Судебная практика по госзакупкам 44 ФЗ

Пятый Арбитражный апелляционный суд

Дата: 11.05.2016

За 2015 год Пятым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 164 дела, связанных с применением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), что составляет 1,8% от общего количества рассмотренных в 2015 году дел (9146).

По результатам рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты по делам, связанным с применением Закона № 44-ФЗ, в 14 случаях судебный акт суда первой инстанции Пятым арбитражным апелляционным судом был отменен, в 11 случаях – судебный акт суда первой инстанции был изменен.

По итогам анализа практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона № 44-ФЗ, определены следующие общие подходы его применения:

1. Изменение и расторжение контракта.

1.1. Соглашение сторон о расторжении контракта не может быть признано недействительным на том основании, что после его заключения подрядчик лишился части оплаты выполненных им работ.

Между муниципальным заказчиком и подрядчиком заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорожного полотна.

После выполнения подрядчиком работ проведены испытания нижнего и верхнего слоя асфальтобетонного покрытия дорожного полотна, протоколами испытаний зафиксировано, что нижний слой полотна соответствует требованиям СНиП и ГОСТ, а верхний слой покрытия дорожного полотна подобным требованиям не соответствует.

Таким образом, по контракту была принята и оплачена только часть объемов работ, соответствующая требованиям СНиП и ГОСТ, после чего между сторонами заключено соглашение о расторжении муниципального контракта.

Позднее, после обращения подрядчика к заказчику с требованием об оплате работ в указанном контрактом объеме и отказа заказчика со ссылкой на расторжение контракта, подрядчик обратился в суд с заявлением о признании недействительным соглашения о расторжении контракта.

Подрядчик представил экспертное заключение о соответствии выполненных работ, работам предусмотренным контрактом.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано по следующим основаниям:

В силу пункта 8 статьи 95 Закона №44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Общие последствия достижения сторонами соглашения о расторжении договора предусмотрены в пунктах 2, 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Суды посчитали, что в отсутствие доказательств ненадлежащего выполнения подрядчиком работ при одновременном согласовании в соглашении о расторжении контракта объема выполненных работ, факта их полной оплаты, а также отсутствие у сторон взаимных претензий по условиям исполнения контракта, соглашение является законным и прекращает обязательство сторон по контракту на будущее время.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2015 N 05АП-7352/2015 по делу N А51-5040/2015).

1.2. Изменение срока и способа оплаты работ по контракту.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление подрядчика о признании недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту на выполнение строительно-монтажных работ, которым фактически изменен срок оплаты выполненных работ.

Однако суд апелляционной инстанции установил, что стороны контракта предусмотрели возможность заключения такого дополнительного соглашения о внесении изменений в график финансирования выполненных работ при изменении объемов бюджетных ассигнований, что послужило основанием для отмены решения в указанной части.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 N 05АП-9726/2015 по делу N А59-2086/2015).

1.3. Отказ от исполнения контракта не может быть заявлен произвольно, в отсутствие принятия мер к его надлежащему исполнению. Причины отказа заказчика от исполнения контракта должны быть обоснованными.

Так, требование о признании незаконным отказа заказчика от исполнения контракта признано судами обоснованным.

Заказчик, после неоднократной попытки исполнителя сдать ему результаты работ, не принял их, а после приостановления исполнителем оказания услуг, по причине обнаружения независящих от него обстоятельств, заказчик не предпринял меры для дальнейшего исполнения контракта.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 N 05АП-7303/2015 по делу N А59-5337/2014).

1.4. Закон № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень исключительных случаев, на основании которых возможно изменение условий контракта.

Подрядчик, обращаясь в суд с требованием об изменении условий государственного контракта, а именно — о продлении срока выполнения работ, не доказал факт возникновения исключительных обстоятельств, указывающих на допустимость изменения условий контракта по решению суда.

Таким образом, в удовлетворении требований подрядчика судами первой и апелляционной инстанции отказано.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 N 05АП-3759/2015 по делу N А51-34426/2014).

