Временная финансовая администрация

2.15 Временная финансовая администрация

Временная финансовая администрация — федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).

Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации вводится на срок до одного года решением Верховного Суда Российской Федерации при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Временная финансовая администрация в муниципальном образовании вводится на срок до одного года решением арбитражного суда субъекта Российской Федерации при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации подается в Верховный Суд Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Решение Верховного Суда Российской Федерации о введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Временная финансовая администрация, введенная в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), осуществляет следующие полномочия:

— организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, предусмотренном федеральным законом;

— разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации;

— разрабатывает и представляет в органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) проекты нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов муниципальных образований), предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвержденным Верховным Судом Российской Федерации;

— осуществляет контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвержденного Верховным Судом Российской Федерации (арбитражным судом субъекта Российской Федерации), и предусмотренных им нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов);

— осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

    1. Правовые основы бюджетного процесса: порядок составления проектов бюджетов.

Составление проектафедерального бюджета осущ Правительством РФ начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного фин. года. Составление проекта осущ в соотв с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Уполномоченный ОИВ организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной фин год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана. Министерство финансов РФ организует разработку: проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу; проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Первый этап формирования- разработка ФОИВ и выбор Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. Одновременно Правительством РФ рассм предложения о соотношениях прожиточного минимума и мин размером оплаты труда, мин размером пенсии по старости, мин размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Министерство финансов РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик фед бюджета направляет бюджетные проектировки ФОИВ для распределения по конкретным получателям средств фед бюджета; уведомляет ОИВ SРФ о методике формирования межбюджетных отношений .

Второй этап- распределение ФОИВ предельных объемов бюджетного финансирования на очередной фин год в соотв с функциональной и экономич классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организац преобразований в отраслях экономики и соц сфере, об отмене НПА, исполнение кот влечет расходование бюджетных средств. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год.

    1. Правовые основы бюджетного процесса: порядок рассмотрения и утверждения бюджетов.

Срок внесения Правительством РФ проекта фед бюджета в ГД – не позднее 26 августа. Одновременно законопроект — Президенту РФ. В течение суток –напр в комитет ГД. Совет ГД на основании заключения Комитета по бюджету принрешение о принятии законопроекта к рассмотрению ГД/ о возврате его на доработку Прав-ву РФ. В этом случае Прав-во РФ обязано доработать законопроект и представить его в ГД в 10 дн. Далее проект З федбюджете в теч3 дней направляется Советом ГД в СФ, комитеты ГД, для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Порядок рассмотрения проекта З федбюджете утвержден БК РФ, в соответствии с кот проект рассм.четырех чтениях. При этом устан, что некоторые федзаконы д.б. приняты еще до рассмотрения последнего в первом чтении, другие – до рассмотрения последнего во втором чтении.

Первое чтение – этап, на котором заслушиваются доклад Правительства РФ и содоклады профильных комитетов ГД, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ. Указанный этап длится 30 дней. В случае возникновения разногласий на данном этапе БК РФ предусм варианты решений: законопроект передается в согласительную комиссию; возвращается на доработку Прав-ву РФ; м.б. поставлен вопрос о доверии Правительству РФ.

Второе чтение – этап, на котутв более детальные показатели расходов фед бюджета по разделам функциональной классификации и размер Фед фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В случае разногласий мобразовываться согласительная комиссия. ГД рассмво втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Третье чтение – самый ответственный этап. Происходит рассм-е проекта с дальнейшей конкретизацией показателей по всем уровням функциональной классификации. ГД рассм законопроект в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во 2чтении.

Четвертое чтение (15 дней). -ГД рассматривает акт о федбюджете в целом. Никаких поправок. Принятый гдфз о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, где он рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Совет Федерации рассматривает представленный закон в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию, в случае одобрения – в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. В случае отклонения ПРФ ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. После преодоления разногласий в порядке, предусм БК РФ, ФЗ о федбюджете подлежит подписанию П РФ и опубл в СМИ.

    1. Правовые основы бюджетного процесса: порядок исполнения бюджетов.

Исполнение бюджета – процесс реализации утверж бюджета по доходам и расходам, это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соотвуровня несут: Правительство РФ – за федбюджет, правительства S РФ – за бюджет субъекта РФ, исполнит ОМС – за исполнение местного бюджета. Работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов -налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадлежит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств.

