Вадим Васильев минфин

Министерство промышленности и торговли РФ — одно из тех ведомств, где работе с кадрами уделяется пристальное внимание. Здесь ставятся амбициозные задачи по внедрению современных кадровых технологий на государственной гражданской службе. Подтверждение тому — конкурс «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе», по результатам которого сразу пять практик министерства попали в число лучших. О задачах кадровой работы в министерстве мы побеседовали с директором административного департамента Минпромторга России Владимиром Игоревичем БРОДСКИМ и начальником отдела формирования и профессиональной подготовки кадрового состава административного департамента Еленой Викторовной МИТИНОЙ.

— Владимир Игоревич, Елена Викторовна, Минтруд России назвал лучшими сразу пять ваших кадровых практик! Отличный результат, примите поздравление от журнала «Бюджет».

В. Б. Спасибо. Но мне хотелось бы внести уточнение: деление на практики для нас носит весьма условный характер. Участвуя в конкурсе, мы встроились в те рамки, в те номинации, которые определил организатор — Минтруд России. Для нас же все пять номинаций — это единая работа, возникшая из одного начала, которое со временем получило развитие по разным направлениям.

А выросло все из классической стажерской программы. Когда мы начали работать с выпускниками вузов, то осознали необходимость адаптировать к условиям труда в министерстве молодых ребят, которые поступили на государственную гражданскую службу в Минпромторг России. Соответственно, появилась некая адаптационная программа. Наша стажерская программа проходит два раза в год по два месяца (с февраля по март и с июля по август). В течение двух месяцев нам нужно отслеживать путь стажеров, оценивать, как они включаются в работу, как развиваются, чтобы по истечении этого времени мы могли понять, кого стоит брать на работу, а кого нет. Так появились кураторство и программа наставничества, куда мы привлекаем уже действующих сотрудников. В качестве кураторов они следят за своими подопечными, и мы как организаторы взаимодействуем именно с ними и получаем всю необходимую информацию от них. И так по всем остальным практикам: происхождение естественное, а деление несколько искусственное.

— Поскольку все начиналось со стажерской программы, предлагаю о ней и поговорить. Расскажите, когда стартовал проект и кто был его инициатором.

В. Б. Первая стажерская программа прошла в 2013 году. 1 февраля текущего года стартовала уже пятая программа. Инициатором этого проекта стал министр промышленности и торговли Денис Валентинович Мантуров, который поставил перед нами совершенно конкретную задачу: создать механизм привлечения молодых специалистов на работу в министерство. Это стало необходимо в том числе и потому, что найти сотрудников на стартовые должности было весьма проблематично. Не секрет, что зарплаты на госслужбе не очень большие. При этом какой-то ярко выраженной централизованной работы по повышению имиджа и престижа госслужбы, особенно среди молодых людей, в тот момент не наблюдалось. Вот и было решено своими силами формировать имидж министерства как работодателя и продвигать его на рынке труда.

— Как вовлекали студентов в программу? Какие вузы попали в ваше поле зрения в первую очередь?

Е. М. Начиналось все с поездок в вузы. Мы отобрали ряд столичных учебных заведений, которые нам были интересны в силу специфики деятельности министерства, и устраивали там презентации для студентов, которым хотелось узнать о работе Минпромторга России и о стажерской программе. Так мы начинали проект, а сейчас уже вузы сами выходят на нас, в том числе и региональные. В некоторых учебных заведениях даже проводят внутренний предварительный отбор и направляют нам уже отобранных кандидатов. Многие студенты сами приходят, узнав о программе от друзей и от тех, кто ее уже прошел.

В. Б. Надо признаться, что начинали мы в абсолютной темноте. На аудиторию из 30–40 человек приходился один, максимум два человека, которые хотя бы примерно представляли, что же такое министерство, каковы его функции и задачи. Даже на факультетах госуправления ситуация была схожей. Казалось бы, студенты таких факультетов должны легко ориентироваться в вопросах государственного управления. На деле же даже самые простые вопросы, например о том, чем отличаются исполнительная и законодательная ветви власти, вызывали у них ступор. Легкий и непринужденный ответ можно было услышать далеко не всегда. Поэтому на протяжении первых двух программ, как мне кажется, мы методично работали над тем, чтобы Минпромторг России был хотя бы узнаваем. Чтобы было начальное понимание того, чем же занимается наше ведомство. Так за первые две-три программы был сформирован некий корпус основных знаний и понятий, который сегодня постепенно начинает на нас работать.

Что касается вузов, то в первую очередь мы обратились в крупные многопрофильные, такие как МГУ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, НИУ ВШЭ. Ко второй программе мы приступили, имея на руках конкретное техническое задание от министра: для отраслевых департаментов стажеров брать по возможности из технических вузов.

— Ребята прошли предварительный отбор и зачислены в группу стажеров. Что дальше?

Е. М. А дальше — суровая реальность. На протяжении двух месяцев в министерстве стажеры работают полноценный рабочий день. Очень часто ребята настолько хорошо вписываются в коллектив, что задерживаются на работе вместе с остальными сотрудниками.

