Защита пенсионных прав граждан

Защита пенсионных прав

Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

Виды и многогранность ситуаций, связанных с нарушениями пенсионных прав, многочисленны, довольно трудно самостоятельно разобраться во всех тонкостях и добиться справедливости.

Столкнувшись с возможными нарушениями Ваших прав, обязательно следует обратиться к юристу. Опытный и квалифицированный юрист способен предоставить исчерпывающий ответ по существующему вопросу. Юрист расскажет о допустимых способах защиты прав, выявит особенности дела, невидимые на первый взгляд. Воспользовавшись услугами специалиста получится подать исковое заявление на восстановление Ваших прав. Вам не придется вникать в документальные тонкости дела, заниматься непонятными для вас действиями.

Юрист будет сопровождать вас в суде всех инстанций и добьется положительного решения в вашу пользу, несмотря на сложность и «подводные камни».

Возникли споры о пенсионных правах?

Звоните по телефону:

+7 (903)-947-63-34

Повод для разбирательств

Среди наиболее распространенных ситуаций, когда обращение к юристу необходимо, можно выделить следующее:

  • Отказ в досрочном выходе на пенсию.
  • Не включение трудовой стаж отдельных периодов.
  • Начисление пенсии в меньшем размере и пр.

Только лицо, владеющее знаниями законов и прав граждан, способно выяснить тонкости, особенности каждого вопроса в индивидуальном порядке.

Услуги юриста — быстрый путь решения проблемы

Юрист, специализирующийся в вопросах защиты пенсионных прав, начинает свою работу с выяснения всех существующих обстоятельств (правонарушений).

Клиент в результате получает развернутую консультацию и может рассчитывать на сопровождение его юристом во всех инстанциях.

Постараемся уладить конфликт без обращения в суд путем переговоров, если такой вариант будет возможным.

Я всегда учитываю интересы своего клиента.

С учетом имеющейся проблемы я окажу необходимую услугу, например:

  • Досудебная, претензионная работа.
  • Судебная защита клиента.
  • Оспаривание решений суда и т. д.

Немаловажным преимуществом сотрудничества со мной является оперативное и эффективное разрешение спора о пенсионных правах.

Возникли споры о пенсионных правах?

Звоните по телефону:

Судебная защита пенсионных прав граждан

Понятие судебной защиты пенсионных прав граждан

Основным социальным назначением правосудия в сфере гражданских дел считается обеспечение надлежащего осуществления субъективных прав, а также законных интересов. Правовой спор вызывает необходимость обращения за защитой от судебных органов, которая является государственной гарантией надлежащей реализации субъективного права. Реализация судебным органом судебной защиты выступает в качестве публично-правовой обязанностью суда, которая вытекает из его природы и назначения. В связи с этим, за судебной защитой обращаются как граждане, так и государство в лице компетентных органов, которые представляют исполнительную власть. Судебной защитой является одно из условий наличия и действия важного принципа демократического государства — разделения властей. Гражданский процессуальный кодекс РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) //СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. конкретизирует и дополняет положения ст. 46 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. о судебной защите.

Судебная защита определяется как гарантированная Конституцией РФ, а также процессуальным законодательством, охрана прав, свобод, а также законных интересов человека и гражданина, реализуемая независимым и беспристрастным судом.

Гарантией судебной защиты также является, с одной стороны, право любого человека подать жалобу в определенный судебный орган, и с другой стороны — обязанность судебного органа рассмотреть данную жалобу и вынести по ней законное, справедливое, а также обоснованное решение Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. -М., 2012. — С. 28..

В юридической литературе под реализацией права следует понимать претворение, воплощение правовых норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан)Маняк, Н. И. Проверка судебного акта в суде второй инстанции — гарантия права на судебную защиту и ее неотъемлемая часть / Н. И. Маняк // Закон. — 2013. — № 11. — С. 119-129. .

