Закон 3523 1

Обзор подготовлен при поддержке

Индикаторы ЕС: 20 базовых государственных е-услуг

Европейский Союз определил 20 базовых государственных услуг, реализация которых отслеживается на уровне всего Европейского сообщества в качестве одного из индикаторов прогресса стран на пути к «электронному правительству». Они включают в себя 12 услуг для граждан и 8 услуг для бизнеса.

По объему предоставляемых услуг и информации различными правительственными сайтами стран мира, а так же по такому параметру, как наличие необходимой инфраструктуры доступа к государственным веб-порталам (сайтам), согласно упомянутому выше исследованию ООН, первое место занимают США, за ними идут Швеция, Австралия, Дания, Великобритания, Канада, Норвегия, Швейцария, Германия и Финляндия, — места в этом рейтинге ООН достаточно четко коррелируют с позициями в рейтинге «электронной готовности» (e-readiness, 20.04.2005), где первую позицию продолжает занимать Дания, США — 2 место (2004 г. — 6 позиция), Швейцария — 4 место (2004 г. — 10 позиция). Первая десятка этого рейтинга выглядит так: Дания, США, Швеция, Швейцария, Великобритания, Гонконг, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Австралия.

Согласно отчету ООН «Электронное правительство на перепутье», в 33 странах мира через интернет осуществляются юридические действия, одной из стороной которых являются органы государственной власти, — это, например, выплата штрафов и подача налоговых деклараций. Так граждане Южной Кореи, используя интернет, могут проследить, на какой стадии находится рассмотрение поданной жалобы или заявления, а жители Гонконга — платить налоги и обновлять водительские права.

Прогресс в онлайновой реализации данных услуг измеряется четырьмя фазами:

  • публикация информации;
  • одностороннее взаимодействие;
  • двусторонний информационный обмен;
  • полная реализация транзакций в электронной форме, включая предоставление и оплату услуги.

Список базовых услуг ЕС для граждан:

  • подоходный налог: декларирование и пр.;
  • поиск работы через службы занятости;
  • социальная помощь (пособия по безработице; пособия на ребенка; возмещение затрат на медицинские услуги; оплата учебы);
  • персональные документы (паспорт, водительские права);
  • регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного);
  • подача заявлений на строительство;
  • информирование полиции (например, в случае кражи);
  • публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства);
  • свидетельства (о рождении, браке): запрос и предоставление;
  • подача заявлений на поступление в высшие учебные заведения;
  • информирование о смене места жительства;
  • услуги, связанные с медициной (например, интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных госпиталях, заявка на лечение в конкретном госпитале).

Список базовых услуг ЕС для бизнеса:

  • социальные отчисления на служащих;
  • корпоративные налоги: декларирование и пр.;
  • налог на добавленную стоимость: декларирование, уведомления;
  • регистрация новой компании;
  • подача статистических данных;
  • таможенное декларирование;
  • получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды;
  • закупки для государственных нужд.

Внутри архитектуры электронного правительства «жизненные эпизоды» и «бизнес-ситуации» рассматриваются как точки входа к государственным услугам, реализованные на уровне представления соответствующего портала. При этом под государственным порталом понимается централизованная точка доступа через интернет ко всей государственной онлайновой информации и услугам.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Алексей Кузовкин: Ведомства, назвавшие ИТ приоритетным направлением, более динамичны и их развитие идет заметно быстрее других

На вопросы CNews ответил Алексей Кузовкин, генеральный директор компании «РБК СОФТ».

CNews: Как вы оцениваете влияние административной реформы на уровень и эффективность информатизации госсектора?

Алексей Кузовкин: Перестройка государственного аппарата привела, прежде всего, к смене ряда ключевых фигур, принимающих решения в области ИТ. На смену прежнему составу пришли более динамичные лидеры со свежими силами, новыми идеями. Появилась и новая структура, курирующая ИТ-рынок — Министерство информационных технологий и связи. Перечисленные изменения определили положительную динамику развития ИТ в целом. Важная тенденция сегодняшнего дня — создание внутриведомственных программ развития ИТ, связанных с Федеральными целевыми программами, в чем-то дополняющими их. Отрадно, что помимо общего понимания значимости ИТ, сегодня пришло и понимание значимости и авторитета самой фигуры государственного CIO, отвечающего за внедрение.

