Закон о народных промыслах

Содержание

О народных художественных промыслах (с изменениями на 29 июля 2017 года)

О народных художественных промыслах

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О народных художественных промыслах

(с изменениями на 29 июля 2017 года)

Принят
Государственной Думой
9 декабря 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 1998 года

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов

Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области народных художественных промыслов, касающиеся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, регулируются гражданским законодательством (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) как объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
(Часть дополнительно включена с 6 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 256-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;
место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;
изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;
уникальное изделие народного художественного промысла — единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла;
типовой образец изделия народного художественного промысла — образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования;
мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями;
творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом;
художественно-стилевые особенности народного художественного промысла — совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования.
(Абзац дополнительно включен с 6 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 256-ФЗ)

Статья 4. Основы государственной политики в области народных художественных промыслов

1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 10 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года 234-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статья 5. Организации народных художественных промыслов

1. Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.

2. К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 157-ФЗ.

3. Деятельность организаций народных художественных промыслов не подлежит перепрофилированию в случае смены собственника.
(Пункт дополнительно включен с 6 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 256-ФЗ)

Статья 6. Мастер народного художественного промысла

Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов

1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

2. Субъекты Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов.

3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:
строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах — автоматах или полуавтоматах — без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;
изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;
изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;
изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;
керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;
изделия, изготовленные на вязальных машинах-автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;
другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.

3_1. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности определенного народного художественного промысла, но которые изготовлены не в месте его традиционного бытования.
(Пункт дополнительно включен с 6 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 256-ФЗ)

4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, могут быть обжалованы в суд.

Статья 8. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам

1. Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам.

2. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам осуществляют свою деятельность на основе типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, которое утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных промыслов

1. Места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации.

2. Пункт утратил силу с 3 июля 2007 года — Федеральный закон от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
6 января 1999 года
N 7-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

