Запрос в минфин

Содержание

Запрос в Минфин: азбука эффективного общения

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 ноября 2013 г.

Содержание журнала № 22 за 2013 г.М.А. Кокурина, юрист

Все знают, что если в какой-либо спорной ситуации с расчетом налога налогоплательщик следует разъяснениям Минфина, то в случае претензий налоговиков ему не страшны пени и штрафп. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Вы спросите, неужели это так просто — обратиться в Минфин и получить оттуда «личный» ответ. Мы раскроем вам секрет — просто, если знать некоторые правила. Мы расскажем, как сделать свой запрос таким, чтобы он был принят госорганом к рассмотрению и на него был дан ответ по существу. Причем с большой вероятностью — ответ именно в вашу пользу.

Когда нужно обращаться за разъяснением

Желательно вступать в переписку с Минфином только тогда, когда:

  • вы сами скрупулезно разобрали проблему, сделали для себя выводы, но не уверены, что налоговики при проверке будут читать нормы законодательства так же, как и вы;
  • отсутствуют решения ВАС РФ по данному вопросу;
  • цена вопроса для вашей компании высока;
  • у вас есть время — ведь ждать ответ придется 2—3 месяца.

Например, вы получили ответ Минфина в вашу пользу уже после того, как отразили в декларации свою спорную ситуацию. Тогда налоговики впоследствии смогут заявить, что при отражении в отчетности спорного вопроса вы не руководствовались разъяснениями Минфина. Ведь их на тот момент просто не было.

Или, предположим, спор с инспекцией возник у вас в ходе налоговой проверки. Безусловно, вы можете направить запрос в Минфин. Но вы должны понимать, что приостановления проверки в такой ситуации не произойдетп. 9 ст. 89 НК РФ.

И даже если впоследствии вы получите от Минфина ответ, подтверждающий вашу позицию, решение налогового органа по проверке придется оспаривать уже, скорее всего, в судест. 138 НК РФ;

  • нет писем Минфина, в которых даны разъяснения в вашу пользу. А вот если вы знаете, что Минфин уже выпускал невыгодные письма по аналогичному вопросу, это не должно вас останавливать. Ведь разъяснения Минфина не являются нормативными актами, обязательными для применения всеми налогоплательщиками. Не исключено, что организация, посылавшая запрос до вас, не проработала его, из-за чего и получила формальную отписку. Поэтому вы можете попробовать получить свой ответ.

Как составить запрос

Специальных правил составления обращений в Минфин нет. Но некоторые оформительские и содержательные традиции запросов в госорганы уже сложились. Кроме того, можете воспользоваться правилами, установленными для написания запросов в налоговые органыРегламент по информированию, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н (далее — Регламент).

Итак, составьте запрос в произвольной форме. Основные его реквизиты и их расположение можно посмотреть в ГОСТ 6.30-2003. Например, запрос может выглядеть так.

В Департамент налоговой и таможенно-тарифной политикиНаправляйте запрос в структурное подразделение Минфина, которое разъясняет применение именно налогового законодательства
Министерства финансов РФВ качестве адресата укажите в шапке запроса только Минфин, даже если такой же запрос вы подаете еще в какую-либо инстанцию (например, в ФНС). Тогда обращение не будет расценено как дубликат и оставлено без ответаподп. 8 п. 30 Регламента. Свои данные — полное наименование фирмы, ИНН, почтовый адрес — в шапке можно не указывать, если вы составите запрос на бланке компании, в котором все эти сведения есть

30.09.2013
г. Краснодар

Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборахЗадавайте вопрос, рассмотрение которого входит в компетенцию Минфина — «рассмотрение вопросов применения законодательства РФ о налогах и сборах»п. 1 ст. 34.2 НК РФ. А вот, допустим, за разъяснением гражданского законодательства, за проведением экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфин обращаться бесполезно в отношении расходов на благоустройство территории.

Наша организация строит на арендованном участке земли торгово-офисный комплекс (ТОК), который планирует сдавать в аренду (местонахождение — г. Краснодар). В договоре аренды земельного участка и в предварительных договорах с потенциальными арендаторами помещений в ТОК предусмотрено благоустройство прилегающей к ТОК территории. Оно включает в себя:
— озеленение территории (приобретение и посадка деревьев и кустарников), установку автоматической системы полива;
— асфальтирование прилегающей территории, устройство ограждений, систем освещения территории;
— асфальтирование и разметку территории для парковки, предназначенной для гостей торгового центра.

Облагораживание территории будет продолжаться 3 месяца после ввода здания в эксплуатацию.

