Субъекты банковской деятельности

Субъекты банковской деятельности

Субъектами банковской деятельности являются Банк России и кредитные организации. Они обладают специальной правоспособностью, которая используется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности.

При этом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковской деятельности. Эти цели различны, поэтому различны характер и объем их правоспособности.

а) Банк России действует в соответствии со своим правовым статусом, закрепленным в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Он регулирует процесс создания банковской системы и, соответственно, отвечает за предотвращение системных рисков, которые возникают в процессе взаимодействия кредитных организаций. Поэтому он устанавливает определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации. Но прежде всего он регистрирует вновь создаваемые коммерческие банки и другие кредитные организации. Он обязан организовать нормативное регулирование всей банковской деятельности и надзор за ней в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

б) Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством. Однако Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» сузил возможности использования других организационно-правовых форм в банковской деятельности, кроме хозяйственного общества – акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Субъектами банковской деятельности являются:

· Банк России;

· кредитные организации.

Они обладают специальной правоспособностью, которая используется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности. При этом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковской деятельности. Эти цели различны, поэтому различны характер и объем их правоспособности.

Банк России действует в соответствии со своим правовым статусом, закрепленным в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)». Он регулирует процесс создания банковской системы и, соответственно, отвечает за предотвращение системных рисков, которые возникают в процессе взаимодействия кредитных организаций. Он обязан организовать нормативное регулирование всей банковской деятельности и надзор за ней в соответствии с требованиями Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством. Однако Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» сузил возможности использования других организационно-правовых форм в банковской деятельности, кроме хозяйственного общества:

· акционерного общества,

· общества с ограниченной ответственностью и

· общества с дополнительной ответственностью.

Помимо генеральной лицензии банкам могут выдаваться:

Лицензия на осуществление банковских операций (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц): · со средствами в рублях; · со средствами в рублях и иностранной валюте. Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, содержащая банковские операции: · в рублях; · в рублях и иностранной валюте. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И
Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов

Генеральная лицензия может быть выдана банку:

· с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет;

· имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

· выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала).

4. Основные категории банковского права.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5(только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее — небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России;

3) кредитная организация — центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее — Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»). Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации — центрального контрагента (далее — центральный контрагент) устанавливаются Банком России.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ)

(часть третья в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банковское право в общественной жизни выступает в несколь­ких ипостасях: как отрасль права, как отрасль правовой науки и как одна из учебных дисциплин. В отличие от одноименной отрасли права, наука банковского права не регулирует, а изучает соответст­вующие общественные отношения.

Как отмечал Аристотель, наука имеет «дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью»1. «Специальным бытием», «областью» науки банковского права является изучение:

во-первых, общественных отношений, возникающих в процес­се построения, функционирования и развития банковской сис­темы России, в том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России и других государствен­ных органов, а также союзов и ассоциаций кредитных органи­заций;

во-вторых, норм банковского права, их классификации, систе­матизации и развития, выработки рекомендаций по совершенство­ванию банковского законодательства.

Если отрасль банковского права представляет собой систему правовых норм, то наука банковского права — это определенная система знаний в данной области права, которая материализуется в научных статьях, монографиях, учебных пособиях и учебниках по банковскому праву.

Как и любая другая наука, банковское право представляет собой совокупность неких постоянных элементов, образующих ее состав. В российском правоведении понятие «состав науки» разрабатыва­лось радом ученых. Так, О.А. Красавчиков сравнивал состав науки со зданием, употребляя выражение «здание науки»2. С.С. Алексеев отмечал, что состав науки — это совокупность частей, из которых складывается ее содержание1. М.М. Шпилевский указывал, что при исследовании сути какой-либо науки нельзя ограничиваться толь­ко определением ее предмета, но необходимо рассмотреть «все эле­менты этой науки во всей их совокупности, т.е. предмет, метод, систему»2. К.С. Вельский пишет, что «к средствам, образующим состав науки…, относятся: предмет науки, методология науки, сис­тема науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки»3.