1.5. В случае подтверждения факта ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязанностей по контракту, он может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Так, в удовлетворении заявления подрядчика о признании отказа заказчика от исполнения контракта незаконным судами отказано, ввиду представления заказчиком доказательств невыполнения работ подрядчиком и выполнения им работ ненадлежащего качества.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 05АП-4083/2015 по делу N А51-541/2015).

1.6. По требованию о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта необходимо установить, имелись ли у него законные основания для такого отказа.

В случае соблюдения подрядчиком условий пункта 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, направления в адрес заказчика уведомления о невозможности приступить к выполнению работ, то есть принятия всех возможных мер для исполнения условий контракта, отказ заказчика от исполнения условий контракта следует признавать недействительным.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 05АП-2733/2015 по делу N А51-36302/2014).

2. Контракт и его условия.

2.1. По требованию заказчика о взыскании с подрядчика пени за несвоевременное выполнение работы, установлению подлежит наличие или отсутствие вины подрядчика, что согласуется со статьей 401 ГК РФ, пунктом 3 статьи 405 ГК РФ.

Так, в удовлетворении требования о взыскании с подрядчика пени суд первой инстанции, а также апелляционный суд отказали, так как причинами несвоевременного выполнения подрядчиком работ, явились непредставление

прошедшего госэкспертизу проекта строительства, обязанность по предоставлению которого возложена контрактом на заказчика работ, а также истечение срока действия договоров безвозмездного срочного пользования земельным участком, что послужило основанием для приостановления работ и возобновления их только после продления сроков договоров арены, что также относилось к обязанностям заказчика.

(Постановление от 13.11.2015 N 05АП-9622/2015 по делу N А51-10387/2015).

Отсутствие вины подрядчика в несвоевременном выполнении работ установлено судами и по другому делу, в связи с чем, во взыскании неустойки отказано.

(Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 N 05АП-4238/2015 по делу N А51-2450/2015).

2.2. Оспаривание условий контракта о порядке расчетов между его сторонами.

Одним из оспариваемых условий контракта устанавливалось право заказчика производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), а другим — право заказчика в одностороннем порядке уменьшить размер оплаты по контракту на сумму начисленной заказчиком неустойки (штрафа, пени).

Отказывая в удовлетворении требований истца суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что оспариваемыми пунктами фактически предусмотрено право заказчика произвести зачет встречных требований о взыскании долга и неустойки, что не противоречит требованиям гражданского законодательства.

Данный подход соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 19.06.2012 N 1394/12.

(Постановление от 13.10.2015 N 05АП-8162/2015 по делу N А59-5808/2014).

2.3. В случае, если по требованию исполнителя о взыскании с заказчика неустойки основанием является ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, взысканию подлежит штраф, определяемый в твердой сумме, а не пени, что предусмотрено частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

(Постановление от 17.09.2015 N 05АП-7194/2015 по делу N А51-7194/2015)

3. Заключение контракта по результатам электронного аукциона.

3.1. При заключении контракта на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, как это предусмотрено пунктом 10 статьи 70 Закона №44-ФЗ, подрядчик соглашается именно на такие условия проведения работ.

Так, подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику о признании муниципального контракта недействительным, применении последствий недействительности сделки и взыскании с заказчика неосновательного обогащения.

Обосновывая исковое заявление, подрядчик указал, что после подписания контракта, при фактическом визуальном осмотре объекта, подлежащего ремонту, были выявлены несоответствия состояния территории локальному сметному расчету, а также эскизной схемы труб водоснабжения существующим коммуникациям водовода. В подтверждение невозможности проведения капитального ремонта водовода без проекта, в материалы дела представлено заключение независимой экспертизы.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции и, поддерживая его позицию, суд апелляционной инстанции исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 10 статьи 70 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем.

