Задачи таможенных органов ТК ЕАЭС

Статья 49. Льготы по уплате таможенных платежей и тарифные преференции

1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);

2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

2. Случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.

При установлении в соответствии со статьей 43 Договора о Союзе случаев и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот) в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия вправе определять иные обстоятельства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин.

3. Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.

4. Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.

Таможенный союз ЕАЭС – особенности работы

ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международное экономическое объединение, включающее пять стран: Россию, Казахстан, Беларуси, Армению и Киргизию. Союз пришел на смену ЕвраАзЭс и начал свое функционирование лишь в 2015 году, хотя соглашение об его организации было подписано главами стран еще в 2014 году.

Главная цель ЕАЭС – обновление национальных экономик всех стран-партнеров и увеличение их конкурентной способности на мировой арене.

Таможенный союз ЕАЭС сформирован на основе Таможенного союза ЕврАзЭс, ранее заключенного между тремя странами СНГ – Россией, Казахстаном и Белоруссией, но закончившим свою работу в 2014 году. Таможенные границы ЕАЭС были определены с учетом его единой таможенной территории, что упрощает международные грузоперевозки. В дальнейшем, при вхождении Армении и Киргизии, границы ЕАЭС были перенесены в соответствии с территориями этих двух государств.

В ЕАЭС принят единый таможенный тариф (ЕТТ) – комплекс таможенных пошлин, которые установлены с учетом действующей ТН ВЭД ЕАЭС на товары, импортируемые из третьих стран. Однако, каждый член Союза имеет право самостоятельно формировать сезонные пошлины и применять их в течение 6 месяцев вместо тарифов, предусмотренных ЕТТ, или устанавливать размеры ввозные пошлины на определенную продукцию. Список товаров утверждается специальной Комиссией на основании подписанного таким государством договора о присоединении к Союзу. В частности, каждая страна оставила за собой право определять размер таможенных пошлин на экспортируемый газ, нефть и нефтепродукты в третьи страны, которые не используются в торговле между государствами ЕАЭС.

Тарифные преференции ЕАЭС: когда действуют?

При ввозе на территорию ЕАЭС продукции, произведенной в развивающихся и наименее развитых странах, действуют тарифные преференции на ввозные пошлины. Для наименее развитых стран их размер составляет 0%,а для развивающихся стран – 75% от их действующего уровня.

К развивающимся странам относят 103 государства, из которых главные бенефициары – Бразилия, Турция, Парагвай, Аргентина, Китай, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. Доставка грузов из Китая является наиблее востребованной. Сегодня 22 страны из этого списка достигли высокого уровня доходов, что является основанием для их исключения.

Список наименее развитых стран, получивших такой статус по классификации ООН, включает 49 стран. Среди них основными бенефициарами являются: Бангладеш, Эфиопия, Малави, Мьянма, Афганистан и Камбоджа.

Какие товары попадают под торговые преференции?

К преференциальным товарам относятся преимущественно сельскохозяйственная продукция, а также сырье и полуфабрикаты, которые удовлетворяют ряду условий:

  • произведены или подвержены достаточной обработке или переработке в развивающейся и наименее развитой стране;
  • закуплены в развивающейся и менее развитой стране для ввоза на территорию ЕАЭС;
  • имеют удостоверение и сертификат о происхождении товара по форме «А», оформленный в соответствии с существующими требованиями Союза;
  • удовлетворяют всем требованиям административного сотрудничества ЕАЭС.

Как осуществляются перевозки в ЕАЭС?

Основная задача ЕАЭС – формирование единой транспортной системы, создание евразийских транспортных коридоров и общего рынка транспортных услуг. Изначально, государства ЕАЭС, находясь в составе СССР, имели единую транспортную систему, функционирование которой было нарушено в результате дезинтеграционных процессов, прошедших на постсоветском пространстве после его распада. Все решения Совета направлены на восстановление единого транспортного пространства и свободного перемещения товаров на территории ЕАЭС. В результате этого, была установлена разрешительная система на двухсторонние и транзитные перевозки, осуществляемые между странами-членами Союза автомобильным, железнодорожным и водным транспортом на его территории. Таким образом грузоперевозки в Армению, доставка грузов из Беларуси и перевозки между другими странами участниками значительно упростились.