Оценивая влияние административной реформы в целом, скажу, что результаты реформы положительны, к управлению процессами пришли энергичные люди, которые уже не мыслят себя без использования современных ИТ-решений, началось активное финансирование новых государственных программ и проектов в области ИТ. Общество пришло к пониманию, что именно в информационных технологиях кроются резервы, необходимые для превращения Россия из поставщика сырья в страну-поставщика высокотехнологических решений и продуктов. Уверен, что во многом положительные сдвиги наметились благодаря непосредственному вниманию к проблемам ИТ первых лиц государства.

Полный текст интервью

Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 N 3523-1 (последняя редакция)

Документ утратил силу или отменен 23 сентября 1992 года N 3523-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 24.12.2002 N 177-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
    • Статья 3. Объект правовой охраны
    • Статья 4. Условия признания авторского права
    • Статья 5. Авторское право на базу данных
    • Статья 6. Срок действия авторского права
    • Статья 7. Сфера действия настоящего Закона
  • Глава 2. Авторские права
    • Статья 8. Авторство
    • Статья 9. Личные права
    • Статья 10. Исключительное право
    • Статья 11. Передача исключительного права
    • Статья 12. Принадлежность исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных
    • Статья 13. Право на регистрацию
  • Глава 3. Использование программ для ЭВМ и баз данных
    • Статья 14. Использование программы для ЭВМ или базы данных по договору с правообладателем
    • Статья 15. Свободное воспроизведение и адаптация программы для ЭВМ или базы данных
    • Статья 16. Свободная перепродажа экземпляра программы для ЭВМ или базы данных
  • Глава 4. Защита прав
    • Статья 17. Нарушение авторских прав. Контрафактные экземпляры программы для ЭВМ или базы данных
    • Статья 18. Защита прав на программу для ЭВМ и базу данных
    • Статья 19. Арест контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных
    • Статья 20. Иные формы ответственности

Открыть полный текст документа

Закон о правовой охране программ для электронных Вычислительных машин и баз данных

Методы правовой защиты

Приведем цитаты из правовых документов.

Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

устанавливаются Разделом IV Гражданского Кодекса РФ.

ü «..Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4)……….

Глава 4. Защита прав

Статья 17. Нарушение авторских прав. Контрафактные экземпляры программы для ЭВМ или базы данных

(в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

1. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований настоящего Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторских прав.

(в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

2. Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторских прав.

(в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

3. Контрафактными являются также экземпляры охраняемой в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимые в Российскую Федерацию из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.

Статья 18. Защита прав на программу для ЭВМ и базу данных

1. Автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:

признания прав;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

возмещения лицом, нарушившим исключительное право, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;

(в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177-ФЗ)

абзацы пятый — шестой исключены. — Федеральный закон от 24.12.2002 N 177-ФЗ;

принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

2. За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд.

3. Исключен. — Федеральный закон от 24.12.2002 N 177-ФЗ.

Статья 19. Арест контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных

На экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные, воспроизведенные, распространенные, проданные, ввезенные или иным образом использованные либо предназначенные для использования в нарушение прав авторов программы для ЭВМ или базы данных и иных правообладателей, может быть наложен арест в порядке, установленном законом.

ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ,

от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

база данных — объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);

воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;

запись — фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

программа для ЭВМ — объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;

Раздел II. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Статья 5. Сфера действия авторского права

1. Авторское право:

1) распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

2. Произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения

1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

в других формах.

3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положениями статьи 7 см. Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 N 537-О.

Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права

1. Объектами авторского права являются:

литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

другие произведения.

2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

3. К объектам авторского права также относятся:

производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

латинской буквы «С» в окружности: C;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Статья 10. Соавторство

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.

Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

……………

Статья 14. Авторское право на служебные произведения

1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

3. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Статья 25. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения:

1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения, осуществляемые исключительно в целях ее функционирования на технических средствах пользователя, осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с автором;

2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей, чем указано в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть правомерным.

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия автора или иного обладателя исключительных прав и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:

1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;

2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;

3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право.

3. Применение положений настоящей статьи не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного обладателя исключительных прав на программу для ЭВМ или базу данных.

Урок 64Информационное общество (§§ 21 — 22)

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 2 часа в неделю | Информационное общество (§§ 21 — 22)

Информационные ресурсы (§ 21)

Что такое информационные ресурсы

Национальные информационные ресурсы

Рынок информационных ресурсов и услуг

Вопросы и задания

Информационное общество (§ 22)

Информационные ресурсы (§ 21)

Вопросы и задания

1. Что обозначает термин «ресурсы»? Какие бывают ресурсы?

2. Что такое информационные ресурсы?

3. Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?

4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?

5. Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?

6. Что представляет собой рынок информационных ресурсов?