Применительно к правосудию по гражданским делам право на судебную защиту конкретизируется в нормах процессуального законодательства. Конституция РФ в ч. 1 ст. 19 регламентирует принцип равенства граждан перед законом, перед судом, который конкретизируется в отраслевом законодательстве. Положения ст. 12, а также ч. 3 ст. 38 ГПК РФ закрепляют основное положение о процессуальном равноправии, заключающийся в том, что стороны при осуществлении правосудия по гражданским делам обладать одинаковыми правами на подачу отводов и ходатайств, передачу доказательств, принятие участия в их исследовании, участие в судебных прениях, передачу собственных доводов и объяснений, исполнение других процессуальных прав и установленных обязанностей. Одной из форм реализации данного принципа выступают право самого истца на предъявление требования и право ответчика на встречный искШамшурин, Л. Л. Доступность правосудия как гарантия реализации права на судебную защиту в сфере гражданской юрисдикции / Л. Л. Шамшурин // Арбитражный и гражданский процесс. — 2012. — № 1. — С. 5-8 ; № 2. — С. 5-8. .

Согласно положений ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»//СЗ РФ. — 1997. — № 1. Ст. 1. (далее — Закон о судебной системе) в России правосудие производится только судами, сформированные согласно конституционных положений и положений указанного Федерального конституционного закона, а именно:

1) федеральными судами, к которым относятся:

— Конституционный Суд РФ;

федеральные суды общей юрисдикции (в виде Верховного суда РФ, Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, а также автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов);

федеральные арбитражные суды (в виде федеральных арбитражных судов округов, арбитражных региональных судов);

2) региональными судами — это:

региональные конституционные (уставные) суды;

мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции в регионах.

Согласно положений ст. 3 Закона о судебной системе, единство российской судебной системы обеспечивается при помощи:

— определения российской судебной системы конституционными положениями и нормами Закона о судебной системе;

— соблюдения всеми действующими федеральными судами и мировыми судьями предусмотренных действующим законодательством правил ведения судопроизводства;

— использования всеми судами конституционных положений, положений федеральных конституционных законов, предусмотренных общепризнанных принципов и правовых положений международного права, а также международных договоров РФ, положений конституций (уставов) и иных законов субъектов РФ;

признания необходимости выполнения на всей российской территории судебных постановлений, которые вступили в законную силу;

законодательного утверждения единства статуса судей;

— финансирования действующих федеральных судов и мировых судей из государственного бюджета.

Правовое регулирование защиты прав и свобод граждан показывает, что государство создало необходимые условия для того, чтобы каждый гражданин мог реализовать свое право на судебную защиту, основанное на Конституции Российской Федерации и нормах международного права.

Конституционное субъективное право на судебную защиту по своему характеру является охранительным, а не регулятивным. Поскольку право на судебную защиту можно отнести к общим конституционным правам наряду с правом на труд, образование и т.д., в таком случает право на судебную защиту обеспечивается не столько возможностями и средствами субъекта права, сколько обязанностями государства Красильников Р. Н. Конституционное право личности на судебную защиту: понятие и юридическая природа // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №4-1 С.129-133..

Практическая реализация права на обращение в суд за судебной защитой зависит от ряда условий, предусмотренных законом на стадии возбуждения гражданского судопроизводства. Только на стадии возбуждения гражданского процесса судья имеет право принять исковое заявление к производству. А в случае, если оно не соответствует требованиям закона, судья, руководствуясь ст. 134-136 ГПК РФ, может или отказать в принятии искового заявления, или возвратить его, или оставить без движения. Самым главным в данной ситуации должно быть то, чтобы отказ в принятии искового заявления, возвращение искового заявления, оставление искового заявления без движения были обоснованными и правомерными, иначе они создают процессуальные препятствия в осуществлении права на судебную защиту.

Для разрешения юридического спора, нужно предъявить иск, который предъявляется в суд с помощью подачи искового заявления. Таким образом, исковое заявление представляется внешней формой формулировки иска.

Заинтересованный субъект имеет право обратиться в суд с исковым заявлением как лично, так и направить его по почте. Статьей 133 ГПК РФ устанавливается, что судьей в пятидневный срок со дня поступления искового требования принимается решение о его принятии к производству.

