Соглашение в трудовом праве

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

(Часть дополнительно включена с 6 декабря 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 45 ТК РФ

В комментируемой статье формулируется понятие соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения и устанавливающего общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений.

Как и коллективный договор (см. коммент. к ст. 40), соглашение является одним из правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения. Как и коллективные договоры, они включены в перечень источников трудового права, предусмотренный в ст. 5 ТК.

Раскрывая понятие и значение соглашения, комментируемая статья указывает одновременно и на его роль в установлении общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. На наш взгляд, такая характеристика роли соглашения отражает взаимовлияние экономики и права, а также существенное воздействие материальных условий жизни общества на содержание норм трудового права.

Одним из способов установления баланса между уровнем условий труда, включаемых в соглашение, и уровнем экономических возможностей для их закрепления является требование, сформулированное в ч. 3 комментируемой статьи, согласно которому соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, и содействуют учету государственных интересов в сфере экономики.

В ч. 1 указаны также виды соглашений в соответствии с уровнями социального партнерства, определенными в ст. 26 ТК. В них определена сфера действия отдельных видов соглашений, их целевое назначение в зависимости от уровня социального партнерства и компетенции сторон, участвующих в их заключении.

Соглашения заключаются между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровне в пределах их компетенции. Новыми среди названных являются межрегиональные соглашения, которые устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне нескольких субъектов РФ.

Целевое назначение указанных видов соглашений определяется с учетом уровня и сферы их действия, а также компетенции сторон, участвующих в их заключении. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними в зависимости от договоренности их участников.

Согласно комментируемой статье в генеральном соглашении, межрегиональном соглашении — на уровне двух и более субъектов РФ, региональном соглашении — на уровне субъекта РФ устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на соответствующем уровне социального партнерства.

В отраслевом (межотраслевом) соглашении, которое может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях, устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отраслей.

В территориальном соглашении устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы на территории соответствующего муниципального образования.

В ч. 10 комментируемой статьи предусматривается возможность заключения и иных соглашений, заключаемых сторонами на любом уровне социального партнерства. В них получают отражение отдельные направления (вопросы) регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, круг которых определен в ст. 1 ТК, что обеспечивает широкие возможности для решения многих вопросов, затрагивающих не только условия труда работников, но и другие жизненно важные для них вопросы обеспечения социально-бытовых, жилищных условий, получения необходимой профессиональной подготовки, значительного улучшения охраны труда, совершенствования порядка разрешения трудовых споров и др.

Другой комментарий к статье 45 ТК РФ

1. В ч.1 комментируемой статьи содержится определение понятия «соглашение», согласно которому соглашение — это, прежде всего, правовой акт. Поскольку соглашение содержит общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях, которые применяются всеми работниками и работодателями в зависимости от уровня соглашения, соглашение следует рассматривать как нормативный правовой акт. Кроме того, определение соглашения устанавливает его содержание:
— положения, которые регулируют социально-трудовые отношения, — положения, устанавливающие общие требования к труду и занятости работников, гарантии и компенсации работникам, а также иные положения, касающиеся трудовой деятельности работников и вопросов обеспечения со стороны работодателей такой деятельности;
— принципы регулирования экономических отношений, связанных с социально-трудовыми, — это могут быть положения о финансировании реализации положений соглашения за счет средств соответствующих бюджетов.

Соглашение, исходя из его определения, заключается между полномочными представителями работников и работодателей, под которыми следует понимать представителей, наделенных в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. Таковыми, в частности, являются единый представительный орган и объединение работодателей.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает пять уровней заключения соглашений:
— федеральный уровень или уровень Российской Федерации, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся всех без исключения работников и работодателей;
— межрегиональный уровень — уровень отдельных субъектов Российской Федерации, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей только отдельных субъектов Российской Федерации, на уровне которых заключено соглашение;
— региональный уровень — уровень только одного субъекта Российской Федерации — когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей только одного субъекта Российской Федерации, на уровне которого заключено соглашение;
— отраслевой (межотраслевой) уровень — уровень конкретной отрасли (сферы деятельности), например, промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.п., когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей одной или нескольких отраслей деятельности;
— территориальный уровень — уровень отдельного муниципального образования, когда устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, касающиеся работников и работодателей отдельного муниципального образования (либо поселения, либо муниципального района, либо городского округа).

