Трудовые действия

Трудовым действием называется совокупность трудовых движений, которые выполняются работником без перерыва одним или несколькими рабочими органами (например, протянуть руку и взять деталь, протянуть руку и нажать на кнопку управления). Трудовое движение состоит из микродвижений.  

Трудовой прием — это совокупность трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления заданной операции. Например, вырезать кран с дефектом с технологического газопровода ГРС. Для этого необходимо отключить участок трубопровода, на котором обнаружен дефектный кран, стравить газ, убедиться в отсутствии конденсата с помощью манометра, разметить участок трубопровода вблизи крана под резку, вырезать кран по разметке, контролируя наличие остаточного газа в отключенном участке, снять кран и отнести его в специально отведенное место.  
Часть ручною приема, т. е. однократное перемещение рук, ног, пальцев, туловища рабочего при выполнении трудового действия, на и,п ае гея движением.  
Коллективные трудовые действия японцев, как мы видели, складываются из усилий малых групп. Для придания этим группам необходимой направленности в японских фирмах культивируется специфический моральный дух.  
МОТИВЫ — побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия. М. трудового действия формируются из трех основных компонентов первый компонент — отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности) второй компонент — отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд третий компонент — отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют. Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, платы за результаты.  
ТРУДОВОЕ ДЕЙСТВИЕ — совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва. Напр., трудовое действие «взять деталь» состоит из двух трудовых движений «протянуть руку» и «захватить деталь».  
ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС — совокупность трудовых действий и приемов, осуществляемых в определенной последовательности исполнителем при производстве материальных благ или выполнении иных функций в др. сферах деятельности человека. В целях проектирования рациональных методов труда и его нормирования Т.п. расчленяют на составные части (трудовые движения, действия и приемы).  
В качестве объекта изучения выбирают передовые методы труда наиболее опытных, высококвалифицированных рабочих, имеющих высокую производительность труда. Изучаемую операцию расчленяют на элементы — трудовые действия и движения. Для получения большей точности применяют средства, автоматически регистрирующие затраты времени хронографы, осциллографы, кино-и фотоаппаратуру и т. д. Особенно эффективны киносъемки и видеозаписи, так как они позволяют не только фиксировать с большой точностью все движения и действия рабочего, но и неоднократно демонстрировать их в процессе обучения.  

