Согласие на обязательность международного договора выражается путем

Способы выражения согласия на обязательность договора

Проведя подготовку, согласование и принятие текста договора и его аутентификацию, стороны всеми этими действиями, совершенны ми на этой стадии, всё ещё не выражают согласия самих государств или международных организаций на обязательность для них самого договора. Такое согласие еще должно быть дано, и выражается оно тоже в разных формах. Наиболее распространены из них: подписание договора, ратификация, утверждение, принятие и присоединение. Возможны и иные формы, но они применяются реже.

Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой принятие текста договора, а в других — и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора. Если же договор нуждается в ратификации или утверждении, то подписание является только формой установления аутентичности его текста (Об этом подробно см. предыдущий параграф 3.2). Статьи 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов установили следующие способы выражения согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны. В Венских конвенциях 1969 и 1986 годов говорится еще об одном значении подписания. В соответствии со ст. 18 этих конвенций государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. От указанных действий государства или международные организации обязаны воздерживаться в отношении как к не вступившему в силу договору, так и к действующему до того времени, пока они ясно не выразят своего намерения не становиться участниками такого договора.

Таким образом, наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. При подписании договора государства соблюдают правила альтерната — чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных помещаются на почетном месте — под текстом договора с левой стороны (в тексте на арабском языке — с правой), а если подписи ставятся одна под другой — верхнее место, а наименование государства — контрагента, его подписи — справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке (в соответствии с выбранным языком). При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием. Возможны более сложные процедуры при принятии некоторых договоров.

Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенция ми ратификация — это международный акт. Ратификация — окончательное утверждение договора высшим органом государственной власти. Она воплощается в двух различных актах: внутригосударственном (законе, указе, постановлении) и международно — правовом (ратифика ционной грамоте). В договорах международных организаций вместо ратификации применяется акт официального подтверждения договора.

Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Тем самым, международное право жестко не устанавливает, какие международные договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется как условиями договора, так и внутренним правом государств. Обычно ратификации подлежат договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, договоры о взаимном отказе от применения силы или угрозы силой, мирные договоры, договоры по территориальным вопросам, договоры, вносящие изменения в законы государств, и другие наиболее важные договоры. Равным образом ратификации подлежат договоры, при заключении которых стороны условились об этом, например договоры о торговле и мореплавании, о режиме государственных границ, в области разоружения.

Порядок ратификации относится к внутренней компетенции государства. Чаще всего ратифицирует договоры глава государства: в одних странах самостоятельно, в других — с согласия парламента или одной из его палат (например, в США — президент, с согласия Сената). В некоторых государствах функция ратификации возложена на сам парламент. По Конституции Российской Федерации 1993 г. международные договоры находятся в ведении РФ (ст. 71). Президент страны ведет переговоры и подписывает международные договоры. Если договор подлежит ратификации, то Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания парламента РФ) принимает закон о ратификации, который затем рассматривается верхней палатой — Советом Федерации. После его одобрения закон подписывается Президентом. Ратификационные грамоты также подписывает Президент России (см. ст. 84, 86, 105 и 106). Примеры: Федеральный закон «О ратификации Договора о создании Экономического Союза», подписанный 24 сентября 1993 г., был принят Государственной Думой 7 октября 1994 г., одобрен Советом Федерации 25 октября 1994 г. и подписан Президентом РФ 2 ноября 1994 г.; Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений». Принят Государственной Думой 14 апреля 2000 г. Одобрен Советом Федерации 19 апреля 2000 г.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» в этот перечень включает следующие договоры Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации. Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им Федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г.; одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г.; опубликован в «Российской газете» 8 октября 1997 г.

Как международный акт ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую международное право признает необходимой для того, чтобы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию (см. об этом подробнее ниже: 4.2.) в случае многосторонних договоров. Отказ от ратификации не считается нарушением международного права. Однако многочисленные необоснованные отказы ратифицировать договоры ослабляют доверие к подписи государства.