В исполнении бюджета, участвуют органы федерального казначейства и банковской системы. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнит органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетное обязательство –обязанность совершить расходование средств соотв бюджета в теч определенного срока, возник в соотв с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам. Исполнение бюджетов по доходам: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соотв с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соотв бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. При этом санкционирование подразумевает: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверку исполнения денежных обязательств. Процедура же финансирования заключается в выделении бюджетных средств для расходования. БК РФ впервые разрешено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств. Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета бюджетный процесс завершается.

    1. Правовые основы бюджетного процесса: порядок составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.

Составление бюджетной отчетности

Гл распорядители бюджетных средств, гл администраторы доходов бюджета, сост сводную бюджетную отчетность на основании представленной бюджетной отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, а доходов бюджета, аисточников финансирования дефицита бюджета. Бюджетная отчетность рф, SРФ, МО составляется Фед казначейством, фин ОSРФ, фин О МО на основании сводной бюджетной отчетности соотв гл абюджетных средств. Бюджетная отчетность- годовая. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Бюджетная отчетность представляется фин органами в Правительство РФ, высший ИОГВ субъектов РФ, местную администрацию. Годовые отчеты об исполнении федо бюджета, бюджетаSРФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно ФЗ, закономSРФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассм-я в законодат органе подлежит внешней проверке. Внешняя проверка -Счетной палатой РФ . Внешняя проверка бюджета SРФ — органом гос финансового контроляSРФ. Внешняя проверка об исполнении местного бюджета -органом муниц фин контроля. Высший ИОГВSРФ представляет отчет об исполнении бюджетаSРФ для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. об исполнении бюджетаSРФ проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца. Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом гос фин контроля в законодат орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган гос властиSРФ, местную администрацию.

Представление, рассмотрение и утверждение годового отчета:

Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета -проект закона об исполнении бюджета. По рез-ам рассм-я годового отчета об исполнении бюджета законодат орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона об исполнении бюджета. В случае отклонения закона он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц. Годовой отчет об исполнении бюджета SРФ -в законодат ОГВSРФ не позднее 1 июня текущего года. Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования не позднее 1 мая текущего года.

    1. Исполнение судебных актов по обращениювзыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании исполнит док-ов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ. К исполнительному документу , д.б. приложены копия судебного акта, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем/ его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче. Исполнительный документ, выданный на основании суд акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение- непредставление какого-либо документа; несоответствие документов; предоставление документов, в котором не открыт лицевой счет должника; нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством РФ. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством РФ.

    1. Понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора. Признаки и функции налогов и сборов. Квалификация налогов/сборов. Принципы налогообложения.

Налог-обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований(МО).

Сбор(С) — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия

1. Налог индивид. безвозмездны; С уплач. в связи с оказанием их плательщику гос-ом нек публично-правовых услуг, в кот. плательщик индивидуально заинтересован .2. При уплате С большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с гос-ом.

3. Н уплачивается для фин обеспечения деят-ти гос-ва и МО. Целевое назначение С – компенсировать доп издержки гос-ва на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового хар-ра. 4. Н счит устан тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении С их плательщики и элементы обложения опред применительно к конкретным сборам.

5. Уплата Н предполагает опред регулярность, систематичность, периодичность. С носят разовый характер, уплачиваются в строго опред ситуациях.

6. Если объект Н как юр факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обяз-ти, то объект С как право на юрид значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты С.

7. Размер Н зависит от платежеспособности налогоплательщика. Размер С одинаков для всех плательщиков.

8. Неуплата Н влечет за собой принудит изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных Sк налоговой ответ-ти. При неуплате С гос-во отказывает плательщику в совершении юрид значимых действий без применения санкций.

Классификация налогов (сборов). Принципы налогообложения.

Подоходно-имущественные ( прямые)- взим в процессе приобретения и накопления матер благ.