При этом, исходя из ч.1 комментируемой статьи, соглашение может заключаться между полномочными представителями сторон в пределах их компетенции. Полагаем, что в данном случае федеральный законодатель имел в виду те пределы, которые представителям сторон предоставили, соответственно, каждая из сторон коллективных переговоров по вопросам, касающимся заключения соглашений.

2. Исходя из ч.2 комментируемой статьи, соглашение в зависимости от количества сторон, участвующих в коллективных переговорах, может быть двусторонним и трехсторонним. Двустороннее соглашение — соглашение, заключаемое только между сторонами (работниками и работодателями), трехстороннее соглашение — соглашение, которое помимо, собственно, сторон заключено также с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, к полномочиям которых относятся вопросы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Согласно ч.2 комментируемой статьи заключение таких соглашений зависит от усмотрения сторон, а точнее от их договоренности.

3. Часть 3 комментируемой статьи касается такого вида соглашений, как трехсторонние, так как предполагает обязательное участие органов государственной власти или органов местного самоуправления. Такое участие возможно в том случае, если реализация положений соглашения требует финансирования из соответствующих бюджетов, например, если в соглашении содержатся нормы о предоставлении гарантий и компенсаций работникам в денежной форме за счет средств соответствующих бюджетов. В этом случае, по нашему мнению, а также с учетом положений ч.3 комментируемой статьи стороной соглашения обязательно должны быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также финансовые органы федерального, регионального или территориального (местного) уровня, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов о выделении денежных средств на финансирование определенных расходов либо главные распорядители бюджетных средств.

4. Часть 4 комментируемой статьи содержит классификацию соглашений в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений:
— генеральное;
— межрегиональное;
— региональное;
— отраслевое (межотраслевое);
— территориальное;
— иные соглашения.

При этом отметим, что из ч.1 комментируемой статьи следует также, что такая классификация осуществляется не только исходя из сферы регулируемых социально-трудовых отношений, но и в зависимости от уровня, на котором заключаются такие соглашения.

Часть 5 комментируемой статьи содержит определение понятия генеральное соглашение, под которым следует понимать соглашение (правовой акт), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Так, в 2010 году было заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Таким образом, данное соглашение, учитывая классификацию, приводимую в комментируемой статье, является трехсторонним и генеральным. Согласно данному Генеральному соглашению стороны приняли на себя, в частности, обязательства содействовать возвращению на траекторию устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности экономики. В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы. В качестве приоритетных целей данного Генерального соглашения названы: создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.

Согласно ч.6 комментируемой статьи межрегиональное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и заключенный на уровне двух и более субъектов Российской Федерации. Таким образом, положения такого соглашения касаются работников и работодателей только тех субъектов Российской Федерации, представители работников и работодателей которых заключили такое соглашение.

В соответствии с ч.7 комментируемой статьи региональное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Таким образом, оно распространяется только на работников и работодателей субъекта Российской Федерации, представители работников и работодателей которого заключили такое соглашение.

Согласно ч.9 комментируемой статьи отраслевое (межотраслевое) соглашение — правовой акт, устанавливающий общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам определенной отрасли (сферы) деятельности или нескольких отраслей (сфер) деятельности. Поэтому такое соглашение касается работников и работодателей определенной отрасли (сферы) деятельности, представители которых заключили это соглашение. В соответствии с ч.8 комментируемой статьи такое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В качестве примеров отраслевых соглашений можно привести Отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2015-2017 годы (утверждено Российским профсоюзом работников радиоэлектронной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Минпромторгом России 29 декабря 2014 года), Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы (утверждено Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22 декабря 2014 года), Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015-2017 годы (утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России», Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности, Госкорпорацией «Росатом» 17 декабря 2014 года) и др.

Исходя из ч.9 комментируемой статьи территориальное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа). Таким образом, его действие распространяется только на работников и работодателей конкретного муниципального образования, представители работников и работодателей которого заключили такое соглашение.