Суды отнеслись критически к экспертному заключению подрядчика, поскольку заказчиком был представлен акт экспертизы, свидетельствующий о возможности выполнения работ по контракту без проекта. Иных доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта капитального строительства и локального сметного расчета требованиям технической документации, или о наличии других недостатков, влияющих на невозможность исполнения подрядчиком обязательств по муниципальному контракту без проекта, представлено не было.

При таких обстоятельствах, учитывая, что участие подрядчика в аукционе свидетельствует о том, что им были приняты все условия аукциона, в том числе, требования технической документации, в удовлетворении требования отказано.

(Постановление от 26.11.2015 N 05АП-9989/2015 по делу N А51-13513/2015).

3.2. Требование подрядчика о понуждении заказчика к заключению контракта с учетом протокола разногласий, суд первой инстанции и апелляционный суд посчитали подлежащим удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

По результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме заказчик не направил победителю проект муниципального контракта, в связи с чем был признан нарушившим законодательство о размещении заказов в части ненаправления проекта муниципального контракта для его подписания. Заказчику компетентным органом было выдано предписание с требованием направить победителю аукциона заполненный проект муниципального контракта и продолжить процедуру заключения муниципального контракта.

К моменту направления победителю аукциона проекта муниципального контракта истек срок его исполнения, в связи с чем заказчику был направлен протокол разногласий к контракту, касающийся изменения срока выполнения работ по контракту, который заказчиком в установленные сроки также рассмотрен не был, что и послужило основанием для предъявления победителем торгов иска о понуждении к заключению контракта с измененным сроком.

Учитывая, что заказчик не воспользовался правом, предоставленным ему статьей 36 Закона №44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а также установленную вину заказчика в своевременном ненаправлении проекта муниципального контракта, требования были удовлетворены.

44-ФЗ: полномочия контрольных органов в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней не тождественны!

Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок”

1 сентября 2017

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольный орган в сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее — контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального уровней соответственно), — плановая и внеплановая.

Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня — нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере закупок федерального уровня — любых нужд.

В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которыми в настоящее время является ФАС России.

Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о таком аукционе до заключения контракта.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального и муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 2.1 статьи 7.29, частями 1 — 4.2, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 — 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) КоАП РФ.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции контрольных органов в сфере закупок.

Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

Закупочная документация по 44-ФЗ: что нужно знать заказчику

Все, что размещается в планах и планах-графиках, связано с описанием объекта закупки. Проект контракта полностью зависит от того, какой объект закупки необходим заказчику, как будут реализовываться в дальнейшем отношения с поставщиками, к какому результату заказчику необходимо прийти. В состав документации входит извещение о проведении закупки (конкурса, запроса котировок или аукциона), а также другая закупочная документация, раскрывающая все детали закупки. Контракт всегда входит в закупочную документацию и сопровождается дополнительными документами. Завершается закупочная деятельность заказчика отчетностью.

Требования к документации

Отличительная особенность контрактной системы — внушительный по объему документооборот. Требования к документации предъявляются серьезные, хотя конкретные формы документов закон не указывает. Документация составляется произвольно, но с соблюдением правил и ограничений № 44-ФЗ.

Важное правило, о котором нужно помнить: форма, состав и содержание документации зависят от объекта закупки и способа определения поставщика (и конкурсы, и аукционы, и запросы котировок содержат свои дополнительные условия, которые будут отражены в документации).

Что обязательно должна содержать документация:

  • единые требования к участникам в соответствии со ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • порядок предоставления разъяснений и внесения изменений в уже опубликованную документацию (у участников есть возможность обратиться к заказчику с запросом дать объяснения, и заказчик обязан им ответить);
  • требования к оформлению и содержанию заявки (документация напоминает участникам, как им надо действовать);
  • права и обязанности заказчика, комиссии, участников;
  • порядок подготовки и размещения в ЕИС извещения и документации;
  • порядок подачи, изменения и отзыва заявок;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок;
  • порядок заключения контракта.