Евразийская интеграция в действии

  • Автотранспортный контроль осуществляется на внешней границе ЕАЭС в определенном порядке: выборочно в передвижных и стационарных пунктах, расположенные вдоль международных маршрутов.
  • Международные автоперевозки грузов проходят без специальных разрешений. Карту-допуск на транспортное средство, обязательно оформляемое при осуществлении международных перевозок, не требуется предоставлять при пересечении границы ЕАЭС.
  • Упрощен порядок таможенного декларирования автотранспорта, который зарегистрирован на территории ЕАЭС и выполняет международную перевозку с выездом за его пределы порожним. Таким автомобилям достаточно предоставить на таможне свидетельство о госрегистрации транспортного средства.
  • Введены унифицированные внутригосударственные тарифы, действующие при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
  • Установлены ценовые пределы изменения внутригосударственных тарифов и определены условия их применения при проведении транзитных грузоперевозок.
  • С начала 2016 года действует Программа либерализации каботажных грузоперевозок автотранспортом, которая полностью заработает в 2024 году. На ее основании с 2016 по2017 год разрешено совершать одну попутную каботажную перевозку в направлении государства-регистрации при условии, что международная перевозка из страны ЕАЭС завершена.
  • Введено предварительное информирование таможенных органов о ввозе в ЕАЭС товаров автомобильным и ж/д транспортом.

В ближайшее время Коллегия ЕЭК рассмотрит проект по требованиям и порядку выдачи сертификатов безопасности, действующих на железнодорожном транспорте. Главная его цель – снижение количества нарушений, которые ежегодно фиксируются при организации грузоперевозок.

Также заработает ОТЛК – единая транспортно-логистическая компания, необходимая для устранения проблем, которые имеются на ж/д транспорте в странах ЕАЭС и приводят к снижению эффективности его работы. Предполагается, что она объединит ведущих ж/д контейнерных операторов, имеющуюся логистическую инфраструктуру и грузовые терминалы в единую систему. В дальнейшем, компания должна будет предоставлять транспортные услуги по принципу единого окна при осуществления контейнерных ж/д грузоперевозок на территории ЕАЭС.

Таможенные льготы в ЕАЭС

В ЕАЭС разрешено ввозить товары из стран третьего мира на льготных условиях, то есть с учетом сниженной ставки или при полном освобождении от ввозной пошлины. В их перечень входят:

  • ценные бумаги стран Союза;
  • товары, ввозимые иностранным учредителем в виде вклада в уставной капитал компании в срок, установленный учредительным договором;
  • гуманитарная помощь;
  • продукция морского промысла государств ЕАЭС;
  • средства, необходимые для ликвидации стихийных бедствий и катастроф;
  • продукция, ввозимая в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космоса;
  • валюта государств-участниц ЕАЭС, стран третьего мира;
  • благотворительная помощь, оказываемая международными фондами или правительствами третьих стран.

Исключение составляет экспорт в ЕАЭС подакциозных товаров – на них таможенные льготы не распространяются.

Тарифные льготы ЕАЭС.

  • Тарифные льготы и тарифные преференции

    Возможность предоставления тарифных льгот и тарифных преференций устанавливается ТК ТС и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Они не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, особо оговоренных в законе. Под тарифной льготой понимается…
    (Налоги и налогообложение)

  • Возможность тарифных льгот и тарифных преференций предусмотрена ТК ТС и представляется в соответствии с законодательством или международными договорами государств – членов ТС. Они не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, особо оговоренных в законе. Под тарифной льготой…
    (Налоги и налогообложение.)
  • Тарифные льготы

    Наряду с тарифными преференциями имеют место тарифные льготы – любое изъятие или исключение из таможенных правил в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров. Тарифные льготы могут предоставляться как на условиях взаимности, так и в одностороннем порядке в форме возврата ранее уплаченных…
    (Таможенное дело)

  • Тарифные квоты ЕАЭС.

    В рамках ТТР ввоза сельскохозяйственной продукции из третьих стран на территорию союза Договором ЕАЭС (ст. 44 раздела III) допускаются льготы (преференции) в виде тарифных квот. Они действуют в случаях, если на территории ЕАЭС производится или выращивается аналогичная сельхозпродукция. Тарифные квоты…
    (ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО. ЧАСТЬ 2)

  • Тарифная система

    Механизм, с помощью которого учитываются качественные или количественные различия в трудовом процессе (затратах труда), — тарифная система, представляющая собой совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из различий сложности выполняемых работ, условий, интенсивности…
    (Экономика предприятия)