Таким образом, признавая значимость и необходимость теоре­тической разработки состава изучаемой науки, названные уче­ные к объему этого понятия подходят с различных позиций: М.М. Шпилевский в объем понятия «состав науки» включал предмет, метод, систему, а К.С. Вельский к этим элементам до­бавляет терминологию (категории), библиографию и историю науки.

Более убедительной представляется точка зрения К.С. Вельско­го, который полнее, чем другие, исследует рассматриваемый во­прос. Однако и его позицию необходимо прояснить. Так, в одной из более ранних своих работ, говоря о науке финансового права, он включил в ее состав следующие элементы: предмет, методы, кате­гории, библиографию4. В этом перечислении из объема понятия «состав науки» выпадали система и история науки, хотя далее автор раскрывает содержание науки финансового права, которое он сна­чала отождествляет с «системой ее важнейших проблем», а затем называет «системой науки финансового права»5.

Тем не менее, если с такими элементами состава науки, как предмет, методология, система и библиография, все более или менее ясно, то вопрос о принадлежности научной терминологии (категорий) и истории науки к рассматриваемому понятию остает­ся открытым.

Рассмотрим названные элементы поочередно.

Во-первых, следует начать с научной терминологии и категорий соответствующей отраслевой правовой науки. Заметим, что К.С. Вельский данный элемент включает в объем понятия «пред­мет науки». Но тогда перечисление его среди элементов состава науки наряду и наравне с предметом не вполне верно и представля­ет собой нарушение «шага деления»1. Таким образом, научная тер­минология и категории отраслевой правовой науки, взятые в их совокупности, представляют собой элемент предмета данной науки и именно в этом качестве могут быть включены в объем понятия «состав науки».

Во-вторых, необходимо определиться с историей отраслевой правовой науки. Она, как и категории науки, является элементом предмета соответствующей правовой науки (того, что изучает дан­ная наука). Отраслевые правовые науки невозможно и методологи­чески неправильно изучать, не используя теоретико-познаватель­ный опыт, накопленный в процессе исторического развития, кото­рый, следовательно, предстает необходимым элементом предмета соответствующей правовой науки. Таким образом, история отрас­левой правовой науки входит в состав этой науки постольку, по­скольку она является необходимым элементом ее предмета.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в состав науки банковского права, представляющей собой совокупность частей, из которых она складывается как стройная система инфор­мации определенного содержания, входят следующие элементы:

—предмет науки банковского права;

—методология науки банковского права;

—система науки банковского права;

—библиография науки банковского права.

Расположение элементов именно в такой последовательнос­ти, на наш взгляд, является наиболее понятным способом из­ложения науки банковского права, позволяющим уяснить ее про­блематику.

Задачи, стоящие перед банковским правом как наукой, сводятся в основном к следующему. В науках конституционного, гражданского, административного, уголовного, предпринимательского и финансового права нормы и правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе построе­ния, функционирования и развития банковской системы, и в част­ности осуществления банковской деятельности, рассматриваются преимущественно с точки зрения соответствующей отраслевой юридической науки (место в системе одноименной отрасли, внут­риотраслевое взаимодействие, содержание соответствующих норм и институтов и т.д.). Банковское право как наука призвано рассмот­реть уже знакомый в основных чертах стратегический норматив­ный материал с точки зрения его функционального взаимодейст­вия, взаимосвязи и взаимообусловленности, динамики и развития названных выше норм и институтов различных отраслей россий­ского права.

5. Понятие и содержание банковских правоотношений.

Переход к рыночной экономике в России кардинально изменил характер отношений в области банковского кредитования.

В условиях административно-командной системы существовала государственная монополия на банковское дело. Складывающиеся отношения в банковской системе регулировались нормами административного и финансового права. Формирование рынка, отказ от государственной монополии в банковской сфере повлекли принципиальные изменения в правовом регулировании названных отношений, большинство из которых складываются между негосударственными, коммерческими кредитными организациями, банками и их клиентами (организациями, физическими лицами) и регламентируются в основном нормами гражданского права.