Общая информация о закупке включает: общие сведения о заказчике (о наименовании, местонахождении, режиме работы); общие сведения о закупке (о способе определения поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, цели закупки согласно ст. 13 Закона № 44-ФЗ, источнике финансирования, нормативно-правовой базе, на основании которой производится закупка), а также дополнительные пояснительные сведения.

Но правильное составление документации — это только полдела. Ее еще необходимо разместить в ЕИА, поскольку заключение контракта и его дальнейшее исполнение осуществляется именно на основании того, что находится в ЕИС.

Описание объекта закупки

Эту часть документации часто еще называют техническим заданием. В ней заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. Это обязательный документ, поскольку именно на его основании участники закупки могут разработать наиболее подходящее для заказчика предложение.

Помимо того, что описание объекта закупки обозначает способ выбора определения поставщика, диктует порядок формирования НМЦК, определяет требования к участникам закупки и другие особенности проведения тендера, оно еще, как юридически значимая информация, определяет состав извещения, документации, проекта контракта и в конечном итоге выбор лица, который станет победителем закупочной процедуры.

Содержание технического задания:

  • описание объекта закупки
  • основное назначение и обоснование
  • характеристики, параметры
  • требования к качеству
  • указания на количество и объем
  • гарантийные требования
  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

В ст. 33 Закона № 44-ФЗ указаны положения, которые обязательно нужно соблюдать при составлении описания объекта закупки. В целом описание должно нести объективный характер, использовать понятную терминологию, опираться на доступные информационные источники, указывать на следующие характеристики: функциональные (назначение объекта закупки и условия его использования по назначению; форма, производственное исполнение и др.), технические (конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг), качественные (совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям), эксплуатационные (характеристики надежности и работоспособности, условия эффективной эксплуатации, прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические характеристики), стандартные показатели (технические и качественные характеристики объекта закупки, установленные в соответствии со стандартами, техническими регламентами и законодательством о техническом регулировании). Поставляемый товар должен быть новым.

Кроме того, при осуществлении закупки заказчик, согласно ст. 31 Закона №44-ФЗ, устанавливает единые требования к участникам закупки. Это и наличие лицензий, допусков, специальных разрешений и согласований, документов (например, сертификатов, связанных с безопасностью использования объекта закупки), и др.

Чего не должно быть в техническом задании

В техническом задании не должны содержатся требования или указания на:

  • товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, место происхождения товара, наименование производителя;
  • требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения составляют случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Однако если содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, заказчик должен добавить слова «или эквивалент» и указать критерии эквивалентности. Именно по этим критериям можно судить, нарушены или нет нормы ст. 33 Закона №44-ФЗ.

Документация для конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок

Важно обратить внимание на особенности документации, которая зависит от способа определения поставщика — конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта.

Извещение о проведении конкурса

Это краткий документ, который включает:

  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года)
  • используемый способ (открытый конкурс)
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок
  • размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта
  • требования к участникам и их документации
  • способы получения конкурсной документации
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками
  • преимущества для участников
  • условия национального режима (ограничения и запреты на приобретение продуктов иностранного производства)
  • реквизиты счета для внесения обеспечения

Документация — информационная карта

В отличие от извещения, представляет собой развернутую информацию со следующими необходимыми деталями:

  • описание объекта закупки и условий контракта в полном объеме
  • требования к содержанию и описанию предложения участника, к форме, составу заявки и инструкцию по ее заполнению
  • дополнительные требования к объекту закупки: гарантийные сроки, условия эксплуатации
  • НМЦК с обоснованием
  • форма, сроки и порядок оплаты ТРУ
  • порядок подачи заявок, сроки отзыва и изменения заявок
  • порядок предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации
  • финансовые условия конкурса: размер обеспечения заявки, размер обеспечения контракта, условия банковской гарантии
  • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта
  • информация о возможности изменения объема и количества ТРУ

Заявка с инструкцией

Инструкция позволяет заказчику облегчить себе работу. Имея такой документ, который позволяет упорядочить информацию, участники делают меньше ошибок. Необходимость включения инструкции в конкурсную документацию установлена п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Форма инструкции произвольная, требования к ее составлению законодательством не предусмотрены, тем не менее существует целый ряд позиций, которые в ней необходимо прописать: порядок заполнения заявки на участие в конкурсе, требования к ее оформлению, в частности, язык составления заявки, способ указания предлагаемой цены контракта, количество экземпляров заявки.

