Высокая степень риска

Содержание

Риск-ориентированный подход при проверках трудовой инспекцией

Впервые понятие риск-ориентированного подхода при проведении проверок появилось в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 30.10.2017; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», который вступил в силу 14.07.2015.

По общему правилу, согласно ч. 2 ст. 2 названного Федерального закона № 246-ФЗ, риск-ориентированный подход при проведении государственного контроля (надзора) применяется с 1 января 2018 г. Однако Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 г.

ЧТО КОНТРОЛИРУЮТ С ПРИМЕНЕНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2017) утверждены:

• Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее — Правила);

• перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (далее — Перечень).

В п. 4 Перечня назван федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 16.02.2017) утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение).

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода проводится в отношении работодателей — юридических лиц (организаций) и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ КАТЕГОРИЮ РИСКА ИЛИ КЛАСС ОПАСНОСТИ

При применении риск-ориентированного подхода к проведению проверок соблюдения требований трудового законодательства деятельность работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) относится к определенной категории риска в соответствии с Правилами.

В соответствии с п. 18 Положения отнесение деятельности организации или индивидуального предпринимателя к категории риска осуществляется:

• решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;

• решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности.

Категории риска и классы (категории) опасности приведены в Приложении к Правилам.

КАК РАССЧИТЫВАЮТ КОЭФФИЦИЕНТ УСТОЙЧИВОСТИ ДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При расчете показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда для организаций или индивидуальных предпринимателей учитывается коэффициент устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку). Этот коэффициент рассчитывается для каждого работодателя исходя из наличия:

• несчастных случаев, признанных связанными с производством;

• задолженности по заработной плате;

• назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

• данных ведомственной отчетности о результатах проверок, представленных территориальными органами Роструда за три года, предшествующих текущему. В ведомственной отчетности о деятельности трудовых инспекций в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры;

• сведений о травматизме за три года, предшествующих текущему;

• сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

КАК ЧАСТО ПРОВОДЯТСЯ ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Плановые проверки в отношении деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска проводятся со следующей периодичностью:

• для категории высокого риска — один раз в два года;

• для категории значительного риска — один раз в три года;

• для категории среднего риска — не чаще чем один раз в пять лет;

• для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении организации или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

КАКИМ СПОСОБОМ ОРГАНИЗАЦИИ УЗНАТЬ СВОЮ КАТЕГОРИЮ РИСКА

На официальном сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об организациях или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков:

• полное наименование юридического лица (организации), фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

• основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

• индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

• место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

В настоящее время на официальном сайте Роструда опубликованы следующие перечни работодателей:

• Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска;

• Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска.

Приказом Роструда от 14.06.2017 № 350 утвержден перечень работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесенных к категории высокого риска.

Указанными выше перечнями будут руководствоваться трудовые инспекции при проведении проверок работодателей.

Таким образом, узнать свою категорию риска работодатель может, обратившись:

• к перечням организаций или индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков, размещенным в интернете на официальном сайте Роструда;

• с письменным запросом в Федеральную службу по труду и занятости. По запросу работодателя Роструд должен предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА

Отметим, что Положение предусматривает возможность понижения либо повышения категории риска, присвоенной работодателю (организации, индивидуальному предпринимателю), по результатам проведенной в отношении него плановой проверки.

В случае отсутствия назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года, предшествующих текущему, категория повышается до высокого риска.

В случае пересмотра решения об отнесении деятельности организации или индивидуального предпринимателя к одной из категорий риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска. Такое решение с приложением документов и сведений, на основании которых оно было принято, направляется должностному лицу, уполномоченному относить работодателя к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) считается отнесенной к категории низкого риска.

Кроме того, предусмотрен заявительный характер изменения присвоенной ранее категории риска: работодатель может сам подать в трудовую инспекцию соответствующее заявление.

Риск-ориентированный подход и области его применения

О. Е. Орлова

Журнал «» № 10/2017

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Он предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

Риск-ориентированный подход (далее — РОП) в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ярким примером служит программа реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющая РОП на все виды надзора. Данный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов. О том, как возник РОП, какова его сущность, методы, приемы, а также о возможных областях его применения – далее в статье.

История возникновения РОП.

Своим рождением система управления рисками обязана финансовому сектору, который (в отличие от прочих областей хозяйства) регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения за их несение. Подобная специфика деятельности побуждает банки, страховщиков, управляющие компании инвестиционных фондов не избегать рисков, минимизировать их, а управлять ими и измерять для установления адекватных цен на свои финансовые услуги (что влияет на ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий). Профессиональной оценкой рисков в финансовых компаниях занимаются специализированные подразделения, чьей задачей является исключительно риск-менеджмент.