В связи с этим существенно изменились объем и границы регулирования банковской системы. Отказавшись от государственной монополии на банковское дело, наше государство, так же как и иные государства с рыночной экономикой, воздействует на банковскую систему в том числе с помощью права и реализует функцию контроля. Данные полномочия возложены на Центральный банк РФ, который реализует их с помощью норм административного и финансового права. Банковская система по сути является объектом финансово-правового регулирования, что обусловлено наличием специфических общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований в целях обеспечения публичных интересов, а также задач и функций государства.

Банковские правоотношения — это отношения, урегулированные нормами банковского права, одной стороной которых может быть юридическое или физическое лицо, а другой стороной всегда выступает либо кредитная организация (банк или небанковская кредитная организация), либо Банк России.

Объектом банковского правоотношения является банковская деятельность, содержанием которой являются операции и сделки.

Понятие, признаки и субъекты банковской деятельности.

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — все виды деятельности (операций), осуществление которых в соответствии с прямыми императивными предписаниями федерального законодательства и нормативными актами ЦБ РФ возможно только после регистрации кредитной организации и получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее — небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России.

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

можно выделить некоторые особенности (характерные черты) банковской деятельности:

это предпринимательская, коммерческая деятельность, то есть направленная на извлечение прибыли;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

она может осуществляться только специальными субъектами: 1) кредитными организациями и только на основании разрешения ЦБ РФ (лицензии) и 2) самим ЦБ РФ;

основным содержанием такой деятельности выступает систематическое совершение банковских операций и банковских сделок. Таким образом, под банковской деятельностью следует понимать направленную на извлечение прибыли деятельность кредитных организаций и ЦБ РФ по систематическому совершению банковских операций и банковских сделок

Субъектами банковской деятельности являются Банк России и кредитные организации. Они обладают специальной правоспособностью, которая используется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности. При этом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковской деятельности. Эти цели различны, поэтому различны характер и объем их правоспособности.

а) Банк России действует в соответствии со своим правовым статусом, закрепленным в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Он регулирует процесс создания банковской системы и, соответственно, отвечает за предотвращение системных рисков, которые возникают в процессе взаимодействия кредитных организаций. Поэтому он устанавливает определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации. Но, прежде всего он принимает решение о регистрации вновь создаваемых кредитных организаций. Он обязан организовать нормативное регулирование всей банковской деятельности и банковский надзор за ней в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

б) Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством. Однако Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» сузил возможности использования других организационно-правовых форм в банковской деятельности, кроме хозяйственного общества — акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Статья в журнале «Юридическая работа в кредитной организации»

В журнале «Юридическая работа в кредитной организации» №1(55)2018 опубликована статья по теме судебной практики, связанной с хищениями через каналы ДБО. Аналитики Центра судебных экспертиз компании RTM Group, изучив соответствующие данные, выяснили, что в 2016 году по искам клиентов банков о хищениях денежных средств через каналы ДБО суды отказывали в 81% случаев. Иски физических лиц были удовлетворены судами в 24% случаев, а иски юридических лиц — почти в 13% случаев. Надо отметить, что судебные дела, в которых есть составляющая IT или информационной безопасности, справедливо относятся к категории сложных. При этом до 2016–2017 гг. судебная практика была, как правило, на стороне банков. То есть суд изучал договор и приходил к выводу, что, согласно распределению рисков в договоре, ответственность за убытки при использовании системы ДБО лежит на клиенте, а банк не несет ответственности, даже если допустил массу критичных нарушений. Предварительный анализ судебной практики за 2017 год говорит о том, что подобная практика претерпела существенные изменения и что клиентам все чаще удается доказывать свою позицию в судах, и они все чаще выигрывают такого рода иски. В своей статье эксперт RTM Group, отвечает на вопрос, почему сложилась такая тенденция и что делать банкам, и почему банки будут чаще проигрывать судебные споры по искам о хищениях через каналы ДБО.

Реферат: Юридическая служба банка и ее работа

Введение. 3

1. Юридическая служба банка: понятие, цели, задачи и функции. 5

2. Юридическая служба банка и ее работа. 9

3. Юридическая экспертиза банков. 14

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 20

Введение

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население.

Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной.

В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения — через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Современные банки — банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население — своих клиентов. Банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер.

Поскольку активно работающие на рынке кредитования и на рынке оказания других финансовых услуг банки в процессе своей деятельности заключают за небольшой период времени большое количество сделок (в том числе через свои филиалы), банки вынуждены содержать большой штат юристов, которые проводят юридическую экспертизу заключаемых сделок.

Кроме того, во многих банках сложилась практика, в соответствии с которой юридические заключения, подготовленные юристами филиалов банков, согласовываются юристами центральных офисов банков, которые контролируют правильность выводов, сделанных юристами филиалов и полноту освещенных в юридическом заключении вопросов.

Цель работу — охарактеризовать работу юридической службы банка.

Задачи:

— определить понятие, цели, задачи и функции юридической службы банка;

— рассмотреть работу юридической службы банка;

— охарактеризовать юридическую экспертизу банков.

1. Юридическая служба банка: понятие, цели, задачи и функции

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Юридическая служба — подразделение, служба предприятия, организации, учреждения, компании, ведающая правовой стороной выпуска документов, заключения договоров, регулирования экономических отношений, предъявления претензий, возбуждения исков, составления положений. Такая служба обосновывает и контролирует юридическую правомочность, грамотность действий, связанных как с отношениями данной организации с другими организациями, так и внутри самой организации.

Юридическая служба банка является функциональным отделом в составе банка. Служба создается и действует в следующих целях:

— защиты прав и законных интересов банка;

— обеспечения законности совершаемых банком действий и принимаемых его должностными лицами решений;

— организации и обеспечения в банке грамотного внутреннего и внешнего документооборота;

— сведения к минимуму уровня дебиторской задолженности банка;

— повышение уровня правовых знаний работников банка в сфере их производственной деятельности;

— информационного и консультационного обеспечения администрации банка сведениями правового характера .

Для реализации целей своей деятельности юридическая служба выполняет следующие задачи:

1) планирование и организацию работы службы, регулярное предоставление руководителю банка отчетности о проделанной работе;

2) участие в разработке текстов внутренней документации правового характера:

— приказов;

— уставов;

— положений;

— прочих внутренних актов;

— методическое руководство данной деятельностью в банке;

3) разработку текстов внешней документации правового характера:

— договоров;

— протоколов разногласий;

— претензий;

— запросов;

— иных относящихся к ведению службы соглашений и актов письменных переговоров банка;

4) юридическую оценку и визирование поступающей на проверку документации правового характера, выработку поправок и иных предложений к ним, руководство деятельностью ответственных исполнителей по составлению и оформлению договорной документации;

5) участие в коллегиальном рассмотрении организационных вопросов деятельности банка: в составе комиссий, на рабочих совещаниях и т. п.;

6) составление и оформление документов, передаваемых на рассмотрение судебных и правоохранительных органов: заявлений, исков, жалоб, расчетов исковых требований, отзывов на иски, иных официальных писем;

7) представление и защиту интересов банка в суде, участие в судебных заседаниях;

8) реагирование на акты и предписания государственных и иных компетентных органов, в том числе организацию мероприятий по исполнению решений суда и представлений прокуратуры, а в необходимых случаях – составление на них мотивированных возражений, отзывов, жалоб и т. п.;

9) деятельность по реальному получению денежных средств и иного имущества, присужденного в пользу банка, в том числе действия по розыску должников, обращению исполнительного листа ко взысканию, контролю за своевременностью действий судебных приставов, проведению переговоров с должниками и др.;

10) осуществление регистрации, учета и хранения договоров по хозяйственно-производственной и рекламной деятельности банка, судебных и арбитражных дел, иной документации повышенной важности;

11) ведение контроля в банке за исполнением норм законодательства, внутренних норм и распоряжений, выработку мер и предложений по устранению выявленных нарушений;

12) овладевание информацией о состоянии текущего законодательства, анализ изменений и нововведений в законах и подзаконных правовых актах РФ в сфере, относящейся к уставной деятельности банка;

13) ведение библиотечных, машинописных, множительных и иных технических работ, необходимых для выполнения перечисленных выше задач.