За предъявлением и принятием искового заявления следуют следующие правовые последствия:

лицо, которое направило исковое заявление, приобретает статус истца, у него появляются определенные процессуальные права и обязанности, которые предоставляет закон;

лицо, указываемое в исковом заявлении в качестве нарушителя прав, становится ответчиком, у него также появляются все права стороны.

Говоря по другому, появляется процессуальное правоотношение.

Материально-правовыми последствиями предъявления иска является то, что прекращается срок исковой давности (ст. 203 ГК РФ).

Процедура обращения в суд или предъявления иска является строго регламентированной.

Как указано ранее, требуется соблюдение всех условий права на подачу иска: наличие у заявителя-истца права дееспособности; подведомственность дела суду, подсудность определенному суду; обязательно придерживаться досудебной процедуры рассмотрения спора, если данную процедуру предусматривает федеральный закон или договор; отсутствие решения суда, которое вступило в законную силу, по одинаковому спору, между одинаковыми участниками, по одинаковому вопросу и по таким же причинам; решение суда о прекращении производства по гражданскому делу по причине принятия отказа непосредственно истца от заявления или заключением мирового соглашения между сторонами; отсутствие постановления третейского суда по данному спору, исключая случаи, когда судом отказано в выдаче по спору исполнительного листа на принудительное выполнение решения, вынесенного третейским судом.

На стадии возбуждения гражданского дела можно выделить такие гарантии судебной защиты, как:

1) обязанность судьи рассмотреть вопрос о принятии иска к производству суда в течение пяти дней (ст. 133 ГПК);

2) закрытый перечень случаев, при которых судья может отказать в принятии искового заявления или возвратить его (ст. 134, 135 ГПК);

3) в случае обращения с иском прокурора в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц должна быть указана ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 121 ГПК);

4) возможность повторного обращения истца в случае возвращения иска в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение(ч. 3 ст. 135 ГПК);

5) в случае оставления искового заявления без движения, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления в суд (ч. 2 ст. 136 ГПК);

Рассматривать полную реализацию права гражданина на предоставление судебной защиты возможно лишь тогда, когда принятые, а также вступившие в юридическую силу судебные акты выполнены обязанными лицами, и лишь законные и обоснованные судебные решения направлены на предоставление необходимой защиты прав и свобод человеку и гражданину.

Российское действующее законодательство находится в ходе постоянного формирования и совершенствования, что вызвано важностью более эффективного обеспечения рассматриваемого права гражданина на судебную защиту.

В доктрине отечественного гражданского процессуального права остро поставлен вопрос по поводу реализации принципа правовой определенности. В отношении судебных актов указанный принцип означает, что судебное решение должно иметь определенный характер, лишь в этом случае постановление суда может результативно регулировать правоотношения. Однако, в последнее время требование определенности постановления суда в действующем законодательстве не обозначено.

Не меньше представляются значимыми требования социальной справедливости в правосудии и другие требования, которые предъявляются к актам суда первой инстанции: мотивированность, полнота, ясность, исполнимость и др.

Определение значение данных требований переоценить трудно, поскольку лишь при точном их выполнении можно рассматривать судебную защиту как состоявшуюся. В то же время, нормативное закрепление приобрели лишь законность и обоснованность, которые являются требованиями, предъявляемыми к решениям суда. Содержание данных требований в гражданском судопроизводстве не раскрывается.

В связи с этим, законодательство содержит характер обязательной силы, а правовые нормы — это, в основном, требования законодательства. К данным требованиям Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О судебном решении» от 19 декабря 2003 г. № 23 причисляет законность и обоснованность. Гражданским процессуальным законодательством предусмотрены такие же требования к решению суда как к акту правосудия Зайцев И.М. Решение суда как процессуальный документ // Вестник СГАП. — 2012. — № 2. — С. 15-17..

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, судебное решение должно являться законным и обоснованным.

Законностью решения суда считается первое требование, которое предъявляется положениями ГПК РФ к указанному виду постановления суда первой инстанции. В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении», судебное решение считается законным тогда, когда оно вынесено при точном выполнении правовых положений процессуального права и в полном соответствии с правовыми нормами материального права, подлежащие применению к конкретному правоотношению, или основывается на применении в отдельных ситуациях закона, регулирующего похожее отношение, либо отталкивается от общих начал и смысла законодательства.