Схожесть работы отделов по управлению рисками и служб внутреннего аудита (внутреннего контроля) привела к тому, что постепенно РОП проник в традиционный аудит, а оттуда и в прочие виды контроля и надзора, включая государственный. Параллельно (поскольку в сфере контроля (надзора) точные методы измерения оказались явно избыточными) произошло упрощение методов оценки рисков, переориентация с экономико-математических моделей на другие (например, экспертные), доступные большинству специалистов. Так, если точность оценки риска профессиональными финансистами доходит до десятых, сотых долей процента, в обычном контроле (надзоре) достаточно проранжировать риски по группам (например, высокая, средняя или низкая степень риска). В некотором смысле произошла «десакрализация» знаний о рисках, что позволило им проникнуть во все сферы контроля.

Сущность РОП.

Основная задача риск-ориентированного подхода вне зависимости от области его применения состоит в достижении поставленных целей за счет снижения рисков. Высокую популярность РОП (по сравнению с традиционным контролем) обеспечивает его сосредоточенность на зонах повышенного риска, что позволяет вовремя принять превентивные меры, выявить и устранить слабые места и тем самым избежать негативных последствий реализации риска. РОП опирается на несколько принципов.

Принцип РОП

Характер проявления

Распределение ресурсов

Ресурсы распределяются не равномерно, а с учетом размера риска (это касается как частоты, так и глубины проверки)

Соразмерность

Принимаемые контролером меры адекватны рассчитанному риску

Гибкость

Регулярная переоценка риска исходя из новых факторов и угроз

Законность

Действие (бездействие) контролера основано на документально зафиксированной системе оценки рисков

Открытость

Критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц

Базой РОП является оценка рисков, призванная обеспечить понимание контролером уязвимости к риску проверяемого объекта. Как отмечалось выше, оценить риски не обязательно сложно (с применением электронных систем), но в любом случае оценка должна быть адекватной характеру и объему деятельности проверяемой организации (подразделения, участка работы). Например, РОП в государственном контроле проявится в том, что в отношении небольшого по размеру автономного учреждения надзорный орган при проверке может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков. И напротив: к многофилиальному АУ будет применена более сложная, комплексная процедура оценки рисков.

Ниже в табличном виде дана примерная характеристика усиленной (ослабленной) проверки в зависимости от уровня риска.

Оценка рисков

Уровень риска

Повышенный

Пониженный

Характер мониторинга

Ежедневный мониторинг, мониторинг «вручную», частый анализ информации, выявление настораживающих признаков, доведение результатов мониторинга до руководства

Установление пороговых значений, меньшая частота мониторинга, использование автоматизированных систем

Характер проверки

Получение и изучение дополнительной информации, использование ее для оценки риска

Получение меньшего объема информации и (или) проведение менее глубокой проверки, более поздняя по времени проверка

РОП в государственной контрольно-надзорной деятельности.

Применение РОП при организации государственного контроля (надзора) закреплено ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Основная цель РОП – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек контролируемых лиц и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).

РОП представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением объекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также установлен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП.

Для реализации РОП в госконтроле (надзоре) применяются следующие категории риска или классы опасности:

Категории риска

Классы (категории) опасности

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий

Плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий

Значительный

Средний

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Умеренный

Низкий

Плановые проверки не проводятся

Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизировать причинение вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий невыполнения обязательных требований. Оценка тяжести таких последствий проводится с учетом:

  • возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда;

  • возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев;

  • трудности преодоления возникших негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

При оценке вероятности негативных последствий несоблюдения лицом обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов государственного контроля (надзора) информация о результатах ранее проведенных проверок этого лица и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3-му классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. Так проявляется принцип открытости РОП, призванный исключить случаи проверок с «заказным» характером.

В качестве иллюстрации внедрения РОП в государственном надзоре рассмотрим специфику контроля соблюдения трудового и налогового законодательства.

РОП в надзоре за соблюдением трудового законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 установлены критерии разделения работодателей по группам риска. В зависимости от присвоенной категории риска плановые проверки в отношении работодателей проводятся со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – раз в два года;

  • для категории значительного риска – раз в три года;

  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;

  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Применяемая методика оценки потенциального риска оперирует таким понятием, как коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателя. При определении коэффициента учитываются численность работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев (в расчете на 1 000 работающих в отрасли), сведения о задолженности по зарплате за предшествующий год, назначенные административные наказания и прочие факторы.

РОП в налоговом контроле.

Пальму первенства в использовании РОП в нефинансовом секторе по праву можно отдать ФНС. Точкой отсчета здесь стало принятие Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (см. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). С утверждением данной концепции критерии оценки рисков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок, стали открытыми, что позволило налогоплательщикам снижать частоту этих проверок, демонстрируя ответственное поведение.

При использовании риск-ориентированного подхода периодичность и объем проверок зависят исключительно от масштабов рисков. Для потенциальных нарушителей это оборачивается повышенным контролем, а для добросовестных лиц – пониженным вниманием контролеров (вплоть до его отсутствия).

