Штраф за режим труда и отдыха

Сколько придется заплатить за нарушение режима труда водителя в 2020 году

Согласно последним изменениям в законодательстве, с 1 ноября текущего года за несоблюдение рабочего графика с предусмотренным временем для отдыха и последующим выходом на маршрут, наказывать будут не только самих шоферов автобусов и прочих ТС, но и их работодателей. Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя в 2020 году может быть наложен как на физическое лицо, так и на юридическое, если оно является работодателем и устанавливает время труда. Всего существует несколько ситуаций, за которые налагается административное взыскание с шофера или его работодателя.

Взыскания при отсутствии тахографа

После одобрения инициированных депутатами изменений они были внесены в ст. 11.23 КоАП. Появились отдельные части с наказанием для руководителей транспортных парков и их подчиненных, управляющих ТС. Согласно этому закону, если шофер находится за баранкой автобуса без тахографа, а его наличие обязательно. Гражданин обязан выплатить в пользу государства сумму в районе 3–5 тысяч рублей.

Нахождение за рулем контролируют с помощью тахографов По сравнению с предыдущими санкциями, денежные наказания существенно выросли, но при этом увеличились они не только для работников компаний, но и для организаций, которые пытаются «заработать» на рабском труде шоферов.

Тахограф должен соответствовать требованиям

Для работодателя, выпустившего на линию транспорт без тахографа, а также со сломанным прибором или с оборудованием, не соответствующим требованиям, штраф также поменялся:

  • для должностного работника сумма выплат составит 7–10 тысяч рублей;
  • для юр. лица – 20 – 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 15 до 25 тысяч российских рублей.

Штрафы увеличились

Размер взысканий, которые введены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, значительно возрос по сравнению с предыдущим вариантом закона. Эта мера предполагает ужесточение контроля и как следствие – снижение аварий из-за переутомления водителей.

Аварии часто случаются из-за переутомления водителей

Несоблюдение режима труда и отдыха шофера

Согласно законодательству, шофер может находиться за рулем 56 часов в неделю. При этом по закону каждые 4 часа он обязан отдыхать. Минимальный временной промежуток составляет 15 минут.

Отдых должен идти по графику

При нарушении этого режима труда и отдыха водитель заплатит штраф в размере 1,5 – 2 тысяч рублей. По сравнению с прошлыми санкциями, максимальный размер штрафа уменьшился, а минимальный – увеличился.

Также изменились размеры взысканий для организаций и ответственных лиц:

  • для должностного гражданина, виновного в нарушении – 7 – 10 тысяч;
  • для предпринимателя уже больше – 15 – 25 тысяч;
  • юридическому лицу придется заплатить максимально возможную сумму наказания – от 25 до 50 тысяч рублей.

Взыскания для юридических лиц и ИП увеличились

Важно учитывать, что эти категории наказывают только в случае, если, например, предприниматель составляет графики и заставляет работника по факту нарушать режим.

Если сам график составлен по всем правилам с соблюдением режима, а работник по личным причинам в него не смог “вписаться”, выполнять штрафные санкции будет только он сам.

Прежде, чем составить протокол для должностных лиц, нужно будет собрать доказательства

Прежде, чем выписывать соответствующие протоколы в отношении организаций и ответственных за это кадров компании, сотрудникам инспекции необходимо доказать, что они реально виноваты в нарушении режима труда и отдыха водителя. Лишь тогда штраф, предусмотренный КоАП, придется выплачивать не только подчиненному.

Например, если в графике у работника стоит смена в 8 часов, а он в пути задержался из-за поломки и ремонта, продлив тем самым время нахождения в рейсе до 12 часов, это не вина работодателя и его не оштрафуют. Наказание получит исключительно тот, кто сидел за рулем.

С 1 ноября 2019 года штраф за описываемое нарушение рабочего графика значительно увеличился, и теперь его оплачивать будет не только тот, кто сидит за рулем, но и работодатель.

Отсутствие тахографа — нарушение рабочего режима водителя

Отдельно предусмотрены санкции за отсутствие тахографа в транспортном средстве или за то, что прибор не соответствует требованиям и техническим характеристикам. Все это призвано урегулировать рабочий режим водителей и снизить количество ДТП, в которых виноваты невыспавшиеся водители.

  1. Согласно новым изменениям в законодательстве, теперь штраф за нарушение режима работы и отдыха выплачивает не только водитель, но и организация, заставляющая нарушать положенный по закону график шофера.
  2. Для организаций и должностных лиц суммы взысканий значительно возросли.
  3. Для привлечения к административной ответственности работодателя придется доказывать его прямое участие в нарушении графика. Только при наличии доказательств, согласно административному кодексу составляется соответствующий протокол.