Важно помнить, что при описании предложений участники должны использовать общепринятые обозначения и наименования, сведения, содержащиеся в заявке, не должны допускать двусмысленного толкования. Документы, представляемые участниками закупки, должны быть заполнены по всем пунктам, предусмотренным формой заявки.

Аукцион и аукционная документация

В составле аукционной документации есть извещение, аукционную документацию — информационную карту, техническое задание на ТРУ, форму заявки для участия в электронном аукционе с инструкцией по ее заполнению (как правило, разработку этих документов берет на себя электронная площадка), проект контракта.

Закон не прописывает структуру документации об аукционе. При этом в ст. 64 приводится перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена.

Аукцион проводится в том случае, если заказчик закупает ТРУ, поименованную в перечне, установленном Распоряжением правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Извещение о проведении аукциона

В извещении о проведении электронного аукциона указываются следующие сведения:

  • адрес электронной площадки
  • сроки приема и рассмотрения заявок
  • дата проведения аукциона
  • размер обеспечения заявок и контракта
  • требования и исчерпывающий перечень документов для участников
  • информация об объекте закупки и условиях контракта

Аукционная документация — информационная карта

Раскрывает все детали будущей закупки, поэтому включает много уточняющей информации:

  • сведения о заказчике
  • сведения об электронной площадке
  • сведения об объекте закупки — предмете контракта
  • НМЦК приводится в соответствии с расчетом и обоснованием заказчика
  • форма, срок и порядок оплаты контракта, выплата аванса
  • требования к участникам закупки
  • сроки подачи заявок на участие в аукционе
  • сроки рассмотрения первых частей заявок и вторых частей заявок
  • дату проведения аукциона
  • требования к составу заявки на участие в электронном аукционе
  • размер обеспечения заявок на участие в аукционе
  • сведения об обеспечении исполнения контракта

Котировочная документация

Отличается от конкурсной и аукционной тем, что в запросе котировок выкладывается сразу вся информация. Форма заявки для участия в запросе котировок разрабатывается заказчиком и входит в котировочную документацию.

Содержит запрос котировок, форму заявки для участия в запросе котировок, проект контракта.

В запросе котировок должны быть отражены:

  • сведения о заказчике и контрактной службе, источник финансирования
  • форма котировочной заявки
  • наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, требования к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, к функционалу и потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели
  • требования к предоставлению гарантий, к монтажу и наладке, к обучению
  • место и сроки доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • сведения о НМЦК, расходах на перевозку, страхование, уплату налогов
  • место и срок подачи котировочных заявок
  • срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • срок подписания победителем контракта
  • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта
  • преимущества для определенных участников
  • требование об отсутствии в РНП
  • документы, подтверждающие соблюдение национального режима

В том случае, если участникам требуются пояснения по закупочной документации или они обнаруживают какие-то несоответствия, неточности и ошибки, они вправе обратиться к заказчику за дачей разъяснений. Порядок, возможности и сроки обращения за разъяснениями в каждом способе закупки свои. Но заказчик обязан отвечать на запросы в установленные сроки.

Контракты

Задача контракта заключается в достижении цели осуществления закупки ТРУ. Он может быть как в электронной, так и в бумажной форме.