«Комментарий к Федеральному закону от 6 января 1999 г. n 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (постатейный) (Марлухина Е.О.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 05.12.2005 N 157-ФЗ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Народные художественные промыслы являют собой одну из форм народного художественного творчества — производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлеченные в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX века во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России абрамцево-кудринская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы (в Российской Федерации палехская миниатюра, дымковская игрушка и др.) развиваются при поддержке государства.
Россия с давних времен славилась своими мастерами и умельцами, создававшими уникальные вещи. Достаточно вспомнить лаковую миниатюру, ковроткачество, роспись по ткани, вышивку, плетение кружев, резьбу по дереву и другие. При этом заметим, что наша страна является одной из немногих стран, сумевшей сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов до сих пор. В наше время изделия народных художественных промыслов, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественных производств и мастерство российских ремесленников служат достойным подтверждением культурного наследия России.
Таким образом, художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Отношения в области народных художественных промыслов представляют особую значимость в духовном и нравственном развитии народов Российской Федерации. Еще в Указе Президента РФ от 7 октября 1994 г. N 1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (в настоящее время действует редакция с изменениями от 7 ноября 1997 г., 11 января 2000 г., 2 февраля 2005 г.) сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации было признано одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры. Этим же Указом Президент и поручил Правительству подготовить и представить на рассмотрение Федерального Собрания проект Федерального закона «О народных художественных промыслах».
Президент Российской Федерации В.В. Путин так говорит о народных художественных промыслах: «Сохранение многовековых традиций народного искусства — не просто наш долг перед предками. Это абсолютно необходимое условие нормального духовного развития общества».
2. Комментируемый Закон является результатом повторного нормативно-правового конструирования: первый подобный проект (вернее даже, нормативный акт) был отклонен Президентом в письме от 27 июня 1997 г. на основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации. Первый Федеральный закон «О народных художественных промыслах» был принят Государственной Думой 4 июня 1997 г. и одобрен Советом Федерации 11 июня 1997 г. Однако в названном письме Президент указал: «Анализ Федерального закона свидетельствует, что он лишен какого-либо правового содержания».
Первый Закон состоял из 13 статей, три из которых носили технико-юридический характер (предмет регулирования Федерального закона, правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов, вступление Федерального закона в силу) и одна статья была посвящена определению понятий. В оставшихся девяти статьях содержалось 16 отсылок к иным нормативным правовым актам уже принятым Федеральным законом (шесть), конкретным отраслям законодательства (две), законодательству вообще (четыре), законодательству субъектов Российской Федерации (две) и актам Правительства Российской Федерации (две). Все нормативное содержание этого документа сводилось в конечном итоге к:
— определению понятий;
— установлению перечня изделий, которые не могут быть отнесены к изделиям художественных промыслов;
— определению полномочий Правительства Российской Федерации по двум вопросам: утверждение примерного перечня видов производства и групп изделий художественного промысла и утверждение типового положения о художественно-экспертных советах;
— определению полномочий субъектов Российской Федерации по одному вопросу: установление мест традиционного бытования художественных промыслов.
Все эти вопросы не требовали принятия закона и могли быть решены на уровне актов Правительства РФ. Кроме того, первый Федеральный закон входил в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами Российской Федерации. (Например, в пункте 3 статьи 5 Федерального закона устанавливалось, что «подготовка мастеров народных художественных промыслов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об образовании». В данном случае ссылка на Закон Российской Федерации «Об образовании» представлялась несостоятельной, так как после внесения в него в январе 1996 г. изменений и дополнений он стал называться Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (N 12-ФЗ). В пункте 1 статьи 10 Федерального закона содержались положения, посвященные защите прав юридических и физических лиц от недобросовестной конкуренции в области народных художественных промыслов. В этом пункте обозначались неясные юридические действия (понятия), которые связаны с индивидуализацией юридического лица или индивидуализацией продукции народных художественных промыслов. Федеральный закон устанавливал, что названные права защищаются в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Употребление такой правовой конструкции расходилось с Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе нет таких понятий, как «индивидуализация юридического лица» и «индивидуализация продукции народных художественных промыслов».)
Следует отметить, что в рассматриваемом первом Законе имелись и иные недостатки, позволившие Президенту назвать его в своем в письме от 27 июня 1997 г. «типичным примером имитации законотворческой деятельности».
3. Официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О народных художественных промыслах» был назначен заместитель Министра промышленности Российской Федерации Прокопьев А.А. (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 1996 г. N 1939-р), а затем заместитель Министра экономики Российской Федерации И.В. Стариков (распоряжение Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 881-р).
Нужно отметить, что на сегодняшний день Министерством промышленности и энергетики РФ (наряду с Правительством России) принято самое большое число подзаконных нормативных актов во исполнение комментируемого Закона. К ним относятся такие акты, как:
— Правила предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов, утвержденные Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 21 апреля 2006 г. N 90;
— Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденный Приказом Минпромнауки РФ от 8 августа 2002 г. N 226;
— Правила регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 января 2001 г. N 35;
— Типовое положение о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, утвержденное Постановлением Правительства от 4 декабря 1999 г. N 1349;
4. Нельзя сказать, что нынешний Федеральный закон «О народных художественных промыслах» являет собой крупный нормативно-правовой акт — он достаточно компактен, состоит всего из 10 статей, однако объем правовой информации, содержащийся в них, позволяет в полной мере регулировать отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Закон содержит следующие нормативно-структурные элементы:
— формально-юридические установления (ст. ст. 1, 2, 10);
— определение основных понятий (ст. 3);
— регламентация основ государственной политики в области реализации народных художественных промыслов (ст. 4);
— регулирование деятельности организаций народных художественных промыслов, художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, мастеров народного художественного промысла (ст. ст. 5, 8, 6);
— принятие порядка установления мест традиционного бытования народных художественных промыслов (ст. 9);
— детально разработанные установления, касающиеся изделий народных художественных промыслов (ст. 7).
5. Отношения в области народных художественных промыслов охватывают различные сферы производств народных художественных промыслов. Перечень видов таких производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Минпромнауки от 8 августа 2002 г. N 226. Полагаем целесообразным к отношениям в области народных художественных промыслов относить и ремесленничество, в основе своей сходное с народными художественными промыслами.
Россия издревле славилась своими мастерами. В наше время изделия ремесленников и традиционных народных промыслов, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественных производств, мастерство российских ремесленников служат достойным подтверждением славного культурного наследия россиян.
Так, в 1999 году в соответствии с Законом «О ремесленной деятельности в городе Москве» при активном участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, Московского фонда поддержки малого предпринимательства, Московского комитета образования и других московских и российских организаций, заинтересованных в возрождении и становлении ремесленничества в Москве, была создана Московская палата ремесел, являющаяся на сегодняшний день уникальным организационно-правовым образованием, деятельность которого реализуется в сфере регулирования отношений в области ремесленничества и народных художественных промыслов Москвы. Основными задачами Палаты являются: оказание комплексного содействия в защите прав своих членов, подготовка и аттестация ремесленных кадров, их консультативно-информационное обеспечение, создание и развитие ремесленной инфраструктуры поддержки ремесленничества. Среди направлений ее деятельности можно назвать: ведение Ремесленного реестра Москвы; регистрация, выдача и хранение клейма субъектов ремесленничества; аттестация на звание «Мастер-ремесленник города Москвы»; организация, проведение зарубежных и региональных выставок и конференций; подготовка и издание информационно-методических пособий; координация деятельности ремесленных гильдий и других ремесленных структур московского региона; связь с региональными и международными палатами.
Ремесленная деятельность так же, как и народные художественные промыслы, осуществляется мастерами, подмастерьями, является традиционной, и ее изделия так же, как изделия народных художественных промыслов, носят авторский характер и являются предметами утилитарного и (или) декоративного назначения. Различия же между художественным промыслом и ремесленной деятельностью в том, что виды последней распределены в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, чего не сделано для видов народных художественных промыслов. Несмотря на это, многие из них совпадают с видами ремесленной деятельности.
Так, можно назвать следующие виды производств народных художественных промыслов (см. Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденный Приказом Минпромнауки РФ от 8 августа 2002 г. N 226):
художественная обработка дерева и других растительных материалов;
производство художественной керамики;
художественная обработка металлов;
производство ювелирных изделий народных художественных промыслов;
миниатюрная лаковая живопись;
художественная обработка камня;
художественная обработка кости и рога;
производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов;
художественное ручное кружево;
художественное ручное ткачество;
художественное ручное вязание;
художественное ручное ковроткачество и ковроделие;
художественная ручная роспись и набойка тканей;
художественная обработка кожи и меха;
прочие виды производств изделий народных художественных промыслов.
Как видно из приведенного перечня, он содержит массу производств, относящихся к легкой промышленности, в связи с чем можно отметить, что легкая промышленность является одной из немногих отраслей экономики, где активно функционируют предприятия народных художественных промыслов.
Перечень видов ремесленной деятельности утвержден распоряжением Мэра Москвы от 4 июля 2001 года N 643-РМ «Об утверждении Перечня видов ремесленной деятельности и образцов документов по вопросам обучения и аттестации ремесленников в Москве». К ним относятся следующие виды (с указанием кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг):
0118 «Специализированное садоводство и производство продуктов питомников (аранжировка цветочных композиций)»;
0122 «Производство продукции животноводства (пчеловодство)»;
171 «Прядильное, ткацкое и отделочное производство (золотошвейное дело, лоскутное дело, ручное ткачество)»;
1724 «Производство галантерейных текстильных изделий (кружевоплетение, производство галантерейных и швейных изделий росписью по технологии «батик»)»;
173 «Производство трикотажных и вязаных тканей (ручное художественное вязание)»;
182 «Выделка и крашение меха; производство изделий из натурального меха (скорняжное дело, изготовление художественных изделий из кожи)»;
191 «Дубление и выделка кожи; производство чемоданов, сумок, шорно-седельных изделий (скорняжное дело, шорное дело)»;
192 «Производство обуви (изготовление авторской обуви)»;
2022 «Производство деревянных строительных конструкций и деталей

