Ставка логопеда в детском саду

Количество детей на одну ставку логопеда?

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку в дошкольном отделении предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года.

На полставки это будет десять — двенадцать старших дошкольников.

Поэтому этими требованиями и руководствуйтесь.

То есть в данном случае, если набирают детей более данного количества, то это будет нарушение. Соответственно Вам надо об этом сообщить руководству учреждения.

При необходимости — в управление образования.

«Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» (утверждено на заседании Актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.)

Пояснительная записка

1. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

2. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

3. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

4. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.

5. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-лет, остальные дети обследуются в течение года.

6. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

7. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.

8. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

9. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

10. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий воспитателей.

11. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

12. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

— журнал состояния речи всех детей;

— список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения,

— индивидуальные тетради для занятий детей;

— журнал посещаемости занятий;

— речевая карта на каждого ребенка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;

— план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

13. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

14. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.

15. Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда, курирующего муниципальную территорию.

Поскольку учитель-логопед работает в дошкольном образовательном учреждении, начало и окончание учебного года, время, отведенное на обследование детей, учебная нагрузка (20 астрономических часов в неделю, 4 часа в день) соответствует установленным нормам для учителей-логопедов коррекционных (логопедических) групп дошкольных образовательных учреждений. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

Распределение рабочего времени

Первые три недели отводятся для полного комплектования групп и подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году.

Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы в неделю — 20). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы обучающихся (воспитанников) с любых занятий, проводимых педагогами в группе.

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года. Принимаются дети с простой и сложной дислалией, в сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта.

Зачисляются в группы дети на основании следующих документов:

— характеристики-направления логопеда поликлиники;

— заключения врачей: отоларинголога, психоневролога и стоматолога. Дети с диагнозом ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФНР — на 1 год.

По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими.

На логопедические занятия отбираются дети с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3 раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания занятия.

Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), родителями (законными представителями) посещающих его занятия.

Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

Аттестация учителя-логопеда на II квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда ОМЦ.

Оборудование логопедического кабинета

На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование.

1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.

2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3. Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

4. Зеркала 9 х 12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.

6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

7. Технические средства обучения.

8. Настенная касса букв.

9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

10. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.

11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.

12. Различные речевые игры.

13. Методическая литература.

14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и ее ведение

Для учета коррекционного процесса, который проводит учитель-логопед, предлагаются следующие виды документации:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).

3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.

4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.

5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).

6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.

8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.

9. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

11. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года.

Должностная инструкция учителя-логопеда

1. Общие положения

1. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем образовательного учреждения.

2. Учитель-логопед должен иметь высшее дефектологическое образование, повышать свою квалификацию.

3. Учитель-логопед в своей работе:

— руководствуется:

• Конституцией Российской Федерации;

• законами Российской Федерации;

• решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

• Конвенцией о правах ребенка;

• Уставом дошкольного образовательного учреждения;

• инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;

• настоящей должностной инструкцией;

— должен знать:

• возрастную и специальную педагогику и психологию;

• анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

• методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в речевом развитии обучающихся (воспитанников);

• нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

• программную методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими нарушения в речевом развитии;

• новейшие достижения дефектологической науки;

• правила и нормы труда; техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Функции

1. Осуществляет работу, направленную на предупреждение и максимальную коррекцию специфических нарушений речи и других отклонений в развитии психических процессов (памяти, мышления, внимания и др.).

2. Разрабатывает план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (воспитанников) (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей (лиц, их заменяющих) по работе над звуковой культурой речи).

3. Должностные обязанности

1. Обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у обучающихся (воспитанников) в возрасте от 3 до 7 лет.

2. Комплектует группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся (воспитанников).

3. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

4. Работает в тесном контакте с воспитателями, другими специалистами образовательного учреждения, посещает занятия.

5. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

6. Ведет необходимую документацию.

7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

8. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в рамках государственных стандартов.

9. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

10. Реализует образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.

11. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе России «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

13. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в своем образовательном учреждении, районе, округе, городе.

14. Работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, утвержденному руководителем образовательного учреждения, согласованному с профсоюзной организацией.