  • Льготы, предусмотренные налоговым законодательством при исчислении налога

    К категории льгот отнесены операции, не подлежащие налогообложению, но при соблюдении особых условий. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ: o операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматизма); o реализация медицинских товаров отечественного…
    (Налогообложение коммерческой деятельности)

  • Налоговые льготы

    Освобождаются от налогообложения: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; 2) организации — в отношении земельных участков, занятых…
    (Налоги и налогообложение)

  • Поощрение работников дополнительными социальными льготами и выплатами

    При наличии финансовых средств на предприятии могут выплачиваться дополнительные социальные льготы и выплаты, которые получили название «социальный пакет». В социальный пакет входят дополнительные суммы, выделяемые предприятием работнику на питание, транспорт, медицинское страхование, дополнительное…
    (Экономика труда)

  • Льготы исходя из целей перемещения товаров

    При ввозе на таможенную территорию РФ и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений…
    (Таможенное дело)

Таможенный контроль ТК ЕАЭС: основные понятия, контроль продукции после выпуска товаров

Таможенный контроль ТК ЕАЭС — совокупность мер, позволяющая отслеживать соблюдение правил ввоза и вывоза товаров (а также других объектов) через границы стран-участниц союза. С января 2018 года все процедуры и условия регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Благодаря созданию общего экономического пространства оформление и перемещение товаров значительно упростилось. Немаловажную роль сыграли современные технологии — теперь подача необходимых документов может осуществляться посредством электронных систем.

Виды таможенного контроля ТК ЕАЭС

Согласно действующему кодексу, который действителен во всех государствах союза, предусмотрено несколько форм контрольных мер. Выбор одной из них зависит от условий процедур, типа товара и других особенностей. Предусмотрены следующие формы таможенного контроля по ТК ЕАЭС:

  • осмотр, досмотр, в том числе личный, а также помещений, территорий;
  • проверка, в том числе различных документов;
  • получение объяснений.

Все эти формы актуальны в момент нахождения объектов под таможенным контролем.

Однако есть процедуры, которые могут проводиться в течение 3 лет после окончания основного оформления.

Таким образом осуществляется контроль после выпуска по ТК ЕАЭС. Он предполагает подтверждение фактов легального ввоза товаров на территории союза, а назначается при возникновении информации о нарушении действующих норм и правил.

Официальное определение таможенного контроля дано в ТК ЕАЭС, как и условия его проведения, прохождения для потенциальных декларантов. Помимо данного документа, необходимо обращаться еще к законодательству той страны, где осуществляется оформление товаров. Оптимальный выход — заключить договор со специалистами в этой сфере. Ошибки при оформлении, например, неполные данные, отсутствие сопроводительной документации, приводят к потере времени и задержкам поставок по договорам.

Особенности таможенного контроля ТК ЕАЭС

Новый кодекс принес приятные изменения и упростил регламенты процессов. Теперь можно оформить товар без личной подачи документации в оригинале, а сделать это через заполнение форм в электронном виде. Также таможенный контроль ТК ЕАЭС проходит намного быстрее — до 4 часов при отсутствии ошибок и подаче полных данных об объекте. В оформлении и некоторых видах проверки должностные лица органов практически не принимают участие. Их функции возложены на автоматические системы.

Однако неизменными остались распространенные проблемы, с которыми сталкиваются заинтересованные лица. Во-первых, законодательство не стало проще для людей без опыта в этой сфере или профильного образования. Иногда приходят запросы с неточными, неполными формулировками от должностных лиц контролирующих (надзорных) органов или не хватает документов об успешной сертификации продукции. А контроль после выпуска товаров по ТК ЕАЭС сопровождается большим количеством вопросов. Быстро разобраться в этом самостоятельно получается не всегда.

Помощь специалистов

Специалисты отслеживают изменения в законодательстве, кодексах и других взаимосвязанных нормативно-правовых актах. Они знают, какие документы подаются на оформление и как без лишних затрат пройти все официальные процедуры. «Ростестстандарт» ответит на вопросы о ТК ЕАЭС, таможенном контроле после выпуска товаров. Поможем оформить недостающие документы. Узнайте о стоимости сертификата соответствия Таможенного союзаи особенности процедурпо телефонам 8 (495) 40-90-165 (Москва) или 8 (800) 100-90-15 (Федеральный).

О роли информационных технологий в интеграционных процессах и возникающих благодаря их внедрению возможностях для государств – членов ЕАЭС рассказывает начальник Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС России Владимир Скиба.

