Трасса через химкинский лес

В Подмосковье созрел новый конфликт: «Химкинский лес» повторяется


2018.02.19

«Безопасность Москвы окажется под угрозой»

В свое время акции в защиту Химкинского леса стали предтечей протестных митингов 2011-2012 годаДенис Вышинский/Коммерсантъ

«Наша жизнь в опасности! Они хотят разрубить ее платным дублером МКАД!» — такие буклеты и листовки распространяются на севере Подмосковья. Авторы требуют от губернатора Московской области Андрея Воробьева «отказаться от проекта и не заниматься проектированием дорог через жизни людей без учета их мнения».

Речь идет о намерении властей региона построить первую в России платную дорогу между районами, которая надвое разрежет несколько поселений, а часть домов отправит под снос. Местные жители начинают протестовать и уже провели первые акции. Они считают, что, если проект не скорректировать, протесты примут массовый характер — как это некогда случилось со строительством платной дороги через Химкинский лес.

Что за платная дорога?

На сайте правительства Московской области опубликовано распоряжение о целесообразности заключения концессионного соглашения в отношении строительства автомобильной дороги «Виноградово — Болтино — Тарасовка» между правительством региона и ООО «Четвертая концессионная компания». Согласно тексту распоряжения, речь идет о платной дороге длиной 16 километров и шириной в 4 полосы, которая должна быть построена к 2022 году. Дорога пройдет по северу Подмосковья от московского микрорайона Северный до автомобильной трассы М-8 Пушкинского района.

По закону региональные власти имеют право строить платные дороги регионального и даже межмуниципального значения, однако подобных прецедентов в России пока не было.

Газета «Ведомости» отмечает, что концессионер является крупным подрядчиком «Газпрома» и что контракт заключается на крайне выгодных для него условиях. Предварительная смета строительства дороги (до утверждения проекта Главгосэкспертизой) оценивается в 27,4 млрд рублей в ценах 2017 года — это базовый вариант в проекте концессионного соглашения, опубликованного на torgi.gov.ru. 75% должен вложить инвестор, еще 25% на этапе строительства — государство. Вложив в стройку более 20 млрд рублей, инвестор рассчитывает на выручку минимум 67 млрд рублей до 2032 года, следует из проекта соглашения. Если планы не сбудутся, то большую часть потерь восполнит регион: он гарантирует инвестору выручку в 46 млрд рублей при строительстве дороги в срок. Если стройка затянется, то компенсация вырастет, например, до 61 млрд рублей при задержке на три года.

Проект планировки платной дороги официально опубликован на сайте правительства Московской области еще в 2014 году. Дорога запланирована без светофоров, движение общественного транспорта по ней не предусмотрено, то есть речь идет о скоростной магистрали, похожей на печально известный платный дублер Ленинградского шоссе, из-за которого пришлось со скандалом вырубать деревья Химкинского леса, что принесло подмосковному правительству немало проблем.

В чем проблема?

Проект платной межрайонной дороги «Виноградово — Болтино — Тарасовка» содержит для властей еще больше рисков: скоростной трассой предлагается разрезать на две части несколько существующих городских поселений, вырубить Пироговский и Хлебниковский лесопарки. Часть домов, которая окажется на пути платной дороги, вероятно, снесут.

Пострадают поселения Тарасовка, Черкизово, Болтино, Афанасово, Челюскинский, ДПК Сосновый бор, Подрезово, Зимино.

В распоряжении редакции есть ответ от министерства транспорта и инфраструктуры Московской области на обращение одного из жителей городского поселения, которое пострадает от строительства платной дороги.

Публичных слушаний по проекту с жителями затронутых поселений проводить не планируется, гласит ответ за подписью замруководителя ведомства Кротовой. Такая лазейка предусмотрена Градостроительным кодексом, если планируется строить объект федерального или регионального значения, а также местного значения, если он расположен на территориях двух и более поселений. Земельные участки и недвижимость, которые окажутся на пути платной дороги, будут изъяты у владельцев «для государственных нужд». Владельцам возместят убытки, сумму компенсации определит государство, гласит ответ.

Аргументация противников

Znak.com поговорил с местными жителями, чтобы выяснить, что конкретно не устраивает их в проекте, а также разобраться с историей вопроса. Оказалось, что правительство Московской области несколько раз задумывалось о таком проекте, однако каждый раз ему мешали бурные протесты местных жителей и внешние обстоятельства. Возникла даже примета: если реанимируется проект строительства этой трассы, значит, скоро будет новый экономический кризис.

Татьяна Лаврентьева из городского поселения Черкизово, через которое пройдет платная дорога, объясняет: проект разделит поселения надвое, а также нарушит нормы экологии, так как дорога строится в зонах первого и второго поясов санитарной охраны питьевого водоснабжения, а также на территории двух лесопарков.

