Кто проверяет наличие тахографа в автомобиле
  • Размер штрафа за отсутствие тахографа
  • Размер штрафа за нарушение режима труда и отдыха водителей
  • Как обжаловать штрафы за тахограф
  • Где проверить штрафы за тахограф
  • Как проще отслеживать штрафы

Что такое тахограф

Тахограф — контрольный прибор для оборудования автомобилей, который фиксирует историю рабочего дня.

На сайте Росавтотранса размещен перечень моделей тахографов для установки на автомобили для эксплуатации в РФ.

Для чего нужен тахограф

В конце 20-х годов в Европе стали активно использоваться автомобильные перевозки. У владельцев транспорта появилась необходимость контролировать, находящиеся далеко от предприятия, “орудия труда” и наемных работников. Так устройства получили толчок к развитию и стали постоянно совершенствоваться.

В России тахографы ввели с 1996 г. — для международных перевозчиков. Для внутренних — с 2010 г. Это были аналоговые тахографы. Они записывали данные на бумажный носитель — тахограмму. Водитель ежедневно от руки заполнял сведения о пройденном пути на бумажном диске. Эти приборы были не способны сохранять историю передвижения, подробные изменения скорости и режим труда и отдыха водителя. Их легко было подделать. Поэтому, со 2.03.2018 г. их заменили на цифровые тахографы с блоком криптографической защиты информации — СКЗИ. Эти приборы сохраняют в памяти любые манипуляции. Поэтому, информация с такого устройства признается юридически значимой и может быть использована при выяснении обстоятельств ДТП и в суде.

Цифровые тахографы СКЗИ сохраняют сведения о:

  • времени вождения и отдыха водителя;
  • скорости движения;
  • пройденном расстоянии;

Таким образом, цифровые тахографы позволяют контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха, скоростного режима.

Часто водители стремятся побыстрее выполнить рейс — превышают скорость и не обращают внимания на физическую усталость. Это снижает концентрацию внимания на дороге и создает риск ДТП. Отдохнувший вовремя водитель внимательнее ведет себя на дороге. Тем самым, сохраняя, жизнь и здоровье остальным участникам дорожного движения.

Кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны устанавливать тахографы на следующие категории автомобилей:

Пассажирские

  1. в которых более 8 сидячих мест, массой менее 5 тонн — Категория М2;
  2. в которых более 8 сидячих мест, массой более 5 тонн — Категория М3;

Грузовые

  1. массой 3,5 — 12 тонн — Категория N2;
  2. массой более 12 тонн — Категория N3;

Под эти категории попадают автомобили:

  • микроавтобусы пассажирские;
  • городские и междугородние пассажирские автобусы;
  • вся грузовая спецтехника;
  • малотоннажные грузовики, такие как газель;
  • среднетоннажные грузовики;
  • магистральные тягачи.

Со 2 марта 2018 г. автомобили этих четырех категорий должны быть оборудованы цифровыми тахографами с блоком криптографической защиты — СКЗИ (согласно Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013).

В Приложении N 2 к Приказу обозначены исключения — перечень ТС, на которые не нужно устанавливать тахограф. Например: троллейбусы, автобетоносмесители, пожарные автомобили и другая спецтехника.

Для ТС, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки предусмотрены специальные тахографы ЕСТР. Это устройства европейского образца, отвечающие требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.

На личный автомобиль физ. лица установка тахографа не обязательна. Однако, если физ. лицо сдаст автомобиль в аренду юридическому лицу или ИП, потребуется установка прибора.

Цифровой тахограф работает в 4 режимах:

  • контрольная проверка;
  • проверка предприятием;
  • режим для ремонта и обслуживания;
  • режим вождения.

Для каждого режима есть специальная карта. Это пластиковая карточка со встроенным микрочипом — ключом для идентификации того, кто взаимодействует с устройством.

Карта водителя содержит личные данные держателя, его фото и подпись. Фиксирует параметры вождения: время движения и отдыха, скорость движения.