Необходимость реорганизации всего процесса производства при выпуске новой продукции обусловлена сложностью современного производства высоким уровнем оснащенности и механизации труда непосредственно в производственных подразделениях промышленности коренными изменениями требований к качеству и техническому уровню изделий все усложняющимися связями между участниками работ по созданию новой техники. В этих условиях возникает необходимость организационной подготовки производства, т. е. проведения в жизнь ряда подготовительных мероприятий по перестройке производственных процессов на выпуск новой продукции. К организационным работам можно отнести все действия, которые имеют целью разработку и осуществление проекта организации производственного процесса выпуска нового изделия. Комплекс именно этих работ и является содержанием организационной подготовки производства. Таким образом, организационная подготовка производства представляет собой комплекс трудовых действий работников, направленных на разработку и реализацию проекта организации производственного процесса изготовления нового изделия в пространстве и во времени и системы организации и оплаты труда производственного персонала, разработку нормативной базы для планирования новой продукции, создание системы материально-технического обеспечения производства новых изделий.  
В динамической структуре акта действия и других структурно-функциональных единиц одновременно реализуются, как видно, физические, психофизиологические и психологические виды деятельности. Это означает, что на основе структурно-функционального принципа деятельность человека, ее отдельные кванты характеризуются комплексно. Последнее позволяет количественно оценивать условия зарождения, формирования и проявления сбоев и ошибок, комплексно характеризовать тяжесть, сложность и напряженность труда человека. Возможность многократной сборки и разборки системы без искажения ее первоначальных свойств (одно из достоинств системного метода, отмеченное выше) позволяет воссоздать условия реализации элементарных видов деятельности, проследить зарождение и развитие, тяжесть и сложность конкретного акта, трудового действия.  
Теоретически различные виды деятельности, отдельные операции, приемы, трудовые действия и элементарные акты в зависимости от их содержания, значимости, условий и способов выполнения являются неодинаковыми по тяжести и психологической напряженности.  
В качестве исходной единицы функционально-атомистического уровня можно принять акт. Состав, структура, и характер взаимозависимых связей этой элементарной функциональной единицы описаны выше. Показано также, что всякое последующее расчленение этой единицы лишает ее смысла, целостности. Эта единица деятельности, а также трудовые движения, трудовые действия, трудовые приемы, операции, процессы должны служить основой дифференциации труда при эргономической оценке его безопасности.  
Дифференцированные элементные нормативы устанавливаются на отдельные приемы или трудовые действия. Они могут быть использованы для расчета норм времени однородных и неоднородных операций и работ. На предприятиях электронной промышленности массового и крупносерийного типов производства широко используются такого вида нормативы.  
Рабочее место представляет собой зону трудовых действий одного или нескольких рабочих (бригад), оснащенную всем необходимым для выполнения определенного производственного задания.  
Нормативы времени разрабатывают в зависимости от регламента выполнения отдельных элементов трудового процесса, на которые устанавливают эти нормативы (трудовое движение, трудовое действие, трудовой прием, комплекс приемов, трудовая операция). Объектами разработки нормативов времени могут быть также категории основного, вспомогательного, оперативного, подготовительно-заключительного времени и времени обслуживания рабочего места-Нормативы численности работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимой для выполнения единицы или общего объема работ,обосновывают регламентом этих работ.  
Законченная совокупность трудовых действий рабочего определенного целевого назначения при неизменном составе предметов и орудий труда называется приемом. Приемы могут быть основные и вспомогательные. Приемы, назначением которых является непосредственное осуществление цели данного технологического процесса, называются основными, а приемы, которые обеспечивают выполнение последних, — вспомогательными.  
Усилия х Траектория трудовых действий (путь) PL. Время выполнения работ t  
Комплекс трудовых действий составляет трудовые приемы. Совокупность связанных между собой приемов образует сложный прием и, естественно, цикл сложного приема.  
Операция, в свою очередь, делится на трудовые приемы, т. е. законченные комплексы трудовых действий, производимых непрерывно и связанных между собой единым целевым назначением — выполнение части операции. Например, прием установить деталь в патроне будет состоять из следующих трудовых действий взять деталь, установить в патроне, закрепить ключом.  
Под трудовым действием понимается комплекс трудовых движений, выполняемых последовательно или параллельно, без перерыва, характеризующихся постоянством материальных элементов. Так, трудовое действие включение хода ползуна состоит из следующих трудовых движений протянуть руку к рычагу включения, захватить рукоятку рычага, нажать на рычаг.  
При проектировании приемов труда необходимо в целях повышения производительности трудовых действий по возможности  
В соответствии с установленной классификацией рабочее время (рабочий день, общее время выполнения трудового процесса) делится на время работы, т. е. период, в течение которого рабочий производит трудовые действия, и время перерывов, когда трудовой процесс не осуществляется (независимо от причины).  
Время работы может состоять из затрат времени на выполнение производственного задания и на трудовые действия, не обусловленные производственным заданием (выполнение работ, не свойствен-  
Для упрощения записей и установления однообразия в этом деле используются различные символы. На рис. 19 изображены применяемые в машиностроении символы элементов производственного процесса и различных положений рабочего при выполнении трудовых действий,  
Если число рабочих в группе не более трех человек и все они в поле зрения наблюдателя, то наблюдения могут проводиться наблюдателем так же, как и при индивидуальной фотографии, методом непосредственных замеров времени. Если же указанные рабочие не все находятся в поле зрения наблюдателя или их более трех человек и наблюдатель не успевает фиксировать их действия одновременно, то наблюдения и фиксация трудовых действий производятся поочередно. Для этого все время, подлежащее наблюдению, разбивается на равные интервалы, в течение которого наблюдатель должен обойти все объекты и отметить наименования затрат времени, какие имели место при использовании укрупненных индексов.  
II. Трудовой процесс (Комплексы приемов приемы трудовые действия (движения) степень расчленения в зависимости от повторяемости) (Графическое изображение зоны движений описание способов действий и иллюстрации хватки , траектории движения, приемов труда график совмещения во времени движений правой и левой руки действий разных исполнителей особые требования к методам труда, обусловленные обеспечением качества продукции) (График многостаночного обслуживания график бригадной работы у общего технологического агрегата график совмещения действий человека и работы машины)  
В условиях производства, выпускающего массовую промышленную продукцию, где имеется не только квалификационное, но и пооперационное распределение труда, большое значение приобретает изучение и внедрение передовых приемов и методов труда. В транспорте газа, где преобладают работы по обслуживанию, эксплуатации и ремонту сооружений и оборудования, машин и механизмов, где имеют место малоповторяющиеся операции и трудовые действия, широко изучается, обобщается и внедряется передовой производственный опыт.  
Администрация японских фирм побуждает своих работников к самостоятельным действиям, вызывая у шх тем самым ответные положительные поведенческие )еакции. Это относится и к большому и к малому. Причем малые, казалось бы, незначительные действия ведут нередко к перестройке всей поведенческой психологии человека, к выработке образцовых навыков трудовых действий.  
МИКРОЭЛЕМЕНТНОЕ НОРМИРОВАНИЕ — метод нормирования труда на основе микроэлементных нормативов, предусматривающих дробное расчленение трудовых действий на простейшие, заранее пронормированные стандартные движения (рук, глаз, корпуса и ног), с помощью которых появляется возможность моделирования рациональных ручных приемов и расчета норм времени, Необходимых для их выполнения. Впервые микроэлементные нормативы и методики М.н. разработаны в России в. начале 1930-х гг. профессором В.М. Иоффе. Однако они не получили в те годы распространения из-за большой трудоемкости расчетов, неподготовленности кадров нормировщиков, а главное, из-за невостребованности метода в условиях затратной экономики. Применение ЭВМ, с одной  
ПРОФЕССИОГРАММА— описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку. Существует два вида П. Первый вид — профессиокарты, выполняющие функцию самой общей ориентировки в профессии. Это краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей. В структуру профессиокарты целесообразно включать официальное современное название описываемой профессии описание результатов труда и их значения для людей описание трудовых действий и основных личностных качеств, требуемых для профессии описание предметных и соц. условий труда указание па возможные пути обучения, виды учебных заведений. Второй вид — полные П. с описанием производственно-технических, соц.-экон. условий трудовой деятельности и психофизиологических требований,  

