Указ президента РФ 597

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики

постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 – 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

в) утвердить до 1 декабря 2012 года план разработки профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 года базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), – до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 года предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 года предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 года обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 года проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 года бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 года передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 года разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 года комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 года комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В. Путин

Москва, Кремль
7 мая 2012 года
№ 597

О ходе выполнения указов Президента России от 7 мая 2012 года №596-606

Реальная заработная плата в целом по Российской Федерации в 2016 году составила 100,7% к 2015 году. Рост реальной заработной платы к 2011 году составил: в 2012 году – 1,08 раза, в 2013 году – 1,14 раза, в 2014 году – 1,15 раза, в 2015 году – 1,05 раза, в 2016 году – 1,05 раза.

В 2016 году были приняты решения, позволившие увеличить МРОТ на 25,7%. Федеральным законом от 2 июня 2016 года №164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» с 1 июля 2016 года МРОТ повышен на 21% и установлен в размере 7500 рублей в месяц. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 4%, до 7800 рублей (около 70% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по Российской Федерации).

В 2016 году, по данным Росстата, среднемесячная номинальная заработная плата по Российской Федерации составила 36 746 рублей и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,8%, в том числе в области образования – на 4,3% (28 094 рубля, или 76,5% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области культуры и искусства – на 5,7% (31 079 рублей, или 84,6% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области здравоохранения – на 6,2% (30 992 рубля, или 84,3% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области предоставления социальных услуг – на 4,3% (23 955 рублей, или 65,2% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области научных исследований и разработок – на 9,6% (64 054 рубля, или 174,3% к средней заработной плате по Российской Федерации).

Повышению номинальной заработной платы способствует осуществление мероприятий по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, от 1 июня 2012 года №761, от 28 декабря 2012 года №1688, реализация Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р), а также отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, предусматривающих увязку оплаты труда и достижение показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

По данным федерального статистического наблюдения, в 2016 году в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 33 338 рублей и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,1%, образовательных учреждений дошкольного образования – 27 476 рублей (+3,5%), учреждений дополнительного образования детей – 27 989 рублей (+4,3%), образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 30 034 рубля (+1%), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 29 848 рублей (+4,1%), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 55 028 рублей (+8,5%), научных сотрудников – 53 836 рублей (+4%), врачей – 50 667 рублей (+5,8%), среднего медицинского персонала – 28 174 рубля (+4,3%), младшего медицинского персонала – 18 436 рублей (+9,6%), работников учреждений культуры – 27 080 рублей (+6,3%), социальных работников – 21 601 рубль (+9,3%).

В 2016 и 2017 годах Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов, ведущими профессиональными ассоциациями и крупнейшими компаниями продолжена работа по разработке профессиональных стандартов. По состоянию на 19 апреля 2017 года Минтрудом России утверждено 1004 профессиональных стандарта.

Федеральным законом от 2 мая 2015 года №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», вступившим в силу с 1 июля 2016 года, определён порядок применения профессиональных стандартов работодателями, в том числе государственными и муниципальными организациями и организациями с государственным участием. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» установлен срок реализации мероприятий планов по внедрению профессиональных стандартов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.

В 2016 году продолжена работа по созданию условий для увеличения к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.

Наибольшее число высококвалифицированных работников в 2016 году приходится на сферу образования – 3544,1 тыс. человек (17,08% от общей численности высококвалифицированных работников), на сферу обрабатывающего производства – 2663,9 тыс. человек (12,84%), на сферу государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования – 2472,4 тыс. человек (11,92%), на сферу операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг – 2335,9 (11,26%).

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года №495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен правовой статус справочника профессий как базового государственного информационного ресурса, содержащего требования к квалификации, возможности получения образования, оценки квалификации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» создан механизм независимой оценки уровня профессиональной квалификации. В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в независимой оценке квалификации внесены поправки в трудовое и налоговое законодательство: при направлении работодателем работника на прохождение оценки квалификации работнику предоставляются компенсации, для работодателей и для граждан – налоговые вычеты (Федеральный закон от 3 июля 2016 года №239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» и Федеральный закон от 3 июля 2016 года №251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”»). Для реализации этих законов приняты все необходимые нормативные правовые акты.

В 2016 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года №2424-р. Организовано повышение квалификации 725 преподавателей (мастеров производственного обучения) по 10 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования. С 1 января 2017 года Правительством Российской Федерации базовым центром определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (распоряжение от 29 сентября 2016 года №2042-р), на которую в том числе возложены функции по организационной, методической и экспертно-аналитической поддержке деятельности Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданию базы данных лучших практик по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров, осуществлению мероприятий по повышению престижа рабочих профессий.

