Внесение сведений в ЕИС нотариата

Статья 34.3. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата
Комментарий к статье 34.3
1. Основными пользователями ЕИС являются нотариусы и в установленных законом случаях нотариальные палаты, поэтому данные субъекты уполномочены на внесение в ЕИС необходимых сведений.
Процедура внесения сведений в реестр нотариальных действий ЕИС подробно регламентируется п. п. 27 — 37 Порядка ведения реестров ЕИС, которым устанавливаются круг лиц и способы внесения сведений в ЕИС.
Условно всех уполномоченных на внесение в ЕИС сведений субъектов можно разделить на две группы пользователей ЕИС: 1) те, кто вносит сведения непосредственно, — нотариусы; 2) те, кто направляет сведения для внесения в ЕИС посредством взаимодействия с компетентным субъектом.
Компетентными субъектами выступают ФНП и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. Лицами, направляющими сведения для внесения в ЕИС, являются глава местной администрации, специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления, должностное лицо консульского учреждения.
Нотариусы обязаны вносить в ЕИС следующие сведения:
1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий ЕИС.
В период с 15 января 2016 г. до перехода к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме нотариусы вносят в реестр нотариальных действий ЕИС сведения о совершении исполнительной надписи, свидетельствовании подлинности подписи заявителей при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО, договоров залога доли или части доли в уставном капитале ООО, решений органов управления хозяйственных обществ <1>.
———————————
<1> Абзац 2 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральная нотариальная палата осуществляет регистрацию завещаний, доверенностей, брачных договоров, их изменение, расторжение или отмену в порядке, предусмотренном Приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129 <1>;
———————————
<1> Письмо ФНП от 13 января 2016 г. N 42/03-16-3 «О разъяснении порядка, ведения реестра нотариальных действий Единой информационной системы нотариата» // http://ppt.ru/docs/pismo/fnp/N-42-03163-105039.
2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;
3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;
4) иные сведения в соответствии с ч. 2 ст. 34.2 Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты. Под иными сведениями подразумеваются сведения о списках участников обществ с ограниченной ответственностью.
2. Императивным условием внесения сведений в ЕИС является срок внесения установленных сведений — незамедлительно.
Необходимость оперативного внесения сведений установлена законодателем в целях недопущения нарушения прав заинтересованных лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий.
В качестве специального срока можно обозначить следующее: сведения о начале производства по наследственному делу вносятся нотариусом в реестр наследственных дел ЕИС не позднее следующего рабочего дня после поступления документов.
Сроки и процедура внесения сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества установлены гл. XX.1 Основ (ст. ст. 103.1 — 103.7 Основ, см. комментарий к ним).
Полнота внесенных сведений, а также сроки их внесения являются предметом проверки исполнения нотариусом Правил нотариального делопроизводства со стороны Минюста России и членов комиссий нотариальных палат субъектов Российской Федерации.
При несоблюдении положений Порядка ведения реестров ЕИС нотариус по результатам проверки может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом профессиональной этики.
В частности, при рассмотрении гражданского дела о лишении одного из нотариусов Московской области права нотариальной деятельности в числе других нарушений были установлены грубейшие нарушения нотариусом требований ст. 34.3 Основ в отношении дат внесения сведений в ЕИС, кроме того, документы не подписывались электронно-цифровой подписью и не передавались для внесения в ЕИС, сканобразы завещаний не прикреплялись. В совокупности с другими нарушениями все это послужило основанием для удовлетворения заявленных требований и лишения нотариуса права нотариальной деятельности <1>.
———————————
<1> Решение Таганского районного суда г. Москвы от 23 июня 2015 г. по гражданскому делу N 2-1985/15 // https://rospravosudie.com.
По другому делу невнесение нотариусом сведений в ЕИС послужило самостоятельным основанием для принятия нотариальной палатой решения об обращении в суд с иском о лишении права нотариальной деятельности. В частности, при рассмотрении гражданского дела судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан было установлено, что нотариус Н. Махачкалинского нотариального округа при осуществлении нотариальной деятельности не внес сведения в ЕИС за II и III кварталы 2016 г. без уважительных причин. Кроме того, было установлено, что еще в 2010 г. Нотариальной палатой Республики Дагестан ему была установлена программа enot, однако он не только не пользовался этой программой, а даже ее удалил. С 2014 г. все нотариусы в Российской Федерации обязаны были подключиться к ЕИС, однако нотариус Н. этого не сделал. Суд апелляционной инстанции признал данные нарушения существенными и отменил решение суда первой инстанции, постановив новое решение — отказать нотариусу Н. в признании недействительным решения Правления Нотариальной палаты Республики Дагестан об обращении в суд с ходатайством о лишении нотариуса права нотариальной деятельности <1>.