Где и как получить карту водителя для тахографа

Оформить карту водителя можно разными способами:

  1. Личным обращением в организацию, уполномоченную принимать заявления о выдаче и замене карт тахографа. На сайте Росавтотранса есть перечень таких организаций с адресами в разных городах России.
  2. Можно заказать карту онлайн на сайте аккредитованной организации, приложив скан-копии документов.
  3. Также оформить карту водителя можно в МФЦ по месту жительства.

Во всех случаях потребуется предоставить определенный перечень документов с копиями:

Также потребуется заполнить заявление о выдаче карты и согласие на обработку персональных данных.

Стоимость оформления карт колеблется в пределах 3 000 — 5 000 рублей, в зависимости от вида карты и изготовителя.

Расходы на оформление карты несет работодатель в соответствии со ст. 22 ТК РФ.

Кто проверяет наличие тахографа в автомобиле

Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а так же Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).

Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.

Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.

Размер штрафа за отсутствие тахографа в 2020 году

После изменений, внесенных ФЗ N 216 от 26.07.2019, с 1 ноября 2019 года размеры штрафов составляют:

  • Для водителя — 3 000 — 5 000 рублей;
  • Для должностного лица — 7 000 — 10 000 рублей;
  • Для ИП — 15 000 — 25 000 рублей;
  • Для юридического лица — 20 000 — 50 000 рублей

Кого именно оштрафуют разберем на примерах разных ситуаций:

Пример 1: сотрудник ДПС остановил ТС и обнаружил, что в нем отсутствует тахограф. В этом случае штраф грозит водителю в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностному лицу, выпустившему автомобиль на линию без контрольного устройства 7 000 — 10 000 руб и владельцу ТС от 20 000 до 50 000 рублей.

Пример 2: водитель не смог распечатать контрольную ленту для инспектора, т. к. в тахографе не было бумажной ленты. Т. е. прибор использовался с нарушением требований к эксплуатации. Это нарушение может стать основанием для наказания:

  • водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса и перед началом движения заправить ленту в тахограф;
  • должностного лица, ответственного за выпуск ТС на линию;
  • организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов;

Водителя оштрафуют на сумму 3 000 — 5 000 рублей, должностное лицо на сумму от 7 000 до 10 000 рублей, организацию на 20 000 — 50 000 рублей.

Размер штрафа за нарушение режима труда и отдыха водителей

С 1 ноября 2019 г. ответственности за нарушение режима труда и отдыха подлежат не только водители, но также ИП, должностные и юридические лица. Размеры штрафов:

Юридическое и должностное лицо будут нести ответственность только в том случае, если организация допускает нарушения при составлении графиков работы водителей, либо заставляет водителей фактически нарушать режим иным способом. Если график составлен в соответствии с нормами, но водитель в него не уложился, то отвечать будет только водитель.

Как обжаловать штрафы за тахограф

Отменить штраф, наложенный на законных основаниях нельзя. Но, если санкция применена неверно и вы можете это доказать, штраф можно и нужно обжаловать.

Пример 1: На организацию, водителя и механика, ответственного за выпуск авто на линию, инспектор выписал штрафы за отсутствие тахографа на 50 000 руб, 5000 руб и 10 000 руб соответственно. Инспектор не учел, что машина используется организацией для обслуживания нефтяных скважин, и является исключением, освобожденным от обязательной установки тахографа. В этом случае штрафы наложены незаконно и их можно эффективно обжаловать.

Пример 2: При проверке инспектором в тахографе не было бумажной ленты. Это послужило основанием для наказания и водителя, который должен обеспечить эксплуатацию прибора в соответствии с Приказом Минтранса, и лица, ответственного за выпуск ТС на линию и организации, автомобиль которой используется с нарушением требований к эксплуатации тахографов. Инспектор выписал штрафы на 5 000 руб, 10 000 руб и 50 000 руб соответственно. Однако, перед началом рейса в организации был составлен документ, в котором было отмечено наличие запасной ленты у водителя. Таким образом, ответственность за отсутствие запасной ленты должен нести только водитель, в силу каких-то обстоятельств утративший эту ленту. Штрафы 10 000 руб и 50 000 руб, наложенные на должностное и юридическое лица, можно успешно обжаловать.