Часть 10 комментируемой статьи допускает возможность заключения иных видов соглашений, которые будут касаться только отдельных аспектов социального партнерства, то есть отдельных направлений регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, например, особенности выплаты заработной платы, предоставление дополнительных отпусков помимо установленных трудовым законодательством. Данные виды соглашений могут заключаться на любом уровне социального партнерства.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена ч.11, которая предусматривает возможность заключения одного трехстороннего соглашениях на любом уровне социального партнерства (федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном). Таким образом объединяется уровень социального партнерства и сфера регулируемых социально-трудовых отношений: на федеральном уровне заключается трехстороннее генеральное соглашение; на межрегиональном, региональном и территориальном — межрегиональное, региональное и территориальное соответственно.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Порядок разработки проекта соглашения и его заключения

В Трудовом кодексе значительное внимание уделяется принципу социального партнерства и равенства сторон.

В Трудовом кодексе значительное внимание уделяется принципу социального партнерства и равенства сторон (статья 23). Речь в данном случае идет о возможности заключения коллективных соглашений между наемными работниками и их работодателями.

Разработан регламент, который необходимо соблюдать в ходе заключения трудовых договоров или других соглашений между сторонами. Данный порядок предназначается для того, чтобы обеспечить равноправие в защите интересов каждого из представленных участников переговоров в вопросах, касающихся трудовых отношений, дисциплины, оплаты труда, прав и обязанностей работодателей и работников.

Общие правила проведения коллективных переговоров

Статья 36 ТК РФ посвящена вопросам организации проведения и обеспечения эффективности и соблюдения законности на коллективных переговорах по вопросам заключения совместных соглашений и договоров.

В статье подробно расписан порядок определения участников. Со стороны работодателей может участвовать:

  • основной работодатель;
  • его представители;
  • представители ассоциации, членом или создателем которой является конкретный участник коллективных переговоров.

Со стороны работников участвуют избранные представители. В качестве переговорщиков обычно выступают члены профсоюзной организации, действующей на предприятии. Если таких организаций несколько, то образуется совместная группа, с количеством членов от каждого профсоюза пропорциональным числу его действительных членов на момент начала переговоров.

В подобной ситуации возникает такое понятие как «представительный орган», который работает на принципах пропорционального членства и равноправного отстаивания интересов всех представляемых лиц и профсоюзов.

В качестве участников переговоров по заключению трудового соглашения со стороны наемных лиц не могут выступать:

  • лица, имеющие общие интересы с работодателем;
  • представители организаций, которые финансируются и контролируются работодателем;
  • сотрудники учреждений и органов исполнительной власти различного уровня, в том числе имеющих отношение к местному самоуправлению.

Представители органов власти могут участвовать в заключении трудовых соглашений, если они являются работодателями и переговоры проводятся с работниками бюджетной сферы.

Начало коллективных переговоров

Коллективные переговоры начинаются по инициативе любой из сторон и могут касаться любых вопросов, регулирующих взаимоотношения в сфере трудовых отношений.

Для начала переговоров необходимо, чтобы профсоюз, членами которого являются 50% и более от общего количества сотрудников предприятия, направил предложение начать коллективные переговоры. Для принятия такого решения достаточно решения профсоюзного комитета или другого выборного органа, координирующего работу профсоюзной организации.

Темой переговоров могут служить вопросы, связанные с коллективным договором:

  • заключение;
  • расторжение;
  • внесение изменений.

Если на предприятии отсутствует достаточно крупная профсоюзная организация (не менее половины всех сотрудников) или параллельно работают два и больше профсоюзов, то они могут создать представительный орган и отправить предложение о проведении переговоров от своего имени.

Существует и другой способ для тех случаев, когда на предприятии нет профсоюзов вообще или они охватывают незначительную часть трудового коллектива. Наемные работники могут провести общее собрание или конференцию и выбрать один из имеющихся профсоюзов или избрать представительный орган из работников, не входящих в профессиональные организации. Выборы производятся путем тайного голосования.