Владимир Юрьевич, вы работали четыре с половиной года директором департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, два года как уже вернулись на службу в российские таможенные органы. Как складывается, на ваш взгляд, информационное взаимодействие между государствами – членами ЕАЭС?

Одним из ключевых проектов, реализуемых в целях обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование ЕАЭС, является реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение информационного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках союза. На основе расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли проводятся работы по созданию, обеспечению функционирования и развития интегрированной информационной системы ЕАЭС. Одной из основных задач данной системы является организация межгосударственного обмена данными и электронными документами при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС. В настоящее время предусмотрена реализация более 75 общих процессов, из них более трети затрагивает компетенцию таможенных органов пяти государств.
В идеологию системы заложены информационно-аналитическая поддержка пользователей уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС, формирование общих информационных ресурсов ЕАЭС, осуществление на безвозмездной основе информационного обмена данными, использование ее при реализации механизма «единое окно» и электронная форма взаимодействия между уполномоченными органами, уполномоченными органами и ЕЭК при осуществлении различных видов государственного контроля. Реализация этого проекта создаст принципиально другие условия работы различных органов власти и пользователей системы на пространстве ЕАЭС.
Кроме того, запущены процессы создания систем цифрового взаимодействия государств – членов ЕАЭС с третьими странами: например, с осени 2018 года начато тестирование взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕЭАС и Вьетнама – страной, с которой подписано соглашение о создании зоны свободной торговли.
Проектов в целом много, при этом важно синхронизировать их реализацию с технологическими возможностями, существующими в различных государствах – членах ЕАЭС. Так, в России и Беларуси уровень развития информационных технологий в таможенных органах давно синхронизирован и существенным образом обгоняет автоматизацию иных государственных органов, поэтому и внедрение нововведений происходит практически синхронно. Таможенные органы Армении и Киргизии создавали свои информационные системы еще до вступления в Союз, поэтому потребовалась их доработка и модернизация, в настоящее время идет процесс синхронизации доработок систем в целях реализации общих таможенных процессов. Хотелось бы отметить, что в целом по уровню автоматизации, степени и количеству реализуемых технологий с использованием информационных систем, в том числе автоматических, таможенные органы в государствах – членах ЕАЭС являются лидерами. При этом они являются единственными государственными органами, где предусмотрены законодательно и активно уже реализуются технологии совершения операций посредством информационных систем без участия должностных лиц таможенных органов.

На юбилейном саммите ЕАЭС было подписано соглашение о прослеживаемости товаров. Как будет осуществляться цифровой контроль?

Главы государств – членов Евразийского экономического союза 29 мая 2019 года подписали соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Это рамочный документ, конкретный перечень товаров будет утвержден отдельным решением сторон. Идея о создании механизма прослеживаемости появилась на встрече президентов стран ЕАЭС в декабре 2015 года.
Очень часто создание системы прослеживаемости путают с созданием систем маркировки товара. В данном случае речь идет именно об интеграции информационных систем государственных органов в пяти государствах, в результате которой будет обеспечена возможность проследить движение товаров с момента их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, последующего перемещения под таможенным контролем, помещения на склад временного хранения, выпуска в соответствии с заявленной при таможенном декларировании таможенной процедурой, поступления в торговый оборот до момента продажи в розницу. Механизм позволит выявить недобросовестных участников ВЭД, предоставляющих недостоверные сведения о количестве ввозимого товара за счет анализа сведений, имеющихся в таможенных декларациях, товарных накладных, счетах-фактурах и кассовых чеках. Реализация этого проекта – компетенция таможенных и налоговых органов как на национальном, так и наднациональном уровнях. Предполагается, что ФТС России и ФНС России будут практически в режиме онлайн обмениваться актуальными данными из перечисленных выше и иных электронных документов. Это очень большой объем данных как по составу сведений, так и по их количеству. По сути, будет обеспечено создание цифровых двойников всех товаров, перемещаемых в рамках внешней, взаимной и внутренней торговли и их реализации конечным потребителям. Сейчас регулярно проводятся эксперименты по аккумулированию и обмену данными между службами, вырабатываются технологические и методологические подходы в рамках конструирования системы, тестируются виды сведений в системе межведомственного электронного документооборота.

В рамках ЕАЭС утверждена цифровая повестка до 2025 года. Какие задачи в связи с этим возникают у таможенной службы?