Сделать это можно в течение 10 дней с момента получения постановления.

Для отмены штрафа нужно обратиться с жалобой в тот орган, который вынес постановление. Подавать жалобу нужно в письменном виде одним из двух способов:

  • при личном посещении отделения, наложившего санкцию;
  • почтовым отправлением в то же отделение.

Обжаловать штрафы через интернет теперь нельзя. Подробнее об этом по . Как составить жалобу подробно описано .

На рассмотрение жалобы отводится 10 дней. Затем, в течение 3 дней, взыскатель обязан отправить заявителю ответ. Если жалобу не удовлетворили, можно обратиться в суд, приложив полученный ответ к исковому заявлению вместе с документами, подтверждающими, что санкции наложены безосновательно.

Где проверить штрафы за тахограф

Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:

  • На портале Госуслуг;
  • Если постановление вынес инспектор ГИБДД, то на сайте ГИБДД;
  • Если УГАДН — то на сайте Ространснадзора;
  • Через специальные сайты и приложения, такие как OnlineГИБДД

С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?

1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:

  • номер постановления;
  • регистрационные данные автомобиля;
  • номер водительского удостоверения;
  • ИНН организации.

2. Вторая трудность в том, что проверки должны быть регулярными — штрафы могут появиться в любой день.

Для проверки большого количества машин требуется много времени и внимательность, т.к. ошибка стоит компании денег (пропуск периода для оплаты со скидкой 50 % или блокировка расчетного счета судебными приставами).

Проверка штрафов за тахограф через сервис OnlineГИБДД

Сервис OnlineГИБДД заменяет ручной поиск штрафов на сайтах гос. органов, на автоматическую проверку по базе федерального казначейства. В ней содержится информация обо всех штрафах юридических и физических лиц. Проверяются одновременно все автомобили и водители компании. Отчет формируется в личном кабинете.

Как работает сервис автоматизированного контроля штрафов:

  • Отслеживает появление новых штрафов автопарка — ГИБДД, МАДИ, АМПП, Платон по каждому автомобилю и водителю;
  • Уведомляет организацию о каждом появившемся штрафе по email или sms, а так же в личном кабинете;
  • Формирует документы для оплаты (квитанции, платежные поручения) или автоматически погашает штрафы (при подключении опции).
  • Отслеживает результаты оплат в базе данных Федерального казначейства ГИС ГМП и отображает их в личном кабинете;
  • Выявляет частично оплаченные постановления, которые нельзя найти стандартными средствами;
  • Сохраняет историю по всем штрафам каждого автомобиля;
  • Уведомляет об исполнительном производстве ФССП по просроченным штрафам и предоставляет реквизиты для оплаты;
  • Готовит подробный отчет о задолженности по штрафам;
  • Интегрируется с АСУ организаций, ведущих учет штрафов, в учетной системе (например, 1С).

Сервис дает возможность управлять штрафами кнопками в личном кабинете — как на пульте управления. Это освобождает время для решения других важных задач.

Сроки оплаты всегда под контролем — вы всегда успеваете платить штрафы со скидкой 50% и тратите деньги для развития компании, а не на штрафы.

Если не понятно как пользоваться сервисом — специалист технической поддержки поможет разобраться. Автоюрист бесплатно ответит по вопросам оплаты и погашения штрафов.

Проконсультируйтесь по вопросам внедрения сервиса по автоматическому контролю штрафов в вашей организации у нашего специалиста: тел. 8-800-250-8335.

Подробности работы на странице: https://onlinegibdd.ru/partneram/business/

Дата публикации статьи: 26 февраля 2020 года
Последнее изменение: 27 февраля 2020 года

Профессия дальнобойщика – одна из наиболее востребованных в России. Популярность объясняется тем, что для перевозки грузов не нужны особые знания – достаточно иметь права необходимой категории и свой грузовой транспорт (и то не обязательно).

Зарплата дальнобойщика в России зависит от региона, в котором работает человек, премий, надбавок и наличия собственной фуры. В полном комплекте средняя зарплата остается внушительной и конкурирует с показателями других профессий.