При определении правильности установления фактических обстоятельств дела следует исходить из понятия правильности рассмотрения гражданского дела, выработанного в теории гражданского процессуального права. Г.А. Жилин понимает правильность рассмотрения гражданского дела как полное и точное соблюдение требований права в процессе рассмотрения дела, учет правовых позиций, выработанных судебной практикой, а также соблюдение требований справедливости, разумности и целесообразности Жилин Г.А. Понятие целевых установок в гражданском судопроизводстве // Журнал российского права. 2012. N 6.. А.А. Богомолов правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел определяет как соответствие процессуальной деятельности суда и иных участников процесса нормативным предписаниям, а также законность, обоснованность и справедливость выносимых судебных постановлений Богомолов А.А. Процессуальные гарантии правильности и своевременности рассмотрения и разрешения гражданских дел: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 36..

Правильное установление фактических обстоятельств дела предполагает соблюдение гражданской процессуальной формы доказывания. Вне ее процессуальная деятельность по установлению фактических обстоятельств дела теряет свое назначение и становится противоправной. Вопросы о понятии и признаках гражданской процессуальной формы являются предметом продолжительных дискуссий. Наиболее часто гражданская процессуальная форма определяется как совокупность правил, требований, условий, предъявляемых к последовательности совершения процессуальных действий, т.е. регламентированный законом порядок деятельности по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Вопрос об особенностях гражданской процессуальной формы доказывания рассматривался в работах И.В. Решетниковой. Названный автор указывает специфические черты гражданской процессуальной формы доказывания: законодательная урегулированность, детальность правовой регламентации, универсальность, императивность, подчиненность доказывания принципам гражданского процесса Решетникова И.В. Курс доказательственного права в российском гражданском процессе. М.: Норма, 2012. С. 106 — 108.. На наш взгляд, названные черты нельзя считать специфическими для гражданской процессуальной формы доказывания. Они присущи гражданской процессуальной форме в целом и не отражают особенностей процессуальной формы гражданского процессуального доказывания.

Отправным моментом в определении особенностей гражданской процессуальной формы доказывания должно стать положение о единстве и многообразии гражданской процессуальной формы. Гражданская процессуальная форма как единая и неделимая конструкция универсальна и может использоваться для защиты широкого круга прав граждан и организаций. В результате универсальности формы возможна разнообразная деятельность по рассмотрению и разрешению различных гражданских дел. Гражданская процессуальная форма как универсальная конструкция характеризуется регламентированностью нормами гражданского процессуального права, направленностью на выполнение задач гражданского процессуального права; подчиненностью принципам гражданского процессуального права; рациональностью; целесообразностью; системностью, детальностью, властной обязательностью и единством; соответствием требованиям нравственности и морали.

В силу системной организации гражданской процессуальной формы ее элементами выступают комплексы действий участников гражданского судопроизводства, объединенные общей процессуальной целью. Гражданской процессуальной форме доказывания свойственны как общие черты гражданской процессуальной формы, так и специфические. При этом общие черты гражданской процессуальной формы применительно к модели гражданской процессуальной формы доказывания имеют специфическое содержание.

К общим чертам гражданской процессуальной формы, имеющим специальное содержание в доказательственной деятельности, кроме названных И.В. Решетниковой (законодательная урегулированность, детальность, универсальность, императивность и подчиненность принципам гражданского процесса), можно отнести следующие.

Во-первых, направленность на достижение цели гражданского процессуального доказывания, т.е. правильного и своевременного установления фактических обстоятельств дела.

Во-вторых, рациональность гражданской процессуальной формы доказывания. Порядок установления фактических обстоятельств дела должен быть рациональным и обеспечивать достижение цели доказывания наиболее экономичным способом с наименьшей затратой сил участников доказательственного процесса. Можно найти немало примеров усиления рациональности гражданской процессуальной формы доказывания в новейшем процессуальном законодательстве. Так, признание факта бесспорным значительно упрощает процесс доказывания, не подлежат доказыванию факты общеизвестные и преюдициально установленные, презумпции и фикции являются приемами юридической техники, значительно упрощающими установление вероятных и маловероятных фактов.