В целях содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места организована работа в субъектах Российской Федерации по созданию до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов ежегодно.

Всего за период 2013–2015 годов было создано 44,2 тыс. рабочих мест для незанятых инвалидов. На указанные цели из федерального бюджета были выделены средства в размере 3,09 млрд рублей.

По видам экономической деятельности рабочие места преимущественно создавались в оптовой и розничной торговле – 3,1 тыс. рабочих мест (21,7% от общего числа созданных рабочих мест); в обрабатывающем производстве – 2,6 тыс. рабочих мест (18,5%); в сельском хозяйстве – 1,5 тыс. рабочих мест (10,5%); в сфере операций с недвижимым имуществом и арендой – 1,5 тыс. рабочих мест (10,3%).

В результате реализации указанного мероприятия уровень трудоустройства инвалидов составил 42,4% от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, и возрос на 5,7 п.п. по сравнению с 2012 годом (36,7%).

Работа по трудоустройству инвалидов в 2016 году осуществлялась в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года №155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации». Оказано содействие в трудоустройстве 994 инвалидам с привлечением 521 наставника в 34 субъектах Российской Федерации, которым выделены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и с участием общественных организаций сформирована система независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (далее – независимая оценка качества), в соответствующей социальной сфере (Федеральный закон от 21 июля 2014 года №256-ФЗ).

Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования (далее – организации социальной сферы) предусматривает оценку условий оказания услуг этими организациями. Независимость такой оценки обеспечивается участием в ней общественных советов, которые формируются из представителей всероссийских и региональных общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), представляющих интересы граждан и осуществляющих свою деятельность в соответствующих сферах независимо от государственных органов власти, самих граждан – потребителей услуг, а также обеспечением публичности результатов независимой оценки.

Общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти в социальной сфере, рассматривают на своих заседаниях вопросы проведения независимой оценки качества с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в полугодие.

Результаты мониторинга, проводимого Минтрудом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, показывают, что в регионах созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования:

  • во всех субъектах Федерации приняты необходимые нормативные акты, созданы в установленном порядке общественные советы для проведения независимой оценки, определены руководители регионов, ответственные за координацию этой работы;
  • организации социальной сферы формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения её в том числе на своём официальном сайте в сети Интернет. К началу 2016 года, по информации субъектов Федерации, 86,3% организаций имели официальные сайты (в 2013 году – 71,6%), в культуре – 46,9% организаций этой сферы, в социальном обслуживании – 87,1%, в здравоохранении – 91,0%, в образовании – 99,3% организаций;
  • на официальных сайтах в сети Интернет органами государственной власти созданы разделы «Независимая оценка качества» (в социальном обслуживании – в 85 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 83, в образовании – в 80 регионах);
  • обеспечивается техническая возможность выражения мнения потребителей услуг о качестве услуг, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Федерации (в социальном обслуживании – в 67 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 67, в образовании – в 45 регионах);
  • в субъектах Федерации устанавливается практика учёта результатов независимой оценки качества при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания.

Информация о результатах независимой оценки качества размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти, а с 2016 года и на едином портале – официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru (далее – сайт bus.gov.ru). С этой целью на указанном сайте создан специальный функционал и обеспечена техническая возможность для зарегистрированных в установленном порядке пользователей размещать такую информацию. Определён состав информации о результатах независимой оценки качества и порядок её размещения на сайте bus.gov.ru (приказ Минфина России от 22 июля 2015 года №116н), разработано руководство для уполномоченных органов исполнительной власти по размещению данной информации.

В настоящее время на сайте bus.gov.ru создана возможность построения по итогам проведения независимой оценки качества интерактивного регионального рейтинга организаций (по сумме баллов, полученных в ходе оценки) по каждому субъекту Федерации в соответствующей сфере, а также отраслевого рейтинга организаций в целом по Российской Федерации (рейтинги формируются по последним данным по организации в автоматическом режиме по мере размещения информации уполномоченным органом): http://bus.gov.ru/pub/top-organizations.

В 2016 году (по состоянию на 1 февраля 2017 года) охвачено независимой оценкой качества 35,5 тыс. организаций, что составляет 26,0% от общего числа организаций, в том числе в сфере социального обслуживания 2,2 тыс. организаций, или 34,6%, в сфере культуры – 6,9 тыс. организаций, или 33,2%, в сфере охраны здоровья – 3,5 тыс. организаций, или 33,8%, в сфере образования – 22,8 тыс. организаций, или 23,1%, учитываемых Росстатом.