Постановление 83 Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83

«Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»

(с изменениями от 15 мая, 27 ноября 2010 г., 16 апреля 2012 г., 29 июля 2013 г.)

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

2. Признать утратившим силу раздел III Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 8, ст. 1028).

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Москва

13 февраля 2006 г.

№ 83

Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения

(с изменениями от 15 мая, 27 ноября 2010 г., 16 апреля 2012 г., 29 июля 2013 г.)

1. Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.

При подключении строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по подаче коммунального ресурса газа владелец такого оборудования осуществляет права и обязанности организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в части подключения объектов капитального строительства.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

«ресурсы» — сетевой газ, используемый для предоставления услуг по газоснабжению;

«сети инженерно-технического обеспечения» — совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе газоснабжения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами;

«подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» — процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов;

«точка подключения» — место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам газоснабжения.

3. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании ранее построенным, но не подключенным к сетям инженерно-технического обеспечения объектом капитального строительства, требующим подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (увеличения потребляемой нагрузки), в том числе связанного с изменением параметров этих сетей, или осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) такого объекта (далее — заказчик), для подключения этих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с заявлением о подключении указанных объектов в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую заказчику в порядке, предусмотренном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — исполнитель).

4. Подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;

заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;

исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;

присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;

выполнение условий подачи ресурсов.

5. Подключение объекта капитального строительства к сетям газоснабжения после заключения договора о подключении по этапам, предусмотренным абзацами четвертым — шестым пункта 4 настоящих Правил, осуществляется в порядке, установленном Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317.

6. Для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик направляет исполнителю:

заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заказчика (для физических лиц — фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;

правоустанавливающие документы на земельный участок;

ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;

топографическую карту участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованную с эксплуатирующими организациями;

информацию о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;

иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении.

Исполнитель не вправе требовать от заказчика не предусмотренные настоящими Правилами документы и информацию.

7. Исполнитель при получении от заказчика заявления о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и необходимых документов проверяет их соответствие установленным в настоящих Правилах требованиям.

В случае представления не всех документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, исполнитель в течение 6 рабочих дней с даты получения указанного заявления уведомляет об этом заказчика и в 30-дневный срок с даты получения недостающих документов рассматривает заявление о подключении.

В случае представления всех документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, исполнитель в 30-дневный срок с даты их получения направляет заказчику подписанный договор о подключении и условия подключения.

Условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктом 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

8. В соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.

Заказчик предоставляет исполнителю 1 экземпляр раздела «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации.

9. В случае если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании обращения заказчика.

10. После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком. При этом связанные с проведением работ по присоединению расходы организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение.

Исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению.

11. До начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

12. До ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию заказчик обязан:

обеспечить доступ исполнителя к объектам, подключаемым к сетям инженерно-технического обеспечения, для проверки выполнения заказчиком условий подключения;

выполнить установленные в настоящих Правилах требования, необходимые для подачи ресурсов, с учетом особенностей подключения объектов к отдельным видам сетей инженерно-технического обеспечения.

13. По соглашению сторон подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки), а также обеспечение соответствующими видами ресурсов строящихся объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

14. Лицо, осуществляющее самовольное подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

16. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

17. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

18. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

19. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

20. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

21. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 307.

22. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 307.

23. пункт утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 307.

«О народных художественных промыслах»

Принят Государственной Думой 9 декабря 1998 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1998 года

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно — правовых форм и форм собственности.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов

Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области народных художественных промыслов, касающиеся правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, регулируются законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

— народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;

— место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально – бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;

— изделие народного художественного промысла – художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;

— уникальное изделие народного художественного промысла — единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла;

— типовой образец изделия народного художественного промысла — образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования;

— мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями;

— творческое варьирование — одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом.

Статья 4. Основы государственной политики в области народных художественных промыслов

1. Органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, в том числе:
— принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные целевые программы сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;
— способствуют осуществлению инвестиционных проектов в целях сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов;

— устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в области народных художественных промыслов, льготы по налогам и тарифам на продукцию и услуги естественных монополий, а также порядок заготовки и приобретения сырья и материалов, подлежащих учету и охране в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществляют меры по поддержке народных художественных промыслов посредством предоставления организациям народных художественных промыслов бюджетных кредитов, а также субсидий и субвенций из федерального бюджета, в том числе на финансирование расходов на электрическую энергию и железнодорожные перевозки изготовленной продукции;

— содействуют обучению и подготовке работников для народных художественных промыслов;

— способствуют пропаганде искусства народных художественных промыслов в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации, в том числе посредством организации выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговли изделиями народных художественных промыслов, развития международного обмена и внешнеэкономической деятельности в данной области;

— поддерживают деятельность некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций (объединений), в области народных художественных промыслов;

— принимают меры по сохранению народных художественных промыслов и творческих работников народных художественных промыслов при осуществлении процедур, направленных на предотвращение банкротства организаций народных художественных промыслов, при реорганизации или ликвидации указанных организаций;

— устанавливают иные формы государственной поддержки народных художественных промыслов.