15. Осуществляет связь с родителями.

16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) в период образовательного процесса.

17. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

18. Осуществляет динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ, учителями-логопедами школ, воспитателями ДОУ.

4. Права

1. Учитель-логопед имеет все социальные права, предусмотренные законодательством России.

2. Учитель-логопед имеет право присутствовать на любых занятиях, проводимых с дошкольниками.

3. Повышать свою квалификацию.

4. Проходить аттестацию в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 26.06.2000 №1908.

5. Имеет отпуск 56 календарных дней (48 рабочих дней).

5. Ответственность

1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию пропедевтической и коррекционной работы в образовательном учреждении.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, за нарушение должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, распоряжений и приказов руководителя образовательного учреждения несет дисциплинарное наказание вплоть до увольнения с должности.

3. За нарушение инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

1. Тщательно вымыть руки.

2. Подготовить для работы все необходимое.

3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:

— кипячением в стерилизаторе;

— обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

2. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.

4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

5. Вести необходимую документацию.

6. Следить за тем, чтобы во время занятий в руках у детей не было острых металлических предметов.

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.

8. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.

9. Запрещается оставлять детей без присмотра.

Нормы рабочего времени учителя-логопеда на полной ставке

Добрый день!

В соответствии с ПОРЯДКОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОГОВАРИВАЕМОЙ В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601

п. 1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с
обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом
(индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. (где здесь ведение документации, работы с родителями и прочее)

1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную
(преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года
(тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным
нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому
работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим
работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.

В соответствии с п. 2 вышеупомянутого приказа в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

пп. 2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям-логопедам.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Здесь речь идет о работах, которые можно включать в рабочее время учителя, т.е. в те 20 часов в неделю.

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы. Т.е. если с Вашего согласия Вы выполняете работу сверх 20 часов, то Вам должны это оплатить дополнительно.

И имеет ли право директор требовать от меня 36 часов работы в неделю? Могу ли я отказаться от подписания нового трудового договора и на что могу ссылаться?
Ирина

Нет не имеет, но может с Вашего согласия за дополнительную оплату в соответствии с приложением 2. Вы вправе отказаться от подписания нового трудового договора. На что Вам сослаться, указано выше.

Удачи Вам!

ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ

Распределение рабочего времени учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

У логопедов часто возникают вопросы, связанные с написанием циклограммы рабочего времени. Отчасти это вызвано тем, что в документах, регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательных организациях указана лишь продолжительность работы в неделю. При этом непонятно, каким образом распределять это время. Более того: стали появляться разговоры об увеличении рабочего времени учителя-логопеда до 36 часов.

В программе для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. (1993) указывалось, что логопед работает с 9.00 до 13.00, в том числе 4 академических часа (с 9.00 до 12.30) проводит работу с детьми и полчаса занимается ведением документации. Позднее по какой-то причине на местах академические часы стали заменять астрономическими и требовать, чтобы 20 часов составляла только работа с детьми. При этом непонятно, откуда взять еще полчаса на работу с детьми, если режим дня предусматривает в это время обед.

В настоящее время следует руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», который п. 2.3. устанавливает норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям-дефектологам, учителям-логопедам 20 часов в неделю.
Логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания устанавливается норма часов учебной работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы ( п.2.8.1.)

Далее в этом документе указывается, что «Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.» В числе педагогической работы, предусмотренной квалификационными характеристиками учителя-логопеда значится консультирование педагогов и родителей и ведение документации (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»). Будет не лишним прописать в должностной инструкции все эти виды работ. Таким образом, есть правовое основание для указания в Положении о логопедической службе ОО или ином локальном документе продолжительности рабочего времени учителя-логопеда 20 часов в неделю, включая консультирование, ведение документации и пр. При этом лучше всего прописать, каково соотношение продолжительности работы с детьми и продолжительности иной работы учителя-логопеда.