ТРУДОВОЙ ПРИЕМ — законченная совокупность трудовых действий, выполняемых при неизменных материальных факторах и имеющих частное целевое назна-  
Статистическое изучение процесса для выявления определимых причин устранение выявленных причин текущий контроль показателей качества продукции и технологических параметров. Практическим средством статистического регулирования являются контрольные корты. Инициатором их применения считается американский ученый Вальтер Л. Шухарт. (1924 г.). Первоначально контрольные карты использовались для пассивного слежения за изменением результатов измерения параметров продукции. Выход параметра за границы поля допуска являлся сигналом для остановки процесса и проведения его корректировки (перенастройки оборудования, регулирования технологических параметров, изменения схемы трудовых действий и т.п.). Карта хранила ценную информацию о том, когда, кто, на каком оборудовании допускал брак. Однако это была в основном пассивная регистрация нарушений точности и стабильности процесса. В последующем методика применения контрольных карт развилась в направлении усиления её активно-предупредительной функции, т.е. функции статистического прогноза предстоящей разладки процесса. Это усовершенствование контрольных карт связывают с работами И. Пейджа (1954 г.).  
Действие состоит из совокупности нескольких движений/ выполняемых рабочим без перерыва. Оно характеризуется одним целевым назначением и состоит из двух и более трудовых движений, например трудовое действие взять гаечный ключ состоит из следующих движений протянуть руку к гаечному ключу (решительное, -переместительное движение) захватить пальцами гаечный ключ (приноровительное движение).  
Совокупность целевых трудовых движений рабочего составляет-трудовое действие, совершаемое без перерыва, например, рабочий протягивает руку (1-е движение), берет деталь (2-е движение), поднимает деталь (3-е движение), ставит ее на станок (4-е движение) и опускает руку (5-е движение). Круг выполнения трудового-действия представляет собой элементарный цикл работы рабочего, или условно микроцикл.  
Экономичность микроциклов работы работника должна определяться исходя из общих методических принципов, как и макроциклов — операционных и производственных циклов. Во-первых, в них должна быть устранена или сокращена непродуктивная часть, т. е. затраты времени,, не вызванные необходимостью. Во-вторых, следует стремиться к совмещению параллельности выполнения трудовых действий и приемов с машинным временем.  
Ритм — это размеренное повторение элементов работы (чередование трудовых действий и отдыха), а темп — это количество повторяемых действий (операций) и, следовательно, число мышечных сокращений в единицу времени. Медленное движение увеличивает потребление мышечной энергии, ускоренный же темп, сокращая. время на микроотдых, быстрее вызывает утомление. Для каждого исполнительного органа есть свой предел темпа, что видно из данных табл. 24

Допустимо ли указывать в должностной инструкции сотрудника, в разделе «Обязанности», пункт «выполнять иные поручения руководителя подразделения»? Не противоречит ли это ст. 60 ТК РФ, так как понятие «иные поручения» не содержит конкретных видов работ?