2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти могут принимать решения об отказе в предоставлении организациям, продукция которых отнесена к изделиям народных художественных промыслов, субсидий и субвенций из федерального бюджета, а также льгот по федеральным налогам в случаях установления несоответствия этой продукции положениям статей 3 и 7 настоящего Федерального закона.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют дополнительные меры по поддержке народных художественных промыслов, их сохранению, возрождению и развитию, в том числе посредством установления налоговых и иных льгот.

4. Органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в соответствии с законодательством, в том числе посредством установления льгот по местным налогам.

Статья 5. Организации народных художественных промыслов

1. Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.

2. К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно – правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.

Статья 6. Мастер народного художественного промысла

Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско — правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов

1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно — экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов.
Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Субъекты Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов.

3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:

— строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах — автоматах или полуавтоматах — без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;

— изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;

— изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;

— изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;

— керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;

— изделия, изготовленные на вязальных машинах — автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;

— другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.

4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, могут быть обжалованы в суд.

Статья 8. Художественно — экспертные советы по народным художественным промыслам

1. Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются художественно — экспертные советы по народным художественным промыслам.

2. Художественно — экспертные советы по народным художественным промыслам осуществляют свою деятельность на основе типового положения о художественно — экспертном совете по народным художественным промыслам, которое утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных промыслов

1. Места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации.

2. Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко — культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области (с изменениями на 18 марта 2019 года)

Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области

(с изменениями на 18 марта 2019 года)

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
26 апреля 2012 года)

Настоящий областной закон в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области.

Статья 1. Случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство

1. Не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) для осуществления:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз.

1) строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)», используемых для оказания услуг по организации спорта, отдыха и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности, объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, предназначенных для предоставления указанных услуг и обеспечения деятельности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз.

2) строительства являющихся объектами капитального строительства пляжей, открытых спортивных, игровых, детских площадок, площадок для отдыха, для выгула собак;

3) строительства колодцев, прудов, водохранилищ, выполняемых в грунтах;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз.

4) строительства, реконструкции частных автомобильных дорог необщего пользования;

5) пункт утратил силу с 7 января 2019 года — Закон Ленинградской области от 27 декабря 2018 года N 144-оз;

6) реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 0,6 мегапаскаля (далее — газопроводы), водопроводов, трубопроводов тепловых сетей, канализационных сетей, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз; в редакции, введенной в действие с 7 января 2019 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2018 года N 144-оз.

7) пункт дополнительно включен с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; утратил силу с 7 января 2019 года — Закон Ленинградской области от 27 декабря 2018 года N 144-оз;

8) строительства линий и сооружений связи;
(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз.

9) строительства линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования;
(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз; в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

10) пункт утратил силу — Закон Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз;

11) строительства на земельных участках, расположенных за пределами населенного пункта, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и входящих в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственных построек с количеством этажей не более чем два, мелиоративных и других сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности;
(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз)

12) реконструкции мелиоративных систем на земельных участках, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном законом порядке и необходимых для осуществления их деятельности;
(Пункт дополнительно включен с 16 апреля 2015 года Законом Ленинградской области от 13 апреля 2015 года N 36-оз)

13) строительства линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения;
(Пункт дополнительно включен с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2016 года N 107-оз.

14) строительства водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм, а также тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 МПа включительно или горячую воду с температурой до 150°С включительно;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

15) строительства отдельно стоящих ветроэнергетических установок;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

16) строительства пунктов охраны правопорядка и стационарных постов дорожно-патрульной службы;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

17) строительства объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

18) строительства, реконструкции железнодорожных путей необщего пользования;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

19) прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации);
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

20) прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильных дорог;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

21) строительства, реконструкции в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением автомобильных дорог федерального значения) отдельно стоящих объектов дорожного сервиса с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

22) строительства, реконструкции в границах придорожных полос автомобильных дорог отдельно стоящих объектов дорожного сервиса с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

23) реконструкции объектов капитального строительства и (или) их частей при проведении работ по установке пандусов, подъемников, подъемных платформ (аппарелей), транспортеров, не затрагивающих элементы несущих строительных конструкций объектов капитального строительства, для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям, строениям, сооружениям.
(Пункт дополнительно включен с 29 марта 2019 года Законом Ленинградской области от 18 марта 2019 года N 4-оз)

2. При наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведенной в порядке, установленном статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется получение разрешения на строительство для осуществления:
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

1) строительства, реконструкции на территории сельскохозяйственного предприятия, а также на земельном участке, предоставленном или приобретенном для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности, зданий, строений и сооружений относящихся в соответствии с пунктом 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, к объектам и производствам агропромышленного комплекса;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз.