Часто возникает вопрос может ли логопед брать детей с других занятий. Приказ Департамента Образования г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» указывает, что учителю-логопеду допускается проводить занятия с отрывом детей от занятий в группе, что вполне естественно, т.к. рабочее время логопеда накладывается на сетку занятий. В других городах следует ориентироваться на аналогичные документы или прописывать этот пункт в локальном акте ОО. Вопрос можно ли брать детей с прогулки четко нигде не прописан, поэтому лучше заручиться согласием родителей и прописать возможность приводить детей с прогулки на занятия логопеда в Положении о логопедической службе ОО. В СанПиН дана только рекомендуемая длительность ежедневных прогулок (утром и вечером) не менее 3 часов. Отрыв ребенка на 20-30 минут от прогулки не приводит к уменьшению ее рекомендуемой суммарной длительности.

При распределении рабочего времени внутри дня следует также руководствоваться СанПиН. «Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.» В циклограмме длительность индивидуальных занятий закладывается с учетом привода и отвода детей в группы. Содержание и длительность занятий может варьироваться, таким образом, в зависимости от наличия и количества подгрупповых и фронтальных занятий и возраста детей.

Занятия в вечернее время можно совместить с консультированием или открытым занятие для родителей. Таким образом вы совместите два вида деятельности в одно время.

Современный детский сад

Фрагмент дистанционного блиц-семинара 12 октября 2016 года к.п.н., профессора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ. Блиц-семинар прошел в рамках работы научно-методического объединения «Современный детский сад: психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ» кафедры дошкольной дефектологии Института детства. Электронный адрес: https://www.facebook.com/events/221024438316734/

Ставка и ее части

Мелюханова Екатерина 16:22

Наталья Викторовна, можете рассказать про ведение документации логопеда, работающего на 0,5 ставки?

У вас есть должностная инструкция, в которой оговариваются все обязанности, в том числе, по ведению документации. Объем ставки на это не влияет. Если же речь идет о минимуме документов, пользуйтесь Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»: здесь обозначены в качестве обязательной документации только список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (заполняется по результатам обследования обучающихся), речевая карта, журнал логопедических занятий, отчет о работе и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год.

Елена Пастухова 16:54

Я работаю в детском саду на 0.5 ставки. Сколько брать детей?

Это зависит от вида групп, наличия статуса ОВЗ у детей, с одной стороны. С другой стороны — от того, как вы оформлены: как логопед логопункта, логогруппы или как логопед без специализированных групп.

Мут Галина Андреевна 16:50

Я работаю в школе- детский сад логопедом на 0,5 ставки. Сколько брать детей и каких.

Насколько я понимаю, вы работаете в штате учреждения без прикрепления к группе и без организации логопункта. На уровне дошкольного отделения руководствуетесь «Положением об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» (утверждено на заседании Актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.) и отбираете детей подготовительных и старших групп, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения (в сложных случаях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы, в случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за устранение дефекта), на уровне школы — Инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (1996, 2008). В нем говорится о том, что в первую очередь берутся дети из классов КРО, если таковых нет, то после проведения мониторинга устной и письменной речи и подтверждения у обучающихся статуса ОВЗ или низкой речевой нормы развития вы составляете логопедическое заключение и формируете контингент детей, с которыми будете заниматься.

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку в дошкольном отделении предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12 до 16 детей, от 20 до 25 детей в течение года. Для школы — 15-20 человек из на ставку специалиста. Соответственно, на полставки вам нужно набрать 10-12 старших дошкольников и 7-10 младших школьников на год. В полугодие — 9 — 11 человек.

Наталья Чекусова 16:45

Если у меня в ДОО 15 детей с ТНР. Могу я с ними работать весь год. Достаточно ли будет этого количества для 1 ставки? Должна ли организация это внести в «Положение о работе учителя-логопеда ДОО…»

Исходя из общей нагрузки в 54 часа на ребенка с ТНР (нужны подтвержденные заключения ПМПК) у вас получается, что нормированная часть рабочего времени за год составляет 810 часов, то есть больше, чем 720 часов. Значит, с финансовой точки зрения обосновать это можно. Нужно, чтобы при формировании государственного задания на реализацию образовательной услуги ДОО прописало реализацию не только индивидуальной психолого-педагогической поддержки (услуга 138), но и адаптированной образовательной программы для этих 15 детей (услуга 139 по Ведомственному перечню образовательных услуг Москвы). Тогда вступят в действие корректирующие коэффициенты, по которым мы вели расчет.