В самом начале ребята получают несложные технические задачи. Но если куратор видит, что стажер успешно справляется с заданиями, то поручает ему уже какую-либо сводную, организационную работу. К концу стажерской практики ребята выполняют и аналитические задачи. Таким образом, на финише наши стажеры выполняют обязанности, соответствующие стартовой позиции в министерстве. Это основная часть программы.

Следующая часть складывается из целого ряда элементов: профессиональное развитие, методологическая поддержка стажеров, кураторов и так далее. Кроме того, есть ряд мероприятий, тренингов, направленных на тренировку ключевых для нас компетенций: способностей к пониманию, самоорганизации и коммуникации. Например, тренинги по коммуникации представляют собой серию управленческих поединков. Они проходят раз в неделю в разных форматах: командные дебаты, индивидуальные управленческие поединки, формат переговоров, монологовый формат. Есть линейка тренировок на понимание работы. Стажеры еженедельно готовят рефлексивные отчеты по своей деятельности, в которых описывают, с какими задачами они справились, а с какими — нет. Одно из ключевых мероприятий профессионального развития — деловые игры, позволяющие понять специфику нашего министерства. Также мы проводим консультации для наших стажеров по ключевым моментам, связанным с их работой в министерстве.

Для того чтобы выполнить главную нашу задачу — отобрать будущих сотрудников министерства, мы должны как-то оценить участников программы. Этот процесс идет в течение двух месяцев. В первую очередь стажеров оценивают кураторы, которые работают с ними два месяца бок о бок. Мы же оцениваем ребят в рамках всех наших мероприятий профессионального развития. Оценка компетенций стажеров происходит с учетом разных аспектов их работы и на протяжении всей практики. По результатам мы делаем рейтинг, 10–15 лучших из которого попадают в молодежный кадровый резерв.

Пять лучших практик Минпромторга России

  • Адаптационная программа Минпромторга России;
  • мотивация обмена опытом в рамках кураторства, наставничества и системы внутреннего обучения в целях формирования и профессионального развития кадрового состава;
  • система профессионального развития государственных гражданских служащих Минпромторга России;
  • создание оптимальных условий труда, внутренней коммуникации и активизация потенциала государственных гражданских служащих при решении задач Минпромторга России;
  • стажерская программа Минпромторга России как инструмент формирования молодежного кадрового резерва.

— Были ли случаи, когда ребята не выдерживали и уходили со стажировки?

Е. М. Участники отсеиваются, как правило, по личным причинам. Во всех программах есть в среднем пять человек, которые выходят из проекта в самом начале. В ходе же программы по доброй воле никто не уходит.

В. Б. На этапе отбора, на общем собрании перед стартом программы, мы многократно повторяем, что наша стажировка — это не та студенческая практика, пройдя которую молодой человек даже не помнит, как называлась организация, выдавшая ему справку. Мы даем понять, что участникам нашей программы придется реально работать, и если кто-то не готов к этому, просим не занимать чужое место.

Е. М. К нам приходят те, кто понимает и принимает наши условия. К тому же это мотивированные люди, которые прошли несколько этапов отбора, и их не испугать предстоящей работой.

В. Б. Некоторые считают, что у нас слишком маленький формат и его надо расширять. Конечно, 35 человек на стажерскую программу для такого министерства, как наше, это очень мало. Но мы подумали, что создавать широкомасштабную практику, на которую каждый год придется загонять по 500 человек, тоже не для нас. Мы придерживаемся принципа «лучше меньше, да лучше».

Никита Алексеевич ШОКОРОВ, выпускник Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», участник третьей стажерской программы. Ныне сотрудник административного департамента Минпромторга России

— Никита Алексеевич, скажите, что дало вам участие в стажерской программе Минпромторга России?

— Стажерская программа дала мне очень много. И прежде всего работу в Министерстве промышленности и торговли РФ.

Благодаря стажерской программе я познакомился с чрезвычайно интересными людьми, которые вдохновляли меня на развитие, показали, каким может быть руководитель, госслужащий. Придя в министерство, я увидел, что здесь работают молодые, энергичные, очень образованные люди, имеющие огромный опыт и готовые делиться этим опытом. Общение с такими людьми, возможность с ними работать и перенимать их опыт, я считаю, дорогого стоят.

Благодаря навыкам, полученным на стажировке, у меня изменился и подход к работе. Научился четко ставить задачи и оперативно их решать. После стажировки я какое-то время работал в институте, и у меня была возможность сравнить формат работы института и министерства. В первом жизнь идет планомерно, размеренно. В министерстве же задан чрезвычайно высокий темп. Здесь нужно оперативно решать самые разнообразные по содержанию и важности задачи, здесь идет динамичный процесс, и мне это очень нравится.

— До участия в программе вы рассматривали возможность поступления на госслужбу или это желание возникло после стажировки?