О проекте контракта и его содержании рассказывает Юлия Межникова, ведущий вебинара «Закупочная документация: рекомендации для заказчиков по 44-ФЗ»:

Приемка товара

На приемку товара, как важнейшее условие контракта, следует обратить особое внимание. Юлия Межникова разъясняет некоторые ошибки, которые допускают заказчики на этом этапе.

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Образцы документов для государственных заказчиков для работы по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Образцы документов (шаблоны)

Извещение о проведении электронного аукциона (379 downloads)

Извещение о проведении электронного аукциона по 44-ФЗ

Извещение о проведении запроса котировок по 44-ФЗ (318 downloads)

Извещение о проведении запроса котировок по 44-ФЗ

Извещение о проведении запроса предложении (215 downloads)

Извещение о проведении запроса предложении по 44-ФЗ

Извещение о проведении открытого конкурса по 44-ФЗ (150 downloads)

Извещение о проведении открытого конкурса по 44-ФЗ

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ (187 downloads)

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ

Аукционная документация по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ (320 downloads)

Аукционная документация по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ

Документация о проведении запроса предложении по 44-ФЗ (216 downloads)

Документация о проведении запроса предложении по 44-ФЗ

Проведение запроса предложении итоговый протокол по 44-ФЗ (137 downloads)

Проведение запроса предложении итоговый протокол по 44-ФЗ

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ (164 downloads)

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок по 44-ФЗ (149 downloads)

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок по 44-ФЗ

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ (118 downloads)

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Протокол вскрытия конвертов с заявками (открытый конкурс) по 44-ФЗ (105 downloads)

Протокол вскрытия конвертов с заявками (открытый конкурс) по 44-ФЗ

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ (112 downloads)

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Заключение эксперта о результатах исполнения контракта (144 downloads)

отчет об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Расчет и обоснование цены контракта (237 downloads)

Расчет и обоснование цены контракта

Приказ о создании комиссии по приемке товаров, работ, услуг (211 downloads)

Приказ о создании комиссии по приемке товаров, работ, услуг

Порядок приемки товаров, работ, услуг (196 downloads)

Порядок приемки товаров, работ, услуг

Форма отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта (150 downloads)

Форма отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта

(МЭР) Типовое положение (205 downloads)

(МЭР) Типовое положение

О создании Единой комиссии по осуществлению закупок (198 downloads)

О создании Единой комиссии по осуществлению закупок

Положение (регламент) о контрактной службе (154 downloads)

Положение (регламент) о контрактной службе

Положение о работе единой комиссии (204 downloads)

Положение о работе единой комиссии

Приказ о создании контрактной службы (109 downloads)

Приказ о создании контрактной службы

Приказ о назначении контрактного управляющего (162 downloads)

Приказ о назначении контрактного управляющего

Здесь собраны образцы документов для работы по по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», все шаблоны представлены компанией Национальное тендерное бюро. Документы постоянно актуализируются в соответствии с действующим законодательством. Дата последнего обновления 15 октября 2016 года. Если Вы, уважаемые коллеги, обнаружите какую-либо ошибку или посчитаете, что какого-либо документа не хватает, прошу прокомментировать или сообщить через форму обратной связи.

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 утверждены правила формирования, ведения и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Каталог).

Смотреть постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145

Каталог – систематизированный перечень товаров, работ и услуг, сформированный на основе ОКПД2 и включающий в себя коды ОКПД2, соответствующие объекту закупки, коды ОКЕИ и иную информацию.

ОКПД2 – Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.
ОКЕИ – Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94.

Каталог ведется на русском языке, круглосуточно и бесплатно доступен для ознакомления.

Правила формирования каталога товаров, работ, услуг

До 1 октября 2017 г. Минэкономразвития России формирует, а Федеральное казначейство размещает в единой информационной системе zakupki.gov.ru информацию, включаемую в Каталог.
Формированием информации, включаемой в Каталог, поддержанием Каталога в актуальном состоянии, технической поддержкой пользователей, в том числе с использованием «горячей линии» и электронной почты, занимается Минэкономразвития России.