Зарплата дальнобойщиков в России

Сколько зарабатывают дальнобойщики в России полностью зависит от региона. Так, в Москве и области сложилась крупнейшая инфраструктура логистического бизнеса, в этом регионе осуществляются 35% грузовых оборотов страны. А средняя зарплата составляет до 70 000 рублей за каждый месяц в столице.

Другие города разнятся между собой, поэтому суммы выглядят следующим образом:

  • Калуга – 56 000 рублей;
  • Мурманск – 67 000 рублей;
  • Нижний Новгород – 53 000 рублей;
  • Санкт-Петербург – 72 000 рублей;
  • Волгоград – 56 000 рублей;
  • Ростов-на-Дону – 49 000 рублей;
  • Липецк – 42 000 рублей.

Чтобы посчитать заработок за рейс, необходимо месячную зарплату разделить на количество рейсов. В среднем их бывает от 5 до 8, в зависимости от объема работы и длительности поездок. Соответственно заработок за рейс составляет примерно 7-8 тысяч рублей.

Сколько получает дальнобойщик за километр пути

Нельзя точно сказать, сколько получают дальнобойщики за 1 км поездки. Каждая фирма предлагает разный оклад. Стоимость зависит не только от региона, но и от груза, который перевозится. Если фура везет стеклянную тару, оплата за километр будет выше.

Сегодня средний оклад за километр пути составляет от 5 до 7 рублей, наблюдается строгая зависимость от вышеуказанных факторов. Уровень средней оплаты за сутки получается до 600 рублей, водители на своих фурах соответственно зарабатывают больше.

Зарплата дальнобойщика не заканчивается чистыми цифрами за оклад, всегда бывают системы поощрений или премии. Компании разрабатывают программы, согласно которым платят рабочим за сэкономленное топливо. Также дальнобойщики экономят на командировочных, стараясь заработать больше денег.

Сколько зарабатывает дальнобойщик на личной машине

Личная фура – это инструмент для внушительного заработка. Оплата за 1 км у водителей, работающих на себя, стартует от 30 рублей. Зарплата со своим транспортом зависит от следующих факторов:

  • категория опасности груза;
  • качество дорожного покрытия;
  • погодные условия;
  • стоимость товара и его хрупкость;
  • сезонность;
  • продолжительность поездки.

Зерновозы, например, отлично зарабатывают в сезон сбора зерна. В среднем зарплата дальнобойщика на личной фуре составляет от 100 до 200 тысяч рублей – за 6 крупных рейсов.

Подобный заработок не может обойтись без минусов. Фирма оплачивает водителям непредвиденные расходы на топливо, мелкий или крупный ремонт своих машин. Собственник же транспорта платит за все из личного кармана, что часто приводит к убытку бюджета из-за значительной поломки или аварии фуры.

Расходы дальнобойщика за рейс

От расходов в поездках зависит и зарплата у дальнобойщиков. Водители, работающие на фирму, получают командировочные на покупку еды, топлива и осуществления мелкого ремонта.

Водитель со своей фурой тратит собственные деньги на пропитание, проживание и т.д. Он больше ощущает зависимость месячного заработка от расходов в рейсах.

Расходы можно разделить на следующие:

  • питание;
  • проживание, когда фура на ремонте;
  • оплата за парковку;
  • мелкие ремонты;
  • оформление необходимой документации на таможнях;
  • топливо.

Виды дальнобойщиков

Дальнобойщики отличаются согласно многим факторам. В вопросе локации выделяют выездных и внутренних водителей. Выездные перевозят грузы за пределы страны, пересекая границу. Внутренние дальнобойщики работают в пределах страны и передвигаются только между регионами.

По вопросу содержания грузов стоит выделить следующие виды:

  • зерновозы;
  • цементовозы;
  • перевозчики горючих веществ (бензин, соляра и т.д.);
  • фирменные фуры, которые перевозят собственную продукцию;
  • перевозчики предметов сбыта, металла и т.д.