— Признаться, я с детства хотел служить России. Сначала хотел стать военным, потом планировал посвятить себя службе в МВД, но в связи с личными обстоятельствами я не попал ни в те ни в другие ряды. Что касается госслужбы, я и представить не мог, что можно прийти работать в федеральные органы исполнительной власти. Я всегда думал, что в министерстве работают люди, которые имеют или нужные знакомства, или значительный уникальный опыт работы. О существовании молодежного кадрового резерва министерства даже не подозревал. Когда появилась возможность трудоустройства, я решил непременно воспользоваться случаем и посвятить себя государственной гражданской службе.

— После того как молодые люди зачислены в кадровый резерв, какова их дальнейшая судьба? Вы каким-то образом ее отслеживаете?

Е. М. Многие ребята сегодня уже работают в министерстве, какая-то часть в подведомственных организациях, кого-то мы рекомендовали в другие ведомства. Некоторые пока оказались не готовы к работе в силу того, что поступили в аспирантуру. При этом мы не теряем связи ни с теми, кто уже работает, ни с теми, кто числится в составе молодежного кадрового резерва. И тех и других привлекаем к стажерской программе в качестве наставников (старших товарищей) для участников, поручаем им проводить какие-то тренинги, быть экспертами в управленческих поединках, оценивать эффективность стажеров, давать свои комментарии. Мы стараемся их дальше вести, как-то развивать. На наш взгляд, такое профессиональное развитие особенно важно для ребят, работающих у нас в министерстве.

Сейчас мы решили, что группа бывших стажеров молодежного кадрового резерва будет работать в том числе в рамках программы профессионального развития, делать доклады и участвовать в обсуждениях по перспективам развития отраслей, в которых они трудятся. Мы с ними обсудили такую возможность: все с интересом на это отреагировали. Ближайший месяц будут готовиться — посмотрим, во что это выльется.

В. Б. Начиная работать в этом направлении, мы определили, что резерв ради резерва нам не нужен. Важно, чтобы из наших начинаний получилась история с развитием. Мы хотим, чтобы те, кто попал в кадровый резерв (не важно, работают они в самом министерстве, в подведомственных предприятиях или в какой-то другой сфере), образовали некий профессиональный костяк — нам важно, чтобы они общались, возможно, придумывали интересные проекты и даже выступали в роли лоббистов. Главное, чтобы они взаимодействовали, чтобы было интересно следить за тем, какие плоды дает проделанная нами работа.

Дмитрий Михайлович ИЖЕЕВ, закончил бакалавриат РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, магистратуру НИУ ВШЭ, участник первой стажерской программы Минпромторга России, ныне ведущий консультант департамента региональной промышленной политики Минпромторга России

— Дмитрий Михайлович, как оцените свой опыт участия в стажерской программе?

— Стажировка помогла мне в первую очередь подготовить и защитить выпускную работу. Она была посвящена роли технического регулирования, а в ходе практики я занимался вопросами по данной тематике. Таким образом, стажировка позволила мне погрузиться в предмет изучаемой темы, понять практические аспекты и в результате успешно защитить диплом.

Помимо этого, в Минпромторге России я научился максимально использовать весь накопленный бэкграунд. Стажерская программа дала мне уверенность в том, что с тем дипломом, который я получил, с тем багажом знаний, с теми навыками, которые приобрел в университете, действительно можно построить неплохую карьеру. Причем министерство с этой точки зрения — уникальный шанс.

Благодаря стажерской программе я определил для себя вектор, по которому хочу двигаться дальше. Я увидел, что такое госслужба, как работает министерство и другие органы, и мне все это стало интересно и близко. Наконец, самое главное — стажерская программа помогла мне попасть на работу в Минпромторг России.

— Скажите, что стало для вас самым большим открытием, когда вы пришли на стажировку в министерство?

— Признаюсь, для меня была масса открытий. Самое сильное связано с негативным стереотипом госслужащего: коррупционер, бюрократ, изолированный от процессов, происходящих в обществе или целенаправленно их игнорирующий. Когда я познакомился с сотрудниками министерства, то понял, что эти представления далеки от истины. Здесь работают профессионалы с большим опытом в самых разных сферах — люди, которые со знанием дела решают существующие в промышленности проблемы.

— Есть ли развитие у этой истории?

В. Б. Сегодня пока рано давать оценку. Должно пройти года четыре. Если за это время хотя бы процентов тридцать стажеров создадут такой костяк, то можно говорить — да, получилось.

— Важным звеном в стажерской системе выступают кураторы. На что вы делаете акцент при их отборе?

Е. М. Общаясь с кураторами, мы прежде всего обращаем внимание на то, что им предстоит иметь дело не с обычными практикантами, которых можно использовать как дополнительную рабочую силу. Стажеры — это другое. Мы обсуждаем с кураторами их цели и задачи, а также то, какие задания и по какой логике они должны поручать своим подопечным. В конечном итоге они начинают брать на себя ответственность.

В. Б. Нам важно, чтобы кураторы начинали включать стажеров в реальные задачи, а не давали им команды вроде «поди-подай». Такое взаимодействие стажеру будет скучно, и в конечном итоге впечатление от программы будет смазано.