7. Кто на рынке информационных ресурсов выступает в роли продавца, а кто — покупателя?

8. Могли бы вы предложить на рынок информационных ресурсов какой-нибудь свой товар? Как бы вы его оценили?

9. Что относится к числу информационных услуг?

10. Придумайте новый вид информационных услуг.

11. Что является основой мирового рынка информационных ресурсов и услуг? Какие виды информационных услуг вы знаете? Пользовались ли вы ими лично?

12. Охарактеризуйте виды информационных ресурсов России.

13. С какими видами информационных ресурсов России вы лично сталкивались?

Следующая страница Информационное общество (§ 22)

Многознание уму не научает.
— Гераклит

Пожалуй, одна из самых болезненных оценок — это оценка наших умственных способностей. Мы многое можем простить, на многое можем не обращать внимания. И только недооценка нашего ума переживается нами особенно остро. Но кого же мы считаем умным? Определить критерии развитого ума — задача не из легких. Эта проблема изучается в различных науках (философия, психология, кибернетика и многие другие) с помощью своих методов и средств с различных опять-таки сторон. Тем не менее проблема и сегодня далека от решения. Однако в нашей повседневной жизни все острее ощущается необходимость в инструментах, позволяющих расширить наши интеллектуальные возможности. И дело ведь не только в том, что быть умным человеком во все времена было престижно и выгодно. Практически за одно поколение мир изменился до неузнаваемости. Информационные потоки в настоящее время меняют все: ценности и убеждения людей, отношения между людьми, мироощущение каждого человека и менталитет больших и малых социальных групп. Именно ум, или интеллект, как способ организации своего умственного опыта — наших мыслей, знаний, понятий — позволяет нам ориентироваться в изменяющихся жизненных условиях, выбирать наиболее эффективные для нас варианты решения самых разнообразных задач. С этой точки зрения интеллект — это наше средство повышения качества жизни.

«В комнате находятся три мухи. Одна из них сидит на окне, вторая летит по диагонали комнаты со скоростью 0.4 м/сек, а третья летает по кругу в центре комнаты с угловой скоростью 15 град/сек. В какой момент времени они окажутся в одной плоскости?»

Читая эту задачу, что вы делали? Вспоминали все, что знаете о скорости из физики, представляли себе картинку, где и как себя ведут мухи, попытались структурировать условие задачи? Какой бы ни была задача, мы приступаем или не приступаем к ее решению, используя привычные для нас способы решения. В этом проявляется наш ум, или интеллект. Определение интеллекта является одной из самых спорных тем в психологии в настоящее время. Существуют различные методологические подходы в изучении этого вопроса, в рамках которых созданы соответствующие модели интеллекта.

Так, например, существует психометрическая модель интеллекта. В этой модели под интеллектом понимается то, что измеряется с помощью тестов IQ. К сожалению, в этих моделях ( на самом деле их несколько) не присутствует определенность в отношении того, что же считать интеллектом. Многочисленные варианты тестов измеряют различные показатели умственных способностей человека, которые проявляются в момент решения этим человеком тестовых заданий. Максимальное число таких показателей проверяет тест Гилфорда (120!). Однако если в модели нет представления о механизмах, внутреннем устройстве изучаемого явления, то сложно говорить о том, каким образом можно управлять этим самым явлением. А ведь конечной целью познания практически всегда является открытие возможностей управлять, изменять и использовать новые знания для улучшения качества жизни. Поэтому мы рассмотрим содержательные модели интеллекта, в которых присутствует вполне определенная концептуальная линия в исследовании феномена интеллекта.

Вернемся к нашей задаче. Вспомните, как вы приступили к ее решению. Прочитав условие, возможно, вы представили себе картинку, на которой были изображены герои истории. Для решения этой задачи достаточно мысленно превратить наших активных и живых мух в безликие точки, и – ИНСАЙТ – три точки всегда определяют плоскость. Поэтому как бы мухи не летали, они всегда в одной плоскости. Именно на этой особенности мыслительной деятельности строится модель в гештальт-психологии. Эта модель была разработана одной из первых, где ученые попытались объяснить механизмы интеллекта. В. Келер, М. Вертгеймер рассматривали интеллект как способность перестраивать образ исходной проблемной ситуации. По их мнению, возникновение решения связано с переструктурированием поля восприятия, при котором схватываются отношения между элементами, необходимые для разрешения проблемы. Эта перестройка происходит практически мгновенно и как бы само собой – этот момент и называется инсайтом. В рамках этой модели сама ситуация подсказывает решение задачи, но только тому сознанию, которое способно подняться до уровня этого разумения. Если вы пережили инсайт во время решения этой задачи, то хорошо представляете, о чем идет речь. На самом же деле, вы практически мгновенно осознали схожесть мух и точек, и решение пришло само собой, но только при условии, что вы в школе учили математику (ваше сознание, другими словами, способно подняться до уровня представления мух в виде точек). Плохо только то, что никогда неизвестно, придет инсайт или нет. Он как бы не зависит от вашего желания и может посещать вас по его свободной воле. Такое положение дел, хоть и встречается довольно часто в жизни, но не может нас устраивать, ежели мы хотим как-то улучшить свои способности решать задачи.