Эксперты удивлены, что подмосковный губернатор решился на реализацию спорного проекта в год выборовПресс-служба губернатора Московской области

«Для города нет ничего важнее, чем вода и воздух, но кто-то, видимо, так не считает и не реагирует ни на какие призывы к обсуждению. Кроме того, многие семьи живут тут более ста лет. Для людей эта стройка — не просто вопрос разрыва связей, образа жизни, отношений с соседями. У людей появляется ощущение, что в их родной край пришли захватчики и хотят его отобрать. Впервые этот проект появился еще в конце 90-х при губернаторе Анатолии Тяжлове, но грянул дефолт 1998 года. Потом идея снова возникла в 2013–2014 годах, но наступил экономический кризис и денег не нашли, кроме того, жители вышли с массовыми протестами», — рассказывает Лаврентьева.

По мнению Лаврентьевой, в проекте вообще нет особой нужды: Ярославское и Дмитровское шоссе и так соединены МКАД и ЦКАД, при этом горизонтальных связей между жителями этих районов немного: Подмосковье инфраструктурно больше завязано на Москву.

Марина Боровских живет в соседнем поселке Пирогово и тоже участвует в инициативной группе по сохранению поселений.

Она также говорит о том, что нынешним жителям поселений еще одна дорога попросту не нужна, зато она может пригодиться застройщикам, которые хотят застраивать близлежащие поля, оставшиеся после банкротства ГУП «Совхоз имени Тимирязева». При проверке банкротства совхоза аудиторы Счетной палаты вместе с сотрудниками ФСБ и МВД выявили многочисленные нарушения (сообщение об этом есть на сайте Счетной палаты). Стройка на полях будет относиться к соседнему Мытищинскому району, где уже идут скандалы на публичных слушаниях. По словам Боровских, изначально дорогу планировалось пустить по линии ЛЭП, однако в итоге решили перенести ее на два лесопарка. При этом, согласно Генплану, утвержденному в городском округе Мытищи, дорога через городские поселения уже как бы проложена через лес, хотя еще идет стадия корректировки проекта.

«По инфраструктурным объектам публичные слушания не предусмотрены, нас никто не спрашивал, хотим мы эту дорогу или нет, хотя она пройдет во втором поясе зоны питьевого снабжения Москвы», — отмечает Боровских.

Правительство: «Отмена проекта приведет к коллапсу»

Znak.com направил официальный запрос в правительство Московской области, где перечислил основные аргументы жителей городских поселений. Ответ поступил из министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья.

На вопрос, почему не были проведены публичные слушания и почему с жителями поселений, которые разрушит дорога, не посоветовались, министерство напомнило, что «планируемая автомобильная дорога „Виноградово — Болтино — Тарасовка“ является объектом регионального значения. Строительство данной автомобильной дороги предусмотрено „Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области“, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, которая прошла согласование с муниципальными образованиями Московской области. Планируемая автомобильная дорога учтена в Генеральном плане городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденном Решением совета депутатов от 13.12.17 № 377/52 и Генеральным планом сельского поселения Тарасовское Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденного Решением совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 30.12.15 № 156/21. Таким образом, основания проведения публичных слушаний в поселениях отсутствуют», — сказано в ответе.

Министерство признает наличие только 30 обращений граждан по проекту дороги и говорит, что проработка проекта велась с учетом этих предложений.

«Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено проведение публичных слушаний по региональным объектам, в рамках публичных слушаний по утверждению генеральных планов поселений жители были оповещены о строительстве дороги, в том числе и в средствах массовой информации», — гласит ответ министерства.

На замечание о том, что такой проект разрушает качество жизни местных жителей, и на вопрос, почему нельзя спланировать альтернативный проект, министерство ответило, что альтернативный проект предусматривает снос еще большего количества жилых домов.

РИА Новости

«Решение о прохождении трассы автомобильной дороги в зоне КВЛ 500кВ позволило свести к минимуму снос жилого фонда с изъятием земельных участков, прохождение трассы по другим вариантам в черте городского поселения Черкизово и сельского поселения Тарасовское невозможно, так как это приводит к колоссальному сносу жилого фонда. Следует отметить, что новый проект планировки по сравнению с вариантом 2012 года более оптимален и не влечет большого изъятия в черте населенных пунктов, удалось оптимизировать проект на 70% по сравнению с ранее рассматриваемым вариантом.

Кроме того, на сегодняшний день Осташковское шоссе имеет коэффициент загрузки, близкий к 1,0 (для свободного движения автомобильного транспорта коэффициент загрузки равен 0,3), что в свою очередь создает трудности выезда и въезда из поселений. Отмена реализации автомобильной дороги „Виноградово — Болтино — Тарасовка“ приведет к транспортному коллапсу в северной части Московской области при подъезде к г. Москве, приостановит социально-экономическое развитие Мытищинского и Пушкинского муниципальных районов», — считает министерство.