Е. М. Стоит заметить, что мы оцениваем не только стажеров, но и самих кураторов. Ребята рассказывают нам, чем они занимаются, какие задачи им поручают. И если мы понимаем, что куратор не справляется с поручением, то меняем его. В нашей практике уже было два таких случая.

— Наставничество — это история, также возникшая из стажерской программы?

В. Б. Не только. Первоначально такую идею выдвинул молодежный совет министерства. Поскольку в ведомство постоянно приходят на работу новые сотрудники — не так важно, люди без опыта или уже со стажем работы, — возникла необходимость в системе наставничества. Эту идею активно поддержала заместитель министра Гульназ Маннуровна Кадырова. Именно она стояла у истоков этого процесса.

Была разработана специальная адаптационная программа, которая позволяет новому сотруднику максимально быстро встроиться в работу и начать использовать свой потенциал. Частью адаптационной программы и является система наставничества. В отличие от кураторов в стажерской программе мы не рассматриваем наставника как человека намного более опытного, который будет обучать того, кто пришел к нам на работу. Его задача — максимально быстро сориентировать новичка на местности и ввести в курс дела. Даже если на работу приходит опытный человек, у него много времени уходит на то, чтобы разобраться в ситуации, понять свои ключевые задачи, обратить внимание на проблемные моменты. Если рядом нет человека «изнутри», у нового сотрудника не получится максимально быстро включиться в работу, даже если у него большой опыт и масса знаний в этой области. Программа наставничества важна для Минпромторга России еще и потому, что иерархически, структурно и функционально это одно самых сложных ведомств. Здесь более 20 отраслей промышленности «по-хитрому» упакованы внутри организационной структуры. Разобраться с этим без наставника очень сложно.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Преподаватель НИУ ВШЭ Владимир Бродский. Я испытал на себе настоящий полицейский произвол Друзья, я впервые в жизни прошу о репосте. Буду очень признателен, если вы прочтете этот текст и, по возможности, его распространите. Вчера я испытал на себе настоящий полицейский произвол, и сейчас пытаюсь принять меры по восстановлению справедливости. Вкратце описываю суть произошедшего и свои дальнейшие действия. Вчера 3 августа 2018 года я, преподаватель НИУ ВШЭ Бродский Владимир Игоревич, возвращался домой после посещения выставки в галерее на Солянке. Примерно в 20:20 на площади Ярославского вокзала около меня материализовались трое крепких мужчин в штатском, представившихся сотрудниками Уголовного розыска. Двое из них продемонстрировали удостоверения, третий (он был заметно младше) никаких документов не предъявил. Мне удалось запомнить данные одного из сотрудников — прапорщик полиции Топорец. У меня потребовали документы на проверку, и не стали отвечать, когда я со ссылкой на закон о полиции потребовал объяснить причину процедуры. Я передал Топорцу свое водительское удостоверение, которое он, толком не посмотрев, положил к себе в карман. Мне предложили пройти в отделение полиции «для проверки по компьютеру». Ответа на вопрос, является ли это задержанием, ответа я в очередной раз не получил. Я сказал сотрудникам, что могу продемонстрировать им электронную версию справки о несудимости, которую недавно получал для работы, но от этого они отмахнулись. Я решил, что во избежание совсем уж конфликтных ситуаций стоит пройти с сотрудниками в отделение и на этом этапе совершил, наверное, свою главную ошибку. Правильнее было бы никуда не пойти и позвонить по телефону доверия. В отделении я быстро понял, что никакой «проверки по компьютеру» не будет — меня привели в подвальное помещение и закрыли дверь на замок. Далее сотрудники уже в куда более грубой и угрожающей манере потребовали меня вынуть из карманов личные вещи. В ответ я потребовал участия понятых и составления протокола досмотра. Топорец и второй сотрудник заявили, что есть два варианта — «по-хорошему» (без протокола) и «по-плохому». Не знаю, было ли это задумано, или вышло случайно, но именно в этот момент я увидел на бедре Топорца ранее скрытую пиджаком кобуру с оружием. Поняв по лицам сотрудников и по контексту ситуации, что ссылки на нормативные документы мне не помогут, я решил подчиниться их незаконным требованиям. Наверное это было моей второй большой ошибкой. В свое оправдание скажу, что к этому моменту речь сотрудников стала уже совсем угрожающей, и я откровенно стал бояться за свою жизнь и здоровье. Далее началось еще большее беззаконие. Топорец запускал руки в мои карманы, забрал кошелек, открывал все его отсеки, вынимал деньги и банковские карты. Второй сотрудник потребовал, чтобы я разблокировал свой телефон и стал просматривать мои переписки в социальных сетях и личные фотографии. Топорец заставил меня разуться, снять носки и, прошу прощения за подробности, спустить нижнее белье. Этот несанкционированный досмотр сопровождался запугиванием и угрозами, сотрудники постоянно требовали, чтобы я признался, «чем балуюсь», на моих совершенно безобидных фотографиях городов и природы пытались разглядеть «закладки», много матерились, говорили что вот-вот «вытрясут из меня все, что нужно». Я в целом старался держаться спокойно, на провокации не реагировал и только заметил, что разочарован методами их работы. Разумеется ничего запрещенного не найдя, сотрудники закончили и досмотр и поменяли линию поведения на сто процентов — улыбались, называли «Володей», пожимали плечами со словами «ну сам понимаешь, такая работа». Меня отметили в журнале отделения в другой комнате, после чего отпустили. Приехав домой, я позвонил по горячей линии службы внутренней безопасности МВД и сообщил о противоправных действиях сотрудников полиции, подробно описав ситуацию. В ответ что-то пробурчали про то, что «информация будет передана руководству» и положили трубку. Также я сообщил о нарушениях в прокуратуру через онлайн-приемную. В ближайшее время собираюсь послать в эти же учреждения письменные заявления заказным письмом. Я решил написать и распространить этот текст по трем причинам. Во-первых, как уже было отмечено, в рамках произошедшей ситуации я сделал несколько ошибок, и возможно мой опыт позволит вам избежать их, если не дай Бог, что-то подобное случится и с вами. Во-вторых, я хотел бы попросить совета. Являются ли принятые мною меры достаточными? Возможно, есть смысл обратиться куда-то еще, и я буду очень благодарен любым рекомендациям. В-третьих, в нашей стране, увы, огласка, стала чуть ли не единственным эффективным орудием в руках добропорядочного гражданина. Шанс на то, что надзорные и правоохранительные органы отреагируют на беззаконие намного выше, если история стала публичной. Поэтому я очень прошу вас о репосте. Понимаю, что в нашей стране происходят куда более вопиющие случаи, и что мне даже наверное немного повезло (мне хотя бы удалось избежать избиений и подбрасывания запрещенных средств), но это происшествие тоже является грубейшим нарушением гражданских прав и унижением человеческого достоинства и потому заслуживает огласки. Я хочу инициировать разбирательства не для того, чтобы возместить нанесенный мне ущерб, а для того, чтобы подобное не повторилось в отношении других законопослушных граждан нашей страны. Прапорщик Топорец и его коллеги не должны служить в полиции, носить оружие и российский триколор на нарукавном шевроне. https://okl.lt/j0UQp