-личные(уплач с действительно полученного дохода-Н на прибыль предприятий)

-реальные( облагается предполагаемые средний доход-Н на игорный бизнес)

-раскладочные ( взим при возн-и потребн-ти совершить конкр расход-благоустр тер-

-количественные (исходят от возможности налогопл-ка, его сост-я)

-закрепленные ( на долгий срок закр за конкр источником)

-регулирующие(распред-е сумм бюджета исходит на год)

-регулярные (периодичность)

-разовые (нет системы)

-гос/местные (орган в завис-ти от уровня)

Налоги с реализации(косвенные)- в процессе расходования( НДС оплач потребителем, когда стоимость налога включена)

Принципы, обеспеч защиту конст прав:

П публичной цели взимания Н и С (Н устан с целью обесп-я платежесп-ти публичной власти)

П приоритета фин цели взимания Н и С (Н устан с целью получ-я дохода, а не принуждения)

П усатн/изм/отмены Н и С законами ( платим законно устан Н и С)

Принципы, обесп реализ-ю П и С налогопл-ка

П равенства плательщиков Н и С

П всеобщности налогообложения (индивид наравне с др)

Запрет произвольности налого-я ( Н и С д иметь эконом обосн-е)

Принципы, обеспеч реализ-ю и собл-е начал рос федерализма:

Единство налоговой политики( единство экон пространства)

Единство системы налогов

Разграничение полномочие между РФ И S

Принципы по НК РФ (стабильность, гибкость, равновесие, подвижность, удобство, стимулирование, экономичность)

    1. Налоговое право. Понятие и виды источников налогового права (Конституция РФ, законодательство о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, международные договоры (соглашения)).

Налоговое право-подотрасль фин. права, предст собой сов-ть прав норм, регулир общ отн-я, возник в процессе устан-я, введения в действие и взимание налог платежей, налог контроля и привлечения к отв-ти за совершение налог правонарушения.

Источники — формы выражения норм действующего права. Система источников в структурном отношении делится: нац и медж.

Определяющая роль- внутригос Ист. (З, подзаконные правовые акты, суд практика (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай). Осн Ист. НП явл законы, доминирующая — Конституция.

Подзак акты издаются на основе и во исполнение З, имеют «подчин» хар-р.

Судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай в налоговом праве применяется редко, в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате Н.

Основ развития иных источников НП-научн доктрины.

Международно-правовые источники налогового права представлены двух- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов.

    1. Налоговое правоотношение. Субъекты налогового права. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Сроки в налоговом праве (понятие, порядок исчисления и виды сроков)

Налоговые правоотношения— это урегулированные нормами НП общ отношения, возник по поводу установления и взимания налогов с организаций и ФЛ. Содержанием налогового правоотношения явл обяз-ть налогоплательщика внести опред денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с устан ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компет органов обеспечить уплату налога.

S НП- внешне обособленное, способное самостоят вырабатывать, выражать и осущ единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Согласно НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на кот в соотв с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Указанные плательщики именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и ФЛ плательщиками Н явл и ИП — ФЛ, зарег в устан порядке и осуществляющие предпринимат деят-ть без образования ЮЛ, а также ФЛ, самостоят осуществляющие на свой страх и риск деят0ть, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве. Субъектами НП РФ явл гос органы и ОМС

— налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога

— ФЛ м.б. привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста

— обязанность по уплате налогов и сборов ФЛ, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет ден средств этого недеесп лица

Сроки, определяемые календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления отчетности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.

Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (недели, месяца, квартала, полугодия, года и т.д.).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательствомРФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС (акцизов и НДС), применяются положения, установленные ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Временная финансовая администрация

Временная финансовая администрация — федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).

Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ о введении в субъекте РФ временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 БК РФ и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ.

Решение арбитражного суда субъекта РФ о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 БК РФ и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ перед бюджетом муниципального образования.

Временная финансовая администрация, введенная в субъекте РФ (муниципальном образовании), осуществляет следующие полномочия:

— организует проведение проверки (аудита) бюджета;

— организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств;

— разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования);

— осуществляет контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования);

— осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные БК РФ и федеральными законами.

41. Внебюджетные фонды: сущность и состав.

По своей сущности внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Формирование специальных целевых фондов вне рамок федерального бюджета, их автономность обусловлены следующими преимуществами:

— целевое и гарантированное финансирование особо значимых расходов государства;

— повышение уровня финансового контроля за расходованием средств пот целевому назначению;

— снижение бюджетных рисков, связанных с бюджетным дефицитом федерального бюджета;

— формирование устойчивой доходной базы финансирования особо значимых расходов государства.