Также в ответе говорится, что «автомобильная дорога „Виноградово — Болтино — Тарасовка“ объединит автомобильную дорогу федерального значения А-104 „Москва — Дмитров — Дубна“, автомобильную дорогу федерального значения М-8 „Холмогоры“ на участке обхода с. Тарасовка и Осташковское шоссе, в настоящий момент ведутся работы по увеличению пропускной способности А-104 „Москва — Дмитров — Дубна“ и М-8 „Холмогоры“, увеличение пропускной способности Осташковского шоссе предусмотрено Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Реализация данных решений позволит жителям локальных поселков и крупных городских поселений в Пушкинском районе и г. о. Мытищи беспрепятственно добираться до Москвы к местам приложения труда и проведения досуга, в полном объеме реализовать программы по развитию Московской области», — говорят чиновники.

Министерство признает, что «землеотвод для проектируемой автодороги затрагивает зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения».

«В связи с этим будут получены технические условия ГУП „Мосводоканал“ на работу в зоне сетей водопровода и открытых участков Акуловского водопроводного канала, предусматривающие мероприятия, исключающие какое-либо негативное воздействие на источники питьевого водоснабжения как в процессе строительства, так и на этапе эксплуатации данной автодороги. Дорожное покрытие будет разработано таким образом, чтобы исключить любое динамическое воздействие транспорта на водоводы. Любое попадание загрязняющих веществ с поверхностным стоком полностью исключается.

При пересечении трассы автомобильной дороги „Виноградово — Болтино — Тарасовка“ через Акуловский водопроводный канал проектом планировки территории для сохранения водоохраной зоны предусмотрено устройство эстакады», — пишет министерство.

В заключение министерство отмечает, что все 30 поступивших с момента принятия решения о строительстве автомобильной дороги замечаний учтены и проработаны, проект «неоднократно открыто обсуждался в средствах массовой информации, включая местное телевидение, печатные СМИ, на строительных днях в г. о. Мытищи и Пушкинском районе, а также в муниципальных образованиях, по территории которых проходит трасса проектируемой дороги», и все корректировки выполнены.

«Приведет к падению качества питьевой воды»

Эксперты в области экологии считают, что негодование жителей вполне оправдано: проект содержит серьезные экологические риски, которые не перекрываются его возможной общественной пользой. Однако они отмечают, что для того, чтобы власти пошли с жителями на диалог, надо готовиться к серьезному массовому противостоянию.

Лесопарки создавались как часть лесопаркового защитного пояса Москвы, и к настоящему времени их значение не только не уменьшилось, но возросло. Наличие достаточно крупных лесных массивов в пределах агломерации способствует улучшению локального климата, обеспечивает циркуляцию атмосферы, очищая приземные слои воздуха от загрязняющих веществ, говорит Любовь Якубовская, замдиректора Центра охраны дикой природы.

«Особенно стоит отметить водоохранное значение лесных массивов, примыкающих к системе водохранилищ, питающих Москву и Подмосковье питьевой водой. Истребление леса неизбежно приведет к падению качества питьевой воды. Расчленение единого массива широкой просекой (даже при условиях компенсационных посадок) приведёт к утрате свойств этих лесных массивов, будет способствовать общему ослаблению экосистемы. Наличие оживленной трассы продолжит негативное воздействие на лес за счет химического, шумового и других видов загрязнений, неизбежно приведёт к утрате мест обитания растений, животных и грибов. Примыкающие к автостраде участки леса станут непригодны для рекреации — основного назначения лесов лесопарковой зоны», — считает Якубовская.

Прокладка дороги может сказаться на качестве питьевой воды в МосквеЯромир Романов/Znak.com

Член экспертного совета Министерства экологии и природопользования Московской области, защитник Кучинской березовой рощи, экологический гражданский активист Анатолий Баташев говорит, что с 2013 года, после нашествия жука-короеда, под угрозой оказались многие лесопарки Московской области, так как пострадавшие леса разрешили вырубать. Баташев говорит, что дорога негативно повлияет на окружающую среду, однако предупреждает, что эффективным окажется только действительно массовый протест людей, жизни которых затрагивает проект.

«Есть государственная необходимость дорог, чтобы хоть как-то разгрузить основные трассы и обеспечить комфортную доступность к важным объектам и связку муниципалитетов. Тут важно проектировать с умом. Во многих лесопарках сохранилась фауна, лоси. Дорога сразу серьезно затруднит сохранение популяций. В том же Химкинском лесу битва шла более шести лет, и активисты во главе с Евгенией Чириковой предлагали альтернативный маршрут по окраинам промзон, который был бы оптимальным, сейчас это все признают. Но там природе уже был нанесен катастрофический ущерб. Была мощная битва в 2012 за спасение Цаговского леса в Жуковском, где под видом дороги хотели изъять еще огромные площади под технические объекты», — вспоминает Баташев конфликты подмосковных властей с жителями по поводу вырубки лесов.

Он говорит, что при оценке ситуации важно иметь в виду две вещи: есть ли разумный альтернативный маршрут и сколько людей готовы выйти на борьбу, чьи интересы она жизненно нарушает.