Независимо от расхождений, все дальнобойщики России подключены на одну радиостанцию, которая связывает их между собой. Данный способ позволяет обмениваться информацией на предмет аварий, перекрытий дорог и т.д. Нередкими бывают случаи, когда связь позволяет совместно обороняться от недоброжелателей.

Востребованность в дальнобойщиках по регионам России

Ранее обсуждалось, что Московская область составляет 35% всех логистических операций в РФ. Это значит, что большая востребованность в дальнобойщиках именно в Московском регионе. Там размещены крупные логистические компании:

  • Деловые Линии;
  • Байкал;
  • Авторитет.

Второй город России по объему грузоперевозок – Санкт-Петербург. Фирмы в Санкт-Петербурге щедро принимают новых водителей.

Далее следуют города Омск, Сургут и Челябинск, которые являются крупными промышленными городами. Ежедневно с городских заводов отправляются сотни фур для перевозки промышленных грузов.

Также, следует выделить такие регионы, как Волгоград, Липецк и Екатеринбург, которые не отстают от показателей предыдущих областей. Объем грузоперевозок и заработная плата находятся на среднем уровне.

Преимущества и недостатки работы

Профессия дальнобойщика имеет как позитивные моменты, так и негативные. Человек получает возможность увидеть свою страну или весь мир, получая от этого стабильный и высокий доход.

Во время рейса дальнобойщик находится на попечении фирмы, она оплачивает питание, проживание и другие расходы. К этому начисляется и зарплата, что делает работу дальнобойщика приятной и высокооплачиваемой.

Один из главных негативных моментов – пагубное влияние на здоровья. Водитель всегда находится в сидячем состоянии. Такое положение вызывает геморрой, проблемы с позвоночником, а тело с каждым днем деградирует. Несмотря на возможность заработать, каждый день существует риск попасть в аварию и получить значительные травмы.

Еще один значительный недостаток – это долгие разлуки с семьей. Крупные фирмы имеют условия вахтового труда от 30 дней. Месяцами не видеться с родными трудно, а наладить личную жизнь крайне тяжело.

Зарплата водителей фур в США и Европе

В Европе средняя зарплата дальнобойщика – 150 000 рублей, зависимо от условий. Со своим автомобилем люди получают в 2-3 раза больше. С учетом вычетов и налогов, чистыми зарубежный водитель зарабатывает около 100 000 рублей в месяц. За час, в среднем, водителю начисляется 800 рублей. Рабочий день в других странах составляет 8 часов в день, остальное время отведено на простой и отдых.

Европейских дальнобойщиков строго отбирают, требования для них значительно выше, чем в России. Эффективность работы водителя в Германии должна соответствовать стандартам, несмотря на зарплату в 100-130 тысяч рублей в месяц. При этом рабочий должен выполнять ремонтные работы, управлять документацией и т.д.

В США дальнобойщики получают 3 доллара за 1 милю. В месяц заработок доходит до 250-300 тысяч рублей. Водители получают командировочные на мелкие расходы и питание, которые не входят в месячный оклад за труд.

С собственной фурой выходит зарабатывать около 500 000 рублей в месяц при средних объемах. По закону в Америке запрещено передвигаться на фуре 11 часов без остановки. Водителю обязательно положен отдых от 10 часов в сутки. Заработок во многом зависит от статуса компании и типа груза.

От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

Обязательные документы при устройстве на работу

Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

№ п/п Документы Примечание
Паспорт или другой документ, который удостоверит личность претендента
Трудовая книжка Она не требуется, если претендент:

– будет работать по совместительству;

– впервые в жизни заключает трудовой договор.