Наиболее ярко РОП проявляется в контроле НДС. Особенность НДС заключается в том, что это возмещаемый налог. При определенных условиях налогоплательщик может рассчитывать на получение средств из бюджета, что создает соблазн для незаконного обогащения. Уклонение от уплаты НДС с помощью фирм-«однодневок» лидирует среди прочих налоговых схем по размеру ущерба, наносимого бюджету. Неудивительно, что налоговики применили РОП в борьбе именно с этим видом нарушений.

Для выявления незаконных операций по возмещению НДС из бюджета ФНС разработала системы управления рисками – «Автоматизированную систему контроля НДС» (СУР АСК НДС) и «Автоматизированную систему контроля НДС-2» (СУР АСК НДС-2). С помощью второй системы в автоматическом режиме идет распределение налогоплательщиков – юридических лиц, представивших декларации по НДС, на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (Письмо ФНС РФ от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Результаты оценки СУР АСК НДС-2 призваны исключить возмещение НДС недобросовестными налогоплательщиками, установить очередность и перечень мероприятий налогового контроля, а также выявить выгодоприобретателей по налоговым схемам.

Развивая риск-ориентированный подход, налоговая служба разработала Порядок определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций (см. Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@). В нем разъяснены особенности истребования документов при камеральной проверке деклараций по НДС. Например, если налогоплательщик заявит льготу по НДС в части образовательных услуг, камеральная проверка декларации по НДС будет проведена следующим образом:

Уровень налогового риска

Характеристика налогоплательщика

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Налогоплательщик имеет признаки организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, не имеет достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства или исполняет их в минимальном размере

Обязательное истребование 40% документов во всех случаях

Средний

Налогоплательщик, не отнесенный в группу с высоким или низким налоговым риском

Истребуется 40% документов, если льгота заявлена впервые или предыдущая камеральная проверка выявила нарушения.

Истребуется до 10% общего объема документов при отсутствии нарушений при предыдущей проверке.

Истребуется до 5% документов при представлении формы типовых договоров и отсутствии нарушений при предыдущих проверках.

Документы могут не истребоваться, если заявлена одна и та же льгота в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено

Низкий

Налогоплательщик ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладает соответствующими ресурсами (активами), его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем

Истребуется 40% документов, если предыдущая камеральная проверка выявила нарушения.

Истребуется до 10% общего объема документов, если льгота заявлена впервые.

Истребуется до 5% документов, если льгота заявлена впервые и при этом предоставлены формы типовых договоров.

Документы могут не истребоваться, если заявлена одна и та же льгота в течение трех налоговых периодов подряд без нарушений

РОП во внутреннем контроле автономных учреждений.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» автономные учреждения, как и иные экономические субъекты, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом АУ могут проводить внутренний контроль, используя модель РОП, что повысит эффективность работы службы внутреннего контроля за счет более правильного отбора объектов контроля. Опуская повторное перечисление достоинств РОП, заострим внимание на двух факторах, которые усиливают значимость РОП во внутреннем контроле автономного учреждения.

Во-первых, с учетом заявленной государственной политики в области надзора РОП выглядит более предпочтительным вариантом по сравнению с традиционной моделью контроля. Надзорные органы, применяя РОП, включают в критерии оценки рисков качество внутреннего контроля проверяемой организации. Если модели контроля совпадают, контролирующему органу проще убедиться в том, что перед ним добросовестный хозяйствующий субъект. В свою очередь, формирование мнения со стороны надзорных органов об АУ как добросовестном лице принесет учреждению снижение административной нагрузки.

Во-вторых, РОП оправдан для крупных многопрофильных автономных учреждений и (или) тех, которые обладают разветвленной филиальной сетью. Традиционный подход предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль применяется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). РОП позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для своих структурных единиц и осуществить контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, одновременно снижая внимание к образцовым подразделениям и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) на основе РОП может быть использована «тепловая» карта рисков. Это наглядный, формируемый в виде матрицы инструмент для выявления зон повышенных (пониженных) рисков. Низкие риски отражаются в «холодной» зоне (обычно показывается зеленым цветом), средние риски – в «теплой» желтой зоне, высокие риски – в «горячей» красной зоне.

Для примера построим карту рисков, взяв за основу два показателя: уровень потенциальных угроз и качество предупредительных мер. На первом этапе специалист службы внутреннего контроля выявляет угрозы и ранжирует их в зависимости от степени опасности (одним из критериев может служить размер потенциального ущерба в рублях). Далее оценивается качество предупредительных мер, на что, в частности, влияют профессионализм персонала, техника безопасности, наличие страховки. Затем заполняется тепловая карта риска. Если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, он будет занесен в зону 3D (особый контроль), маленький благополучный филиал, соответственно, поместится в зоне 1A (отсутствие контроля).

Примечание. При оформлении тепловой карты рисков выбрана иная цветовая шкала, однако градацию, соответствующую холодной, теплой и горячей зонам, карта тоже имеет.

