Стратегия развития торговли

Минпромторг разработал стратегию развития торговли до 2025 года

Минпромторг определился с развитием российского ретейла в ближайшие шесть лет. Ведомство делает ставку на сосуществование крупных розничных сетей с малым бизнесом и возрождение стрит-ретейла, для которого будут перестраивать улицы Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Минпромторг России разработал проект стратегии развития торговли на 2019–2025 годы. Документ, копия которого есть у РБК, состоит из семи глав и насчитывает 90 страниц.

В пресс-службе Минпромторга подтвердили подлинность документа, уточнив, что он должен быть направлен на согласование в профильные ведомства.

Цель стратегии — создать комфортную потребительскую среду, передал РБК министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Для этого, по словам министра, государство должно «сохранять баланс между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, устраняя административные барьеры и бюрократические препятствия».

Состояние торговой отрасли в России

  • В торговле работают порядка 18% всего занятого населения России.
  • Доля торговли в налоговых платежах составляет более 11%.
  • В 2017–2018 годах оборот розничной торговли начал расти после снижения в 2015–2016 годах. Рост составил 1,3% в 2017 году и 2,8% — в 2018-м.
  • Продажа непродовольственных товаров в 2018 году выросла на 3,5%, продовольственных — только на 2,2%.
  • Доля рынков снизилась за последние 10 лет более чем в два раза.
  • Доля торговых сетей в общем обороте составила по итогам 2018 года 32,6%, в продовольственном сегменте — 38,6%.
  • Обеспеченность населения торговыми площадями примерно вдвое ниже, чем в ведущих странах Европы

Источник: Минпромторг

Многоформатность и взаимодействие

Создавать «комфортную потребительскую среду», по замыслу Минпромторга, следует через развитие торговых сетей и их взаимодействие с производителями и малым бизнесом, развитие несетевых магазинов (например, семейных и фермерских), распространение вендинговых автоматов, следует из проекта стратегии.

Уровень консолидации российского продуктового сетевого ретейла существенно отстает от показателей иных развитых стран, признает Минпромторг. Поэтому, полагают в министерстве, сети продолжат увеличивать свой товарооборот и будут дальше консолидироваться. Государство, указывают авторы стратегии, не должно искусственно вмешиваться в естественные рыночные процессы, подавляя развитие сетевых форматов, так как сами по себе сети не являются препятствием для развития малого торгового бизнеса.

Форматы могут нормально сосуществовать если государство обеспечит всем право на свободное и равное существование, отмечают в Минпромторге. Малый бизнес может использовать трафик крупных сетей и торговых центров — для этого на прилегающих территориях целесообразно устраивать ярмарки и размещать нестационарные объекты.

Возрождение стрит-ретейла

Одной из своих задач министерство называет возрождение уличной торговли, или стрит-ретейла. Под этим форматом подразумевается торговля вдоль пешеходных улиц — небольшие магазины и кафе, расположенные на первых этажах зданий.

Этот формат почти отсутствует в российских городах из-за особенностей советской и постсоветской застройки, отмечают в Минпромторге. Требованиям частично соответствует лишь застройка периода до 1940–1950-х годов, но в целом дома, построенные в 1950–2000-х годах, не подходят для создания оживленной торговой улицы. Также в городах ощущается дефицит небольших качественных торговых помещений площадью 10–30 кв. м.

Дефицит стрит-ретейла ощущается во всех российских городах, признают авторы стратегии. В качестве решения проблемы предлагается возведение капитальных торговых галерей — объектов недвижимости с переустройством тротуаров, что потребует значительных частных инвестиций. В то же время это позволит увеличить поступление налогов и сборов. Другой возможный вариант — это возведение некапитальных торговых галерей по правилам нестационарных объектов. Но временный характер сооружений и отсутствие капитальных инвестиций не всегда гарантируют твердые права предпринимателям, отмечают авторы стратегии.

,>

Опубликована стратегия развития торговли РФ до 2025 года

Москва, 12 сентября — «Вести.Экономика» Минпромторг сделал акцент на «стимулировании роста любых форм предпринимательской активности».