В последнем случае книжку оформляет работодатель

Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию Если трудовой договор – первый в жизни, то свидетельство также оформит работодатель
По воинскому учету Только для военнообязанных граждан и тех, кто подлежит призыву на военную службу
Подтверждающие образование и (или) квалификацию (п. 1 Ст. 328 ТК) Если работа того требует – прочие документы, которые свидетельствуют о наличии у претендента специальных знаний, дополнительной подготовки

Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

Дополнительные требования к водителям автобуса

Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

  1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
  2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
  3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность

Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

Шаги
Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
Направление претендента на медкомиссию
Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
Подписание трудового договора
Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней

Скачать Заявление водителя

Скачать Приказ на водителя Т-1

В трудовом соглашении разумно указать о:

  • особенностях разъездного характера работы;
  • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

Проведение собеседования с претендентом на должность водителя

С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

Скачать типовую анкету водителя

Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

Блоки Что в них содержится
Персональные данные претендента
Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
Наличие опыта работы водителем
Сведения о семье и детях
На какую зарплату рассчитывает кандидат
Что ожидает получить, кроме дохода

К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

  • какой он национальности;
  • какую веру исповедует;
  • кто его родители;
  • насколько обеспечен материально.

Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

Несколько вопросов и ответов

Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

Распространенные ошибки при оформлении на работу

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

Частые ошибки:

  1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
  2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

Вопрос к эксперту

Для должности «водитель автобуса» предусмотрены классы (1, 2, 3). Обязан ли работодатель их присваивать и когда?

Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:

  • не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
  • минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.

При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.

Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.

Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Водилы-дальнобойщики и их компенсации

