Закон о наукоградах РФ

Содержание

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Правовое регулирование статуса наукограда
  • Статья 2.1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и сохранения такого статуса
  • Статья 3. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда, сохранение и прекращение такого статуса
  • Статья 4. Сохранение форм собственности и организационно-правовых форм организаций научно-производственного комплекса наукограда
  • Статья 5. (утратила силу)
  • Статья 6. (утратила силу)
  • Статья 7. (утратила силу)
  • Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда
  • Статья 8.1. Права органов местного самоуправления при реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда
  • Статья 9. Граница наукограда
  • Статья 10. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций
  • Статья 11. Реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда
  • Статья 12. Обеспечение социальной защиты работников организаций научно-производственного комплекса наукограда
  • Статья 12.1. Обеспечение медицинской помощью населения наукограда
  • Статья 13. Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда
  • Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ
«О статусе наукограда Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

О статусе наукограда Российской Федерации (с изменениями на 20 апреля 2015 года)

О статусе наукограда Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О статусе наукограда Российской Федерации

(с изменениями на 20 апреля 2015 года)

Принят
Государственной Думой
18 декабря 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
27 января 1999 года

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
наукоград Российской Федерации (далее — наукоград) — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
инфраструктура наукограда — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда и функционирование его научно-производственного комплекса, но не входящих в этот комплекс.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 2. Правовое регулирование статуса наукограда

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2_1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда

1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории этого муниципального образования.

2. В муниципальном образовании, претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, разрабатываются и утверждаются стратегия социально-экономического развития муниципального образования, которая подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должна включать в себя раздел, который содержит, в частности:

1) характеристику научного, научно-технического, инновационного потенциалов организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда;

2) способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования.

4. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, включает в себя мероприятия, способствующие:

1) развитию научно-производственного комплекса наукограда, в том числе малых и средних предприятий;

2) реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

3) сохранению и развитию инфраструктуры наукограда.

5. В научно-производственный комплекс наукограда должны входить организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории данного муниципального образования и являющиеся:

1) научными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую, инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, образовательными организациями высшего образования;

2) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими производство товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации), при условии, что доля произведенных организацией в течение календарного года высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполненных инновационных работ, оказанных инновационных услуг) в стоимостном выражении составляет не менее чем 50 процентов общего объема произведенных в течение указанного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

3) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществившими полностью или частично приготовления (в том числе проектно-изыскательские работы, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования), необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

4) хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, которые созданы в установленном федеральными законами порядке указанными в подпункте 1 настоящего пункта научными организациями и образовательными организациями высшего образования и деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

6. В научно-производственный комплекс наукограда наряду с организациями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, должны входить находящиеся на территории данного муниципального образования обособленные подразделения организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территориях других муниципальных образований, при условии, что такие обособленные подразделения соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи (далее — обособленные подразделения).

7. Соответствие организаций, обособленных подразделений требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи, подтверждается данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций.

8. Научно-производственный комплекс наукограда должен соответствовать требованиям, подтвержденным данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций:

1) среднесписочная численность работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также всех организаций, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенных на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда;

2) численность научных работников (исследователей) и лиц из числа профессорско-преподавательского состава (включая лиц, работающих по совместительству) организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда на конец отчетного периода составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда;

3) общий объем произведенных организациями и обособленными подразделениями научно-производственного комплекса наукограда товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства, необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в стоимостном выражении составляют не менее 50 процентов общего объема произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), под которыми понимаются такие товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) всеми индивидуальными предпринимателями, а также всеми организациями, осуществляющими производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенными на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 3. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда, сохранение и прекращение такого статуса

1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации на пятнадцатилетний срок, если научно-производственный комплекс данного муниципального образования соответствует требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2_1 настоящего Федерального закона, при условии наличия стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации, согласованных в соответствии с пунктом 2 статьи 2_1 настоящего Федерального закона.