Во-вторых, соответствие гражданской процессуальной формы доказывания требованиям морали. Вопрос о нравственных основах доказывания не был предметом специальных исследований специалистов в области гражданского и арбитражного процесса. Проблема нравственных начал гражданско-процессуального доказывания в период обращения общественного сознания к общечеловеческим непреходящим ценностям становится особенно актуальной. Она связана такими понятиями, как справедливость, гуманизм, честь и достоинство, уважение и неприкосновенность личности, ее права и свободы Фокина М. Система Целей доказывания в гражданском и арбитражном процессе. Общие положения //Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 5..

Способы защиты пенсионных прав

  • Для читателей старше 60 лет

Как было отмечено ранее, основными способами защиты нарушенных пенсионных прав являются:

  1. судебная защита;
  2. административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы;
  3. защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека.

Рассмотрим подробнее каждый способ.

Судебная защита нарушенных пенсионных прав

Судебная защита нарушенных прав гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на ряд решений Верховного и Конституционного суда РФ, Пенсионный фонд продолжает допускать в своей работе «ошибки», которые умаляют права граждан на заслуженный отдых, гарантированные Конституцией РФ.

Для обращения в суд за защитой нарушенного права необходимо написать исковое заявление в соответствии с требования ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданин вправе лично или через своего представителя подать исковое заявление, при этом представитель должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность. В связи с тем, что гражданин, чье пенсионное право нарушено не обладает (в большинстве случаев) специальными знаниями, лучше обратиться к профессионалу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 94 содержит указания на возмещение судебных издержек в связи с привлечением в дело представителя.

В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им пенсионного права, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

При желании гражданин, решившийся отстаивать свои пенсионные права в суде, может привлечь к этому процессу прокуратуру. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд на основании заявлений граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • истцы – инвалиды I и II группы (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.);
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, по искам к Пенсионному фонду РФ (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.).

При удовлетворении исковых требований пенсионера или лица, претендующего на назначение пенсии, в судебном решении должно быть четко указано, с какого времени пенсионный орган обязан назначить пенсию. В этом вопросе имеющаяся судебная практика исходит из того, что если в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам или ему по каким-либо другим причинам было необоснованно отказано в назначении пенсии, то суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения за ней (но во всех случаях не ранее дня возникновения права на нее).

Наиболее спорными вопросами при обращении в суд граждан, достигших возраста 60 лет, является назначение пенсии по случаю потери кормильца, т. к. необходимо доказывать факт иждивения.

Пример:

В территориальное отделение Пенсионного фонда России (г. Курган) обратилась женщина по поводу назначения пенсии по случаю потери кормильца – мужа 1934 года рождения. Сама женщина – 1942 года рождения, инвалид 2 группы. На момент обращения (30.01.2014) ее пенсия составляла 6 000 рублей, а пенсия умершего мужа –12 000. В назначении пенсии по случаю потери кормильца отказали, т. к. уже выплачиваемая пенсия женщины соответствует прожиточному минимуму.

Ответ:

В данной ситуации необходимо отметить следующее:

Во-первых, прожиточный уровень нетрудоспособных пенсионеров в РФ составляет 6023 рубля в месяц. Во-вторых, в соответствии со статьей 9 ФЗ «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Применительно к данной ситуации к нетрудоспособным членам семьи относятся родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, необходимо доказывать факт соответствия данным условиям, чтобы суд удовлетворил право на получение пенсии по потере кормильца.

Пример:

Я пенсионерка, награждена Почётной грамотой Минздрава РФ, но в отчестве была допущена ошибка. Из-за этого не могу подать документы на присвоение звания

«Ветеран труда». Что делать?

Ответ:

В данном случае правопринадлежность документов устанавливает суд. Необходимо обратиться в суд со всеми документами, в которых указаны имя, отчество и фамилия. Решение суда обязательно для исполнения соответствующими органами.