Если этого не будет сделано, то обучение детей пойдет по финансовому нормативу условной нормы — как реализация основной образовательной программы. Вам оплатят только индивидуальную работу с ними, то есть не по 54 часа на ребенка, а по 18. Тогда придется в течение года добирать до 25 воспитанников.

В «Положение…» не советовала бы вносить эти коррективы. Однако вы можете снизить планку общего норматива на год до 20 детей.

Ставка дефектолога в детском саду

Здравствуйте. Законодательством РФ этого не установлено. Есть только Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21.02.2001 N 1 согласно которому

В штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя — дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения для проведения индивидуально — подгрупповых занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, развитию сохранных анализаторов, социально — бытовой ориентировке.

Согласно приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям-дефектологам установлена норма рабочего времени в объеме 20 часов в неделю. Это время непосредственной работы с детьми. Другая педагогическая работа (подготовка дидактического материала, составление конспектов занятий, повышение квалификации и др.) в часах не определяется и выполняется работником как в стенах учреждения, так и вне его. Общих нормативов отработки ставки учителя-дефектолога в зависимости от количества детей не существует. Однако, например, в Инструктивном письме Минобразования РФ от 21.02.2001 г. №1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» указано, что в штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя-дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения для проведения индивидуально-подгрупповых занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, развитию сохранных анализаторов, социально-бытовой ориентиров.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности дефектологического пункта в МДОУ «Детский саду № 7 «Светлячок» (далее по тексту «дошкольное образовательное учреждение»), реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, гарантирует возможность получения дефектологической помощи детям, имеющим нарушения психо-речевого развития, обеспечение условий для личностного развития, педагогической реабилитации.

1.2. Дефектологический пункт является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения любого вида на основании Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

1.3. Дефектологический пункт при дошкольном образовательном учреждении обеспечивает специализированную диагностическую, коррекционную помощь с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения когнитивных процессов, а так же консультативную помощь воспитателям и родителям по развитию и коррекции.

1.4. Деятельность дефектологического пункта регулируется законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» гл 3. ст.16., Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МДОУ, письмом Минобразования России от 01.01.2001 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

1.5. Функционирование дефектологического пункта осуществляется в рамках ведения образовательной деятельности дошкольного учреждения на безвозмездной основе.

1.6. Положение о дефектологическом пункте утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

2. Цели и задачи дефектологического пункта

Целью работы дефектологического пункта является максимальная компенсация нарушений развития ребенка и его успешная адаптация в социуме. В связи с этим решаются следующие задачи:

2.1. Обеспечение права ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на получение коррекционной помощи, содействие охране прав личности.

2.2. Обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия.

2.3 Проведение углублённого психолого-педагогического обследования воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений.

2.4. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения, воспитания и коррекционно-развивающих технологий.

2.7.Предупреждение и преодоление речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.

2.8.Осуществление ранней диагностики нарушений когнитивных процессов.

2.9. Методическая помощь специалистам поселка (семинары, открытые занятия, выступления на педагогических советах МДОУ);

3. Порядок создания дефектологического пункта при дошкольном образовательном учреждении

3.1 Дефектологический пункт создается в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования (далее » дошкольное образовательное учреждение»), при наличии необходимых материально-технических условий

и кадрового обеспечения.

3.2. Организация дефектологического пункта при дошкольном образовательном учреждении предусматривает наличие специально выделенного помещения – кабинета, отвечающего педагогическим, санитарно-гигиеническим нормам, правилам пожарной безопасности и приспособленного для подгрупповых и индивидуальных занятий.

3.3. На дефектологическом пункте работает учитель-дефектолог, выполняющий обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

4.1. Учитель-дефектолог назначается и увольняется приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений.

4.2. На должность учителя-дефектолога принимаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (дефектологический факультет, факультет коррекционной педагогики).

4.3. Ставка заработной платы учителю-дефектологу устанавливается за 20 астрономических часов педагогической работы в неделю.