До начала строительства к этой территории не было подъездных путей.

Подробно и ясно описывайте свою ситуацию. Тогда впоследствии налоговые органы не смогут отказать в применении полученных вами от Минфина разъяснений, сославшись на то, что они основаны на неполной или недостоверной информациип. 8 ст. 76 НК РФ

В Налоговом кодексе в отношении объектов внешнего благоустройства сказано лишь, что они не амортизируются (ст. 256 НК РФ). Прямого запрета на учет в расходах затрат на облагораживание территории нет.

Перечисленные выше расходы на асфальтирование прилегающей к ТОК территории связаны с коммерческой деятельностью нашей организации и являются экономически обоснованными, так как они позволят обеспечить доступ клиентов к торговым и офисным помещениям.

Отметим, что имеются судебные решения, подтверждающие обоснованность таких расходов и разрешающие учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыльПостановления ФАС МО от 05.12.2012 № А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 № Ф09-5675/12.

Кроме того, в п. 8.1 Правил благоустройства территории, утвержденных Решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6, установлено, что организация обязана выполнить нормы по озеленению территории вокруг построенных объектов деловой инфраструктуры. То есть озеленение производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Приводите свою систему аргументов, подкрепляя их ссылками на нормативные акты, в том числе на региональные и местные, и на судебную практику, если таковая имеется. Помните, что оперировать вы должны нормами законодательства, действовавшими на момент совершения вашей спорной операции. Без вашей аргументации и анализа норм законодательства Минфин может дать вам формальную отписку о том, что он не занимается «оценкой конкретных хозяйственных ситуаций»

Правильно ли мы понимаем,Наличие такого «закрытого» вопроса делает очень вероятным ответ Минфина: «Да, вы все понимаете верно»/»Да, вы правы» что мы можем учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на благоустройство территории, которые возникли:
— в период строительства;
— после окончания строительства и ввода торгового комплекса в эксплуатацию?

Приложите копии документов, подтверждающих исходные сведения, на основании которых вы формулировали запрос, и документов, подтверждающих ваши аргументы. Основные мысли в них лучше выделить цветным маркером, чтобы сотруднику Минфина, анализирующему ваш запрос, было проще их увидеть

Генеральный директор ООО «Уникум» Должна стоять подпись полномочного лица — руководителя или сотрудника, уполномоченного доверенностью на взаимодействие с госорганами. В последнем случае приложите к запросу копию доверенностиподп. 2, 4 п. 27 Регламента; Письмо Минфина от 20.09.2013 № 03-02-08/38952 Любопытный И.М.
М. П.
Печать лучше поставить, даже если вы составите запрос на бланке компании

Если по вашей ситуации есть противоречащие друг другу разъяснения Минфина, в запросе лучше на них сослаться, чтобы лишний раз показать, что нормы законодательства можно читать по-разному. И следовательно, толковаться они должны в пользу налогоплательщикап. 7 ст. 3 НК РФ.

Наверняка вы помните спорную ситуацию с порядком восстановления амортизационной премии при продаже основного средства до истечения 5-лет­него срока с момента ввода его в эксплуатациюп. 9 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013). В течение года ведомство несколько раз меняло свою позицию: надо учитывать премию при определении остаточной стоимости ОС или нет. И если бы законодатель не решил этот спорный вопросподп. 10 ст. 1 Закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ, вы могли бы направить в Минфин такой запрос.

Наша организация продает основное средство через 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. По этому основному средству была применена амортизационная премия, сумма которой теперь восстанавливается.

Ранее были выпущены следующие Письма Минфина:

— от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68. В нем говорится, что при продаже ОС до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию надо:

— остаточную стоимость объекта определить как разницу между первоначальной стоимостью, равной сумме затрат на его приобретение, и суммой начисленной амортизации;
— сумму амортизационной премии учесть во внереализационных доходах.

Такие разъяснения, на наш взгляд, соответствуют Налоговому кодексу РФ. Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход на его остаточную стоимость, которая должна определяться как разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации. А вот корректировка первоначальной стоимости на величину амортизационной премии при реализации налоговым законодательством не предусмотрена;

— от 10.08.2012 № 03-03-06/1/404. В этом Письме говорится, что при «досрочной» продаже ОС из его первоначальной стоимости надо вычитать и амортизационную премию, и начисленную амортизацию. Таким образом, амортизационная премия:

— восстанавливается в доходах;
— увеличивает прибыль от продажи ОС.