Таможня и бизнес: от сотрудничества к стратегическому партнерству

Ассоциация европейского бизнеса в России (АЕБ),
Комитет АЕБ по транспорту и таможне
представляет XVI ежегодную таможенную конференцию
«Таможня и бизнес: от сотрудничества к стратегическому партнерству»
25 мая 2020 г., Москва, The St. Regis Moscow Nikolskaya, ул. Никольская 12.

Ожидаемый состав спикеров:

09:30 – 10:00 Регистрация.
10:00 – 11:30 ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ.
Модератор: Чельцов Дмитрий Юрьевич, председатель Комитета АЕБ по транспорту и таможне.

  • Чельцов Дмитрий Юрьевич, председатель Комитета АЕБ по транспорту и таможне, Roca.
  • Франк Шауфф, генеральный директор АЕБ.
  • Булавин Владимир Иванович, руководитель ФТС России.
  • Максимов Тимур Игоревич, заместитель Министра экономического развития.
  • Лозбенко Леонид Аркадьевич, руководитель Общественного Совета при ФТС России.

11:30 – 12:00 Кофе пауза.

12:00 – 13:30 ПЕРВАЯ РАБОЧАЯ СЕССИЯ.
Новое в таможенном законодательстве. Вопросы определения таможенной стоимости и классификации.
Модератор: Шавшина Вильгельмина Прановна, Заместитель председателя Комитета АЕБ по транспорту и таможне, директор по развитию бизнеса и юридическим вопросам, руководитель практики внешнеторгового регулирования, DLA Piper.

  • Золкин Никита Андреевич, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России.
  • Гуськов Александр Борисович, заместитель начальника Управления контроля таможенных рисков, ФТС России.
  • Васильев Сергей Владимирович, председатель подкомитета АЕБ по таможне, транспорту и логистике С-З комитета АЕБ, старший юрист практики внешнеторгового регулирования, DLA Piper.
  • Волков Александр Николаевич, начальник Управления товарной номенклатуры ФТС России.
  • Анастасия Осипова, руководитель таможенного департамента, Michelin.

13:30 – 14:30 Ланч.

14:30 – 16:00 ВТОРАЯ РАБОЧАЯ СЕССИЯ.
Вопросы упрощения таможенных процедур: УЭО, категорирование и утилизационный сбор.
Модератор: Чельцов Дмитрий Юрьевич, председатель Комитета АЕБ по транспорту и таможне, Roca.