По результатам проведённой независимой оценки качества принимаются планы мероприятий по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы и повышению качества оказания услуг.

По информации субъектов Федерации, в ряде регионов реализуются конкретные меры по совершенствованию работы организаций социальной сферы, разработанные по результатам независимой оценки качества оказания услуг населению, которые охватывают такие направления, как оптимизация работы организаций (изменение графика работы учреждений, врачей, регистратур, введение новых услуг), совершенствование материально-технической базы организаций (оснащение оборудованием и техникой, замена или обновление мебели), создание дополнительных условий для обслуживания маломобильных граждан, в первую очередь инвалидов, оборудование специальных зон для инвалидов и посетителей с детьми, включение результатов независимой оценки в критерии эффективности деятельности организаций, в целевые показатели деятельности их руководителей, мероприятия стимулирующего характера, организация обучения сотрудников учреждений по вопросам повышения качества оказания услуг.

В целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации сформирована законодательная база, направленная на оптимизацию пенсионной системы.

С 1 января 2015 года введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, предполагающий переход к формированию пенсионных прав в относительных величинах (пенсионные коэффициенты).

Главная цель введения новой пенсионной формулы – выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии позволяет повысить значение страхового стажа и белой заработной платы.

В целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения лиц, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предусматривается обособление базовой части страховой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано (фиксированная выплата).

Введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, дифференцированные по классам вредности рабочих мест в зависимости от итогов специальной оценки условий труда.

Создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц в накопительной составляющей, включающая резервы по обязательному пенсионному страхованию (внутренние гарантийные фонды).

Предусмотрены меры, направленные на совершенствование регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Трудовые пенсии граждан, которые были назначены до 1 января 2015 года, пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте по новым правилам пенсия не достигает размера, получаемого пенсионером до указанной даты, то такому пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

В 2015 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также социальной пенсии производились с учётом нового пенсионного законодательства.

С 1 февраля 2016 года осуществлена индексация всех видов страховых пенсий неработающим пенсионерам на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4558,93 рубля в месяц. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учётом фиксированной выплаты составил 13 100 рублей. Эта индексация страховых пенсий распространяется на страховые пенсии только неработающих пенсионеров.

В целях материальной поддержки пенсионеров в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года №385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в январе 2017 года произведена единовременная денежная выплата в размере 5 тыс. рублей. Выплата коснулась как неработающих, так и работающих пенсионеров, в том числе военных.

В 2016 году приняты важные решения, касающиеся механизма индексации пенсий. С 2017 года осуществлён возврат к механизму индексации по фактической инфляции предшествующего года. Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 февраля 2017 года проиндексированы исходя из индекса роста потребительских цен за 2016 год на 5,4% в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 года №35 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.» и от 19 января 2017 года №36 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии».

Указанное повышение размеров страховых пенсий позволило улучшить материальное обеспечение порядка 31,4 млн неработающих пенсионеров.

С 1 апреля 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» дополнительно увеличены страховые пенсии на 0,38%, то есть исходя из прогнозного уровня инфляции, заложенного в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год (5,8%).

С учётом проведённого в феврале увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним, а также увеличения страховых пенсий в апреле, среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13 655 рублей (159,8% прожиточного минимума пенсионера).

Передвижной фонд ведущих российских музеев начиная с 1 марта 2013 года обновляется за счёт организации и проведения передвижных тематических выставок, на которых экспонируются предметы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации из собрания музеев России.

Всего за отчётный период с 2013 по 2016 год проведено 732 выставки, в том числе:

в 2013 году – 58 выставок;

в 2014 году – 128 выставок;

в 2015 году – 180 выставок;

в 2016 году – 366 выставок.

Финансовое обеспечение выставочных проектов в 2016 году осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», а также за счёт субсидий, предусмотренных заинтересованным музеям на выполнение государственных заданий.

В настоящее время в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на базе единого портала популяризации культурного наследия России «Культура.рф» представлено 235 виртуальных музеев, 87 из которых созданы с привлечением средств федерального бюджета.

Наряду с созданием новых виртуальных музеев в 2016 году осуществлялась модернизация действующих, например, Виртуальный музей архитектуры обновлён при участии специалистов Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева и получил приз международного конкурса Heritage in Motion в номинации «Приложение для мобильных устройств».

Ежегодно Минкультуры России формирует выставочные планы на основе предложений ведущих музеев и заявок субъектов Российской Федерации. Объём финансирования выставочных проектов за счёт средств федерального бюджета составляет 60–70% от общей сметы расходов на указанные цели, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников – 30–40%.

В музеях Российской Федерации в 2012–2016 годах проведено 314 057 выставок, в том числе:

в 2012 году – 52 840 выставок,

в 2013 году – 57 593 выставки,

в 2014 году – 63 038 выставок,

в 2015 году – 69 628 выставок,

в 2016 году – 70 958 выставок.

В 2016 году в музеях Российской Федерации организовано 70 958 выставок, что на 34% больше, чем в 2012 году. Количество экспонируемых на выставках музейных предметов составило 6 589 403 единицы, что на 41% больше, чем в 2012 году. Из общего количества выставок музеями федерального ведения в субъектах проведено 1298 выставок, на которых было представлено 615 398 музейных предметов.

Целевые показатели по заработной плате работников в сфере культуры достигнуты

Общий объем финансирования отрасли составил более 7,7 млрд. рублей, что составило 3,83% консолидированного бюджета республики. Об этом сообщила Министр культуры РБ Амина Шафикова на прошедшем Расширенном заседании коллегии Министерства культуры РБ.

В итоге заработная плата работников культуры и искусства выросла на 32,1% по сравнению с 2016 годом и составила 24 663,2 рубля. Средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры за 2017 год составила 20 447,1 рублей.

Также руководитель ведомства сообщила, что в целях обеспечения достижения целевых показателей по заработной плате работников в сфере культуры, установленных «майскими» указами Президента России, дополнительно из бюджета республики в прошедшем году выделено 1950,1 млн. рублей.

Министр рассказала о проделанной работе по привлечению федеральных средств. Объем средств федерального бюджета в 2017 году увеличился на 70,8%.

«Здесь надо отметить Аургазинский район, получивший грант Благотворительного Фонда Тимченко на сумму 500 тыс. рублей. Также отметить работу общественных организаций по участию в конкурсе на получение грантов Президента России — по направлению «поддержка проектов в области культуры и искусства» ими получено 10 Президентских грантов на общую сумму 17 млн. рублей для реализации в 2018 году», — подчеркнула Амина Ивниевна.

Также Министр сообщила, что со своей стороны Министерство заключает 5 соглашений на получение федеральных средств в 2018 году. Планируется привлечь более 109 млн. рублей.

«Активно участвуя в проектах партии «Единая Россия» мы привлекли из федерального бюджета свыше 88,5 млн. рублей, которые направлены на поддержку 40 учреждений культуры, — продолжила руководитель ведомства. — Полученные средства позволили укрепить и модернизировать материально-техническую базу 32 сельских Домов культуры; осуществить постановку 12 новых спектаклей 8-ю театрами».

Напомним, что в январе 2018 года Министерством осуществлялся прием заявок по проекту «Местный дом культуры» и в ближайшее время будут подведены итоги конкурса.

За последние 2 года по программе кинофикации населённых пунктов до 500 тысяч человек мы получили 123,855 млн. рублей на создание 25 кинозалов.

«Модернизация кинотеатров уже дала свои результаты. Посещаемость кинотеатров увеличилась в 2,5 раза», — отметила Амина Шафикова.

Также она добавила, что в 2018 году Фонд кино продолжил программу по кинофикации населенных пунктов до 500 тысяч человек и призвала активно принимать участие в конкурсе на получение федеральной субсидии.

Средняя заработная плата работников учреждений культуры государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2019 года