Фото: Ne.alex.viktorovich/ Википедия

Минпромторг опубликовал проект стратегии развития торговли в России до 2025 года. Как отмечает ведомство, основная цель — построение системы, которая будет одновременно удовлетворять потребности покупателей, производителей и продавцов.
∎Целью Стратегии является формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности∎, — говорится в документе, опубликованном в государственной автоматизированной информсистеме ∎Управление∎.
∎Сделать это можно через дерегулирование торговой отрасли, устранение имеющихся административных барьеров, препятствующих развитию всех форм предпринимательской активности в сфере торговой деятельности∎, — приводит Минпромторг комментарий статс-секретаря , замглавы Минпромторга Виктора Евтухова.
Министерство предлагает развивать как торговые сети, так и несетевые магазины (в том числе и семейные). ∎Наличие достаточно большого количества малых торговых предприятий и их предпринимательские инициативы серьезно стимулируют развитие внутреннего производства, что является особенно важным в свете выполнения задач по импортозамещению на потребительском рынке России∎, — говорится в документе.
Помимо стационарной торговли, разработчики проекта предлагают поддержать мобильные и сезонные форматы, а также розничные рынки и ярмарки: ∎Розничные рынки являются важнейшим элементом комфортной потребительской среды и экономики малого хозяйствования в любом городе, особенно в крупных городах и мегаполисах. Взгляд на рынки как на «устаревший» или «отживший» пережиток совершенно неверный и полностью противоположен реалиям крупных богатых и комфортных городов развитых стран мира∎.

Не осталась без внимания и интернет-торговля, которую создатели стратегии называют одной из немногих площадок для стартапов в торговом и производственном бизнесе, в особенности ∎для субъектов малого и среднего предпринимательства (пекарен, фермеров, предприятий общественного питания и многих других)∎.
∎Очевидно необходимым является создание в Российской Федерации комплекса благоприятных нормативно-правовых, организационных и технических условий для стимулирования деловой активности участников электронной торговли, формирования конкурентной среды и создания комфортного потребительского климата для населения∎, — отмечают в Минпромторге.
Предлагается также возрождать стрит-ритейл в российских городах (магазины и объекты общественного питания на первых этажах жилых домов в городах с витринами и отдельным входом с тротуара или пешеходной улицы), и продвигать вендинговые автоматы.
∎Автоматизированная торговля является классическим примером инфраструктуры комфорта. Её доля в общем розничном торговом обороте очень мала, она не может и не должна рассматриваться с точки зрения снабжения населения пищевыми продуктами и иными товарами (услугами). Но без вендинга невозможно представить себе современное комфортное учреждение, организацию и иное место пребывания людей∎, — отмечают авторы документа.
Особое внимание уделено и оптовой торговле. Как отмечается в документе — сейчас в России отсутствует система оптовых продовольственных рынков и ее создание должно стать одной из первоочередных задач.

Минпромторг разработал стратегию развития торговли РФ до 2025 года

МОСКВА, 22 июля. /ТАСС/. Минпромторг разработал стратегию развития торговли РФ до 2025 года, впервые в документе представлена концепция оптовых продовольственных рынков. Также в стратегии уделено внимание развитию всех актуальных для российского потребителя торговых форматов и вводятся понятия семейного и этнического торгового бизнеса. Об этом сообщил ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

«Цель стратегии, разработанной Минпромторгом и рассчитанной до 2025 года, — создать комфортную потребительскую среду. Для этого государство должно сохранять баланс между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, устраняя административные барьеры и бюрократические препятствия», — сказал глава министерства.

Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в ВВП России: в 2018 году доля отрасли составляла более 14%, напомнил Мантуров.

«В новом документе уделено внимание развитию всех актуальных для российского потребителя форматов: сетей, малых форматов, стрит-ритейла, вендинговой, нестационарной и мобильной торговли, вводятся понятия семейного и этнического торгового бизнеса. Впервые в стратегии представлена концепция оптовых продовольственных рынков», — сказал глава Минпромторга.

Ключевыми показателями эффективности торговой политики станут количество торговых объектов, обеспеченность розничной торговой сетью по площадям, плотность торговой сети и количество хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной торговлей.

«Мы видим, что в последние годы ассортимент наших магазинов расширился и сегодня способен удовлетворить любые запросы, а качество сервиса российских торговых операторов для покупателей нередко опережает сервис их европейских и американских коллег», — заключил министр.