«В моей практике есть два примера. В Кучинской березовой роще в 2012 вышли все жители микрорайона, мы стояли сто дней и ночей, бросались под „камазы“ и падающие березы… И мы победили. Другой пример. Один из крупнейших налогоплательщиков Балашихи, фирма „Фермач“ (Лукес-Д), попала в зону строительства платной трассы „Москва — Ногинск“. Предприниматель Шахид Аскеров, производящий лучшие колбасные изделия в Московской области, очень просил чуть-чуть отодвинуть маршрут трассы от его предприятия. Но с ним даже не стали разговаривать. Надменность и спесивость проектировщиков, их нежелание вникать в детали и учитывать экологию — это огромная беда при прокладке трасс. Ведь лес можно срубить задешево, а альтернативные варианты увеличивают смету и сроки, поэтому выбирают самые простые решения».

Митинг в защиту Химкинского лесаВладимир Астапкович/РИА Новости

«Жителям надо объединяться, — советует Баташев. — Формировать дружную команду, инициативную группу. Вести переговоры с властью. Активно использовать такую площадку, как муниципальные общественные палаты, которые могут объединять за круглым столом власть, дорожников, экспертов и жителей. Важна массовость движения, как это было в Химках, в Кучино и в Жуковском. Победа куется самоотверженными усилиями людей. Но важно не терять время. Информировать соседей. Проводить сходы. Вести пикетирование, создавать группы в соцсетях. Жизнь подскажет мудрый вариант, способный максимально бережно защитить природу», — считает Баташев.

Общественная палата России также рассматривала данный проект по жалобам жителей (резолюция есть в распоряжении редакции) и пришла к выводу, что в ходе подготовки проекта могло быть нарушено законодательство. В ОП также заявили, что такой проект дороги будет способствовать росту террористической угрозы. Дело в том, что магистраль будет построена в 1Б и 2-м поясах санитарной охраны над открытой частью Акуловского водопроводного канала, входящего в систему Волжского питьевого водоисточника для Москвы. Вторая трасса, вызвавшая аналогичные претензии Общественной палаты, — это проект правительства Москвы продлить Рублевское шоссе со строительством моста на территорию Рублево-Архангельское.

В резолюции ОП также отмечает, что прокладка дорог создает угрозу для водоснабжения столицы. «Вопреки прямому и безусловному запрету любого строительства, не связанного с техническими или санитарно-техническими нуждами водопроводных сооружений, в 1-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы планируется проложить сразу две шестиполосных транспортных магистрали, пересекающих оба главных источника питьевого водоснабжения Москвы», — написано в заключении. Отмечается и то, что Хлебниковский лесопарк в результате строительства этой дороги просто прекратит свое существование, хотя содержит памятник природы — насаждения кедра, сделанные в 1894 году по указанию графа Шереметьева.

Общественная палата уже обратилась в Совет безопасности с просьбой принять меры в связи с данным проектом, который ОП считает угрожающим безопасности источников питьевого водоснабжения и экологическому благополучию Москвы и Подмосковья.

Также ОП будет просить президента поручить Генпрокуратуре, Следственному комитету и ФСБ провести проверку законности сделок с указанными земельными участками в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водоохранных зонах, включая их приватизацию, скупку земельных паев, залог и получение необеспеченных кредитов в государственных банках.

Член Совета директоров Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов считает, что история с платной дорогой «Виноградово — Болтино — Тарасовка» имеет протестный потенциал не меньший, а, возможно, даже больший, чем знаменитый конфликт вокруг Химкинского леса. «Часть дороги пройдет через жилую застройку, и протестовать будут не просто обиженные экологи, а люди, которым по ускоренной процедуре сносят дома бульдозерами, это — интересы собственников и людей, которые там живут. Для меня даже странно, что правительство Московской области реанимировало идею, от которой много раз само отказывалось как от непопулярной, учитывая, что осенью в регионе предстоят выборы губернатора», — отмечает Глеб Кузнецов.

Глава Московской области Андрей Воробьев пока проект не комментировал. Однако на этой неделе он выступил с ежегодным обращением к жителям Московской области, где упомянул, что еще в 2014 году провозгласил семь принципов его идеологии лидерства, одним из которых является «Житель всегда прав».

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Правительство решило строить трассу Москва-Петербург по первоначальному плану — через Химкинский лес

ВСЕ ФОТОРешение о строительстве трассы Москва — Петербург должно приниматься с учетом не только транспортных проблем, но целого комплекса факторов, таких как экология, финансовые затраты и сроки строительства, заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов
Интернет-портал Правительства Российской Федерации Вице-премьер отметил, что, «по мнению Минтранса, реальных вариантов строительств трассы всего два». «Другие варианты, как я понимаю, относятся к сфере футурологии», — подчеркнул Иванов
ecmo.ru Как сообщалось, решение о строительстве автодороги Москва — Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Против прокладки трассы через лес высказались экологи и общественность
ecmo.ru

Правительственная комиссия, рассматривавшая во вторник вопрос строительства скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес, рекомендовала проложить новую трассу по первоначально утвержденному варианту. Об этом по итогам заседании сообщил вице-премьер Сергей Иванов, передает ИТАР-ТАСС. Теперь решение комиссии должен одобрить президент.