  • Некрасов Дмитрий Викторович, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК.
  • Мишуткин Евгений Павлович, руководитель отдела обслуживания импортно-экспортных операций, Nestle Rossiya LLC.
  • Лорман Татьяна Самуиловна, руководитель службы таможенных проектов и планирования, ЗАО РЕНО Россия.
  • Золотницкий Филипп Алексеевич, начальник управления таможенных рисков, ФТС России.
  • Александр Перроте, председатель РГ АЕБ по категорированию, менеджер таможенных проектов Leroy Merlin Vostok LLC.
  • Косов Александр Анатольевич, к.ю.н., адвокат, руководитель практики таможенного и внешнеторгового регулирования, партнёр, Пепеляев Групп.

16:00 – 16:15 Кофе пауза.

16:00 – 17:30 ТРЕТЬЯ РАБОЧАЯ СЕССИЯ.
Вопросы таможенного контроля: маркировка и сертификация.
Модератор: Шавшина Вильгельмина Прановна, заместитель председателя Комитета АЕБ по транспорту и таможне, директор по развитию бизнеса и юридическим вопросам, руководитель практики внешнеторгового регулирования, DLA Piper.

  • Херсонцев Алексей Игоревич, заместитель Министра экономического развития, руководитель Росаккредитации.
  • Егоров Даниил Вячеславович, руководитель Федеральной налоговой службы
  • Селезнев Валерий Иванович, начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России.
  • Кирильченко Александр Викторович, руководитель группы разрешения таможенных споров, Bryan Cave Leighton Paisner.
  • Алексей Мисаилов, директор, FМ Logistic.
  • Донцова Галина Николаевна, советник, Dentons.

Проект программы конференции
Стоимость участия:
для членов АЕБ – 21 600 руб.
для не членов АЕБ – 25 200 руб.
Рабочий язык: русский, предоставляется перевод на английский язык.
Контактное лицо: Соловьева Ксения Александровна, координатор комитетов АЕБ,
тел.: +7 (495) 234-27-64 доб. 117
Сайт конференции

Делоросы обсудили первые итоги после перевода ФТС в ведение Минфина России 09 сентября 2016

8 сентября в «Деловой России» состоялось заседание комитета по таможенному регулированию на тему «Первые итоги 6 месяцев после перевода ФТС России в ведение Министерства финансов Российской Федерации»

Вёл заседание председатель комитета по таможенному регулированию, вице-президент, член Генсовета «Деловой России» Виталий Сурвилло. В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти: от Минфина России – заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Никита Золкин; от ФТС России – и.о. заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Григорий Боярский, советник начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Алексей Гусев, Главный государственный таможенный инспектор Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Иван Клемешев, начальник отдела макроэкономического анализа Аналитического управления Александр Титов, начальник отдела сотрудничества с участниками ВЭД и иностранными инвесторами Управления по связям с общественностью Лариса Филатова; от ФНС России – начальник Аналитического управления Валерий Засько, начальник Управления камерального контроля Александр Егоричев, заместитель начальника Аналитического управления Александр Буряк; от ФАС России – заместитель начальника Контрольно-финансового управления Наталия Исаева; от Роспотребнадзора – заместитель начальника отдела организации санитарной охраны территории Управления эпидемиологического надзора Ольга Скударева.

Со стороны бизнеса в заседании участвовали: член Генерального совета «Деловой России», Генеральный директор ООО «Металлсервис-Групп» Олег Тюрпенко, Председатель отраслевого отделения «Деловой России» по таможенному делу Сергей Молоканов, руководитель департамента таможенного оформления «Рено Россия» Юрий Киселев, советник по таможенным вопросам ООО «Навиния Рус» Марина Лякишева, заместитель начальника Управления налоговой политики по таможенно-тарифному регулированию ПАО «НК «Роснефть» Анна Ульянова, координатор комитета по транспорту и таможне Ассоциации Европейского Бизнеса Ольга Сильницкая, заместитель директора Департамента по развитию ТОР и СПВ по работе с государственными органами Корпорации развития Дальнего Востока Людмила Пулина, представитель ГК «Балтика-Транс» Вадим Бушуев и другие эксперты в области таможенного регулирования.

В своём выступлении Виталий Сурвилло перечислил основные вопросы к Минфину России, волнующие бизнес:
1. Пересмотр наиболее спорных распоряжений ФТС России последнего периода – ограничение постов, пропускающих автомобили с МДП, ограничения специализации постов (по химической продукции, по бижутерии и др.);
2. Движение в сторону новых технологий – отказ от бумажных документов, в т.ч. между ОИВ, авторегистрация ДТ, удаленный выпуск, удаленные платежи, «единое окно»;
3. Новая концепция СУР – предложение сделать часть профилей рисков публичными, предложение разработать новые критерии эффективности СУР, снижение доли «рисковых товаров» (по оценкам экспертов, таможня относит к рисковым товарам более 60% всех грузов), аудит работы СУР ФТС со стороны другого госоргана: Минфин России, Счетная палата Российской Федерации, Аппарат уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
4. Совершенствование инструментов обеспечения платежных обязательств со стороны участников ВЭД – налаживание е-обмена декларациями с таможнями других стран, ускорение внедрения инструмента генеральной гарантии с разработкой критериев полноты её покрытия, упрощение процедуры транзита (с расширением случаев разрешения процедуры без обеспечения), упрощение критериев почти не применяемого сегодня поручительства, возвращение к вопросу о рассмотрении возможности использования страхования как обеспечения, предложение о разработке аналога МДП в рамках ТС;
5. Фокусировка на пост-контроле – возможность внедрения расчета и уплата платежей после выпуска при наличии достаточного обеспечения, перспективы переноса части нетарифного регулирования (соответствие техрегламентам) на этап после выпуска;
6. Синергия с ФНС – объединение базы данных и статистики, единообразный подход к порядку закрытия вопросов внешнеэкономических сделок, обсуждение концепции передачи ФНС администрирования косвенных платежей при пересечении границы;
7. Упрощение администрирования – продолжение работы по разработке регламентов с учетом предложений и замечаний со стороны бизнеса, упрощение и ускорение процедур обработки грузов в морских в портах, синхронизация работы ГКО, дальнейшая работа по пересмотру 16 главы КоАП в направлении соразмерности нарушений и санкций.