Административный порядок защиты пенсионных прав

Государственные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых, социальных пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

Таким образом, в случае, если гражданину становится известно о том, что его права нарушаются, либо решение Пенсионного Фонда противоречит интересам данного гражданина, он вправе обжаловать действие, например, Управления ПФР в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в вышестоящем пенсионном органе – Отделении Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области.

Пример:

Вдова военнослужащего, умершего вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в ноябре 1994 г. обратилась в Управление ПФР в Шемуршинском районе по Чувашской республике с заявлением о выплате ежемесячныхденежных выплат. Однако получила отказ в связи с тем, что она трудоспособна, не инвалид, не пенсионер, и ребенок, которому больше 23-х лет, проживает с ней.

Женщина обратилась в вышестоящий пенсионный орган – Отделение ПФР по Чувашской республики – с соответствующей жалобой, где обосновала свою позицию Определением Конституционного суда РФ №331-О-П от 4.04.2007. Согласно данному Определению, вдовы военнослужащих, которые погибли или их смерть наступила до 16 января 1995 года (т. е. до вступления в силу Закона «О ветеранах»), имеют право на ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, т. к. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Пенсионный Фонд России назначил в итоге ЕДВ по категории «Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека

В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 штуки. Еще к этим цифрам следует добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел – до 48,5%.

Как отмечают уполномоченные по правам человека в различных субъектах РФ, среди наиболее актуальных вопросов в сфере пенсионного обеспечения можно назвать несогласие с расчетом размеров пенсий, трудности в получении архивных документов и доказательстве стажа работы в том или ином учреждении. Бывает, что необходимо срочно решить или выяснить важный вопрос, но попасть на личный прием к руководителям территориальных управлений Пенсионного фонда РФ трудно. Жалуются заявители и на то, что в отдельных управлениях Пенсионного Фонда их письма остаются без ответа.

Пример:

Жительница Можайского района Московской области сообщила о бездействии и равнодушии сотрудников территориального пенсионного управления. Несколько лет она не могла самостоятельно получить справки для перерасчета пенсии, доказывающие работу по совместительству в отделении Сбербанка. В пенсионном управлении ее просьбы игнорировались. Она обратилась к уполномоченному по правам человека Можайского района Московской области, в результате вмешательства которого необходимые документы были найдены, и пенсия пересчитана в сторону увеличения.

Пример:

Гражданка С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии. Решением от 10 июня 2009 года ей в назначении пенсии отказали по мотиву отсутствия пятилетнего страхового стажа. В качестве причины принятого решения было указано на сомнение в подлинности трудовой книжки, основанное на том, что записи о работе в медицинском учреждении на территории Армении не были подтверждены документально, а также на непоступлении ко времени принятия решения актов проверок остальных периодов трудовой деятельности, отраженных в книжке. Таким образом, в пенсии отказано до окончания проверки пенсионных прав заявителя и установления всех обстоятельств дела. Гражданка С. расценила это, как нарушение ее прав, и вынуждена была обратиться за защитой к уполномоченному по правам человека в Волгоградской области.

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению



Lex est tutissima cassis; sub clypeo legis nemo decipitur

(лат.: Право есть безопаснейший шлем; под защитой права никто не бывает обманут)

Латинский афоризм

Государство, как гарант социальных прав граждан, играет решающую роль в жизни страны посредством последовательно проводимой им социальной политики. Формирование гражданского общества и эффективного социального пространства предполагает для граждан наличие гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека, и гражданина. Как правило, потребность в защите права на социальное обеспечение возникает:

  1. в случае его нарушения;
  2. в случае создания препятствий на пути его реализации;
  3. в случае отказа в признании за лицом этого права;
  4. в случае неисполнения обязанности по предоставлению права.

Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения:

  1. по поводу денежных выплат;
  2. по поводу натуральных видов социального обеспечения;
  3. процедурного и процессуального характера.

Такое разнообразие источников права соцобеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только в основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на те или иные виды социального обеспечения, где отражаются требования и условия предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации, как база для развития всего федерального законодательства, формулирует конституционные положения по социальным вопросам были с учетом всех ратифицированных международно-правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня. Определенно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением финансовых средств на эти цели очень часто зависит от позиции федерального законодателя.