ТК РФ не содержит упоминания о должностной инструкции. Порядок и сроки разработки и утверждения такого документа трудовым законодательством также не урегулированы. Как правило, должностная инструкция содержит конкретный перечень обязанностей по должности, то есть трудовую функцию работника. Трудовая функция – это работа по определенной должности, профессии, специальности либо конкретный вид работы (ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ), которая является одним из условий, обязательных для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ) и меняется только по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 и 74 ТК РФ).

Чтобы определить трудовую функцию работника, можно указать должность и все обязанности по ней непосредственно в тексте трудового договора, а можно сделать в договоре ссылку на должностную инструкцию, содержащую полный перечень должностных обязанностей. Должностная инструкция может быть разработана в качестве приложения к трудовому договору, заключаемому с конкретным работником, а может утверждаться работодателем как самостоятельный документ – локальный нормативный акт (см. письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6). Основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3042-6-0).

По общему правилу определение содержания должностной инструкции является прерогативой работодателя. Единственным исключением является ситуация, когда с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В таком случае наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Тем не менее при формировании раздела «Обязанности» должностной инструкции работодатель должен учитывать следующее.

C одной стороны, как верно отмечено, запрещается требовать от сотрудника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). Работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором (ч. 1 ст. 21 ТК РФ), и обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Работа, не определенная трудовым договором и должностной инструкцией, является дополнительной и, как правило, выполняется только с письменного согласия работника (ст. 60.1, 60.2 и 72 ТК РФ). Вменение обязанностей, которые не были согласованы с работником при заключении трудового договора, без согласия работника невозможно (смотрите, например, Судебную практику по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия за II полугодие 2007 г.). С этой точки зрения круг обязанностей работника, составляющих трудовую функцию, должен быть предельно конкретизирован.

С другой стороны, зачастую затруднительно описать трудовую функцию работника в одном документе исчерпывающим образом. Поэтому, на наш взгляд, само по себе включение в должностную инструкцию такой обязанности сотрудника, как выполнение иных поручений непосредственного руководителя, не является нарушением трудового законодательства. В то же время, допустив подобную формулировку в должностной инструкции работника, работодатель должен учитывать, что предусмотренная инструкцией обязанность выполнять иные поручения не означает возможность произвольного изменения характера должностных обязанностей работника; в любом случае иные поручения должны охватываться содержанием деятельности работника, предусмотренным его должностной инструкцией. В этой связи см., например, решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 11.08.20101. Возложение на работника обязанностей по всем видам деятельности, не связанных с трудовой функцией, определенной заключенным трудовым договором, нарушает принцип определенности выполняемой работником трудовой функции. В этой связи смотрите, например, определение Верховного суда Республики Коми от 14.06.2012 № 33-2195АП/2012.

Отметим, правда, что в судебной практике существует и более формальный подход к толкованию должностных инструкций, содержащих указание на выполнение работником иных поручений непосредственного руководителя. К примеру, Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда при вынесении апелляционного определения от 03.07.2012 по делу № 33-12106/12 отклонила доводы работника о том, что указанные иные поручения должны быть связаны только с профессиональной деятельностью по его должности, отметив, что должностная инструкция такой связи не предусматривает.

Обращаем внимание на следующее. В случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности за отказ выполнять такие «иные» поручения непосредственного руководителя возникает риск того, что суд при рассмотрении индивидуального трудового спора установит, что в нарушение работнику вменено неисполнение обязанностей, не включенных в его должностную инструкцию, вследствие чего признает незаконным применение к работнику соответствующего дисциплинарного взыскания. В этой связи см., например, решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03.05.20112, оставленное в силе определением СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 11.08.2011 по делу № 33-110883; апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.11.2012 № 11-26869. Однако исследование и оценка доказательств по конкретному делу могут привести суд и к обратному выводу о том, что неисполнение поручения является дисциплинарным проступком (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 10.09.2012 по делу № 33-2170/2012).