Никита Золкин в своём выступлении осветил следующие основные идеи:
1. Минфином России предпринимаются меры по улучшению таможенного администрирования, с учетом в том числе и назначения нового руководителя ФТС России.
2. Выявлены конкретные направления первоочередных мер, обобщенные в поручении Министра финансов руководству ФТС России:
— утверждение ключевых показателей эффективности работы таможни, в том числе в вопросах таможенного контроля и СУР, с учетом оценки предпринимательским сообществом (к концу 2016 года планируется окончание формирования системы КПЭ);
— обеспечение единообразного подхода таможенных органов в принимаемых решениях по таможенной стоимости, по классификации, по определению страны происхождения, по определению мер тарифного регулирования (первые наработки в этом направлении должны быть представлены руководством ФТС министру в конце сентября);
— совершенствование технологии таможенного контроля и инструментов СУР (к теме раскрытия существующих 37 000 профилей рисков стоит подходить довольно аккуратно и не нарушая соответствующего законодательства);
— совершенствование существующей системы категорирования участников ВЭД (с учетом положений нового ТК ТС);
— обеспечение централизации таможенных и иных платежей на уровне ФТС (что позволит участнику ВЭД использовать свои средства при декларировании в любом таможенном органе; при этом пока соответствующих заявок от бизнеса не было);
3. Сейчас прорабатывается вопрос проведения эксперимента направления автомобильных ТС из МАПП в ближайшие ТЛТ без взимания обеспечения.
4. Минфин открыт к диалогу с бизнесом и готов обсуждать все свои шаги с предпринимательским сообществом. Под новый ТК будет писаться новый федеральный закон о таможенном регулировании. Просьба к бизнесу принимать активное участие в этом процессе.
5. Сейчас проходит НИР ГНИВЦ ФНС России по выработке принципов информационного взаимодействия ФТС и ФНС, в рамках ТС обсуждается вопрос (решение Межправсовета №14) о механизме прослеживаемости товаров начиная от момента выпуска и оканчивая моментом реализации потребителю. (1 этап должен начаться в начале 2018 года).
6. В вопросе применения МДП Минфину России хотелось бы действовать крайне аккуратно ввиду громадной задолженности перевозчиков перед бюджетом. При этом мы готовы рассматривать любые предложения от бизнеса в этом вопросе и просим предпринимателей направить нам консолидированную позицию.
7. В вопросах, связанных с ограничением специализации таможенных постов, Минфин старается отменять процедурно неправильно принятые решения. Также Минфин готов рассмотреть консолидированные предложения от бизнеса по вопросам, препятстсвующим предпринимателям в осуществлении ВЭД.

В последующей дискуссии участники заседания задавали уточняющие вопросы и делились своим мнением и предложениями. Так, на вопрос Олега Тюрпенко будет ли решен вопрос о взаимодействии ФТС и ФНС с целью уменьшения числа подаваемых в ходе проверок одних и тех же документов, Никита Золкин ответил, что Минфин двигается в этом направлении. На вопрос Анны Ульяновой о прекращении обязательности представления в налоговые органы копий налоговых деклараций, представитель ФТС России Григорий Боярский ответил, что уже в настоящее время ФТС передает в полном объеме необходимую информацию налоговикам. Александр Егоричев из ФНС России добавил к этому, что с 2016 года ведомство начало проект по представлению в рамках подтверждения нулевой ставки НДС только усеченных сведений реестров (достаточно номера ДТ) без предъявления самих деклараций: «Просим документы, только когда видим расхождения или не получили декларации от таможни». Егоричев добавил, что проект будет расширяться с каждым кварталом.