Вопрос: Организация оказала услугу по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении. По завершении рейса водитель, осуществивший перевозку, оформил авансовый отчет, в котором указал все наличные расходы, произведенные им во время перевозки.
Признается ли работа водителя в рейсе командировкой? Облагаются ли ЕСН компенсационные выплаты водителю?
Каков порядок сдачи авансового отчета водителем по произведенным во время перевозки расходам?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 4 августа 2004 г. N 28-11/51153
Согласно статье 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Следовательно, если перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении относится к основным видам деятельности водителей организации, такие поездки не признаются командировками, а являются фактом выполнения водителями своих трудовых обязанностей на основании трудового договора.
Если водитель осуществляет перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении «по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы», то такие поездки признаются командировками на основании статьи 166 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы на проезд и наем жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Организация может издать приказ (иной распорядительный документ), в котором будет установлен перечень документов, являющихся основанием для направления работника в служебную командировку. В частности, это может быть приказ о командировании и (или) выданное ему командировочное удостоверение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ определено, что не подлежат обложению ЕСН установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При оплате расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных законодательством РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
При учете командировочных расходов применяют нормы главы 25 НК РФ.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на командировки (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), в частности:
— на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
— на наем жилого помещения, в том числе на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
— на суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
— на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
— на консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Следовательно, командировочные расходы, возмещаемые организацией сотруднику, являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции, и в случае документального подтверждения подобных расходов и их целевого характера объектом налогообложения по ЕСН не являются.
Нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и за каждый день нахождения в заграничной командировке определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
Пунктом 3 статьи 236 НК РФ предусмотрено, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения ЕСН у организации, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату суточных сверх норм, установленных Правительством РФ. Об этом сказано в пункте 38 статьи 270 НК РФ.
Таким образом, суточные, предусмотренные локальным актом организации, сверх норм, установленных законодательством РФ, не облагаются ЕСН, так как не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 N 40, выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие такие суммы, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Денежные средства, выданные работнику под отчет и не возвращенные в установленный срок, в отчетном периоде признаются выплатами, произведенными работодателем в пользу работников, и на основании статьи 236 НК РФ включаются в налоговую базу по ЕСН.
Таким образом, с выданных работнику денежных авансов на командировочные, представительские и иные подобные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами, а также с денежных средств, выданных работнику под отчет и не возвращенных в установленный срок, ЕСН исчисляется в установленном порядке. Правда, за исключением случаев, когда такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Если в дальнейшем работник представит оправдательные документы по произведенным им расходам или возвратит денежный аванс, зачет или возврат сумм ЕСН, уплаченного организацией с указанных выплат, производится в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. При этом в налоговый орган необходимо представить уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН (ст. 54 НК РФ).
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
Вопрос: Организация осуществляет деятельность по междугородной перевозке грузов автотранспортом (общий режим налогообложения).
Во время рейсов водители для отдыха останавливаются на платных автостоянках. Из полученных под отчет денег ими производится оплата услуг автостоянок. Однако не все автостоянки выдают необходимые документы, подтверждающие прием наличных денег.
Просим разъяснить, какие документы, подтверждающие оплату услуг автостоянок, должны быть у организации для учета указанных расходов в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли:
кассовый чек, в котором есть все реквизиты выдавшей его организации, наименование услуги — «автостоянка», стоимость услуги в рублях;
кассовый чек и квитанция к приходному кассовому ордеру, в которой указаны наименование услуги — «автостоянка», стоимость услуг и т.п.;
квитанция за парковку автомобилей (по форме, утвержденной Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.02.1994 N 16-38), являющаяся бланком строгой отчетности?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/404
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения расходов по парковке автомобиля и сообщает следующее.
Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта.
В составе расходов на содержание служебного транспорта можно учесть в том числе расходы, связанные с оплатой автостоянок.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена ст. 313 Кодекса, согласно которой основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Согласно положениям п. 1 ст. 11 Кодекса понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В соответствии со ст. 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Первичные учетные документы, составленные с учетом вышеизложенных требований, являются подтверждающими документами для налогового учета прибыли организаций.
Согласно Письму Госналогслужбы России от 30.08.1994 N НИ-6-14/320 квитанция за парковку автомобилей, утвержденная Письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-38, может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин.
В том случае, если автостоянка использует при наличных расчетах контрольно-кассовую машину, подтверждающим документом будет являться кассовый чек.
Расходы по оплате услуг автостоянки, подтвержденные квитанцией за парковку либо кассовым чеком, в целях налогообложения прибыли являются подтвержденными.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.04.2006
Как отражаются в учете транспортной организации расчеты с работниками-водителями, осуществляющими междугородные перевозки грузов? Просим разъяснить на примере: водителю выданы денежные средства на четырехдневную поездку в сумме 15 000 руб. Организация ведет суммированный учет рабочего времени.