Как вы считаете, оправданы ли такие меры по отношению к руководству и работникам транспортных компаний?

Определение понятия «водитель» в законодательстве РФ

Законодательство РФ содержит следующие нормы права, содержащие определение понятия «водитель».

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения»).

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (в ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Исходя из приведенных норм права, водителем является:

  • лицо, управляющее транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка, мопед или велосипед;
  • лицо, обучающее управлению транспортным средством;
  • погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделах 24 и 25 ПДД, они касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Верховный Суд РФ о том, кто признается водителем

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ водителем признается:

  • управляющее транспортным средством лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами;
  • иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств;
  • управляющее транспортным средством лицо, лишенное права управления транспортными средствами
  • лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды;
  • лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего;
  • погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо
  • водитель гужевой повозки (саней).

Рекомендуемые публикации:

Транспортное средство — это .. Определение понятия, категории, виды

Управление транспортным средством – это .. Понятие, судебная практика

Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

Как рассчитывать зарплату водителям-дальнобойщикам?

Вам нужно в-первую очередь обратиться к Вашим ЛНА (что прописано там). Например, Положение об оплате труда, ПВТР. В этих документах должны быть прописаны все нюансы об этой категории работников — и режим работы, и как оплачивать. Тогда все встанет на свои места.
Что у них прописано в ТД — как он должен работать, как оплата у него установлена — по часам, по дням.

Цитата (Tina15): Эти данные должны соответствовать тахометру и глонасу? Скорее всего, конечно, да.
Если у Вас работники водители-дальнобойщики, для них должен быть прописан отдельный режим работы. У них не может быть График неделя через неделю по 12 часов. У них должен быть, скорее всего прописан режим работы в соответствии с графиком — в зависимости от того, в какую точку он ездит, но с соблюдением ТКРФ, безусловно — в перерывами на обед, на сок, на отдых. Все как полагается. У них должен быть суммированный учет рабочего времени. Цитата (Tina15): Водитель отработал 3 недели. График неделя через неделю по 12 часов, но они не выходят даже в нормуВот Вы уже сами себе противоречите, и у Вас идет нестыковка с данными Вашими же.
Вы говорите, что режим работы неделя через неделю.
Значит, в месяце — ориентировочно грубо говоря 4 недели. Значит, работник может отработать первую неделю, вторую — отдыхает, третью — работает, четвертую — отдыхает. Итого в месяц он может отработать 2 недели. Что же получается у Вас? У Вас работник отработал 3 недели. Как так? Безусловно, при таком раскладе у вас они не выйдут в норму. Вы нарушили установленный график работы.
Цитата (Tina15):Как платить за ночные?. Ночные часы — с 22 часов по 06-00 утра. Вот только эти часы должны быть оплачены как ночные.
Статья 96. Работа в ночное время
Ночное время — время с 22 часов до 6 часов.
Статья 154. Оплата труда в ночное время
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Суточные для сотрудников с разъездным характером работы

Водителю организации, занимающейся междугородными автомобильными перевозками по территории РФ, для компенсации расходов, связанных с разъездным характером работ, выдана под отчет сумма 2500 руб. Согласно представленным по возвращении из рейса авансовому отчету водителя и путевому листу в рейсе он был два дня и проехал 987 км. Положением о разъездном характере работы, в частности, установлено, что:

  • к профессиям и должностям работников, имеющим разъездной характер работы, отнесены водители;
  • при поездках на расстояние более 200 км от места нахождения организации выплачиваются суточные за один рабочий день до рейса;
  • размер суточных устанавливается в зависимости от дальности поездки (в оба конца) и составляет за каждый день служебной поездки:

    • 600 руб. — при поездках на расстояние от 200 до 300 км;
    • 900 руб. — при поездках от 300 км и выше;

  • основаниями для начисления суточных являются табель учета рабочего времени и путевой лист.

В трудовом договоре с водителем есть условие о разъездном характере работ. Сумму излишне выплаченных суточных водитель внес в кассу организации.

Трудовые отношения

Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками (ч. 1 ст. 168.1 Трудового кодекса РФ):

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Как видно, в данном перечне возмещаемых расходов присутствуют суточные, определенные как дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства. Правовую природу суточных в отношении служебных командировок <*> еще в 2005 г. сформулировал Верховный Суд РФ в Решении от 04.03.2005 N ГКПИ05-147, указав, что выплата суточных обусловлена проживанием работника вне места постоянного жительства более 24 часов.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором (ч. 2 ст. 168.1, ст. 57 ТК РФ).

Никаких нормативов для расходов, связанных со служебными поездками, законодательно не установлено. И, как видно из нормы ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ, решение о выплате и размере возмещений, в том числе и суточных, работодатель принимает самостоятельно. Следовательно, размер суточных работодатель волен установить в твердой сумме, в процентах от оклада, от дальности рейса и др.