Дополнительные процедуры согласования

Понятие равенства интересов гарантируется также требованиями законодательства. При направлении предложения о переговорах работодателю профсоюз-инициатор обязан одновременно известить другие профкомы, работающие на того же работодателя. Максимальный срок уведомления составляет 5 дней после направления предложения. Если представительный орган не создан, то переговоры проводит самый крупный профсоюзный орган.

Стороны имеют право на разработку дополнительных процедур согласования.

Соответствующие понятия обычно рассматриваются на первом заседании комиссии и охватывают такие вопросы, как порядок работы комиссии, периодичность, ведение протокола, и другие рабочие вопросы.

Каждый из участников не имеет право на разглашение сведений о проводимых переговорах до их окончательного оглашения. Предусмотрено административное и дисциплинарное наказание по фактам нарушения секретности.

Срок разработки проекта соглашения

Нормы Трудового Кодекса передали полномочия по определению сроков разработки комиссии, которая занимается созданием проекта трудового договора или соглашения, т.е. комиссия определяет эти сроки самостоятельно.

Законодательно определены следующие сроки:

  • семь календарных дней для начала переговоров после получения предложения об их проведении;
  • пять дней на уведомление профсоюзных организаций, не принимавших участия в составлении предложений;
  • две недели на представление противоположной стороне новой информации.

Комиссия по созданию и согласованию проекта соглашения

Для проведения работы по разработке и созданию проекта трудового соглашения создается комиссия из представителей обеих сторон. Данная комиссия проводит всю работу, оповещает заинтересованных лиц (работодателей, не являющихся участниками объединений, малочисленные профсоюзы и неорганизованных в профсоюзы работников) письменно, устно или через средства массовой информации.

Комиссия, работающая в течение 6 месяцев и не достигшая согласия по всем вопросам, обязана подписать договор по согласованным вопросам и составить протокол разногласий, которые будут согласовываться в дальнейшем или решаться с привлечением законодательных норм.

В подписании соглашения участвуют члены комиссии – представители противоположных сторон.

Сфера согласования социальных и государственных интересов распространяется на соглашения, заключаемые в организациях, работающих на принципах бюджетного финансирования.

Данное согласование заключается в ограничении сроков заключения трудовых соглашений. Это требование вынужденное и ограничивается сроками принятия бюджета соответствующего уровня.

Комментарий к статье 45

1. Комментируемая статья подверглась значительным изменениям: уточнено понятие соглашения, введен новый вид соглашений — межрегиональное соглашение, введены дополнительные правила определения состава участников соглашений (перенесенные из ст. 35 ТК), предусматривающих бюджетное финансирование; исключено положение о содержании соглашения.

2. В новом определении понятия соглашения подчеркивается его регулятивное значение (раньше указывалось, что этот правовой акт устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, что не соответствовало теоретическим представлениям о соглашении и складывающейся практике).

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст. 45, определяя значение конкретных видов соглашений, он возвращается к старым формулировкам.

3. Соглашение в отличие от коллективного договора заключается на других уровнях социального партнерства — федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут носить общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

4. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления, который выступает в качестве представителя работодателей (одного из представителей работодателей).

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

5. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

6. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

7. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте Российской Федерации, и их содержание. Например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве» предусматривает заключение Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений.

8. Соглашения могут быть двусторонними — заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними — заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

9. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 комментируемой статьи предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т. е. в современных условиях допустимы и соглашения на уровне организации, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений».

Комментарий к Статье 45 ТК РФ

Статья 45 Трудового кодекса РФ дает определение соглашения и выделяет несколько видов соглашений: двусторонние и трехсторонние, а также генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Следует отметить, что определение межрегионального соглашения было добавлено в статью 45 Трудового кодекса РФ Федеральным законом N 90-ФЗ.

В перспективе нельзя исключать появления в тексте данной статьи упоминания и о межтерриториальных соглашениях, т.е. о соглашениях, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между двумя и более муниципальными образованиями (в пределах относящихся к ним территорий). На это косвенно указывает заключительная часть данной статьи.

Другой комментарий к Ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

Определение соглашения, содержащееся в ч. 1 ст. 45, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в РФ. На практике социально-партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательным участником которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение также связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении. При этом положения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, противоречащие соглашению и ухудшающие положение работников, считаются недействительными и заменяются автоматически положениями соглашения.