2. По истечении срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, статус наукограда может быть сохранен Правительством Российской Федерации на следующий пятнадцатилетний срок.

3. Ежегодно уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг осуществления мероприятий, включенных в планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, имеющих статус наукограда, а также показателей деятельности организаций и обособленных подразделений научно-производственных комплексов наукоградов.

4. Статус наукограда может быть досрочно прекращен, если при проведении мониторинга, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в течение трех последовательных календарных лет выявлено несоответствие показателей научно-производственного комплекса наукограда требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2_1 настоящего Федерального закона, при этом результаты, определенные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, не достигнуты. Досрочное прекращение статуса наукограда осуществляется Правительством Российской Федерации по мотивированному ходатайству уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или представительного органа муниципального образования, имеющего статус наукограда, о досрочном прекращении такого статуса, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения или сохранения статуса наукограда.

5. В случае досрочного прекращения статуса наукограда или в случае отказа в сохранении статуса наукограда городскому поселению, имевшему статус наукограда, сохраняется статус городского округа.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 4. Сохранение форм собственности и организационно-правовых форм организаций научно-производственного комплекса наукограда

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Статья 5. Основания и порядок досрочного прекращения статуса наукограда

(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 6. Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса

(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 7. Финансирование наукограда

(статья утратила силу с 1 января 2005 года —
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. —

См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Государственная поддержка наукограда

Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых располагаются муниципальные образования, имеющие статус наукограда, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета для предоставления их соответствующим местным бюджетам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

2. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не учитываются при распределении других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 2_1 настоящего Федерального закона.

4. Часть общего объема указанных в пункте 1 настоящей статьи межбюджетных трансфертов, направляемая на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 2_1 настоящего Федерального закона, распределяется по результатам конкурсного отбора. Объем таких средств и порядок проведения конкурсного отбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ.

Статья 8_1. Права органов местного самоуправления при реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда

1. На территории наукограда органы местного самоуправления реализуют мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, в том числе путем:

1) строительства (создания) и содержания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности и предоставляемого во владение и (или) в пользование работникам организаций научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

2) использования находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе предоставления организациям научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

3) участия в государственных программах, реализуемых субъектами Российской Федерации и предусматривающих поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры муниципальных образований, если условиями реализации указанных программ это допускается.

2. В целях координации исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, обеспечения прозрачности процедур его реализации органы местного самоуправления вправе создать научно-технический совет наукограда.

3. Порядок создания, функции и полномочия научно-технического совета наукограда определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2017 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 100-ФЗ)

Статья 9. Граница наукограда

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций

Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 11. Реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда

По истечении срока, на который муниципальному образованию присвоен статус наукограда, либо в случае досрочного прекращения такого статуса реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 12. Обеспечение социальной защиты работников организаций научно-производственного комплекса наукограда

Социальная защита высвобождаемых работников организаций научно-производственного комплекса наукограда в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации или ликвидации организаций научно-производственного комплекса наукограда по истечении срока действия статуса наукограда либо при досрочном прекращении такого статуса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 12_1. Обеспечение медицинской помощью населения наукограда

Медицинская помощь населению наукограда, включенного в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан в медицинских учреждениях, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ)

Статья 13. Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда

Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
7 апреля 1999 года
N 70-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 20.04.2015)

7 апреля 1999 года N 70-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральный закон от 17.04.2017 N 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 1 И 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОМ ОБРАЩЕНИИ
С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ»

Принят
Государственной Думой
7 апреля 2017 года

Одобрен
Советом Федерации
12 апреля 2017 года

Статья 1

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«неклинические лабораторные исследования пестицида — исследования пестицида, проводимые в лаборатории и в окружающей среде в целях получения данных о его свойствах и (или) оценки угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, в том числе в целях определения остаточного количества действующего вещества пестицида в окружающей среде и сельскохозяйственной продукции;