Цифровая повестка ЕАЭС – это стратегическое направление развития экономики государств – членов ЕАЭС, которое определяет круг актуальных задач по цифровому преобразованию в рамках развития интеграции и укрепления единого экономического пространства. Но необходимо отметить, что сейчас зачастую слово «цифровизация» произносится на различных площадках либо с придыханием, либо с трепетом, либо со страхом, а то и ужасом. На самом деле цифровизация всего лишь математическая модель, то есть аналоговая жизнь, переведенная в электронную форму с помощью математических правил, алгоритмов и допусков. А вот для использования этой математической модели потребуется еще больше разработать прикладных математических (теоретические основы разработаны давно) методов и алгоритмов, которые программисты реализуют в программном коде. Чтобы получить эффект от цифровизации, одного желания мало. Компьютеры и программы не умеют исполнять желания, как в сказке «По-щучьему веленью». Тот же искусственный интеллект – это всего лишь программа, которая реализует те или иные математические методы и алгоритмы обработки больших массивов данных в сжатые временные сроки, позволяя за счет математических методов интерполяции, экстраполяции, вариационного исчисления и иных методов прогнозировать, оценивать корреляцию и подготавливать (или принимать автоматически) решения в условиях неопределенности или при высоком уровне энтропии. Таможенные органы в государствах – членах ЕАЭС, как я уже отмечал выше, в вопросах автоматизации, информатизации и цифровизации занимают лидирующее положение среди госструктур. Другим структурам придется перестраиваться более серьезно для реализации задач, определенных в рамках цифровой повестки, а таможня уже сейчас реализует многие процессы без использования новомодных терминов «блокчейн», «биг дата» и т.д. , давно известных математических и технологических методов и алгоритмов. Серьезные преобразования таможенных технологий, предписываемые цифровой повесткой, у нас идут давно. Тем не менее перед нами сегодня стоит немало задач. Не вдаваясь в юридически точные формулировки, приведу несколько примеров. Например, один из пунктов повестки – цифровая торговля. Наши граждане заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах или наши предприниматели создают интернет-магазин для торговли иностранными товарами. И в том и в другом случае необходимо обеспечить соблюдение таможенного законодательства и при этом обеспечить для конечного потребителя прозрачный режим прохождения таможенных формальностей, чтобы развивалась цифровая таможня. Одним из таких сервисов может быть автоматический расчет таможенных платежей и возможность их уплаты с использованием современных электронных банковских инструментов. Совместно с «Почтой России» нами уже проведено несколько экспериментов по совершенствованию процессов оформления международных почтовых отправлений, при которых, по сути, основной объем таможенных операций совершается информационными системами без участия должностных лиц.
Второй пример связан со взаимосвязанными задачами: организацией цифровых транспортных коридоров и созданием единой системы таможенного транзита с примененных электронных навигационных пломб. В этом случае речь идет о реализации процессов контроля (мониторинга) за передвижением транспортных средств как под таможенным контролем, так и при внутренних перевозках. Данные задачи хорошо коррелируются и дополняют механизм прослеживаемости: к информационной прослеживаемости жизненного цикла товара на этапах ввоза и реализации добавляется цифровая прослеживаемость маршрутов передвижения товарных партий. Работы по созданию цифровых транспортных коридоров и по созданию системы единого транзита с применением навигационных пломб должны быть скоординированы друг с другом и, чтобы все предложенные технические решения были совместимы и не возникло бы проблем при их внедрении в реальную жизнь.

В рамках цифровизации деятельности Евразийского экономического союза определенную роль отводят созданию механизма регулятивной «песочницы». Что это за институт и какова его роль?

В основе предложения по созданию механизма регулятивной «песочницы» лежит идея, смысл которой – не упустить интересные инициативы и новые технологии, создав для них комфортные условия для тестирования и внедрения. Порой возникают ситуации, когда провести какой-то эксперимент в рамках нашей деятельности невозможно в силу законодательных ограничений. Регулятивная «песочница» в этом случае позволяет определить специальный правовой режим, который устанавливается для каждого отдельного пилотного проекта на ограниченный срок. Это позволяет внедрять различные технологические (и не только) решения в тестовом режиме еще до завершения формирования и принятия необходимой нормативно-правовой базы. В настоящее время же получается, что от идеи до ее реализации необходимо пройти длительный путь: разработать правовую базу, принять ее, после этого провести технико-экономическое обоснование, включить необходимый объем финансирования в планы финансирования, провести конкурсные процедуры и только после этого приступить к разработке непосредственно информационных систем. И зачастую после разработки информационной системы выясняется, что нормативно-правовая база требует существенной переработки, так как в том формате, в котором она сформирована, она не позволяет разрешить изначальную проблему и/или задачу.