Юрий Ковалев из ООО «Восход» поднял вопрос об оптимизации приказов ФТС России. По его словам, в настоящий момент действует 1979 приказов ФТС, из них 1700 зарегистрированы в Минюсте, в т.ч. 1200 изданных до 2010 года (т.е. до прежнего ТК ТС) и применяемых с оговоркой («в части, не противоречащей ТК»): «Например, до сих пор действует приказ о сейф-пакетах и запорно-пломбировочных устройствах. И это при е-транзите. До сих пор требуют бумаги и навешивание ЗПУ. Таких примеров много». Юрий Ковалев поинтересовался как будет проходить работа по пересмотру данных приказов после принятия нового ТК ЕАЭС, учитывая, что уже сегодня на 2/3 эти приказы не соответствуют нынешнему законодательству. Никита Золкин ответил, что данный вопрос будет постепенно решаться в контексте разработки нового ФЗ о таможенном урегулировании, работа по которому уже началась: «Надеемся до начала 2017 года увидеть если не закон, то проект закона».

На вопрос Вадима Бушуева из ГК «Балтика-Транс» будет ли меняться ситуация, когда один и тот же товар категорируется по-разному, представитель ФТС России Алексей Гусев ответил, что приказ ФТС, который регламентирует эту деятельность, в настоящий момент пересматривается. Марина Лякишева из ООО «Навиния Рус» предложила не брать обеспечение в случае, если компания работает на рынке уже много лет. Александр Богатырев из ООО «Металлсервис-Групп» также высказал предложения от бизнеса. В частности, он предложил совершать проверки не в момент подачи декларации, а в режиме постконтроля. Также он предложил для стимулирования компаний впускать ФТС в свою бухгалтерию предусмотреть преференции для тех компаний, которые уже имеют подобный опыт работы с ФТС, прошли таможенный аудит и имеют аудиторское заключение. Наталия Исаева из ФАС России предложила наладить взаимодействие между властью и бизнесом по вопросу критериев в СУР (37 000 профилей риска) и подчеркнула, что необходимо установить прозрачные правила игры.

В целом участники заседания пришли к выводу, что впереди предстоит большая совместная работа по совершенствованию законодательства в области таможенного регулирования. По словам Никиты Золкина, таможенное администрирование должно стать более открытым. По итогам заседания было решено подготовить свод всех предложений предпринимательского сообщества для дальнейшей продуктивной работы с органами государственной власти по обсуждаемым вопросам.

Вадим Васильев-младший никогда не был публичным человеком, несмотря на то, что его отец известный бизнесмен и популярная личность не только в России, но и во всей футбольной Европе. Именно под его руководством «Монако» стал чемпионом Франции и пробился в полуфинал Лиги Чемпионов. Именно во времена его правления «Монако» стал бизнес-машиной по зарабатыванию денег на продаже футболистов, и именно он привел в стан монегасков Александра Головина.

Фото: соцсети

Что касается его сына, Вадима Васильева-младшего, то даже если покопаться в интернете, вы не найдете никакой информации про него. Однако, журналисты КП выяснили, как и где живет 26-летний отпрыск известного футбольного топ-менеджера.

Все началось еще в 2016 году, когда Васильев младший перебрался в Екатеринбург. По ходатайству папы парня взяли работать на должность инженера в одну из компаний газовой отрасли. Этот период легко прослеживается в инстаграме Вадима – лента с красивыми видами на побережье Лигурийского моря сменяется на заснеженные дворы и дороги сурового Екатеринбурга. Если в 2016 году жизнь парня была похожа на сказку обычного представителя золотой молодежи: фото из частного самолета, прогулки на яхте в Монте-Карло, то в 2018 все это сменилось на экскурсии в усыпанный снегом Асбестовский карьер.

Фото: соцсети

— Вадим сам рассказывал, что раньше работал в Москве и часто гостил у отца в княжестве Монако. Но работа не слишком радовала молодого человека, поэтому он не стал ответственным сотрудником. И через какое-то время строгий родитель сослал парня из-за его разгильдяйства на Урал, – рассказал КП знакомый Вадима Васильева.

Сейчас Вадим Васильев работает инженером в отделе капитального строительства и инвестирования, ездит на работу на пикапе Mitsubishi L200 и воспитывает с простой уральской девушкой по имени Динара ребенка. Кстати внедорожник Вадим тоже приобрел недавно, раньше он и вовсе передвигался на Chevrolet Cruze. Семья Вадима не производит впечатления зажиточной: жена не одевается в меха, в ее инстаграме не найти «тяжелый люкс», да и сам Васильев не имеет никаких атрибутов роскошной жизни. Все потому, что Васильев старший не балует отпрыска дорогими подачками.

Васильев с князем Монако, принцем Альбером II. Фото: соцсети

— Динара и Вадим познакомились на работе. Стали встречаться, а вскоре и вовсе поженились, – рассказывает «Комсомолке» знакомый Вадима. — По ним нельзя сказать, что они живут богато. Да это и не так вовсе. Они обычные люди, такие же, как и мы. Мы сами были удивлены, когда узнали, кто папа Вадима, и что он не забрасывает сына деньгами, как это обычно происходит у богатых родителей.

Свою любовь Вадим тоже нашел на Урале. Фото: соцсети

Сейчас Вадим и Динара воспитывают вместе полуторагодовалого ребенка. То есть у Вадима Васильева старшего появился внук, который пока даже не представляет, как богат его дедушка.