В данном случае размеры и порядок возмещения расходов установлены локальным актом — положением о разъездном характере работы, а в трудовом договоре с водителем есть указание на этот характер работ.

Бухгалтерский учет

Порядок выдачи наличных денег под отчет и представления отчета по израсходованным суммам установлен п. п. 4.1 — 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П. Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет, предназначен счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету счета 71 отражается получение сумм под отчет, а по кредиту — списание утвержденных руководителем израсходованных сумм на счета учета затрат, материальных ценностей и другие счета в зависимости от характера произведенных расходов (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Так как междугородные автоперевозки являются основным видом деятельности организации, а водители, соответственно, основным производственным персоналом, расходы в виде суточных являются для организации расходами по обычным видам деятельности (п. 5, абз. 3 п. 7 , утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов).

Расходы, произведенные за счет денежных средств, полученных под отчет, признаются на дату утверждения авансового отчета работника руководителем организации, который вместе с оправдательными документами должен быть представлен в бухгалтерию организации в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет (п. 16 ПБУ 10/99, абз. 2 п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).

Оправдательным документом к авансовому отчету, подтверждающим размер причитающихся работнику суточных, в рассматриваемой ситуации может быть путевой лист автомобиля, в котором имеются данные о пробеге автомобиля в служебной поездке. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

Помимо путевых листов в качестве документов, подтверждающих расходы на выплату суточных за разъездной характер работ, могут также использоваться и иные самостоятельно разработанные формы (например, табель-расчет на выплату суточных за разъездной характер работы), содержащие необходимые для расчета суточных данные о дальности поездки (Письмо Минфина России от 05.06.2008 N 03-03-06/1/346).

Заметим, что с 01.01.2013 применяемые организацией формы первичных учетных документов должны быть утверждены руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ ).

При этом утвердить можно как применение самостоятельно разработанных форм, содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ, так и применение имеющихся унифицированных форм <**>. Напомним, что унифицированная форма такого первичного учетного документа, как авансовый отчет (форма N АО-1), утверждена Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.

Унифицированные формы такого документа, как путевой лист грузового автомобиля (формы N 4-С и N 4-П), утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Затраты в виде суточных, выплаченных водителю организации, отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 20 «Основное производство» на дату утверждения руководителем авансового отчета водителя (Инструкция по применению Плана счетов).

В данном примере водителю полагаются суточные в размере 1800 руб. (900 руб. x 2 суток, так как пробег составляет 987 км, т.е. превышает 300 км).

Налог на прибыль организаций

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса РФ. Расходами признаются документально подтвержденные и обоснованные затраты, под которыми понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы в виде компенсации затрат за разъездной характер работ (в данном случае — в виде суточных), подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, удовлетворяют приведенным критериям и, следовательно, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату утверждения авансового отчета (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 01.04.2010 N 03-03-06/1/211, от 14.06.2011 N 03-03-06/1/341, п. 2 Письма ФНС России от 06.08.2010 N ШС-37-3/8488).

Норматив, в пределах которого суточные при разъездном характере работы включаются в расходы в целях налогообложения прибыли, НК РФ не установлен. Следовательно, суточные, размер которых установлен локальным актом организации (трудовым договором), можно полностью учесть для целей налогообложения прибыли.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы

Суммы компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением работником его трудовых обязанностей, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами, включая взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ, пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ , абз. 10 п. 2 ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).

Так как в данном случае выплата суточных непосредственно связана с выполнением водителем своих трудовых функций, разъездной характер работ закреплен в локальном акте организации, то сумма суточных, установленная этим актом, НДФЛ и страховыми взносами не облагается (см. также Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, ФНС России от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18794@, ФСС РФ от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П).

Отметим, что нормирование суточных для целей налогообложения НДФЛ (не более 700 руб. в сутки за каждый день командировки на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке) предусмотрено исключительно для расходов на командировки (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ). А служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 2 ст. 166 ТК РФ). Поэтому, несмотря на то что состав подлежащих возмещению расходов при служебной командировке и при разъездном характере работ совпадает (в частности, включает суточные), для целей налогообложения НДФЛ суточные при разъездном характере работ не нормируются и полностью (в размере, установленном локальным актом (трудовым договором) организации) не подлежат обложению НДФЛ (Письмо Минфина России N 03-04-06/6-131).

Обращаем внимание на то, что в локальном акте организации должен предусматриваться именно порядок компенсации расходов, связанных со служебными поездками, а не «установление надбавки (доплаты)» за разъездной характер работы. В противном случае существует значительный риск спора с проверяющими, которые по формальным основаниям сочтут такие надбавки (доплаты) составной частью заработной платы, подлежащей обложению НДФЛ и страховыми взносами (Письма Минфина России от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76, Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1343-19).