К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Венской конвенции 1969 г.). Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Все сказанное относится также к актам принятия и утверждения. Необходимо лишь отметить, что принятие и утверждение — это акты, которые совершаются, как правило, иными органами государств, чем главы государств и парламенты. Такими документами являются ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, формами согласия на обязательность договоров.

Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. Закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти. Утверждение и принятие международного договора, как следует из закона, возможно и в форме федерального закона. «Утверждение», или «конфирмация», означает окончательное одобрение договора правительством или министерством либо другим ведомством, если договор относится к их компетенции. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. было утверждено соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве от 22 июня 1994 г.

Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.

Обмен документами, образующими договор, — это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении. В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение. Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты. Необходимо отличать эту процедуру от заключения договора в форме обмена письмами или нотами, в которых содержится сам предмет договора.

При заключении двустороннего договора государства его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого. Ратификационная грамота имеет обычно три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.

Законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производятся, если стороны не договорились об ином, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или представительством РФ при международной организации (ст. 19).

Согласие на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору (ст. 15 Венских конвенций). В некоторых случаях вместо присоединения применяется принятие договора. Принципиальной разницы между двумя этими способами выражения согласия государства или международной организации на обязательность для них договора нет. Но важно подчеркнуть, что принятие договора нельзя смешивать с принятием текста договора, о котором говорилось в предыдущем параграфе.

Ни одна из Венских конвенций не раскрывает понятия присоединения. Между тем международная практика выработала в этом отношении определенные правила. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору. Присоединиться может как государство, которое не принимало участия в подготовке текста договора и его принятии, так и государство, которое даже подписало договор, но не выразило своего согласия на обязательность до его вступления в силу. Присоединение может осуществляться, например, путем ратификации, принятия, утверждения или подписания протокола о присоединении. При этом ратификация оформляется в виде ратификационной грамоты, а принятие, утверждение и присоединение — в виде нот, писем и других документов. В качестве примера может служить принятие 6 июля 1994 г. Постановления Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и протокола к нему». Само Соглашение от 22 ноября 1950 г., а протокол к нему от 26 ноября 1976 г.

Способы выражения субъектами международного права согласия на обязательность договора. Порядок и условия вступления договора в силу.

Способы выражения согласия на обязательность договора:

  1. Подписание договора (ст.12 Венской конвенции о праве международных договоров): если договор предусматривает, что подписание означает согласие на обязательность договора, либо если иным образом установлена договоренность участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу, либо если намерение государства придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Если государства условятся таким образом, парафирование текста договора может означать его подписание. Если будет подтверждено государством, подписание ad referendum будет означать окончательное подписание.
  2. Обмен документами, образующими договор (ст.13 Венской конвенции о праве международных договоров): согласие государств на обязательность для них договора, состоящего из документов, которыми они обмениваются, выражается посредством этого обмена, если эти документы предусматривают, что обмен ими будет иметь такую силу, или иным образом установлена договоренность этих государств о том, что этот обмен документами должен иметь такую силу.
  3. Ратификация (ст.14(1) Венской конвенции о праве международных договоров): если договор предусматривает, что согласие на его обязательность выражается ратификацией, либо иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации, либо представитель государства подписал договор под условием ратификации, либо намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя либо было выражено во время переговоров. Ратификация осуществляется в соответствии с внутригосударственными процедурами.
  4. Принятие, утверждение (ст.14(2) Венской конвенции о праве международных договоров): на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации. Утверждение – упрощенная процедура, по сравнению с ратификацией (например, в России ратификация осуществляется путем принятия федерального закона, а утверждение – путем принятия постановления Правительства РФ), утверждаются договоры международной организацией (например, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения, заключаемые от имени ООН с ее специализированными агентствами).
  5. Присоединение (ст.15 Венской конвенции о праве международных договоров): если договор предусматривает, что согласие на обязательность договора может быть выражено государством путем присоединения, если иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились об этом, либо если все участники договора впоследствии договорились об этом.