———————————
<1> Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 4 июля 2017 г. по гражданскому делу N 33-2751/2017 // https://rospravosudie.com.
Вносимые сведения должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, вносящего такие сведения.
Сведения о совершенном нотариальном действии считаются внесенными в реестр нотариальных действий ЕИС после получения лицом, осуществляющим внесение сведений, автоматического подтверждения программными средствами ЕИС.
При рассмотрении гражданского дела по иску гражданки Б.Ф.М. к нотариусу Г. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону суд признал указанное свидетельство недействительным в том числе по тем основаниям, что сведения об открытии наследственного дела по заявлению Б.Ф.М., обратившейся к нотариусу Г., «дата» не были внесены Г. в ЕИС, в связи с чем нотариус А., открывший наследственное дело позже по заявлению другого наследника, не знал об открытии еще одного наследственного дела на имущество одного и того же наследодателя.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в определении было отмечено: учитывая, что в установленный гражданским законодательством срок для принятия наследства с заявлением обратились два наследника первой очереди — Б.Ф.М. (супруга умершего) и Б.М.А. (дочь умершего), а также то обстоятельство, что нотариусом Г. неправомерно было выдано свидетельство о праве на наследование по закону только Б.Ф.М. на все спорное наследственное имущество умершего Б., в то время как имелся еще один наследник первой очереди — Б.М.А., обратившаяся к нотариусу А. за принятием наследства после смерти отца Б., у суда имелись законные основания для признания свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, и в первую очередь по тому основанию, что на момент принятия заявления Б.Ф.М. и открытия наследства законодательство о нотариате предусматривало обязательное внесение сведений о совершении указанных нотариальных действий в ЕИС <1>.
———————————
<1> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 1 февраля 2017 г. по гражданскому делу N 33-46/2017 // https://rospravosudie.com.
По другому делу наличие в ЕИС сведений о регистрации уведомления о залоге спорного автомобиля суд счел важным доказательством, подтверждающим право залога залогодержателя — банка, и совершение сделки по приобретению спорного предмета залога третьими лицами не повлекло утрату этого права залогодержателем. Решением суда было обращено взыскание на заложенный автомобиль <1>.
———————————
<1> Определение Московского городского суда от 11 октября 2016 г. N 4г-11298/16 // https://rospravosudie.com.
3. Глава местной администрации, специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления направляют сведения о совершенных нотариальных действиях в нотариальную палату субъекта Российской Федерации. После их получения работники нотариальной палаты вносят сведения в ЕИС самостоятельно. Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, установлен Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 156 (зарегистрирован в Минюсте России 30 июня 2015 г. N 37828).
Должностное лицо консульского учреждения направляет сведения о совершенных нотариальных действиях в ФНП.
Обе категории лиц направляют сведения только в отношении удостоверения или отмены завещания или доверенности (приложение N 2 к Порядку ведения реестров ЕИС). В эти сведения входят:
а) номер регистрации нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий на бумажном носителе;
б) дата регистрации нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий на бумажном носителе;
в) сведения о лицах, обратившихся за совершением нотариального действия;
г) вид нотариального действия с указанием наименования нотариально оформленного документа: удостоверение или отмена доверенности, удостоверение или отмена завещания;
д) содержание нотариального действия;
е) сведения о лице, совершившем нотариальное действие;
ж) сведения об оплате за совершение нотариального действия;
з) особые отметки (например, сведения об изменении, внесенном в нотариально оформленный документ, причины (основания) внесения изменения и характер изменения; факт удостоверения сделки с участием ограниченно дееспособного лица, несовершеннолетнего, лица, подписывающего документ вместо лица, которое не может расписаться собственноручно; факт совершения нотариального действия по льготному тарифу).
Сведения предоставляются в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации главами местных администраций и органами, в которых работают специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления, в письменном виде на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью такого лица.
Сведения вносятся в реестр нотариальных действий ЕИС уполномоченным на то работником (работниками) нотариальных палат субъектов Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня их поступления и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью такого работника.
Нотариальной палатой субъекта Российской Федерации автоматизированным способом с использованием средств ЕИС осуществляются форматно-логический контроль сведений об удостоверении или отмене завещания, доверенности главой местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, а также проверка соответствия электронной подписи уполномоченного лица органа местного самоуправления требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей.

Внесение сведений в единую информационную систему нотариата

Внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в установленных Основами или в соответствии с ними случаях – нотариальными палатами.

Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:

1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата;

2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;

3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;

4) иные сведения в соответствии с частью второй статьи 34.2 Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.

Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.

Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.

Сроки и порядок внесения сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества устанавливаются главой XX.1 Основ.

Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, в том числе порядок внесения сведений в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Информация об отмененных доверенностях в еис нотариата

С 1 июля 2014 г. Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ текст Основ законодательства Российской Федерации о нотариате дополнен новой главой VII.1, регламентирующей порядок функционирования Единой информационной системы нотариата (ЕИС). Эта информационная система предназначена для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные сведения, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в отдельных, предусмотренных законом случаях — нотариальными палатами. При этом законом предусмотрена обязанность иных должностных лиц предоставлять им соответствующую информацию.

Так, например, текст ст. 37 «Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления» Основ дополнен абзацем следующего содержания: «Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления».

Если рассматривать эту норму в ее буквальном изложении, то возможен вывод о допустимости ее универсального применения. В этом случае получается, что:

  1. обязанность передачи сведений об отмене доверенности для внесения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата возлагается на любое лицо, которое удостоверяло такую доверенность при ее оформлении;
  2. предусмотренная обязанность касается всех без исключения доверенностей, прошедших процедуру удостоверения: как удостоверенных нотариально, так и доверенностей, приравниваемых законом к нотариально удостоверенным, а также доверенностей, удостоверенных на основании п. 3 ст. 185.1 ГК РФ.

Возможность внесения в состав единой информационной системы нотариата информации об отмененных доверенностях, не прошедших процедуру нотариального удостоверения, прямо не исключает и ст. 34.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой единая информационная система нотариата включает в себя не только реестр нотариальных действий, но и «иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов». Однако в настоящее время утвержденный Приказом Минюста России от 17.06.2014 N 135 во исполнение требований данной статьи перечень сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов, такой возможности не предусматривает.

Необходимость внесения в состав единой информационной системы нотариата сведений обо всех отмененных доверенностях, прошедших процедуру удостоверения, может усматриваться и из нормы ст. 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к содержащимся в единой информационной системе нотариата сведениям об отмененных доверенностях. Причем в состав таких сведений входит следующая информация:

  • о лице, удостоверившем доверенность;
  • дата удостоверения доверенности;
  • регистрационный номер доверенности в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата;
  • дата и время внесения сведений об отмене доверенности в реестр нотариальных действий.

И в этом случае норма закона прямо не ограничивает область ее применения исключительно данными о доверенностях, прошедших процедуру нотариального удостоверения.

Несмотря на допущенные законодателем слишком общие нормативные формулировки в тексте закона, можно предположить, что правоприменители предпочтут придерживаться ограничительно-системного толкования его норм.

Так, в отношении вышеуказанных положений ст. 37 Основ, очевидно, будет учитываться то обстоятельство, что эта статья посвящена комплексному регулированию порядка совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления. Соответственно, предусмотренная в ее составе обязанность применима только в отношении доверенностей, факт отмены которых был удостоверен главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции.

Необходимость именно такого толкования в косвенной форме подтверждает и ст. 38 Основ, текст которой также был дополнен нормой, предусматривающей сходную обязанность для консульских учреждений Российской Федерации.

Согласно ее тексту: «Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены консульским учреждением Российской Федерации, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в Федеральную нотариальную палату для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Федеральная нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления».

Также можно обратить внимание, что согласно рассматриваемым нормам информация об отмене доверенностей направляется именно для внесения в реестр нотариальных действий, а не в иной раздел единой информационной системы нотариата.

В свою очередь, под «должностным лицом, удостоверившим доверенность» в этом случае должно пониматься лицо, удостоверившее факт отмены доверенности. Именно это должностное лицо изначально обладает необходимой информацией. Закон не обязывает его извещать об отмене доверенности лицо, нотариально удостоверившее ее текст при ее оформлении. Не предусмотрено и правил, по которым удостоверение факта отмены доверенности должно производиться строго тем же самым лицом, которое первоначально удостоверяло такую доверенность.

Таким образом, в Единую информационную систему нотариата подлежит передаче информация только о доверенностях, удостоверенных в нотариальном порядке и отмененных таким же образом.

Речь в данном случае идет о доверенностях, удостоверенных нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации и перечисленными в п. 2 ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате руководителями и должностными лицами местного самоуправления.

Обратите внимание! Информацию о доверенностях, совершенных в простой письменной форме или по правилам, приравнивающим доверенность к нотариально удостоверенной, для включения в систему должностные лица предоставлять не обязаны.

Что касается нотариальной процедуры отмены доверенности, то хотя ГК РФ и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и не упоминают о такой процедуре, ее соблюдение в современной правоприменительной практике признается обязательным.

В судебных решениях по подобным спорам, к примеру в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А75-1611/2013, а также в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2012 по делу N 11-23880, можно встретить указания, что к процедуре отмены доверенности применима норма п. 1 ст. 452 ГК РФ, согласно которой соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Соответственно, если доверенность была нотариально удостоверена при ее выдаче, то и расторжение сделки по выдаче доверенности в виде отзыва доверителем доверенности у представителя должно быть нотариально заверено.

Обратите внимание! Норма ст. 452 ГК РФ регулирует порядок прекращения действия именно договоров, а не односторонних сделок, к числу которых относится доверенность. Существующее противоречие снимает норма ст. 156 ГК РФ, согласно которой к односторонним сделкам допускается применение общих положений об обязательствах и о договорах, если это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.

В некоторых решениях судьи приходят к аналогичному выводу и на основе смыслового толкования норм ст. ст. 188 и 189 ГК РФ, регламентирующих порядок оформления доверенности.

В качестве примера можно назвать Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А62-3853/2013.

Совершение нотариального действия по отмене доверенности упоминается и в п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 17.06.2014 N 129, а также в переходных положениях, установленных ст. 20 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ, согласно которой: «В период с 1 июля 2014 г. до перехода к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме нотариусы вносят в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата сведения о совершении нотариальных действий по удостоверению доверенностей, завещаний, брачных договоров, их изменению, расторжению или отмене».

А.Зрелов

Зам. руководителя по развитию

Российского юридического клуба,

к. ю. н.

Единая информационная система нотариата — четыре года опережающего развития

09.07.2018

IT-технологии, присутствующие практически во всех сферах общественных отношений, требуют столь же активного развития в правовой сфере. Многократно ускоряющийся гражданский оборот должен оставаться стабильным, надежным и безопасным, при этом предоставлять качественно новый сервис и скорость реагирования.

В этих условиях российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов. Понимая важность развития цифровых технологий в жизни современного общества, российский нотариат по собственной инициативе, за счет собственных средств, без привлечения бюджетного финансирования создал полномасштабную электронную инфраструктуру, повысившую безопасность и сохранность юридически значимых сведений, скорость и качество получения нотариальных услуг. Базой для этой инфраструктуры стала созданная Федеральной нотариальной палатой Единая информационная система нотариата, которой 1 июля 2018 года исполнилось четыре года.

Единая информационная система нотариата, с одной стороны, выступает надежным хранилищем для каждого нотариально удостоверенного документа, а с другой — служит уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности.

С 1 января 2018 года был осуществлен окончательный переход на электронный документооборот. Теперь в реестрах ЕИС 100% всех нотариальных действий регистрируется в электронном виде. Это позволяет обеспечить оперативную проверку юридически значимых сведений, предотвратить мошеннические действия с нотариальными документами и, как следствие, стабилизировать гражданский оборот.

Для записи и хранения сведений о нотариальных действиях, которые нотариусы страны совершают около 60 млн ежегодно, Единая информационная система нотариата служит надежной базой. По данным ФНП, только в июне 2018 года в ЕИС ежедневно регистрировалось более 130 тысяч нотариальных действий.

Благодаря развитию электронного нотариата, теперь при обращении к нотариусу заявители получают услуги в комфортном режиме «одного окна». Так, при удостоверении сделок с недвижимостью нотариус сам получает необходимые сведения из необходимых реестров, а затем направляет удостоверенный договор на регистрацию права собственности. Таким образом, нотариальные конторы по праву заслужили статус удобных фронт-офисов регистрационных и налоговых и органов.

Сегодня российский нотариат стал полноценным партнером электронного правительства. В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия нотариат сотрудничает с Росреестром, ФНС, МВД, Центральном каталогом кредитных историй, банками и другими инстанциями. В ближайшей перспективе у нотариусов — перейти на электронный обмен данным с органами ЗАГС, как только будет создан их единый реестр, и Федеральной службой судебных приставов.

У каждого российского нотариуса есть усиленная квалифицированная электронная подпись. Это позволило с помощью нотариуса создавать электронные юридически значимые документы, а также переводить документ из бумаги в «цифру» с сохранением его юридической силы. Такой механизм коренным образом изменил понятия о мобильности и скорости передачи документа. Это очень удобно, когда, к примеру, необходимо срочно передать из одного города в другой согласие на выезд ребенка за границу, доверенность, согласие супруга на сделку и другие виды документов.

Единая информационная система также стала надежной платформой для развития бесплатных публичных сервисов нотариата. Онлайн-сервисы нотариата помогают эффективно регулировать оборот заложенного имущества, оценивать риски заложенного имущества, проверить подлинность доверенности, найти информацию о наследственном деле. Такие сервисы блокируют возможность мошеннических действий и помогают обеспечить максимальную достоверность первичного документа, на основании которого возникает право.

Онлайн-сервисы нотариата уже не первый год пользуются популярностью у россиян, предостерегая их от сомнительных документов, чужих долгов, судебных споров и прочих правовых неприятностей. Об этом говорят цифры статистики, предоставленные Федеральной нотариальной палатой.

Одним из самых популярных является реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который гарантирует соблюдение прав всех участников залоговых отношений, является доступным и бесплатным способом защиты от чужих долгов. На сегодняшний день в указанном реестре содержится около 6 млн записей. Информация в реестре гарантированно достоверна, актуальна, а главное, имеет принципиальное значение и юридическую силу – это важно в случае возникновения судебных споров.

Пользуется большим спросом и реестр проверки доверенностей, который был запущен в работу 1 января 2017 года. За полтора года работы в электронной базе данных нотариата зарегистрировано свыше 33 миллионов доверенностей, а количество запросов на проверку доверенности превысило 20 миллионов. При этом государственные и муниципальные органы власти имеют расширенный доступ к сервису, позволяющий также сверить содержание имеющегося на руках документа с текстом оригинала доверенности, информация о которой хранится в Единой информационной системе нотариата. С апреля этого года сервис проверки доверенностей может быть использован и для проверки доверенностей, удостоверенных должностным лицом консульского учреждения МИД РФ, главой местной администрации или представителем органов местного самоуправления.

С апреля этого года также заработал еще один бесплатный онлайн-сервис нотариата – реестр наследственных дел. В данном реестре уже содержатся сведения примерно о 25 миллионах наследственных дел, и за три месяца к поиску наследственных дел обращались более 150 тысяч раз. Использование данного сервиса позволяет облегчить жизнь не только гражданам, которые теперь могут легко и быстро найти нотариуса, ведущего дело конкретного наследодателя. Данный сервис будет востребован также сотрудниками судебных органов, кредитных организаций, использующих сведения о наследодателях в повседневной работе.

Российский нотариат не остановится на достигнутом. Среди актуальных инициатив, которые обсуждаются на законодательном уровне – дальнейшее расширение перечня нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронном виде. Так, подачу заявления в электронной форме планируется применять в отношении исполнительной надписи, депозита нотариуса, обеспечения доказательств при осмотре веб-сайтов и ряда других нотариальных действий. Еще одна интересная инициатива – подключение нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан, которая в ближайшее время будет использоваться в банковской деятельности. Концептуально важный вопрос – возможность введения в российскую практику дистанционного удостоверения сделок с участием нескольких нотариусов. Данная практика успешно реализуется европейскими нотариусами при совершении нотариальных действий.