Как видим, на тепловой карте выделены следующие зоны:

  • высокого риска – 3D, 3C, 2D;

  • среднего риска – 3A, 3B, 2B, 2C, 1C, 1D;

  • низкого риска – 1A, 2A, 1B.

Режимы контроля деятельности филиалов на основании тепловой карты рисков варьируются в диапазоне от незначительного вмешательства (зоны 3A, 3B, 2B, 2C, 1C, 1D) до срочного вмешательства, когда используются все возможные меры для снижения риска (зоны 3D, 3C, 2D). Филиалы, входящие в категории с пониженным риском (зоны 1A, 2A, 1B), проверяются либо по мере наступления соответствующих обстоятельств, либо в случаях, когда включены в выборочный тематический анализ.

* * *

Кратко обобщим методологический инструментарий риск-ориентированного подхода при проверках. РОП во внутреннем контроле (аудите, надзоре) определяет виды рисков, классифицирует, оценивает их, а также устанавливает их влияние на конечные цели (учреждения, министерства, ведомства и т. д.). Основные усилия контролеров смещаются с выявления уже причиненного вреда и наказания виновных на предотвращение причинения вреда, обеспечение информированности и компетентности подконтрольных субъектов. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от масштабов рисков, что оборачивается повышенным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным контролем (вплоть до его отсутствия) деятельности добросовестных лиц.

Данная статья введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ.

Хотя Закон № 294-ФЗ не распространяется на налоговый контроль, ФНС использует РОП на основании собственных нормативных актов.

Подробнее об этом – в статье О. Е. Орловой «Новое в практике выявления необоснованной налоговой выгоды», № 7, 2017.

Группы риска у детей Медицинское наблюдение

Что такое группы риска у детей ? При первом посещении детской поликлиники родители обнаруживают в амбулаторной карте ребенка запись врача с указанием диагноза, группы здоровья и группы риска. Многих мам интересует, что такое группы риска у детей.

Группа риска означает более высокую, чем у других, вероятность развития какого-либо заболевания у ребенка.

Педиатр, относя ребенка к определенной группе риска, должен обратить внимание на эту повышенную вероятность. И, если возможно, не допустить развития болезни. Или выявить патологию, как можно раньше, и своевременно начать лечение.

Когда определяются группы риска у детей ?

Группы риска у детей Дородовый патронаж

Все беременные женщины направляются на прием педиатра дважды. Сразу после постановки на учет в женскую консультацию (в течение недели). И на сроке 30-32 недели беременности. С собой на прием нужно взять обменную карту беременной, паспорт.

Во время первой беседы с женщиной, собирается подробная информация о ней, семье, беременности, условиях проживания, материальной обеспеченности, вредных привычках, хронических заболеваниях женщины и всех членов семьи. Составляется первый прогноз групп риска для ребенка. Будущей маме объясняется, что ей нужно делать, чтобы уменьшить вероятность развития отклонений у новорожденного. Кроме этого, составляется прогноз лактации.

Во время второго дородового патронажа анализируются отклонения второй половины беременности. Собираются сведения, которые не удалось получить в полном объеме при первом патронаже. Уточняются группы риска для ребенка и прогноз лактации. С мамой проводятся беседы о подготовке предметов, необходимых новорожденному, рациональном питании и режиме дня, о подготовке к лактации.

Для женщин с высоким риском развития отклонений в родах по акушерской шкале на сроке после 32 недель проводится третий дородовый патронаж.

Первый патронаж новорожденного

Окончательно группы риска для ребенка выставляются после первого патронажа участкового педиатра к новорожденному.

Всего у детей педиатры выделяют 7 групп риска

  • I — дети с риском заболевания ОРВИ и других отклонений в состоянии здоровья в период социальной адаптации.
  • II — дети с риском патологии центральной нервной системы.
  • III — дети с риском метаболических нарушений: рахит, анемия. гипотрофия, паратрофия.
  • IV — дети с риском врожденных пороков органов и систем.
  • V — дети с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности.
  • VI — дети с риском аллергических заболеваний.
  • VII — дети с неблагополучными социальными условиями.

Группы риска для каждого ребенка выставляются доктором при наличии определенных факторов риска.