Правовой основой деятельности юридических служб являются международные договоры, законодательство РФ, иные правовые акты и многочисленные внутренние документы, разработанные и принятые самой организацией в порядке локального нормотворчества. В рамках локального нормотворчества компетентными органами организации в соответствии с законодательством (т.е. в рамках диспозитивных законодательных норм и не вопреки императивному запрету) могут быть приняты любые документы, обеспечивающие эффективность юридического сопровождения предпринимательской деятельности этой организации.

Структура юридических служб определяется направлениями деятельности, масштабами и задачами конкретной организации. В современных крупных хозяйствующих субъектах юридические службы имеют организационно обособленные секторы: договорно-правовой, претензионно-исковой, корпоративный, внутреннего нормотворчества, правового обеспечения трудовых отношений.

В других случаях указанные направления деятельности имеются в юридических службах не как структурно обособленные, а представляют собой внутреннее функциональное распределение обязанностей между сотрудниками службы. В штате юридических служб состоят в основном юрисконсульты, как правило, с высшим или средним профессиональным образованием, а также экономисты, бухгалтеры, делопроизводители, отвечающие за конкретные составляющие правовой работы.

Внутренне не противоречащие друг другу, взаимообусловливающие и взаимодополняющие друг друга функции юридических служб можно сгруппировать по следующим направлениям:

— локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;

— договорно-правовая работа;

— претензионно-исковая работа;

— правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации (условно-корпоративная работа);

— обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);

— обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;

— формирование правовой культуры организации .

С точки зрения локального (внутреннего) нормотворчества юридическая служба осуществляет предварительную проверку соответствия действующему законодательству и интересам организации и/или принимает участие в разработке внутренних документов организации, касающихся различных сфер ее деятельности: корпоративной, трудовой и др.

2. Юридическая служба банка и ее работа

Юридическая служба осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства и внутренним документам банка.

Организация правовой работы в банке, как и на любом предприятии зависит от тех задач, которые стоят перед юридической службой. Направления деятельности юридической службы банка схожи с направлениями деятельности аналогичных подразделений любой другой организации. В тоже время, некоторые задачи характерны только для юридической службы банка. По данному критерию эти задачи можно разделить на общие и специфические.

К первым, в частности, относится поддержание законности в деятельности банка. Юридическая служба обязана контролировать, путем визирования, заключение договоров, издание локальных нормативных актов, приказов и распоряжений, а также переписку по правовым вопросам. Огромное значение при решении данной задачи имеет позиция руководства, которое определяет порядок принятия управленческих решений. На мой взгляд, очень важно чтобы решения, принимаемые как единоличным, так и коллегиальным исполнительным органом, по большинству вопросов предварительно согласовывались с юристом. При таком подходе организация получит в итоге значительную экономию материальных и трудовых ресурсов, связанную с тем, что не придется устранять негативные последствия неправомерных решений.

К общим задачам относится также активное участие юридической службы в создании проектов документов правового характера, форм договоров (кредитных, депозитных, договоров банковского вклада и т.п.).

В любой крупной коммерческой организации, в банке в том числе, рано или поздно возникает проблема управляемости и контроля за деятельностью многочисленного коллектива, профилактика потерь, связанных с «человеческим фактором». Одним из способов решения этой проблемы является четкая регламентация всех бизнес — процессов путем закрепления осуществляемых организацией процедур в локальных нормативных документах кредитной организации (регламентах, положениях и др.) При их разработке очень важно участие специалистов юридического подразделения с той целью, чтобы в создаваемом документе был отражен порядок и формы контроля со стороны юридической службы за правовыми рисками при осуществлении соответствующих операций.

Общими задачами юридической службы банка являются: участие в организации деятельности органов управления, оформление принимаемых ими решений. Специалисты службы готовят документы, связанные с созывом общего собрания акционеров (участников) организации, заседаний совета директоров, оформляют протоколы общих собраний акционеров (участников), заседаний совета директоров, коллегиального исполнительного органа.