Режим работы водителя по тахографу согласно регламента ЕСТР

Решил обобщить информацию касающуюся режима труда и отдыха водителя по соглашению ЕСТР, читать весь документ кому то покажется скучным, вот для них я и сократил. Сделанная шпаргалка всегда поможет вам в пути. Это статья продолжает цикл статей на тему «Закон о тахографах», и я надеюсь, что она не последняя.

Согласно регламенту (по ЕСТР) относительно соблюдения водителями автотранспортных средств режима работы/отдыха, продолжительность управления транспортом в течение суток не может превышать девяти часов.
(Ст. 6.1 ЕСТР)

Продолжительность управления автотранспортом дважды на протяжении любой недели может быть увеличена до десяти часов.
(Ст. 6.1 ЕСТР)

После того, как водитель управлял транспортным средством на протяжении 4,5 часов, он обязан сделать перерыв, который не может быть меньше 45 минут, если период отдыха еще не наступил.
(Ст. 7.1 ЕСТР)

Перерыв длиной сорок пять минут разрешается заменить отдыхом, продолжительностью не меньше пятнадцати минут каждый, распределенным во время периода управления или после его завершения. Водитель во время пятнадцатиминутного перерыва не должен заниматься никакой другой работой. При этом периоды ожидания, не используемы для управления транспортом и время, проведенное в движущемся автомобиле, например, на пароме, не считается другой работой. Такие перерывы не являются ежедневными периодами отдыха.
(Ст. 7 ЕСТР)

После ежедневных шести периодов управления водителю обязаны предоставить еженедельный отдых.
(Ст. 8.3 ЕСТР)

Еженедельный отдых можно отложить до конца шестого дня. При условии, что продолжительность управления за все дни не превысила максимального времени, и оно в сумме соответствует шести ежедневным периодам управления автотранспортом. Если водителем совершаются международные пассажирские автоперевозки (кроме регулярных рейсов), то вместо терминов «шестого» и «шести» используются слова «двенадцатого» и «двенадцати», а общая продолжительность нахождения за рулем в дороге на протяжении любых двух недель не может превышать девяносто часов.
(Ст. 6.2 ЕСТР)

Водителю в течение двадцати четырех часов должен предоставляться ежедневный непрерывный отдых, при этом его продолжительность не может быть меньше одиннадцати часов. Период непрерывного отдыха разрешается сокращать до девяти часов, но не больше трех раз на протяжении любой одной недели, но при условии, что в качестве компенсации не позже конца будущей недели водителю будет предоставлен отдых, имеющий эквивалентную продолжительность.
(Ст. 8.1 ЕСТР)

Продолжительность отдыха разрешается разбить на два-три периода на протяжении двадцати четырех часов, при условии, что один из них составит не менее восьми непрерывных часов. В данном случае продолжительность отдыха водителя в течение суток требуется увеличить до двенадцати часов.

(Ст. 8.1 ЕСТР)
Один из периодов отдыха на протяжении каждой недели в качестве еженедельного перерыва в работе должен составлять последовательных сорок пять часов. Данный период отдыха разрешается сократить до минимального размера в количестве последовательных тридцати шести часов, если им пользуются в месте постоянной прописки автотранспортного средства или населенном пункте, являющемся местожительством водителя, или до минимума в двадцать четыре часа, если им пользуются в другом любом месте.
(Ст. 8.3 ЕСТР)

Любой случай сокращения периода отдыха должен компенсироваться равным по времени отдыхом, если оно полностью используется не позже конца третьей недели, следующей за
данной неделей.
(Ст. 8.3 ЕСТР)

Период отдыха, который начался в течение одной недели, а затем продолжился на протяжении следующей, разрешается присоединять к одной из этих двух недель.
(Ст. 8.4 ЕСТР)

Любой отдых, предоставляемый в качестве компенсации за сокращение по каким-либо причинам периода отдыха ежедневного и/или еженедельного, обязательно должен быть присоединен к другому периоду отдыха, длительность которого не может быть меньше восьми часов, и предоставляется согласно просьбе водителя в месте его прописки или стоянки автотранспортного средства.
(Ст. 8.6 ЕСТР)

Если на протяжении каждых тридцати часов управляли транспортным средством не менее двух водителей, то у каждого из них должен быть период отдыха, имеющий продолжительность не меньше последовательных восьми часов.
(Ст. 8.2 ЕСТР)

Полный текст соглашения Европейского Союза ЕСТР подписанного в Женеве в 1970 году читайте здесь.