Факторы риска для I — VI группы риска у детей

I II III IV V VI
Со стороны матери
Острые заболевания матери (ОРВИ, ангина) во время, (особенно в конце) беременности и сразу после родов. + + +
Проф. вредности матери + + +
отца +
Предшествующие выкидыши, мертворождения, дети с низкой массой тела прирождении (менее2000г), длительно е бесплодие, многоплодие, + +
Возраст матери до 16 и старше 40 лет + +
Старше 30 лет + +
Возраст отца старше 40 лет +
Врожденные пороки у родителей или их родственников +
Хронические болезни матери (гипертония, болезни щитовидной железы, сердечно-сосудистой и нервной системы, анеимя, пороки сердца) + +
Сахарный диабет + + +
Бронхит, гастрит, колит пиелонефрит, холецистит, аднексит +
Внутриутробные инфекции: герпес, цитомегаловирус, хламидиоз, токсоплазмоз, краснуха + + + +
Курение, алкоголизм + +
Угроза преждевременных родов + +
Узкий таз +
Патология плаценты + +
Токсикоз I и II + + +
Многоводие + +
Внутриутробная гипоксия плода +
Роды от 4 беременности и более +
Интервал между беременнстями 1 год и менее +
Нерациональное питание беременной + +
Отягощенный аллергологический анамнез (аллергия у членов семьи) +
Прием антибиотиков, переливание крови и ее компонентов +
Тазовое предлежание +
Кровно-родственный брак +
В первые 12 нед. беременности ОРВИ +
Краснуха +
Прием лекарств +
В родах
Слабость родовой деятельности +
Затяжные или стремительные роды +
Обвитие пуповиной +
Преждевременная отслойка плаценты +
Длительный безводный промежуток + +
Обвитие пуповиной +
Применение акушерских методов +
Кесарево сечение + +
После родов
Мастит у матери +
Инфекционные заболевания членов семьи + +
Гнойничковые заболевания у матери и членов семьи +
У ребенка
Асфиксия новорожденного +
Недоношенность + +
Переношенность +
Маленький вес при рождении в срок (гипотрофия плода) + +
Крупный вес (более 4000г) + +
Дети из двоен + + +
Длительная желтуха + +
Множественные стигмы дизэмбриогенеза (мелкие аномалии развития) + +
Неврологические симптомы (нарушения мышечного тонуса, повышенная или сниженная возбудимость, нарушения актов сосания и глотания) +
Дети, получавшие противосудорожные препараты +
Дети с большой ежемесячной прибавкой в весе +
Дети с отклонениями эндокринной системы +
Дети с неустойчивым стулом +
Дети после острых ннфекционных заболеваний (пневмония, бронхит, ОРВИ) +
Нерациональное питание ребенка + +
Частое назначение ребенку антибиотиков +

VII группа риска — это дети из неполных, многодетных, социально-неблагополучных семей (родители алкоголики, наркоманы, с психическими отклонениями и т.д.), проживающие в плохих жилищных условиях.

Все дети из групп риска, в том числе не имеющие явных отклонений в состоянии здоровья на момент осмотра, относятся ко II группе здоровья. При наличии хронических заболеваний — к III, IV и V группам здоровья. Дети из групп риска берутся педиатром под дифференцированное наблюдение, которое подразумевает осмотры медсестрой, врачами, лабораторные обследования и профилактическое лечение в определенные сроки.

Группы риска не являются противопоказанием для проведения профилактических прививок.

Кроме этого, в дополнение к стандартным обследованиям проводящимся всем здоровым детям

По первой группе риска

  • Осмотры ЛОРа и стоматолога — 2 раза в год.
  • Профилактическое лечение, если в семье есть больные ОРВИ, в период подготовки к детскому саду, весной и осенью, в сезон увеличения заболеваемости. Белково-витаминный комплекс (на 10 дней ежедневно 50-60 г творога + витамины В1, В2, С или поливитамины) + лекарственные препараты + фитотерапия (отвар шиповника,
  • Своевременная санация очагов инфекции.

Срок наблюдения — до 3х лет.

Во второй группе риска

  • Осмотр невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
  • Повторное УЗИ головного мозга по назначению невролога.
  • Массаж, гимнастика, плавание.
  • В случае повышенной возбудимости — седативные (успокоительные) препараты, или ванны.
  • Другие препараты по назначению невролога.

Срок наблюдения — до 1 года.

По третьей группе риска

  • Анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев, при снижении гемоглобина — своевременное лечение.
  • Тщательный контроль за прибавкой в массе тела.
  • Рациональное вскармливание (сохранение грудного вскармливания, соблюдение возрастного режима и объема кормлений при искусственном вскармливании, правильное и своевременное введение прикорма).
  • Профилактика рахита витамином Д3 с 1 месяца до 1 года по 500 МЕ ежедневно.
  • Массаж, гимнастика, закаливание.

Срок наблюдения — до 1 года.

В четвертой группе риска

Срок наблюдения — до 1 года.

По пятой группе риска

  • С момента выписки из роддома, до 10 дня жизни педиатр осматривает ребенка ежедневно, затем 1 раз в неделю до 1 месяца.
  • Обращается внимание на пупочную ранку, кожные высыпания, характер стула, активность ребенка, прибавку в весе.
  • Ежедневно 3 р/д измеряется температура тела ребенка.
  • Общий анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев.
  • Кипячение, проглаживание белья.
  • Купание в кипяченой воде с добавлением марганцовки.
  • Туалет кожи и пупка.
  • Естественное вскармливание.
  • Борьба с запорами.
  • По показаниям — биопрепараты (линекс, бифидум-бактерин и др). с первых дней жизни.
  • Госпитализация при гнойничковых кожных высыпаниях.

Срок наблюдения — до 3х месяцев.