По словам вице-премьера, предложение комиссии по проекту прокладки трассы, вызвавшему острые дискуссии и протесты ряда экологических организаций, вынесено, «исходя из комплекса всех факторов, транспортного, экономического, социального, юридического и вопроса времени строительства».

Зампред правительства напомнил, что 26 августа 2010 года президентом РФ было принято решение о приостановке строительства трассы через Химкинский лес и проведении общественных слушаний по этому вопросу. Он уточнил, что слушания прошли в Химках, на расширенных заседаниях общественного совета Минтранса, Росавтодора, Общественной палаты, круглого стола в Госдуме.

«В целом, необходимость строительства дороги поддерживается всеми, — сказал Иванов. — Никто не оспаривает, что ее надо строить. Здесь консенсус в обществе». По словам вице-премьера, он проистекает «из-за ужаса и кошмара, который творится на действующем участке трассы». «Жители Химок и Зеленограда стоят в бесконечных пробках», — сказал он.

Участок трассы через Химкинский лес будет построен до конца 2013 года, сообщил Иванов. «В существующем варианте дата окончания строительства трассы — 2013 год, в альтернативном варианте — был бы 2017», — отметил министр транспорта Игорь Левитин.

По словам Иванова, восьмикилометровый участок скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург в районе Химкинского леса не будет предусматривать наличия дорожной инфраструктуры, дорога будет огорожена шумозащитными щитами. «Только дорога, — пообещал вице-премьер. — Прямой, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжение восьми километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции возможной представителей животного мира».

Строители выплатят беспрецедентную компенсацию

Как отметил вице-премьер, «по ныне действующему варианту предполагались компенсационные выплаты за экологический ущерб от строительства в 3 млрд рублей», «но сегодня было принято решение увеличить эту сумму ущерба, связанного с вырубкой леса, до 4 млрд».

«Источник этих средств найден», — добавил вице-премьер. Он отметил, что в российской истории еще не было случая такого объема компенсационных выплат на ликвидацию экологического ущерба, связанного с вырубкой лесонасаждений. «На моей памяти в России ни одного такого проекта еще не было», — сказал Иванов.

После вырубки Химкинскому лесу дадут статус особо охраняемой территории

Вместо вырубленных 100 га леса решено высадить 500 га, добавил Иванов. Кроме того, Министерство природных ресурсов РФ предлагает придать Химкинскому лесу статус особо охраняемой территории, сообщил глава министерства Юрий Трутнев.

«Мы предложили… Наконец защитить его (лес) с точки зрения природоохраны, придав ему статус особо охраняемой территории», — сказал Трутнев, отвечая на вопросы журналистов.

Он отметил, что Химкинский лес сейчас находится «в крайне запущенном состоянии». В лесопарке зафиксировано порядка 50 несанкционированных свалок мусора, добавил министр.

В свою очередь, Иванов отметил, что правительство, скорее всего, поддержит инициативу Минприроды. «Мы хотим из помоек и свалок сделать настоящий Химкинский лес», — сказал вице-премьер.

Правительственная комиссия под председательством Иванова предлагает впредь разработать процедуру экологической экспертизы крупных инфраструктурных проектов. Общественная палата берет под контроль прокладку трассы через Химкинский лес с тем, чтобы не было расширения экологического ущерба.

В администрации Подмосковья удовлетворены решением правительственной комиссии о прохождении трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. «Конечно мы довольны этим решением», — заявил «Интерфаксу» пресс-секретарь губернатора Подмосковья Андрей Барковский. Он отметил, что более подробные комментарии на эту тему даст сам Борис Громов.

Решение комиссии должен одобрить Медведев

Правительственная комиссия, принявшая решение о прокладке автотрассы Москва-Петербург через Химкинский лес, направит соответствующий доклад президенту РФ Дмитрию Медведеву, сообщил вице-премьер Сергей Иванов. «Нами было принято решение по прокладке трассы. Мы окончательно сформулировали позицию РФ, и решение о начале строительства будет принято, как только его одобрит президент», — сказал Иванов на пресс-конференции во вторник в Москве.

Экологи надеются, что Медведев проявит политическую волю — запретит трассу

Защитники Химкинского леса убеждены, что последнее слово по маршруту трассы Москва-Петербург за президентом. «Мы ждем, что президент примет решение, на чьей он стороне — чиновников или народа. 65% россиян против трассы через Химкинский лес. Решение о строительстве трассы через Химкинский лес, оглашенное вице-премьером Сергеем Ивановым, принято вопреки воле президента», — сказал защитник Химкинского леса Ярослав Никитенко «Интерфаксу» во вторник.

Он напомнил, что президент поручил провести общественные слушания по проекту трассы Москва-Петербург. «Фактически обсуждения не было. Если Медведев это начал, он должен проявить политическую волю и принять свое решение», — сказал Никитенко.

Коалиция «За леса Подмосковья» намерена продолжать борьбу за сохранение Химкинского леса на международном уровне, добиваясь выхода из проекта французской компании Vinci, заявила РИА «Новости» лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова.