Другой моделью, также рассматривающей интеллект как особую форму сознания, является модель Р. Глезера. У каждого из нас есть определенный набор знаний о различных вещах этого мира (так называемые декларативные знания) и о том, как с этими вещами обращаться (процедурные знания). Р. Глезер считает, что наши умственные способности определяются особенностями организации этой базы знаний. То, где и каким образом у вас хранятся математические представления, определило, смогли ли вы решить задачку и насколько быстро. Уровень интеллекта в этой модели характеризуется легкодоступностью и пригодностью знаний к применению. Возможно, кто-то и знает знаменитые постулаты Евклида, но применить их к решению данной задачи не смог.

Несмотря на принципиальные различия в моделях – модель Келера и Вертгеймера не учитывает роль прошлого опыта (вы ведь могли догадаться о решении задачи интуитивно, не зная о существовании евклидовой геометрии); модель Глезера, напротив, необходимым условием интеллектуальной эффективности считает именно эффективную организацию прошлого опыта, — обе модели рассматривают интеллект с точки зрения содержания. Результат интеллектуальной деятельности зависит от способности к трансформации содержания сознания. Но и в том, и другом случае мы не знаем, как осуществлять эти преобразования сознания, поскольку в моделях они представлены как независимые от нашей воли.

Посмотрим на решение нашей задачи с другой стороны. Картинку, описанную в условии, каждый из нас наблюдал в своей жизни хотя бы раз (дача, школа, да где угодно). Этологический подход У. Р. Чарлсворза в изучении интеллекта предполагает, что интеллектуальное поведение человека можно исследовать только в условиях обыденной жизни, и выводит на первый план феномен здравого смысла. Здравый смысл направлен на реализацию практических потребностей и желаний, чем повышает нашу жизнеспособность в реальных условиях жизни. С позиций здравого смысла умно то, что дает конкретный результат и тем самым улучшает условия жизни. В этой парадигме решать нашу задачу заведомо глупое действие, сама постановка задачи не удовлетворяет требованиям здравого смысла. Именно в этой парадигме возникают самые различные «ветки» интеллекта: практический интеллект, деловой интеллект, денежный интеллект и многие другие. Однако вспомним, как часто бывало в истории, когда новые научные открытия рассматривались современниками как совершенно бесполезные, а потомкам принесли немалые доходы. Думаю, что наши интеллектуальные возможности не стоит ограничивать решением только сиюминутных практических задач, хотя, бесспорно, сложно назвать человека умным, если он не справляется с простыми житейскими проблемами.

Наиболее впечатляющим исследованием интеллекта в прошлом веке было проведено французским ученым Ж. Пиаже – операциональная теория интеллекта. В этой модели интеллект как способность человека осуществлять гибкое и тем не менее устойчивое приспособление к физической и социальной действительности. Качество ума проявляется именно в качестве организации взаимодействия человека со средой. Ж. Пиаже проследил становление интеллекта в процессе развития человека – от рождения до подросткового возраста. Согласно его теории, к 15 годам у человека последовательно развиваются познавательные (когнитивные) схемы, позволяющие ему познавать окружающий мир (процесс ассимиляции), строить свою концепцию этого мира (процесс аккомодации) и, в результате, оказывать влияние на условия окружающей среды (единство обоих процессов).

Интеллектуально развитый человек в модели Пиаже – это человек, который способен проводить рассуждения, не привязываясь к конкретной действительности; может рассмотреть ход своих рассуждений от начала до конца и обратно; способен рассматривать задачу с различных точек зрения, в том числе и с прямо противоположной; и у которого операции анализа, синтеза проходят скоординировано, что приводит к возможности сокращенных рассуждений и «мгновенной» актуализации знаний. Действительно, решая нашу простенькую задачу, вы проявили практически все свойства интеллектуально развитого человека – вы отвлеклись от конретной комнаты с мухами; вы смогли абстрагироваться от мух вобще, представив их точками; вы смогли актуализировать математические знания; и, наконец, вы осознали избыточность условий для решения задачи.