Юрист в коммерческой организации значительную часть рабочего времени отдает консультационной работе, разъясняет сотрудникам и должностным лицам организации порядок применения действующего законодательства.

Безусловно, одной из основных задач юридической службы любой организации является также защита интересов организации в суде и иных государственных органах.

Особенности задач, стоящих перед юридической службой банка, связаны со статусом этой организации.

Специфика кредитной организации состоит в том, что только она может принимать во вклад денежные средства юридических и физических лиц, через нее могут осуществляться безналичные расчеты во всех формах, установленных законодательством, и через уполномоченные банки возможно осуществление валютных операций.

В силу этой специфики банк, с одной стороны, аккумулирует достаточно большие денежные средства клиентов, с другой — банк имеет полную картину всех безналичных денежных операций его клиентов. В связи с этим, государство жестко регламентирует деятельность банка, устанавливая обязательные экономические нормативы, правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, определяя квалификационные требования к кандидатам на должности в органах управления банка, главного бухгалтера банка, устанавливая требования к укрепленности кассовых узлов и т.д. Данные требования устанавливаются федеральными законами, а также в порядке, ими предусмотренном, надзорным органом — Центральным банком Российской Федерации.

Основной целью такой регламентации деятельности является защита интересов клиентов банков и их вкладчиков, так как по причине вышеуказанной специфики неспособность банка выполнять свои обязательства тут же сказывается на деятельность предприятий различных отраслей и финансовом благополучии населения.

Защите интересов клиентов и вкладчиков служит также определенная Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская тайна, в силу которой банк гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Банк может выдавать справки об операциях и счетах своих клиентов и вкладчиков только определенным органам и лицам и только в установленных законом случаях.

С другой стороны, так как только банки имеют наиболее полную информацию о денежных операциях своих клиентов, Закон «О банках и банковской деятельности» обязывает банк в установленных законом случаях предоставлять сведения об операциях и счетах клиентов налоговым, правоохранительным и иным органам на основании соответствующих запросов.

Из специфики правового положения банка следуют и особенности организации работы юридической службы, которая тесно связана с обслуживанием клиентов. Можно выделить три направления участия юридической службы в клиентской работе:

1) непосредственное участие в осуществлении банковских операций – анализ документов, представляемых клиентами при открытии расчетных, текущих, валютных счетов; проверка полномочий руководителей предприятий – клиентов и удостоверение их подписей в банковских карточках; оформление залогов недвижимого имущества, взаимодействие с нотариусами и Учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) консультирование клиентов по правовым вопросам осуществления банковских операций, участие в проводимых банком консультационных семинарах;

3) защита интересов клиентов .

Последнее направление заключается в том, что в обязанности юридической службы входит оценка правомерности запросов об операциях и счетах клиентов и вкладчиков, поступающих от государственных органов. По результатам этой оценки соответствующей службе банка дается указание подготовить требуемую информацию либо готовится мотивированный ответ об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений. Сложность данной задачи состоит в том, что необоснованное представление сведений, то есть нарушение положений о банковской тайне, может спровоцировать негативную реакцию со стороны клиентов, включая закрытие счетов. С другой стороны, непредставление информации в случае соблюдения запрашивающим органом установленного законом порядка может повлечь наложение на банк соответствующих санкций.

Данное направление является одним из самых важных среди особенных задач, стоящих перед юридической службой коммерческого банка.

Отличительной особенностью работы юридической службы коммерческого банка является также участие во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации.

Этот надзорный и контрольный орган оказывает существенное влияние на деятельность банковской системы и деятельность конкретных банков — от регистрации банка и внесения изменений в его учредительные документы — до согласования кандидатур на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации.

На практике подразделения Банка России проводят огромную работу по проверке представляемых банками документов на предмет их соответствия действующему гражданскому и банковскому законодательству. Вследствие этого, работа по подготовке изменений в учредительные документы, документов, связанных с изменением уставного капитала, состава органов управления кредитной организации, созданию и закрытию подразделений кредитной организации и по иным вопросам, касающимся деятельности банка, приобретает огромное значение.