«Мы будем продолжать (борьбу). Более того, теперь это будет в мировом масштабе — нас поддержал Штутгарт, Бельгия, Франция. Сейчас идет большая кампания против участия компании Vinci в проекте трассы Москва-Петербург», — сказала Чирикова.

Во Франции, где люди относятся к природе лучше, чем в России, подобный проект не был бы принят, поэтому экологи намерены бороться с Vinci там, сказал директор по программам Гринпис России Иван Блоков.

«Французы уже высказались, что это неадекватно, когда компания (Vinci) следует двойным стандартам. Я практически уверен, что… будет серьезное возмущение и населения, и всех экологических групп, так что они получат серьезные проблемы во Франции тоже», — отметил собеседник агентства.

Коалиция «За леса Подмосковья» была создана в сентябре 2010 года в разгар борьбы экологов против прокладки автодороги через Химкинский лес. В нее входят российские неправительственные природоохранные организации и объединения — Гринпис России, WWF России, Центр охраны дикой природы, Союз охраны птиц России, Социально-экологический союз.

Борьба за Химкинский лес (Хроника событий)

Решение о строительстве автодороги Москва — Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Против прокладки трассы через лес высказались экологи и общественность. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста.

26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал поручение премьеру Владимиру Путину и руководителю администрации Кремля Сергею Нарышкину о приостановлении строительства автодороги через Химкинский лес до проведения дополнительных общественных слушаний по этому вопросу.

Среди альтернативных вариантов трассы были предложены проекты прокладки трассы через поселки Вашутино (Химки) и Молжаниново (Москва). В случае реализации этих проектов, сносу будут подлежать около 50 жилых домов, поэтому этот вариант вызвал протест со стороны жителей поселков.

В минувший четверг Путин заявил, что окончательное решение по строительству трассы через Химкинский лес будет принято после заключения по данному вопросу Минтранса и министерства природных ресурсов РФ. «Министерство транспорта и министерство природных ресурсов России должны будут сделать совместное заключение, и после этого будет принято окончательное решение по самой трассе», — сказал Путин на пресс-конференции по итогам российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества.

Вечером того же дня общественные активисты, протестующие против прокладки магистрали Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес, передали петицию против строительства в приемную президента РФ на Старой площади в Москве.

Химкинский лес — модель для решения конфликтов?

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Евгения Чирикова намерена продолжить борьбу за Химкинский лес

Обсуждение судьбы Химкинского леса в Совете по правам человека прошло за закрытыми дверями. Как выяснилось позже, глава совета Михаил Федотов, на которого экологи возлагали большие надежды, фактически солидаризировался с лесорубами.

Спустя больше года после начала подготовительных работ по прокладке трассы Москва-Петербург через Химкинский лес строительство, по существу, так и не началось. На пути автотрассы неожиданно встало гражданское общество в лице экологов и сторонников движения Евгении Чириковой «В защиту Химкинского леса».

На этой неделе в конфликт вмешался Совет по правам человека при президенте России. На примере Химкинского леса, по словам главы совета Михаила Федотова, он попытается найти «механизм для решения подобных конфликтов» в будущем.

К этому моменту возможность найти компромисс в споре кажется призрачной.

Евгения Чирикова надеется на пересмотр маршрута трассы, проходящего через лес и одобренного президентом.

Желание властей создать культуру разрешения конфликтов гражданского общества и властей именно на примере ситуации в Химках, понятно, говорит французский социолог Карин Клеман, изучающая протестные движения в России. «Это символический пример, о котором знает вся страна, конфликт вызвал большой резонанс, по нему высказался даже президент».

При этом компромисс в Химках, по ее мнению, маловероятен: речь сейчас идет уже не столько о лесе, сколько о «защите достоинства и своего права на гражданственность: что я гражданин и имею право влиять на то, что происходит».

Федотов на стороне «Автодора»

На заседании правозащитного совета в понедельник активистка Евгения Чирикова напомнила, что защитники леса по-прежнему не согласны с утвержденным маршрутом автодороги, которая должна пройти через Химкинский лес.

По ее словам, некоторое время назад они направили президенту Медведеву новое обращение с просьбой вернуться к пересмотру маршрута трассы. Это обращение поддержали члены Президентского совета по правам человека — глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и Сергей Цыпленков из организации «Гринпис».

Глава совета Михаил Федотов, через которого и было передано Медведеву новое обращение, на заседании в понедельник твердо стоял на том, что решение по маршруту уже принято, рассказала Чирикова.

«Речь, ведь, здесь идет не о позициях. Речь идет о государственном решении. По поводу маршрута прокладки дороги решение принято. Это решение принял президент как глава государства»,- пояснил Федотов в беседе с bbcrussian.com свою точку зрения. Хотя защитники леса имеют право на свое мнение и протест, отметил он.