Если социальное государство предполагает гарантии социальных прав гражданина, следовательно, у него имеются соответствующие обязанности, например, как:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. МРОТ;
  3. обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты.

Однако, законодательство, как правило, редко учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого, перед реализацией социальных прав в России встаёт ряд проблем, о коих свидетельствует обширная судебная практика .

Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер. Так, например, СК РФ в ст. 139 обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 155 установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Также, немалое значение имело введение права получения материнского капитала. Но, при этом, возник ряд проблем, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, многие аспекты получения материнского капитала, нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Законодательство о государственных пособиях на детей до сих пор остается противоречивым. Выстроенная система социальных пособий не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Немалое значение здесь играет отсутствие в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей», что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, в действительности занимающихся воспитанием и содержанием ребенка: опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение социальных пособий.

В связи с выше изложенным напрашивается вывод том, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, раскрывающего содержание и разграничивающего вышеуказанные понятия и регулирующего все правоотношения в данной сфере.

Также, значительное количество проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования соцзащиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Конституция Российской Федерации в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение как по возрасту, так и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерации также гарантируются государственные пенсии и пособия, поощряются добровольное соцстрахование, создание дополнительных форм соцобеспечения и благотворительность.

В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации является ряд законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей , в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты.

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:

 если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;

 если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства;

 если оно не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий и обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Однако, анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Нельзя не обратить внимание на гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую оказывают бесплатно.

Под государственной охраной здоровья должно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, направленных на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно также выделить ряд проблем. Основной будет являться отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Вариант её решения состоит в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовых актов, в области медицинской помощи и охраны здоровья, например, принятие нового федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» в котором будут содержатся положения, регулирующие такие аспекты, как:

  1. нехватка квалифицированных кадров;
  2. дефицит финансирования;
  3. нерациональное использование средств;
  4. износ помещений, медицинской техники и оборудования.

Также, необходимо рассмотреть вариант федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует значительное количество проблем в сфере реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что её нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако, в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

Резюмируя проведенную работу, позволю себе сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области соцзащиты:

  1. положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Требуется разработка основополагающего акта (например, «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»), который бы содержал все основные принципы осуществления конституционных гарантий прав граждан на социальную защиту и положения, регулирующие непосредственно деятельность органов в этой сфере;
  2. для поддержки защиты материнства необходимо создать семейный капитал. Он может содержаться (в качестве гарантии финансового характера) в банке;
  3. необходимо закрепление вопросов ответственности пенсионных и страховых фондов, за не соответствующие действующему законодательству действия, а также действия, ведущие к необоснованному уменьшению размера пенсии, например, в основополагающем акте: «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»;
  4. необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.

Литература:

Конспекты юриста

Главная → Курсовые → Курсовые по праву социального обеспечения

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

  • 1.1. Понятие, значение, сущность судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 1.2. Порядок судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 1.3. Нормативное регулирование судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

2. Реализация судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

  • 2.1. Социально-правовая защита граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 2.2. Судебно-правовая защита граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

3. Проблемы механизма судебной защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

Заключение.

Список используемых источников.

Введение

Актуальность темы представленного исследования связана, прежде всего, с тем, что идея правового государства находится в фокусе современного юридического мышления. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества. Идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, осознана и получила закрепление в Конституции Российской Федерации. В правовой системе государства закреплен весь перечень прав, зафиксированных в международных актах и соглашениях, ставших новацией для отечественного законодательства.

Российская Федерация является социальным государством, одно из основных назначений которого — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Целью данной работы является рассмотрение проблем судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

Предметом исследования является судебный механизм защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить такие задачи как:

  • — рассмотреть вопрос пенсионного обеспечения;
  • — проанализировать нормативно-правовые источники, регламентирующие данную деятельность;
  • — рассмотреть механизм судебных споров по вопросам пенсионного обеспечения по выслуге лет и др.

Таким образом, в настоящее время вопрос о защите субъективных прав имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права.

Скачать работу (docx)