По возвращении из поездки водителем представлен авансовый отчет, согласно которому им истрачено 14 000 руб. (из них 2000 руб. (в том числе НДС 305 руб.) истрачено на услуги гостиниц, которыми пользовался работник во время отдыха в соответствии с установленным ему графиком; сумма 10 000 руб., в том числе НДС 1525 руб., — стоимость приобретенного для использования в поездке бензина, масла; остальная сумма (2000 руб., в том числе НДС 305 руб.) — стоимость услуг автостоянок).
Прежде всего, отметим, что согласно ст.166 Трудового кодекса РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Вышесказанное относится и к работе водителя, осуществляющего многодневные междугородные перевозки грузов.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15. Согласно п.5 Положения на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм указанного Положения.
Пунктом 9 Положения определено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных, в частности, п.10 Положения, в соответствии с которым в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
При этом согласно абз.3 п.25 Положения на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены.
Исходя из установленных Положением особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей транспортная организация обеспечивает работникам-водителям соответствующие условия: несет расходы на оплату услуг гостиниц, которыми пользуются работники во время отдыха в соответствии с утвержденным организацией графиком.
Организация перед поездкой выдает работнику наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителем, согласно п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40. Поскольку поездка работника не является командировкой, расчеты с работникам по выданным ему под отчет суммам производятся в общем порядке: работник обязан не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который выданы денежные средства под отчет, предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (абз.3 п.11 Порядка).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах с работниками организации по суммам, выданным им под отчет, предназначен счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Сумма, выданная под отчет работнику, отражается по дебету данного счета в корреспонденции со счетом 50 «Касса». По окончании поездки в установленный для отчета работника срок неизрасходованная сумма передается работником в кассу организации, что отражается по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 71. Сумма произведенных работником расходов, отчет о которых (авансовый отчет) утвержден руководителем, списывается со счета 71 в корреспонденции с дебетом счетов, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или других счетов в зависимости от характера произведенных расходов.
В данном случае работник произвел, в частности, расходы на оплату услуг гостиниц, автостоянок. Расходы на данные услуги, произведенные работником за счет средств организации и в ее интересах, являются расходами по обычным видам деятельности (п.п.5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 71, формируя себестоимость транспортных услуг отчетного периода (п.18 ПБУ 10/99). Что касается приобретенного работником бензина и масла, то данные ГСМ должны быть учтены в качестве материальных ценностей. Стоимость приобретенных ГСМ отражается по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо», и кредиту счета 71. Исходя из предположения, что в данном случае приобретенные ГСМ полностью использованы работником в поездке, стоимость этих ГСМ списывается со счета 10, субсчет 10-3, в дебет счета 20.
Суммы НДС, уплаченные работником организации в стоимости потребленных в поездке услуг, приобретенных ГСМ, на основании первичных документов с выделенной в них суммой НДС, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 71. Данные суммы организация может принять к вычету при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (п.1, пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ). В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговый вычет предоставляется на основании счетов-фактур, выставленных продавцами ГСМ, услуг, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (чеков ККМ, бланков строгой отчетности). Налоговый вычет отражается по кредиту счета 19 и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
—————————T——T——T——-T—————-¬
¦ Содержание операций ¦Дебет ¦Кредит¦ Сумма,¦ Первичный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ документ ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Выданы работнику денежные¦ ¦ ¦ ¦ Расходный ¦
¦средства под отчет ¦ 71 ¦ 50 ¦ 15 000¦ кассовый ордер ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦ По возвращении работника из поездки ¦
+————————-T——T——T——-T—————-+
¦Возвращена работником ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неиспользованная сумма ¦ ¦ ¦ ¦ Приходный ¦
¦денежных средств ¦ 50 ¦ 71 ¦ 1 000¦ кассовый ордер ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражена стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приобретенных ГСМ ¦ ¦ ¦ ¦Авансовый отчет,¦
¦(10 000 — 1525) ¦ 10-3 ¦ 71 ¦ 8 475¦ Приходный ордер¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражен НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предъявленный продавцами ¦ ¦ ¦ ¦ Счет-фактура, ¦
¦ГСМ ¦ 19 ¦ 71 ¦ 1 525¦ Авансовый отчет¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Списана на затраты ¦ ¦ ¦ ¦ Требование- ¦
¦стоимость ГСМ <*> ¦ 20 ¦ 10-3 ¦ 8 475¦ накладная ¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражены затраты на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оплату услуг гостиницы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автостоянки, связанные с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поездкой <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(2000 — 305 + 2000 — 305)¦ 20 ¦ 71 ¦ 3 390¦ Авансовый отчет¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦Отражен НДС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предъявленный продавцами ¦ ¦ ¦ ¦ Счет-фактура, ¦
¦услуг (305 + 305) ¦ 19 ¦ 71 ¦ 610¦ Авансовый отчет¦
+————————-+——+——+——-+—————-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Счет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (форма N 3-Г), ¦
¦Отражен налоговый вычет ¦ ¦ ¦ ¦ Чек ККМ, ¦
¦по НДС (1525 + 610) ¦ 68 ¦ 19 ¦ 2 135¦ Счет-фактура ¦
L————————-+——+——+——-+——————
——————————-
<*> Расходы транспортной организации на приобретение ГСМ признаются для целей налогообложения прибыли материальными расходами (пп.5 п.1 ст.254 НК РФ). Согласно п.2 ст.272 НК РФ датой осуществления таких расходов признается дата передачи в производство материалов (ГСМ) — в части ГСМ, приходящихся на оказанные транспортные услуги.
<**> Исходя из условия, что затраты по оплате услуг гостиницы и автостоянки в данном случае обоснованны (то есть экономически оправданны) и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, сумма этих затрат признается расходом, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п.1 ст.252 НК РФ). Данные расходы признаются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией (пп.11, 49 п.1 ст.264 НК РФ). Датой осуществления этих расходов является дата утверждения авансового отчета работника (абз.3, 5 пп.5 п.7 ст.272 НК РФ).
В.В.Гришина
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
02.03.2005
С уважением, Людмила