Теперь решение нужно искать совместными усилиями. «Если это решение находится в сфере допустимого, то значит, это решение будет достигнуто. Если это решение находится в пределах недопустимого, то, естественно, оно достигнуто быть не может. Но можно найти какие-то альтернативные компенсационные решения и я думаю, что это будет самое правильное», — поделился с bbcrussian.com Михаил Федотов.

«Я прекрасно знаю, что во многих странах мира, в частности, в Западной Европе, очень многие дороги проходят через леса, и никому в голову не приходит, что тем самым наносится непоправимый вред окружающей среде. Всегда есть возможности этот вред компенсировать».

Его позицию разделяет и «Автодор»: «Для нас компромисс разумный – это совместная работа по минимизации возможного воздействия на окружающую среду этой дороги», заявила bbcrussian.com пресс-секретарь компании Екатерина Варенова.

«Я считаю, что надо исходить из законов России, — сказала Евгения Чирикова в интервью Би-би-си. — Если закон говорит о том, что данная трасса вне закона, то в данном случае компромисса с законом быть не может. То есть это моя гражданская позиция».

«А у нас на сегодняшний день есть законы, которые на нашей стороне и которые не видят упорно. И мы со своей стороны в экологической комиссии сделаем все возможное, чтобы показать, какие законодательные нормы нарушаются».

Не участвуют, но следят за событиями

Конфликт по поводу строительства автодороги через лес в Химках продолжается с 2008 года. Противники этого проекта считают, что просека шириной 100 метров, вырубленная под трассу, уничтожит экосистему города. Они также настаивают, что при принятии решений в пользу такого маршрута сыграли роль коррупционные факторы.

В ноябре 2010 года был жестоко избит главный редактор газета «Химкинская правда» Михаил Бекетов, выступавший против строительства дороги через лес. В результате полученных травм Бекетов не может говорить, а также передвигаться без посторонней помощи.

В августе 2010 года началась вырубка леса. В связи с массовыми протестами общественности, президент Медведев приостановил работы для проведения дополнительных экспертиз и общественных слушаний. В конце 2010 года он объявил о решении возобновить строительство по изначальному проекту.

В 2011 году активисты Химкинского леса продолжили свои протесты против возобновленных вырубок леса, которые они считают незаконными. В последнее время в Химках участились стычки между активистами с одной стороны и правоохранительными органами и строителями — с другой.

За время развития спора защитники леса неоднократно обращались за поддержкой к международному сообществу.

По мнению Карин Клеман, власти не могут не реагировать на эту ситуацию, поскольку она получила «легитимность в публичном пространстве».

«Несмотря на то, что не очень много людей задействовано в этой борьбе, но все равно, я думаю, что почти все общество отслеживает ход событий», — говорит социолог.

Терпеть до последнего

В свою очередь, Михаил Федотов заявил интервью bbcrussian.com, что конфликт, подобный химкинскому, может возникнуть в любой момент вокруг любой проблемы.

«Давайте организуем движение против пробок в Москве. Давайте выходить на московские улицы, которые перегорожены пробками, и протестовать против этого. Толк будет? Не будет. Но протест — да». Поэтому важно сейчас «сформировать культуру разрешения подобных конфликтов».

По его мнению, чьи-то интересы всегда оказываются ущемлены. «Просто это нужно решать не в закрытых кулуарах, а решать вместе с людьми”.

Под механизмом решения таких конфликтов, как в Химках, Федотов видит диалог между гражданскими активистами и представителями власти — «всевозможные формы общественных обсуждений и общественного контроля».

По мнению же социолога Клеман, российское общество само по себе «неконфликтно» — люди обычно»мирно терпят» и начинают действовать, когда уже слишком поздно.

Вообще, рост активности в обществе, считает эксперт, начался с момента выступлений против монетизации в 2005 году и особенно усилился в последние два года. На этот период пришлась эскалация конфликта вокруг Химок, борьба граждан против строительства небоскреба Газпрома в Петербурге и социальные протесты в Калининграде в 2010 году, когда на улицы вышли 10 тыс. человек.

Однако большинство конфликтов в России, уверена Клеман, начинаются не на улице, а с обращений в государственные органы: «с того, что люди писали письма , просили разъяснить ситуацию, а им не отвечали, либо сказали, что ваше письмо передано в нижестоящие органы, — обычно тем, на кого они жалуются».

То есть власти сами часто не идут на диалог с гражданами, подчеркивает Клеман.

Ценная дубрава

Вместе с тем, на встрече всех сторон конфликта вокруг Химкинского леса, которую организовал правозащитный совет, прозвучало, что подмосковные власти не намерены препятствовать санкционированным акциям общественности.

В свою очередь, пресс-секретарь госпредприятия «Автодор» Екатерина Варенова рассказала Би-би-си, что вырубка леса на данный момент завершена на участке до границ дубравы, входящей в Химкинский лес.

Сейчас экологическая комиссия «Автодора» намерена провести ее исследование и установить, действительно ли дубовый лес представляет ценность. О том, что дубрава, через которую также частично должна пройти автотрасса, является реликтовой, заявляют противники строительства.