3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двухсторонним, так и трехсторонним.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух или более субъектов РФ. На практике такие соглашения в основном заключаются на трехсторонней основе.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. На практике соглашения данного вида также являются трехсторонними.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы, связанные на территории соответствующего муниципального образования. Такие соглашения, как правило, носят трехсторонний характер.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двухсторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, вне зависимости от того на каком уровне они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ. Примером чисто отраслевых соглашений могут служить соглашения, распространяющие свое действие на работников народного образования, здравоохранения и т.п. К межотраслевым соглашениям может быть отнесено соглашение между профсоюзами и работодателями оборонных отраслей промышленности, охватывающее несколько производственных отраслей.

5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Такие соглашения могут заключаться на любом уровне. Участниками таких соглашений могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом таких соглашений является, как правило, какой-либо один вопрос регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п. К иным соглашениям относится региональное соглашение о минимальной заработной плате, возможность принятия которого предусмотрена ст. 133.1 ТК РФ.

Коллективный договор заключается в ходе коллективных переговоров. В коллективном договоре стороны равноправны, добровольно принимают на себя обязательства, несут взаимную ответственность (ст.24 ТК).

Процедура ведения коллективных переговоров охватывает следующие стадии:

1. Наделение правом представительства для инициирования и ведения коллективных переговоров. Представители работников в коллег. Переговоров определяются по правилам ст. 37 ТК. Эта статья предусматривает разные варианты представительства:

  • Выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющий более ½ работников данного работодателя.
  • Единый представительный орган, созданный по решению выборных органов первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности большинство работников работодателя.
  • Выборный орган первичной профсоюзной организации, которому с его согласия общим собранием (конференцией) поручается направить работодателю предложение о начале переговоров, но это происходит при наличии профсоюзов, объединяющих в совокупности менее ½ работников.
  • Иной представитель, представительный орган, избранный общим собранием работников тайным голосованием при отсутствии профсоюзных организаций либо если не удалось определить профсоюзную организацию (п. 5 ст. 40 ТК).

2. Направление другой стороне уведомления о начале переговоров и создание единого представительного органа работников (ст. 36 ТК). Все, кто может выступить инициатором проведения коллективных переговоров от имени работников обязаны одновременно с направление работодателю предложения о начале переговоров известить об этом все иные профорганизации и в течении последующих 5 дней создать с их согласия единый представительный орган, либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Ч. 3 ст. 36 ТК запрещает ведение коллективных переговоров от имени работников за исключением случаев представителем работодателя организациям.

А если вы решили купить дипломную работу, для этого лучшие условия.

Датой начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициаторами переговоров ответа. Сторона, получившая предложение о переговорах обязана вступить в переговоры в течение 7 суток. Со дня начала коллективных переговоров действуют особые гарантии для представителей работников и других лиц, участвующих в переговорах (ст. 39 ТК). Например:

  • Освобождение от работы на срок до 3 месяцев
  • Сохранение среднего заработка
  • Компенсация затрат, связанных с участием в переговорах.

Дополнительные гарантии для представителей работников:

  • Для наложения на них дисциплинарного взыскания, перевода на другую работу и увольнение по инициативе работодателя необходимо получить согласие органа, уполномочившего на представительство.

Через 3 месяца после начала ведения переговоров стороны обязаны подписать коллективный договор и составить протокол разногласий.

1. Формирование специальных комиссий для ведения коллективных переговоров, проекта коллективного договора и его заключения (ч. 6 ст. 35 ТК). Комиссия, во-первых, согласовывает сроки, место и порядок проведения переговоров; во-вторых, осуществляет сбор информации, документации, необходимой для заключения трудового договора; в-третьих, осуществляет подготовку коллективного договора, его доработку и обсуждение.

Участники коллективных переговоров пользуются некоторыми правами и несут обязанности (ст.37, 39 ТК).

  1. Подписание коллективного договора. Вопросы, по которым у сторон возникли разногласия, оформляются протоколом разногласий.
  2. Уведомительная регистрация коллективного договора в органе по труду (ст.50 ТК).

Коллективный договор заключается на срок до трёх лет и вступает в силу со дня подписания либо со дня, установленного коллективным договором.