Структура и штатная численность юридической службы определяются коммерческим банком самостоятельно и устанавливаются руководителем с учетом вышеуказанных задач и мнения начальника службы.

Учитывая динамику изменений банковского законодательства, функции, возложенные на банки, могут изменяться, в связи с чем будут изменяться и функции юридической службы.

3. Юридическая экспертиза банков

Юридическая экспертиза в банках проводится в целях определения:

— соответствия заключаемых сделок требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

— правоспособности контрагентов;

— наличия у лиц, заключающих сделки от имени контрагентов, полномочий, необходимых для совершения этих сделок;

— соответствия документов, необходимых для совершения сделок, законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России.

Необходимо отметить, что большая часть контрагентов банков является хозяйственными обществами (акционерными либо с ограниченной ответственностью), в связи с чем юридическая экспертиза на предмет определения правоспособности и полномочий должностных лиц, заключающих сделки от имени этих обществ, в основном проводится в соответствии с Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, при проведении юридической экспертизы сделок, заключаемых банками с хозяйственными обществами, юристы руководствуются положениями ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ «О рынке ценных бумаг».

При этом, проводя юридическую экспертизу, юрист обращается не целиком ко всем вышеперечисленным нормативным актам, а лишь к ограниченному количеству их статей и, в некоторых случаях, к судебной практике.

В целях формирования у банковских юристов единого подхода к проведению юридической экспертизы в крупных банках выработаны методики ее проведения и разработаны формы юридических заключений, составляемых юристами по результатам проведенной юридической экспертизы. В частности, в юридическом заключении, составленном по результатам юридической экспертизы на предмет проверки правоспособности хозяйственного общества и полномочий его должностных лиц на совершение сделки, должны содержаться в том числе следующие сведения:

— вывод о правоспособности общества, с которым планируется заключение сделки;

— дату выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей информацию об обществе, с которым планируется заключение сделки;

— фамилию, имя и отчество лица, назначенного (избранного) единоличным исполнительным органом общества и срок его полномочий;

— информацию о наличии \ отсутствии в уставе ограничений полномочий единоличного исполнительного органа общества, не установленных действующим законодательством;

— информацию о том, является ли сделка для общества крупной и \ или сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность;

— информацию о том, представлены ли надлежащим образом заверенные копии или оригиналы решений (протоколов) органов управления общества о заключении сделки с банком (в случае, если согласно учредительным документам этого общества или действующему законодательству сделка перед ее заключением должна быть одобрена одним из органов управления общества) и т.д.

В силу большого количества проводимых юридическими службами банков экспертиз, юридические службы банков вырабатывают подходы к разрешению тех или иных спорных вопросов, возникающих в ходе проведения экспертизы. Так, например, в ст. 78 ФЗ «Об акционерных обществах» (крупная сделка) упомянут термин «взаимосвязанные сделки». В то же время, указанный закон не содержит четкого определения этого термина, что может стать причиной неопределенности при проведении анализа заключаемых банком сделок на предмет отнесения их к крупным.

В связи с этим юридической службе банка необходимо выработать единую позицию по вопросу о том, какие сделки по смыслу ст. 78 ФЗ «Об акционерных обществах» следует считать «взаимосвязанными», а какие нет, после чего оповестить всех юристов, работающих в банке и в его филиалах, о выработанной позиции.

Необходимо отметить, что для ряда документов, которые представляются в целях проведения юридической экспертизы, юридическими службами банков устанавливается срок действия (актуальности). Так, например, должен быть установлен срок действия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, так как в случае представления «устаревшей» выписки существует возможность того, что в учредительные документы клиента -юридического лица были внесены какие-либо изменения, не представленные в юридическую службу банка для проведения юридической экспертизы.

Банковский юрист не столько занимается анализом соответствия сделки действующему законодательству и проверкой иных существенных обстоятельств, являющихся предметом юридической экспертизы, сколько отслеживанием того, соответствует ли комплектность представленных документов и их заверка существующим в банке требованиям. В то же время, если документ, в результате отсутствия которого в юридическом заключении был указан юридический риск, будет представлен в юридическую службу банка на следующий день после написания юридического заключения, юрист банка вынужден будет переделать заключение, исключив из него ранее указанный юридический риск.