Правильно ли мы понимаем, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика? То есть нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Письме от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68 (определять остаточную стоимость ОС при его досрочной продаже как разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной за период эксплуатации амортизации).

Куда направить запрос

Запрос надо направить по почте на адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.

СОВЕТ

Чтобы знать, с какого дня отсчитывать время на подготовку Минфином для вас ответа, отправляйте заказное письмо с уведомлением.

Копии документов — приложений перечислите в описи вложения, один экземпляр которой с отметкой работника почты сохраните.

***

Помните еще вот о каких моментах.

Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц госорганов за нарушение сроков подготовки ответа на запросы налогоплательщиковст. 5.59 КоАП РФ. Максимальный срок на ответ — 3 месяца со дня получения министерством вашего письма. Если этот срок подходит к концу, а ответа все нет, выясните, кто занимается вашим запросом. Узнайте у него, в какой срок будет готов ответ. И если это вас не устраивает, обжалуйте в суде его бездействие.

Вы сами решаете, пользоваться вам полученными разъяснениями Минфина или нет — нормативным правовым актом его письмо не является. Если разъяснение дано не в вашу пользу, просто не применяйте его и, конечно же, не показывайте налоговикам в случае проверки.

Не стоит отправлять в Минфин запрос, если вы сами тщательно не проанализировали нормативную базу и не проработали в деталях формулировку вопроса. Наспех написанный запрос может аукнуться неприятными последствиями не только для вашей компании, но и для других налогоплательщиков. Любой вопрос, по которому вышел пробюджетный ответ, налоговики могут рассматривать как повод для очередной придирки, которой могло бы и не быть без «лишнего» любопытства.

Получив положительный ответ Минфина на ваш запрос, убедитесь, что под ним стоит подпись сотрудника, уполномоченного подписывать разъяснения ведомства. Иначе ответ не спасет вас от пени и штрафа.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 июля 2019 г. N 03-02-08/55114

Вопрос: О статусе письменных разъяснений Минфина России и их применении.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении заявления о признании недействующими писем Минфина России от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в этих письмах положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

По итогам анализа статуса и правовых последствий указанных письменных разъяснений с учетом рассмотренных законодательных норм Минфин России разъясняет, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа.

Кроме того, письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. При этом выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) указанных письменных разъяснений).

Однако подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в которых выражена позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций.

С учетом вышеизложенного полагаем, что указанная норма Кодекса не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.

При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

Заместитель
директора департамента налоговой
и таможенной политики Минфина

В.В. Сашичев

Обращения граждан

Порядок рассмотрения электронных обращений граждан, направленных через официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в Министерство финансов Российской Федерации.

2. К рассмотрению принимаются электронные обращения, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

3. Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н.

4. По вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерство дает письменные разъяснения на запросы граждан, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в Министерство, в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По решению Министра (заместителя Министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.

5. Электронное обращение не рассматривается, если:

  • не указаны фамилия или имя заявителя;
  • не указан адрес электронной почты для ответа;
  • текст обращения содержит нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • текст обращения не поддается прочтению;
  • текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы;
  • при наборе текста использована некириллическая раскладка клавиатуры или только заглавные буквы;
  • текст обращения не имеет знаков препинания, содержит непонятные сокращения;
  • является дубликатом предыдущего обращения заявителя;
  • текст обращения является рекламным материалом.

6. Электронные обращения граждан, направляемые в Министерство финансов Российской Федерации минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются.

7. Уведомление о приеме обращения к рассмотрению или об отказе в рассмотрении направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

8. Ответ на принятое к рассмотрению электронное обращение направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.

УВЕДОМЛЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  1. При использовании информации, размещаемой на официальном интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации (далее — Сайт), технические средства Сайта автоматически распознают сетевые (IР) адреса и доменные имена каждого пользователя (посетителя Сайта). Упомянутые сведения; электронные адреса лиц, пользующихся интерактивными сервисами Сайта и (или) отправляющих электронные сообщения в адреса, указанные на Сайте; автоматически накапливаемые сведения о том, к каким интернет-страницам Сайта обращались пользователи; иные сведения (в том числе персонального характера), сообщаемые пользователями, — хранятся с использованием технических средств Сайта для целей, перечисленных в пункте 2 настоящего Уведомления.
  2. Сведения о пользователях Сайта, накапливаемые и хранимые в технических средствах Сайта, используются исключительно для целей совершенствования способов и методов представления информации на Сайте, улучшения обслуживания его пользователей (посетителей), выявления наиболее посещаемых интернет-страниц (интерактивных сервисов) Сайта, а также ведения статистики посещений Сайта.
  3. Вне пределов, указанных в пункте 2 настоящего Уведомления, информация о пользователях Сайта не может быть каким-либо образом использована или разглашена. Доступ к таким сведениям имеют только лица, специально уполномоченные на проведение работ, указанных в пункте 2 настоящего Уведомления, и предупрежденные об ответственности за случайное или умышленное разглашение либо несанкционированное использование таких сведений.
  4. Информация персонального характера о пользователях Сайта хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
  5. Какая-либо информация, являющаяся производной по отношению к сведениям, перечисленным в пункте 1 настоящего Уведомления, представляется для последующего использования (распространения) исключительно в обобщенном виде, без указания конкретных сетевых (электронных) адресов и доменных имен пользователей (посетителей) Сайта.