Теория интеллекта Пиаже на самом деле представляет собой наиболее разработанную теорию интеллекта XX века. Однако Пиаже рассматривал интеллект только с точки зрения его развития, причем только до 15 лет. Что происходит с интеллектом во взрослом состоянии человека – исходя из модели, неизвестно. Кроме того, может быть и такая ситуация, когда действительно интеллектуально развитый человек не смог решить эту задачу. Несмотря на то, что все необходимые знания у него есть и все необходимые операциональные структуры у него сформированы. В модели, к сожалению, не исследуется вопрос, каким образом содержание задачи влияет или обусловливает выбор операций, с помощью которых задача разрешается. Ведь мог же кто-нибудь решать эту задачу, используя физические данные!

Целая группа научных направлений изучает интеллект с позиций ответа на вопрос – что первично в разитии интеллекта: генетически определенные нейрофизиологические основы умственной деятельности или же социальное окружение, культура, в которой человек интеллектуально развивается? Мы не будем здесь углубляться в рассмотрение различий (хотя они и принципиальны с точки зрения науки!), отметим лишь главное для нас: наши интеллектуальные возможности формируются в определенной культуре, и, бесспорно, ею же и определяются, в том числе и ограничиваются. На самом деле, если вы не знаете, что такое диагональ, скорость, круг, то просто не поймете условие задачи (социокультурный подход). А решение задачи предполагает еще и то, что вы учили в школе геометрию и хорошо помните ее основные положения. Более того, геометрические понятия (например, плоскость) включены в ваше сознание на уровне внутренних смыслов и именно это позволило вам решить задачу (культурно-исторический подход). С другой стороны, информационный подход в изучении интеллекта предполагает, что различия в умственных способностях обусловлены особенностями функционирования центральной нервной системы. Ментальная скорость безусловно влияет на нашу способность принимать решения. Однако, думаю, каждому не трудно привести примеры из своей жизни, когда скорость решения задачи вовсе не была свидетельством большого ума.

И, наконец, последний научный подход, который мы рассмотрим, — это подход, разработанный М.А. Холодной. Ведущий специалист в области интеллекта, М.А. Холодная предлагает рассматривать интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта. Для того чтобы понять в чем состоит отличие ее подхода в изучении природы ума, я предлагаю вам следующую метафору. Представьте себе интеллект в виде какого-либо многогранника в пространстве. Все рассмотренные нами ранее подходы рассматривали этот многогранник, когда исследователь находился на одной из граней (гештальт-психологическая модель, информационная модель, этологическая модель и др.) или же исследователь располагался на какой-либо вершине многогранника (теория Пиаже, культурно-исторический подход). В первом случае исследователю удавалось достаточно полно рассмотреть один из аспектов проявлений феномена интеллекта. Находясь в вершине, перед исследователем раскрывались уже различные грани и ребра (связи между различными аспектами). Рассматривая феномен интеллекта как индивидуальный способ организации своего умственного опыта, мы как бы отодвигаемся от многогранника, и, тем самым, получаем возможность его вращать. Теория интеллекта М.А. Холодной безусловно не является завершенным, статичным знанием. Я бы сказала, что это скорее методологическая позиция в изучении вопроса. Согласно модели Холодной, наш ментальный опыт структурируется на четырех уровнях (Холодная М.А. Психология интеллекта):

  1. Как человек перерабатывает поступающую информацию,
  2. Способен ли он контролировать работу своего ума,
  3. Почему именно так и именно об этом он думает,
  4. Как он использует свой интеллект.

Все уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Вернемся к нашей задаче. Вы прочитали задачу и ваши действия дальше. Вы стали ее решать: представили себе абстрактную модель или очень правдоподобную картинку? Стали вспоминать физические формулы или математические понятия? Вам вообще стало интересно или вы подумали о неуместности задачи? Сложно ли вам было отказаться от ненужных условий? Все четыре уровня проявились при решении этой анекдотической задачки практически одномоментно. И вы сами можете посмотреть на работу вашего ума? Самое хорошее, на мой взгляд, в этой модели то, что она позволяет ответить на вопрос: а что делать-то? Анализируя свою умственную работу мы можем выявить особенности, присущие именно нам, и изменять их на свое усмотрение. При таком подходе перед нами открываются новые возможности и в самопознании, и в саморазвитии, и в самореализации.

Ирина Сейферт

Ключевые слова:1Когнитивистика