После ратификации, принятия, утверждения, присоединения осуществляется обмен ратификационными грамотами, документами о принятии, утверждении договора, документами о присоединении к нему между договаривающимися государствами (обычно для двусторонних договоров), либо их депонирование у депозитария (для многосторонних договоров), либо уведомление о них договаривающихся государств или депозитария.

По общему правилу договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами (ст.24(1) Венской конвенции о праве международных договоров), если такое положение либо договоренность отсутствуют – как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на согласие для них договора (ст.24(2) Венской конвенции о праве международных договоров).

Если согласие государства на обязательность для него договора выражается в какую-либо дату после вступления договора в силу, то договор по общему правилу вступает в силу для этого государства в эту дату (ст.24(3) Венской конвенции о праве международных договоров).

С момента принятия текста договора действуют те его положения, которые регулируют вопросы, неизбежно возникающие до вступления договора в силу, в частности, порядок вступления договора в силу (ст.24(4) Венской конвенции о праве международных договоров).

Договором или дополнительной договоренностью участвовавших в переговорах государств может быть установлена возможность временного применения договора или его части до его вступления в силу (ст.25 Венской конвенции о праве международных договоров).

Ратификация

Ратификация – это операция, при помощи которой документ или иная важная бумага, будет иметь силу с юридической стороны.


Данную возможность имеют определенные государственные органы. До процесса ратификации документация обычно не защищена юридически, а также не является обязательным для лиц, заключивших данных договор.

Процедура ратификации международных договоров

Выражаясь простыми словами, процесс ратификации заключается в придании документу юридической защищенности по всем вопросам, касающимся возможных рисковых ситуаций, а также это полное перенятие страной принятых договорных условий.

Согласно конвенции, касающейся правовых обязанностей международных договоренностей (она была принята в Вене), страны не должны при подписании такого договора и до начала процесса ратификации принимать определенные операции, которые смогут убрать из договора явные предметы и цели. Также эти действия не должны быть направлены на устранение специфических задач, заданных для решения и принятия данных целей.

Ратификация всегда регистрируется специальной государственной бумагой, которая носит название ратификационная грамота. Участники договора передают друг другу личные ратификационные грамоты или же при численности сторон более двух человек данные грамоты передаются в руки специализированной организации, деятельность которой направлена на сохранность текстов и документации – депозитарию. Такой организацией может выступать и один из участников договора.

Депозитарий описывается в качестве исполнительного лица на первых страницах принимаемого документа. В нем заинтересованы государства, которые хотят вступить в договорные отношения, выразить собственное мнение по мировым вопросам, а также выдвинуть пути решения.

В большинстве случаев процесс ратификации приводится в действие, чтобы принятые на международном уровне договоры, конституции, законы и их корректировки обладали юридической силой и защищенностью. Для принятых законов данная операция согласуется с субъектами внутри страны или участниками союза суверенных государств. Помимо одной из сторон договора, в качестве депозитария может выступать любая страна.

Например, договор, который принят для запрета проведения ядерных экспериментов в небе, в водах и космическом пространстве в 1963 году, находится на сохранении у Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, а также Англии. Депозитарием в иных договоренностях может быть Организация Объединенных Наций.

Относительно к договорам, которые заключается между разными странами, ратификация служит определенным методом для обязательного согласования государственного аппарата страны с принятым документом, основываясь на утвержденные правила его подписания, а также правил принятия.

Любой человек или организация заинтересован в том, чтобы более детально узнать обо всех правилах и подводных камнях такого понятия, как ратификация, чтобы в будущем использовать ее в собственных интересах. Данное понятие определяет своеобразную подчиненность суверенных стран от мировых стран-лидеров. Ратификация международных договоренностей согласовывается высшими органами, которые предстают в виде парламентов или государственного аппарата.

Иными словами ратификация – это народное согласие на то, чтобы их государство содействовало в принятии тех или иных вопросах международного характера.

Стороны ратификации

Сторонами ратификации могут выступать неопределенное количество государств. Таким образом, документальная информация и соответствующие ее изменения должны содержаться у всех депозитариев. Если данное правило не будет выполняться, то рабочий процесс будет выполняемым.

В обязанности депозитария входит предоставлять сохранность первоначально разработанного документа, а также всех бумаг, которые идут как дополнение (заверенные копии, иностранные переводы и т.д.). Данный участник процесса обязан оповещать обо всех изменениях в производственных процессах на данный промежуток времени.

Все участники договора получают соответствующую информацию о вновь присоединенных государствах, сказанных недовольствам или предложенных решениях. Данная деятельность имеет постоянный и непрерывный характер. Ответственное лицо занимается учетом всех подобных поступлений и распространяет их по всем участникам договора. Помимо всего вышеперечисленного, в обязанности депозитария входит регистрирование пакта в представительных органах ООН.

Участники данной договоренности постоянно находятся в контакте друг с другом, а ратификация является заключительной позицией при ее заключении. Перед ней проводятся переговоры, обсуждаются основные вопросы, проводится анализ мировой ситуации, экспертные оценки и т.д. Затем выдвигаются условия для сторон, на которых будет заключаться договор, и проходит время для того, чтобы стороны приняли решение и согласовали предложенные условия. После этого собираются совещания, проводится разбор возникших недочетов, выявление приоритетных направленностей, оценка финансового состояния.

Государство-участник может внести собственные поправки в том случае, когда предложенные пункты в договоре не соответствуют заинтересованностям или же противоречат политической направленности. Поправка регистрируется в специальном документе, который должен быть предоставлен каждому участнику. Участники договоренности должны дать комментарии по данной поправке и уже принимается коллективное решение по внесению ее в договор или же внести собственные коррективы.

Но бывает так, что одна страна-участник внесла свою поправку по определенному вопросу, а другая категорически против ее внесения. Эта страна предлагает личное решение по данному вопросу, которое подразумевает некие нарушения при исполнении заключаемой договоренности. Получается, что у одной из сторон будет привилегия при введении договора в полную силу. К сожалению, в мировой политике данная ситуация встречается крайне часто.

Ратифицированный участник договоренности имеет право аргументировать, что он останется активным в принятом деле. Получается, что данная страна будет выполнять все пункты соглашения в индивидуальном плане. Или же из соглашения убирается принятая поправка. Решение принимается, основываясь на перспективах и выгодах участников договора.

Многие мировые государства имеют больше привилегий – это общепринятый факт. Но существуют такие предметы, суверенность которых невозможно определить или выстроить. К примеру, нельзя никаким образом выстроить безопасность государства на 100%. При наличии любого вида, количества оружия или нано технологий существует как минимум 1% терроризма, войны или гражданской войны.

Для того, чтобы избежать подобной неразберихи есть определенное соглашение: страны должны издавать собственные законы, опираясь на международные стандарты. При вступлении в ООН, государства проходят соответствующие мероприятия, куда входит ратификация по правилам международного законодательства. Государство соглашается принимать и выполнять условия общепринятых законодательных норм, а также согласно вступить в отношения с соседними странами.

Как и во многих вопросах, тут также присутствуют острые вопросы и недочеты. Например, одной из стран может не понравиться факт запрета для изготовления и реализации собственных ядерных боеприпасов. Они выражают собственное недовольство или же будут искать пути обхода принятой договоренности. Иные стороны договора могут быть против изготовления промышленных товаров, которые негативно влияют на окружающую среду.

Несмотря на несвязность и некую неопределенность при составлении пунктов договора, каждая страна-участник является приоритетной в том или ином вопросе.

Ратификация подразумевает собой долгосрочный процесс, где присутствуют постоянные и нескончаемые переговоры с мировыми странами по актуальным вопросам. Заключенные на ее основе договоренности предоставляют странам определенные права, но и ограничивают круг обязанностей, которые все должны выполнять. За процессом исполнения следят органы государственной власти и их подчиненные системы, которые хорошо знают правовую структуру страны.

Ратификация международных соглашений – это деятельность, при которой существующие законы страны дополняются законами из договора. При осуществлении данного процесса все страны-участницы должны вести рабочую деятельность, согласно договору, и не имеют права отказываться от принятых пунктов договора.

Ваш репост и

Поставьте оценку

Ратификация как акт официального подтверждения согласия государств на обязательность международного договора

В современном мире, в условиях все большей интеграции и взаимодействия государств, заметно возросла роль международных договоров как нормативно-правовой основы международного сотрудничества государств. Договоры позволяют согласовывать интересы, позиции и действия субъектов международного права. Они заключаются для четкого юридического установления и закрепления взаимных прав и обязанностей договаривающихся сторон. Договорная форма регулирования международных отношений определяет устойчивость и преемственность развития мирового порядка. Этим обусловлено принятие в 1969 и 1986 годах универсальных конвенций о праве международных договоров, а также широкомасштабная практика принятия суверенными государствами нормативных правовых актов о порядке заключения и исполнения международных договоров.

Одной из особенностей международного права является то, что «процесс заключения международного договора есть процесс согласования воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договоров» .

Международная практика свидетельствует о том, что заключительной и юридически значимой стадией в процессе заключения договорных отношений между государствами является выражение согласия государства на обязательность для него международного договора. «Юридические действия, предусмотренные в статьях 9 и 10 Венской конвенции о праве международных договоров, в том числе и голосование за принятие текста договора в целом, — комментирует Талалаев А.Н., — не могут рассматриваться как выражение согласия государства на обязательность для него самого международного договора. Такая обязательность наступает только в результате изъявления согласия государства как такового» .

Каждый правомерно вступивший в силу международный договор налагает обязательства на всех государств – участников. Вступление в силу международного договора указывает определенный момент, с которого он начинает действовать, как юридический акт. В тексте договора всегда указывается момент его вступления в силу. Если международный договор не вступает в силу в момент подписания, это означает, что необходима его ратификация. Ратификация международных договоров Республики Казахстан осуществляется высшим представительным органом власти (Парламентом Республики Казахстан), что подчеркивает особую важность ратификации соглашения.

Термин «ратификация» происходит от латинского сочетания ratum facere — юридически действительный, имеющий законную силу. Ратификацию можно рассматривать как средство реализации намерений договаривающихся сторон и как окончательное одобрение действий соответствующих исполнительных властей, проводящих переговоры о заключении международных договоров.

Институт ратификации в своем историческом развитии претерпел определенные изменения, которые вызывались конкретными социально-экономическими условиями. В деспотических государствах древности, а также в государствах феодальной эпохи уполномоченные на ведение переговоров о заключении международных договоров выступали в качестве личных представителей монархов. В силу этих обстоятельств институт ратификации испытывал на себе влияние личных отношений между руководителем государства и его представителями. Если уполномоченные лица при заключении договора действовали в пределах предоставленных им полномочий, то это означало, что они полностью выполняли волю главы государства. В связи с этим в науке международного права того времени утвердился взгляд, что заключенный в рамках предоставленных полномочий договор подлежит обязательному одобрению главой государства, или, иначе, ратификации верховным органом. Если же уполномоченные превышали свои права и пренебрегали указаниями главы государства, то последний получал неоспоримое право отказаться от ратификации и отклонить представленный проект договора.

Таким образом, ратификация изначально выступала как мера проверки, насколько точно соблюдены и выполнены полномочия. Если договор был заключён с превышением полномочий, то глава государства, либо отказывался его одобрить, либо признавал его приемлемым и тем самым одобрял действия своих уполномоченных, совершённые по их личной инициативе. В условиях современной правовой государственности ратификация представляет собой одну из составных частей механизма сдержек и противовесов – у исполнительной власти сосредоточились полномочия на заключение международных договоров, в то время как законодательная власть получила право контроля за деятельностью исполнительной власти, включая контроль за заключением международных договоров. Поэтому институт ратификации можно рассматривать как меру контроля законодательной власти за властью исполнительной.

Как пишет Талалаев А.Н., ратификация международного договора – это утверждение договора высшим органом государства, являющееся способом выражения согласия на обязательность договора. Она воплощается в двух различных актах: международном — ратификационной грамоте и внутригосударственном нормативном акте, которые соответствуют двум функциям ратификации: международной и внутригосударственной . Во внутригосударственном аспекте ратификация представляет собой регулируемый национальным правом процесс утверждения международных договоров высшими органами государства . Под ратификацией в международном аспекте понимается акт высших органов государства, выражающий окончательное одобрение договора и согласие на его обязательность. Именно так в таком плане ратификация определяется Венскими конвенциями и поэтому именуется «международным актом» .

Однако следует отметить, что ратификация договора не является обязательной стадией заключения международного договора. Иными словами заключение не каждого международного договора влечет за собой его ратификацию. В Комиссии международного права положение статьи 12 первоначального проекта статей о праве международных договоров о том, что «в принципе международный договор нуждается в ратификации», встретило серьезную критику большинства и не вошло в окончательный проект. Тем не менее, в тех случаях, когда международный договор подлежит ратификации, эта стадия является очень важной в процессе заключения договора. Учитывая то, что ратификация – это акт официального подтверждения высшего органа государства, она является высшей и наиболее авторитетной формой выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. В Республике Казахстан это положение подтверждается, в частности тем, что только международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами .

Необходимость ратификации не связывается, как было ранее, с нарушением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий или с их отсутствием. Вместе с тем, государство не обязано ратифицировать международное соглашение, подписанное его представителем, более того, оно может отказаться от ратификации без каких — либо объяснений. Необходимость обязательной ратификации каждого международного соглашения не вытекала из международного права до принятия Венской конвенции о праве международных договоров, не произошло этого и после. В связи с этим, только наиболее значимые договоры обычно проходят процедуру ратификации, другие, менее существенные – не сопровождаются такой процедурой. Все проекты кодексов или конвенции норм договорного права, учитывая практику и высказывания большинства ученых по международному праву, не рассматривали ратификацию в качестве обязательного и необходимого условия для каждого международного договора .

Так как текст договора без подписи не может быть представлен к утверждению верховной властью, акт подписания следует считать необходимым предварительным условием для ратификации, свидетельствующим о том, что текст договора во всех частях согласован и не может быть изменен сторонами.

Международный договор необходимо ратифицировать в целом. Лозовик М.П. отмечает, что согласие на обязательность договора дается на юридическую обязательность международного договора в целом – от преамбулы или вводных статей до заключительной части договора . Ратификация лишь части договора не является правомерной, если в тексте не содержится оговорки о допустимости ратификации договора в какой – либо его отдельной части. Во внутригосударственный акт о ратификации включаются сделанные при подписании договора оговорки и подписания. Могут также включаться заявления ратифицирующего органа, в частности о толковании отдельных положений. Включение в ратификационный акт каких – либо поправок или изменений не допустимо. Важность такого института как ратификация обуславливается не только юридическими, но и политическими представлениями. Ратификация дает возможность еще раз обсудить содержание подписанного договора, проконтролировать действия исполнительной власти и ее уполномоченных при заключении договора, а также при необходимости подготовить общественное мнение к вступлению договора в силу .

Согласно положениям Венской конвенции согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

c) представитель государства подписал договор под условием ратификации или

d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Вышеуказанный перечень таких договоров, который содержится в статье 14 Венской конвенции, не является окончательным и исчерпывающим, а лишь примерным и рекомендательным. Более подробный и детально регламентируемый перечень договоров, нуждающихся в обязательной ратификации, определяется внутригосударственном праве каждого отдельного государства. Так, согласно ст. 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 г.:

«Ратификации подлежат международные договоры:

1) предметом которых являются права и свободы человека и гражданина;

2) выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан;

3) о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая международные договоры о прохождении государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан;

4) об основах межгосударственных отношений, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные международные договоры и международные договоры о коллективной безопасности;

5) об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан;

6) о государственных займах;

7) об оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи, кроме гуманитарной;

8) при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации;

9) если международные договоры предусматривают, что такое согласие выражается ратификацией».