В шестой группе риска

  • Аллерголог-иммунолог в 3 месяца, далее по показаниям.
  • Общий анализ крови в 3, 12 месяцев, для выявления эозинофилии.
  • Сохранение грудного вскармливания.
  • Гипоаллергенная диета матери.
  • Ребенку более позднее введение прикорма, гипоаллергенная диета.
  • Гимнастика, массаж, раннее закаливание.
  • Исключение бытовых аллергенов.
  • По возможности, в случае острых заболеваний лечение без лекарств или использование их по минимуму, рекомендуется физио и фитотерапия.
  • Раннее выявление отклонений со стороны ЖКТ.

Срок наблюдения до 3х лет.

По седьмой группе риска

В этой группе риска наблюдение бессрочное: до того момента, как обстановка в семье и условия жизни ребенка улучшатся.

  • До 10 дня жизни ежедневный осмотр педиатра, затем в 20 дней и 1 месяц, далее 2 раза в месяц.
  • Контроль за вскармливанием, гигиеной, прибавкой в весе, физическим и нервно-психическим развитием.
  • Обеспечение бесплатными медикаментами и питанием.
  • При заболеваниях — госпитализация в стационар.
  • Первоочередное оформление в детский сад.
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Общий анализ крови, кала, мочи ежегодно.
  • С 7 лет контроль артериального давления.
  • Медосмотры с участием педиатра, ЛОРа, хирурга, окулиста, стоматолога в 1, 3, 5, 7, 10, 12, 14-15, 17-18 лет.
  • Флюрография с 14 лет.

Во всех группах риска, кроме VII, есть определенный срок наблюдения.

После истечения этого срока

  • Если у ребенка не обнаружились отклонения в состоянии здоровья, он снимается с наблюдения по этой группе риска.
  • Если патология проявилась определенными симптомами, то после обследования ребенку выставляется конкретный диагноз и назначается лечение — это называется реализация группы риска у детей.

Простыми словами: Риск-ориентированный подход

Простыми словами 14 марта 2018 Г. 15:28,

В начале марта в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что систему контроля и надзора в течение двух лет необходимо перевести на риск-ориентированный подход. На данный момент проходит контрольно-надзорной деятельности, она была утверждена в декабре 2016 года, срок реализации – до 2025 года.
Что такое этот риск-ориентированный подход? Расскажем в новом тексте Milknews в рубрики “Простыми словами”.
Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.
Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем это влияет как на частоту, так и на глубину проверок.
Как это работает сейчас?
На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшого компании надзорный орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим учреждениям будет применяться более комплексная проверка.
Сам подход к управлению рисками изначально появился в финансовом секторе, деятельность участников которого предполагает значительные риски – банки, страховщики, инвестиционные фонды стремятся управлять ими для установления цен на свои услуги. Ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг и размеры страховых премий напрямую зависят от рисков, которые берет на себя компания.
Благодаря изначальной схожести работы отделов управления рисками в финансовых компаниях и служб внутреннего контроля риск-ориентированный подход внедрился сначала в традиционный аудит, а затем и в прочие виды контроля и надзора, в том числе в государственный.
Одновременно с этим произошло упрощение системы – если в финансовом секторе используются экономико-математические модели просчета рисков с точностью до десятых процента, то в других областях достаточно разделить риски на группы опасности, что мы и видим сейчас в деятельности контрольных ведомств.
Где это прописано?
Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основная его цель – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок.
Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности:

  • низкий,
  • умеренный,
  • средний,
  • значительный,
  • высокий,
  • чрезвычайно высокий.

Это базовая модель, ведомства могут “подстраивать” ее под себя, видоизменяя. Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения. Если объект относят к чрезвычайно высокому, высокому и значительному классу опасности, орган госконтроля размещает информацию о нем на сайте – так проявляется обещанный принцип открытости, исключающий «заказные» проверки.
Как подход меняет работу ведомств?
Россельхознадзор
В деятельности Россельхознадзора риск-ориентированный подход используется в государственном земельном контроле, карантинном фитосанитарном контроле, а также к ветеринарном надзоре и ветконтроле на границе.
В своем Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов отмечает, что ведомство готовилось к реформе и еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности, однако не смогло избежать трудностей при переходе.
Первой проблемой стали критерии оценки риска: было неясно, в каком случае применять выборочную проверку, а в каком проводить тотальный контроль.
Второй проблемой стал доступ к данным об организациях – до реформы не было системы регистрации предприятий как имущественного комплекса, была только система регистрации предприятий как субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим у надзорного органа возникала проблема, когда у большого аграрного холдинга с множеством площадок (к каждой из которых применяются отдельные методы контроля) был один ИНН, и было сложно контролировать виды деятельности в реестре.
С сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельхозназначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.
В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска.
Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов. В текущем году плановые проверки юрлиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска.
Также ведомством применяется форма проверочного листа – списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности.
Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017. С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти в 2014 году приступил в внедрению риск-ориентированного надзора. Количество проведенных Роспотребнадзором проверок с 2008 по 2015 год сократилось в 4 раза: с более чем 1 млн. проверок до 265 тысяч (количество плановых проверок снизилось в 7,5 раз, внеплановых — в 2,2 раза).
Проект соответствующего правительственного постановления на Едином портале для размещения проектов НПА.
В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:

  • гигиеническая значимость,
  • законопослушность (количество выявленных правонарушений),
  • население, находящееся под воздействием,
  • объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.

Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.
Распределение объектов по категориям рисков в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей происходит следующим образом:

  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн. руб., то организации или ИП будет соответствовать чрезвычайно высокий риск;
  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда составляет от 1 млн. руб. до 10 млн. руб., — высокий риск;
  • от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. — значительный риск
  • от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., — средний риск;
  • от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. – умеренный риск;
  • менее 1 тыс. руб. – низкий риск.

Плановые проверки в отношении юрлиц и ИП будут проводиться в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в календарном году;
  • для высокого риска — один раз в 2 года;
  • для значительного риска — один раз в 3 года;
  • для среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;
  • для умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении категории низкого риска плановые проверки Роспотребнадзора не проводятся.
Как это работает в мире?
Основная концепция внедрения РОП в других странах мира не отличается. На первоначальном этапе разрабатывается нормативная база и инструментарий надзора, этап разработки предполагает стратегическое планирование и риск-ориентированные документы для всех отраслей, а этап реализации подразумевает регулярную актуализацию нормативной базы и оценку результатов.
Частыми проблемами, с которыми сталкивались страны ЕС при переходе к риск-ориентированному подходу, оказались недостаточно проработанная нормативная база и одновременное использование старых и новых нормативных документов, а также нечеткая стратегия и неориентированное на риск планирование.

Основная идея риск-ориентированного регулирования – нельзя регулировать и контролировать все эффективно, полный контроль экономически нецелесообразен.

США
В соответствии с американской , контроль за выполнением обязательных требований должен проходить следующим образом: при первом нарушении предприятию выносится предупреждение, устанавливаются сроки на исправление ситуации и производится повторная проверка. При втором – штраф, если нарушение не устранено. При последующем нарушении производится временная приостановка деятельности, а далее объект или предприятие закрывается.
Дания
На примере Дании эксперт Международной Финансовой Корпорации (IFC) Гордана Ристич , что для поиска источника проблем в контрольно-надзорной деятельности рынка пищевых продуктов используется цепочка прослеживаемости «от фермы до прилавка», и, если проблемы выявляются в одном из звеньев цепочки, контрольно-надзорным органам следует связаться с ответственной стороной для проведения проверки.
Контроль также производится по 5 группам опасности, но в Дании существуют и т.н. элитные группы – стандартная частота проверок составляет 0,5 в год (т.е. раз в 2 года), и если в последних 4 отчетах с результатами проверок не предусматривалось штрафных санкций, компания получает статус элитной и количество проверок относительно нее сокращается (с 5 до 3 в самой высокой группе риска и с 3 до 1 в высокой). Кроме того, приятным бонусом для компании становится то, что она может использовать значок своего элитного статуса в маркетинге, например, в рекламе или маркировке.
В ноябре 2017 Всемирный Банк провел семинар по риск-ориентированному подходу, в ходе семинара профессор Гордана Ристич представила доклад об индикаторах риска для санитарно-эпидемиологического надзора.
В первую очередь, эффективность зависит от правильного анализа реальных угроз, возникающих на проверяемых объектах. Так, например, пищевые производства должны иметь разные уровни риска в зависимости от методов обработки продуктов и потенциальной опасности для потребителя.
«Два идентичных предприятия будут иметь разные риски из-за различной продукции. Свежее молоко опасней пастеризованного», — сказала Ристич.
Согласно международной практике, административные меры, применяемые надзорными органами, должны быть гибким инструментом воздействия. Предприятия должны получить определенное время на устранение нарушений и уже затем, в случае дальнейшего несоблюдения требований, быть наказаны.
Эксперт также указала на важность подготовки инспекторов. По словам Ристич, “современный инспектор должен знать о хороших практиках, умениях, технологиях. Во время проверки он должен оценивать как инфраструктуру, так и процессы”.
Относительно проверочных листов эксперт подчеркнула, что чек-листы должны удобным инструментом выявления рисков, а не простым копированием законодательных норм. То, как на предприятии происходят процессы, важнее формальной оценки инфраструктуры.
В целом, в практике внедрения РОП в ЕС пришли к выводам, что инспекционный контроль может стимулировать компании, а может и производить обратный эффект – продолжительные и частые проверки с целью выписывания штрафа не могут улучшить результаты деятельности компании.
Оценки
В целом, конечно, со стороны реформа выглядит позитивным изменением, облегчающим жизнь бизнесу. Заместитель министра экономического развития, один из инициаторов перехода к РОП Савва Шипов на Российском экономическом форуме рассказал, что решение о проведении проверки должно приниматься не конкретным инспектором, а на основании степени риска, пояснил Шипов.