Почасовая нагрузка распределяется следующим образом:

— 16 часов в неделю индивидуальные и подгрупповые занятия с дошкольниками — 2 часа — методическая работа и работа с документами;

— 2 часа — консультативная работа.

4.5. Количество детей на одну ставку учителя – дефектолога составляет от 16 до 20 человек (в зависимости от тяжести интеллектуальных и двигательных нарушений у детей).

4.6. Права и обязанности учителя – дефектолога дефектологического пункта при дошкольном образовательном учреждении определяются Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, должностной инструкцией.

4.7. Планирование дефектологической работы учитель – дефектолог осуществляет в соответствии с коррекционной программой, отвечающей требованиям ФГОС, и несет ответственность за ее реализацию.

4.8. Учитель – дефектолог, наряду с коррекционными мероприятиями, проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений когнитивных процессов у детей.

4.9. Учитель – дефектолог препятствует непрофессиональной и некомпетентной деятельности в области дефектологии лицам, не имеющим соответствующей квалификации.

5. Организация деятельности дефектологического пункта.

5.1. Учитель – дефектолог оказывает помощь детям от 3 до 7 лет. Родителям детей от 1,5 до 3 лет оказывается консультативная помощь.

5.2. Зачисление воспитанников осуществляется на основании заключений Центральной психолого – медико — педагогической комиссии (далее – ЦПМПК), диагностики воспитанников, проводимой учителем — дефектологом.

5.3. На дефектологический пункт зачисляются дети со следующими нарушениями:

Дети с диагнозом ЗПР.

-ЗПР церебрально-органического генеза;

-ЗПР по типу конституционального и психофизического инфантилизма;

-ЗПР соматогенного происхождения;

-ЗПР психогенного происхождения (психическая инфантилизация).

А также дети с парциальной несформированностью ВПФ с преобладанием несформированности когнитивного, вербально-логического компонентов деятельности.

Дети с речевыми нарушениями:

— Общее недоразвитие речи;

— Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

— Фонетический изолированный дефект (дислалия, дизартрия, ринолалия);

— Нарушения темпоритмической стороны речи (тахилалия, брадилалия, заикание)-зачисляются на логопункт;

5.4. На ребенка, имеющего нарушение писхо-речевого развития и зачисленного на дефектологический пункт, заполняется карта обследования ребенка и индивидуальная карта психолого — медико –педагогического сопровождения.

5.5. Дети, зачисленные на дефектологический пункт, регистрируются в специальном журнале.

5.6. Зачисление и выпуск детей производится на основании рекомендаций ПМП консилиума, в состав которого входят: заведующий дошкольного образовательного учреждения, старший воспитатель, психолог (при наличии) учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, медицинская сестра или врач-педиатр. и родители ребенка (законные представители).

5.7. Заседание ПМПк оформляется протоколом. Списки зачисленных детей оформляются в 2 экземплярах (1 экз. учителю-дефектологу).

5.8. На заседание ПМПк предоставляются следующие документы:

    Педагогическое представление на ребенка, оформленная воспитателем, Дефектологическое представление учителя-дефектолога, Психологическое представление педагога-психолога, Логопедическое представление учителя-логопеда Медицинское представление или выписка из медицинской карточки (врач-педиатр или ст. медсестра),

5.9. Зачисление детей с задержкой психического развития (ЗПР) может производиться списком.

5.10. Заседания ПМПк дошкольного учреждения проводятся в течение года.

5.11. Зачисление детей на дефектологический пункт оформляется приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

5.12. Прием детей с производится в течение учебного года при условии наличия свободных мест.

5.13. Выпуск детей оформляется протоколом ПМПк, может проводиться в форме обследования ребенка, итогового занятия.

5.14. Не подлежат приему на дефектологический пункт дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, системного нарушения речи, с тяжелыми нарушения слуха и зрения, дети с билингвизмом (двуязычием). Учитель-дефектолог не несет ответственность за устранение сложной психо-речевой патологии в условиях дефектологического пункта.

5.15. В случае необходимости уточнения диагноза дети с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-дефектологом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами или в ЦПМПК.