Таможенный кодекс является в ЕАЭС вторым по важности документом после договора о Евразийском экономическом союзе. Какова роль ТК ЕАЭС в переходе на цифровые технологии?

Еще до образования ЕАЭС созданная в 2012 году Евразийская экономическая комиссия искала возможности совершенствования как правовой базы, так и технологий в таможенной сфере. В ходе подготовки предложений о совершенствовании информационных таможенных технологий и появились предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза, которые совпали по времени с принятием решения о создании ЕАЭС. В итоге большая часть предложений по совершенствованию информационных таможенных технологий вошла в основные новеллы Таможенного кодекса ЕАЭС
Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Практически все нормы нового документа предусматривают отказ от бумажных документов и переход на электронное взаимодействие между таможней, органами государственной власти и бизнесом. Так, например, в Таможенном кодексе ЕАЭС приоритет отдается электронным документам, введено понятие предварительного информирования в виде электронного документа и в интересах всех контролирующих органов на таможенной границе, предусмотрено применение механизма «единое окно», предполагающего взаимодействие таможенных органов с другими органами государственной власти. Объем такого взаимодействия немалый: всего более 50 органов государственной власти в пяти государствах участвуют в реализации различных функций по государственному контролю и/или регулированию внешнеэкономической деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Что уже сделано в ФТС России? Внедрены технологии автоматической регистрации электронных деклараций на товары и автоматического выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. С использованием этих технологий в 2018 году перечислено в федеральный бюджет только таможенных сборов за оформление деклараций на товары в объеме, сопоставимом с затратами на все информационно-коммуникационные технологии в таможенных органах. А есть еще и иные таможенные платежи, сбор и перечисление в бюджет которых осуществляют так называемые программные роботы. Недавно запущена в применение технология автоматической регистрации электронных транзитных деклараций, которая пока ведется только в российских таможенных органах. Перечень таможенных операций, которые могут совершаться информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов, постоянно расширяется.

На недавнем межправительственном совете стран ЕАЭС была утверждена эталонная модель механизма «единое окно». Что будет сделано для ее реализации?

Евразийский межправительственный совет утвердил описание эталонной модели национального механизма «единое окно» в системе регулирования ВЭД. Утверждены базовые принципы, функции эталонной модели и соответствующий перечень государственных процедур и услуг. Задача единого окна – упрощение процедур торговли. Проще и быстрее будут осуществляться таможенные процедуры, упростятся система получения лицензий и сертификатов, оформление налоговой отчетности.
Сама концепция единой государственной экономической системы и взаимодействия государственных органов, по принципам которой действует современное единое окно, была разработана еще в советское время академиком Виктором Глушковым. Создание общегосударственной автоматизированной системы управления хозяйством – его идея, опередившая то время. Впоследствии эти принципы были использованы при разработке рекомендаций ЕЭК ООН №33–35, посвященных механизму «единое окно».
Смысл такого механизма – улучшение системы взаимодействия государства и бизнеса. Экономические субъекты должны не только нести фискальную нагрузку, но и получать содействие от государственных органов. В соответствии с этимb рекомендациями модель единого окна применяется во многих странах, но, по сути, она была воплощена только в Корее и Сингапуре. Отдельные элементы реализованы в крупных европейских портах. Так называемые американская и шведская модели при детальном исследовании оказались больше существующими на бумаге. Такое исследование было проведено в 2015 году и его результаты показали, что в США только искали возможность провести эксперимент, а в Швеции начали создавать систему, основываясь на опыте портовых сообществ и азиатских стран. В России основной набор элементов уже создан и применяется (например, Автоматизированная система внешнего доступа таможенных органов как одна точка подачи декларации на товары в виде электронного документа, система межведомственного электронного взаимодействия как платформа для обмена данными между федеральными органами власти и т.д.). Практически все информационное взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности уже осуществляется с использованием электронных документов, то есть с применением электронной подписи. С 1 июля 2019 года уже обеспечен и запуск новелл Таможенного кодекса ЕАЭС и в отношении предварительного информирования.

Источник: Журнал «Таможня» №3 2019 год

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter