УПД заменяет торг 12

Заменяет ли УПД акт выполненных работ

В последнее время компании довольно часто в своей деятельности используют такой документ, как УПД (универсальный передаточный документ). Этот документ не является обязательным для оформления, несмотря на то, что Министерство финансов и налоговая его рекомендуют с целью упрощения порядка документооборота в компаниях. Основным преимуществом данного документа является то, что он позволяет сразу несколько документов из «первички». При этом компании довольно часто задаются вопросом, заменяет ли УПД акт выполненных работ? Далее в статье постараемся ответить на данный вопрос.

УПД (универсальный передаточный документ)

Уже довольно продолжительное время налоговые органы рассматривали вопрос по упрощению первичной документации в компании, так как многие документы могут дублировать друг друга, как частично, так и полностью. Поэтому было принято решение по использованию такого универсального документа, как УПД.

Само наименование данного документа говорит о том, что данный документ используется для достижений внешних, а не внутренних целей. Внешне данный документ напоминает счет-фактуру, так как именно на основе счет-фактуры он и был разработан. Но помимо реквизитов счет-фактуры в документе также могут содержаться и реквизиты товарной накладной (Читайте также статью ⇒ Правила заполнения УПД).

Важно! Форма УПД не обязательна для использования и заполнения компаниями и носит только рекомендательный характер.

Данный документ позволяет выполнить следующее:

  1. Использовать УПД в бухучете с целью уменьшения документооборота.
  2. УПД является документальным подтверждением затрат, используемых для расчета базы по налогу на прибыль;
  3. Оформлять налоговый вычет по НДС.

Все перечисленные пункты являются достаточно важными для компании, которые хотят сосуществовать мирно с налоговым органом.Данный документ может использоваться с целью подтверждения затрат налогового учета, включая и в случае применения УСН, ЕСХН, независимо от размера компаний (Читайте также статью ⇒ Акт сдачи-приемки выполненных работ).

Применяют ли УПД компании, оказывающие услуги

УПД представляет собой документ, который состоит из двух частей:

  1. Счет-фактура (она представляет собой такую же форму, как и в счет-фактуре).
  2. Товарная накладная.

Однако, данное утверждение касается тех компаний, которые занимаются реализацией продукции. Вторая часть УПД представляют собой передаточную часть, которая состоит из информации, подтверждающей факт того, что был передан товар, готовая продукция или услуга. Так, вторая часть позволяет заменить либо товарную накладную, либо акт выполненных работ.

Важно! Если компании это удобно, то она может использовать УПД вместо акта выполненных работ.

Компании вправе изменять форму УПД в зависимости от особенностей своей хозяйственной деятельностью. Однако, следует помнить, что в документе должны присутствовать все обязательные реквизиты. Возможно изменять только вторую часть УПД, а первая часть – счет-фактура должна оставаться в первоначальном виде.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок использования УПД для компании, оказывающих услуги

Если компания оказывает услуги, то у нее не должно возникать проблем с заполнением УПД, а также использованием его.При этом компании определяют цель документа – только с целью замены счет-фактуры, либо с целью замены двух указанных документов.

В хозяйственной деятельности компаний могут возникать и такие ситуации, когда одновременно производится реализация товара, а также оказание услуги. К примеру, погрузка товара, транспортировка товара, доставка продукции и т.д. В этом случае такие компании задаются иным вопросом: возможно ли использование УПД одновременно с целью реализации товара и для оказания услуг?

Ответ на данные вопрос будет положительным: согласно письма ФНС ЕД 4-15/17910, использование документа для этих целей допустимо. Но при этом должны выполняться определенные правила:

Своевременное оформление УПД На момент оформления УПД, услуга должна быть предоставлена потребителю
Подписание УПД УПД подписывает лицо, обязанное подписывать, как счет-фактуру, так и иные первичные документы, подлежащие оформлению при передаче товара/услуги

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Может ли компания перейти на УПД, как правильно это сделать?

Ответ: Может, но для перехода в компании должен издаваться специальный документ (распоряжение) о том, что в компании будет использоваться УПД.

Таким образом, организации вправе самостоятельно выбрать наиболее приемлемый для себя способ оформления документов. То есть, использовать или нет УПД вместо акта выполненных работ. Если компании решают применять УПД, то это должно быть закреплено приказом руководителя.

Оформление универсального передаточного документа. Может ли он использоваться вместо товарной накладной?

Количество экземпляров Постановка подписей Постановка печати

Что это такое, вместо каких документов может использоваться?

УПД – расшифровывается как универсальный передаточный документ. Создан для выполнения разных функций, в частности для уменьшения издержек обработки бумажной бухгалтерии.

УПД действует активно и используется в документообороте разных организаций. Его ввела и узаконила Федеральная налоговая служба (ФНС) письмом от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96.

Отличия УПД от накладных:

  • Разница УПД и товарной накладной (ТОРГ-12) — в том, что УПД содержит помимо перечисления товара, цены на каждый товар, общей суммы еще и данные по НДС, таможенной декларации и страну происхождения товара.
  • От товарно-транспортной УПД отличается отсутствием транспортной составляющей документа.

Когда оформляется?

Для упрощения документооборота разработана единая форма универсального передаточного документа. УПД может быть использован как организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Его применение возможно при любой системе налогообложения.

УПД оформляют при:

  • поставке товаров, услуг или выполнении работ;
  • передаче имущественных прав пользования.

Преимущества использования:

  • уменьшение документооборота;
  • единый стиль и форма оформления разных бухгалтерских учетных документов таких, как ТОРГ-12, М-15, акты передач, ТТН;
  • сокращение времени на оформление, обработку, проверку всех видов документов, когда есть единая форма;
  • единый документ снижает риск расхождения в цифрах и реквизитах между документами по одной экономической сделке;
  • уменьшение расходов на бумагу, на место для хранения в архиве.

Заменяет ли счет-фактуру, товарную накладную ТОРГ-12 и транспортную (ТТН)?

Рассмотрим, заменяет собой универсальный передаточный акт товарно-транспортную накладную (ТТН) или нет, что лучше – УПД или ТОРГ-12, и нужна ли транспортная накладная, если есть универсальный документ.

УПД не заменяет транспортную накладную, так как в нем нет строк, относящихся к транспорту, имеющихся во втором документе. Транспортная накладная нужна для сопровождения перевозки товара.

УПД не может заменить ТТН, если договором предусмотрена отгрузка товара на склад покупателя автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т оформляется при любом раскладе независимо от того, кто доставляет товар: покупатель, продавец или наемный грузоперевозчик, нанятый любой из сторон договора.

УПД может заменять счет-фактуру, так как основная часть сформирована по ее образу и подобию и содержит все необходимые данные.

Помимо обязательных реквизитов счет-фактуры, перечисленных в пункте 5 и пункте 6 статьи 169 НК РФ, УПД содержит обязательные данные первичного учетного документа, узаконенные части 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

Как составляется универсальный передаточный документ?

УПД был разработан на базе счет-фактуры, поэтому включает в себя следующие данные:

  • порядковый номер и фактическая дата составления;
  • данные о продавце и покупателе (наименование организации, юридический адрес, инн/кпп);
  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  • идентификатор государственного контракта, договора, на основании которого проведена сделка;
  • фамилия и инициалы (имя, отчество), должности и подписи, совершивших хозяйственную операцию (продажа товара/услуги) и ответственных за ее оформление;
  • строка «к платежно-расчетному документу» ( заполняется, если был получен аванс);
  • наименование товара/услуги;
  • единица измерения товара/услуги (кг, литр и другое);
  • количество товара/услуги;
  • стоимость единицы продукта/услуги;
  • валюта, в которой ведется расчет;
  • данные по акцизу, если это акцизный продукт;
  • налоговая ставка;
  • итоговая сумма облагаемого налога;
  • итоговая стоимость всех поставленных товаров/услуг;
  • страна происхождения товара, если это предмет сделки;
  • номер таможенной декларации (если продукт иностранного происхождения).

УПД содержит всю необходимую информацию:

  1. название «Универсальный передаточный документ»;
  2. реальное время составления;
  3. название организации (фирма, ИП, другое);
  4. вид деятельности (продажа товара/услуги);
  5. количественная характеристика (единица измерения);
  6. должностные лица с указанием фамилий, ответственные за выполнение работ, услуг, перевозку товара и их подписи;

Если УПД имеет «статус 1» и выполняет функции счет-фактуры и первичного учетного документа, то все графы должны быть заполнены.

Если УПД имеет «статус 2» и выполняет функции только первичного учетного документа, заполнение всех пунктов не обязательно.

В частности не подлежат заполнению:

  • налоговая ставка;
  • данные по акцизу;
  • строка «к платежно-расчетному документу»;
  • страна происхождения товара;
  • номер таможенной декларации (если продукт иностранного происхождения).

Количество экземпляров

Документ распечатывается в двух экземплярах, как и вся первичная документация:

  • первый экземпляр остается у продавца с подписью и печатью покупателя, подтверждающими факт получения услуги или товара;
  • второй экземпляр вручается покупателю.

По запросу покупателя количество экземпляров можно увеличить.

Постановка подписей

Официально шаблон УПД имеет 5 граф для подписания документа со стороны продавца. Но не все поля в обязательном порядке нужно подписывать.

  • Если он используется только в статусе первичной документации, то достаточно двух подписей: от руководителя организации и главного бухгалтера.
  • Если УПД используется как замена ТОРГ-12 и счет-фактуры, то будут еще подписи лица, совершившего отгрузку товара, подпись лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни, со стороны продавца.

    Также будут подписи со стороны покупателя: лица, получившего товар и ответственного за хозяйственную часть.

Постановка печати

В УПД есть обозначение М.П. (место печати), что предполагает постановку печати. Но постановка печати в счет-фактурах всегда была не обязательной. Поэтому при подаче бумаг в ФНС без печати, это не будет считаться ошибкой. Отсутствие печати не является поводом для отказа в вычете НДС и подтверждения расходов в целях налогообложения.

Различные виды накладных сопровождают груз в процессе транспортировки, а также на их основании осуществляется списание с баланса предприятия отгруженных материальных ценностей. На нашем портале вы найдете полную информацию об особенностях заполнения таких документов первичной отчетности, как требование-накладная, расходная, приходная, возвратная, расходно-приходная, на отпуск товара и передачу готовой продукции в место хранения.

Итак, универсальный передаточный документ значительно упростил работу бухгалтерии. Теперь нет необходимости сличать товарную накладную и счет-фактуры на предмет различий и разногласий, уменьшилось количество бумаг для проверки. Появление единого образца, заменяющего передаточный документ и счет-фактуру, существенно упростило работу службы бухгалтерии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ФНС запрещает использовать УПД взамен счета-фактуры

Добрый день!
Мне кажется, комментаторы письма сами в заблуждении и вводят в заблуждение посетителей сайта nalog-nalog.ru.
В самом письме ФНС от 22.08.2018 № АС-4-15/16298@ нет ни слова о проблемах с вычетом. В указанном письме был дан ответ конкретной организации на конкретный вопрос, можно ли использовать УПД только в качестве счетов-фактур. В письме сказано непосредственно следующее: «Таким образом, форма УПД предложена ФНС России для оформления первичных учетных документов, в том числе с возможностью одновременного исполнения требований, установленных законодательством о налогах и сборах для счетов-фактур. Статуса для использования УПД только в качестве «счет-фактура» не предусмотрено.»
Если упомянута возможность при оформлении УПД одновременного исполнения требований, установленных законодательством о налогах и сборах для счетов-фактур, что и было предусмотрено при реализации идеи такого документа, то для чего оформлять счет-фактуру и какие претензии могут быть к вычету? Как минимум нелогично разрабатывать документ, заменяющий два других с тем, чтобы все равно оформлять один из них (счет-фактуру). Считаю комментарий некорректным и прошу пояснить, если я не права. Также, следуя логике комментария, нарушается принцип недопустимости ухудшения положения налогоплательщика, закрепленный ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 5 НК РФ.
Страшно представить объем счетов-фактур, которые предлагается запросить у поставщиков и выписать покупателям тем организациям, кто давно перешел на УПД.
С уважением,
главный бухгалтер ООО «ТД УпакКомплект»
Ольга Каффри