5.16. При зачислении детей помимо характера и степени тяжести дефекта учитывается возраст дошкольников. В первую очередь зачисляются дети подготовительной и старших групп, имеющих нарушения когнитивных процессов, которые препятствуют успешному усвоению знаний и умений по Программе дошкольного образовательного учреждения. Дети и внуки сотрудников учреждения зачисляются на дефектологический пункт вне очереди.

5.17. Отношения с родителями (законными представителями) осуществляются на договорной основе.

5.18. В зависимости от речевого нарушения занятия с зачисленными детьми проходят:

— Для дошкольников с ОНР: 2 раза в неделю (1 групповое и 1 индивидуальных);

-Дети с диагнозом ЗПР и с парциальной несформированностью ВПФ с преобладанием несформированности когнитивного, вербально-логического компонентов деятельности: 3 раза в неделю (2 групповых и 1 индивидуальное)

— Для дошкольников с ФФН: 2 раза в неделю (индивидуальные или подгрупповые);

— Для детей с ФИД: 1-2 раза в неделю (индивидуальные или подгрупповые);

— Нарушение звукопроизношения при дизартрии 2-3 раз в неделю индивидуально;

— Нарушение звукопроизношения при ринолалии 2-3 раз в неделю индивидуально-это все отностся к логопункту.

5.19. Продолжительность коррекционного курса для детей с:

— ФИД -1 учебный год;

— ФФН — 2-6 месяцев-это логопункт;

— ОНР — 2-3 учебных года;

-ЗПР -2-3 учебных года

-Парциальной несформированностью ВПФ с преобладанием несформированности когнитивного, вербально-логического компонентов деятельности-2-3 учебных года

Вопросы, связанные с продлением срока коррекционного обучения, решаются ПМП консилиумом по представлению учителя-дефектолога.

5.20. Организация работы с детьми ЗПР осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, 2-4 раза в неделю.

5.21. Коррекционная работа в дефектологическом пункте осуществляется с

С 1 по 15 сентября проводится обследование детей и комплектование групп.

5.22. Продолжительность групповых занятий устанавливается в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм (в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения.).

5.23. Расписание занятий и изменения в расписании занятий, согласовывается с заведующим ДОУ.

5.24. Контроль списочного состава детей осуществляется три раза в течение учебного года: сентябрь, январь и май.

5.25. Ответственность за посещение детьми занятий возлагается на учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.

5.26. С целью оптимизации коррекционного процесса, родители детей, посещающих занятия, подписывают договор о сотрудничестве для психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения ребенкана, подтверждающее условия обслуживания их детей на дефектологическом пункте.

5.27. Отчисление с занятий из дефектологического пункта возможно в случае:

    выбытия ребенка из дошкольного образовательного учреждения, систематическое игнорирование родителями требований учителя-дефектолога; пропуски занятий без уважительной на то причины (более 1 месяца) Письменного отказа от прохождения ЦПМПК и проведения коррекционно-развивающих занятий с учителем — дефектологом; Окончание срока действия заключения ЦПМПК Окончание коррекционного процесса.

5.28. Факт отчисления детей или отказа родителей от дефектологической помощи оформляется в письменном виде.

5.29. С целью профилактики психо-речевых нарушений, учитель-дефектолог ведет системную работу по просвещению родителей (законных представителей).

5.30. Для реализации коррекционной работы используются программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ и программы, разработанные специалистами ДОУ, прошедшие процедуру утверждения.

6. Участники коррекционно-образовательного процесса.

Участниками коррекционно-образовательного процесса на дефектологическом пункте являются:

    ребенок учитель-дефектолог родители (законные представители) воспитатели учитель-логопед музыкальный руководитель медицинские работники.

6.2. Учитель-дефектолог организует взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном процессе.

6.3. Каждый из участников коррекционно-образовательного процесса принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков, развитии сенсорно моторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

6.4. Учитель-дефектолог информирует воспитателей о том, над какими психическими процессами и лексическими темами работает с каждым ребенком и рекомендует проконтролировать выполнение рекомендаций режимных моментах. Необходимую информацию учитель-дефектолог вносит в «Тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя группы».

7. Документация и отчетность.

7.1. Учитель — дефектолог обязан вести документацию по установленной форме. Основная документация:

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю — преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю — воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.