исследования пестицида, проводимые в окружающей среде, — исследования пестицида, проводимые на территории Российской Федерации в форме эксперимента или ряда экспериментов, проводимых за пределами испытательной лаборатории (центра), в том числе на части земной поверхности, в водных объектах, сооружениях (в том числе теплицах), часто в сочетании с деятельностью, осуществляемой в лаборатории, либо исследования пестицида, проводимые последовательно, то есть сначала исследования проводятся в окружающей среде, а затем в лаборатории и наоборот;

остаточное количество действующего вещества пестицида — количественный показатель содержания действующего вещества пестицида и (или) продуктов его распада (метаболитов) в окружающей среде и сельскохозяйственной продукции, на основании которого оценивается безопасность пестицида для здоровья людей, окружающей среды;

российская испытательная лаборатория (центр), признанная соответствующей принципам надлежащей лабораторной практики, — российское юридическое лицо, признанное соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

иностранная испытательная лаборатория (центр) — иностранное юридическое лицо, имеющее государственную регистрацию в соответствии с законодательством иностранного государства и соответствующее принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития.»;

2) часть вторую статьи 9 изложить в следующей редакции:

«В качестве результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов признаются:

результаты регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, полученные от юридических лиц, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, к проведению данных испытаний в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

результаты неклинических лабораторных исследований пестицида, полученные в российских испытательных лабораториях (центрах), признанных соответствующими принципам надлежащей лабораторной практики;

результаты неклинических лабораторных исследований пестицида, полученные в иностранных испытательных лабораториях (центрах) и содержащие данные об остаточном количестве действующего вещества пестицида в сельскохозяйственной продукции.».

Статья 2

Положения абзаца четвертого части второй статьи 9 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации о присоединении Российской Федерации к Конвенции об Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
17 апреля 2017 года
N 70-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 70-ФЗ О статусе наукограда Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 22.12.2007 N 917 (ред. от 05.07.2016) «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены муниципальные образования, имеющие статус наукограда Российской Федерации, для предоставления их бюджетам наукоградов Российской Федерации»

3. Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» в части, касающейся формы государственной поддержки наукоградов Российской Федерации.

«Методические рекомендации по подготовке документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации» (утв. Минобрнауки России 31.07.2006)

1. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 N 681 (ред. от 17.12.2010) «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру рассмотрения документов, касающихся присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации, а также процедуру прекращения такого статуса.

2. Предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации вносится в Министерство образования и науки Российской Федерации главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и включает в себя следующие документы, представляемые в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке документов о присвоении статуса наукограда Российской Федерации для муниципальных образований, претендующих на присвоение статуса наукограда Российской Федерации:

«Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» (утв. Минфином России)

В соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 70-ФЗ) присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетного трансферта бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 70-ФЗ данные межбюджетные трансферты не должны учитываться при распределении межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, в частности, объем данных трансфертов не должен учитываться при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

«Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19)

Дополнительные предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1072 «Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса»

критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда;

Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса.

2. Признать утратившими силу пункты 1 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 79 «О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно — производственными комплексами (наукоградов)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 5, ст. 618).

Организация местного самоуправления в городах-наукоградах

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наукограды являются городскими округами.

Особенности правового статуса, а также особенности организации местного самоуправления в наукоградах установлены Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

Согласно этому Федеральному закону наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

Научно-производственный комплекс наукограда представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития пауки, технологий и техники РФ.

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать следующим критериям:

  • 1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;
  • 2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» являются: безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационнотелекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядериая энергетика.

В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего па присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

  • 1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной аккредитации;
  • 2) организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50% их общего объема производства.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса.

Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса устанавливается Правительством РФ.

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство РФ утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством РФ.

Указанные межбюджетные трансферты из федерального бюджета не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта РФ.

Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством.

Медицинская помощь населению наукограда, включенного в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции но медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, оказывается в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан в медицинских учреждениях, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.

Статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством РФ.

Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством РФ при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении статуса.

Правительство РФ вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.

По истечении срока, на который муниципальному образованию присвоен статус наукограда, либо в случае досрочного прекращения такого статуса реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.