Подписание ратификационных грамот – важная составная часть процесса ратификации международных договоров. Без ратификационной грамоты ратификация не может иметь места. Ратификационная грамота состоит из трех частей. Во вступительной части указывается орган, который ратифицирует договор, название ратифицируемого договора, место и дата его подписания. Основная часть содержит полный текст этого договора и оговорки к договору, если они имеются, а также текст всех приложений и дополнительных соглашений, которые составляют неотъемлемую часть этого договора. В заключительной части делается торжественное заявление о том, что данный договор будет точно и неуклонно соблюдаться. Здесь же ставятся подписи и печати.

Произведенная ратификация не может быть взята обратно, если только она не была условной. Как правило, однако, ратификация носит полный и безусловный характер .

В литературе по международному праву встречаются утверждения, что ратификация не может быть условной.

Однако эта точка зрения не соответствует договорной практике, в связи с чем она была подвергнута критике при обсуждении этого вопроса в Комиссии международного права в 1962 году на XIV сессии, когда обсуждался проект статьи 11 первого доклада Х. Уолдока, где предусматривалась недопустимость условной ратификации. Многие члены Комиссии, в том числе А. Фердрос, М. Ясин, М. Бартрош, М. Ляхш и другие, выступили против, и положение Х. Уолдока о недопустимости условной ратификации было исключено из проекта .На Венской конференции ООН по праву договоров этот вопрос не возникал, и в Венской конвенции 1969 года о недопустимости условной ратификации ничего не говориться.

В договорной практике государств встречаются два вида условной ратификации:

1) ратификация данная под отлагательным условием, обычно под условием, что ратификация вступает в силу после ратификации договора рядом других государств.

2) ратификация под отменительным условием – более редкая форма условной ратификации.

Если в первом случае вступление в действие ратификации приостанавливается до наступления события, оговоренного в условии ратификации, то в последнем случае оно прекращается.

От условной ратификации следует отличать ратификацию с оговоркой и частичную ратификацию. Возможность частичной ратификации предусмотрена Венской конвенции о праве международных договоров в случае «если это допускается договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства» .

Ратификация международного договора влечет важные юридические последствия. Они могут быть разделены на две группы: международно-правовые и внутригосударственные. В международно-правовом плане ратификация влечет за собой следующие последствия:

1) закрепляет наиболее авторитетно согласие государства на обязательность для него ратифицированного им международного договора;

2) если международный договор не вступил в силу (например, вследствие отсутствия предусмотренного в нем числа ратификаций других государств), то ратификация возлагает обязанность воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели;

3) вводит договор в силу, если данная ратификация образует число ратификаций, которое необходимо по условиям договора для вступления его в силу;

4) если договор уже вступил в силу или вступает вследствие данной ратификации, то с момента ратификации государство становится полноправным участником договора и для него становятся обязательными его постановления, если только в договоре не предусмотрено иное, например, что он становится обязательным через определенный срок после обмена или сдачи ратификационных грамот на хранение или что он вступит в силу временно до ратификации. В этом последнем случае ратификация будет иметь обратную силу .

Что касается внутригосударственного действия ратификации, то ее юридические последствия определяются внутренним правом государства.

Постановления Парламента и Указы Президента Республики Казахстан о ратификации международных договоров не являются индивидуальными актами, а представляют собой особые нормативные правовые акты, подлежащие официальной систематизации в числе других нормативных правовых актов Республики Казахстан. Юридическая сущность таких актов заключается в придании международным договорным нормам внутригосударственной юридической силы .

Литература