Трудовое действие

Смотреть что такое «Трудовое действие» в других словарях:

  • Трудовое законодательство в России в XIX веке — или фабричное законодательство свод правил или законов, регулирующих права и обязанности фабрично заводских рабочих и их отношения с нанимателем на территории Российской империи. В сфере фабричного законодательства находятся порядок найма и… … Википедия

  • ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем и иные непосредственно связанные с ними отношения. В соответствии с положениями ст. 5 ТК РФ… … Российская энциклопедия по охране труда

  • Трудовое право — часть системы частного права, регулирующей отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве… … Элементарные начала общей теории права

  • Трудовое право — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Трудовое право самостоятельная отрасль права, представляюща … Википедия

  • ТРУДОВОЕ ПРАВО — в РФ и ряде других стран самостоятельная отрасль права, регулируются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду. Предмет Т.п. включает несколько групп трудовых и … Энциклопедия юриста

  • ТРУДОВОЕ ПРАВО — – в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая социалистические трудовые отношения, т. е. отношения, возникающие во всех случаях, когда член социалистического общества, реализуя своё право на труд и выполняя обязанность… … Советский юридический словарь

  • Трудовое законодательство субъектов РФ — законы субъектов РФ, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В соответствии с Конституцией РФ правовое регулирование труда находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Разграничение компетенции федеральных органов … Большой юридический словарь

  • Колумбия — (Colombia) Государство Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Информация о государстве Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Содержание Содержание: Природа Рельеф местности Климат и растительный мир… … Энциклопедия инвестора

  • МЕТОД ТРУДА — способ осуществления конкретного трудового процесса, характеризуется совокупностью приемов и определенной последовательностью их выполнения. М. т. зависит от вида и характера трудового процесса. Составляющими элементами трудового процесса… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА — сборники, содержащие разработанные нормативы и единые типовые нормы труда; регламентированные величины режимов работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, установленные на основе заранее проведенных исследований и… … Российская энциклопедия по охране труда

Как известно, составляющими образования детей являются обучение, воспитание и развитие. Поэтому и в содержание профстандарта педагога входит описание соответствующих трудовых функций.

Профстандартом педагога установлено, что в функцию педагога «Общепедагогическая функция. Обучение» входят:

  • участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации;
  • разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • формирование универсальных учебных действий, навыков, связанных с ИКТ, мотивации к обучению;
  • систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Для реализации этих трудовых функций педагог должен:

  • обладать следующими умениями:

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Владеть ИКТ-компетентностями:

— общепользовательская ИКТ-компетентность;

— общепедагогическая ИКТ-компетентность;

— предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

  • знать:

Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.

Историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету.

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства. Конвенцию о правах ребенка.

Для справки:

Общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность являются компонентами профессиональной ИКТ-компетентности.

Профессиональная ИКТ-компетентность – это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, тогда и когда нужно.

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Например, в составе общепользовательского ИКТ- компонента вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ, видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе, клавиатурный ввод, аудиовидиотекстовая коммуникация, навыки поиска в Интернете и базах данных и др.

Общепедагогический ИКТ- компонент включает планирование, анализ и организацию образовательного процесса, составление портфолио учащихся и учителя, дистанционное консультирование учащихся, организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде, визуальную коммуникацию, организацию мониторинга учащимися своего состояния здоровья и др.

Предметно-педагогический ИКТ- компонент включает постановку и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета, получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных, обработку числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации, поддержку учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся и др.

Источник: Профстандарт педагога, Концепция профстандарта педагога

Трудовая функция работника

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

Российское законодательство в вопросах защиты интересов трудящихся и работодателей уделяет особое внимание понятию трудовой функции работника. В первую очередь, трудовая функция работника – это спектр возлагаемых на него обязанностей и задач, которые он должен решать в рамках своего труда. Также трудовая функция должна быть отражена в трудовом договоре в обязательном порядке, согласно требованиям ТК РФ – правильно сделать это поможет образец её оформления.

Трудовая функция работника – что это по ТК РФ

Понятие трудовой функции работника, как и большинство других аспектов правового регулирования взаимоотношений сотрудников и работодателей, рассматривается, в первую очередь, в Трудовом кодексе РФ. По ТК РФ, трудовая функция – это спектр задач, которые должен исполнять работник в рамках своей трудовой деятельности, и которые закреплены документально в локальных нормативных актах организации.