Я согласен с правилами

Скачать образец бесплатно. Запрос организации в Минфин России о применении налогового законодательства

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без «зарплатного карантина»: выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.

Максимальная продолжительность проверок юрлица с филиалами: 60 дней на все или каждую из них?

Согласно закону срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. В случае, когда юридическое лицо осуществляет деятельность на территории нескольких регионов, продолжительность любой из этих проверок определяется отдельно для каждого его филиала, представительства или обособленного структурного подразделения. При этом, как установлено, общий срок проведения проверки не может быть более 60 рабочих дней. Мнения судов по поводу того, какой срок здесь имеется в виду: всех проверок в отношении юридического лица и его филиалов и подразделений, или проверки каждого из них, расходятся, и это явно иллюстрирует одно из рассмотренных недавно Верховным Судом Российской Федерации дел.

18 Марта 2020

Выплаты врачам в рамках госпрограммы «Земский доктор»

В качестве социальной гарантии медицинским работникам выступают компенсации за работу в сельской местности. На каких условиях осуществляются такие выплаты и подлежат ли они обложению НДФЛ, расскажем в статье.

День общероссийского голосования: нюансы оплаты труда работников

11 марта Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Напомним, законом предусмотрено внесение точечных корректировок в отдельные статьи глав 3-8 Основного закона государства, касающихся установления дополнительных социальных гарантий, расширения полномочий органов публичной власти, уточнения порядка формирования Правительства РФ и т. д.

Как использовать ответ на запрос (письмо) в налоговую или Минфин о разъяснении

Очень часто, изучая конкретный вопрос, невозможно найти строго определенного решения на этот счет в налоговом законодательстве. В Налоговом Кодексе четко не прописано, Минфин трактует по-своему, налоговые органы придерживаются другой точки зрения. Суды встают то на сторону налогоплательщика, то на сторону налоговых органов. Что же делать? Как может добросовестный налогоплательщик обезопасить себя и получить конкретный ответ на свой вопрос? Ведь потом доплачивать налоги, платить пени и штрафы не хочется никому.

Самое разумное решение – это написать запрос (письмо) и уточнить, как поступать в Вашей конкретной ситуации. Такое право налогоплательщика предусмотрено статьей 21 подпунктами 1 и 2 пункта 1.

Что даст налогоплательщику ответ на запрос в органы государственной власти?

Согласно подпункту 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 111 НК РФ налогоплательщик будет освобожден от ответственности за совершение налогового правонарушения, если выполнял письменные разъяснения финансовых, налоговых или других уполномоченных органов государственной власти в пределах их компетенции по вопросам применения налогового законодательства (порядка уплаты, исчисления налога или сбора). Кроме этого, согласно пункту 8 статьи 75 НК РФ пени не будут начислены на недоимку по налогу, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения письменных указаний финансовых налоговых или других уполномоченных органов государственной власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что письменный запрос и адресный письменный ответ на него даст налогоплательщику возможность избежать ответственности, если налогоплательщик действовал согласно письменных разъяснений.

Финансовые, налоговые и другие уполномоченные органы государственной власти и куда конкретно направлять запрос?

Одной из обязанностей налоговых органов являются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ бесплатное информирование налогоплательщиков (в том числе и в письменной форме) о законодательстве о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязанностях налогоплательщика. Налогоплательщик должен получить ответ на свой запрос не позднее 30 дней.

Полномочия Минфина прописаны в статье 34.2 Налогового Кодекса РФ. Согласно пункту 1 данной статьи налогоплательщик может получить от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Письменные разъяснения даются в течение 2-х месяцев со дня поступления запроса. Кроме этого, Министерство финансов дает письменные разъяснения налоговым органам, а налоговые органы обязаны ими руководствоваться. Это прямо прописано в пункте 5 статьи 32 НК РФ.