Никакие работы в дубраве вестись не будут, пока идет исследование, а затем — общественные обсуждения по его результатам, заверяют в «Автодоре».

Продиктованы ли все заявления, сделанные в ходе заседания президентского совета, реальным желанием властей разрешить конфликт вокруг Химкинского леса, или стремлением как-то контролировать гражданскую активность в предвыборный период, покажет время.

В поддержку Химкинского леса: спето!

В Москве на Пушкинской площади состоялся митинг-концерт в защиту Химкинского леса.
Перед его началом милиция намеревалась помешать проведению концерта. Площадь была оцеплена милицией и ОМОНом. На Тверской улице стояли машины с военнослужащими внутренних войск. Въезды на соседние улицы были перекрыты.
Ранее инициаторам акции запретили проносить звукоусиливающую аппаратуру. Организаторы подавали заявку в мэрию на проведение митинга-концерта с участием известных музыкантов, однако был разрешен только митинг, и именно этим милиция оправдывала свои действия.
Организаторы митинга пытались договориться с милицией о том, чтобы автомобилю со звуковой аппаратурой разрешили въезд на площадь. В это время один из участников концерта, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук поднялся на стремянку, которую использовали операторы ТВ, и спел две песни – «Родина» и «Осень» – без использования усиливающей аппаратуры. Свое выступление он начал со слов:
— Мне кажется, самая большая проблема у нас в стране — очень много цинизма. Мы ради какой-то наживы режем всю природу к чертовой матери… Хочу поздравить ОМОН и милицию — самых активных участников маршей несогласных. Не мы враги государства, мы как раз патриоты, но в нормальном смысле. А враги государства — это коррумпированная бюрократия, которая как раз рядом с Кремлем… Бюрократический беспредел пора прекращать, должно быть гражданское общество, — сказал Юрий Шевчук.
Вскоре после этого милиция разрешила въехать на площадь одному автомобилю «Газель» с аппаратурой, и организаторы приступили к ее монтажу. Как сообщил корреспонденту Радио Свобода активист движения в защиту Химкинского леса Ярослав Никитенко, по дороге к Пушкинской площади неизвестные мотоциклисты прокололи автомобилю шины.
В митинге приняли участие лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова, музыкант Михаил Борзыкин, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, лидер оппозиционного «Левого фронта» Сергей Удальцов и музыкальный критик Артемий Троицкий, который вел концерт. Всего на митинг пришло более двух тысяч человек.
— Даже те, кто не живет в Химкинском лесу, должны знать, что вы живете в Химкинском лесу — по той простой причине, что все у вас и вокруг вас может быть вырублено, — начал митинг музыковед Артемий Троицкий. — Это неправильно.
«Трассу — в обход!» — скандировали собравшиеся вслед за Евгенией Чириковой.
— Нас слышно, господин президент? Что еще мы должны сделать для того, чтобы вы нас услышали? Что нам сделать, чтобы защитить свои легкие и право гулять с детьми в лесу и дышать чистым воздухом? — спрашивала с трибуны Евгения Чирикова.
Музыкант, лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин исполнить свои композиции не смог — не было даже нормального микрофона, выступающим приходилось кричать в громкоговоритель.
— Состояние общества такое, что люди сейчас должны ощущать потребность в живом слове и в ответах на вопросы: зачем нам вертикаль, спасла ли она нас от пожара, спасла ли она Химкинский лес от вырубки… Эти вопросы возникают сейчас в самых незатейливых головах. Дальше будет больше, — сказал корреспонденту Радио Свобода Михаил Борзыкин.
Embed share Embed share Текст скопирван width px height px The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:01:34 0:00 Скачать медиафайл
Незадолго до начала митинга были задержаны глава московского отделения «Солидарности» Михаил Шнейдер, политик Борис Немцов и лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.
— Льва Пономарева и Михаила Шнейдера задержали специально, чтобы лишить этот митинг заявителей, — сказала Радио Свобода Людмила Алексеева, которая видела, как Пономарева задерживали. — Хотя никакой политической цели у этого митинга не было. Речь идет о защите Химкинского леса. Но наши власти боятся любого скопления людей по любому поводу — по-видимому, понимают, что раздражение у людей накопилось. В начале 1990-х годов была высокая волна напряжения, потом некий спад, апатия. Сейчас — очередная волна. Власти, которые помнят, чем кончилось скопление граждан в августе 1991 года у Белого дома, подстраховываются в десятикратном размере…
Активисты движения в защиту Химкинского леса пытаются воспрепятствовать вырубке деревьев под строительство платной автотрассы Москва — Петербург.
Евгения Чирикова (слева) Артемий Троицкий и Юрий Шевчук идут на Пушкинскую площадьЕвгения Чирикова и Юрий ШевчукПопытка договориться с милицией пропустить других музыкантов и машину со звуковым оборудованием на площадьПопытка заставить работать мегафонАртемий Троицкий ведет митинг-концертЮрию Шевчуку пришлось петь без микрофонаНа площади собралось не менее двух тысяч человек……но и милиции было немало