Министерство Министерство

  • Полномочия
  • Руководство
  • Структура
  • Департаменты Департаменты
    • Департамент музеев Департамент музеев
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент кинематографии Департамент кинематографии
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент государственной охраны культурного наследия Департамент государственной охраны культурного наследия
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент науки и образования Департамент науки и образования
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент экономики и финансов Департамент экономики и финансов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент инвестиций и имущества Департамент инвестиций и имущества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Нормативно-правовой департамент Нормативно-правовой департамент
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Планы
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент управления делами Департамент управления делами
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент регионального развития и приоритетных проектов Департамент регионального развития и приоритетных проектов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Конкурсы
    • Департамент информационного и цифрового развития Департамент информационного и цифрового развития
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Отдел государственной службы, кадров и наград Отдел государственной службы, кадров и наград
      • Новости самостоятельного отдела
  • Подведомственные организации Подведомственные организации
    • Государственные академии наук
    • Театрально-зрелищные учреждения
    • Музеи
    • Библиотеки
    • Концертные учреждения
    • Киностудии
    • Цирковые учреждения
    • Продюсерские учреждения
    • Самостоятельные музыкальные коллективы
    • Научные организации
    • Образовательные организации высшего образования
    • Профессиональные образовательные организации
    • Общеобразовательные организации
    • Реставрационные учреждения
    • Музей
    • Прочее
  • Территориальные органы Территориальные органы
    • Положение о территориальных органах
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
  • Координационные и совещательные органы Координационные и совещательные органы
    • Коллегия Министерства культуры Российской Федерации Коллегия Министерства культуры Российской Федерации
      • Состав коллегии
      • Повестки
      • Доклады
      • Решения
    • Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Новости
      • Официальные документы
      • Рабочие группы Рабочие группы
        • Компетенции Рабочих групп Общественного совета
        • Документы рабочих групп Общественного совета
        • Состав Президиума Общественного совета
        • Рабочая группа №1 по вопросам музеев
        • Рабочая группа №2 по вопросам поддержки искусства и народного творчества
        • Рабочая группа №3 по вопросам кинематографии
        • Рабочая группа №4 по вопросам государственной охраны культурного наследия
        • Рабочая группа № 5 по вопросам науки и образования
        • Рабочая группа №6 по вопросам регионального развития и приоритетных проектов
        • Рабочая группа №7 по вопросам информационного и цифрового развития
      • Задачи и функции
      • Порядок ротации
      • Требования к кандидатам
      • Общественный совет в комиссиях Минкультуры России
      • Комиссии Общественного совета
      • Результаты общественных обсуждений законопроектов и отчетов Минкультуры России
      • Запросы членов Общественного совета
      • Комментарии, мнения, предложения
      • Публикации СМИ
      • Трансляция заседаний ОС
      • Обращение в Общественный совет
      • Общественный совет 2013-2015 гг. Общественный совет 2013-2015 гг.
        • Задачи и функции Общественного совета
        • Методика оценки и критерии эффективности деятельности Общественного совета
        • Порядок ротации членов ОС
        • Требования к кандидатам в члены ОС
        • Документы
      • Контакты общественного совета
    • Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Положение
      • ХХIV заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХIII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХI заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХ заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
    • Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Экспертный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
  • Открытое министерство
  • Государственная служба Государственная служба
    • Конкурсы на замещение вакантных должностей и в резерв
    • Условия прохождения гражданской службы
    • Квалификационные требования
    • Порядок обжалования
    • Регулирующие документы
    • Кадровый резерв
    • Порядок поступления на гражданскую службу
    • Документы, необходимые для поступления на государственную гражданскую службу
    • Конкурсная комиссия
    • Архив вакансий и конкурсов
    • Молодежная политика
  • Совет ветеранов
  • Национальный проект «Культура» Национальный проект «Культура»
    • О нацпроекте
    • Публикации
    • Телесюжеты
    • Документы
    • Культурно-образовательные комплексы
    • Федеральный проект «Культурная среда»
    • Федеральный проект «Творческие люди» Федеральный проект «Творческие люди»
      • Программа «Волонтеры культуры»
      • 15 центров образования и повышения квалификации
    • Федеральный проект «Цифровая культура»
    • Официальная символика

Приложение N 4. Порядок расчета уровня средней заработной платы категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая N 597 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации

Приложение N 4

ПОРЯДОК

РАСЧЕТА УРОВНЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ КАТЕГОРИЙ

РАБОТНИКОВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАЯ N 597 «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ», ПО ОТНОШЕНИЮ

К СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ

СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Расчет осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с Указом, полученной по результатам организованного Росстатом федерального статистического наблюдения, итоги которого формируются за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 года).

2. Средняя заработная плата исчисляется по следующим категориям работников: педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; педагогические работники образовательных учреждений общего образования; педагогические работники учреждений дополнительного образования детей; преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования; научные сотрудники;

работники учреждений культуры; врачи; социальные работники; средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг); младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг); работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг).

3. Показатель средней заработной платы по категории работников учреждения социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется по работникам списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своей организацией.

4. Расчет средней заработной платы по категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки, расположенным на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории. При этом данные по территориально-обособленным подразделениям учреждений (в том числе филиалам) включаются в сводные итоги по тому субъекту Российской Федерации, в котором расположены эти подразделения.

5. Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации исчисляется делением суммы фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, фонда начисленной заработной платы по гражданско-правовым договорам и других работников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации формируется на основе сведений, предоставленных организациями всех видов экономической деятельности и всех форм собственности.

6. Отношение средней заработной платы по соответствующей категории работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации рассчитывается делением средней заработной платы по данной категории работников, исчисленной в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, на среднюю заработную плату по субъекту Российской Федерации, исчисленную в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, и умножением полученного результата на 100%. Средняя заработная плата по соответствующей категории работников территориально-обособленных подразделений (в том числе филиалов) сравнивается со средней заработной платой того субъекта Российской Федерации, в котором расположено это подразделение».