По логике, получив такие письменные разъяснения, налогоплательщик подстраховал себя, уточнив спорный вопрос (на что он имеет полное право в соответствии с вышеуказанной в НК статьей).

Очень хорошо, когда ответ из налоговых органов поступает четкий и из него понятно как поступать налогоплательщику. В этом случае компания или ИП следует разъяснениям налоговых органов и при возникновении данной спорной ситуации может избежать ответственности. В некоторых случаях ответ налоговой инспекции не дает четкого ответа на вопрос и в ответе даются рекомендации обратиться в другие государственные органы за разъяснениями.

Налогоплательщик обращается в Минфин. По сути, Минфин, согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, также Минфин дает налогоплательщику свой адресный ответ, который является письменным разъяснением. Такой вывод следует из письма Минфина от 07.08.2007 г. № 03-02-07/2-138. При этом налогоплательщик не обязан руководствоваться этими письменными разъяснениями, а может принимать их во внимание, также как и другие ответы специалистов в этой области. Обычно именно такой вывод делается в конце любого письма Минфина при адресном ответе. Ответы Минфина могут быть не однозначными, а являться простым цитирование норм налогового законодательства, кроме этого Минфин может порекомендовать обратиться в другие государственные органы за разъяснениями. В этом случае налогоплательщик вынужден обращаться в другие государственные органы за разъяснениями и искать ответ самостоятельно.

Однако, у других государственных органов, имеется ввиду, например, Министерство строительства и ЖКХ, Министерство транспорта и другие, отсутствуют полномочия по разъяснению налогового законодательства РФ и не освободят компанию от начисленных пеней и штрафов.

Налогоплательщики обрадовались, когда 28 ноября 2017 года вышло Постановление Конституционного Суда № 34-П, в этом Постановлении суд сделал вывод, что налогоплательщик, обращаясь за разъяснениями в налоговые и финансовые органы, должен получить ответ, по которому он сможет действовать. При этом если у налоговых и финансовых органов возникают вопросы, и они не могут решить их самостоятельно, то именно эти органы должны обратиться за разъяснениями самостоятельно и уже дать налогоплательщику четкий ответ на вопрос.

С момента выхода Постановления прошло уже более полугода, но, к сожалению ситуация до сих пор так и не изменилась. Написав запрос в налоговый орган или Министерство финансов в 2018 году, до сих пор можно получить ответ, в котором содержится предложение обратиться за разъяснением в другие государственные органы и не получить конкретного ответа на свой вопрос, как, например, в этом случае. Что делать в такой ситуации? Возможно, получив ответ из соответствующего неуполномоченного государственного органа заново писать запрос в Минфин с просьбой дать ответ на вопрос, возможно, ввиду неясного ответа на вопрос, рассчитывать на благоприятный исход в суде, опираясь на Постановление № 34-П.

Общий вывод следующий: если налогоплательщик не знает, как поступать в данной конкретной ситуации, связанной с нормами налогового законодательства, обращаетесь в Налоговые органы, затем в Минфин, если четкого ответа на вопрос Вы не получили, обращаетесь в другие органы государственной власти.

Как использовать ответ налоговой или Минфина, полученный для другой организации?

Обратите внимание! Пользоваться ответами Минфина или налоговых органов, адресованными для других организаций или ИП не имеет смысла, т.к. ответ предоставленный другому налогоплательщику и примененный Вами, не освободит Вас от ответственности, ведь такие письма не имеет нормативного статуса, а носят информационно-разъяснительный характер.

Воспользоваться разъяснениями Минфина можно только в том случае, если они направлены неопределенному кругу лиц.

Как отправить запрос (письмо) в налоговую или Минфин

Обратиться в налоговый орган и Минфин с письмом, составленным в двух экземплярах (один экземпляр с отметкой о принятии и датой принятия Вы оставляете у себя) можно следующим способом:

  1. Обратиться в свою налоговую инспекцию по месту регистрации организации или месту жительства ИП;
  2. Обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по региону. В Москве адрес Управления ФНС: 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А;
  3. Обратиться в Центральный аппарат по адресу: 127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23;
  4. Обратиться в Минфин России по адресу: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9.

В письме указывайте полные реквизиты организации, действующий юридический адрес. Суть вопроса должна быть четко сформулирована, возможно, высказан Ваш предполагаемый ответ на описанный вопрос.

Если Вам необходима помощь в подготовке сообщения или Вы заинтересованы в бухгалтерском обслуживании, звоните по телефону (495) 661-35-70

Ширяева Наталья