Структура каталога товаров, работ, услуг

На каждый товар, работу, услугу формируется отдельная строка каталога (далее —
позиция). Несколько позиций каталога могут объединяться в ассортиментный набор.
На каждый код подгруппы, вида, категории, подкатегории Классификатора ОКПД2 может формироваться одна или несколько позиций каталога.

В позицию каталога включается следующая информация:

1. Код каталога. На каждую позицию Каталога формируется уникальный цифровой 21-разрядный код.

Код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 разряды — код товара, работы, услуги, соответствующий Классификатору ОКПД2, в формате Х.ХХ.ХХ.ХХХ. В случае, если позиция каталога формируется на подгруппу, вид, категорию Классификатора ОКПД2, то в соответствующих разрядах кода Классификатора ОКПД2 указывается знак «0».

10, 11, 12, 13, 14, 15 разряды — порядковый номер ассортиментного набора товаров, работ, услуг, который принимает значения в порядке возрастания в формате от 000001 до 999999. При этом если позиция каталога не включена ни в один ассортиментный набор, то в разрядах указывается знак «0».

16 разряд — цифровой код, который может принимать значения в формате:
«1» — если позиция каталога формируется на товар;
«2» — если позиция каталога формируется на работу;
«3» — если позиция каталога формируется на услугу.

17, 18, 19, 20, 21 разряды — порядковый номер позиции каталога (от 00001 до 99999), относящейся к одному коду Классификатора ОКПД2. В случае если коду Классификатора ОКПД2 относится только одна позиция каталога, то 00001.

2. Наименование товара, работы, услуги (не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара).

3. Единица измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ).

4. Информация, содержащая описание товара, работы, услуги (при наличии):

а) перечень потребительских свойств, и иных характеристик товаров, работ, услуг, в том числе функциональных, технических, качественных характеристик, эксплуатационных характеристик, позволяющих идентифицировать товар, работу, услугу, сформированный с учетом следующих сведений:
если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с Классификатором (ОКЕИ); в отношении каждой характеристики, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений, минимальное либо максимально допустимые значения, а также неизменяемые значения, в отношении каждой характеристики,
если указанные характеристики не имеют количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги;
б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации;
(Вступает в силу с 1 января 2018 года)
в) при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
г) дополнительная информация.

5. Справочная информация:
— коды, согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, стандартизации (при наличии);
— информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов (при наличии).
(Вступает в силу с 1 января 2018 года)

6. Дата включения в каталог позиции.

7. Дата начала обязательного применения позиции каталога.

8. Дата окончания применения позиции каталога.

9. Дополнительная информация.
(В отношении лекарственных препаратов вступает в силу с 1 марта 2017 года, в отношении иных товаров, работ, услуг – с 1 октября 2017 года)

Дата начала обязательного применения новой позиции каталога устанавливается по истечении 30 календарных дней со дня ее включения в каталог, если не установлено иное.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг

Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг, в том числе в:
плане закупок;
плане-графике закупок;
формах обоснования закупок товаров, работ и услуг при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок (далее — форма обоснования закупок);
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее — приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
иных документах, предусмотренных Федеральным законом 44-ФЗ;
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;
в) формирования идентификационного кода закупки.

Заказчики вправе применять информацию позиций Каталога с даты ее включения в Каталог.

Обязанность применять информацию, включенную в позиции Каталога, возникает с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги;
в) описание товара, работы, услуги (при наличии описания).

Заказчик вправе указать иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. В этом случае заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
(Вступает в силу с 1 января 2018 года)

В случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в Каталоге отсутствует соответствующая позиция, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, при этом в качестве кода Каталога товара, работы, услуги, указывается код согласно Классификатору ОКПД2.

В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции Каталога, информация в плане-графике закупок, форме обоснования закупок к нему указывается согласно Каталога.

В плане закупок, плане-графике закупок и иных документах, заказчик вправе использовать наименования ассортиментных наборов товаров, работ, услуг.