Необходимо также отметить, что при кредитовании предприятий, относящихся к категории предприятий малого и среднего бизнеса, трудозатраты юристов банка на проведение юридической экспертизы сделок, заключаемых с такими предприятиями, несопоставимы с прибылью от таких сделок.

В то время как методики и регламенты проведения юридической экспертизы у многих банков существуют, программное обеспечение для решения указанных задач на рынке пока не представлено. Специалистам остается только выразить сожаление по данному поводу. Так как в случае наличия такого программного обеспечения квалифицированные юристы банка могли бы привлекаться к проведению юридической экспертизы лишь при возникновении спорных или неурегулированных законодательством, а также не предусмотренных этим программным обеспечением вопросов. Применение специализированного программного продукта для проведения юридической экспертизы заключаемых банком сделок позволит также решить ряд внутренних проблем банков и, в конечном итоге, повысить их конкурентоспособность.

Заключение

Таким образом, юридическая служба банка является функциональным отделом в составе банка.

Служба создается и действует в следующих целях: защиты прав и законных интересов банка; обеспечения законности совершаемых банком действий и принимаемых его должностными лицами решений; организации и обеспечения в банке грамотного внутреннего и внешнего документооборота; сведения к минимуму уровня дебиторской задолженности банка; повышение уровня правовых знаний работников банка в сфере их производственной деятельности; информационного и консультационного обеспечения администрации банка сведениями правового характера.

Юридическая служба осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства и внутренним документам банка.

К общим задачам относится также активное участие юридической службы в создании проектов документов правового характера, форм договоров (кредитных, депозитных, договоров банковского вклада и т.п.).

Общими задачами юридической службы банка являются: участие в организации деятельности органов управления, оформление принимаемых ими решений. Специалисты службы готовят документы, связанные с созывом общего собрания акционеров (участников) организации, заседаний Совета директоров, оформляют протоколы Общих собраний акционеров (участников), заседаний Совета директоров, коллегиального исполнительного органа.

Отличительной особенностью работы юридической службы коммерческого банка является также участие во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации.

Юридическая экспертиза в банках проводится в целях определения:

— соответствия заключаемых сделок требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

— правоспособности контрагентов;

— наличия у лиц, заключающих сделки от имени контрагентов, полномочий, необходимых для совершения этих сделок;

— соответствия документов, необходимых для совершения сделок, законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России.

В силу большого количества проводимых юридическими службами банков экспертиз, юридические службы банков вырабатывают подходы к разрешению тех или иных спорных вопросов, возникающих в ходе проведения экспертизы.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2010 г.) // СПС Гарант, 2010.

2. Алексеева Д. Г. Банковское право. Учебник. — М.: Норма, 2010. — 736 с.

4. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (постатейный). — СПС Гарант, 2008.

5. Грачев Е. Ю. Банковское право Российской Федерации. Учебное пособие. — М.: Норма, 2008. — 384 с.

6. Залогин В. И. Банковское право. Учебное пособие. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 272 с.

7. Ефимова Л. Г. Банковское право. Том 1. Банковская система Российской Федерации. — М.: Статут, 2010. — 404 с.

8. Кавелина Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности». — СПС Гарант, 2010.

9. Килясханов И. Ш. Банковское право. Учебник. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 335 с.

10. Коробова Г. Г. Банковское дело. Учебник. — М.: Магистр, 2009. — 590 с.

11. Курбатов А. Я. Банковское право России. Учебник. — М.: Высшее образование, 2009. — 561 с.

12. Ольхова Р. Г. Банковское дело. Управление в современном банке. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2010. — 304 с.

13. Прошунин М. М. Банковское право. Учебник. — М.: Эксмо, 2010. — 432 с.

14. Турбанов А., Тютюнник А. Банковское дело. Операции, технологии, управление. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 682 с.

15. Эриашвили Н. Д. Банковское право. Учебник. — М.: Юнити-Дана, 2010. – 519 с.