2) строительства на земельных участках общего назначения в границах территории садоводства объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд прохода, проезда, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, охраны, организации отдыха и иных потребностей (линий электропередачи, линий связи, водопроводов, газопроводов, сетей канализации, автомобильных дорог, трансформаторных подстанций, водонапорных башен, котельных, детских и спортивных площадок, площадок для сбора мусора, противопожарных сооружений, административных зданий с количеством этажей не более чем два и общей площадью не более 500 квадратных метров, зданий, предназначенных для размещения предприятий общественного питания, медицинских организаций, дошкольных образовательных организаций);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 31 июля 2018 года N 79-оз.

3) строительства на территории промышленного предприятия объектов капитального строительства, предназначенных для обеспечения основной деятельности предприятия: гаражей, складов сырья и готовой продукции, трансформаторных подстанций, инженерно-технических сетей, в том числе внутриплощадочных газопроводов, канализационных сетей, а также эстакад, предназначенных для размещения таких сетей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз; в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

4) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (линий электропередачи, дорог, трубопроводов и других), за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами, на лесных участках, предоставленных для размещения указанных объектов в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

4_1) строительства линейных объектов федерального и регионального значения (дорог, линий электропередачи, линий и сооружений связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов), за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами, на земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных на период осуществления строительства указанных объектов в соответствии с частью 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

5) строительства линейных объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, за исключением линейных объектов, предусмотренных в пунктах 5, 7, 9, 13 и 14 части 1 настоящей статьи, и объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 мая 2016 года Законом Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2016 года N 107-оз; в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

6) пункт утратил силу с 20 мая 2016 года — Закон Ленинградской области от 6 мая 2016 года N 30-оз;

7) строительства трансформаторных подстанций, за исключением трансформаторных подстанций, указанных в пункте 9 части 1 настоящей статьи;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

8) строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в пределах границ земельных участков предприятий, размещенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения;
(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз; в редакции, введенной в действие Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз.

9) реконструкции отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, на землях населенных пунктов;
(Пункт дополнительно включен с 29 декабря 2014 года Законом Ленинградской области от 25 декабря 2014 года N 104-оз)

10) строительства, реконструкции автомобильных дорог (за исключением автомобильных дорог федерального значения, частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также частных автомобильных дорог необщего пользования, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи);
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

11) строительства, реконструкции в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением автомобильных дорог федерального значения) объектов дорожного сервиса, за исключением объектов, указанных в пункте 21 части 1 настоящей статьи;
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

12) строительства, реконструкции в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов дорожного сервиса, за исключением объектов, указанных в пункте 22 части 1 настоящей статьи.
(Пункт дополнительно включен Законом Ленинградской области от 13 июля 2018 года N 69-оз)

Статья 2. Размещение сведений об объектах капитального строительства в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2018 года N 144-оз.

Застройщик при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных статьей 1 настоящего областного закона, для размещения сведений об объектах капитального строительства в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, предусмотренных статьями 56 и 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2018 года N 144-оз.

1) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности орган исполнительной власти Ленинградской области либо подведомственное ему государственное бюджетное учреждение в случае размещения объекта капитального строительства на территориях Ленинградской области и другого субъекта (других субъектов) Российской Федерации, двух и более муниципальных районов, городских округов или в уполномоченный на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в иных случаях документы, указанные в части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2018 года N 144-оз.

2) в течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности орган исполнительной власти Ленинградской области либо подведомственное ему государственное бюджетное учреждение в случае размещения объекта капитального строительства на территориях Ленинградской области и другого субъекта (других субъектов) Российской Федерации, двух и более муниципальных районов, городских округов или в уполномоченный на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в иных случаях документы, указанные в пункте 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2018 года N 144-оз.

Статья 3. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

Санкт-Петербург
18 мая 2012 года
N 38-оз
Официальный
электронный текст
ИПС «Кодекс»
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»