«Например, поступает жалоба о каких-то нарушениях. Необходимо оценить, какие требования нарушаются, насколько нарушение несет за собой опасность — причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, насколько можно доверять источнику информации и так далее. Поэтому мы считаем, что внеплановые проверки постепенно должны переходить на риск-ориентированный подход, и если срабатывают индикаторы, что риск действительно высокий, тогда проверка проводится, если нет, то проверка не нужна», — рассказал Шипов.
Однако у представителей бизнеса и потребительских обществ реформа вызвала разную реакцию.
Дмитрий Янин, Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) в разговоре с Milknews раскритиковал проводимую реформу и связал изменения с нежеланием финансировать контрольные органы.
«На мой взгляд, реформа КНД была инициирована от безысходности. Это связано с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, нежеланием обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим.
Инициаторы реформы исходят из того, что, по их мнению, любой проверяющий — взяточник и коррупционер, и честно работать за 25-30 тысяч рублей инспектор не может. Поэтому вместо инициирования повышения уровня зарплат у служащих и отслеживания адекватности трат ведомств, у нас более 10 лет реализуется стратегия по усложнению деятельности контрольно-надзорных органов.
Главный документ – закон о контроле юрлиц при осуществлении КНД – фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС мы не нашли практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки – таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов. Поэтому тенденция сохраняется, качество и количество надзорных ведомств будет сокращаться, а бизнес продолжит писать правила игры, исходя из условий «не мешайте делать, что хочется».
К остальным изменениям, вроде ранжирования и косметическим изменениям в законодательстве я отношусь спокойно, ключевая проблема – недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций)».
Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин рассказал Milknews, что бизнес относится к реформе абсолютно положительно и “участвует в ней самым непосредственным образом”. По мнению Корочкина, плюсы — перестройка взаимоотношений предприятий (причем всех, не только бизнеса) с устаревшей, во многом навязанной внешними агентами парадигмы на современную, более эффективную и менее обременительную как для государства, так и для общества. Минусы заключаются в том, что реформа проходит не так быстро, как это необходимо.
“Те 2-3% дополнительного роста ВВП, которые по оценкам могла бы дать новая система, страна по прежнему теряет. Насколько переход к риск-ориентированному подходу облегчит жизнь предпринимателям? Очень серьезно. Это и снижение количества дорогостоящих плановых проверок, и избавление от многих «экзотических» и парадоксальных обязательных требований, которые, кроме сомнений в адекватности предъявляющих их представителей государства, ничего не давали” — заявил Корочкин.
На вопрос о том, не является ли значительное снижение количества проверок нежеланием государства финансировать надзор, эксперт пояснил, что эффективный контроль можно (и нужно) построить, вообще обходясь без плановых проверок госорганами. “Лучшие мировые практики это наглядно показывают. Тем более сегодня, когда есть тысячи способов обеспечения контроля с помощью разнообразных технических устройств. Кроме того, есть практика страхования и работы Саморегулируемых организаций. Вполне положительная”.

Артем Фальчев 37218 просмотров

С начала 2019 года в Кабинете налогоплательщика вы могли заметить уведомления о присвоении вам той или иной степени риска налогоплательщика.

В соответствии со статьями 136-137 Налогового кодекса с 1 января 2019 года внедряется категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированное применение мер налогового администрирования в случаях, установленных Налоговым кодексом.

Если по какой-то причине пропустили это в кабинете — можно легко найти.

Заходим в «Уведомления / Извещения / Решения» и вводим в дату поступления диапазон, к примеру, с начала 2019 года и по текущее число.

На примере ниже нашлось 6 уведомлений и все об одном — информация о присвоенной степени риска. Наименование документа кликабельно.

Если открыть любое из уведомлений, например, последнее, можно увидеть более подробную информацию о критериях по которым присвоена та или иная степень.

Существует всего 3 степени риска налогоплательщика

  • высокая
  • средняя
  • низкая

В примере ниже основанием для присвоения степени послужила выписка электронных счет-фактур — ЭСФ

Большинству предпринимателей присвоили среднюю степень риска.

У большинства, кто впервые увидел это уведомление возникает резонный вопрос — стоит ли переживать и что-то предпринимать для понижения степени риска себя как налогоплательщика.

На самом деле, если у вас не высокая степень риска, можно не беспокоиться.

Критерии, не являющиеся конфиденциальной информацией и по которым определяется степень риска налогоплательщика:

  • Налоговая нагрузка
  • Среднемесячная заработная плата на одного работника
  • Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов
  • Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами
  • Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
  • Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность
  • Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы
  • Участие в налоговом мониторинге
  • Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных
  • Выписка счетов-фактур в электронном виде
  • Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки
  • Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость

Остальные критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией.

Степень риска проверяется налоговым органом и обновляется как минимум 2 раза в год в кабинете налогоплательщика.