Рассматривают вопрос того, что такое трудовая функция работника, следующие статьи ТК РФ:

  • Ст.15. Данной статьей рассматриваются трудовые отношения в принципе, и само определение данного вида взаимоотношений предполагает исполнение трудовой функции за вознаграждение.
  • Ст.57. Именно в означенной статье К РФ дается определение трудовой функции работника и указывается обязательное законодательное требование наличия её упоминания в тексте заключаемого трудового договора.
  • Ст.72.1. Положениями этой статьи ТК РФ регулируется порядок перевода трудящихся на иную работу или перемещения их в рамках одного предприятия – ключевым аспектом в данном вопросе является именно изменение или оставление в силе трудовой функции сотрудника.
  • Ст.74. Означенной статьей рассматривается порядок изменения определенных условий договора в случае изменения условий труда из-за смены организационных или технических условий. В том числе, предполагается и невозможность проведения таковых действий работодателем в одностороннем порядке, если их результатом станет изменение трудовой функции работника.

Вышеозначенные статьи ТК РФ затрагивают вопросы, прямо связанные с понятием трудовой функции работника. В остальных же аспектах труда, данный термин используется достаточно широко, поэтому и работодателям, и сотрудникам следует понимать, что именно представляет собой трудовая функция, и как используется это понятие на практике.

Как определить трудовую функцию в трудовом договоре – образец и практические советы

Определение трудовой функции работника – это крайне важная задача для каждого работодателя или кадрового специалиста. Это связано в первую очередь с тем, что большинство нормативов действующего законодательства в сфере труда требуют исполнения ряда требований, которые напрямую связаны с определенной в трудовом договоре функцией сотрудника. В частности, к ним можно отнести следующие особенности правового регулирования трудовых взаимоотношений:

  • Работа с персональными данными сотрудника. Работодатель строго ограничен в возможностях по обработке и истребованию персональных данных работника, если они не связаны с исполнением его трудовой функции.
  • Изменение условий труда. Работодатель не обладает правом самостоятельно изменять трудовую функцию работника. Он может обеспечивать его временный перевод на другую работу или постоянный – в пределах одной территории и одной трудовой функции, если есть необходимость. Однако менять трудовую функцию на постоянной основе работодатель без согласия сотрудника не имеет права.
  • Обязанности трудящегося. Основная обязанность сотрудника – это исполнение его трудовой функции, и привлекать его к решению задач, которые изначально не входят в неё – работодатель не может, а сотрудник, соответственно – не может нести ответственности за неисполнение таких распоряжений.

Соответственно, работодателю следует определять трудовую функцию сотрудника максимально конкретно. При этом законодательство не обязывает упоминать в трудовой функции полный перечень практических должностных обязанностей сотрудника. Они могут регламентироваться и иными должностными документами. Поэтому, трудовая функция может определять в том числе и просто основную сферу деятельности. Например, образец трудовой функции в трудовом договоре может выглядеть крайне лаконично:

Выполнение строительных, сварочных и монтажных работ.

В отношении некоторых профессий и работ законодательство предъявляет особые требования. Кроме этого, деятельность многих работников может регламентироваться отдельными профстандартами или квалификационными справочниками, которые определяют профессии именно по трудовой функции. И если законодательство предусматривает для исполнителей отдельных трудовых функций определенные льготы – работодатель обязан их обеспечивать.

Если работодатель не должен предоставлять особые гарантии сотруднику в связи с его трудовой функцией, то он и не обязан применять в отношении него нормативы квалификационных справочников или профстандартов. Однако использование этих нормативов может значительно упростить ведение кадрового делопроизводства в организации.

Изменение трудовой функции сотрудника – как и когда оно допустимо

Работодатель, как уже было упомянуто ранее, не может самостоятельно изменять трудовую функцию работника в целом. Однако, есть некоторые нюансы и особенности регулирования изменения условий трудового договора, которые следует знать, как работникам, так и работодателям:

  1. Изменение условий трудового договора, в том числе и трудовой функции работника допускается по соглашению сторон. При добровольном желании работодателя и трудящегося изменить трудовую функцию последнего, нет необходимости заключать новый договор – будет достаточно использовать дополнительное соглашение.
  2. Продвижение по должности в рамках одной профессии не всегда предусматривает изменение трудовой функции. Например, должности главного бухгалтера городского и регионального уровня могут предусматривать исполнение одной и той же трудовой функции.
  3. Смена места работы без изменения должности не считается изменением трудовой функции работника.
  4. Временный перевод допускается в отдельных ситуациях без согласия сотрудника – в том числе и с изменением наличествующей функции трудящегося.

Мирошниченко Валерий Андреевич