В России с принятием БК РФ функционирование внебюджетных фондов связано с проведением социальной политики и развитием социального страхования. Обязательное государственное социальное страхование — это социально-экономические отношения, возникающие по поводу формирования и распределения государственных социальных централизованных денежных фондов, предназначенных для финансирования мер по социальной защите населения при проявлении социальных рисков и наступлении материальной необеспеченности в результате утраты заработной платы по социально значимым причинам или в результате необходимости осуществления дополнительных расходов на лечение и оплату социальных услуг. Внебюджетные фонды как финансово-кредитные учреждения являются страховщиками в отношениях обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

В соответствии с БК РФ вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан в социальной сфере.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:

1) бюджет Пенсионного фонда РФ;

2) бюджет Фонда социального страхования РФ;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов на очередной финансовый год и плановый период (два последующих года) не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете.

Статья 168.2. Основания и порядок введения временной финансовой администрации

Временное осуществление бюджетных полномочий при введении временной финансовой администрации

Нововведение законом от 20 августа 2004 года №120-ФЗ

Осуществление бюджетных полномочий органов государсвтенной власти и органов местного самоуправления при введении временной финансово й администрации

Признаки:

1. ????

2. Орган государственной власти федерального либо регионального уровня

3. Цель введения данного органа – восстановить платежеспособность субъекта РФ либо МО.

4. Данный орган власти осуществляет только отдельные бюджетные полномочия

5. Временная финансовая администрация вводится только на определенный срок, но не более, чем на один финансовый год.

Временная финансовая администрация представляет собой своеобразный институт федеральной интервенции, когда федеральный центр вмешивается в дела регионов.

Временная финансовая администрация может вводиться только при соблюдении специального порядка и при наличии установленных БК РФ оснований.

Порядок введения временной финансовой администрации:

Ст. 168.2 БК РФ

1. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом.

2. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации подается в Высший Арбитражный Суд РФ Правительством РФ.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ 1) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или) 2) представительным органом муниципального образования, 3) главой муниципального образования.

Основания:

Субъект.Наличие просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательства субъекта РФ, которая превышает 30 % общего объма собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ.

МО. Наличие просроченной задолженности более 30 % доходов МО в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетом субъекта РФ перед МО.

3. Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации.

Решение арбитражного суда субъекта Российской Федерации о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования.

Долговые обязательства – соответствующие сделки, которые заключаются публично-правовым образованием.

Бюджетные обязательства – это обязательства, которые связаны с принятием соответствующим бюджетом обязательств по финансированию каких-либо расходов. Это все те обязательства, которые несет на себе соответствующий бюджет.

4. Под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), признанные в качестве таковых судом и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), в том числе при представлении в Министерство финансов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджетной отчетности.

5. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа.

6. Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок введения временной финансовой администрации определяется АПК и БК.

Основания для введения временной финансовой администрации:

Проблемы:

Ø Вводится на основании ходатайства. Но АПК не выделяет документа, по которому возбуждалось бы производство. Нормы главы 19.1 устанавливают, что временная финансовая администрация вводится не более, чем на 1 год. При этом план восстановления платежеспособности составляется на 5 лет. Кто же через год будет использовать этот план?

Ø БК РФ не определяет порядок финансирования временной финансовой администрации, которая вводится на территории субъекта либо МО. Постановление правительства РФ от 3 октября 2006 года №599 «Об утверждении положения о назначении (освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах РФ, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовой обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов РФ»

Ø Финансирование данного органа на региональном уровне производится за счет средств федерального бюджета. Если временная финансовая администрация будет создаваться на территории МО, то её деятельность должна финансироваться бюджетом субъекта РФ.

Ø Порядок и статус временной финансовой администрации не определяется. Это один орган, который будет действовать всегда? Или же этот орган каждый раз будет образовываться. Если постоянный, то в чьем составе должен действовать (минфина и т.д.)?

2. Глава временной финансовой администрации руководит деятельностью временной финансовой администрации и несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее настоящим Кодексом полномочий.

Глава – лицо, которое осуществляет руководство деятельностью временной финансовой администрации. При этом его особый статус подчеркивается следующими положениями:

1. Несет всю полноту ответственности за деятельность временной финансовой администрации.

2. В период осуществления временной финансовой администрацией своих полномочий он представляет РФ либо субъект РФ в соответствующем арбитражном суде.

3. Вправе вносить на рассмотрение соответствующих представительных и исполнительных органов власти проекты НПА в соответствии с планом о восстановлении платежеспособности.

4. Может отстранять должностных лиц, которые оказывают ему своеобразное сопротивление либо не оказывают помощь в реализации полномочий временной финансовой администрацией.

5. Может временно осуществлять финансовые полномочия МО либо руководителя финансового органа субъекта.

6. Может осуществлять иные полномочия.

Требования: Образование, Ученая степень по экономике, Стаж в органах не менее пяти лет.

БП временная финансовая администрация.

Бюджетныйпроцесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

БК РФ Статья 168.1. Понятие временной финансовой администрации

Временная финансовая администрация — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации, оказывать содействие федеральным органам государственной власти в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществлять и контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 168.2. Основания и порядок введения временной финансовой администрации

1. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом.

2. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации подается в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.

3. Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со БК и бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации.

Решение арбитражного суда субъекта Российской Федерации о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со БК и бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования.

4. Под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации, возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации, признанные в качестве таковых судом и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе при представлении в Министерство финансов Российской Федерации бюджетной отчетности.

5. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного органа.

6. Порядок назначения главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 168.3. Полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации

1. Временная финансовая администрация, введенная в субъекте Российской Федерации, осуществляет следующие полномочия: организует проведение проверки бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом;

разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 168.4 настоящего Кодекса;

разрабатывает и представляет в органы государственной власти субъекта Российской Федерации проекты нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации, утвержденным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;

в случае, если подготовленный временной финансовой администрацией проект закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон о соответствующем бюджете на текущий финансовый год либо проект закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год не принят в течение одного месяца со дня его представления временной финансовой администрацией в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо принят с внесением изменений, не согласованных с главой временной финансовой администрации, представляет в Правительство Российской Федерации соответствующие проекты бюджетов для внесения в Государственную Думу и утверждения федеральным законом;

в случае, если представленные временной финансовой администрацией проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации не приняты в течение 15 дней со дня их представления временной финансовой администрацией или приняты в редакции, не согласованной с главой временной финансовой администрации, принимает указанные проекты нормативных правовых актов;

осуществляет контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации, утвержденного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и предусмотренных им нормативных правовых актов; осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Глава временной финансовой администрации руководит деятельностью временной финансовой администрации и несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее настоящим Кодексом полномочий.

Глава временной финансовой администрации осуществляет следующие полномочия:

в период осуществления полномочий временной финансовой администрацией представляет Российскую Федерацию в арбитражном суде по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации;

вносит на рассмотрение соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации;

вносит на рассмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, предусмотренных планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации ;

согласовывает внесение изменений в нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации муниципальные правовые акты, предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации;

дает согласие на осуществление и осуществляет полномочия руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 168.6 настоящего Кодекса;

2.16 БП порядок составления проектов бюджетов.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на один год или сроком на три года в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете.

Составление проекта бюджета основывается на:
1. Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
2. прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
3. основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Основаниями разработки проекта федерального бюджета являются выработанная органами государственной власти и управления бюджетная и налоговая политики страны на предстоящий период, а также Бюджетное послание Президента Российской Федерации.
Бюджетное послание содержит:

— основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период;

— сводный финансовый баланс на территории РФ;

— основные направления бюджетной политики РФ;

— сведения о государственных доходах на территории РФ;

— проект федерального бюджета;

— проект консолидированного бюджета РФ;

— оценку исполнения бюджета предшествующего финансового года;

— оценку исполнения бюджета текущего финансового года.

После выступления Президента РФ с Бюджетным посланием начинается рассмотрение проекта федерального бюджета Государственной Думой.
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
Порядок и сроки составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

2.17 БП порядок рассмотрения и исполнения бюджетов.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.
Уточнение параметров планового периода утверждаемого федерального бюджета предусматривает:
-утверждение уточнений показателей, являющихся предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом и во втором чтениях;

-утверждение увеличения или сокращения утвержденных показателей ведомственной структуры расходов федерального бюджета либо включение в нее бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и видам расходов федерального бюджета.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:

— основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;

— предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;

— прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

— оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;

— прогнозом основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

пояснительной запиской к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

— расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

— об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году;

— о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

— о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса РФ.

Рассмотрение проекта федерального бюджета в первом чтении
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

— прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

— приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным кодексом РФ;

При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.
В течение 15 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
На основании заключений комитетов Государственной Думы и субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету готовит свое заключение по указанному законопроекту, а также проект постановления Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.
При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При этом Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:
1. передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
2. вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;
3. поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.