Согласно ст.41 ТК стороны могут продлевать действие коллективного договора на срок не более трёх лет, количество продлений не ограничено. Коллективный договор сохраняет силу в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования и расторжения договора с руководителем. Коллективный договор сохраняет свою силу в течение срока, предусмотренного статьёю 43 ТК.

Коллективный договор распространяется, во-первых, на работников организации, индивидуального предпринимателя, а в филиале, представительстве – на работников этого подразделения, независимо от времени поступления на работу. Во-вторых – на членов семей работников и бывших работников, если об этом упоминается в коллективном договоре.

Определение соглашений дано в ст.45 ТК. По сфере действия соглашения подразделяются на:

  1. Генеральные соглашения, которые устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.
  2. Межрегиональные, которые регулируют те же вопросы, что и генеральное. Оно заключается между полномочным представителем президента в федеральном округе и соответствующими объединениями работодателей и профсоюзов.
  3. Региональные, которые регулируют те же вопросы, что и межрегиональные, но в субъекте РФ.

Среди региональных соглашений выделяются региональные соглашения о минимальной заработной плате в регионе (ст.1311ТК). Это соглашение устанавливает размер минимальной заработной платы для работающих на территории региона, кроме федеральных бюджетников. С учётом социально-экономических условий развития региона и прожиточного минимума в регионе, но не ниже федерального МРОТ. В Саратове МРОТ – 4032 р. в 4 квартале 2007 г.

  1. Межотраслевые и отраслевые профессиональные соглашения (тарифные или генеральные договоры). Эти соглашения заключаются между отраслевыми объединениями профсоюзов и отраслевыми объединениями работодателей. Такие соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли или нескольких смежных отраслей или отдельных профессий.
  2. Территориальные, которые устанавливают общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
  3. Иные соглашения, которые устанавливаются сторонами на любом уровне социального партнёрства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений.

По содержанию соглашения можно разделить:

1) соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования трудовых отношений и тесно связаны с ними;

2) соглашения, которые устанавливают общие условия труда (отраслевой, межотраслевой, территориальный уровень).

Стороны соглашения:

работники и работодатели, объединённые по территориальному и отраслевому признакам. По договорённости сторон соглашения, соглашения могут быть двух- и трёхсторонними.

Содержание и структура соглашения определяются представителями сторон. Примерный перечень вопросов, решаемых в соглашении, определён в ст.46 ТК. Порядок, сроки разработки соглашения и его заключения определяются комиссией из представителей работодателей, профсоюзов, и могут быть органов исполнительной власти или местного самоуправления. При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов формируется единый представительный орган, если такой орган сформировать не удалось, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу большинства. Сроки проведения переговоров косвенно ограничены ст.ст.39 и 47 ТК.

Соглашение подписывается представителями сторон и вступает в силу со дня подписания или со дня, указанного в соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действующее соглашение на срок не более трёх лет. Соглашение распространяется на работодателей, которые:

1) являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства не освобождает от обязательств;

2) уполномочили объединение работодателей, заключившее соглашение, участвовать от их имени в коллективных переговорах;

3) присоединились к соглашению после его заключения.

В тех случаях, когда в отношении работников действует несколько соглашений одновременно, действуют наиболее благоприятные условия для работников.

Сфера действия отраслевого соглашения, заключённого на федеральном уровне, и регионального соглашения о минимальной заработной плате, может быть расширено после опубликования по предложению министра здравоохранения и социального развития и соответствующего органа исполнительной власти региона.

Если работодатели в течение 30 дней после официального опубликования этого предложения не заявили об отказе, соглашение считается распространённым на них. Работодатель может отказаться от присоединения к соглашению только в том случае, если:

1) провёл консультации с выборным профсоюзным органом;

2) предложил сроки повышения минимальной заработной платы до размера, предусмотренного соглашением.

Работодатели-отказники берутся на заметку, о чём сообщается в федеральную службу по труду и занятости. Представители работодателя и представители профсоюзов могут быть вызваны для проведения дополнительных консультаций, и отказаться от них нельзя.

Соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляется представителями работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующие органы труда.